Что такое сенсорные способности

Сенсорные способности дошкольников и их развитие в деятельности

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

Насколько важно развить сенсорное восприятие?

Специалисты утверждают, что правильное сенсорное воспитание способствует гармоничному развитию человека. Значение сенсорики ценится довольно высоко из-за важных результатов этого процесса:

  • закладка основ развития интеллекта;
  • закладка основ учебной деятельности;
  • создание фундамента всех видов памяти (зрительная, тактильная, долгосрочная и прочие);
  • обострение внимания;
  • выработка наблюдательности;
  • формирование вкусовых предпочтений;
  • развитие эстетической составляющей;
  • облегчение совместимости крохи с реальным миром;
  • расширение детского словарного запаса;
  • развитие богатого воображения.

Грамотные сенсорные упражнения и занятия способствуют упорядоченности представлений ребенка об окружающем мире, что может перевернуть привычную картину жизни малыша

Поэтому так важно с раннего возраста направить восприятие окружающего мира в правильное русло

Системы сенсорного воспитания основаны на различных задачах в соответствии с возрастом крохи.

  1. В раннем возрасте собираются знания о сенсорных эталонах.
  2. В среднем дошкольном возрасте эти знания формируются. Дети учатся исследовать предметы, выделять их по группам, разделять предметы на отдельные величины.
  3. У детей старшего дошкольного возраста основная задача – подготовка к школьному образованию (умение различать звуки и воспринимать написанное на бумаге).

Особенности формирования сенсорных способностей детей

Развитие восприятия ребенка, по сути, являет собой процесс формирования и совершенствования перцептивных действий. В детстве перцептивные действия являются основными поставщиками информации, помогающими ребенку ориентироваться в многогранном и еще совершенно неизвестном для него окружении. Поэтому дети так хотят все потрогать и даже попробовать на вкус.

Сенсорные способности – это часть познавательных способностей. Дошкольник чрезвычайно любознателен, и он действует, насколько ему позволяют его физические возможности.

Практика выдвигает перед восприятием ребенка конкретные задачи – понаблюдать, поднять, протянуть через отверстие, подобрать по цвету, услышать определенный звук и подобные упражнения, выполнение которых происходит благодаря сенсорным функциям организма.

Даже, когда ребенок действует стихийно, без каких-либо сторонних побуждений, он не только накапливает опыт перцептивных операций, но и делает определенные выводы. Например, помидор похож на яблоко, но вкус у него иной; мячик в одно ведерко помещается, а в другое нет; мамина сумка почему-то не поднимается…

Малышу нужна определенная базовая информация, которая служила бы мерой для новых поступающих к нему сведений. И эта перцептивная база потихоньку накапливается. У нее есть свое научное название – сенсорные эталоны. Разумеется, они не «вкладываются» в мозг ребенка в одночасье. Эталоны постепенно набираются в копилку детского сознания, проходя естественный путь форматирования. Чем больше эталонов (мер, образцов) закрепится в познавательном опыте дошкольника, тем легче он будет усваивать новую информацию.

Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте

Эталоны восприятия, прежде чем устояться и приобрести четкие рамки, проходят в детском развитии стадию предэталонов.

Все сенсорные эталоны перечислить невозможно, отметим некоторые самые важные из них:

  • формы
  • цвета
  • размера
  • громкости
  • гладкости
  • твердости
  • расстояния и т.д.

Формирование каждого эталона требует своего временного интервала. Например, как воспринимает ребенок цвет? Первыми он начинает выделять красный, желтый, зеленый. Оттенки зрительным восприятием ребенка еще не дифференцируются.

К примеру, вишневый, и розовый цвет младший дошкольник воспринимает как красный. Только спустя определенное время, после того как взрослые несколько раз продемонстрируют ребенку объекты соответствующего цвета (вишенка, бант, носочки вишневого цвета), этот оттенок в понимании ребенка сначала выделится в отличный от красного, а затем и запомнится своим названием.

То есть, дошкольник должен осмотреть или повертеть в руках предмет, чтобы разобраться с его формой; потрогать или сжать несколько игрушек, чтобы ощутить твердость или упругость, прислушаться к схожим звукам, чтобы выделить звонкость и пр.

Особенно сложно формируется такой сенсорный эталон как величина. Если ребенок смотрит на объекты в реальности, то уже в 3 года он определит, какой из них большой, а какой маленький. Но, если дошкольник рассматривает изображения, то ему сложно понять, каков из объектов больше.

Тест. Чтобы проверить, на какой стадии формирования находится предэталон величина, покажите дошкольнику рисунок, где на первом плане изображен одноэтажный дом, а вдалеке – многоэтажный.

Спросите у ребенка, какой из этих домов больше. Если ребенок указывает на меньшее изображение и поясняет, что этот дом больше, потому что имеет этажи, значит, в восприятии величины он уже учитывает перспективу. Это свидетельствует о сформированности данного сенсорного эталона. В случае иного ответа дети ориентируются на абсолютные размеры, что соответствует начальной стадии формирования восприятия величины.

Разумеется, дети с выраженными сенсорными способностями быстрее освоят пространственные ориентировки. Уже в 4-5 лет они адекватно оценивают реальную форму и величину изображений. Да и другие сенсорные эталоны займут свое полноценное место в восприятии способного ребенка раньше, чем у других детей.

Развитие сенсорных способностей в деятельности дошкольников

Благодатными условиями для развития сенсорных способностей в дошкольном детстве располагают продуктивные виды деятельности. Рисование, конструирование, лепка, изготовление аппликаций – все эти занятия помогают ребенку не только заметить определенные свойства и отношения объектов, но и дают возможность применить, прочувствовать их через используемые материалы.

Где и усваивать информацию о форме и размерах, как не в конструктивной деятельности. Дошкольник строит башни и мосты, примеряя детали конструкторов; собирает пазлы, выискивая подходящие выступы и отверстия; закручивает гайки, соединяя детали металлических и деревянных конструкторов. Только в такой реальной практике развиваются сенсорные способности, связанные со зрительными и тактильными рецепторами.

Особенности формирования сенсорных способностей детей

Развитие восприятия ребенка, по сути, являет собой процесс формирования и совершенствования перцептивных действий. В детстве перцептивные действия являются основными поставщиками информации, помогающими ребенку ориентироваться в многогранном и еще совершенно неизвестном для него окружении. Поэтому дети так хотят все потрогать и даже попробовать на вкус.

Сенсорные способности – это часть познавательных способностей. Дошкольник чрезвычайно любознателен, и он действует, насколько ему позволяют его физические возможности.

Практика выдвигает перед восприятием ребенка конкретные задачи – понаблюдать, поднять, протянуть через отверстие, подобрать по цвету, услышать определенный звук и подобные упражнения, выполнение которых происходит благодаря сенсорным функциям организма.

Даже, когда ребенок действует стихийно, без каких-либо сторонних побуждений, он не только накапливает опыт перцептивных операций, но и делает определенные выводы. Например, помидор похож на яблоко, но вкус у него иной; мячик в одно ведерко помещается, а в другое нет; мамина сумка почему-то не поднимается…

Малышу нужна определенная базовая информация, которая служила бы мерой для новых поступающих к нему сведений. И эта перцептивная база потихоньку накапливается. У нее есть свое научное название – сенсорные эталоны. Разумеется, они не «вкладываются» в мозг ребенка в одночасье. Эталоны постепенно набираются в копилку детского сознания, проходя естественный путь форматирования. Чем больше эталонов (мер, образцов) закрепится в познавательном опыте дошкольника, тем легче он будет усваивать новую информацию.

Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте

Эталоны восприятия, прежде чем устояться и приобрести четкие рамки, проходят в детском развитии стадию предэталонов.

Все сенсорные эталоны перечислить невозможно, отметим некоторые самые важные из них:

  • формы
  • цвета
  • размера
  • громкости
  • гладкости
  • твердости
  • расстояния и т.д.

Формирование каждого эталона требует своего временного интервала. Например, как воспринимает ребенок цвет? Первыми он начинает выделять красный, желтый, зеленый. Оттенки зрительным восприятием ребенка еще не дифференцируются.

К примеру, вишневый, и розовый цвет младший дошкольник воспринимает как красный. Только спустя определенное время, после того как взрослые несколько раз продемонстрируют ребенку объекты соответствующего цвета (вишенка, бант, носочки вишневого цвета), этот оттенок в понимании ребенка сначала выделится в отличный от красного, а затем и запомнится своим названием.

То есть, дошкольник должен осмотреть или повертеть в руках предмет, чтобы разобраться с его формой; потрогать или сжать несколько игрушек, чтобы ощутить твердость или упругость, прислушаться к схожим звукам, чтобы выделить звонкость и пр.

Особенно сложно формируется такой сенсорный эталон как величина. Если ребенок смотрит на объекты в реальности, то уже в 3 года он определит, какой из них большой, а какой маленький. Но, если дошкольник рассматривает изображения, то ему сложно понять, каков из объектов больше.

Тест. Чтобы проверить, на какой стадии формирования находится предэталон величина, покажите дошкольнику рисунок, где на первом плане изображен одноэтажный дом, а вдалеке – многоэтажный.

Спросите у ребенка, какой из этих домов больше. Если ребенок указывает на меньшее изображение и поясняет, что этот дом больше, потому что имеет этажи, значит, в восприятии величины он уже учитывает перспективу. Это свидетельствует о сформированности данного сенсорного эталона. В случае иного ответа дети ориентируются на абсолютные размеры, что соответствует начальной стадии формирования восприятия величины.

Разумеется, дети с выраженными сенсорными способностями быстрее освоят пространственные ориентировки. Уже в 4-5 лет они адекватно оценивают реальную форму и величину изображений. Да и другие сенсорные эталоны займут свое полноценное место в восприятии способного ребенка раньше, чем у других детей.

Типы восприятия и наблюдения.

При психологическом изучении особенностей восприятия людей, а также в человеческой практике выделяют следующие основные типы восприятия и наблюдения: синтетическое, аналитическое, аналитико-синтетическое и эмоциональное.

У людей с синтетическим типом восприятия проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Учитель с этим типом восприятия весьма кратко и обобщенно характеризует учащихся: «Дисциплинированный, исполнительный, добросовестный» или «Разболтанный, невоспитанный», не уделяя должного внимания анализу причин проступков. Сами поступки детей очень быстро перестают быть существенными для учителя. Прочным оказывается его общее мнение об ученике.

Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Они стремятся выделить и проанализировать прежде всего детали, частности, скрупулезно вникая во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений. Учитель подобного типа восприятия, тщательно и подробно анализируя заслуги или проступки ученика, не замечает основных черт его личности.

У людей, обладающих аналитико-синтетическим типом восприятия и наблюдения, в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада наиболее благоприятны для деятельности.

Встречаются, наконец, люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путанны, неорганизованны. Это люди эмоционального типа восприятия. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители

Предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям

В повседневной деятельности учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. В процессе обучения и воспитания встает чрезвычайно важная задача — формировать у школьников умение наиболее объективно отражать окружающий мир.

Сенсорное развитие в 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте человек не просто знает о разных свойствах предметов, он их обнаруживает, различает и должен научиться использовать в разных видах деятельности

Важно, чтобы ребенок мог словесно описать предмет, используя прилагательные, а также объяснить, как им пользоваться, с чем сочетать и т.п. В таком возрасте дети уже хорошо запоминают несложную информацию об интересных природных явлениях, физических и химических реакциях, могут подходить творчески к использованию любых вещей

Степень сенсорного развития дошкольника играет большую роль для его адаптации уже в школе. Если включить ребенка в доступные для него виды деятельности, то он будет развиваться гармонично. Когда процесс обучения проходит хаотично, без системы, то могут наблюдаться серьезные проблемы в развитии, в знаниях сенсорного эталона. Эти проблемы будут обязательно мешать в дальнейшей жизни школьника.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Игры для младших дошкольников

Похожие картинки

Название этой игры говорит само за себя. Ребенку предлагается находить пару каждому предмету, лежащему перед ним в соответствии с определенным критерием: цвет, форма, величина. Начинать можно с геометрических фигур, которые легко вырезать самим из цветного картона. Предложите малышу найти пару треугольнику, кругу, квадрату. Потом отсортируйте фигуры по цвету: синие, красные, желтые, зеленые. Для деток постарше нужно подготовить картинки. Скачайте их из интернета и распечатайте на цветном принтере. Там должны быть изображены предметы и явления, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Например машина, мяч, собака и пр. Подобные игры помогают развивать цветовосприятие у детей дошкольного возраста, а также логическое мышление.

Найди предмет

Карточки из предыдущей игры можно использовать для заданий «Угадай предмет». Родители берут карточку с изображением, не показывая малышу, и описывают предмет или явление. Попросите ребенка угадать, что изображено на картинке. Если не удается, подумайте: может быть вы объясняете слишком сложно? Подключите мимику, движения, попробуйте показать предмет. Это отличная идея для семейного отдыха вечером. Игра обеспечивает когнитивное развитие дошкольника, заставляет работать воображение.

Другой вариант этой игры называется «Что пропало». Это простая и полезная игра, которая формирует восприятие у детей дошкольного возраста. Разложите на столе карточки или фигуры, рассмотрите вместе, назовите их. Затем предложите ребенку ненадолго закрыть глаза, и в это время уберите один из предметов. Пусть малыш отгадывает, что исчезло со стола. Игра отлично формирует зрительное восприятие у дошкольников, помогает улучшать внимательность и память.

Еще одна разновидность называется «Угадываем по тени». Для этой игры нужно распечатать силуэты, например животных. Сначала рассматривайте картинки вместе с ребенком, угадывайте, кто на них изображен. Затем предлагайте ребенку самому выбрать карточку и рассказать об этом животном: где он обитает, чем питается и пр. Хорошо, если дома вы обсудите те явления, которые видели во время прогулки. Например, на улице вы кормили голубей. Пусть ваши сын или дочь найдут силуэт птиц на картинках и расскажут все, что знают о них.

Паровозик

Вырежьте из цветной бумаги геометрические фигуры. Если ребенок уже умеет пользоваться ножницами, пусть сделает это сам. Сделайте аппликацию: вагончики на белой бумаге. Игра предоставляет большие возможности для развития процессов когнитивной сферы: логическое мышление, память, внимательность. Посчитайте вагончики, познакомьтесь с понятиями много и мало. Наклейте на них окошки. Расположите вагончики в определенной последовательности, и пусть ребенок повторит ее.

В заключение

Связь сенсорного развития дошкольников с эстетическим воспитанием не вызывает сомнения. Если с малышом целенаправленно занимались до 7 лет, то он способен слышать больше оттенков музыки, воспринимать тонкое различие палитры цветов, различать более богатые вкусовые оттенки, так же как и нюансы ароматов. Это означает, что дошкольник получает гораздо более богатые впечатления от всего, что его окружает, он способен в более полной мере наслаждаться жизнью.

Обилие впечатлений способствует развитию воображения. У ребенка закладывается более прочная база для формирования полноценной, разносторонней личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: