Определение угла косоглазия
При формировании амблиопии на фоне косоглазия врач определяет угол косоглазия по Гиршбергу. Для этого ребенка просят посмотреть на офтальмоскоп, после чего врач фиксирует световые отблески. В норме блик проектируется на середине зрачка, но при косоглазии – на краю зрачка, в его пределах или за его пределами, что и определяет угол отклонения.
Определение характера зрительной фиксации — важнейшая диагностическая процедура при любой форме амблиопии, так как от зрительной фиксации зависит схема лечения.
Пройдите полное обследование зрения
в глазной клинике «Леге Артис»
Пора исправить зрение!
Запись на прием по телефону:
8(804) 333-02-14
Звонок бесплатный
Стадии тяжести патологических процессов
Амблиопия проявляется от незначительного снижения зрительной функции и до резкого ухудшения видимости объектов. При первой степени заболевания своевременно выявить нарушения зрения у ребенка практически невозможно. Слабую степень амблиопии (острота зрения 0,4-0,8) диагностируют на профилактических осмотрах у офтальмолога.
Средняя степень (острота зрения 0,2-0,3 ) нарушений также может не иметь клинических признаков и выявляется при офтальмологическом обследовании.
При высокой степени амблиопии зрение ребенка ухудшается (острота зрения 0,1-00,5 ), снижается зрительное восприятие информации.
Наиболее высокая степень нарушений (от 0,04 и ниже) проявляется резким снижением зрения, ребенок не может видеть объекты.
Особенности зрения у ребенка
В первую очередь нужно отметить, что детская зрительная система имеет много отличий от взрослой. Когда только появившийся на свет малыш смотрит на родителей, не стоит радоваться, что он уже запомнил лица близких людей. Зрительный аппарат у младенца после рождения не зрелый, и видит он намного хуже, чем взрослый человек – не вдвое-втрое, а в 20-30 раз.
Даже для малыша, родившегося точно в срок и не имеющего патологий, младенческая дальнозоркость является нормальным состоянием. В течение первого месяца после рождения дети видят лишь большие предметы на расстоянии, причем не четко, а размыто. Цвета они тоже сначала не воспринимают, мир для них окрашен в беловато-серые оттенки. Специалисты считают, что такое зрение сохраняется в течение 1-6 месяцев в зависимости от индивидуальной скорости развития малыша. Обусловлено это особой формой, которую имеет глазное яблоко – у детей оно маленького размера и плоское, что обеспечивает дальнозоркость, способную составлять до трех диоптрий. По мере роста малыша происходит ее постепенное уменьшение. С 1,5 до 3 лет считается нормальной дальнозоркость, составляющая до двух диоптрий. Это небольшое значение уже не препятствует активному познаванию мира, играм, общению, развитию.
К 5-7 годам норма детского зрения уже практически равна взрослой. Однако формирование зрительной системы не заканчивается вплоть до 18 лет. Именно по этой причине, к примеру, проведение по коррекции зрения лазером рекомендовано не раньше, чем наступит совершеннолетие. До этого момента еще возможно самостоятельное изменение рефракции зрительного органа.
Визометрия
Процедура проводится для определения остроты зрения у ребенка с помощью специальных таблиц, на которых изображены рисунки либо буквы, в зависимости от возраста малыша. На расстоянии 5 метров от таблицы пациент закрывает один глаз, после чего называет картинку или букву, на которую указывает врач. Проверка проводится для каждого глаза при определенном освещении комнаты.
На результаты могут повлиять некоторые факторы, которые учитываются специалистом – малыш оказывается в незнакомой обстановке, поэтому он легко может испугаться и дать неверные ответы
Для предотвращения данной ситуации важно создать доверительные отношения между ребенком и врачом. Также необходимо убедиться в том, что пациенту известны буквы и рисунки, присутствующие на таблице
Если ребенок младшего возраста не может назвать картинки, амблиопия может быть заподозрена при негативной реакции на окклюзию (заклейку) лучше видящего глаза.
Выявление нарушений зрения на первичной консультации требует повторного прохождения процедуры. Последующее обследование начинается с плохо видящего глаза.
Основные причины таких расстройств.
Большая часть патологий возникает после 40-45 лет, когда появляются первые признаки возрастных изменений органа зрения (помутнение хрусталика, отклонения от нормы параметров глазного яблока).
Работа, связанная с длительными зрительными нагрузками и плохим освещением рабочего места.
Неправильное питание, недостаток в рационе витаминов и питательных веществ, необходимых для полноценного функционирования зрительного аппарата.
При появлении даже незначительных симптомов изменения зрения, особенно если они носят периодический характер, следует обратить на них внимание
Основные причины снижения зрения у ребенка
Когда родители задаются вопросом, почему у ребенка падает зрение, искать ответ на него необходимо в первичных причинах. Они могут быть врожденные и приобретенные.
1. Врожденные причины:
-
нарушение зрения в результате негативного воздействия бактериальных и вирусных микроорганизмов, например, перенесенный грипп или воздействие паразитов на нервную систему ребенка;
-
дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;
-
генетическая предрасположенность;
-
врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.
2. Приобретенные причины:
-
травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах);
-
кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;
-
повышенное глазное давление;
-
последствия перенесенного заболевания;
-
преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).
Даже учитывая всю сложность адаптации детей с нарушениями зрения, врачи рекомендуют посещать детский сад и школу; это поможет им в будущем, особенно в том случае, если снижение зрения невозможно устранить.
Как понять, что ребенок плохо видит
Выявить нарушение зрения у ребенка бывает не так просто! Ведь часто дети не осознают, что с их зрением что-то не так, поэтому они не всегда сами могут сказать родителям о проблеме. Кроме того, многие дефекты на ранней стадии протекают без явных симптомов.
Основные признаки того, что у ребенка проблемы со зрением:
- плохая концентрация внимания;
- плохо запоминает прочитанное;
- при чтении часто теряет место, на котором остановился;
- жалуется на частые головные боли или дискомфорт (слезливость, чувствительность к свету);
- быстро утомляется;
- постоянно трет глаза;
- щурится;
- часто моргает;
- наклоняет голову в одну сторону при фокусировке взгляда на каком-либо объекте;
- прикрывает один глаз, когда что-то рассматривает;
- избегает чтения, рисования и других занятий, вызывающих повышенное напряжение глаз.
Некоторые симптомы (например, плохая концентрация внимания и утомляемость) наблюдаются также и у детей с синдромом дефицита внимания (СДВГ). Из-за этого сходства ребенку может быть поставлен ошибочный диагноз. Именно поэтому при выявлении каких-либо признаков, описанных выше, рекомендуется пройти комплексное обследование.
Виды нарушений
Рассмотрим основные и самые распространённые виды зрительных нарушений.
Близорукость
При близорукости человек плохо различает объекты, находящиеся на расстоянии. Чем выше степень миопии, тем слабее он видит вдаль. Изображение предмета при миопии фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Это может обуславливаться кривизной роговицы, удлинением глазного яблока или наличием этих обоих симптомов. Наиболее часто близорукость выявляется у взрослых людей, проводящих много времени за компьютером, и у детей школьного возраста, поскольку в это время нагрузка на глаза увеличивается в несколько раз. Данное нарушение корректируется очками и линзами, а также путём хирургического вмешательства.
Дальнозоркость(гиперметропия)
Дальнозоркость вызывается нарушенной кривизной роговицы, недостаточным размером глазного яблока или обеими этими причинами. При гиперметропии изображение проецируется не на сетчатку, а в плоскости за ней. При дальнозоркости средней и высокой степени изображение будет нечётким как вблизи, так и вдали. Данное нарушение часто возникает в детском возрасте, но не всегда свидетельствует об ослаблении зрения. Детская дальнозоркость является нормой, когда обусловлена малым размером глазных яблок. По мере роста ребёнка патология проходит самостоятельно, однако процесс нужно контролировать, регулярно посещая окулиста.
Астигматизм
При астигматизме поверхность глазного яблока приобретает овальную форму, как у мяча для регби. В норме же глаз имеет абсолютно круглую поверхность. Такое нарушение зрения выражается неправильной фокусировкой. Лучи света, проходящие через глаз, проецируются на сетчатке в двух точках, что делает объекты расплывчатыми.
Косоглазие (страбизм)
Косоглазие – это отклонение одного из глаз от общей точки фиксации, из-за чего становится невозможным слияние двух изображений в одном. Косоглазие возникает из-за понижения остроты зрения одного или обоих глаз либо вследствие нарушения рефракции и аккомодации.
Лечение косоглазия у взрослых описано тут.
Амблиопия
В народе это нарушение называют «ленивый глаз». Оно развивается при различии в преломляющей способности глазных яблок или обусловлено врождёнными аномалиями одного из них, а также является следствием невылеченного косоглазия. В результате в мозг передаётся нечёткое изображение, и он просто подавляет работу одного глаза. При этом наблюдается ухудшение остроты зрения.
Ребенок с аблиопией
Как вести себя родителям слепого ребенка?
Чего не стоит делать родителям слепого ребенка:
Чрезмерно опекать. Слепота — это не дефект, а особенный образ жизни. Если родители не будут разрешать ребенку свободно двигаться и изучать окружающий мир, он не сможет адаптироваться к нему и не научится справляться сам.
Скрывать от других факт слепоты. Это приводит к изоляции ребенка, который не общается со сверстниками, а также взрослыми людьми
Родители стыдятся своего отпрыска, не уделяют ему внимание сами, вдобавок к этому стесняются показывать его другим людям.
Воспринимать зрительный дефект как болезнь. Некоторые родители отказываются принимать состояние ребенка и жить с этим
Они пытаются исцелить чадо у экстрасенсов вместо того, чтобы адаптировать его к жизни. Тратя время на бесполезные действия, взрослые упускают период, когда нужно развивать малыша.
Уход
Ухаживать за слепым ребенком нужно особым образом:
- Двигаться вместе. Слепые малыши мало двигаются, что тормозит развитие их вестибулярного аппарата. Это приводит к сложностям при выстраивании ребенком активных движений и передвижения вцелом. Маме и малышу следует как можно больше двигаться вместе. Для этого хорошо использовать сумку «кенгуру» или просто брать ребенка на руки. Пассивные движения, которые кроха совершает, двигаясь совместно с мамой, помогают развитию вестибулярного аппарата.
- Развивать поисковое поведение. Из-за того, что ребенок не видит окружающих предметов, у него не возникает желания дотронуться до них. Родители должны стимулировать малыша к познанию. Для этого подойдут игры с различными материалами (гладкими, шершавыми, мягкими и т.д.). Когда взрослый рассказывает о чем-то слепому ребенку, он должен вложить это ему в руки, дать потрогать, понюхать для знакомства с предметом.
- Не пеленать туго. У малыша должна быть возможность двигаться и познавать мир максимально. Среда, окружающая ребенка, должна быть направлена на активное развитие органов чувств.
- Оберегать от опасности грамотно. Если кроха рискует дотронуться до горячего, острого или очень холодного, предупредить ребенка об угрозе нужно обязательно. Сильный испуг может оказать негативное влияние на желание малыша изучать мир. При этом не нужно бояться, что ребенок упадет на пол или на ковер дома. Падая, он будет учиться держаться на ногах, тренироваться ходить так, чтобы не упасть.
- Использовать специальные обозначения. Слепой ребенок не воспринимает расположение предметов в пространстве так же, как и зрячие люди. Ему неизвестны понятия «далеко», «там», «здесь». Незрячему малышу нужно объяснять размер вещей в соотношении с его частями тела или предметами, размер которых он познал тактильно. Например, «это яблоко такого же размера, как твой кулак».
Адаптация к жизни
Для того, чтобы в будущем слепой ребенок стал полноценным членом общества, родителям нужно:
Рассказывать ребенку как можно больше об окружающем мире. Чем больше информации он будет получать, тем лучше адаптируется к жизни.
Не отделять малыша от семейных занятий
Важно, чтобы ребенок участвовал в общем времяпровождении семьи. Тогда он научится понимать режим дня, распорядок жизни в доме, будет изучать бытовые навыки доступным ему способом
Все предметы в доме должны иметь определенное место. Со временем малыш запомнит их расположение и с легкостью сможет находить нужные вещи.
Развивать доступные сферы. Слух, обоняние и осязание заменяют слепому ребенку зрение
Развитию этих чувств стоит уделять особое внимание. Для этого используют специальные игры на поиск по запаху и на слух
Музыка прекрасно помогает развивать слух и ритм. Ежедневно стоит включать малышу музыкальные произведения и раскачиваться с ним в такт.
Обучать навыкам самообслуживания. Изначально родитель вместе с ребенком выполняет нужные действия. Мама или папа стоят за спиной малыша, держат его руки в своих и учат выполнять задания. При этом важно озвучивать устно каждое действие.
Особенности детей с нарушением зрения
Дети с проблемами зрения очень зависимы от родителей в плане развития, а если они посещают сад или школьное учреждение, то в часы пребывания на обучении – от педагогов и воспитателей. Психология детей с различными отклонениями во многом отличается от состояния здорового ребенка. Особенности детей с нарушением зрения заметны с первых минут пребывания ребенка в кругу сверстников, не имеющих патологий зрения:
-
плохая координация движений, особо заметная при подвижных играх в детском саду или на площадке. Отсутствие инициативы обусловлено неуверенностью в своих движениях;
-
мимика, жесты и зрительный контакт с другими людьми сильно ограничены, в некоторых случаях отсутствуют полностью;
-
в школьном и подростковом возрасте отличительной чертой детей с нарушением развития зрения является чрезмерное развитие функции речи; при этом период, когда ребенок посещает сад (примерно 3-6 летнего возраста), характеризуется задержкой развития речи;
Помимо этого, особенности детей с плохим зрением играют роль и в процессе медицинских обследований. Когда падает зрение, необходимо больше времени для сосредоточения, поэтому врачи на таких детей затрачивают почти в два раза больше времени. Прежде чем дать ответ на какой-либо вопрос, дети с нарушением зрения тщательно обдумывают каждое свое слово и движение, при этом они требуют постоянного одобрения и подтверждения правильности своих действий у взрослых: дома у родителей, а если ходит в сад, то у воспитателей.
В зависимости от того, каковы особенности снижения остроты зрения и какими причинами это вызвано, врач всегда подскажет правильные действия по отношению к ребенку, определит, нужно ли ему домашнее обучение и воспитание, или можно посещать детский сад и школу.
Классификация нарушений зрения у детей
Сегодня существует утвержденная классификация нарушения зрения. Выделяют две основные группы:
- Органические. Связаны с нарушениями в структуре глаза и отделов зрительной системы. Если данную проблему не лечить вовремя, то повышается шанс развития остаточного зрения, слабовидения или полной слепоты.
- Функциональные. Считается одной из самых легких отклонений. При своевременной диагностике легко поддается лечению.
Функциональные нарушения включают в себя близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В первом случае наблюдается ухудшение зрения при концентрации на предметы, находящиеся на большом расстоянии.
Близорукость встречается чаще всего. Ее характерными признаками считаются прищуривание, наклон головы и приближение книги или учебника очень близко к глазам.
При дальнозоркости ребенок не видит предмет, который находится близко от глаз. Это связано с отклонением преломления лучей фокуса сетчатки. Среди характерных симптомов отмечают частые головные боли, утомление и рези в глазах из-за постоянного напряжения.
Астигматизм сегодня встречается все чаще. Данное заболевание связано с травмами роговицы глаза. Среди других нарушений зрения можно выделить косоглазие и дрожание глаз. В первом случае снижается острота зрения в одном глазу, а если лечение несвоевременное, поражается и здоровый орган.
Основные проявления патологии
При дрожании глаз у пациента диагностируют непроизвольные скачки глазного яблока. Данная патология считается самой тяжелой, она трудно поддается лечению. В большинстве случаев пациенты с таким диагнозом полностью теряют зрение.
В зависимости от остроты зрения различаются дети зрячие, слепые и слабовидящие. К слепым или практически слепым относят пациентов с остротой зрения 0 или 0,04 условных единиц.
Для их обучения и развития необходимы специальные приспособления и учебники. Такие дети опираются на слуховые возможности и воспринимают все необходимые знания, в основном, с помощью органов слуха.
Слабовидящие пациенты имеют остроту зрения 0,05 условных единиц. Помимо дефектов зрительных функций, у них также наблюдается сужение поля зрения, им показана ограниченная учебная нагрузка. Занятия проводят в специализированных учреждениях по специальным методикам.
У зрячих наблюдаются некоторые дефекты зрения, которые при своевременной диагностике поддаются эффективному лечению. Острота зрения у этой категории пациентов − 0,4-0,5.
Они обучаются в обыкновенных учебных заведениях.
Возможно такое назначение: специальные очки и снижение нагрузки на глаза.
В зависимости от причины, по которой возникла дисфункция, различают следующие группы дефектов:
- врожденные (нарушения происходят еще в период внутриутробного развития плода);
- приобретенные (дефекты зрения развиваются уже после рождения под воздействием ряда негативных факторов);
- наследственные (если у кого-то из родственников диагностировали заболевания глаз, то риск генетической передачи в следующих поколениях повышается в несколько раз).
Комплекс упражнений для коррекции зрения у детей: эффективная гимнастика для глаз
Офтальмологи рекомендуют проводить с детьми профилактические мероприятия для коррекции зрения, начиная с двухлетнего возраста. Родители должны, играя с ребенком, заставлять его чаще моргать. Это упражнение способствует увлажнению роговицы. Для маленьких детишек полезны крутящиеся, вертящиеся, прыгающие игрушки, а также игры с мячиком.
Комплекс упражнений для коррекции зрения:
- Упражнение для снижения зрительного утомления. Наклейте на окно цветную метку. Ее диаметр должен быть пять мм. Попросите ребенка найти метку и внимательно ее рассмотреть (пять секунд), затем отвлеките ребенка, попросив посмотреть на деревья или дома вдали. Затем снова на метку, потом – на дома. И так пять-шесть раз. Заканчивать упражнение нужно взглядом вдаль.
- Попросите ребенка закрыть глаза и круговыми движениями аккуратно помассировать глазные яблоки. В массаже участвуют сразу две руки. Массаж нужно делать 10 секунд. В день раза три-четыре.
- Попросите ребенка, не поворачивая головы, посмотреть сначала вверх, потом вниз, влево, вправо. Вращать глазами нужно сначала по часовой стрелке, затем против. Время вращательных движений глазами – 10 секунд.
- Хороший эффект дает и контрастный «душ» для глаз. Ребенок должен побрызгать на глаза сначала теплой, а затем холодной водой.
- Упражнение «Зрительная дуга» эффективна при аккомодации. Это методика прекрасно снимает «компьютерную усталость». Попросите ребенка сесть на стул напротив окна. Ребенок должен опустить взгляд на свои колени, и внимательно их рассмотреть. Затем максимально медленно поднять глаза вверх, рассматривая все объекты, попадающие в поле его зрения. Например: стену, батарею, подоконник, дома за окном, деревья, небо, облака, карниз, потолок. После чего, ребенок в той же последовательности медленно опускает глаза на свои колени. Повторив это упражнение несколько раз, ребенок должен три раза зажмурить и открыть глаза.
В этом разделе мы привели лишь общеукрепляющие упражнения, которые может делать любой ребенок. Лечебные упражнения для коррекции зрения должен назначать специалист, основываясь на поставленном диагнозе.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Регулярно проводите проверку зрения у детей, особенно если у них есть жалобы на ухудшение зрения или часто возникают головные боли. Раннее выявление зрительных нарушений поможет предотвратить их негативное влияние на качество жизни ребенка.
СОВЕТ №2
Создавайте комфортные условия для зрительной нагрузки: контролируйте освещение при чтении и использовании гаджетов, ограничивайте время проведенное за экранами, обеспечивайте ребенка правильной позой при чтении и учебе.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на питание ребенка, включая в рацион продукты, богатые витаминами и минералами, необходимыми для поддержания здоровья глаз. Регулярное употребление омега-3 жирных кислот, витаминов С и Е, цинка и каротина может помочь укрепить зрение
Симптомы проблем со зрением у детей
Зрительные патологии развиваются постепенно. На первых порах ребенок и сам может не понимать, что что-то не в порядке, поэтому родителям нужно особенно внимательно следить за косвенными признаками расстройств зрения.
Последствия нарушения зрения у детей могут быть следующими:
- у ребенка нарушена координация;
- он часто прищуривается, трет глаза;
- ему трудно сосредоточиться на одном виде деятельности;
- проявляет все меньше интереса к чтению, рисованию, письму, некоторым играм;
- быстро устает;
- иногда наблюдаются головные боли;
- ребенок наклоняет или выворачивает голову при просмотре телевизора и чтении, водит пальцем по строкам, близко наклоняется к страницам;
- становится более раздражительным;
- отказывается посещать занятия.
При появлении таких симптомов необходимо сразу обратиться к специалистам. Офтальмологи проводят обследование и выписывают лечение в зависимости от степени нарушения зрения у детей. Но и самостоятельно родители могут проводить профилактику проблем с детским зрением.
Особенности детей с нарушением зрения
Дети с проблемами зрения очень зависимы от родителей в плане развития, а если они посещают сад или школьное учреждение, то в часы пребывания на обучении – от педагогов и воспитателей. Психология детей с различными отклонениями во многом отличается от состояния здорового ребенка. Особенности детей с нарушением зрения заметны с первых минут пребывания ребенка в кругу сверстников, не имеющих патологий зрения:
-
плохая координация движений, особо заметная при подвижных играх в детском саду или на площадке. Отсутствие инициативы обусловлено неуверенностью в своих движениях;
-
мимика, жесты и зрительный контакт с другими людьми сильно ограничены, в некоторых случаях отсутствуют полностью;
-
в школьном и подростковом возрасте отличительной чертой детей с нарушением развития зрения является чрезмерное развитие функции речи; при этом период, когда ребенок посещает сад (примерно 3-6 летнего возраста), характеризуется задержкой развития речи;
Помимо этого, особенности детей с плохим зрением играют роль и в процессе медицинских обследований. Когда падает зрение, необходимо больше времени для сосредоточения, поэтому врачи на таких детей затрачивают почти в два раза больше времени. Прежде чем дать ответ на какой-либо вопрос, дети с нарушением зрения тщательно обдумывают каждое свое слово и движение, при этом они требуют постоянного одобрения и подтверждения правильности своих действий у взрослых: дома у родителей, а если ходит в сад, то у воспитателей.
В зависимости от того, каковы особенности снижения остроты зрения и какими причинами это вызвано, врач всегда подскажет правильные действия по отношению к ребенку, определит, нужно ли ему домашнее обучение и воспитание, или можно посещать детский сад и школу.
Виды нарушений
Нарушения зрения у ребенка могут носить органический или функциональный характер. Функциональные характеризуются преходящими изменениями, которые нормально поддаются коррекции и могут проходить самостоятельно – это астигматизм, дальнозоркость, косоглазие, близорукость, пр. В основе органических поражений лежат морфологические изменения в структуре глаза и других отделов зрительных анализаторов (проводящие пути, нервы, пр.).
В зависимости от причины, которая вызвала развитие патологии, проблемы со слухом делят на:
- Врожденные – появляются во время внутриутробного развития плода.
- Генетические – это заболевания, передаваемые по наследству. К таким относят амавроз Лебера, который может не проявиться у матери, но развиваться у ребенка.
- Приобретенные – провоцирующие факторы действуют уже после рождения ребенка (это травмы, инфекции – конъюнктивит, блефарит и т.д.).
По степени нарушения остроты зрения дети бывают слабовидящими, с остаточным зрением, тотально слепые.
Классификации заболеваний зрительной системы взрослых и детей представлены в данном материале.
Как контактные линзы помогают корректировать зрение у детей: мягкие и ночные линзы
Контактные линзы приобретать детям нужно в сознательном возрасте. В возрасте, когда ребенок уже может ухаживать за ними сам, вставлять и вынимать их. Конечно, при необходимости окулист может назначить ношение линз даже младенцам, но делается это в крайних случаях.
В сравнение с обычными очками, линзы имеют ряд неоспоримых преимуществ:
- Линзы образуют с глазом единую зрительную систему.
- Они удобны, в них ребенку комфортно.
- Они обеспечивают обзор без ограничения полей.
- В линзах значительно удобней заниматься спортом.
- Они не бьются, а потому безопасны.
Контактные линзы применяются для коррекции зрения при:
- Дальнозоркости и близорукости.
- Астигматизме.
- Миопии высокой степени.
- Анизометропии – для сохранения бинокулярного зрения.
- Афакии – при врожденном отсутствии хрусталика
- Кератоконусе – конической форме роговой оболочки.
- Аномальной сухости глаз и т.д.
Какие контактные линзы используют для коррекции зрения у детей?
- Чаще родители отдают свое предпочтение однодневным линзам. Они не требуют никакого ухода. Утром ребенок надел их, а вечером выбросил.
- Сегодня имеется довольно большой выбор линз, изготовленных из разных материалов. Но, как правило, окулисты назначают маленьким пациентам мягкие линзы.
- Особой популярностью пользуются линзы, изготовленные из силикон-гидрогелей. Эти линзы хорошо пропускают кислород, который насыщает роговицу глаза.
- Ночные линзы используются для коррекции зрения у детей. Они внешне практически ничем не отличаются от дневных. Они либо прозрачные, либо слегка голубоватые. Но у них есть одно существенное отличие – более жесткая основа.
Недостатки мягких линз:
- Не подходят для коррекции среднего и высокого астигматизма. В этом случае более эффективными считаются жесткие линзы или торические.
- При пользовании линзами нужна определенная сноровка.
- Мягкие контактные линзы могут рваться и их легко потерять.
- С собой необходимо носить контейнер для линз и дезинфицирующий раствор.
- В мягких линзах нельзя спать.
Достоинства ночных линз:
- Ночные линзы хорошо пропускают воздух, благодаря чему, никого жжения и сухости в глазах дети не испытывают. Их использование максимально комфортно.
- Ночные коррекционные линзы во время сна равномерно распределяют нагрузку путем давления на роговицу глаза. После сна коррекционные линзы снимаются.
- Благодаря ночным линзам, качество зрения у ребенка повышается практически до нормы, эффект сохраняется, как минимум, сутки. Надеваются такие линзы минут за десять до сна.
Недостатки ночных линз:
- Высокая стоимость.
- Хрупкость.
- Требуется некоторое время для привыкания.
Коррекция и лечение аномалий рефракции у детей
Борьба с нарушениями рефракции (аметропией) у пациентов детского возраста всегда преследует две цели — тактическую (приложить все усилия к улучшению зрительных функций) и стратегическую (создать необходимые условия для правильного развития органов зрения).
Наличие отклонений рефракции еще не говорит о том, что ребенку требуется коррекция. Офтальмологи считают, что коррекции подлежат аметропии, имеющие симптомы декомпенсации. Принимая решение о необходимости коррекции, врач учитывает степень аметропии, возраст ребенка, работоспособность органов зрения, наличие сопутствующих патологий глаз.
На необходимость коррекции гиперметропии указывают:
- сходящееся косоглазие;
- прогрессирующее ухудшение остроты зрения;
- астенопия (зрительное утомление).
При наличии декомпенсации необходимо лечить дальнозоркость вне зависимости от ее выраженности. Для коррекции гиперметропии у детей назначаются очки для постоянного ношения, а также курс аппаратного лечения.
В случае выявления миопии обычно назначается комплексное консервативное лечение; исключением из этого правила являются случаи быстро прогрессирующей детской близорукости. Современные методы комплексной терапии близорукости дают возможность устранить причины прогрессирования патологии и тем самым остановить ухудшение зрения. Помимо очковой коррекции (очки могут назначаться как для постоянного, так и для временного ношения), применяется аппаратная коррекция миопии, медикаментозная терапия. Мы используем специальные тесты, которые дают возможность своевременно выявлять детей из «группы риска» по близорукости. Кроме того, для предотвращения прогрессирования детской миопии специалисты нашей клиники применяют склероукрепляющие операции (склеропластика, коллагенопластика).
Мы используем специальные тесты, которые дают возможность своевременно выявлять детей из «группы риска» по близорукости.
Астигматизм также подлежит лечению при наличии признаков декомпенсации. Обычно проводится коррекция астигматизма 1D и более, менее выраженная патология корригируется только в особых случаях. Лечение астигматизма как правило консервативное, хирургические методики лечения при данной аномалии назначаются только после того, как пациент достигнет 18 лет.
В зависимости от разновидности астигматизма применяется или коррекция посредством специальных очков (у маленьких детей), или коррекция контактными линзами (у детей более старшего возраста). Когда коррекция проведена своевременно и правильно, прогноз по заболеванию благоприятный. Если отсутствует патология роговой оболочки глаза, к возрасту 7 лет зрение чаще всего стабилизируется.
Более подробную информацию о коррекции патологий глаз у детей в клинике Вы можете получить из статьи http://www.okomed.ru/detskaya.html или обратившись к нашим консультантам по телефону +7 (495) 942-92-34.