Мнемотехника в детском саду для развития речи
Устная речь – это первый элемент в ряду образовательных навыков, которые осваивает ребенок. Сначала ребенок говорит свое первое слово, а уже потом изучает буквы и цифры, учится чтению, письму, счету и многим другим полезным для жизни вещам.
Не стоит надеяться, что красивая правильная речь разовьется у ребенка «сама по себе». Подсчитано, что самостоятельно составить рассказ могут 7% дошкольников, составляют рассказ по наводящим вопросам 68% детей дошкольного возраста, а остальные 25% не могут составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов . Естественно, подразумевается рассказ, адекватный по сложности возрасту ребенка.
Если с детьми не заниматься целенаправленно, у многих так и останется односложная речь, неспособность грамматически верно выстроить предложение, неумение согласовать слова в предложении и т. д. Кроме того, замечено, что дети часто не в состоянии пересказать только что прочитанный им текст даже в общих чертах. Либо же подробно пересказывают начало, а дальше «теряют нить событий», путают имена и последовательность событий, не могут объяснить, чем все закончилось.
Каким же образом мнемотехника в детском саду способствует развитию речи у детей? Самое элементарное – это обучение пересказу с помощью мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотабличек . Работа происходит в три этапа.
Как подготовить пересказ с помощью мнемотехники:
- Детям предлагается рассмотреть картинки и вместе с воспитательницей разобраться, что там изображено.
- Далее детям помогают преобразовать абстрактные символы в образы, наполненные неким значением.
- С помощью полученных образов детям предлагается пересказать «зашифрованный» рассказ или сказку.
Выбор материала для пересказа должен осуществляться сообразно возрасту и уровню подготовки ребенка. Как минимум, это должен быть небольшой объем текста, внятный и понятный детям сюжет, четкое начало и концовка, простой синтаксис с преобладанием коротких лаконичных фраз.
Наиболее доступным вариантом будет пересказывать с помощью мнемотехники сказки – в детском саду их читают много и часто, детям они нравятся, так что материала будет всегда достаточно.
Использование мнемотехники обогащает словарный запас детей, помогает детям научиться выстраивать четкую структуру рассказа, соблюдать последовательность изложения, удерживать главную мысль на протяжении всего пересказа, обеспечивать лексико-грамматическую наполняемость повествования.
Помимо пересказа, с помощью мнемотехники можно осваивать и более сложные задания. Например, отгадывание и загадывание загадок, разучивание скороговорок, заучивание стихов наизусть, составление своих «авторских» рассказов.
В итоге такие занятия будут способствовать развитию у детей связной речи, правильному звукоизвлечению и звукопроизношению, хорошей дикции, выразительной артикуляции и различных когнитивных способностей, таких как внимание, мышление, память, воображение. И еще один прикладной момент для тех, кто намерен использовать приемы мнемотехники в занятиях с детьми
Замечено, что у детей с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения возникают, когда их просят составить описательный рассказ о каком-либо предмете
И еще один прикладной момент для тех, кто намерен использовать приемы мнемотехники в занятиях с детьми. Замечено, что у детей с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения возникают, когда их просят составить описательный рассказ о каком-либо предмете .
Для того чтобы постепенно справиться с этой проблемой, стоит задействовать мнемосхемы по таким понятным для детского восприятия темам, как «Игрушки», «Животные», «Птицы», «Посуда», «Времена года» и т.д. Так дети научатся выделять и обобщать различные характеристики предметов и явлений, выстраивать план и последовательность повествования и, в конце концов, научатся описывать предметы и явления, что им очень пригодится в школьной жизни.
Кроме того, следует помнить, что у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются проблемы со слуховым и зрительным восприятием, памятью и концентрацией внимания. Работа «по картинкам» поможет справиться и с этими проблемами.
Тем, кому нужно еще больше советов и разработок, будет полезна «Мнемотехника в детском саду» – презентация, подготовленная педагогами-практиками и посвященная развитию речи у дошкольников .
Хорошо развитая устная речь – важный шаг на пути к развитию письменной речи. И в обучении письму приемы мнемотехники будут столь же полезны.
Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы – Дидактическое пособие для обучения детей пересказу по опорным картинкам
Публикация «Дидактическое пособие для обучения детей пересказу по опорным…» Цель: Развитие речевой активности детей с опорой на зрительную, двигательную, тактильную, слуховую модальности. Методические рекомендации. Дорожка используется: – при пересказе художественной литературы. – при обучении составлению описательных рассказов; – при работе над…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста План по самообразованию на 2020-2021г. Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста” Период работы над темой: 9 месяцев Месяц начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Месяц окончания работы: май 2021г. Цель: Развитие связной…
Мастер-класс для родителей «Изготовление «мнемотаблицы» для заучивания стихотворений» Мастер-класс для родителей «Изготовление «мнемотаблицы» для заучивания стихотворения детьми старшего дошкольного возраста» Память – сложный процесс запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения и забывания. При нарушении памяти приобретение и использование новых знаний,…
Конспект занятия в подготовительной группе «Составление рассказа с опорой на мнемотехнику по теме «Животные Севера» Конспект по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. (Лексическая тема: «Животные Севера». Коррекционно-образовательные задачи: 1. Упражнять в употреблении существительных единственного в Р.п. и В.П.; 2. Учить преобразовывать…
Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы – План-конспект занятия по ФЦКМ «Как звери готовятся к зиме» с использованием мнемотехники в подготовительной группе
Как составлять мнемотаблицы
Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:
- разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);
- разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);
- изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
- слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы), могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).
Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.
Где и кому пригодится мнемотехника
- Детям — для запоминания информации в школе и детском саду. Учить стихи с этой техникой — одно удовольствие и детям, и родителям.
- Студентам — для эффективной сдачи сессии и зачетов. Повторить и запомнить годовой материал за неделю — да легко! Главное применять техники.
- Взрослым — на работе, в проведении презентаций, в планировании дел, составлении списков покупок и еще много в чем.
Талант или особые способности в обучении мнемотехнике не нужны. Нужна системная, дисциплинированная тренировка. Есть информация, которую нужно запомнить? Вспомните одно из наших упражнений и применяйте на практике вместе с детьми.
Мнемотехника для детей
За последние несколько десятков лет это инновационное направление в педагогике и логопедии стало популярно. Воспитатели в детских садах стали уделять больше внимания и времени развитию речи.
В группах проводятся занятия, на которых дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, сказками. Особенно полезно заучивать стихи и читать их с выражением. Это тренирует память, формируют речь, обогащают словарный запас.
Выразительность исполнения развивает технику речи ― дикцию, дыхание. Для этого проводят специальные упражнения, помогающие развить речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов. Также в образовательную программу ДОУ входят занятия по мнемотехнике.
Особенности применения мнемотаблиц
Несмотря на всю эффективность этого пособия, нужно его правильно использовать, чтобы сформировать все необходимые навыки у детей. Особенность мнемотехнических приемов − это визуализация текстовой информации. Педагог действует по определенной схеме, чтобы использование данной техники было результативным:
- Взрослый показывает группе детей карточки с яркими изображениями, которые будут обозначать определенные слова/фразы.
- Далее происходит изучение мнемодорожек. Мнемодорожки − это серия изображений (обычно их количество до 4). С помощью них малыш может составить небольшой рассказ.
- Самый трудный этап − использование мнемотаблиц для формирования связной речи.
Специалист использует в своей работе следующие приемы:
- карточки с изображением действий − помогают усвоить глагольную лексику;
- мнемодорожки, состоящие из нескольких картинок, по которым малыш может составить сказку или рассказ;
- быстрое и легкое заучивание стихотворений.
Когда количество картинок-символов оказывается достаточным, можно предлагать задание на «расшифровку» графических писем. Если занятие групповое, дети могут расшифровать его на скорость. Еще одно задание для работы с группой − кто запомнит больше всего слов. Соревновательный элемент делает занятие интереснее, у детей появляется стимул заниматься старательнее.
Также интересное задание − составить из слов-картинок смешной рассказ. Но связывать слова нужно последовательно, не перескакивая. Таким образом у детей формируется умение составлять логические цепочки. Также полезно включать задания на тренировку не только памяти, но и внимательности («Что изменилось в картинке», «Найти отличия», «Рассеянный художник» и другие).
Подбирать лексические темы нужно в соответствии с уровнем словарного запаса ребенка и его возрастом. Тогда использование модульных схем будет полезным для речевого развития.
Домашнее обучение по мнемоническим таблицам
Эти пособия подходят для самостоятельного труда или с родителями. Существуют разработки по разным предметам, темам. Стоит применять таблицы как дидактическую игру, чтобы разъяснить ребенку непонятное явление.
Мнемотехника и детское восприятие мира
Наглядно-образное восприятие мира помогает ребятам активно усваивать видимые характеристики предметов. С трудом осознавая их в совокупности, дети увлеченно выделяют отдельные яркие компоненты
Наглядность развлекает и удерживает внимание. Малыши, играя, усваивают материал
Мнемотаблицы для дошкольников — увлекательная игра.
Мнемотаблицы для развития, познания мира
Разрабатывая таблицы, помнят о принципах:
- привлечение внимания;
- узнаваемость образов;
- разнообразие тем;
- запрещено перегружать количеством (до 9 образов).
Картотека мнемосхем для составления описательных рассказов
Тема «Бытовые приборы»
Цель: разобрать форму, предназначение, материал, конструкцию приборов.
Возможное содержание таблицы: название, цвет, форма, материал, детали, применение.
План самоанализа по мнемотехнике
Рассмотрим следующий план самообразования.
В работе с ребятами с ОНР, использование мнемодорожек и мнемосхем, дает возможность малышам преодолеть такие затруднения, как изложение и составление рассказов, вызубривание стишков, стеснительность. Использование мнемотехники открывает возможность для детей фантазировать и улучшать свою речь, сочинять сказки и рисовать их. Они учатся мыслить нестандартно. Для регулярной работы рекомендуется составлять план работы по мнемотехнике. Представим примерный план самоанализа в нижеследующем варианте.
На сентябрь
- Познакомить деток со сказочными изображениями.
- Работать с мнемотаблицей «Золотая осень».
- Выучить стих “Подарки осени” и работать с мнемодорожкой.
- Поиграть в дидактическую игру«Собери мнемодорожку» и закрепить стишок«Осень».
На октябрь
- Заниматься с мнемодорожкой «Осенние деревья».
- Разгадывать мнемозагадки.
- Делать упражнения на тему «Нарисуем слова».
- Научиться делать пальчиковую гимнастику «Гулял ветер по лесу».
На ноябрь
- Сочинить предложения об осени (сделать мнемокарточки).
- Пересказать сказку «Листопадничек».
- По плану лексических сюжетов сочинить описательные рассказы.
- Выучить пальчиковую гимнастику «Огород».
На декабрь
- Вести работу с мнемотаблицей «Зимушка-зима».
- Выучить стишок Маршака «Декабрь».
- Делать зашифровку информации. Детки делают упражнение «Шпионы».
- Нарисовать или придумать сказку собственного сочинения.
На январь
- Сочинить предложения о зиме.
- Составить рассказики по картинке «Зимние развлечения» и научиться пользоваться мнемодорожкой.
- Играть в поучительную игру «Сам сочини сказку» и использовать мнемокарточки.
На февраль
- Отгадывать мнемозагадку.
- Заучивать скороговорку, применяя мнемотаблицу.
- Играть с мнемокубом.
- Сочинить описательные повествования по лексической тематике.
На март
- Работать с мнемотаблицей «Пришла весна».
- Заучивать стишки о весне и нарисовать мнемодорожку к стихотворению вместе с родителями.
- Поиграть в дидактическую игру «А ну-ка угадай-ка». Воспитатель читает знакомые стишки, передает сказочные сюжеты, а детки узнают и угадывают тексты.
На апрель
- Составить мнемодорожки по приметам весны вместе с родителями.
- Научиться делать пальчиковую гимнастику «На дворе апрель…»
- Пересказать сказку «Снегурочка» и составлять мнемотаблицы.
- Отгадывать мнемозагадки.
На май
- Выучить стихи о школе (к выпускному).
- Подготовить итоговое мероприятие с родителями «Мнемотехника – это классно».
Применяя такой план с воспитанниками с ОНР, наметится положительная динамика с улучшением связной речи. Многие детки начнут лучше понимать структуру высказывания: начальную часть, серединку и концовку. Они легко усвоят и улучшат зрительную информацию, а также сохранят её и восстановят в памяти, правильно будут связывать сюжет и ее части. Они смогут передать готовый рассказ без содействия взрослых и научатся самостоятельно составлять мнемотаблицы, написать по ним описательные рассказы, повествования, заучивать стихи.
Чем раньше научим малышей рассказывать по теме мнемотехника, тем лучше и быстрее подготовим их к поступлению в школу.
А для ичителей младших школьников здесь можно приобрести купон для участия на вебинаре о речи, как коммуникативной функции общения у школьников начальных классов с ОВЗ.
Правила проведения занятий
Процесс работы и обучения с детьми должен быть комфортным и приносить пользу.
Начинать необходимо с простых заданий. Сначала можно посмотреть карточки с единичными изображениями.
Не стоит сразу нагружать дошкольника, он быстро устанет и не будет воспринимать информацию. В день можно показать не более двух мнемотаблиц.
Все изображения дидактического материала должны быть яркими и цветными. Дети быстро запоминают красочные образы. Трава ― зеленая, морковка ― оранжевая, шишка ― коричневая, море ― синее.
Каждый раз стоит менять тему занятий, иначе у ребенка пропадет интерес. Сегодня ― разучиваем стихи
Завтра ― сказку, диких животных и т.д.
Важно, чтобы занятия проходили только в игровой форме.
С какого возраста используют?
Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.
Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.
Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.
С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:
- пересказывать различные произведения;
- заучивать стихотворения и сложные слова;
- отгадывать и загадывать загадки;
- находить к словам рифмы;
- придумывать сказки или рассказы;
- распределять предметы в группы по определенным признакам;
- изучать числа;
- знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.
Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.
Перелетные птицы
В конспекте НОД «Перелетные птицы» для детей подготовительного возраста представлено применение различных технологий: коммуникативной, здоровьесберегающей, ИКТ, наглядного моделирования: картинок — символов, мнемотаблиц по развитию связной речи у детей с ОВЗ. Эти технологии повышают познавательный интерес у детей и оказывают положительное воздействие на процесс формирования связной речи детей с ОВЗ, совершенствуют мышление детей, развивают все виды памяти, мелкую моторику, скоординированность речи и движений тела; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Конспект НОД «Перелетные птицы» может быть использован учителем – логопедом, учителем — дефектологом, воспитателем, психологом ДОУ при работе с детьми с ОНР.
НОД «Перелетные птицы»
Интеграция областей:
«Коммуникация» (основная образовательная область), «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка»
Виды детской деятельности:
Что такое мнемотехника
Мнемотехника для повышения уровня развития речи является собой комплекс методик, направленных на улучшение восприятия с запоминанием разнообразной информации с использованием звуковых образцов и визуальных иллюстраций.
При условии системности в проведении занятий мнемотехника для развития речи позволяет:
- улучшать запоминание услышанных текстов в форме рассказов, сказок и др.;
- превращать зрительно приобретенные данные в абстрактные (а также наоборот);
- создавать закономерные цепочки событий;
- расширять словарный запас;
- стимулировать развитие фантазии и мышления;
- развивать способность детей составлять сложноподчиненные предложения описательного типа, в состав которых входит множество слов.
Возрастных ограничений для занятий не существует, но самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.
Главным инструментом, который эксплуатируется в мнемотехнике для развития уровня связной речи у детей дошкольного возраста, выступают мнемотаблицы – специфические схемы, в которые закладываются определенные информационные данные.
Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.
Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто ненужные, детали