Повторяющееся поведение при аутизме

Признаки аутизма у детей по возрастам

Лечение аутизма

Расстройства аутистического спектра не поддаются полному излечению, но при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность их проявлений.

Терапия может включать в себя различные подходы

Однако особое внимание уделяется психокоррекционным занятиям с психологом, логопедом, педагогом-дефектологом.. Начиная с двухлетнего возраста применяется когнитивно-поведенческая терапия, которая позволяет развить коммуникативные и социальные навыки

Во время сеансов малыши играют с тренировочными материалами и обучаются таким навыкам, как имитация и взаимное внимание (с игрушкой). Так они постепенно готовятся к социальному взаимодействию. Затем они учатся общаться непосредственно со взрослым терапевтом, сначала в основном невербально (то есть без языка).

Начиная с двухлетнего возраста применяется когнитивно-поведенческая терапия, которая позволяет развить коммуникативные и социальные навыки

Во время сеансов малыши играют с тренировочными материалами и обучаются таким навыкам, как имитация и взаимное внимание (с игрушкой). Так они постепенно готовятся к социальному взаимодействию

Затем они учатся общаться непосредственно со взрослым терапевтом, сначала в основном невербально (то есть без языка).

По мере того, как дети прогрессируют, они учатся взаимодействовать и общаться со своими сверстниками и правильно использовать язык. При необходимости в рамках этой терапии можно практиковать повседневные действия, такие как посещение туалета. 

АВА-терапия (прикладной анализ поведения)  — это комплекс техник, используемых для коррекции определенного поведения и развития социальных навыков. Она основана на традиционных поведенческих стратегиях, таких как поощрение за соответствующее поведение и игнорирование или препятствование ненадлежащему поведению. ABA является одним из наиболее широко изученных и часто используемых методов лечения детей с аутизмом

Логопедия рекомендуется, когда ребенок имеет нарушения развития речи, скудный словарный запас. Во время занятий специалист учит правильно произносить слова, использовать соответствующий тон голоса, понимать и использовать язык тела, а также задавать вопросы и отвечать на них.

Улучшать социальное взаимодействие также можно в рамках групповой терапии. Эта форма терапии подходит для детей более старшего возраста, подростков и взрослых с расстройством аутистического спектра. Подход особенно перспективен для тех, у кого когнитивные способности, по крайней мере, средние.

Во время групповых занятий пациенты отрабатывают навыки социального взаимодействия с другими людьми, общения (вербального и невербального), планирования действий. Терапия также включает в себя работу с собственными эмоциями (так называемый «контроль импульсов»), например, гневом и злостью.

К другим терапевтическим методам относятся зоотерапия (например, взаимодействие с лошадьми или дельфинами), арт-терапия, музыкальная терапия и так далее.

Медикаментозные средства используются для облегчения таких симптомов расстройства аутистического спектра, как повышенная раздражительность, агрессивность, бессонница, гиперактивность, повторяющееся поведение.

Рисперидон является наиболее часто применяемым препаратом у детей в возрасте от 5 до 16 лет для лечения симптомов аутизма (раздражительности, самоповреждающего или агрессивного поведения). Препарат назначают в виде таблеток, покрытых пленочной оболочкой или капель. 

Лечащий врач также может назначить своему пациенту противосудорожные средства, транквилизаторы, антидепрессанты и т.д.

Причины развития аутизма

Теориями развития аутизма являются:

  • биологическая;
  • генетическая;
  • поствакцинальная;
  • теория обмена веществ;
  • опиоидная;
  • нейрохимическая.

Биологическая теория аутизма

головного мозгаФункциональные особенности головного мозгаэлектроэнцефалограммыОсобенностями электрической активности головного мозга у детей-аутистов являются:

  • снижение судорожного порога, а иногда фокусы эпилептиформной активности в ассоциативных отделах мозга;
  • усиление медленно-волновых форм активности (преимущественно тета-ритма), что является характеристикой истощения корковых системы;
  • повышение функциональной активности нижележащих структур;
  • задержка созревания ЭЭГ-паттерна;
  • слабая выраженность альфа-ритма;
  • наличие резидуально-органических центров, чаще всего в правом полушарии.

Структурные особенности головного мозгаМРТ (магнитно-резонансной томографии)миелинаМорфофункциональными изменениями головного мозга при аутизме являются:

  • снижение метаболизма в височных и теменных долях мозга;
  • усиление метаболизма в левой лобной доле и левом гиппокампе (структурах головного мозга).

Развитие аутизма

Вариантами развития аутизма являются:

  • Злокачественное развитие аутизма – характеризуется тем, что симптомы появляются еще в раннем детском возрасте. Клиническая картина характеризуется быстрым и ранним распадом психических функций. Степень социальной дезинтеграции с возрастом возрастает, и некоторые расстройства аутистического спектра могут переходить в шизофрению.
  • Волнообразное течение аутизма – характеризуются периодическими обострениями, которые нередко носят сезонный характер. Выраженность этих обострений может быть каждый раз различной.
  • Регредиентное течение аутизма – характеризуется постепенным улучшением симптомов. Несмотря на бурное начало заболевания, симптомы аутизма постепенно регрессируют. Тем не менее, признаки психического дизонтогенеза сохраняются.

Факторами, влияющими на течение аутизма, являются:

  • развитие речи до 6 лет является признаком благоприятного течения аутизма;
  • посещение специальных образовательных учреждений является благоприятным фактором и играет важную роль в адаптации ребенка;
  • освоение «ремесла» позволяет в будущем реализовать себя в профессиональном плане — по данным исследований каждый пятый ребенок-аутист способен освоить профессию, но не делает этого;
  • посещение логопедических занятий или детсадов с логопедическим профилем положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, ведь по статистике половина взрослых с аутизмом не говорят.

Диагностика аутизма

Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития. 

В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев. 

При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.

Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма.  Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.

Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:

  • Интересуется ли ребенок окружающим миром?

  • Делится ли он со своими родителями эмоциями?

  • Часто ли ребенок злится и кричит?

  • Боится ли он прикосновений?

  • Имеются ли у ребенка речевые нарушения?

  • Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?

  • Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?

  • Идет ли он на контакт со сверстниками?

Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего. 

Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.

Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.

Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.

Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.

Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.

Социализация и обучение

Программы поддержки людей с расстройством аутистического спектра должны опираться на принцип преемственности на всех этапах жизни — от раннего детства до взрослости. Основными условиями для успешного инклюзивного образования учащихся с расстройством аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (использующий специальные методы и приемы организации процесса обучения и адаптации программного материала), а также наличие тьютора.

В образовательной практике США доказана эффективность поведенческих подходов: системы поддержания желательного поведения и дифференцированного обучения на уровне класса; прикладного анализа поведения — на уровне отдельных учеников.

Инклюзия детей с РАС в российской системе образования

Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые закрепила на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.

По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 %.

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС

15 апреля 2016 года в рамках Московского международного салона образования состоялось торжественное открытие Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. ФРЦ является структурным подразделением МГППУ и создан на базе университетского Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, который более 20 лет специализируется на оказании комплексной помощи детям с РАС. Основная цель ФРЦ – развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации.

Осложнения аутизма

К основным неблагоприятным последствиям аутизма относятся:

  • деградация личности;

  • нетрудоспособность;

  • нарушение когнитивных функций, снижение уровня интеллекта;

  • агрессия, нанесение самоповреждений;

  • судороги, эпилепсия;

  • тяжелые нарушения поведения;

  • сложности с социальной адаптацией;

  • плохая успеваемость в школе;

  • психические заболевания (фобические тревожные расстройства, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство и т.д.);

  • снижение качества жизни членов семьи.

Перечисленные осложнения аутизма возникают при тяжелой стадии недуга и позднем обращении за медицинской помощью. При своевременном обращении к врачу и вовремя начатых психокоррекционных мероприятиях прогноз заболевания благоприятный

Родителям при этом важно соблюдать ряд рекомендаций:

Принять своего ребенка таким, какой он есть и перестать сравнивать с другими детьми
Вместо того чтобы сосредотачиваться на том, чем он отличается от остальных и чего ему «не хватает», лучше обратить внимание на его особенности и маленькие успехи. Ребенку так необходимо чувство безусловной любви и принятия.

Придерживаться распорядка дня
Аутичные дети, как правило, добиваются лучших результатов, когда они следуют четко  структурированному графику. Можно составить расписание для своего ребенка с регулярным временем для приема пищи, терапии, школы и времени сна

Важно свести нарушения этих правил к минимуму. Если изменения в расписании неизбежны, следует подготовить к ним ребенка заранее.

Поощрять хорошее поведение

Положительное подкрепление имеет большое значение для ребенка с РАС, поэтому следует хвалить его, когда он ведет себя правильно или осваивает новый навык (конкретно указывая, за какое поведение его хвалят). 

Научиться улавливать невербальные сигналы, которые аутичные дети используют для общения. Необходимо обращать внимание на звуки, которые они издают, выражение лица и жесты, которые используют, когда устали, проголодались или хотят спать. Чаще всего дети с РАС капризничают потому, что взрослые не улавливают их невербальные сигналы. Истерика — способ сообщить о своем разочаровании и привлечь внимание.

Обратить внимание на сенсорную чувствительность ребенка. Многие аутисты гиперчувствительны к свету, звуку, прикосновению, вкусу и запаху. Некоторые из них напротив «недостаточно чувствительны» к сенсорным раздражителям. Важно выяснить, какие образы, звуки, запахи, движения и тактильные ощущения вызывают «плохое» или деструктивное поведение ребенка, а что вызывает положительную реакцию.

Сохранять позитивный настрой и не сдаваться. Невозможно предсказать течение расстройства аутистического спектра. Поэтому не следует делать поспешных выводов о том, какой будет дальнейшая жизнь вашего ребенка. Как и у всех, у людей с аутизмом есть целая жизнь, чтобы расти и развивать свои способности.

Раннее медицинское вмешательство — самый эффективный способ ускорить развитие ребенка и сгладить симптомы аутизма.

Поэтому если вы заметили у своего чада какие-либо признаки расстройства, не откладывайте визит к врачу. Чем раньше будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем благоприятнее будет дальнейший прогноз.

Прогрессия патологических симптомов после 1 года

У здорового ребенка с кожным вектором с момента освоения навыков ходьбы начинает стремительно нарастать двигательная активность. У аутичного ребенка с кожным вектором происходит то же самое: родители нередко отмечают, что такой ребенок не пошел, а сразу побежал. Причем, как правило, это случается даже раньше средней статистической нормы — приблизительно в 9–10 месяцев. Но, к сожалению, характеристика этих двигательных навыков при аутизме тоже приобретает форму патологических симптомов.

Возникает гиперактивность, расторможенность. Да, ребенок бежит. Но бежит без цели, такое впечатление, будто окружающее поле пространства захватывает и тянет его

Он не может надолго сосредоточить свое внимание, его взгляд «скользящий» вдоль предметов и людей. Такой набор симптомов специалисты называют «полевым поведением», но только системные знания помогают понять, с чем такое поведение связано

Количество моторных стереотипных движений постоянно растет: появляются странные жесты, ребенок принимает необычные позы, ходит на цыпочках, напрягает определенные части тела, выкручивает пальцы. Он может также кружить вокруг своей оси, ритмически сгибать и разгибать пальцы рук, потряхивать пальцами или кистью руки, прыгать на месте. Порой встречается и вовсе вычурный рисунок таких стереотипий.

Начавшееся еще с младенчества стремление раскачиваться (сидя в манеже или длительное время на лошадке-качалке) тоже развивается в моторную стереотипию, постоянно повторяющееся неосмысленное действие. При этом порой просто восхищает необычайная ловкость, грациозность и плавность движений при лазании, балансировании. Тем не менее попытки использовать эти качества для обучения ребенка произвольным движениям терпят крах.

Нередко, как способ познания окружающего мира, кожно-звуковой аутичный ребенок предпочитает ощупывание предметов. Именно поэтому он испытывает особое удовольствие от пересыпания круп, ощущения разрывания и расслоения тканей или бумаги, пересыпания песка или переливания воды. Если у здорового ребенка с кожным вектором такие интересы возникают лишь в младенчестве и быстро сменяются конструктивной деятельностью, то у аутичного ребенка такие проявления могут сохраняться долгие годы.

Что делать с моторными стереотипиями и тактильной непереносимостью

При правильном развитии кожного вектора ребенка тактильная непереносимость со временем сокращается сама. Это связано с тем, что ребенку удается наполнить свои потребности в кожном векторе с помощью других доступных ощущений. Как следствие — переносимость тактильного контакта улучшается. Правда, нельзя забывать, что развитие любых навыков может происходить только тогда, когда созданы оптимальные условия комфорта для звукового (доминантного!) вектора ребенка.

Аутичный ребенок набирает эту гамму ощущений через аутостимуляции. Мгновенно лишить ребенка этих занятий не получится. Поэтому на первых порах все, что могут сделать родители, это придать действиям ребенка осмысленность и научить использовать такие действия в адекватной ситуации.

Пример: ребенок раскачивается взад-вперед. Он просто извлекает ощущения, которые приносят удовольствие. Вы учите его с помощью игрушки: «Давай покачаем мишку. А-а… Мишка спит…» Через какое-то время вы увидите, что ребенок сам берет игрушку, чтобы с ней покачаться. Этот момент нужно использовать, чтобы установить правила: мишку качаем только дома

При попытке ребенка качаться на улице — осторожно останавливаем и задаем вопрос: «Где мишка? Дома. Придешь домой — покачаешь его»

При этом остальные моторные стереотипии пока не ограничивайте.

Таким образом надо придавать осмысленность, а позже и задавать правила для других стереотипных действий ребенка: трясем пальчиками — после того как помыли руки, прыгаем как зайчик — только во время зарядки. В результате со временем ребенок обучается достаточному самоконтролю, чтобы ограничивать свои стереотипные реакции в неподходящей ситуации.

Кожно-звуковые аутисты могут иметь также, наоборот, повышенную потребность в тактильных ощущениях — постоянно прикасаются ко взрослым, гладят. Это тоже может приобретать характер навязчивости. Но здесь механизм действия родителей тот же: помочь ребенку наполнить неудовлетворенность желаний в кожном векторе через полезную деятельность, описанную в предыдущем разделе.

Плюс такую любовь к прикосновениям можно использовать в совместных пальчиковых играх, полезен будет и легкий массаж. В результате наполнения кожного вектора и тактильная непереносимость, и чрезмерная потребность в таком контакте со временем сократятся сами.

Об особенностях развития здорового ребенка с кожным вектором

Здоровому малышу кожный вектор сообщает удивительную подвижность и ловкость, хорошее владение моторными навыками. С самого рождения эти малыши обладают особо чувствительной кожей, восприимчивой к малейшему прикосновению. Физическое наказание представляет для кожного ребенка невыносимое страдание, их ни в коем случае нельзя бить.

Детки с кожным вектором обладают инженерно-конструкторским складом ума. С раннего детства они что-то увлеченно строят, будь то первая башня из кубиков или сложный космический корабль из всей мебели, что подвернулась под руку в доме. У них прекрасное рациональное мышление, основанное на врожденном ощущении пользы и выгоды. Навыки счета они осваивают раньше других детей. В будущем это поможет ребенку с кожным вектором стать прекрасным инженером, коммерсантом и даже работником в сфере юриспруденции.

Синдром аутизма

Различия аутизма и шизофрении

Базовые симптомы при шизофрении и аутизме

Шизофрения

Аутизм

Расстройства мышления – разорванное, непоследовательное и бессвязное мышление.

Нарушение коммуникации – не использование речи, неспособность играть с другими.

Расстройства эмоциональной сферы – в виде депрессивных эпизодов и приступов эйфории.

Стремление к изолированности – отсутствие интереса к окружающему миру, агрессивное поведение на изменения.

Расстройства восприятия – галлюцинации (слуховые и редко зрительные), бред.

Стереотипное поведение.

Интеллект, как правило, сохранен.

Задержка речевого и интеллектуального развития.

Аутизм у взрослых

Личная жизньПрофессиональная деятельностьЖизненные условияСоциальные сообщества

https://youtube.com/watch?v=_uiDzrchNrM

Симптомы аутизма

Симптомами при аутизме являются:

  • патология речи;
  • особенности развития интеллекта;
  • патология поведения;
  • гиперактивный синдром;
  • нарушения в эмоциональной сфере.

Речь при аутизме

Характеристиками речи у детей-аутистов являются:

  • эхолалии – повторения;
  • шепотная или, наоборот, громкая речь;
  • метафорический язык;
  • игра слов;
  • неологизмы;
  • необычная интонация;
  • перестановка местоимений;
  • нарушение мимической экспрессии;
  • отсутствие реакции на речь других.

Поведение при аутизме

Характеристиками поведения детей с аутизмом являются:

  • аутоагрессия и гетероагрессия;
  • приверженность к постоянству;
  • стереотипии – двигательные, сенсорные, вокальные;
  • ритуалы.

Аутоагрессия в поведении

Ритуалы в поведении детей-аутистовСтереотипии в поведении детей аутистов

Инвалидность при аутизме

Льготами для детей с аутизмом, оформившими инвалидность, являются:

  • бесплатное посещение специализированных образовательных учреждений;
  • оформление в логопедический сад или в логопедическую группу;
  • налоговые вычеты на лечение;
  • льготы на санаторно-курортное лечение;
  • возможность обучаться по индивидуальной программе;
  • помощь в психологической, социальной и профессиональной реабилитации.

невропатологаокулистаоториноларингологаанализ мочианализ крови

Особые рекомендации по распорядку дня

Аутичные дети с кожным вектором часто гиперактивны и крайне неусидчивы. Такая расторможенность приводит к чрезмерному возбуждению нервной системы, особенно к концу дня. Многие родители таких детей жалуются, что установить нормальный режим никак не получается.

Между тем это первое, что надо сделать в такой ситуации. Даже здоровый ребенок с кожным вектором испытывает потребность в наличии правил, распорядка дня и действий, системы. Аутисты не исключение. Но задать им правила и режим требует намного больше сил и последовательности от родителей.

Все режимные моменты (кормление, прогулка, занятия, сон) должны проходить строго в одно и то же время каждый день. Поначалу может казаться, что вы своими руками строите ребенку казарму, но это совсем не так. В первое время он может протестовать, но затем уже будет подчиняться повторяющимся правилам и лучше чувствовать себя в рамках заданной структуры времени. Наладится и вечернее засыпание.

Система запретов и ограничений обязательно должна соблюдаться всеми без исключения членами семьи. При необходимости дайте прочесть эту статью сердобольным бабушкам. Соберитесь и единожды обсудите, что ребенку разрешается, а что нет и в каких случаях возможны варианты.

Далее система правил и ограничений должна одинаково работать и у папы, и у мамы, и у других членов семьи. Если ребенку категорически запрещено трогать лекарства, то этого не разрешает никто

И неважно, что вовсе неопасно пошуршать пустой упаковкой

Учитывая полевое поведение ребенка, пространство также должно быть структурировано по зонам. Такому ребенку нельзя и кушать, и заниматься в одном и том же месте. Как бы ни мала была квартира, постарайтесь разбить ее на зоны: это уголок для игры, это стол для занятий, а кушаем — только на кухне.

Классификация и стадии аутизма

Согласно действующей в настоящее время системе классификации (МКБ-10) выделяют следующие основные формы аутизма: 

  • Ранний аутизм (синдром Каннера) является наиболее распространенной формой расстройства аутистического спектра. Он характеризуется глубокими нарушениями в развитии центральной нервной системы. Данный тип аутизма проявляется в виде атипичного социального поведения, трудностей в установлении эмоционального контакта с окружающими, стереотипичности в поведении, задержке речевого развития, а также агрессии. Ранний детский аутизм возникает в возрасте до 3-х лет. Точный диагноз обычно ставится только в возрасте 18 месяцев.

  • Атипичный аутизм. О нем можно говорить, когда диагностические критерии раннего детского аутизма не полностью соблюдены или первые отклонения в психическом развитии наблюдаются только после 3-го года жизни. Речь ребенка, страдающего данным типом аутизма либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов. Наблюдаются яркие нарушения социальной включенности, взаимодействия с окружающими людьми. Различные внешние раздражители (громкий звук, яркий свет и т.д.) могут вызывать у больного яркую реакцию – истерики.

  • Синдром Аспергера в настоящее время считают «легкой» формой аутизма: речь и интеллект детей находятся на уровне от среднего до выше среднего. Как правило, они не имеют задержки в языковом развитии и обычно начинают говорить в раннем возрасте. Однако такие дети испытывают трудности с социальными взаимодействиями и часто проявляют интерес к необычным темам и увлечениям (например, коллекционируют и играют только с динозаврами и т.д.). 

  • Синдром Ретта — это тип РАС, которым страдают девочки. Как правило, его диагностируют в возрасте от 6 до 18 месяцев, когда они начинают отставать от основных этапов развития или теряют ранее приобретенные способности. Симптомы синдрома Ретта также могут включать нарушения походки, снижение мышечного тонуса, микроцефалию (уменьшение размера головы), непроизвольные движения рук, судороги, проблемы со сном, сколиоз.

Выделяют 3 основные стадии аутизма:

  • Начальная. Возникают первые заметные изменения: сложности с социальным взаимодействием и поддержанием диалога, отсутствие зрительного контакта, склонность к странным занятиям и играм. Однако симптоматика выражена не настолько сильно, чтобы оказывать существенное отрицательное влияние на жизнь ребенка.

  • Легкая стадия аутизма. Возникает серьезная нехватка словесных и невербальных навыков общения, отсутствие мимики, поведенческие проблемы. На данном этапе дети  нуждаются в психокорреционной терапии.

  • Тяжелая стадия. Появляются повторяющиеся навязчивые движения, серьезные поведенческие отклонения, эхолалии (повторение слов), избирательность в контактах. Ребенок полностью погружается в свой внутренний мир, речь становится очень скудной или отсутствует. Требуется комплексная терапия, в том числе медикаментозная. 

Искаженная картина раннего развития у кожно-звукового аутичного ребенка

Если речь идет об аутизме первичном (то есть звуковую травму ребенок получил еще в утробе матери), то уже с младенчества видны не только нарушения, характерные для любого аутиста (не реагирует на имя, недостаточный зрительный контакт), но одновременно с этим нарастают и другие неблагоприятные симптомы, связанные с искаженным развитием кожного вектора.

Имея особо чувствительную кожу, такие дети с младенчества протестуют криком против обычных процедур пеленания, купания, причесывания и стрижки ногтей и волос. Поглаживание или легкий массаж также причиняют им сильный дискомфорт. Многие мамы кожно-звуковых аутичных детей отмечают, что при кормлении ребенок вертится и крутится на руках, словно пытаясь избавиться от материнских объятий. Успокоить ребенка удавалось, только уложив рядом с собой на кровать, после чего малыш мог взять грудь.

Если аутизм формируется у ребенка после рождения, то симптомы возникают позже. Ребенок также начинает протестовать даже при процедуре умывания и одевания. У него нередко возникают стремления полностью снять свою одежду и находиться нагишом, вне зависимости от температуры воздуха в доме. Создается такое впечатление, что вообще какое бы то ни было прикосновение для него невыносимо.

Это подтверждается еще одним наблюдением родителей: ребенок категорически протестует против объятий и поцелуев, дольше нескольких секунд не выдерживает сидеть на родительских руках.

Парадоксально, но при этом ребенок нередко испытывает огромное удовольствие от подвижных игр со взрослыми, когда его подбрасывают, вертят, кружат. При этом не возникает эмоционального заражения от улыбки взрослого. Предположительно, радость доставляют непосредственно ощущения собственного тела.

Фактически так у аутичного ребенка с кожным вектором возникает первый опыт моторных аутостимуляций. Но иногда кожно-звуковые дети с травмированным звуковым вектором с раннего возраста научаются получать подобное удовлетворение своих потребностей и без участия родителей: например, бьются головой о бортик коляски или спиной о стенку манежа.

С раннего возраста они также начинают испытывать особое удовольствие от раскачивания: часами такой ребенок может качаться вперед-назад, сидя в манеже (это может объясняться тем, что кожный вектор отвечает за ритм, движение, такт).

Рекомендации по воспитанию кожно-звукового ребенка с аутизмом

В первую очередь нужно помнить о механизме формирования аутизма. Происходит это через травму в развитии звукового вектора. Следовательно, первым и главным условием воспитания любого аутичного ребенка будет «звуковая экология» в доме.

Минимизируйте количество бытовых шумов: от работы электрических приборов, громкого звучания музыки и звука работающего телевизора. Если ваше жилье расположено над дорогой, по которой несутся потоки машин, лучше обзавестись звукоизоляцией или вовсе сменить место жительства. Родителям нужно говорить между собой и с ребенком тихо, мягко и спокойно. Никаких оскорбительных смыслов в речи также допускать нельзя.

Что касается особенностей воспитания кожно-звукового аутиста, в первую очередь следует запомнить, что не только бить, но даже легонько шлепать таких детей категорически нельзя. Кожа — их особо чувствительная зона, даже минимальное стрессовое воздействие может привести к плачевным результатам.

Как правило, родители, не знакомые с тренингом «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, поступают точно наоборот. Конечно, им тяжело воспринимать такое огромное множество стереотипных движений у ребенка, и они пытаются пресечь их самым простым способом — шлепнуть по рукам, ногам, спине или «еще чем он там вертит-крутит». Приводит такое воспитание к тому, что, даже если чудом ребенок оказался в состоянии прекратить совершать именно такие движения, им на смену приходят десять новых, еще более вычурных.

Причина и следствия

Первичную психическую травму аутичный ребенок действительно получает через негативное воздействие на доминантный звуковой вектор. Громкие звуки, шумная музыка и даже родительские ссоры могли оказать такое воздействие, в результате которого ребенок со звуковым вектором отгораживается от мира и перестает воспринимать информацию извне.

Увы, но этим трагедия не исчерпывается. В современном мире практически не существует одновекторных людей. А нарушения в доминантном звуковом векторе вызывают лавинообразный каскад отклонений в развитии всех остальных векторов, которые от рождения заданы ребенку. В результате перед нами предстает смешанная картина многочисленных патологических проявлений. Таким образом, от состояния звукового вектора зависит развитие ребенка в целом.

В этой статье мы с помощью знаний с тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана разберем механизм того, как нарушается развитие кожного вектора при детском аутизме и какие симптомы при этом появляются. Осознавая системные причины поведения своего ребенка и опираясь на рекомендации этой и других системных статей, родители смогут создать максимально комфортные условия для развития врожденных способностей аутичного ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: