Дискриминация в образовании

Аутизм

Содержание

Вшкольная дискриминацияЭто негативное отношение к человеку или группе определенных людей на основании таких характеристик, как раса, религия, пол, сексуальная ориентация или группа, к которой они принадлежат, в контексте образования. Это явление широко распространено в нашей культуре и вызывает крайне негативные последствия.

Дискриминация в школе может происходить как учителями по отношению к ученику или их группе, так и между самими учениками. Во втором случае этот тип дискриминации известен какиздевательства, особенно если те, кто дискриминирует, делают это прямо и постоянно.

У школьной дискриминации нет единственной причины, но культурные, психологические и мотивационные факторы играют важную роль в ее возникновении. Из-за этого полностью избежать этого очень сложно; но крайне негативные последствия, которые он вызывает в жизни тех, кто страдает от него, означают, что он пытается предотвратить его от корня.

В сегодняшнем все более мультикультурном, разнообразном и открытом обществе очень важно попытаться понять, почему происходит школьная дискриминация, и устранить ее. В этой статье мы расскажем вам, каковы его наиболее важные характеристики, почему это происходит, какие последствия оно вызывает и как это можно предотвратить

Программы по аутизму

Наиболее распространенными программами по аутизму являются:

  • программа АВА;
  • FLOOR Time-игровое время;
  • другие программы при аутизме.

Программа АВА в коррекции аутизма

Основными принципами данной программы являются:

  • наибольшую пользу АВА приносит детям, которые не достигли 5 лет;
  • особенно эффективна программа при обучении аутистов речевым навыкам;
  • лучшими результатами обладают занятия, проводимые один на один;
  • упражнения необходимо проводить регулярно и часто – от 20 до 40 часов в неделю, вне зависимости от того, посещает ли ребенок садик или школу;
  • систематически необходимо проходить контроль у специалиста, чтобы контролировать эффективность занятий и корректировать их в случае необходимости;
  • все проводимые занятия должны нравиться ребенку – это является самым главным условием данной программы.

Как проводятся сеансы АВА-терапии?

Этапы АВА программыПервый этапВторым этапомТретий этапЧетвертым этапомОсобенности АВА-терапии

Другие программы коррекции аутизма

Другими программами по аутизму являются:

  • МБА терапия – мотивация аутиста через поощрение;
  • Early Bird – помощь пациенту через его родителей;
  • RDI – развитие партнерских отношений;
  • Son-Rise – интеграция взрослых в мир аутичного ребенка.

Способы лечения аутизма и его прогнозы

Терапия РАС — сложный и длительный процесс, требующий максимально индивидуализированного подхода к каждому пациенту. Ее целями являются:

  1. Поддержание нормального речевого и интеллектуального развития ребенка, выработка социальных навыков, обучение социальной коммуникации.
  2. Снижение выраженности проявлений аутизма, которые мешают адаптации. К ним относятся: стереотипная деятельность, узость интересов, приверженность к привычкам и неизменному порядку и т.д. Следует подчеркнуть, что корректировать нужно только то поведение, которое действительно мешает развиваться. Запрет на поведение, в котором ребенок находит утешение, может сделать его по-настоящему несчастным.
  3. Уменьшение выраженности симптомов, не связанных с РАС, которые отрицательно сказываются на качестве жизни пациента: двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, импульсивность, нарушение сна, соматические проблемы.
  4. Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом. Очень часто родители, столкнувшиеся с таким диагнозом, испытывают стресс, неуверенность и тревогу, поэтому им также требуется психологическое сопровождение.

Комплексное выполнение этих четырех задач представляет собой полноценную терапию РАС у ребенка.

Основные методы лечения заболевания имеют немедикаментозный характер и представляют собой образовательные, психологические и поведенческие вмешательства. Доказано, что максимально ранее начало обучения и участие в этом процессе всех членов семьи приводят к заметным улучшениям в развитии и социализации большинства детей-аутистов.

Наибольшую эффективность имеют методики, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП). Это процесс систематического, регулярного и последовательного обучения с использованием подсказок, поощрением желательного поведения, а также уменьшением уровня опасного или сложного поведения. На основе ПАП были созданы различные подходы, представляющие собой готовые программы помощи маленьким пациентам:

  • PRT (Pivotal Response Treatment), или терапия ключевых реакций и навыков;
  • Денверская модель раннего вмешательства;
  • альтернативная коммуникация.

Результативность этих методик подтверждена огромным количеством научных исследований и клинических испытаний, в которых было доказано их положительное влияние на умения и поведение детей с РАС.

К сожалению, широкое распространение получили способы лечения аутизма, не имеющие доказанной эффективности и безопасности. Зачастую эти бессмысленные и даже опасные вмешательства назначаются вместо рекомендованных, проверенных подходов к терапии. К ним относятся:

  • остеопатия;
  • иглоукалывание;
  • арт-терапия;
  • занятия с животными;
  • метод Томатис и БАК (биоакустическая коррекция);
  • микрополяризация головного мозга;
  • методика биологической обратной связи;
  • мозжечковая стимуляция;
  • гипербарическая оксигенация;
  • прием витаминов и БАДов;
  • безглютеновая, безказеиновая, кетогенная диеты;
  • хелирование и т.д.

Такие процедуры наносят вред здоровью, а также отнимают ценные ресурсы, которые могут быть направлены на действительно эффективные способы лечения.

В Клиническом Институте Мозга проводятся лечебно-коррекционные занятия с логопедами-афазиологами, психологами, нейропсихологами, реабилитологами

Мы уделяем внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы обеспечить максимально комфортный и продуктивный процесс обучения

Лекарственная терапия аутизма

При наличии показаний специалисты назначают препараты, действие которых направлено на уменьшение выраженности поведенческих проблем, нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, коррекцию неврологических нарушений.

Однако важно понимать, что фармакотерапия лишь устраняет проблемы, сопутствующие РАС, а не лечит сам аутизм. В настоящее время нет лекарств, способных повлиять на ключевые проявления заболевания (расстройства коммуникации и социального взаимодействия, стереотипная деятельность)

Также не существует препаратов, которые могли бы помочь более быстрому освоению тех или иных навыков.

Прогноз заболевания

Прогноз зависит от вида РАС, степени выраженности симптоматики и сопутствующих нарушений. В большинстве случаев при запоздалом установлении диагноза и отсутствии полноценной терапии формируется глубокая инвалидность. Кроме того, имеются данные о возрастном ухудшении навыков самообслуживания и коммуникации.

Если заболевание было выявлено в возрасте 2-4 лет, своевременно начата индивидуально подобранная лечебно-коррекционная работа, то вероятность того, что ребенок нормально адаптируется в обществе, будет высокой. Такие дети могут обучаться в школах и ВУЗах, работать.

Возможности клиники «Огни Олимпа»

  • Диагностика расстройств аутистического спектра — Маркова Алина Игоревна и Мешкова Елизавета Сергеевна, детские психиатры клиники.
  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) детей с РАС — Павшинцева Елена Сергеевна, психолог для детей с 5 лет
  • В клинике есть все необходимые специалисты для комплексной помощи пациентам с РАС.

Занятия для детей с РАС

Наши партнеры в Пространстве Индиго специализируются на помощи малышам и ребятам постарше. Все занятия в пространстве адаптированы для детей с РАС. Команда профессионалов состоит из дефектологов, логопедов, педагогов и психологов. Пространство организует раннюю помощь в направлениях:

  • Денверская модель раннего вмешательства (ESDM) и запуск речи,
  • сенсорная интеграция,
  • коммуникативные группы,
  • КПТ-психотерапия,
  • логопедические занятия,
  • адаптивная-физическая культура (АФК) для детей с ОВЗ,
  • логоритмика,
  • музыка.


Маркова Алина Игоревна, детский психиатр

Осложнения аутизма

К основным неблагоприятным последствиям аутизма относятся:

  • деградация личности;

  • нетрудоспособность;

  • нарушение когнитивных функций, снижение уровня интеллекта;

  • агрессия, нанесение самоповреждений;

  • судороги, эпилепсия;

  • тяжелые нарушения поведения;

  • сложности с социальной адаптацией;

  • плохая успеваемость в школе;

  • психические заболевания (фобические тревожные расстройства, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство и т.д.);

  • снижение качества жизни членов семьи.

Перечисленные осложнения аутизма возникают при тяжелой стадии недуга и позднем обращении за медицинской помощью. При своевременном обращении к врачу и вовремя начатых психокоррекционных мероприятиях прогноз заболевания благоприятный

Родителям при этом важно соблюдать ряд рекомендаций:

Принять своего ребенка таким, какой он есть и перестать сравнивать с другими детьми
Вместо того чтобы сосредотачиваться на том, чем он отличается от остальных и чего ему «не хватает», лучше обратить внимание на его особенности и маленькие успехи. Ребенку так необходимо чувство безусловной любви и принятия.

Придерживаться распорядка дня
Аутичные дети, как правило, добиваются лучших результатов, когда они следуют четко  структурированному графику. Можно составить расписание для своего ребенка с регулярным временем для приема пищи, терапии, школы и времени сна

Важно свести нарушения этих правил к минимуму. Если изменения в расписании неизбежны, следует подготовить к ним ребенка заранее.

Поощрять хорошее поведение

Положительное подкрепление имеет большое значение для ребенка с РАС, поэтому следует хвалить его, когда он ведет себя правильно или осваивает новый навык (конкретно указывая, за какое поведение его хвалят). 

Научиться улавливать невербальные сигналы, которые аутичные дети используют для общения. Необходимо обращать внимание на звуки, которые они издают, выражение лица и жесты, которые используют, когда устали, проголодались или хотят спать. Чаще всего дети с РАС капризничают потому, что взрослые не улавливают их невербальные сигналы. Истерика — способ сообщить о своем разочаровании и привлечь внимание.

Обратить внимание на сенсорную чувствительность ребенка. Многие аутисты гиперчувствительны к свету, звуку, прикосновению, вкусу и запаху. Некоторые из них напротив «недостаточно чувствительны» к сенсорным раздражителям. Важно выяснить, какие образы, звуки, запахи, движения и тактильные ощущения вызывают «плохое» или деструктивное поведение ребенка, а что вызывает положительную реакцию.

Сохранять позитивный настрой и не сдаваться. Невозможно предсказать течение расстройства аутистического спектра. Поэтому не следует делать поспешных выводов о том, какой будет дальнейшая жизнь вашего ребенка. Как и у всех, у людей с аутизмом есть целая жизнь, чтобы расти и развивать свои способности.

Раннее медицинское вмешательство — самый эффективный способ ускорить развитие ребенка и сгладить симптомы аутизма.

Поэтому если вы заметили у своего чада какие-либо признаки расстройства, не откладывайте визит к врачу. Чем раньше будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем благоприятнее будет дальнейший прогноз.

Проявление дискриминации в образовательной среде

Образование выступает в качестве целенаправленного процесса. Он включает в себя:

  1. Воспитание личности как в интеллектуальном, так и в морально-нравственном отношении;
  2. Обучение человека в интересах самого человека, привитие ему новых навыков, умений и знаний в различных областях жизнедеятельности;
  3. Обучение гражданина в интересах общества и государства, поскольку каждой стране необходимы люди, являющиеся настоящими профессионалами и обладающие наиболее полным набором профессиональных компетенций в различных научных, экономических и политических областях.

В Российской Федерации право на образование гарантируется каждому человеку. Этот факт не зависит от его расовой и национальной принадлежности, пола, языка, происхождения. Также на этот факт не влияет имущественное, социальное и должностное происхождение человека, место его проживания и принадлежность к разнообразным общественным объединениям. Несмотря на это, дискриминационные процессы все же проникли и в сферу образования, о чем мы подробнее говорим далее.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Замечание 1

Поскольку дискриминация – это явление, которое возникло достаточно давно, и проникло в различные сферы жизни человека, то Конвенция против дискриминации в области образования для борьбы с этим пагубным явлением была разработана еще в 1960 году. В ее тезисы входят требования полного прекращения любых проявлений дискриминации (и ее скрытых форм) в реализации образовательного права каждого человека. Также целью данной конвенции было достижение обеспечения равных условий в получении образования различного уровня: начиная от дошкольного образования и заканчивая послевузовским.

Следует отметить, что международный пакт об экономических, социальных и культурных правах акцентирует внимание на том факте, что каждое государство в своей социальной политике, а также в деятельности в сфере образования должно оказывать всестороннюю поддержку мероприятиям Организации Объединенных Наций (ООН) по содействию взаимопониманию, толерантности, дружбе между народами, племенными, этническими и разнообразными религиозными группами в процессе получения ими образовательных услуг

Симптомы расстройства аутистического спектра

РАС характеризуется:

  • дефицитом социальной коммуникации (например, невербального взаимодействия, навыков в развитии, поддержании и понимании отношений)
  • ограниченными, повторяющимися моделями поведения.

Имеется в виду, что у ребенка отмечается задержка или отсутствие речи и он не использует ее для разговора, выражения эмоций, для достижения желаемого

Не использует в общении жесты и мимику, не указывает на желаемый объект пальцем, не обращает внимание, когда другие указывают на что-то. Такой ребёнок может не реагировать на свое имя и не поддерживать зрительного контакта

В саду воспитатели обращают внимание, что ребенок не играет со сверстниками и не проявляет к ним интерес.Также важным диагностическим признаком является однообразная или стереотипная деятельность. Тут можно упомянуть триаду Винг-Гулда, где помимо нарушений социального взаимодействия, коммуникации, говорится о нарушениях воображения, которое характеризуется отсутствием символической игры («понарошку»). Игра в основном стереотипна. Ребенок кружится, или взмахивает руками, ходит из стороны в сторону, сортирует предметы по цветам или выстраивает в башни, в ряд, трудно переключаем в своей деятельности или наоборот импульсивен и неусидчив. Он может иметь фиксированные интересы: часами наблюдать за струей воды или за приходящими и уходящими поездами. При этом такие дети могут знать счет до ста, воспроизводить его механически, иметь большой словарный запас, знать иностранные слова. Но, к сожалению, применять эти знания не могут, испытывают трудности при формулировании просьб.

Терапии аутизма

диетойГруппами, на которые делятся методы коррекции аутизма, являются:

  • поведенческая терапия;
  • биомедицина;
  • фармакологическая терапия;
  • спорные методики.

Поведенческая терапия аутизма

Методами коррекции поведения являются:

  • речевая терапия;
  • трудотерапия;
  • терапия социальных навыков;
  • развивающая терапия;
  • альтернативная коммуникация.

Речевая терапияТрудотерапияТерапия социальных навыковРазвивающая терапияАльтернативная коммуникация

Биомедицина при аутизме

Видами биомедицинского подхода являются:

  • Хелирование (вывод из организма тяжелых металлов) – согласно одному из предположений, аутизм является проявлением отравления ртутью, которую дети получают во время вакцинации.
  • Диета с отказом от казеина и/или глютена – аллергическая реакция на отдельные продукты питания наблюдается у многих аутистов. По одной из версий, данное заболевание является следствием присутствия в организме продуктов распада клейковины и казеина.
  • Рацион с акцентом на витамин С – аскорбиновая кислота, согласно проведенному в 1993 исследованию, позволяет уменьшить проявления поведенческих отклонений при аутизме.

паразитовинфекцийдисбактериоза

Фармакологическая терапия (лечение препаратами) аутизма

К группам наиболее часто используемых препаратов относятся:

  • Ноотропы – вещества, стимулирующие питание головного мозга и улучшающие обмен веществ в нем. Примеры: пантогам, энцефабол, кортексин.
  • Нейролептики – препараты, устраняющие гиперактивное поведение и возбуждение. Примеры: рисперидон, сонапакс.
  • Тимолептики – препараты, стабилизирующие эмоциональный фон. Примеры: депакин, препараты лития.

Препараты, используемые в устранении симптомов аутизма

Название препарата

Основные эффекты

Как принимать?

Пантогам
Улучшает обменные процессы в нервной ткани, повышая усвоение глюкозы и кислорода. Стимулирует развитие когнитивных процессов, памяти, внимания.
Доза препарата подбирается индивидуально в зависимости от массы тела ребенка.
Кортексин
Стимулирует речевое развитие, приводит к улучшению интеллектуальной деятельности.
Детям до 6 – 7 лет внутримышечно по 5 миллиграмм ежедневно в течение 10 дней. Уколы ставят в первой половине дня

Детям после 7 лет по 10 миллиграмм глубоко в мышцу.
Энцефабол
Концентрирует внимание, улучшает память и мышление. Однако может провоцировать возбудимость.
Назначается в виде суспензии либо в таблетированной форме.
Фенибут
Кроме улучшения обменных процессов также обладает противотревожным и успокаивающим эффектом.
По 250 миллиграмм два раза в день детям старше 10 лет

Детям младшего дошкольного возраста по половине таблетке (по 125 миллиграмм) два раза в день.
Рисперидон
Устраняет психомоторное возбуждение, неусидчивость, гипервозбудимость.
Начальная доза составляет 0,15 – 0,25 миллиграмма в день. Далее доза увеличивается до 1 – 2 миллиграмм в сутки.
Депакин
Участвует в уравновешивании эмоционального фона, устраняет вспышки агрессии.
Рассчитывается по схеме 20 – 30 миллиграмм на килограмм массы тела. Так, для ребенка весом в 20 килограмм доза будет составлять 400 миллиграмм в день. Полученную дозу разделяют в 2 – 3 приема.

транквилизаторыАтараксгалоперидол

Спорные методики в терапии аутизма

К спорным методам терапии аутизма относятся:

  • терапия отвращения;
  • хиропрактика (лечением путем воздействия на позвоночник);
  • черепная остеопатия (массирование черепа).

Терапия отвращенияХиропрактика (лечение путем воздействия на позвоночник)вывих

Черепная остеопатия (массирование черепа)

Другие способы работы с детьми с аутизмом

К дополнительным терапевтическим практикам относятся:

  • сенсорная интеграция;
  • гипноз;
  • пет-терапия (лечение с участием животных).

Сенсорная интеграцияПримерами заданий по сенсорной интеграции являются:

  • прохождение туннеля – развивает ориентацию в пространстве;
  • танцы под музыкальное сопровождение – тренируют систему слуха;
  • вращательные движения на стуле – тренирует координацию и зрение;
  • висы на перекладине – учат чувствовать баланс тела.

ГипнозПет-терапия (лечение с участием животных)

https://youtube.com/watch?v=InsesQjaCOU

«Стереотипное» поведение и аутизм

Повторяющееся, очевидно бесцельное поведение и навязчивые, в высшей степени избирательные и жесткие интересы описаны как симптомы аутизма в DSM-5 (официальном диагностическом руководстве) 3.

Эксперты по аутизму иногда называют такое поведение «стереотипией» или «персеверацией». Различные типы стереотипии и персеверации присутствуют и при других неврологических состояниях.

Согласно диагностическим критериям, быть «созданием привычки» (например, предпочитая следовать установленному расписанию) недостаточно, чтобы предположить аутизм; скорее, поведение должно быть «ненормальным по интенсивности или сосредоточенности», и изменение такого поведения должно вызывать «крайний стресс».

Согласно DSM, «ограниченные повторяющиеся модели поведения, интересов или действий, проявляющиеся как минимум в двух из следующих событий, в настоящее время или в прошлом:

Стереотипные или повторяющиеся двигательные движения, использование предметов или речь. Примеры включают простые двигательные стереотипы, выстраивание игрушек, переворачивание предметов, эхолалию, идиосинкразические фразы.

Настаивание на схожести, непреклонное соблюдение распорядка или ритуальных моделей вербального или невербального поведения. Примеры включают крайнее недомогание при небольших изменениях, трудности с переходами, жесткие модели мышления, ритуалы приветствия, потребность в одном и том же маршруте или еде каждый день.

Сильно ограниченные, фиксированные интересы, аномальные по интенсивности или фокусу. Примеры включают сильную привязанность или озабоченность необычными объектами, чрезмерно ограниченными или настойчивыми интересами.

Диагностика расстройства аутистического спектра

Устанавливает, либо подтверждает подозрение других специалистов врач психиатр

Другие специалисты, работающие с ребенком (педиатры, неврологи, психологи, воспитатели) могут обратить внимание родителей на тревожные симптомы и рекомендовать обратиться за консультацией к психиатру. Наличие точного диагноза позволяет родителям претендовать на льготы от государства, определить верный образовательный маршрут для ребенка.Своевременная постановка диагноза крайне важна, так как ранее вмешательство в значительной степени позволяет улучшить качество жизни как пациента, так и его родителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: