7 лет. всё о возрасте 7 лет. психология, физиология в 7 лет

Ребенку 7 лет

Как помочь ребёнку во время обучения

Если малыш уже учится и испытывает некоторые трудности, задачей родителей является разъяснение учебного материала. Проблемные ситуации при изучении различных предметов должны решаться в дружелюбной обстановке, а важный учебный материал может подаваться путём интересного для ребёнка игрового процесса.

Также можно посоветовать родителям:

  • подбирать школьное заведение в соответствии со способностями и индивидуальными особенностями малыша;
  • чаще поощрять ребёнка, и не выражать своё разочарование при временных неудачах;
  • при неготовности детей к школе, есть смысл записать ребёнка в первый класс годом позже;
  • давать малышам достаточно времени для простых развлечений и веселья – ребёнку необходим такой отдых от серьёзных дел;
  • больше доверять малышу, стимулируя дальнейшее развитие самостоятельности.

Понимая, что должен уметь ребенок в 7 лет, взрослым следует позаботиться о совершенствовании его умений заранее – в идеальном варианте, обучающие занятия нужно проводить в течение всей его жизни, практически, спустя несколько месяцев после его рождения и до самого поступления в школу.

Особенности развития детей в 7 лет

Семь лет – это возраст, когда ребенок из беззаботного малыша превращается в школьника. Его жизнь кардинально меняется – появляются новые обязанности, новое окружение. Знания и навыки, которые ребенок получил в предыдущие годы, теперь понадобятся ему для учебы.

К семи годам у детей развиваются важные психические образования. Например, у ребенка появляется способность к рефлексии – умению анализировать свои действия, чувства, мысли. Рефлексия – это основа для морального развития и воспитания.

У детей развиваются такие качества, как заботливость, сострадание, чувство гордости, вины, самоуважения. К семилетнему возрасту дети уже имеют устойчивую самооценку. Они пока еще не могут оценивать себя объективно, поэтому ориентируются на оценки, которые им дают окружающие.

Ведущая потребность у детей этого возраста – общение со сверстниками и взрослыми. Они любят играть в сюжетно-ролевые игры, причем, роли и сюжеты становятся более сложными, чем раньше. Дети отыгрывают разные жизненные ситуации и взаимоотношения между людьми.

В этот период ребенок входит в очередной возрастной кризис – так называемый кризис семи лет. Основной признак кризиса – утрата детской непосредственности. Ребенок перестает быть по-детски открытым и наивным. Он начинает неумело подражать поведению взрослых, становится манерным, часто кривляется.

Кроме того, он пытается отстаивать свое мнение, спорит с родителями, заявляет, что уже взрослый и требует, чтобы с ним считались

Ребенок обращает внимание на свою внешность, сравнивает себя с другими, расстраивается из-за обнаруженных недостатков

Кризис семи лет – это возрастная особенность, которая исчезает сама, без какого-либо вмешательства извне. Задача родителей – давать сыну или дочери больше самостоятельности, но при этом учить нести ответственность за свои поступки и выбор.  

Кризис 17 лет

Процесс перехода во взрослую жизнь сопряжён со множеством препятствий. Ещё проявляются подростковые волнения, и уже начинается сопряженное с будущей профессией.

Кризис юношеского возраста появляется, когда молодые люди стремятся занять более самостоятельную позицию в жизни, но такой возможности пока не имеют.   

Зачастую это период противоречий: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная весёлость — к унынию, страсть к общению — к замкнутости, а уверенность в себе переходит в застенчивость.  

Большую часть времени юноши и девушки занимаются учебно-профессиональной деятельностью. У них растёт стремление проявить себя, применить свои возможности.

<<Форма бесплатного курса>>

Советы родителям

Примите тот факт, что ваш малыш уже совсем не малыш. Человек вступает во взрослую жизнь. Дайте ему возможность самоопределения, как профессионального, так и личностного.

Молодых людей мотивирует то, что приносит им пользу. Бессмысленно заставлять семнадцатилетнего человека учить то, что идёт вразрез с его планами на жизнь. Важна предельная индивидуализация образовательного маршрута.

Родители должны быть для старшеклассников соратниками. Уважайте линию поведения и выбор своего взрослого ребёнка. Так вы сможете выстроить доверительные отношения.

Математические знания

Перед школой дети уже владеют элементарными математическими навыками. Им знакомы такие понятия, как ширина, высота, длина, а также «больше», «меньше» и «равно». В семь лет ребенок должен знать:

  • цифры и хорошо считать от 1 до 20 и обратно от 10 до 1;
  • определять пропущенные цифры в числовом ряду;
  • хорошо оперировать понятиями «больше», «меньше», «равно», сравнивать количество предметов в разных группах;
  • решать простые математические задачи и примеры.

Большинство детей приходит в первый класс с неплохим багажом математических знаний. Они умеют считать до ста, решают несложные примеры на сложение и вычитание, имеют неплохое логическое развитие. Все это помогает в обучении.  

Психическое развитие

К семи годам психика ребенка уже развита настолько, чтобы он мог управлять своим поведением и эмоциями. Он умеет согласовывать свои действия с другими, подчиняться правилам и нормам, сдерживать эмоциональные порывы.

Уровень психологического развития уже позволяет малышу планировать свою деятельность, доводить начатое до конца. Это очень полезные умения, поскольку в школе ему придется сидеть на уроках и регулярно выполнять домашние задания.

С семи лет у ребенка начинает формироваться собственное мировоззрение. Он оценивает себя и окружающих, проводит сравнения, размышляет о взаимоотношениях людей. У него формируются устойчивые социальные связи, появляются постоянные друзья, к которым он привязывается. Отношения с родителями и другими близкими взрослыми становятся более сложными и глубокими.

Рекомендации психолога

Часто общающиеся с переживающими личностные кризисы детьми психологи дают разные советы родителям:

  • Чаще всего конфликты разгораются из-за категоричности требований родителей, ставящих множество условий, которые ребёнок должен выполнять. Лучше направлять его мягко, с примерами из жизни или поучительными сказками.
  • Нормально, когда ребёнок пытается поступить наперекор взрослым. Ему полезно хотя бы раз почувствовать, что он поступил неправильно, а затем родители могут просто напоминать ему об этом.
  • Ребёнку можно позволять спорить, аргументировать свою позицию, при этом его нужно внимательно выслушать.
  • Полезно отказаться от прежнего чёткого режима дня, расписанного для каждого дня. Можно дать отпрыску неделю, за которую он сам составит удобный для себя режим работы и отдыха. Ему стоит лишь мягко напоминать, что учиться нужно продолжать и дома.
  • Из героев книг и фильмов можно выбрать несколько положительных примеров. Если ученик начал прогуливать занятия или с трудом усваивает материал, то ему можно почитать историю про Витю Малеева.

Родители не должны воспринимать ребёнка, как собственную вещь, ведь он – личность, желания которой нужно учитывать, прислушиваться к ней. Он не обязан быть копией папы и мамы и реализовывать их мечты детства. Чаще всего конфликты семилеток с родителями возникают из-за ошибок последних. Они проявляют деспотизм, на что получают в ответ неповиновение. Не следует прибегать и к устрашению, а за физическое воздействие он потом отомстит, став подростком или ещё старше. Лучше стать для ребёнка другом, чтобы вместе преодолевать кризисный период.

Как пережить этот период родителям?

Возрастной кризис 7 лет в жизни ребенка становится кризисом воспитательной системы родителей. Прежние меры воздействия, применяемые к сыну или дочери, перестают быть эффективными

Поэтому родителям важно проявить гибкость и пересмотреть свои взгляды на воспитание вчерашнего дошкольника

Для начала, перестаньте гиперопекать ребёнка и предоставьте разумную свободу формирующейся личности. Но чтобы не волноваться и продолжать обеспечивать безопасность ребёнка, воспользуйтесь приложением «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay. С ним вы всегда будете знать, где ваш ребёнок, что он делает и как обстоят дела в школе.

10 НЕ для родителей:

  1. НЕ пытаться подстелить соломки на каждом шагу ребёнка.
  2. НЕ перегружать кружками и секциями после школы.
  3. НЕ принуждать и не давить на ребёнка.
  4. НЕ критиковать его друзей.
  5. НЕ игнорировать проблемы ребёнка в школе.
  6. НЕ ругать и не высмеивать за промахи и ошибки.
  7. НЕ высказываться негативно о школе и учителях.
  8. НЕ сравнивать ребёнка с другими детьми.
  9. НЕ унижать и не наказывать физически.
  10. НЕ досаждать разговорами о наступившей «взрослости».

Естественное желание всех родителей – уберечь ребёнка от всевозможных неприятностей в жизни. Однако если постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, то сын или дочь так и не научатся жить самостоятельной жизнью.

Наиболее разумное, что могут сделать родители в период кризиса 7 лет – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности.

10 МОЖНО для родителей:

  1. Проводить больше времени с ребёнком.
  2. Демонстрировать свою любовь к сыну или дочери с помощью объятий, поцелуев, слов поддержки.
  3. Позволить ребёнку самому решать проблемы, где он сможет это сделать.
  4. Принимать индивидуальность ребёнка.
  5. Помогать обрести уверенность в себе.
  6. Говорить на любые темы.
  7. Внимательно слушать, не перебивая.
  8. Оставлять время для игр.
  9. Вместе посмеяться и подурачиться.
  10. Помочь с домашними заданиями, но только если ребёнок сам попросит.

Питание

Пищеварительная система готова к приему твердой пищи. Количество зубов увеличивается, в связи с этим изменяется технология приготовления блюд. Уже не требуется тщательно измельчать продукты, превращая их в кашицу. Достаточно нарезать мелкими кусочками.

Детский рацион становится полноценным, малыш употребляет на обед три блюда: суп, второе и напиток.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В возрасте после 1,5 лет у маленьких гурманов начинают формироваться вкусовые предпочтения.
ВНИМАНИЕ! Строго запрещены жирные, жареные продукты, маринованные овощи, копчености, морепродукты, газировка, шоколад, кофе. Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев

Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев

Деньнедели Завтрак Обед Полдник Ужин
1-й Яйцо отварноеИкра кабачковаяНапитокХлеб, масло Салат из свеклы отварной с зеленым горошкомСуп картофельный с гренками на мясном бульонеКотлета говяжья с подливойВермишельХлебКисель ягодный Булочка домашняя с вареньем Зразы картофельные с мясом и подливойХлебНапиток
2-й Каша молочная овсянаяНапитокХлебМаслоСыр Салат из огурцовБорщ со сметанойГуляш из говядины с рисомХлебКомпот из сухофруктов Творожно-морковная запеканка с повидломКефир Котлета рыбнаяКапуста тушенаяХлебНапиток
3-й Каша молочная пшеннаяНапитокХлебМаслоСыр Салат из морковиСуп с фрикаделькамиКартофель тушеный с куриной грудкойКомпот из яблокХлеб Омлет с зеленым горошкомНапитокХлеб Овощное рагу с телятинойХлебНапитокПеченье

Поощряйте любовь к обучению

Маленькие дети должны получать удовольствие от процесса обучения, а не сосредотачиваться на результатах. Педагоги и родители могут делать акцент на чувстве радости, возникающем от изучения чего-то нового. Мы должны помочь детям понять, что ошибки — это естественная, нормальная часть обучения.

Этот период также является временем для формирования гибкого мышления — убеждения, что таланты и способности развиваются благодаря усилиям, а не появляются (или отсутствуют) с рождения. Родителям и педагогам стоит избегать навешивания ярлыков на детей или делать универсальные заявления об их способностях. Даже такие комплименты, как “ты такой умный” — контрпродуктивны. Вместо этого подчеркните отдельные позитивные качества ребенка, такие как настойчивость, и создайте безопасное пространство для обучения. Дети научатся любить учиться, если мы будем проявлять энтузиазм по отношению к процессу, а не зацикливаться на результатах и личных качествах.

Интеллектуальное развитие

Раньше ведущей деятельностью малыша и основой познавательного развития была игра. В игровой форме он изучал окружающий мир и учился взаимодействовать с ним. В семь лет игровая деятельность отступает на второй план, а главной становится учебная. Появляются новые методы познания мира: чтение, анализ. Интеллектуальное развитие выходит на новый уровень.

Ребенок учится сосредотачивать внимание не только на том, что интересно, но и на том, что необходимо выучить. В этом возрасте новая информация хорошо усваивается и откладывается в памяти

Ребенок учится обобщать и проводить причинно-следственные связи, рассуждать и делать выводы.  

Тип мышления, характерный для семилетнего возраста – наглядно-образный. В дополнение к произвольной памяти появляется осознанная. Ребенок прилагает волевые усилия для запоминания информации, получаемой на уроках. Учеба хорошо способствует развитию памяти и мышления.

Навыки и умения ребенка в 7 лет

В первом классе скажутся все знания, которые ребенок получил, общаясь с родителями семь лет. Чем больше будет уметь малыш, тем уверенней он станет себя ощущать в школе. Основным навыком, безусловно, будет считаться — привычка учиться. Не бояться узнавать новое, экспериментировать и быть открытым миру.

Не нужно слишком резко менять привычный уклад жизни ребенка. Пусть он по-прежнему играет в любимые игры в свободное от уроков времени. Так ребенок легче интегрируется в школьную жизнь. Если родители не ленились заниматься с ним, когда он был младше, то к первому классу ребенок уже знаком с чтением, письмом и счетом. Это тоже способствует безболезненной адаптации. Конечно, бросать домашние занятия не нужно, тем более, что с новым опытом и знаниями, полученными в школе, ребенок стал еще мудрее и смышленей. Можно осваивать игровые наборы из серии «юный химик», физик или биолог. Так родителя смогут поддерживать детский интерес к учебе.

Нормы развития ребёнка в 7 лет

Организм семилетних деток претерпевает массу преобразований: меняются пропорции, активно растут и развиваются главные системы тела (опорно-двигательная, нервная, иммунная, дыхательная, сердечно-сосудистая). Мышцы рук еще не до конца окрепли, поэтому ребёнок нетвёрдо держит ручку и  часто жалуется на усталость в кисти

Позвоночник длительное время подвергается статичным нагрузкам, поэтому важно следить за осанкой малыша. Основные изменения касаются нервной системы – головной мозг увеличивается в размерах, реакции внутри него приобретают более сложный характер

Показатели нормального развития ребёнка в 7 лет:

  • средний рост – от 115,4 см до 126,9 см;
  • размер ноги – у мальчиков 34, у девочек 32;
  • размер одежды – 32/34;
  • средний вес – от 20,1 кг до 26,5 кг.

Бытовые навыки

Дошкольник должен не только уметь обслуживать себя сам, но и помогать родителям по дому. К числу бытовых навыков, которыми он должен обладать, относится следующее:

  • самостоятельно мыться (мыть руки, ноги, умываться), принимать душ, чистить зубы;
  • мыть обувь, складывать одежду в шкаф;
  • следить за порядком в своей комнате;
  • заботиться о домашнем питомце;
  • накрывать на стол, мыть посуду;
  • помогать взрослым готовить (резать и натирать на терке овощи, чистить картошку);
  • застилать постель;
  • развешивать и снимать белье;
  • пылесосить, подметать, мыть полы;
  • поливать цветы;
  • собирать фрукты, овощи, ягоды на даче, рвать траву;
  • помогать родителям с младшими братьями или сестрами.

Чем больше бытовых навыков имеет ребенок, тем лучше. Начиная с дошкольного возраста нужно приучать малыша к работе по дому. Необходимо выделить ему определенные обязанности, которые он будет регулярно выполнять. Это поможет развить дисциплину и ответственность.

Физическое развитие

Морфологические показатели (рост, масса тела) увеличиваются уже не так стремительно, как на первом году жизни, но темпы роста остаются быстрыми. Психофизическое становление девочек происходит более быстрыми темпами.

Антропометрические данные детей в возрасте 1 год 7 месяцев. Девочки и мальчики

Мальчики Девочки
Рост (см)
низкий – 77,7 (крайне низкий) низкий – 72,8 (крайне низкий)
средний – от 80,5 до 86 (норма) средний – от 78,8 до 84,7
высокий – 91,5 высокий – 90,6
Вес (кг)
низкий – 8,0 (крайне низкий) низкий – 7,3 (крайне низкий)
средний – от 10,0 до 12,5 средний – от 9,2 до 11,8
высокий – 15,6 высокий – 15,4

1.1. Моторное развитие ребенка в 1 год 7 месяцев

Маленький человечек самостоятельно ходит, бегает, любит преодолевать препятствия. Движения стали более координированными, он любит играть в подвижные игры. Любимая игра – это игра с мячом. 70% времени бодрствования у детей такого возраста уходит на активные движения.

Кроме этого малыш:

  • уверенно сидит на стульчике;
  • может самостоятельно сесть и встать со стульчика;
  • держит равновесие во время ходьбы и бега;
  • может переступать небольшие препятствия (кубики, игрушки);
  • выполняет простейшие физические упражнения – наклоны, повороты, движения руками и головой, приседания;
  • поднимается по лестнице без помощи:
  • спускается по лестнице с помощью взрослого;
  • поднимается ножками по наклонной поверхности при поддержке взрослого;
  • поднимается ползком по наклонной поверхности самостоятельно;
  • начинает учиться (уже умеет) подпрыгивать на месте и с продвижением вперед.

При этом он нарочно выбирает себе пути с препятствиями – горками, ямками, с удовольствием перешагивая их.

Задача родителей – удовлетворять потребность малыша в активном движении. Стимулируя желание заниматься упражнениями, родители сформируют у своего чада интерес и потребность к физкультуре.

ВАЖНО! Физические упражнения проводятся в игровой форме (зайки прыгают, гуси шипят, птички летают). Длительность комплекса не более 3 минут, 2-3 упражнения выполняются по 4-5 раз.. Хорошо укрепляет и массажирует стопу ходьба по «Дорожкам здоровья», бег с каталками – бабочками, вертолетами и т

п

Хорошо укрепляет и массажирует стопу ходьба по «Дорожкам здоровья», бег с каталками – бабочками, вертолетами и т. п.

1.2. Что должен уметь малыш в возрасте 19 месяцев

Навыки самообслуживания:

  • пытается самостоятельно (а некоторые уже умеют) кушать, пользуясь ложкой;
  • пьет из чашки, уверенно пользуется чашкой-непроливайкой;
  • умеет пользоваться зубной щеткой, полотенцем и салфеткой;
  • испытывает потребность в чистоте, требует помыть руки, просит салфетку;
  • пробует причесываться;
  • умеет пользоваться горшком;
  • пытается самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • если чувствует, что ему жарко, то требует снять с него одежду;
  • пытается «помогать» маме в домашних делах – стирать, накрывать на стол, подметать.

Происходит социализация. Кроха начинает общаться со сверстниками на своем, инопланетном языке. Это очень способствует и развитию речи.

Развитие ребенка в 7 лет (что должен уметь)

В 7 лет ребенок знает имя, отчество и фамилию, не только свое, но и родителей, а также, где они работают и кем. Знает, в какой стране живет, как называется столица, помнит свой подробный домашний адрес и телефон.

Отличает полевые цветы от садовых, называет несколько видов насекомых, птиц, диких и домашних животных. Знаком с природными явлениями, сезонными изменениями в погоде. Обладает хорошей памятью: запоминает около 10 услышанных им слов. Готов повторить близко к тексту предложения, которые состоят из 8-10 слов. На ходу запоминает несложные четверостишья.

Кисть семилетнего ребенка окрепла, он уверенно держит карандаш, проводя различные линии, делая штрихи, разукрашивая. Его рисунок, состоящих из нескольких предметов, объединяется единым сюжетом. Изображенные предметы передают точную форму, сохраняя пропорции. Он может нарисовать людей, животных, транспорт, деревья, цветы, птиц.

Ребенок без труда завязывает или развязывает шнурки, ленточки, узелки на веревке. Может застегнуть-расстегнуть пуговицы, кнопки, крючки, одеть-снять петельки. Раскручивает и закручивает крышки и пробки на банках или бутылках. Ему под силу вдеть нить в иголку и пришить пуговицу.

Ребенок уже может определить время по часам. К семи годам он должен знать счет до 10 и обратно. Некоторые дети считают больше. Он правильно соотносит цифры с нужным количеством предметов, составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание. Умеет ориентироваться — справа, слева, вверху, внизу, сзади, между, перед – как в пространстве, так и на листке бумаги. Сравнивает величину чисел. Для него не составит труда определить, какое из них больше, а какое меньше.

Ребенок решает довольно сложные логические задачки. Умеет из группы разных предметов или картинок выделить логический ряд, отсекая лишнее, не подходящее по смыслу или теме. Может объединять предметы по определенным признакам. А также составлять связный рассказ по картинкам, выстраивая их в последовательную цепочку. Не только знает стихи наизусть, но и умеет их рассказывать выразительно, с интонацией.

Чему можно научить семилетнего ребенка?

Когда ребенку 7 лет, для него важна независимость и свобода действий. Поэтому на данном этапе главным подарком родителей станет воспитание самостоятельности в маленьком человеке. Не стоит контролировать каждый его шаг, участвовать во всех значимых событиях и дни напролет выполнять с ним (или за него) домашнее задание. Конечно, это не значит, что родителям не нужно интересоваться жизнью своего ребенка. Просто воспитание независимого человека подразумевает именно помощь, а не контроль, и именно при необходимости, а не в круглосуточном режиме.

Сейчас ребенку 7 лет, и он не может в полной мере оценить всю значимость такого подхода в воспитании. Но пройдет немного времени, и повзрослевший человечек скажет «большое спасибо» папе и маме за свою самостоятельность и решительный характер.

Как мы перестраиваем свою личность каждые семь лет?

Речь в 7 лет

Ребенок в 7 лет разговаривает легко и непринужденно. Начинается фаза активного общения со сверстниками. Поэтому для малыша в этом возрасте любая проблема с дикцией может стать причиной дальнейших насмешек и неуважения со стороны коллектива. Чтобы этого избежать, родителям необходимо своевременно прибегнуть к помощи специалиста. Поскольку, чем старше становятся младшие школьники, тем труднее исправлять дефекты их речи. Да и само появление школы в жизни сорванца делает правильность произношения одним из главных условий его будущей хорошей успеваемости. Ведь известно, что малыши, не выговаривающие отдельные буквы в устной речи, допускают идентичные ошибки при письме. А беглость чтения младших школьников находится в прямой зависимости от качества их дикции.

Отличительные черты кризиса

Главной причиной возникновения поведенческих проблем предшкольного периода является взросление. У малыша полностью меняются жизненные условия, ребенок переживает, волнуется. Ему нужно будет многому научиться, подстроиться под новый график, понимать свою ответственность.

Возрастная психология кризиса у ребенка 7 лет такова, что этот период тяжелопроходит, ребенку необходимо привыкнуть общаться со сверстниками, также переживающими сложности, научиться справляться со школьной нагрузкой.

Специалисты утверждают, кризис семи лет проявляется примерно в 6–8 лет. Точную цифру сказать нельзя, каждый малыш индивидуален. Отличительными особенностями периода являются:

неадекватное поведение ребенка, нередкие проявления вредности;
наигранный разговор при общении;
снижение усидчивости, концентрации внимания;
попытки передразнить взрослых;
попытки привлечь внимание.

Некоторые дети пытаются ябедничать взрослым. Такие перемены несознательны, ребенок временно теряет контроль над своими поступками. Дошкольник негативно реагируют на критику, разум блокирует все отрицательные сведения, поступающие извне.

Основным толчком кризиса является постепенный уход от детской непосредственности, созревание интеллекта, возникновение тревоги за совершенные действия. Кроме того, малыш переживает за успехи в школе, пытается сопротивляться смене привычных условий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: