Как воспитать ребёнка лидером

Как воспитать в себе лидерские качества

Отрицательные установки

Иногда родители сами не замечают, как дают ребенку повод сомневаться в собственных силах. Например, когда:

  • Сравнивают его с другими, надеясь сыграть на самолюбии. Но помочь ребенку стать уверенным в себе так не получится. Наоборот, малыш может сделать вывод, что мама с папой больше любят детей, которые успешнее его. Появится недоверие к родителям, страх быть недостаточно хорошим, умным, боязнь браться за новые дела — «вдруг кто-то справится лучше?»
  • Вешают ярлыки, критикуя не действия ребенка, а его самого. Дети чутко воспринимают информацию, особенно исходящую от родителей. Если постоянно говорить малышу «ты тугодум», «стеснительный», «криворукий», «лентяй», он легко может в это поверить и вырастет именно таким. Другое дело критика действий — она всегда оставляет шанс все исправить и стать лучше.
  • Программируют на неудачу, заранее сомневаясь в успехе ребенка. Фразы типа: «для тебя это слишком сложно», «ты с этим не справишься», «дай-ка я, у тебя не получается», «у нас в семье все такие рассеянные» лишают детей крыльев, мешают развиваться, подрывают их веру в себя.
  • Обсуждают с посторонними проблемы ребенка, делают его в разговоре «героем» нелепых ситуаций: «Ой, она у нас вечно всего боится!», «Он такой стеснительный!», «Наш-то вчера чего учудил…». Ребенку вешают ярлыки, да еще и прилюдно. Что он должен при этом чувствовать — собственную никчемность и отчаяние из-за того, что родители его предали.

Рабская пассивность проявление неуверенности

Давайте сначала попробуем уяснить внешние признаки рабского и уверенного поведения. Известно, что 80 из 100 человек соглашаются на выполнение неожиданного необоснованного требования без возражений. Экспериментаторы установили, что только один из пяти человек отказался вывернуть свои карманы или открыть сумку, когда незнакомец спросил, не взяли ли они нечаянно кольцо, которое он оставил в телефонной будке. Когда во время сдачи письменных экзаменов в вузе вдруг транзистор был нагло включен на полную мощность одним из членов группы, как-то прореагировал опять же лишь каждый пятый.

Мы уже знаем, что причина такого поведения заключается в наличии в нашей психике огромного количества
«крючков», усвоенных в процессе социализации и делающих нас управляемыми рабами. Изначальное чувство вины, множество ограничений порождает глубокую неуверенность в себе, которая проявляется в поведении.

Многие в результате этого воспринимают себя «ниже» окружающих и потому опасаются доверять своим суждениям, чувствам. Если вам свойственно колебаться, говорить тихо, запинаясь, отводить взгляд, соглашаться с собеседником даже тогда, когда Вы в действительности не разделяете его взглядов, если Вы цените себя
«ниже» окружающих и страдаете сами, чтобы ненароком не огорчить других, ваша манера поведения неуверенная.

Неуверенно-пассивный тип в конфликтной ситуации будет терпеть и молча страдать. Он будет обвинять себя в эгоизме. Он будет всегда спрашивать разрешения, чтобы сделать то, что многие другие считают своим неотъемлемым правом.

Пассивный человек невысокого мнения о самом себе и чувствует себя неловко почти во всех ситуациях. Чувство неполноценности и эмоциональный дискомфорт, постоянно испытываемые такими людьми, скорее всего, требуют внимания профессионального психолога. Пассивность в определенных ситуациях свойственна той категории людей, поведение которых обычно уверенно, но которые в определенных жизненных ситуациях испытывают значительный стресс, что мешает им правильно реагировать в этих ситуациях.

Пассивность порождает две формы невротического поведения.

ЯВНОЕ САМОУНИЧИЖИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ означает, что когда мы в кругу других людей, мы явным или скрытым образом как бы
«излучаем сигналы» самоуничижительного свойства.

СКРЫТОЕ САМОУНИЧИЖИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ имеет место, когда мы в душе уверены, что мы плохи, некрасивы, лишены талантов, не можем сделать того или другого и т. д. Эта внутренняя кассета с записью начинает вращаться, как только мы сравниваем себя с другими, или сделали ошибку, или испытали унижение с чьей-либо стороны, или нам не удалось сделать что-либо, или когда мы думаем о наших неудачах в прошлом.

Ничего хорошего не получается из самоуничижения, явного или скрытого. Делает это Вас лучше? Как раз наоборот: разве Ваша уверенность в себе не страдает от этого? Постарайтесь быть к себе добрей.

Маленькое упражнение:

Прислушайтесь к себе. Проанализируйте свои отношения с близкими людьми. Ответьте на вопросы:

Часто ли выражаете свои чувства открыто?

Позволяете ли Вы ущемлять свои собственные интересы?

Часто ли подавляете и ущемляете чувства других?

Откладываете ли Вы выражение чувств на будущее?

Избегаете ли Вы определенных людей или определенных ситуаций, так как Вы боитесь их?

Можете ли Вы контролировать эти нежелательные ситуации, или они выходят из под Вашего контроля?

Долго ли «пережевываете» конфликтные ситуации, молча «высказывая» все новые и новые
«аргументы» партнеру, апеллируя при этом к его чувству вины?

Если да, то Вы пассивный тип.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе

Умные родители целенаправленно развивают у дочери или сына чувство уверенности, при этом они должны:

  • похвалить ребёнка, если он благодаря труду и упорству добился цели;
  • ставить посильные задачи, учить терпению, умению приближаться к цели постепенно;
  • настраивать на благоприятный исход дел, ситуаций;
  • подбадривать, поддерживать, чаще говорить: «У тебя получится!»;
  • общаться, как с равным, прислушиваться к его мнению;
  • не обвинять в стеснительности, робости;
  • поощрять общение с ребятами младшего возраста;
  • избегать сравнения с другими.

Соблюдение перечисленных правил поможет зародить в детском сознании ростки самоуважения, укрепить это качество, ведь процесс становления личности непростой и небыстрый. В дальнейшем ребенок приятно удивит «стальным» характером.

Про бокс

Весь вечер мы с папой красили мою боксерскую майку в красный цвет. Соревнования на приз Центральной школы высшего спортивного мастерства, моя весовая категория — до 34 кг. Тренер говорит, что будут сильные соперники… Под ложечкой сосет, но настроение бодрое.

Тренер говорит, что я готов. Вчера с папой на лапе работали, чувствую, что мой коронный хук слева стал еще жестче… Но сосет все равно, неприятное ощущение…

Солнечное сплетение. Когда пропускаешь удар в это место, иногда несколько секунд не можешь дышать… Надо локти поуже держать…

Вот он, мой соперник, в углу напротив. Ниже меня, значит, будет стараться прыгать и входить в ближний бой… У меня руки длинные, буду на дистанции держать… Вот уже гонг… вперед!

…Шум в ушах, пока нет ощущения, что у меня перевес. Обмен ударами. Тренер машет руками, что-то кричит, но мне ничего не слышно, какой-то гул. Вижу только красную потную пыхтящую физиономию этого парня перед собой. Третий раунд, сил уже нет, еле на ногах стою. И вдруг…

— Концовочка! — где-то внизу ринга слышу отца. Это наш условный сигнал — значит, осталось 15 секунд до конца боя. Нужно перестать беречь силы и выложиться, чтобы произвести впечатление на судей.

Что-то во мне прямо-таки вскипает, и я атакую, осыпая ошеломленного и уставшего соперника непрекращающимися разнообразными сериями, и вот уже мой фирменный длинный хук слева достигает цели… Еще и еще раз… Парень, пошатываясь, отступает в угол ринга. Откуда ни возьмись ко мне возвращаются силы, второе дыхание.

Гонг. Все кончено. Смотрю на отца — он весь светится и держит большой палец вверх. Рефери подходит к судьям, возвращается и после некоторой паузы вздергивает мою руку вверх… Ура! Я чемпион ЦШВСМ!

Вручили кубок, в перчатках не взять — прижал к груди. Все тело ноет, но слабость приятная.

Возвращаюсь в угол ринга, там тренер и папа почему-то смотрят на мои ноги. Гляжу — по ним стекают красные струйки. Кровь, что ли?

— Нет, сынок, — смеется папа. — Это мы вчера мало закрепителя в краску добавили…

Причины низкой самооценки у ребенка

Существует несколько основных причин, по которым у малыша формируется недостаточно высокое мнение о себе.

Неконструктивная критика

Родители обращают внимание только на промахи и ошибки ребенка, совершенно не замечая его успехов и достижений. При этом они критикуют малыша, но не пытаются разобраться, почему он допустил ошибку и как можно ее исправить.

Сравнение с другими детьми

Родители часто приводят в пример более успешных детей, говоря своему отпрыску, что он не дотягивает до их уровня. Со временем он начинает считать себя неудачником.

Чрезмерная опека. Родители постоянно опекают малыша, не давая ему и шагу ступить самостоятельно. От этого он начинает чувствовать себя беспомощным и ни на что не способным.

Публичные замечания. Любые замечания нужно делать ребенку наедине, а не в присутствии других людей. Публичная критика, ругань и обвинения, даже справедливые, больно бьют по самооценке.

Навешивание ярлыков. Нельзя навешивать на малыша словесные ярлыки, например «плакса», «неряха», «лодырь». Они тоже сильно снижают самооценку.

Дайте ребенку свободу действий

В 3 года малыш не может самостоятельно выйти на улицу без мамы, но в песочнице он играется без неё, преодолевая различные трудности в общении и стремясь научиться жить в социуме. Именно об этой свободе мы и говорим. Пока мы живем — мы учимся, и каждая наша ошибка — это опыт, из которого мы извлекаем полезные выводы. Пока вы бегаете за ребенком и решаете его проблемы в любых ситуациях (забрал сосед игрушку, ущипнула девочка в садике, толкнул братишка), вы не даете ребенку шанс самому разобраться со случившимся и почувствовать себя увереннее.

Из таких деток, за которых все и всегда делают родители, вырастают капризные и неприспособленные особи, которые с малейшей проблемой бегут к мамочке, не желая при этом даже подумать о возможном решении проблемы. Какой же лидер может вырасти из такого ребенка?

Если малыш чего-то сильно захотел, то подумайте вместе с ним, как это реализовать, и речь идет не о покупке дорогой игрушки, а о детских спортивных секциях или кружке рисования, или музыкальных, певческих занятиях. Покажите ребенку, что все свои желания нужно уметь реализовывать — пускай он учится качественно и быстро решать проблему, ведь это основное и главное качество лидера. Перед тем, как ребенка сделать лидером, родители должны подумать, а какой пример они сами могут ему показать? Ведь в первую очередь ребенок подражает своим маме и папе, учится у них справляться с трудностями. Так что будьте примером для подражания, и вы вырастите достойного сына или дочь.

Гномик.ру рекомендует Rmh24.ruСервисный центр по ремонту холодильников Холод Групп

Ремонтируем холодильники всех марок. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Какие лидерские качества полезны ребенку?

Даже если мы не хотим видеть ребёнка в качестве будущего руководителя, но мы можем развить в нем лидерские качества, которые помогут в достижении своей цели. Наиболее важными качествами можно считать следующие:

  • Инициативность. Когда ребёнок без чьего – либо влияния решает свою проблему, активно и самостоятельно, это закаляет его характер.
  • Настойчивость. Очень часто родители решают что – то за ребёнка, даже в такие моменты, когда он уже может вполне самостоятельно принять решение или же ребёнок проявляет свою настойчивость крайностью – капризами. Здесь нужно отследить чёткую грань, когда это действительно настойчивость, а не каприз, стоит поощрить его. 
  • Смирение. И речь сейчас пойдёт о том, что нам даёт смирение, многие исследования доказывают, что лидерами становятся те, кто спокойно выполняют свою работу. Благодаря смирению, ребёнок вырабатывает стратегию, чтобы самостоятельно достичь успеха.
  • Чувствительность. Человек, который правильно понимает свои чувства и эмоции, способен к глубокому анализу, а в том числе, к пониманию и принятию чувств других. 
  • Работа в команде. Решение сложных задач требует чёткого регламента и отработанного сценария, также спасательным кругом в этом будет слаженная команда, которая нацелена на результат. 

На что еще стоит обратить внимание родителям, как правило, будущие лидеры не вызывают проблем в семье. Но иногда их поведение может выходить за рамки дозволенной нормы, и они могут быть нарушителями дисциплины, мало того, за ними потянутся и остальные

Здесь очень важными будут следующие действия родителей:

  • сопоставьте возможности лидера и интересы ребёнка;
  • приводите в пример людей, которые добились успеха;
  • проведите беседу с ребёнком о лидерах и их целях.

Принимайте своих детей такими, какие они есть и, по возможности, развивайте в них лидерские качества, так как всё это поможет стать им целеустремленными и успешными. 

Чем помогает высокая самооценка в жизни

Адекватное отношение к самому себе очень помогает не только в детстве, но и во взрослой жизни

Когда человек любит себя, ему нет необходимости постоянно доказывать окружающим свою значимость, бороться за их внимание и любовь

Люди с достаточно высокой самооценкой прислушиваются к своим истинным желаниям и меньше зависят от мнения других. Они ощущают себя достойными лучшего, и это дает им силы и мотивацию стремиться к достижению поставленных целей.

С такими людьми приятно общаться. Они располагают к себе, поскольку умеют выстраивать отношения с окружающими – деловые, семейные, дружеские. Общение с уверенным человеком идет на пользу тем, кто находится рядом с ним.

Высокая самооценка помогает лучше переносить невзгоды и жизненные трудности, проще относиться к проблемам и неприятностям. Однако формировать ее нужно с детства. Если ребенок вырастает с негативным восприятием самого себя, то исправить это во взрослом возрасте довольно сложно

Поэтому очень важно воспитать уверенного в себе индивида с адекватным отношением к своим способностям и возможностям

Какая самооценка у моего ребенка

Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?

Не утрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.

Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.

Как развить в ребенке уверенность в себе и поднять самооценку: 10 советов

Умные родители обращают внимание на психологическое развитие ребёнка с одного года жизни. Психологи выделили топ-10 наиболее эффективных советов, как помочь малышу победить страх и неуверенность в себе:. Психологи выделили топ-10 наиболее эффективных советов, как помочь малышу победить страх и неуверенность в себе:

Психологи выделили топ-10 наиболее эффективных советов, как помочь малышу победить страх и неуверенность в себе:

  1. Повысить собственный авторитет, проявлять силу воли. Малыш берёт пример со своих родителей, повторяет манеру поведения, аналогично воспринимает разные ситуации. У родителей с низкой самооценкой вырастают такие же дети, и наоборот.
  2. Адекватно оценивать успехи и таланты ребенка. Плохо недооценивать малыша. Однако завышенная планка, которую он преодолеть не в состоянии, может навсегда подорвать уверенность в себе. Не стоит перехваливать за обычные дела. Выделять следует только новые достижения.
  3. Давать правильные установки. Запрещены фразы: «У тебя не получится», «Горе ты моё луковое», «Хорошего от тебя не дождёшься». Наоборот, надо настраивать на позитив, успех, чаще говорить: «Не бойся, ты справишься», «Всё будет хорошо!».
  4. Разговаривать по душам. Необходимо наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, спокойно обсуждать проблемы, находить выход. Понять, что тревожит, пугает маленького человека, помочь разобраться в самом себе. Он должен принять себя таким, какой есть, со всеми недостатками и достоинствами.
  5. Играть поучая. Подходящий вариант для любого возраста. Главное, создать в процессе игры сложную ситуацию, решить которую надо самостоятельно.
  6. Водить на различные секции, кружки. Полученные дополнительные навыки, успехи позволят маленькому человеку гордиться собой, повысят самооценку.
  7. Развивать коммуникативные навыки. Если имеются проблемы в общении со сверстниками, надо помочь решить их. В случае с маленькими детьми – организовать домашний детский праздник. В знакомой обстановке они чувствуют себя более уверенно, между ними устанавливается прочный контакт.
  8. Адекватно реагировать на промахи. Ошибиться может каждый. Нельзя выражать недовольство ребенком, критиковать можно только само действие.
  9. Воспитывать чувство ответственности. Периодически давать несложные поручения, требовать их своевременного выполнения. Должны быть ежедневные обязанности по дому, посильные для возраста.
  10. Развивать в ребенке целеустремлённость. Обязательно внушать мысль, что любое начатое дело надо настойчиво доводить до конца. Добившись желаемого, мальчик или девочка поверит, что справиться с более сложными задачами.

Как формируется самооценка ребенка

Маленькие дети не думают о себе ни хорошо, ни плохо. Восприятие своей личности формируется в процессе взросления и зависит от воспитания. Родители и другие люди, окружающие малыша, оказывают огромное влияние на его самооценку и могут вселить в ребенка уверенность или, наоборот, неуверенность. Вот почему любовь, поддержка и принятие так важны для детей.

В возрасте от 4 до 6 лет дети начинают пристальнее присматриваться к себе и своему месту в обществе. К 7–8 годам у них уже складывается определенное отношение к своей личности. Члены семьи, воспитатели, учителя, друзья влияют на восприятие ребенком самого себя. Если они верят в него, поддерживают его стремления, хвалят за успехи, то тем самым укрепляют его позитивное отношение к себе.

Негативное отношение, неконструктивная критика, игнорирование и обесценивание достижений, наоборот, приводят к тому, что ребенок теряет веру в себя, начинает считать себя никчемным. Заниженная самооценка заставляет человека постоянно сомневаться в своих силах и чувствовать себя недостаточно значимым.

Ребенок-лидер в семье

Если ваш малыш с раннего детства не воспринимает вашу критику, сам принимает решения и пытается везде и во всем быть первым, возможно, в вашей семье подрастает будущий лидер или же вы неправильно воспитываете своего ребенка. «Как отличить лидерские качества от капризов и неуправляемости ребенка?»- выясним прямо сейчас.

Родителям в таких ситуациях, в первую очередь, необходимо обзавестись терпением и научиться понимать своего «командира». Мама и папа должны понимать, в каких ситуациях то или иное изречение или поведение ребенка допустимо, а где нужно «обрубить на корню».

Врожденные качества лидера в ребенке могут проявляться уже в первые годы его жизни:

  • самостоятельное распоряжение всеми игрушками
  • командный голос за столом, на улице
  • самостоятельная организация новых игр
  • привлечение в свое общение и игры других детей

Родители достаточно часто полагают, что дети-лидеры обязательно будут отличниками в школе, но это не всегда так, потому что в них преобладает желание быть первыми не в учебе, а в «покорении» своей воле окружающих, поэтому родители должны контролировать процесс учебы, а не пускать все на самотек.

Родители должны знать некоторые правила обращения с ребенком-лидером в семье:

  • Не стоит сразу ругать и наказывать ребенка за то, что он «командует» дома или в школе: это может пробудить в нем агрессию и ненависть ко всем. Нужно научиться лояльно относиться к своему чаду. Это совсем не значит, что ему нужно во всем потакать. Просто покажите свое уважение к нему и проявите интерес к его действиям, идеям, и тогда он сам пойдет на множество компромиссов, осознав, что его воспринимают таким, какой он есть.
  • Разговаривайте с ребенком чаще, научите его делиться с вами всем. Покажите, что если в какой-то ситуации он не прав, вы не будете его ругать за это, а просто объясните, как нужно сделать правильно и почему, тогда ребенок начнет вам доверять и прислушиваться к вам. Таким образом, родители смогут контролировать ребенка и направлять его.
  • Если в семье несколько лидеров, не нужно друг друга «съедать», лучше объединить свои усилия и распределить имеющиеся обязанности. Это придется по душе каждому лидеру.

Главное — понимать своего ребенка, и доносить до него правильными словами и поведением, что он может быть в каких-то ситуациях не прав, и что его не упрекают, а подсказывают, тогда лидерство ребенка будет в удовольствие для всех членов семьи.

Принципы воспитания

Ответ на вопрос как вырастить уверенного в себе ребенка – состоит из нескольких несложных правил, описанных ниже. Помните,  что воспитать уверенную в себе личность – могут мама и папа, понимающие, что это их прямая обязанность с момента рождения малыша.

  1. Любите.

Стать уверенным в себе и обрести успех в жизни можно лишь при наличии безграничной любви. Человек ощущает, что он нужен, что достоин любви. Отношение родителей к нему и есть впоследствии отношение малыша к самому себе. Так же благодаря любви ребенок чувствует себя в безопасности, он не боится пробовать новое, не боится ошибаться и не боится других людей. Любовь должна быть открытой: нежность, совместные игры, подарки и тп. Если малыш плачет – ему нужно помочь и успокоить.

  1. Становитесь опорой и защитой.

Малыш должен чувствовать поддержку и быть защищенным. В таком случае, он любознательнее и настойчивее, так как знает, что может рассчитывать на помощь родителей. В данном случае играет роль и обстановка в семье – чувство, что мой дом – моя крепость позволяет ребенку стать уверенным и чувствовать себя в безопасности.

  1. Позволяйте пробовать новое.  

Давайте детям пробовать и делать ошибки. Они будут ломать вещи, ронять, разливать и тп. Вам стоит относиться к этому проще. Главное – следите за безопасностью, но не путайте с опекой. Будьте рядом, чтобы в случае чего защитить и научить, но давайте шанс сделать действия самому.

  1. Внимательно слушайте.

Когда ребенок подходит к вам с вопросами или просто что-то рассказать – найдите время и выслушайте. Возможность выговориться – позволит малышу стать увереннее.

  1. Стремитесь объяснять понятно.

Чем младше ребенок – тем сложнее для него представляется мир. Ваша задача стать для него энциклопедией, воспитать любознательность, развить интерес к окружающему, просто и на его языке давать ему информацию об этом мире, объясняя причины явлений и возможные последствия.

  1. Обозначайте границы дозволенного поведения и действий.

Малыш должен понимать – что ему можно сделать, а что нельзя. Например, он может выбрать себе самостоятельно что-то из одежды, но ему нельзя долго быть в холодной воде.

  1. Найдите повод для похвалы.

Отмечайте даже самые мелкие достижения своих детей – ваша позитивная реакция дает им уверенность в своих силах, позволяет развить желание пробовать новое и не бояться неудач, повышает успеваемость.

  1. Сами станьте примером.

Вам так же стоит стать уверенным – пробуйте новое и не бойтесь ошибиться. С самого маленького возраста водите в места, где ребенок может общаться со сверстниками, сами включайтесь в игру и способствуйте заведению малышом знакомых и друзей.

  1. Определите круг обязанностей.

У вашего малыша обязательно есть способность что-то делать хорошо. Поставьте это ему в каждодневную (недельную/месячную) обязанность. Вместе с этим к ребенку приходит чувство своей нужности, понимание того, что ему доверяют, а вы получаете возможность воспитать ответственность в ребенке.

  1. Каждый день делайте совместно с ребенком любую рутинную работу.

Предсказуемость и ожидание одного и того же на протяжении длительного времени переживается ребенком как возможность контролировать свою жизнь и чувство безопасности. Например, малыш знает, что до завтрака он чистит зубы, а перед сном мама поет ему колыбельную. После детского сада, этому будет учить школа, но на период младшего возраста не забывайте это правило. Хаотичность событий провоцирует возникновение беспокойства, потерянности и страха исследований.

  1. Используйте позитивные утверждения.

Под позитивными утверждениями мы понимаем фразы, исключающие частицу «не», например, «ты справишься», «ты умен», «ты красив (а)», «ты сможешь это сделать» и тп. Негативные фразы, такие как: «ты не достоин», «у тебя нет таланта», «ты не можешь это делать» могут вселить в ребенка сомнение в своих силах.

И последние рекомендации

Поддерживайте ребенка!

В дошкольном возрасте формируется основа личности вашего малыша, которая в последующие годы не будет меняться, а только корректироваться новым опытом.

Стремитесь сохранять позитивные отношения в семье, пусть ваш дом будет крепостью и местом, где всегда ждут. Будьте примером, любите ребенка искренне, не манипулируйте его чувствами и будьте готовы отпустить, когда он станет к этому готов – только так можно воспитать уверенную в себе личность.

Оцените эту статью:

4.5

Всего голосов: 129

Как понять, что у ребенка заниженная самооценка

Понять, что ребенок недостаточно ценит себя, можно, если понаблюдать за его поведением и прислушаться к фразам, которые он произносит в ситуациях, требующих от него каких-то действий.

Неуверенный ребенок ведет себя следующим образом:

  • не умеет проигрывать, очень переживает, злится и расстраивается, когда побеждают другие;
  • бросает начатое дело при столкновении с трудностями;
  • боится пробовать свои силы в чем-то новом;
  • сильно переживает из-за своих промахов, ругает себя;
  • проявляет робость и стеснительность в общении со сверстниками и взрослыми;
  • не проявляет лидерских качеств, даже если они у него имеются.

Также малыш часто произносит такие фразы:

  • «Я не буду этого делать, потому что у меня все равно не получится»;
  • «Я боюсь что-нибудь сделать не так»;
  • «Пусть другие решают эту проблему вместо меня»;
  • «Я некрасивый/глупый/плохой»;
  • «Я хуже, чем другие».

Причины заниженной самооценки у подростка

Психологи предполагают, что на заниженную самооценку детей и подростков влияют в первую очередь средовые факторы: обстановка в семье, наличие друзей, атмосфера в школьном классе. Также может влиять особенность темперамента и характера.

Многие родители могут заметить изменения в поведении в возрасте 6-7 лет, когда ребенок идет в первый класс. Он сталкивается с новыми переживаниями и трудностями, а влияние учителей и сверстников могут по-разному сказаться на самооценке. Чем больше дети ощущают тепла, любви и заботы в семье, имеют возможность обсудить сложные вопросы и поделиться переживаниями, тем быстрее они приспосабливаются к общественной жизни в новом социуме.

С переходом в среднюю школу (примерно в возрасте 11-12 лет) самооценка подростка начинает корректироваться под влиянием отношений со сверстниками.

Некоторые дети чувствуют себя неполноценными в силу личных особенностей:

  • Врождённое заболевание.
  • Инвалидность.
  • Особенности восприятия учебной информации (медлительность, необходимость повторения и т.д.)
  • Темперамент.
  • Физические особенности (например, родимое пятно, лишний вес, худоба или необычный цвет волос).

Отношения в семье также могут стать весомой причиной низкой самооценки у ребенка: сильная опека или отсутствие доверия в семье негативно сказываются на подростке. Дети замыкаются в себе, часто думая, что взрослым они не нужны.

Некоторые родители могут сравнивать неуспех своего ребенка с положительным результатом сына/дочери подруги, подчеркивая, что другой ребенок лучше, умнее или сильнее. В ходе таких бесед подросток начинает сомневаться в своих силах, считая, что он недостаточно хорош.

Социальные контакты в школе с учителями и одноклассниками также влияют на формирование самооценки. Издевательства (травля) со стороны сверстников, унижение и запугивание со стороны педагогов могут вогнать ребенка в депрессивное состояние. Ребенку нужно знать, что дома его любят, ценят и всегда поддержат.

Принципы воспитания у детей самоуважения и уверенности в себе

Карл Маркс утверждал, что чело­век познает себя, смотрясь в другого человека. Смотреться в другого че­ловеку — значит видеть проявлявмое этим человеком к тебе отноше­ние. Ребенок познает себя, ощущая отношение к нему родителей. Зная об этом, они должны постоянно про­являть уважение к личности ребен­ка. К тому, что уже есть и чего еще нет, но что обязательно будет.

Бук­вально с первых дней жизни ребен­ку нужно дать почувствовать, что в нем что-то есть такое, что не позво­ляет родителям с ним не считаться, и это, в свою очередь, требует от него самого такого же бережного отношения к самому себе. Это «что-то» — уважение к будущему чело­веку, к человеческой личности. Пользуясь выражением А. С. Мака­ренко, с первых дней взрослые аван­сируют маленького человека уваже­нием. В результате этого общего уважительного отношения людей к нему у ребенка формируется такое же отношение к себе.

При таком подходе к воспитанию коренным образом меняются ак­центы в наших взаимоотношениях с ребенком. Он не потому заслуживает нашего уважения и самоуважения, что он хорошо учится и ведет себя. Он вообще не может плохо учиться и вести себя именно потому, что сам себя уважает. Он, как и всякий человек, не может жить, не уважая себя, не ценя чувства собственного человеческого достоинства.

Пробуждение с первых шагов жизни у ребенка уважения к себе есть основа воспитания целост­ной личности, в которой гармонично сочетаются высокие нравственные качества

Вот почему столь важно родителям знать об этом и, конеч­но, стараться строить отношения с детьми так, чтобы поддерживать высокое самоуважение, беречь лич­ное достоинство ребенка. Очень непросто на каждом шагу проявлять уважение к личности ребенка

Ведь нельзя вести себя с ребенком по настроению, не позволительны ни окрик, ни грубость, не допустимы ни фальшь, ни лицемерие, ни игра в уважение и доверие…

Как бывает огорчительно и не­приятно, когда порой взрослые не уважением авансируют ребенка, а «навешивают» ему различные яр­лыки, смысла которых по-настоя­щему малыш даже не понимает, но очень хорошо ощущает — его бранят, обижают, ему не доверяют. Ведь кощунственно звучат по отно­шению к трех-четырехлетним малы­шам клички «обманщик», «хитрю­га», а иногда и похуже — «хули­ган» и «бандит». И не случайно Лев Николаевич Толстой считал даже физическое (тоже недопусти­мое) наказание менее страшным, чем словесное оскорбление ребенка.

Поощряйте практику

Если вы заметили, что ребенок чем-то заинтересовался, то постарайтесь ненавязчиво сподвигнуть его на то, чтобы он почаще занимался этим

Однако здесь важно не переусердствовать и не начать давить на ваше чадо. Ведь если вы, к примеру, увидите, что ваш ребенок имеет музыкальный талант, то не стоит наседать на него и заставлять играть на пианино или другом инструменте дни напролет

Ведь такой подход может, напротив, отбить у маленького человечка всякое желание заниматься музыкой

Ведь такой подход может, напротив, отбить у маленького человечка всякое желание заниматься музыкой.

В формочки для пончиков выложила макароны с беконом: получилось вкусно

«Даже розетки золотые»: фанаты оценили роскошь дома Самойловой (фото)

В проточной воде. Почему не стоит мыть клубнику в соленой воде

Как повысить уверенность в себе школьнику: методики

В выборе методики (а их достаточно много) прежде всего следует обратить внимание на причины низкой самооценки. Пообщайтесь с родителями учеников с заниженной самооценкой, а также посмотрите на успеваемость ребенка по всем предметам

Обязательно обратите внимание на возраст ученика. Если с детьми младшего возраста основным инструментом для повышения самооценки может быть игра, то с учениками старшего возраста, нужны более «самоанализирующие» методы

Если же вы видите, что ситуация очень тяжелая и у ребенка буквально опустились руки, то немедленно нужно консультироваться с психологом и заниматься этим делом серьезно.

Методика № 1. Повышаем самооценку школьника с помощью положительного отзыва

Суть методики очень проста: похвалите ученика за его достижения. Нн должен знать, что его работу видят и ценят.  Хорошим способом может быть оценка не как таковых знаний, а оценка проделанной работы.

Но с этой методикой надо быть осторожнее. Дети с заниженной самооценкой очень хорошо чувствуют, когда их хвалят просто так, а когда пытаются им этим помочь. Можно только усугубить ситуацию.

Методика № 2. Самоанализ и уверенность в себе школьника

Американский психолог Натаниэль Бранден утверждает, что решить проблему заниженной самооценки поможет практика осознанной жизни. Как это?

Попросите школьников по-новому посмотреть на их жизнь.

  1. Нужно совместно с учеником оценить его сильные и слабые стороны. Нет ничего страшного в том, что у него есть слабости — они есть у всех.
  2. Нужно найти, в чем сила ребенка, раскрыть его способности. Это очень сильно повлияет на его уверенность: он будет знать, что может выиграть или победить, что у него есть свои сильные стороны.   
  3. Постарайтесь объяснить детям, что они всегда могут стать лучше. А на данный момент они должны принять себя такими, какие они есть, и продолжать расти.

Полезно также попросить ребенка объяснить, почему он считает себя хуже других. Надо, чтобы он послушал самого себя: когда мы слышим то, о чем думаем, включается критическое мышление. В итоге ребенок самостоятельно может найти ошибку в своих суждениях.

Ну и конечно, покажите своим ученикам пример: как вы анализируете себя? Подчеркните, что вы делаете это осознанно, не поддаваясь эмоциям и критике других людей.

Методика № 3. Самооценка ученика и самостоятельность

Есть методики, основанные на арт-терапии, музыке, и играх. В этих случаях ребенок с заниженной самооценкой берет на себя определенную роль и выполняет соответствующие функции. Это тоже дает определенную уверенность в себе. Ведь в музыке, в рисовании нельзя ошибиться, а игра всегда раскрывает внутренний потенциал и показывает твои сильные стороны.

Главное в этих методиках — дать детям свободу проявить себя и не ругать или ограничивать их.  

Как воспитать уверенность в себе у девочки

Несколько другие качества поощряются в девочках. Но даже им требуется уверенность в собственных силах и высокая самооценка. Это станет залогом успеха в учебе, профессиональной деятельности, построении семьи.

Во многом сегодняшнее воспитание девочек и мальчиков схожи. В первые годы наибольшую роль в формировании мировоззрения играет мама. Затем постепенно авторитет отца и окружающих набирает силу.

Для девочки в формировании самооценки большую роль играет ее внешность. Оценка отца, братьев, знакомых мальчиков играют здесь ведущую роль. Взрослеющая девушка сравнивает себя с другими, критично оценивает свою внешность, одежду, манеры поведения.

Что делать если девочка не уверена в себе

Важно не дать развиться с детства комплексу неполноценности. Научите девочку правильно подавать сильные стороны и скрывать слабости

Недовольство собой – хороший стимул для развития. Что может сделать девочка, недовольная собственной внешностью:

  • Заняться фитнесом (шейпинг, аэробика, аквааэробика…)
  • Освоить курс макияжа (сейчас такие курсы можно найти даже через интернет)
  • Научиться шить модную одежду, освоить изготовление модных аксессуаров
  • Пойти на курсы личной коммуникации. Это повысит самооценку и познакомит с новыми интересными людьми
  • Найти занятие по душе и уделять ему время после приготовления уроков. Возможно это впоследствии поможет в выборе профессии и уж точно поможет найти единомышленников
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: