Память

Детская память. когда и как формируется память у детей? что помнит ребенок?

Введение

Эта тема актуальна и по сей день потому-то что память является неотъемлемой частью личности человека. Память является одним из ценнейших свойств челов еческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того — она является своеобразной основой всякого познания.

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Память характеризует нашу индивидуальность и принуждает действовать тем или иным методом больший степени, чем другая отдельно взятая специфика нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее.

Именно память уберегает прошлое от забывания, не даёт ему стать таким же недостижимым как будущее. Другими словами, память придаёт целенаправленность ходу времени. Для каждого индивида память является неповторимой. Память позволяет нам осознавать и собственую уникальность, и личность других людей Память — одно из значимых свойств психики человека. Любая форма психической деятельности оперится на память Память в психологии считается одним из основных познавательных процессов. Она является своеобразной основой всякого познавания. Память займет особенное место среди психических познавательных процессов. Памятью называется функция нервной системы и психики, представляющая собой способность к сохранению информации об окружающей среде и к воспроизведению её в дальнейшем. Родоначальником научного психического анализа памяти считается Г. Эббингауза Изучением памяти занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Л. С. Выготский, Ф. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, П. П. Болонский, А. А. Смирнов, П. Жане, Г. Эббингауз, Г. Мюллер и другие.

При изучении памяти эти ученые разработали ряд законов и теорий памяти. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени

Цель работы – исследовать память как познавательный процесс.
Основными задачами, которые мы ставили перед собой, являются:
— проанализировать основные научные подходы и направления в области разработки проблем памяти;
— рассмотреть основные процессы памяти, определяемые в современных условиях, и охарактеризовать основные её виды;
— изучить основные методы исследования памяти, Методологические основания работы – теоретические положения общей психологии, различные теории памяти (ассоциативные, нейронные, биохимические, социально-генетические).

Объект исследования:

Предмет исследования: изучение памяти и характеристик

Целю исследования – проблема памяти в психологических исследованиях, основные процессы и виды памяти, основные методы её исследования.

Целью исследования в данной работе является изучение памяти , методов их исследования, а так же их характеристик

Гипотеза: Предполагается

Методы исследования: В качестве методов исследования для подтверждения данной гипотезы применялось тестирование и анализ литературных источников.

В исследовании применялись методики: «Память на образы», «пиктограммы», «запоминание 10 слов»(Лурия А.Р)

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, эссе. Общий объем работы __ страница компьютерного текста.

Обучение ребенка мнемотехникам

Быстрее выучить необходимую информацию помогут мнемотехники, которые с помощью специальных приемов облегчают процесс запоминания.

Метод Цицерона

Этот метод используют, когда надо запомнить перечень объектов. Для этого ребенку нужно вспомнить обстановку в своей комнате и мысленно расположить запоминаемые объекты в разных местах. Например, медведя поместить на диван, апельсин положить на полочку, шоколадку — на подоконник, чашку — на книжный шкаф. Перед этим нужно в воображении представить объекты в одинаковом размере, чтобы они не выделялись в обстановке комнаты.

Чтобы вспомнить объекты, ребенку нужно мысленно вернуться в свою комнату и попеременно вспоминать, что в ней находится. Вместе с мебелью удастся вспомнить и объекты, мысленно там размещенные.

Ассоциативные ряды

Основная рекомендация из психологии для облегчения запоминания — это составление ассоциаций. Человеческая память ассоциативна, поэтому создание взаимосвязей между объектами или объектом и его свойствами поможет в будущем легче воспроизвести эти воспоминания. Ассоциации на разные слова могут быть понятными всем или только ребенку, которые имеют отношение к его предыдущему опыту.

Периоды формирования памяти у ребенка

Дошкольный возраст

До 1 года

Происходит формирование моторной памяти ребенка. Это означает, что он запоминает движения. Если вы берете малыша на руки, чтобы покормить или успокоить, он затихает, чувствуя безопасность из-за многократного повторения этих действий.

В этом возрасте ребенок познает мир телом: он ощупывает, рассматривает, касается различных вещей, чтобы их изучить. Через эти ощущения активизируется мозг.

Малыш запоминает образы родных и любимые игрушки. Двигательный опыт также способствует формированию памяти.

В этом возрасте у ребенка есть только кратковременная память.

1-3 года

В период с одного года до трех лет продолжается развитие кратковременной памяти. У ребенка в этом возрасте еще нет особых воспоминаний. В его голове остаются эмоционально яркие моменты. Как мы уже сказали, долговременная память и зона ее хранения сформированы не до конца, большая часть воспоминаний из этого возраста не сохранится, для запоминания чего-либо ребенку нужно многократное повторение. Малышу запомнятся наиболее яркие и сильные чувства, которые он испытал в этом возрасте.

Этап развития памяти в возрасте с одного года до трех лет  связан с развитием восприятия и предметной деятельностью, которая дает ребенку большой объем информации об окружающем мире. В этот период времени начинает развиваться образная память, речь и слуховая память.

Словарный запас трехлетнего ребенка составляет 1500 слов. В возрасте 1-3 года  ребенок способен  запомнить короткие сказки и стишки.

3-6 лет

Этот возраст отличается наиболее активным развитием социальных навыков, расширением словарного запаса.

Большая часть информации по-прежнему находится в кратковременной памяти ребенка, но постоянное повторение ведет к хорошему запоминанию и откладыванию в долговременную память.

В 3 года мышление становится сложнее, поэтому ребенком легко запоминаются сюжеты, эмоционально окрашенные истории, игры. На передний план выходит вовлечение воображения и фантазии, образного мышления в процесс запоминания.

Школьный возраст

7-10 лет

Как вы знаете, это уже младший школьный возраст. Основной его признак – формирование произвольного внимания и произвольной памяти ребенка.

Для улучшения процесса запоминания все еще нужен акцент на эмоциональной составляющей. К этому добавляется и осознанность цели – ребенок должен понимать, что он учит. Повторение сильно влияет на долговременное запоминание.

Старше 11 лет

Память ребенка становится все больше похожа на память взрослого, теперь информацию маленький человек запоминает целенаправленно. Повсеместно преобладает долговременная и произвольная память. Информация, изучаемая в школе, очень часто остается в памяти у ребенка на всю жизнь, особенно если он получал знания с удовольствием и большим желанием.

Продолжаем просвещаться в области изучения мозга. От тренируемого вида памяти зависят и способы самой тренировки.

Память — это тоже способность

Память — часть нашего интеллекта. Это первичная умственная, или познавательная, способность. Так что, говоря о способностях, не нужно забывать и о памяти. 

Источник espanarusa.com

Как известно, память выполняет три основных функции — запоминание, сохранение информации и ее воспроизведение. И не секрет, что у разных людей эти функции развиты по-разному. Кто-то медленнее запоминает, но впоследствии очень хорошо удерживает информацию. Кто-то с легкостью загружает в себя большие объемы данных, которые, между тем, через пару дней «вылетают» из памяти. 

Но, кроме природных задатков, например, умения запоминать большие числа или длинные стихотворения после одного прочтения, есть еще и специфические способности памяти, которые вырабатываются в результате повторений, определенной работы, использования мнемотехник.

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, — то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Особенности запоминания детей

Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче картинки, тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка — проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал. Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания

Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно

Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда. В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.

Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств. По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Виды памяти

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить

Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше

Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Важно! Тренировать память нужно самого раннего возраста, это даст возможность в будущем применять полученные навыки и умения

Полезные советы для родителей: как развить детскую память играя

1. Развитие с рождения. Общайтесь с грудничком все время его бодрствования. Рассказывайте потешки для самых маленьких, пойте простые песенки, показывайте крупные, несложные картинки, поясняйте особенности окружающего мира. Со временем вы убедитесь, что реакция на уже знакомые стихи, изображения проявляется осознанно. На новые же прибаутки кроха реагирует сдержанно.

2. Чего не хватает? В эту игру играют уже с годовалым карапузом. Положите перед любимым непоседой несколько игрушек. Попросите закрыть глазки или отвлеките шалуна, при этом быстро один из предметов спрячьте. Проверьте, угадает ли он, чего не хватает.

3. Карточки Гленна Домана. Начиная с рождения, показывайте грудничку несколько карточек в день. Растущий мозг младенца нацелен на познание, не требует мотивации, как губка впитывает большие объемы незнакомой информации

Не поясняйте, что изображено на картинках, не заостряйте на них внимание. Для просмотра каждой иллюстрации достаточно 1-2 секунд

4. Аудиосказки. Пользу чтения книг мы не будем затрагивать — это неоспоримый факт! К сожалению, не все родители уделяют достаточное количество времени деткам. Да и не каждый озорник любит сидеть спокойно, слушая детскую поэзию. Для таких шалунов и очень занятых взрослых удобным вариантом будут аудиосказки, ставшие идеальной заменой телевизору, планшету, другим новомодным гаджетам. Их преимущества:

  • заставляют работать мозг, вырисовывают картинку сюжета в голове — просыпаются воображение, смекалка, логическое мышление. При просмотре мультфильмов образ героя задан мультипликаторами. При прослушивании аудиосюжета малыш вносит собственную индивидуальность в историю;
  • исключают чувство вины у родителей (ведь непоседа занят мегаполезным делом, а не предоставлен сам себе);
  • не вредят зрению;
  • развивают словесно-смысловую память, если попросить слушателя пересказать аудиосказку.

5. Прошедший день. Полезная зарядка для памяти — рассказ ребенка о прошедшем дне. 50% деток не могут сразу структурированно построить рассказ, вспомнить суть конфликта. Иногда они утверждают, что забыли, чем их кормили в саду, какие уроки заданы или почему ругал учитель (воспитатель). Подобные «отмазки» не значат, что отпрыск лжет. Возможно, он устал, перевозбужден и не способен в данную минуту восстановить цепочку событий, негативные воспоминания. Что делать в этом случае? Не ругайте, накормите, дайте ему отдохнуть, расслабиться в стенах дома. Потом снова ненавязчиво расспросите, задавайте наводящие вопросы, и ребенок вспомнит мельчайшие детали.

6. Пересказ увиденного (услышанного) — зарядка для зрительной (слуховой) памяти. Предложите ребенку посмотреть, а после описать витрину, рекламный биллборд, свою комнату, игровую в саду, класс. По дороге домой выучите с ним новое произведение, иностранные слова. Игра «Фотограф» — попросите малыша заглянуть в шкаф, на полку и «сфотографировать» увиденное. Потом рассказать, что и где лежит. Мозг — орган, нуждающийся в ежедневных регулярных тренировках, новых познаниях. Рассказывая об увиденном своими словами, малыш развивает память, речь, художественное восприятие, логическое мышление.

7. Умные сказки, развивающая литература. Старые добрые «Репка», «Теремок», «Колобок» помогают крохе логически восстановить, выстроить сюжет правильно. При запоминании последовательности действий героев тренируется слуховая память.

Развитие с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим

Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
  2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
  3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
  4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
  5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
  6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
  7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок

Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься

Разновидности памяти

В зависимости от того, какой тип психической деятельности предшествует запоминанию, память делят на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Образная память — это сохранение впечатлений, которые были получены с помощью различных органов чувств. Информация поступает к человеку через зрение, слух, осязание, обоняние и восприятие вкуса. У большинства людей развиты слуховая и зрительная память. Остальные виды образного запоминания развиваются у тех, чьи профессии или ежедневные занятия связаны с деятельностью, затрагивающую эти органы чувств — например, у парфюмеров, массажистов или поваров.

Образная память одной из первых развивается у детей. Они начинают запоминать образы, воспринятые через органы чувств, с возраста 1-1,5 лет. В первые годы жизни это основной тип запоминания. Лучше всего работает тактильная память — младенец познает мир через прикосновения.

Двигательная память позволяет запоминать различные движения. Так дети обучаются ходить и писать. Этот тип памяти появляется с первых месяцев жизни. По мере взросления рефлекторные движения становятся более осознанными, что получается в результате процесса запоминания.

Благодаря эмоциональной памяти ребенок запоминает, что в жизни приносит удовольствие и неприятные чувства. Пережитые и сохраненные в памяти эмоции являются основой процессов побуждения к действию или избегания чего-либо в поведении детей. В первые годы жизни запоминание эмоций носит в большей степени условно-рефлекторный характер.

Словесно-логическая память развивается позже всего. Она отвечает за сохранение и воспроизведение собственных мыслей, прочитанных или услышанных предложений. Этот тип запоминания используется и при заучивании материала наизусть и при понимании смысла прочитанного или услышанного. Словесно-логическая память присутствует только у людей, другие 3 типа встречаются у некоторых животных.

В зависимости от того, применяются осознанные усилия для запоминания или нет, память у детей и взрослых делится на произвольную и непроизвольную. При произвольном запоминании стоит цель сохранить свойства объекта, текст или впечатления в памяти. Большая часть жизненного опыта формируется посредством непроизвольного запоминания. У детей с первых лет жизни преобладает непроизвольная память, по мере взросления развивается способность целенаправленно запоминать информацию.

Память бывает кратковременной и долговременной. Отличия состоят в том, насколько долго человек помнит что-либо. При кратковременном запоминании информация забывается через какое-то время. Если что-то отложилось в долговременной памяти, человек может помнить это всю жизнь. Для активизации долговременного запоминания нужно приложить больше усилий, периодически повторять и воспроизводить материал.

2.1 Краткая характеристика используемых в работе методик

В данном исследовании принимало участие участие 20 человек .Из них было 16 представители женского пола и 4 мужского. В исследовании участи принимали люди возрастной категории от (19-25).

Испытуемые проявляли интерес к прохождению методик Исследование проводилось в групповом формате, в аудитории университета. Время на прохождение методик заняло время около часа. В участии принимали люди имеющие работу, учащиеся в университетах

Перед началом выполнения работы испытуемыми была прослушана инструкция выполнения. Методики выполнялись последовательно один за другим .

В исследовании проверяется , основные процессы и виды памяти.

Выбор методик для исследований был обусловлен для исследования памяти ,и изучения особенностей запоминаний. В исследовании использовалось три методики : «Память на образы», «пиктограммы», «запоминание 10 слов»(Лурия А.Р)

Почему мы забываем

Во-первых, мозг, скорее всего, просто не способен запомнить весь массив поступающей информации (хотя единого мнения относительно ёмкости человеческой памяти пока нет).

Во-вторых, некоторые воспоминания со временем теряют свою актуальность. Если информация долгое время не извлекается, то стирается за ненадобностью.

В-третьих, не вся информация для нас изначально важна. А человеческая память избирательна: мы эффективно запоминаем то, что для нас ценно. Смешную считалочку в детстве было проще запомнить, потому что с ней было связано много эмоций и значимых людей.

Если вы легко вспоминаете глупую песенку из рекламы, но регулярно забываете о дне рождения брата или свекрови, с вами всё в порядке: вероятно, это шутки непроизвольной памяти. Она цепляет более детальную, позитивную и эмоционально окрашенную информацию. Например, простые, смешные и рифмующиеся слоганы.

Иногда забывание — симптом возрастных и гормональных изменений. Например, беременности или старения: с возрастом память теряет свою гибкость. А ещё забывчивость провоцируют нарушения здорового образа жизни и окружающие факторы:

  • усталость и недостаток сна;
  • стресс;
  • приём некоторых лекарств (например, антидепрессантов, седативных препаратов, средств от простуды и аллергии);
  • алкоголь и психоактивные вещества.

Иногда нарушения памяти указывают на серьёзные проблемы со здоровьем: например, на болезнь Альцгеймера, деменцию, рассеянный склероз, депрессию или обсессивно-компульсивное расстройство.

Также забывчивость может быть побочным эффектом:

  • сотрясения мозга, травм головы или инсульта;
  • заболеваний печени и почек;
  • проблем с щитовидной железой;
  • недостатка витамина В12;
  • тяжёлых инфекций.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: