Аутизм и рабочая память

Особенности развития при аутизме

Неявная / недекларативная память

Неявная память — это недекларативная память, основанная на прошлом переживания, которые помогают вспоминать вещи, не думая о них. Процедурная память, классическое кондиционирование и прайминг включены в неявную память. Например, процедурные навыки, такие как езда на велосипеде, со временем становятся настолько естественными, что не нужно задумываться о них. Области мозга, которые обрабатывают имплицитную память, — это базальные ганглии и мозжечок. Исследования показывают, что люди с HFA и M-LFA демонстрируют сильную неявную функцию памяти. Люди с HFA демонстрируют неизменную имплицитную память на несоциальные стимулы, неизменную классическую обусловленность и способность выполнять другие неявные учебные задачи. Люди с HFA показали нормальное перцептивное и концептуальное праймирование. Исследования, касающиеся имплицитной памяти у людей с M-LFA, немногочисленны, и необходимы дальнейшие исследования.

Как упоминалось выше, существует очень мало надежных исследований недекларативной памяти для M-LFA. Однако есть некоторые предположения. Некоторые считают, что нарушение моторики, очевидное во многих случаях M-LFA, может указывать на нарушение процедурного обучения. Другие исследования, в том числе Walenski (2006) и Romero-Muguia (2008), также считают, что поведение РАС указывает на неявную функцию памяти. Например, многие люди с РАС обладают исключительными способностями к неявной обработке восприятия в математике, искусстве и музыкальной импровизации. Более того, есть предположение, что, поскольку люди с M-LFA часто характеризуются привычками и распорядком, формирование привычки, вероятно, не нарушается. Гордон и др. (2007) изучили, как аутизм влияет на процедурное обучение, и обнаружили, что даже люди с M-LFA способны выучить неявную последовательность с помощью поведенческого обучения. Поведенческие методы лечения и терапии, используемые с людьми с M-LFA, обычно очень полезны, что позволяет предположить, что неявные знания могут быть приобретены, а кондиционирование не нарушено.

Поведенческие методы лечения и терапии, используемые с людьми M-LFA, обычно очень полезны, предполагая, что неявное знание может быть получено и кондиционирование остается неизменным.

Особенности зрительного восприятия у детей с РАС

Часто у детей с РАС страдает зрительное восприятие, вследствие чего родители и специалисты наблюдают следующие особенности:

  • лучше развито периферическое зрение, когда ребенок смотрит как бы вскользь или боковым зрением, но не напрямую – прямой взгляд доставляет ему дискомфорт, так как присутствует фрагментарность визуального внимания, изображение искажается, становится нечетким и пугающим;
  • затруднения в различении признаков предметов, таких как цвет, форма, величина – при этом ребенок может ими интересоваться, зацикливаться на них, но это будет своего рода стимминг, а не познавательный интерес (он крутит предметы, «залипает» на том, как эти цвета, формы, величины бликуют, перемещаются в движении по пространству и т.д.);
  • невозможность узнавать объекты в перевернутом состоянии, собрать целостный образ из фрагментов, удержать в поле зрения несколько предметов, идентифицировать буквенно-знаковую систему (не у всех);
  • негативная реакция на световые, цветовые, двигательный раздражители – не любит яркий свет, избегает яркие цвета, раздражается, когда перед глазами двигаются несколько объектов (раздвигаются шторы, двери);
  • слабая дифференциация лиц и образов даже близких родственников.

Чаще дети с аутизмом фиксируются на каких-то малозначимых свойствах предметов или явлений и делают их предметом постоянного интереса. Это могут быть блики от света, бегущие строки в рекламе, световой эффект от смены кадров на экране, раскручивание предметов, перебирание пальцами перед глазами и т.д. Многие детки-аутисты любят крутиться вокруг своей оси – это яркий пример стимуляции сенсорных анализаторов, в данном случае – зрительного и моторного в сцепке. Нередко они страдают от чрезмерной чувствительности визуальной перцепции, и тогда приходят страхи – страх идущих людей, открытых окон, автобусов, людей с черными волосами или в темных очках. Страхи очень разнообразны и необычны.

Синдром Ретта

Синдром Ретта – одно из наиболее распространенных патологий в ряду наследственных форм умственной отсталости, встречающееся исключительно у девочек. В течение заболевания часто выявляют четыре стадии:

1. Первая стадия – стагнация. Возраст, в котором впервые отмечаются отклонения в развитии детей, колеблется от 4 месяцев до 2,5 лет. Первые признаки болезни включают замедление психомоторного развития ребенка и темпов роста головы, потерю движения, напоминающие «мытье рук». Более чем у половины детей наблюдаются аномалии дыхания, возможно появление судорожных припадков. Важным симптомом является потеря контакта с окружающими.

2. Далее следует период регресса нервно-психического развития, который начинается, как правило, в возрасте 1-3 лет и сопровождается приступами беспокойства, «безутешного крика», нарушением сна. В течение нескольких недель – месяцев ребенок утрачивает ранее приобретенные навыки, в частности, пропадают целенаправленные движения рук, он перестает говорить.

3. Третья стадия, охватывает период дошкольного и раннего школьного возраста. В это время состояние детей относительно стабильно. На первый план выступают глубокая умственная отсталость, судорожные припадки, а также разнообразные двигательные расстройства. Приступы беспокойства проходят, сон улучшается, становится возможен эмоциональный контакт с ребенком.

4. К концу первого десятилетия жизни начинается четвертая стадия – прогрессирование двигательных нарушений. В то же время судороги становятся реже. В таком состоянии пациенты могут пребывать десятки лет.

Диагностика аутизма

Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития. 

В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев. 

При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.

Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма.  Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.

Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:

  • Интересуется ли ребенок окружающим миром?

  • Делится ли он со своими родителями эмоциями?

  • Часто ли ребенок злится и кричит?

  • Боится ли он прикосновений?

  • Имеются ли у ребенка речевые нарушения?

  • Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?

  • Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?

  • Идет ли он на контакт со сверстниками?

Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего. 

Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.

Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.

Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.

Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.

Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.

Виды раннего детского аутизма

Можно выделить  четыре вида расстройства:

  1. Полное игнорирование происходящего.
  2. Избирательность контактов.
  3. Одержимость собственными интересами.
  4. Трудности взаимодействия.

Первая группа детей предполагает ограничение взаимодействия даже с близкими людьми. От них очень сложно получить улыбку или другую эмоцию. Они не любят прикосновений и избегают смотреть в глаза, настолько избегают общения с окружающим миром, что не реагируют на боль, холод, голод. Речью практически не пользуются, скудны в проявлении эмоций.

Представители данной категории могут быть очень подвижны. Много бегают, кувыркаются, обследуют самые потаенные места. Могут долго смотреть в окно на проплывающие облака, движение машин, мелькание огней. К взрослым обращаются крайне редко, чтобы удовлетворить свои потребности: просят покружить или подбросить, кладут их руку на интересующий объект. Несмотря на свою отрешенность, способны различать «своих» и «чужих».

Вторая группа – более легкая степень расстройства, характеризующаяся выборочностью в контактах с окружающим миром. В основном такие дети предпочитают общаться с близкими людьми, и даже привязаны к ним. Однако эта привязанность необходима им для поддержания постоянства, к которому они так стремятся.

Они создают себе привычные, неизменные формы существования и придерживаются их постоянно. Нарушение их привычного уклада жизни: особенностей питания, одежды, интерьера, маршрута прогулок, вызывает вспышки гнева. Нередко они проявляются в виде аутоагрессии или самотравмирования: дети кусают, щипают себя, наносят другие телесные повреждения.  Малыши с подозрением относятся ко всему новому, не терпят сюрпризов. Все должно идти по известному сценарию.

В привычных для них условиях они способны адаптироваться и чувствовать себя спокойно. Могут осваивать новые навыки, проявляя достаточные способности: красиво рисуют, лепят, впоследствии обладают каллиграфическим почерком. 

Для таких детей характерна фразовая, отрывистая речь. У них в большей степени проявляется стереотипность движений. Коррекционная работа позволяет малышам неплохо адаптироваться к существованию в обществе и достичь успехов в психоречевом развитии.

Третья группа отличается поглощенностью своими интересами, которые порой носят агрессивный, своеобразный характер. Они могут быт ь связаны с пережитым пугающим событием. Благодаря таким увлечениям крохи получают контроль над своим страхом.

Детей этой группы характеризует четкое следование своей программе поведения. Отклонение от нее грозит эмоциональными всплесками, истериками.

Представители данной группы способны к целенаправленным действиям, но только в том случае, когда они уверены в положительном исходе. Неопределенность результата нарушает их деятельность. Таких ребят отличают высокоразвитый интеллект и речь.

Малыши четвертой группы также зависят от постоянства своего окружения. Они чрезвычайно ранимы, тревожны, уязвимы. Любая преграда способна остановить их. Опасаясь быть отвергнутыми взрослыми и лишиться их опеки, они стараются быть сверхпослушными. Близкие люди чрезвычайно значимы для ребенка – через них он выстраивает отношения с окружающим миром, нуждается в их поддержке, одобрении, эмоциональном контакте.

Для таких деток характерна двигательная неловкость. Их движения плохо координированы. Они с трудом осваивают элементарные навыки. Психоинтеллектуальное развитие не отличается особой одаренностью. Речь нечеткая с бедным словарным запасом. Представления о мире недостаточны. Интеллектуальное развитие может протекать с задержкой.

Но следует отметить, что аутист именно этой группы будет стремиться отойти от стереотипов и начать спонтанный диалог со своим окружением.

Дети с РДА характеризуются отстраненностью от окружающих, замкнутостью и скудностью, однотипностью эмоций

Следует понимать, что человек с синдромом раннего детского аутизма чрезвычайно чувствителен и раним, поэтому требует внимательного и осторожного обращения с ним

Дальнейшее развитие

К концу первого года жизни можно заметить, что у детей-аутистов страдает такой компонент развития, как совместная деятельность взрослого и ребенка, в которую входят общие переживания удовольствия и интереса к совместной деятельности, игре.

Такие малыши с трудом вовлекаются в совместную деятельность. Им сложно эмоционально связываться с взрослым. Показательно, когда малышу указывают рукой на какой-либо предмет, а он смотрит только на руку, сам предмет для него неинтересен. Со своей стороны, он редко самостоятельно показывает на объект для того, чтобы поделиться эмоциями. Не формируется указательный жест или ребенок может показывать на что-то рукой взрослого.

Из-за этого у деток плохо формируются такие компоненты взаимокоординации, как слежение за взглядом родителя, подражание его поведению, отклик на собственное имя. Ребенок не реагирует даже на самую банальную просьбу.

1 год – это кризисный период в жизни всех детей. Для аутистичного малыша он проходит особенно сложно. Возможность самостоятельного передвижения приводит к регрессу даже тех малейших коммуникаций, которые имели место.

В позах малыша отсутствует просьба взять его на руки, тогда как здоровые дети в этом возрасте явно демонстрируют это привычным жестом: например, останавливаются и протягивают ручки к родителю. 

К 3 годам у детей с РАС происходит уже отчетлтвое формирование данного синдрома. Вместе с этим обостряется проявление негативизма. Выражается протест на нововведения, попытки организовать их деятельность. Например, ребенок с аутизмом противится смене интерьера в его комнате. Все должно с педантичной точностью оставаться на своих местах.

Отсутствует спонтанность во взаимодействии с людьми. Наблюдается скудность эмоций по отношению к другому человеку. Подражательное поведение затруднительно. 

Ребенок с РАС попадает во власть своих стереотипов. Однообразное, повторяющееся поведение – важный симптом в картине заболевания. Оно может проявляться в виде многократно повторяющихся движений. Такой особенный малыш ходит длительное время по кругу или сидит на месте, раскачиваясь вперед-назад, зависает вниз головой, прыгает на вытянутых ногах. Стереотипные движения усиливаются в момент эмоционального напряжения или радости.

Ритуальное поведение выражается в ежедневном повторении однообразных действий. Возможно, это складывание одежды: она располагается в определенном порядке и последовательности. 

Стереотипное поведение характеризуется действием по определенным правилам. У деток это, чаще всего, выкладывание игрушек однообразным образом, например, по размеру или в ряд

Они уделяют внимание мелким предметам, любят играть со спичками, пуговицами, мозаикой. Более примитивные действия заключаются в надавливании на глазные яблоки, издавании определенных звуков, манипуляции с бумагой

У маленьких аутистов также наблюдается своеобразие интересов, выражающееся в фиксации на одной деятельности или объекте. Малыш любит есть из одной, определенной тарелки. Если ему предлагают другую посуду, он отказывается от еды. Или у него есть любимая игрушка, которая должна постоянно присутствовать с ним.

Наблюдается избирательность в еде. Многие продукты отвергаются. При этом имеется слишком придирчивое отношение к предлагаемым блюдам: ребенок разбирает их на кусочки, обнюхивает. С другой стороны, проявляется тенденция к поглощению несъедобных объектов.

Надо отметить, что ребенок с РАС нередко попадает в опасную ситуацию. Это связано с его вовлеченностью в стереотипные программы. Например: малыш выбегает на оживленную трассу, увидев машину определенного цвета и следуя за ней.

Маленьким аутистам очень сложно освоить элементарные навыки даже самообслуживания. Страдают все сферы процесса: координация, ориентация в пространстве, удержание позы, повторение. Особенно неловкость усиливается, когда наблюдается положительный настрой на деятельность, заинтересованность в ней. В данном случае хорошо помогает совместная деятельность родителя и крохи в следующем режиме. Взрослый берет в свои руки ручки малыша  и начинает вместе с ним проделывать манипуляцию от начала до конца. Таким образом, после череды повторений, ребенок запоминает схему действия.

Если взрослый убирает руки в неподходящий момент и предоставляет своему ребенку свободу действий, он может прекратить повторение навыка.

Возможные стратегии и помощь

—  Сэм сам понял, что если он записывает последовательность действий в виде списка, то это поддерживает его рабочую память. Это одна из техник, которая может помочь людям с проблемами рабочей памяти.

—  Физические упражнения улучшают кровообращение, в мозг поступает больше кислорода, и это улучшает общее функционирование.

—  Стресс — это главный фактор, который ограничивает рабочую память, так что техники релаксации и осознанных медитаций могут помочь людям с ограниченной рабочей памятью.

—  Творческие задачи, например, искусство и ремесла улучшают функционирование мозга как единого целого, развивая рабочую память.

—  Регулярные игры на кратковременную память, например, настольная игра «Мемори», позволяют тренировать и развивать рабочую память.

Эти стратегии позволяют развивать рабочую память всем людям, не только тем, кто находится в спектре аутизма

Важно помнить, что использование рабочей памяти — это как использование определенных мышц: благодаря регулярной практике она будет развиваться и становиться сильнее

Пробные забеги

Джеффри подозревает, что проблемы рабочей памяти помешают Сэму работать в ресторанном бизнесе, но он так мотивирован, что Джеффри решает помочь Сэму попробовать себя в роли официанта. Он договаривается с коллегой с местного предприятия, что Сэм будет работать в паре с официантом столовой во время обеденного перерыва.

Не прошло и часа, как у Сэма началась перегрузка. Темп работы слишком высокий, нужно удерживать в памяти то, что заказали посетители и за каким столом кто сидит, одновременно нужно игнорировать окружающий шум и посторонние действия — ограниченная рабочая память просто не может с этим справиться. Успокоившись, Сэм соглашается, что работа в ресторане плохо ему подходит.

У Сэма очень хорошо развита устная речь, и у него приятный голос, так что Джеффри предлагает ему попробовать себя в телемаркетинге. Он договаривается, что Сэм попрактикуется в звонках из кол-центра — на другом конце провода с ним будут говорить коллеги Джеффри. У Сэма есть сценарий разговора, так что ему не нужно удерживать в памяти всю информацию о том, что ему надо сказать, но он испытывает огромный страх из-за того, что может сказать другой человек, и это вызывает у него очень сильную тревожность.

Особенности вкусовой системы детей с РАС

Как и с предыдущими анализаторами, с вкусовым ситуация схожа. Химические рецепторы на языке ребенка с аутизмом могут быть не слишком восприимчивы к раздражителям, отчего ребенок предпочитает пищу с ярко выраженными вкусами – острое, соленое, слишком сладкое, кислое, необычные сочетания продуктов и блюд. Иногда для создания требуемых ощущений ребенок пробует и употребляет в пище несъедобное, постоянно облизывает разные предметы.

При повышенной чувствительности может наблюдаться отказ от большей части пищи, так как ее вкус вызывает взрыв впечатлений – представьте, что вы едите одновременно несколько совершенно разных и несочетающихся блюд – вот тоже самое чувствует малыш с РАС при гипервосприятии вкусов. Они стараются избегать твердой, волокнистой пищи, отдают предпочтение мягкому и протертому.

Чем больше родители понимают особенности сенсорного мира своего ребенка, тем качественнее они смогут организовать помощь и коррекцию, помогающую убрать многие проблемы и хотя бы частично социализировать его и научить коммуникации.

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Причины аутизма

Одной из основных причин возникновения аутизма является генетическая предрасположенность. Если один из родителей страдает данным недугом, риск развития заболевания у ребенка значительно возрастает. 

Считается, что расстройства аутистического спектра передаются по наследству примерно в 70-80% случаев.

Учеными выделено несколько мутаций в отдельных генах, которые способствуют заболеванию. Кроме того, около 3% пациентов с аутизмом имеют так называемый синдром Мартина-Белла. При этом синдроме дефектен участок генома на Х-хромосоме. Под микроскопом он выглядит как точка разрыва.

Другие генетические аномалии также увеличивают риск возникновения аутистических расстройств. Например, туберозный склероз (редкое мультисистемное заболевание, вызывающее рост доброкачественных опухолей в организме и задержку развития) или нейрофиброматоз (болезнь, вызывающая рост опухолей и поражение нервной системы).

Некоторые ученые считают, что еще одним фактором риска являются перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности.  Например, краснуха. Риск также увеличивается, если мать страдает сахарным диабетом, или если ребенок рождается сильно недоношенным и имеет проблемы с функцией легких.

Возраст родителей на момент рождения ребенка также влияет на риск развития РАС. Он наиболее высок, когда им старше 40 лет. По мнению экспертов, причиной являются небольшие спонтанные генетические изменения или дефекты, которые чаще всего возникают с возрастом.

Четкого представления об этиологии и патогенезе аутизма до сих пор не существует. Считается, что его проявления являются следствием различных изменений в структурах головного мозга. Причем эти нарушения в развитии возникают еще на стадии эмбрионального этапа. 

Так у больных наблюдаются изменения в белом веществе, лобной части коры мозга, а также мозжечке. Объем и вес головного мозга у больных аутизмом больше, чем у здоровых детей.

Кроме того, у людей, страдающих данным недугом, отмечаются: оксидативный стресс, выраженное нейровоспаление, митохондриальная дисфункция, снижение запасов глутатиона.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АУТИЗМА

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей. Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.

Клиническая картина

Основные симптомы РДА проявляются еще в младенческом возрасте, у детей на первом году жизни

Обращают на себя внимание следующие признаки:

  • позднее возникновение лепета;
  • мало улыбаются;
  • не фиксируют взгляд на других людях;
  • отсутствие реакции в ответ на обращение взрослого;
  • не реагируют на собственное имя;
  • резко реагируют на слабые раздражители, например, незначительный шум, сильными негативными эмоциями: плачем, криком, испугом. Но на сильные раздражители реагируют слабо;
  • после кормления младенец не выражает удовольствия. Отсутствует впечатление довольного, удовлетворенного малыша.

У детей с признаками аутизма извращен комплекс оживления. Так называется эмоционально-двигательный ответ грудничка на деятельность по отношению к нему взрослого. Эта простая форма поведения формируется к концу первого месяца. Она сохраняется и интенсифицируется до 4-х месячного возраста, а затем пропадает.

В структуру комплекса оживления входят следующие компоненты:

  • длительное фиксирование взгляда на взрослом;
  • улыбка, обращенная к родителю;
  • вербальное выражение эмоций – агуканье, гуление, возгласы;
  • двигательные реакции в виде взмахов руками и ногами, движений головы, прогибаний туловища.У малышей с РАС реакции комплекса, как уже упоминалось, извращены, выражены очень слабо или совсем отсутствуют. Такой ребенок не просится на руки, не успокаивается, когда мама берет его на ручки. 

Возможен и другой вариант, когда реакции комплекса оживления проявляются в полной мере, но не на взрослого, а на любой предмет, например, любимую игрушку или узор на обоях, лампочку.

Аутичный младенец слабо реагирует на родителей и других близких, смотрит как будто сквозь них, не выражает позитивных эмоций в их присутствии, не вступает с ними в контакт. Наблюдается нарушение активности малыша. Таких детей называют удобными – они слишком спокойны и нетребовательны. 

Что касается двигательного развития, то изначально оно не вызывает опасения. Все значимые моторные навыки развиваются в срок: самостоятельное удержание головы, переворот со спины на живот и обратно, присаживание. Вставать и ходить детки начинают также вовремя, но может наблюдаться временной разрыв между хождением с опорой и самостоятельным топаньем –нередко он длится до полугода.

В дальнейшем развитии двигательных навыков наблюдается такая тенденция:  они вялые, неритмичные, нескоординированные, отличаются тугоподвижностью, зажатостью и напряжением. Дети часто ходят на носочках.

Однако бывают дети с РАС, наоборот, отличающиеся особой юркостью и пластичностью. Они очень подвижны. Кувыркаются, легко взбираются на высоты. Хорошо держат баланс. Про таких говорят: везде пролезут. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: