Где можно проводить коррекционные занятия?
То, где будут проводиться занятия по коррекции, напрямую зависит от места обучения ребенка. Это обычно определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В нее входят профессиональные врачи, психологи и другие специалисты. Они оценивают психологическое и умственное состояние ребенка путем проведения небольшой беседы и назначают место его дальнейшего обучения.
Варианты следующие:
-
Общеобразовательная школа.
Подходит для детей с легкой формой умственной отсталости. Однако родители или опекуны должны быть готовы к тому, что ребенок в любом случае будет отставать от своих сверстников. Это повлечет за собой некие трудности (плохое настроение, депрессии, боязнь неудач).
При выборе этого варианта обязательно нужно записать ребенка на специальные курсы, где будут проводиться коррекционные занятия, ведь в обычной школе это будет невозможно. Если есть возможность, заниматься с ребенком дома. -
Интернаты для детей с ОУ.
Или специализированные школы. В таком случае, коррекционные занятия проводятся во время нахождения детей в учреждении. -
Коррекционные классы.
Классы в обыкновенных школах, предназначенные исключительно для детей с УО. Упрощенная программа для детей с психологическими проблемами. Подходит лишь для детей с легкой формой патологии.
Коррекционные занятия для детей с УО обязательно должны проводить квалифицированные специалисты, знающие толк в своем деле. При этом должны учитываться особенности патологии, характеры детей, их поведение и возможности.
Главный плюс проведения занятий в коллективе – дети быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и проще идут на контакт. Однако применим такой способ только при легкой форме умственной отсталости. При тяжелой степени упражнения по коррекции делаются, как правило, на дому.
Дефектологическое коррекционно-развивающее занятие в 3-ем классе с детьми с ОВЗ.
Тема: Занятие №. Форма занятия: Групповое. Тип занятия: Коррекционно-развивающее. Задачи занятия: Образовательная: Формировать умения подбирать проверочные слова. Коррекционно-развивающая: Развитие зрительной памяти. Развитие навыков самоконтроля. Развитие произвольного внимания (распределение). Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать; Воспитательная: возбудить заинтересованность к учению, побудить к интеллектуальной активности. воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда. Оборудование: компьютеры, мультимедийная презентация «занятие № », простые карандаши, стирательные резинки, карточки с заданиями, мячик. Ход занятия: I. Вводная часть. — Приветствие учителя и учащихся. Эмоциональный настрой. — Давайте прикоснемся, друг к другу кончиками пальчиков и улыбнемся, чтоб зарядиться положительной энергией. «Разминка» Цель: настроить на рабочую обстановку. Развитие умения устанавливать связи между понятиями. — Подумай как связаны слова в первой паре, и продолжи фразу.
— Настроились на рабочую обстановку и сели! — Назовите сегодняшнее число. Месяц (февраль). Какой это месяц по счету? (второй) От какого месяца мы ведем отчет? (январь). Какой месяц будет после февраля? (март). Какой по счету будет март? (третий) — Возьмите свои бланки и заполните их верхнюю часть.(ФИО, класс, число, № занятия). — Кто заполнит бланк, отложит все в сторону и сядет правильно. II. Основная часть. — Продолжаем работу! Читаем 1 задание и выполняем его. 1. «4 лишний» Цель: Развитие умения выделять существенные признаки в предметах и явлениях. Найди лишнее слово в каждой строке подчеркни его и объясни, почему это слово лишнее. ГОРА, ГОРНЫЙ, ГОРЕЛКА, ГОРИСТЫЙ. ПЕРЕНОСИЦА, НОС, НОСОВОЙ, ПОДНОС. — какие слова вы подчеркнули? — давайте, объясним, почему подчеркнули именно эти слова? — что общего у слов которые вы не подчеркнули? (корень и смысл) — как называются слова, у которых один корень и один смысл? (однокоренные) — для чего нам надо уметь подбирать однокоренные слова? 2. «Запомни и назови» Цель: Развитие зрительной опосредованной памяти. Актуализация словаря. Нужно запомнить картинки и словосочетания, которые им соответствуют, потом я буду показывать вам эти картинки а вы мне будете называть фразы.
3. «Шифровальщик» Цель: Развитие концентрации и устойчивости внимания. Нужно понять, как связаны правая и левая таблицы. И прочитать зашифрованную пословицу. ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ. — как понимаете эту пословицу. — что произойдет, если люди не будут трудиться? — Найдите главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. — как называется предложение, в котором несколько грамматических основ? (сложное) Физминутка. Цель: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; — игра с мячом. — сейчас я назову какое-нибудь обобщающее слово и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. 4. «Исправь ошибки» Цель: Развитие фразовой речи. Развитие навыков самоконтроля. — Ребята, а знаете ли вы что такое профессия? — Какая профессия вам нравится больше всего и почему? — А как вы думаете, какая у меня профессия? — нравится ли вам профессия учителя? Чем? — хотите тоже побывать в роли учителя? Сейчас я дам вам такую возможность! — на прошлой недели 2 класс писал диктант, и я не успела его проверить, давайте вы мне сейчас поможете это сделать? — я раздам каждому листочки с написанным диктантом, вы должны будете внимательно его проверить исправить ошибки и поставить оценку. Потинуло холадом. последние клочья тумана мокрой марлей палзли по склону. Открылись яркие сияющие виршины гары (5 ошибок). — давайте разберем ошибки, которые вы обнаружили, когда проверяли диктант. — почему ты так считаешь? 5. «Графический диктант или копирование» Цель: развитие пространственной ориентировки, самоконтроля, развитие графических навыков. «Пальчиковая гимнастика». Цель: снять напряжение с мышц кисти. Развитие мелкой моторики. III. Заключительная часть. Подведение итога. — что нужно сделать, чтобы проверить букву в корне слова, которая вызывает у нас сомнение? Рефлексия. Вот наш урок близится к концу. Если вам было интересно сегодня на уроке то поставьте букву Б в нужные слова, а если не интересно было то найдите слова в которых нужно вставить букву П . СТОЛ___ СИРО___ РЫ___КА КОРО___КА СКРИ___КА ЛО___ СУ___ Выставление отметок в дневник
Конспект №2
Тема: Составление предложений по картинкам.
Цели: Развитие навыков составления предложений по картинке, опорным словам; выделение слов, обозначающих предметы и действия; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания.
Оборудование: картинка «Дети играют», картинки и буквы к словам «Заяц», «Улица», индивидуальные карточки, фишки для звуко — буквенного анализа
Ход урока
Организационный момент.
Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «С»
Работа со словами из словаря. На доске картинки и буквы к словам «сахар», «улица», «пенал».
— Ребята, назовите картинки, составьте их названия из рассыпавшихся букв.
Сколько букв в слове «сахар», в слове «улица».
Составили звуковую схему слова «сахар». Раздаю фишки для звукобуквенного анализа.
Сколько звуков в слове «сахар»? Есть в этом слове звук «с»? Какой он по счету?
Молодцы.
Составление предложений по картинке.
Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите слова со звуком «с» (стол, стул, рисунок, самосвал, носки, сандалии, волосы).
Где находится звук «с» в слове «стол» — в начале, в середине или в конце слова? (аналогичная работа проводится и с другими словами)
Ребята, давайте составим предложения по этой картинке.
Что делают девочки? (рисуют)
Дадим имена девочкам, так, чтобы в них был звук «с». Какое предложение у нас получилось? (Света и Соня рисуют.).
Запишите свое предложение в тетрадь. Подчеркните большую букву в именах девочек.
Какую букву вы подчеркнули? (Букву «с»)
Назовите слова, которые обозначают предметы, подчеркните их одной чертой.
А теперь, слово, которое обозначает действие, и подчеркните его двумя чертами.
Ребята, что делают мальчики? (Строят дом).
Дайте мальчикам имена, чтоб в них был звук «с». Какое предложение у нас получилось? (Саша и Слава строят дом.). (Дети записывают предложение в тетрадь. Подчеркивают большую букву в именах детей, названия предметов и название действий).
Проверка работ.
Физминутка.
Работа по карточкам
Детям раздаются индивидуальные карточки.
Плёл — _ плёл
Бежал — _ бежал
Плыл — _ плыл
Писал — _писал
Ходил — _ ходил
Нёс — _ нёс
— Ребята, из вторых слов в каждом столбике, убежала буква «с», вставьте её на место и подчеркните.
Проверка работ
Задание на дом.
Подведение итогов урока и оценка знаний.
Конспект №5
Тема: Слова, обозначающие действия.
Цели: Знакомство детей со словами, обозначающими действия; выделение слов, обозначающих предметы и действия; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости.
Оборудование: картинка «Дети играют», картинки и буквы к словам «Заяц», «Улица», индивидуальные карточки, фишки для звуко-буквенного анализа.
Ход урока
Организационный момент.
Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «Щ»
Работа со словами из словаря.
1) На магнитной доске учитель размещает карточки с графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы. На столе раскладываются картинки к данным схемам. Нужно разложить картинки под соответствующими схемами.
Предлагаются следующие схемы:
____о___о__, ___а___а__, __е__ё__а. К ним предметные картинки: топор, береза, стакан. Трое учащихся подходят к доске, выбирают картинку и размещают её под соответствующей схемой, называют словарное слово и записывают его на доске с объяснением. Остальные записывают в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.
2) Знакомство с новым словарным словом: «молоко»
Сколько слогов в этом слове? Как определяем?
Назовите 1,2,3-й слог. В слове «молоко» ударение падает на «о» в 3 слоге, запомнить «о» в 1 и во 2 слонах.
Как можно перенести это слово? Сколько случаев переноса?
Учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.
3) придумайте предложение со словом «молоко».
Запись на доске: «Корова Белянка дает молоко».
Ребята, поставьте вопросы к словам «корова» и «молоко».
Что называют слова, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?» Как мы их подчеркнем? Подчеркните в тетрадках.
Физминутка.
Изучение нового материала.
Ребята, давайте поиграем. Я приглашу к доске Вову и шепну ему на ушко задание, а вы попробуйте угадать, что делает Вова.
Задание Вове: «Побегай!»
Ребята, что делает Вова? (бегает)
Правильно, это действие, а вот слово, которое называет это действие – «бегает».
А теперь я приглашаю к доске Славу (задание: «Попрыгай!»)
Яну: «Сядь на стул!».
Иру: «Пиши на доске!».
Учитель объясняет все действия по аналогии с первым примером.
Закрепление материала.
Работа по учебнику, стр. 142 .
Разбор задания:
Рассмотрите картинки. Прочитайте предложения. Скажите, что делает девочка? (прыгает), Что делает мальчик? (пишет), Что делает бабушка? (вяжет)
Запишите в тетрадь эти слова.
Прочитайте правило на стр.142 «Слова прыгает, пишет, вяжет обозначают действия». Закрепление правила.
Ребята, на письме слова, которые называют действия, подчеркиваются 2 чертами. Подчеркните у себя в тетрадях.
Проверка работ.
Итог урока и оценка знаний.
Задание на дом.
Задачи коррекционных занятий и работы с детьми с умственной отсталостью
Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью ставят перед собой следующие цели и задачи:
1
Нейропсихолог проводит двигательную и когнитивную коррекцию, сенсорную интеграцию, направленную на развитие незрелых зон мозга, включение его компенсаторных возможностей; а так же развитие моторных функций, зрительно-моторной координации, регуляторных психических процессов и высших психических функций (речь, мышление, внимание, восприятие, память); к примеру, коррекция внимания и памяти у детей с умственной отсталостью;
2. Перед логопедом стоит задача коррекции всевозможных речевых нарушений, письма и чтения (если они возможны), работа с артикуляционным аппаратом;
3. Дефектолог и специальный педагог обучают ребенка навыкам счета, письма, чтения; в случае возможности обучения в школе – работают с ребенком по адаптированной школьной программе
Кроме того, дефектолог помогает адаптировать ребенка к взаимодействию с окружающей средой, социумом; обучает навыкам самообслуживания. При умеренной и тяжелой форме умственной отсталости целью обучения является усиление адаптивных и приспособительных возможностей ребёнка, закрепление навыков, облегчающих жизнь во взрослом мире;
4. Психолог обучает ребенка взаимодействию в социуме, работает с семьей ребенка, которая, чаще всего, переживает серьезный кризис, сталкиваясь с пониманием ситуации. Необходимо много обучать ребенка общению с людьми и тому, как проявлять свои эмоции и переживания. А для этого, необходимо всесторонне развивать эмоционально-волевую сферу: изучать с ребенком эмоции, учиться распознавать свое состояние и настроение окружающих
Дефектолог и специальный педагог обучают ребенка навыкам счета, письма, чтения; в случае возможности обучения в школе – работают с ребенком по адаптированной школьной программе. Кроме того, дефектолог помогает адаптировать ребенка к взаимодействию с окружающей средой, социумом; обучает навыкам самообслуживания. При умеренной и тяжелой форме умственной отсталости целью обучения является усиление адаптивных и приспособительных возможностей ребёнка, закрепление навыков, облегчающих жизнь во взрослом мире;
4. Психолог обучает ребенка взаимодействию в социуме, работает с семьей ребенка, которая, чаще всего, переживает серьезный кризис, сталкиваясь с пониманием ситуации. Необходимо много обучать ребенка общению с людьми и тому, как проявлять свои эмоции и переживания. А для этого, необходимо всесторонне развивать эмоционально-волевую сферу: изучать с ребенком эмоции, учиться распознавать свое состояние и настроение окружающих.
Тематика коррекционно-развивающих занятий в детском саду
Как отмечалось выше, рабочая программа основывается на общей программе дошкольного образования. В частности, при определении тем занятий. Однако это касается ребят с теми ОВЗ, которые не подразумевают отставание в интеллектуальном развитии. Для малышей же с ЗПР, умственной отсталостью тематика занятий группируется в блоки (вне зависимости от возраста):
- информация о себе (дети называть возраст, адрес);
- сказки (чтение, освоение навыков пересказа);
- дикие и домашние животные;
- игрушки;
- мультфильмы.
Таблица: пример тематики коррекционных занятий с детьми с ЗПР
Дата проведения | Тема | Цель | Оборудование | |
06.10.16–13.10.16 | «В кукольном театре» |
|
|
|
20.10.16 —27.10.16 | «Колобок» |
|
|
|
На отработку темы обычно отводится неделя
Занятия дефектолога, страница 9
Найдено материалов: 645 Показаны: 81 — 90
Индивидуальное занятие по развитию логического мышления
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию логического мышления Данный конспект содержит задания по развитию словесно-логического мышления. Он будет интересен для педагогов, психологов, дефектологов Цель: …
Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога с учениками 3 класса
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учениками 3 класса Цель: развитие психических процессов. Задачи: •развитие внимания •развитие памяти •развитие мышления •развитие воображения Оборудование: фишки, листы в клетку,…
«Посуда». Конспект индивидуального занятия для ребёнка с ЗПР
Конспект индивидуального занятия для ребёнка имеющего ЗПР. Тема: «Посуда». Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -закрепить знания ребёнка о посуде; — закрепить правильное произношение звука «П». 2. Коррекционно-развивающие: …
Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением интеллекта 2 года обучения
Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с нарушением интеллекта 2 года обучения. Цель: «Закрепление представлений о продуктах питания, обобщение понятия «продукты питания». Тема: « Пищевые продукты». Задачи: 1….
Конспект мероприятия с детьми группы компенсирующей направленности 4–6 лет с нарушением слуха «Осень в лесу»
М. А. Зверева учитель-дефектолог первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №19 «Снежинка»комбинированного вида» г. Северодвинск, Скрипова Л. В. педагог–психолог высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад…
Конспекты индивидуальных психокоррекционных занятий по формированию интеллектуальной сферы ребенка дошкольного возраста с ЗПР
Занятие 1 Тема: «Формирование интеллектуальной сферы ребенка» Цель: развитие психических процессов. Задачи: 1. Развитие памяти; 2. Развитие внимания; 3. Развитие мышления; 4. Развитие мелкой моторики. Ход занятия: 1. Орг. …
Конспект игрового занятия для детей подготовительной группы с ЗПР «Сказочная посылка»
Цель: развитие произвольного внимания Задачи: 1) Коррекционно – образовательные закреплять знание цифр 2) Коррекционно – развивающие развитие единства работы зрительного, слухового, кинетического и кинестетического…
Конспект игрового занятия для детей старшей группы с ЗПР «Колючий гость»
Цель: развитие произвольного внимания Задачи: 1) Коррекционно – образовательные закреплять знания основных цветов, геометрических форм 2) Коррекционно – развивающие развитие единства работы зрительного, слухового, …
Конспект сюжетного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР «Настоящие друзья»
Конспект сюжетного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР Тема: «Настоящие друзья» Цель: развитие произвольного внимания Задачи: 1) Коррекционно – образовательные закреплять названия домашних животных, птиц и их жилищ…
«В гостях у Мишутки». НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ЗПР
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 122 комбинированного вида» Модель Непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе…
Занятия дефектолога — перейти на главную страницу рубрики.Страницы: … 9 … Все разделы
Занятие дефектолога с детьми с синдромом Дауна.
Целью коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна является социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. На основании комплексной диагностики учитель-дефектолог разрабатывает программу коррекционного воздействия, которая охватывает такие направления как:
развитие познавательной активности;
развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь), максимально раннее начало коррекции;
формирование правильных (социально-приемлемых) форм поведения;
обучение трудовым навыкам, в том числе навыкам самообслуживания; подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда;
развитие сенсорного восприятия (сенсорное воспитание);
преодоление и предупреждение вторичных отклонений в познавательной сфере.
При построении занятий с детьми с синдромом Дауна учитель-дефектолог:
- опирается на актуальный уровень развития ребенка, учитывает его зону ближайшего развития;
- учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
- предлагает доступный и повторяемый материал;
- проводит занятия с учетом интересов ребенка;
Педагоги Центра развития речи «Говорить легко» обладают необходимыми знаниями и компетенциями для проведения диагностики и составления программы индивидуальной работы с ребенком с нарушением психического и/или речевого развития.
Занятие учителя-дефектолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Задачи
- Образовательные — познакомить с понятием «витамины», их ролью в жизнедеятельности человеческого организма; уточнить представления воспитанников о здоровой пище; закрепить обобщающие понятия «продукты питания», «овощи», «фрукты»; активизировать в речи относительные прилагательные .
- Коррекционно-развивающие – активизировать речемыслительные процессы, закрепить обобщающие понятия «продукты питания», «овощи», «фрукты», способствовать развитию слухового внимания.
- Воспитательные — продолжать воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
- ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи по теме «От зернышка до булочки»;
- «Во саду ли, в огороде»;
- «Тело человека».
Материалы:
- картинки (слайды презентации) карты с буквами А, Б, Ц, Д, а под ними продукты питания (подбираются такие, в которых содержится указанный витамин;
- кусочки груши и лимона на блюдцах, накрытых салфеткой;
- мяч.
Методы:
- мотивация «Помоги расшифровать карты»;
- проблемная ситуация;
- чтение и отгадывание загадок дидактическая игра «Угадай-ка»;
- лексико-грамматическое упражнение с мячом «Скажи какой, какая»;
- интерактивная игра (ИКТ) «Что любят наши зубки?»;
- вопросы к детям, уточнение, педагогический подсказ.
Прогнозы коррекционных занятий
То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.
<?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>
Занятие дефектолога с детьми с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Для ребенка с ЗПР дефектолог является ведущим педагогом, который на основании диагностики выстраивает индивидуальный маршрут обучения, воспитания и коррекционного воздействия
Основными задачами в работе дефектолога с детьми с ЗПР раннего и младшего дошкольного возраста являются:
- развитие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи);
- формирование и развитие игровой деятельности;
- накопление и расширение сенсорного опыта;
- формирование представлений об окружающем мире.
При построении занятий с детьми с ЗПР учитель-дефектолог:
- учитывает уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности;
- выстраивает занятие на основании ведущей деятельности возраста;
- не ограничивает творческую свободу ребенка;
- предлагает вариативные задания;
- подбирает учебный материал с постепенным усложнением.