К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников

Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем умственного развития ребенка

Развитие ориентировок в пространстве в младшем дошкольном возрасте

“Ориентировка в пространстве” — один из разделов “Программы” по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это отнюдь не означает, что тема “Пространственные представления, навыки ориентации” сугубо математическая.Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности — продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;
Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);
Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т.д.
Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога тельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.)

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими

В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние

Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только “от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека».

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела

И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад)

Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства. Ориентировки “на себе ”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за.

Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта. Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки “на себе” и “на внешних объектах”

Сущность пространственных представлений и их смысловое назначение

Определение 1

Пространственные представления – это представления о пространстве и времени, их свойствах и отношениях, возникающих в данной области, понятие о размерах, формах и расположении объектов в пространственной среде.

Пространственные представления необходимы любому человеку. Они помогают ребенку развиваться и обучаться.

Свободно ориентироваться в пространстве необходимо ребенку для прохождения обучения в школьном учебном учреждении, причем успешного прохождения. Если ребенок способен ориентироваться в пространстве и будет владеть основными пространственными понятиями, то это упростит его обучение письму, чтению, художественному творчеству и иным дисциплинам, базирующимся на формировании соотношений между предметами и явлениями окружающего мира, установлении их последовательности, причинно-следственных связей и пространственного расположения.

Пространственно-временные отношения и связи необходимы ребенку для развития навыков обработки информационных данных, верного восприятия изображений, объектов окружающего мира, умения строить рассказ по изображению, научиться писать и читать, выполнять вычислительные операции. Пространственное восприятие необходимо для эффективного познания в целом. Оно относится к ведущим функциям жизнедеятельности человека, играя приоритетную роль в его воспитании, обучении и развитии на всех его этапах.

Ребенок учиться ориентироваться в пространстве через активное перемещение в нем. Это начинается с момента ползанья ребенка, а затем при его хождении.

В усвоении пространственных представлений ребенка огромное значение отводится разнообразным анализаторам организма. К ним относятся:

  • Органы осязания;
  • Кинестический анализатор;
  • Визуальный анализатор;
  • Слуховой анализатор;
  • Органы обоняния.

Замечание 1

В младшем возрасте ребенок наиболее хорошо пространственно ориентируется благодаря визуальному и кинестическому анализаторам.

Пространственно-временные концепции и познавательная деятельность

Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственно-временная ориентация является важным условием усвоения знаний и развития мышления в любом виде деятельности. Пространственные представления — один из основных компонентов познавательной деятельности человека. Благодаря этим идеям формируется индивидуальный образ мира.  

Современные нейропсихологические данные указывают на то, что пространственные представления являются основой, на которой строится совокупность высших психических процессов, которые впоследствии принимают участие в таких действиях, как чтение, письмо, счет и т. д. Как основа для дальнейшей деятельности, проводимой HMF, нарушение пространственного восприятия приводит к проявлению в такой деятельности, связанной с работой зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов.    

Вопрос о развитии пространственных представлений и их влиянии на восприятие пространства имеет как теоретическое, так и практическое значение. Важность развития пространственных представлений заключается в том, что на этой основе происходит формирование пространственной ориентации. Серия психолого-педагогических исследований, проведенных под руководством Б.Г. Ананьева. (1951-1959), показали, что в любом виде деятельности в процессе обучения детей пространственно-временная ориентация является одним из важных условий усвоения знаний, формирования навыков и умений, а также развития умений и навыков

мышление у детей.     

На успех развития пространственных представлений влияет ряд факторов: уровень развития и чувствительность анализирующих систем; насыщенность среды, достаточное формирование речево-слухового аппарата, окружающей языковой среды и уровень реализации ведущей в определенный период активности для ребенка. Можно сказать, что ведущей предпосылкой формирования базы о пространстве, по мнению многих авторов, является накопление сенсорного, двигательного опыта за счет активного взаимодействия ребенка с миром.     

Актуальность изучения данной проблемы отмечается рядом авторов, которые в своих исследованиях все чаще отмечают важность формирования тех или иных пространственных представлений для школьного периода. Дети с нарушениями речи часто испытывают трудности в освоении пространства, понимании пространственных отношений между предметами, что приводит к нарушению формирования устной речи (неправильное понимание и употребление предлогов в речи и сложных логико-грамматических структурах языка), трудностям в овладении письмом ( смешение оптически похожих букв, зеркальность при письме, несоблюдение границ рабочего поля тетради), овладение чтением (трудности различения близких по форме букв, неправильное направление чтения), а также трудности в усвоении математические представления (понимание битовой структуры числа; зеркальность записи похожих чисел; трудности понимания грамматических формулировок в постановке задачи; выполнение операций с отрицательными числами). 

Поэтапное формирование пространственных представлений

Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста идет по определенным правилам:

  • знания ‒ по возрасту;
  • качество восприятия знаний зависит от обучения.

Методика определяет круг знаний о пространственных представлениях в каждой возрастной группе:

  • Главным содержанием домашних занятий для малышей становятся знания о левой — правой стороне тела. Идет знакомство с понятиями справа — слева, впереди — сзади, вверх — вниз.
  • На занятиях с детьми 4-5 лет происходит закрепление умения ориентироваться в пространстве. Добавляется обучение умению ориентироваться относительно других объектов, перемещаться в соответствии с заданным направлением, в двухмерном пространстве.
  • У старших дошкольников вплоть до школы идет дальнейшее развитие пространственного мышления на основе имеющихся знаний и приобретение новых пространственных представлений: графическое изображение, моделирование предметов, знание о сторонах горизонта.

Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в повседневной жизни: при умывании, питании, во время прогулки.

Упражнения на развитие координации

Самым простым для развития координации движений у детей младшего возраста являются следующие упражнения:

  1. Необходимо обеспечить малышу удобное рабочее место. Далее перед ним ставят 2 пластиковые или деревянные миски, одна из них наполнена крупой, вторая пустая. Малышу предлагают, переместить с помощью ложки всю крупу в пустую миску. Ребенок будет стараться развивать четкость движений и осуществлять понимание того, что данный объект меняет местоположение с его помощью.
  2. На основе первого упражнения проводят другие занятия, с более сложными задачами. Крупы в одной из емкости необходимо смешать или, к примеру, добавить в манку горох или орехи. Ребенка просят рассортировать все предметы по разным емкостям.
  3. Любят дети игры с водой. Существует немало таких упражнений, которые помогут сформировать определенные навыки. Переливание воды с полного стакана в пустой, игры с предметами разных по плотности и массе на воде ребенку будут интересны. Занимательно наблюдать и понимать, как камушек опускается и находится на дне, а легкий пластиковый мячик остается на поверхности.

Это самые простые и легкие задания, которые можно давать своему малышу дома, тогда его развитие будет нескучным и интересным.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста подразумевает более сложные задания. В этом процессе можно задействовать и творческие навыки. Работа с пластилином, тестом, рисование крупами, плетение бисером также способствуют развитию моторики и мелкой координации движений.

Возрастные особенности развития пространственных представлений

Ориентировка в пространстве имеет свои особенности на разных возрастных этапах развития человека. Выделяют следующие возрастные периоды пространственной ориентации:

  1. Грудной возраст – от рождения до года. В этот период происходит усвоение самых простых пространственных ориентировок. Дети воспринимают объекты в определенных пространственных местах за счет визуального анализатора: фокусируются глаза на конкретных объектах. К концу этого периода ребенок учиться определять месторасположения объекта в пространстве на разных расстояниях от него;
  2. Период раннего возраста – от одного года до трех летнего возраста. Ребенок учиться ходить и понимает, что представляет собой пространственный путь. Однако, он не способен отделить расстояние до объекта в пространстве от него самого. Далее развивается словесное и образное пространственное ориентирование. К двум годам, дети учатся узнавать геометрические фигуры и соотносить их с местом их расположения;
  3. Ранний дошкольный возраст – три-четыре года. Ребенок получает представления о направлениях движения по горизонтали и вертикали, понимает расположение объектов, находящихся «рядом», «около», «возле» чего-то;
  4. Средний дошкольный возраст – три-пять лет. В этот период дети уже понимают направления своего движения, осознают повороты и могут оценить расстояние, правда не всегда точно. Также, происходит ориентирование «слева» и «справа». Дети могут понять с какой стороны от них расположен объект. Происходит расположение форм объектов;
  5. Старший дошкольный возраст – пять-семь лет. Ребенок уже умеет описывать путь, словами, которые точно отражают его пространственное нахождение: «рядом», «напротив», осознанная ориентация в направлениях, гибкое применение компонентов грамматическое построения речи при пространственной ориентировки. К семи годам дети еще не могут четко пространственно ориентироваться в новых ситуациях. Также, имеются сложности с пространственным дифференцированием сигналов окружающего мира.

Презентация на тему: » МДОУ детский сад комбинированного вида 101 Развитие логического и творческого мышления в работе с одаренными детьми. Особенности пространственного мышления.» — Транскрипт:

1

МДОУ детский сад комбинированного вида 101 Развитие логического и творческого мышления в работе с одаренными детьми. Особенности пространственного мышления.

2

Логическое мышление Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания.

3

Творческое мышление Творческое мышление это психический процесс, направленный на открытие нового знания или оригинального способа действия, на разрешения творческой задачи или проблемы.

4

Ориентировка в пространстве способствует формированию логического и творческого мышления. Развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы; Формирование специальных способов ориентирования – ориентировки в пространстве и моделирование; Развитие способностей к прогнозированию; Формирование способности к обобщению и дальнейшему построению умственной и познавательной деятельностей; Систематизация знаний, стимулирующая развитие творческих и логических способностей.

5

Занятие в старшей группе «Одаренный ребенок» Ориентировка в пространстве: «В поисках пропавшего сюрприза»

6

«Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).» А. А. Столяр

7

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития. Ориентировка в пространстве

8

Развитие ориентировки в пространстве – одна из важных сторон умственного развития. Задачи, поставленные перед детьми в программе (старшая группа): — понимание и использование предлагаемого плана знакомого помещения; — самостоятельное построение плана групповой комнаты с использованием общепринятых условных изображений; — использование плана участка для прогулок, самостоятельное обозначение условными знаками разных построек; — схематическое изображение заданных участков пути; — работа с макетами. Ознакомление с пространственными отношениями:

10

Задачи, поставленные перед детьми в программе (подготовительная группа): — понимание и использование карт и схем родного города, формирование умения правильно пользоваться картой; — знакомство с картами и схемами других городов, знакомство с различными типами их застроек; — изучение разных типов изображения, принятых в картографии, знакомство с разными типами карт (физическими, политическими и др.); — формирование понятия «масштаб», знакомство с компасом, системой координат и ее использованием;

12

Спасибо за внимание!

Понимание пространственно-двигательных связей

Родителям стоит помочь ребенку научиться чувствовать и понимать расположение предметов относительно точки отсчета. В элементарном их понимании для начала берется опять-таки собственное тело. Чтобы определить, где находится стена, малыш должен к ней прикоснуться спиной и потом дать характеристику. Если предмет находится сбоку, то и здесь прикосновение рукой будет необходимым. Так станут накапливаться опыт и знания до определенного времени, пока ребенок не научится мысленно выстраивать общую пространственную картину и давать ей словесное описание.

Пространственно-временные представления у дошкольников лучше всего начитать развивать с 3 лет. Первым, чему малыша стоит обучить, — это времена года и понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».

Ближе к 6-7 годам нужно усложнить программу и добавить слуховые диктанты. Это когда ребенка просят расположить на листе бумаги в определенном месте ту или иную геометрическую фигуру или предмет. Сегодня в такой форме может проводиться диагностика пространственно-ориентировочных знаний.

Приступая к занятиям, стоит определиться, какая методика формирования пространственных представлений будет взята за основу. Можно использовать чистую программу, а можно ее дополнять упражнениями из других программ. Практически все они основаны на дидактических и интерактивных играх.

Для развития моторной координации стоит уделять внимание играм как в замкнутом пространстве, так и на открытой местности:

  1. Прекрасно формируют представления на местности игры в прятки. Можно вносить педагогические элементы, оставляя знаки на том или ином участке площади в виде букв или геометрических фигур.
  2. Игры с точкой отчета. Это эстафеты и квесты, игры с мячом, которые не только помогут развить необходимое понимание, но и послужат физическому и эмоциональному развитию.
  3. Для развития моторной координации подойдут игры на прохождение полосы препятствий. Как вариант, для включения в работу органов слуха игроку закрывают глаза и ведут по полосе, объявляя, где и как расположены препятствия. Отлично для этих целей подходит игра в «жмурки» с использованием колокольчика.

Стоит без спешки приступать к обучению ребенка элементарным знаниям. Родителям необходимо каждый день посвящать этим навыкам определенное время. Это можно осуществлять во время совместных игр, прогулок на улице, купаясь в ванной или наблюдая в окно за прохожими.

https://youtube.com/watch?v=ue8b-zlP3gg

Post Views: 1 089

Подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве

В среднем дошкольном возрасте задачи усложняются. В приоритете ориентация «от предмета». В 4 – 5 лет в средней группе детского сада используются игры, которые помогают детям на практике пользоваться полученными знаниями.

  1. «Пилот». Взрослый отмечает кубиками или предметами полосы для приземления самолетов. Ребенок – пилот. Он должен приземлить свой самолет на поле, в соответствии с маршрутом указанным ведущим. Например: «Аэропорт впереди тебя».
  2. «Зеркало». Малыш (группа детей) встает лицом к ведущему, который исполняет роль зеркала. Зеркально отражаясь, необходимо повторять за ним различные движения: поднять вверх правую (левую) руку, наклониться вправо (влево) и т.д.
  3. «Ловишки с ленточками». Чертится круг, внутри которого стоит ведущий. У игроков, стоящих по кругу, в руках цветные ленточки. По команде дети разбегаются, а «ловишка» должен догнать и вытянуть ленточку. В конце игры участники возвращаются на свои места, а ведущий подсчитывает количество вытянутых ленточек.
  4. «Кораблик». В одной стороне комнаты стоит ребенок. Это кораблик. На другой стороне стоят цветные кубики 3-4 ряда по 3 штуки в каждом ряду. Это острова в море. На каждом острове есть свой житель (игрушка). Взрослый дает ориентиры, и кораблик отправляется в путь, следуя указаниям взрослого. Добравшись до нужного острова, ребенок берет игрушку и возвращается назад. При групповой игре, каждый из корабликов отправляется в путешествие по очереди. Пример поэтапной инструкции: «Пройди вперед два острова, поверни направо, пройди еще один остров, поверни налево, пройди еще один остров – приплыл».
  5. «Вернись на место!» Дети стоят в колонне. Взрослый уточняет: «Кто стоит справа от тебя? Кто стоит слева от тебя?» Ведущий дает установку запомнить соседей. По сигналу «Прогулка», дети ходят по залу, гуляют. Услышав слова: «Вернись на место!», все бегут на свои места.

Развитие ориентировки у старших дошкольников с помощью схем

У детей 6 — 7 лет развитие пространственных представлений расширяется при помощи метода моделирования. Этот метод можно использовать в разных формах, но наиболее актуальными являются схемы.

Разбирая, как добраться до итоговой точки, дошкольник чувствует себя путешественником, кладоискателем или спасателем. Например,

  1. «Найди клад». В комнате прячется «клад» (коробочка с лакомством). Ребенку предлагается игровая мотивация: «Ты путешественник, который ищет клад. На карточке изображена схема, которая поможет тебе его найти. Держи карточку перед собой, смотри, в каком направлении указывают стрелки, и следуй по ним. Будь внимателен».
  2. «Помоги Маше найти дорогу домой». Инструкция: «Нарисуй на листе путь Маши, начиная от стрелки до изображенного домика: одна клеточка вверх, две влево, две вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, две вверх и т.д». В основе этого задания графический диктант.
  3. Составить схематический план своей комнаты (кухни, игровой комнаты в детском саду и пр.), отметив квадратиками и кружочками предметы мебели.

Эффективную помощь в развитии навыков ориентировки и пространственного мышления ребенка оказывают графические лабиринты.

После того как ребенок проложит верный путь по лабиринту (на данной картинке нужно помочь мышонку добраться до яблока), важно предложить ему описать маршрут словами: «Пройти прямо по дорожке, повернуть налево, шагнуть на следующую дорожку и вновь повернуть налево и т.д.». На первых этапах необходима помощь взрослого, так как дошкольник должен понять алгоритм определения маршрута по схеме или наброску плана

Впоследствии достаточно контроля при выполнении задания

На первых этапах необходима помощь взрослого, так как дошкольник должен понять алгоритм определения маршрута по схеме или наброску плана. Впоследствии достаточно контроля при выполнении задания.

Следует отметить, что дошкольники испытывают интерес к тому, чтобы научиться пространственному ориентированию. Это естественная потребность, и ребенок неосознанно чувствует, что он расширяет собственные границы, когда больше понимает в организации пространства. Все, что ему необходимо, – это незначительная помощь со стороны взрослого.

Развитие координации как основа пространственного восприятия

Для того чтобы у ребенка начали формироваться представления об окружающей действительности, изначально его стоит научить ощущать себя и помочь развить хорошую координацию. Для этого, начиная с младенческого возраста, с малышами проводят упражнения на мячах.

Самым эффективным является совместное плавание мамы с ребенком, где даются задания в словесной и вербальной форме. Малыша просят плыть к маме, нырять, достать игрушку со дна и так далее. Для этого существуют специальные программы и тренеры, которые знают всю специфику, как обращаться с детьми на воде. Кроме того, даже простые подбрасывания малыша вверх дают ему определенные чувства и восприятия себя относительно взрослого.

Как только ребенок начнет элементарное передвижение, стоит приступать к прямому обучению. Родители обязательно должны всегда проговаривать и пояснять, что где находится. Можно, прогуливаясь, показывать различные предметы и наглядно демонстрировать их удаленность относительно малыша

Важно не только давать ребенку словесные обозначения, но и позволять самому осуществлять действия. Если малыш еще не ходит, то мама может помочь ему дотягиваться до разрешенных предметов

С наступлением периода, когда он начинает ходить самостоятельно, необходимо укреплять координацию. Есть масса способов и методов, которые окажутся полезными в этом деле.

Развитие мелкой моторики — это то, с чего стоит начать. На сегодняшний день разработано большое количество программ и пособий, которые помогут родителям развивать своего малыша. Учеными доказано, что сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста имеет влияние на умственные способности ребенка.

Развивать моторику, чувства восприятия и ощущения можно при помощи обычных подсобных материалов — различные крупы, кусочки разной на ощупь ткани, бумага, фольга и многое другое.

Что надо знать родителям о пространственном мышлении?

В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве. Прежде чем начинать домашние занятия по развитию пространственных представлений, родителям нужно четко понимать, какие умения необходимы ребенку и как методика помогает их сформировать.

Совет! Развитие пространственного мышления идет поэтапно, в каждом возрастном периоде имея свои особенности. Поэтому не надо сразу загружать ребенка большим объемом знаний, пространственные представления должны накапливаться постепенно.

Для правильной организации домашних занятий родителям важно знать, что для дошколят ориентировка в пространстве предполагает развитие таких умений, как:

  • свободно ориентироваться по отношению к себе и напротив находящемуся человеку (левая и правая сторона);
  • определять движения вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево.
  • обозначать стороны горизонта: север, юг, запад, восток;
  • моделировать положение объектов в пространстве;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной);
  • графически воспроизводить различные направления.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: