Как повысить самооценку ребенка: полезные советы для родителей

Самооценка ребенка: понижать нельзя повысить

Влияние посторонних

Родителям следует помнить о том, что на развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте влияют не только близкие родственники. Делать это могут и посторонние люди:

  1. Взрослые. Это могут быть соседи, знакомые семьи и т. д. Если ребенок ходит в детский сад, большую часть дня он проводит с воспитателем. Методики некоторых педагогов далеки от педагогической науки. Не учитывая особенностей детской психики, воспитатель время от времени унижает детей. Каждый ребенок реагирует на унижение по-своему. Для кого-то слова педагога ничего не значат. Другие дети протестуют, пытаются доказать, что они не такие, какими их считает воспитатель. Третья категория мысленно соглашается со взрослым человеком, считая его авторитет абсолютным. Родителям необходимо отслеживать, какие приемы применяет педагог для воспитательных целей. Если тот или иной прием оказывает негативное воздействие, нужно постараться перевести сына или дочь в другую группу.
  2. Дети. Ребенок еще не научился лгать. Он говорит то, что думает. К общению детей необходимо применять диагностический подход. Когда дошкольники играют, взрослым следует находиться поблизости и наблюдать за ними. Такая скрытая диагностика поможет определить, на каком уровне находится развитие самосознания в дошкольном возрасте, какие отношения установились между товарищами. Не следует грубо вмешиваться в игру, навязывать свои правила и пытаться повлиять на повышение самооценки одного из игроков. Для большинства детей такое вмешательство неприемлемо. Отношения должны строиться на основе доверия, а не авторитарности. Необходимо попросить разрешения присоединиться к игре. Взрослый может влиять на отношения детей только после того, как вошел в роль.

Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

Хвалим и ругаем правильно!

Раз уж мы не единожды делали ударение на похвале, как способе достижения адекватной самооценки, то будем делать это правильно.

Хвалим за хорошие оценки, достижения, участие в конкурсах и соревнованиях, красивые рисунки и поделки, хорошие поступки.

Например, это делается таким образом: «Ты хороший у нас малыш, но ведешь сейчас себя просто отвратительно».

Уважаемые родители, наши дети – это в первую очередь отражение нас самих, помните об этом, когда в очередной раз захотите сравнить своего малыша с более успешными детьми. Если родители помнят эту простую истину, то у них есть хорошие шансы сформировать  адекватную самооценку у своего ребенка.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Низкая самооценка у ребенка

Очень низкая самооценка у ребенка встречается не так уж часто. Каждый такой ребенок имеет драматический опыт тяжелых семейных обстоятельств. Чаще всего это тяжело больные либо страдающие алкоголизмом родители. Изредка фиксируется низкая самооценка детей, родители которых придерживаются крайне авторитарного стиля воспитания. Такие папы и мамы готовы в любой момент применить физическое наказание. Поэтому ребенок растет в страхе и постоянном стрессе. Такие дети обычно ведут себя достаточно скромно, легко соглашаются с ровесниками и учителями, предпочитают держаться в тени, неохотно участвуют в общих играх и не любят отвечать перед всем классом. Им крайне тяжело добиваться поставленных целей, а также выполнять домашнее задание и заниматься творчеством. Их самореализация сильно страдает, поскольку они всегда скованны, замкнуты и избегают общения.

Младшие школьники, у которых пониженная самооценка, обычно отказываются от предложенных им заданий, так как не уверены в своих силах и способностях справиться с поручениями. У них очень велик страх совершения ошибки, ведь дома за любую провинность они могут быть сильно наказаны. Из-за таких особенностей поведения дошкольники с низкой самооценкой имеют очень мало друзей. Их личностные качества плохо развиты. У сверстников нет возможности установить с ними прочное дружеское общение, потому что правильно оценить сами себя такие дети не могут. Критика для них — больной вопрос, здесь возможны 2 крайности: либо ребенок крайне резко, негативно и болезненно воспринимает любое замечание, либо абсолютно равнодушен к критике и полностью ее игнорирует.

Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста начинают определять социальный статус дошкольника

Педагогам и другим взрослым следует об этом помнить, потому что неосторожное слово или необъективная оценка может оказать губительное влияние на социальные связи и заниженную самооценку у ребенка. Детей необходимо принимать такими, какие они есть, и в любом случае относиться к ним с пониманием и любовью

Самооценка у детей школьного возраста

Школьный возраст ребенка характеризуется тем, что именно здесь на формирование самооценки начинают влиять факторы, которых ранее не было:

  1. Учителя.
  2. Оценки.
  3. Сверстники.

Все больше ребенок начинает общаться с другими детьми, проводить с ними много времени. В зависимости от того, сколько друзей у него появляется в классе, единомышленников и просто доброжелательных отношений, это влияет на его самооценку. Либо ребенок утверждается в том, что он классный, либо убеждается в том, что он неинтересен другим деткам. Поскольку ребенок не может смириться с тем, что он не может завести себе друзей, это станет проблемой. Родители и учителя должны помочь ребенку исправить ситуацию, иначе она будет только усугубляться и влиять на понижение самооценки.

Помимо общения с ровесниками, ребенок еще контактирует с учителем. Данный человек также высказывает свои оценочные суждения не только через оценки, но и через общение со школьниками. Если учитель позволяет в присутствии других детей критиковать ребенка, тогда у него однозначно будет понижаться самооценка. Более того, весь класс будет относиться к ребенку так, как к нему относится учитель. Если учитель уважает, любит и хвалит ребенка, тогда и другие дети захотят с ним дружить. Если учитель постоянно недоволен ребенком, критикует его, унижает, тогда другие дети тоже будут так себя вести.

Оценки просто показывают ребенку, насколько он способен в решении поставленных задач. Если ребенок удовлетворен своими оценками, тогда он понимает, что может достичь любой цели. Если ребенок оценками не удовлетворен, при этом не способен исправить ситуацию, тогда он начинает понимать, что не может достичь желаемого.

Как повысить самооценку?

Самосознанию детей старшего дошкольного возраста доступны анализ и размышление. Тем не менее ребенок еще не способен целенаправленно повышать свою самооценку. Делать это должны родители следующими методами:

Создать положительный образ папы и мамы. Дети — это отражение своих родителей, являющихся до определенного возраста непререкаемым авторитетом. Если папа и мама чувствуют неуверенность в себе, это ощущение передается сыну или дочери. Когда авторитет не уверен, дети начинают сомневаться в существовании идеала. Отрицательный образ кого-то из родителей тоже вреден для ребенка. Дети часто хвалят маму или папу в присутствии ровесников («Папа самый сильный», «Мама самая красивая»). Нередко именно таким способом удается добиться уважения среди сверстников. Если родители не вписываются в представления об идеале, ребенок их стесняется, а товарищи над ним смеются. Работу над неуверенностью ребенка следует начать с обследования собственной личности.
Отмечать уникальность. Если указать дошкольнику на те его особенности, которых нет у его товарищей (красивые волосы, умение читать), он почувствует себя уникальным и необычным.
Отмечать успехи. Неудачи нужно игнорировать, а успехи отмечать — это тактика, положительно влияет на повышение самооценки

Ребенок должен обращать свое внимание на достижения. В таком случае получаться будет и то, с чем он раньше не мог справиться.
Создать ситуацию успеха

Создать ситуацию, в которой ребенок почувствует себя успешным, можно искусственно. Занятия по подготовке к школе — это один из способов совместить приятное с полезным. Детям необходимо давать материал в таких количествах, чтобы они смогли хорошо его усваивать. Нужно хвалить их за то, что они хорошо справляются со своими заданиями и быстро готовятся к первому школьному году.
Поощрять самостоятельность. Для самосознания ребенка дошкольного возраста необходимо ощущение возможности делать что-то самому. Если родители все время пытаются выполнить за детей вполне посильные для них задания (завязать шнурки, расставить по полкам книжки и т. д.). Подобное поведение папы и мамы заставляет детей осознавать свою неполноценность.

Формирование самооценки ребенка

Детская самооценка формируется благодаря суждениям взрослых, а именно родителей и учителей. С самого рождения малыш не имеет представления о том, как себя вести, – важную роль играет воспитание

Малыш обращает внимание на оценки взрослых, на их реакцию и изо всех сил стремится не разочаровать

Нужно дать понять своему чаду изначально, что мир не идеален и что он не может знать и уметь все. Помогите ему раскрыться и обнаружить свои таланты. Каждый человек талантлив по-своему, и от родителей зависит, как сложится его судьба

 Малыш обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, не упустите этот момент и не дайте ему обзавестись комплексами

Чего делать нельзя?

Повысить самооценку и вернуть уверенность ребенку не получится, если:

  • Говорить, что другие дети сильнее, умнее, успешнее него. Этим вы занижаете его значимость как личности.
  • Хвалить за то, к чему ребенок не прилагал усилий, а также из жалости.
  • Критиковать его поделки, рисунки или оценки в школе, если он старается, но результат вам не нравится.
  • Запугивать в воспитательных целях «Сейчас достану ремень!», «Ты у меня получишь!» и т. д.
  • Наказывать за проступки физически и унижать словесно.

Воспитать из малыша гармонично развитую личность можно – главное, не переусердствовать с критикой и похвалой. Неуверенность в себе, как и излишняя самоуверенность не приносят человеку пользы в любом возрасте.

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности — умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе — это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.
  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание — меньше.

Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал — пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию

Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;

Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!

Способы коррекции самооценки

Многие взрослые пытаются найти ответ о том, как можно корректировать самооценку школьника. Для развития адекватной оценки себя, психологи выработали ряд рекомендаций:

Не желательно сравнивать способности одного ребенка с другими. У каждого есть свои таланты и желания, которые должны быть реализованы в жизни. Не бывает такого, чтобы все были одинаково развиты во всех сферах: начиная от математики и заканчивая физической культурой. Нужно прислушиваться к ребенку, что ему больше всего нравится делать, что его увлекает и доставляет радость.
Требования следует выставлять адекватными способностям ребенка. Не стоит требовать от него знание школьной программы за девятый класс, когда он только заканчивает третий. Усвоение информации и приобретение навыков требует время, для каждого свой промежуток

В противном случае, если ребенок не будет достигать поставленных высоких задач, и не будет понимать, почему именно так происходит, то будет снижаться оценка себя.
Важно периодически хвалить ребенка. Так самооценка ребенка дошкольного возраста будет расти

Особенно это актуально, когда ученик прилагает большие усилия для достижения поставленных целей. Например, он очень прилежно учится, старается радовать своих родителей успехами.
Не нужно ругаться на ребенка, если у него что-то не получилось. Лучше ему спокойно объяснить что нужно для достижения успеха. Все неудачи исправимы. Не давайте расстраиваться ребенку, слезами делу не помочь. Школьник должен поменять отношение к самому себе, задуматься над тем, почему не получилось выполнить поставленные задачи.
Если ребенок совершил ошибку, то не нужно его ругать. Достаточно просто пояснить, к чему могут привести плохие поступки.

Важно как можно чаще общаться с ребенком, обсуждать его достижения, гордиться им. Именно таким образом растет самооценка детей дошкольного возраста и школьников

Стоит пояснить ребенку, что нет ничего страшного в ошибках, все взрослые проходят через взлеты и падения. Главное давать правильную оценку себе, анализировать ситуацию и делать выводы.

БЛОГ ПЕДАГОГОВ

Что такое конструктор LEGO для ребенка?
Как LEGO влияет на развитие детей
ЛЕГО-сказки
Конспект игрового часа «В гостях у бабушки Пчелы»
Я – человек, играю, думаю, живу
Использование кейсов в дошкольном образовательном учреждении
«Осень. Обобщение». Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Прививаем любовь к книге у дошкольников
Складная опора-штора «Сухой душ»
Консультация для педагогов и родителей ДОУ «Что такое логоритмика»
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Зачем нужно закаливание?
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ
Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2-3 лет
Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию
Консультация для педагогов Тема: «Современные формы работы с детьми»
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»
Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по правилам дорожного движения в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности в группах»
Методические рекомендации для педагогов «Организация и проведение летней оздоровительной работы в ДОУ и образовательных учреждениях»
Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Дисциплина в детском саду»
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников
Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет
Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи
Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре
Ребенок грызет ногти. Причины. Решение
Почему дети капризничают?
Гиперопека и ее последствия для ребенка
Безопасный Новый год для ребёнка: что нужно знать
Методика и программное содержание социально-нравственного воспитания детей в старшей группе
Авторитет родителей в воспитании детей
Компьютер: «за» и «против»
Дисциплина на улице — залог безопасности
Готовность ребенка к школе – залог успешной адаптации
Музыкальное воспитание в семье
Музыка и здоровье в детском саду
Активный детский отдых зимой
О проблемах приобщения дошкольников к книге
Развитие детей в театрализованной деятельности
Что должны знать родители перед первым посещением бассейна
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Дети и чтение
Несколько слов о наказании ребенка
Игрушка в жизни ребёнка
Сказка ложь, да в ней намек
Несколько советов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях
Как помочь ребёнку научиться различать цвета?
Веселые карандаши в руках у ребенка
Организация работы по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста

Организация трудового воспитания младших дошкольников в современном детском саду
Сенсомоторная координация как показатель психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Детская субкультура как механизм социализации дошкольников
Дышим правильно – говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании
Ребенок играющий
В детский сад без слез
Игрушки — подружки
Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Запреты и ограничения
Кризис семи лет
Как подготовить ребенка к школе?
100 тысяч «почему!»
Как победить застенчивость
Почему дети разные?
Пойми меня! (Умному взрослому — от умного ребёнка)

Как стимулировать развитие адекватной самооценки у дошкольника?

Если вы не пропустили предыдущую главу статьи, то узнали о существовании четырёх видов воспитания. Лучше всего, если ребёнок будет расти и развиваться в последней парадигме, когда и мир, и он хорошие. В противном случае могут возникнуть проблемы и в старшем дошкольном, и в младшем школьном, и в подростковом возрасте.

Подростки

Как жить и адекватно общаться с детьми, когда они взрослеют, узнайте на вебинаре.

Подробнее о вебинаре

Вебинар

Действительно, зачем учиться, стараться, прикладывать усилия, если мир вокруг плохой и никто не оценит? Зачем ребёнку (мальчику или девочке), такому бестолковому, что-то делать, всё равно ужасный мир лучше не станет!?

Надо ли формировать такие жизненные установки?

НЕТ!

Даём другую установку: «Ты со всем справишься, а если что-то не будет получаться, тебе помогут! Всё будет хорошо!»

5 основ, как стимулировать формирование адекватного мировосприятия:

Обеспечьте положительное подкрепление: хвалите и поощряйте за любые виды достижений, усилия и хорошее поведение. Сосредоточьтесь на сильных сторонах, празднуйте успехи.

Поощряйте независимость: давайте соответствующие раннему возрасту задания, которые малыш может выполнять самостоятельно. Это поможет ему почувствовать себя способным на что-то и уверенным в своих силах.

Позвольте делать выбор. Пусть сам решает, что надеть или что съесть на завтрак

Это поможет почувствовать власть и контроль над своей жизнью.

Проводите время со своим ребёнком с пользой: уделяйте ему всё своё внимание и занимайтесь тем, что нравится малышу. Это поможет ему почувствовать себя любимым и ценным.

Избегайте критики

Старайтесь меньше акцентировать внимание на ошибках, сосредоточьтесь на том, как помочь ему стать лучше. Так дошкольник поймёт, что его принимают таким, какой он есть, и поддерживают.

Формирование самооценки малыша — это непрерывный процесс, требующий времени и терпения. Пользуясь этими основами, помните, что начинать надо с себя.

«Поднять ребёнку самооценку вы можете, только подняв свою! Вы стоите ровно столько, сколько о себе думаете. И единственный человек, чьей любви вам надо добиться, — самого себя. А дети подтянутся».

Виктория Дмитриева, «Это же ребёнок! Школа адекватных родителей»

Что делать с низкой самооценкой?

Дети с заниженной самооценкой нуждаются в помощи. В первую очередь, родительской, а в случае стойких изменений – и профессиональной.

Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка:

Найдите для него «зону успешности». Это может быть хобби или другое занятие, которое ему нравится и хорошо получается. Для повышения самооценки желательно, чтобы он мог видеть результаты своих трудов – получать грамоты, занимать призовые места и т. д.
Если предпочтений и талантов нет, можно сделать сундучок достижений – метод подходит детям младшего возраста. В течение дня нужно записывать все хорошие поступки и успехи (помог по дому, прочел книгу, нарисовал рисунок и т. д.) и складывать записки в коробочку. Периодически сундучок открывают и вместе с ребенком вспоминают о его достижениях.
Разрешайте чаще принимать решения и действовать самостоятельно, конечно, в соответствии с возрастом. Возможность самому выбрать одежду или приготовить простое блюдо (хотя бы бутерброды) положительно скажется на самооценке ребенка, при условии, что вы воздержитесь от критики и подчеркнете положительные моменты.
Чаще напоминайте, что любите его

Это важно и малышам, и подросткам.
Не оставляйте достижения ребенка без внимания. Это не означает, что хвалить нужно буквально за все (дети сразу чувствуют фальшь), но реальные, пусть и небольшие победы, должны поощряться.
Развивайте у ребенка положительный настрой и веру в себя

Говорите, что верите в его успех, ведь он умный и способный, как мама с папой. И по возможности подкрепляйте слова дельными советами.

Заниженная самооценка ребенка

Самооценка редко встречается адекватной. Распространенным ее проявлением становится понижение. Заниженная самооценка влияет на то, что ребенок считает себя неудачником, не проявляет силы воли, не уверен в себе, не пытается, когда это нужно, не старается развить в себе силу и характер

Другими словами, заниженная самооценка заставляет ребенка просто опустить руки и плыть по течению, неважно, в каком направлении

На понижение самооценки влияет:

  1. Непривлекательная по меркам общества внешность.
  2. Низкие умственные способности.
  3. Смена места жительства.
  4. Неудачи, с которыми малыш сталкивается, не способен преодолеть и близко принимает к сердцу.
  5. Агрессия в семье.
  6. Неуважительное отношение в семье.
  7. Неправильное воспитание родителями.
  8. Болезни, которые заставляют малыша чувствовать себя ущербным.
  9. Финансовые проблемы, когда малыш не может себе позволить желаемое, проживает в плохих условиях, не может иметь то, что есть у его друзей.
  10. Неполная или неблагополучная семья.

При заниженной самооценке ребенок говорит, что «у меня ничего не получится», рисует мрачные картины, ходит достаточно угрюмым и скучным.

Причины комплекса неполноценности

Они многочисленны и возникают на разных стадиях взросления ребенка. Рассмотрим некоторые:

  • слова близких людей, особенно с негативным окрасом
  • отсутствие веры в ребенка, но силы и способности
  • жизнь без поддержки и желания помочь крохе в трудных для него ситуациях
  • родительская «глухота» к реальным потребностям ребенка
  • обсуждение и высмеивание его поведения с посторонними людьми
  • передача родителями своих несчастливых сценариев
  • манипуляции в общении
  • воспитание с преобладание рыночных отношений: ты мне это, а я тебе денежку
  • отсутствие доступа к телу родителя в критических для ребенка моментах
  • возложение чрезмерных надежд родителями на хрупкие детские плечи

Таким образом, пока наше общество и каждый родитель в отдельности «болеет», вырастить детей со здоровой самооценкой становится труднее.

Особенности самооценки у детей

В детстве круг общения предельно узок. Повлиять извне на формирование самооценки в основном могут только родители. В школьном возрасте к ним добавляются одноклассники и учителя. Ребенок часто находится в ситуации, где он должен как-то к себе отнестись, чтобы дать оценку своим действиям. От такого самоанализа зависит поведения малыша и его коммуникации в обществе в будущем.

В дошкольном возрасте

В этом возрасте очень тонкая грань между оценками взрослых. Малыш уже осознает свою значимость в этом мире и его суждения о себе основаны исключительно на оценке его взрослыми. Чаще всего он слышит похвалу и восхищение, поэтому в этом возрасте у большинства детей самооценка завышена. Но не спешите сменять милость на критику для баланса. Критиковать малыша в этом возрасте опасно – это грозит заниженной самооценкой, а с ней будет справиться гораздо сложнее.

В младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте для ребенка приобретает невероятную важность его роль в социуме. От того, как на него реагируют сверстники, зависит самооценка

При этом все также важна роль родителей. Не забывайте хвалить и поощрять ребенка за его достижения.

В среднем школьном возрасте

В этом возрасте самооценка ребенка зависит от общественного мнения. Если ребенок занимает лидирующие позиции в классе, его самооценка явно завышена, а если ребенок – изгой, естественно, уровень самооценки самый низкий.

В старшем школьном возрасте

На формирование самооценки подростков немаловажную роль оказывает положение в коллективе. Стоит отметить, что это не единственный критерий оценки. Подростку важны его успехи и достижения

Важно, чтобы еще в раннем возрасте родители адекватно оценили способности ребенка и не навязывали ему то, что не нравится. Подростку крайне важно чувствовать свою значимость и внешнюю привлекательность

Виды самооценки детей дошкольного возраста: заниженная, повышенная и адекватная

Психологи выделяют три вида самооценки детей дошкольного возраста:

Нормальная, адекватная самооценка. Малыши активные, бодрые, общительные. Охотно идут на контакт, с удовольствием играют и не обижаются, если пришлось проиграть. Дети с таким видом самооценки находчивы и обладают хорошим чувством юмора.
Завышенная самооценка часто бывает у агрессивных детей

Такие детки стремятся быть первыми всегда и во всем, и не важно, получается или нет. Их любимая фраза: «Я — самый… (умный, сильный, лучший, красивый)»

Ребенок с повышенной самооценкой требует подчинения, не терпит, когда с ним спорят.
Заниженная самооценка. Это дети мнительные, ранимые, обидчивые. Они часто сидят в сторонке, пассивны, боятся или не хотят играть в общие игры, потому что тревожатся, что не смогут быть «на высоте». Родители, иной раз не задумываясь, критикуют ребенка с заниженной самооценкой не зато, что он сделал, а самого малыша.

Как сформировать адекватную самооценку?

Чтобы повышение самооценки у детей не стало для вас проблемой в будущем, принимайте меры по ее адекватному развитию с самого раннего возраста.

Практически все родители уверенны, что воспитывают ребенка правильно, опираясь на опыт из своего детства. Но, даже действуя из лучших побуждений, можно допустить множество ошибок.

Простые правила, помогающие сформировать нормальную самооценку:

  • Чаще позволяйте детям высказывать свое мнение и проявлять эмоции. Слишком авторитарные и строгие родители добиваются послушания, но ценой становится инертность, неуверенность и отсутствие у ребенка своего мнения.
  • Не запрещайте помогать вам в чем-либо, даже сами можете сделать быстрее и лучше.
  • Не пытайтесь оградить ребенка от всех неудач и разочарований. Проживание детьми не только положительного, но и отрицательного опыта необходимо для адекватного восприятия своих сил и возможностей.
  • Учите детей правильно воспринимать победы и поражения, на примере конкретных ситуаций, лучше из собственного опыта.
  • Если ребенок поступил плохо, объясняйте, что вы недовольны не им самим, а его поступком.
  • Не ставьте перед детьми заведомо невыполнимых задач.
  • Устраняйте источники психологического угнетения. Если ребенок стал объектом травли в школе, не заставляйте его стать сильнее и решить проблему самостоятельно. Проще сменить место учебы и сохранить детскую психику.

Влияние родителей на самооценку ребенка: как влияет семья

Наиболее значимое влияние на развитие и формирование оценки ребенком собственной личности и собственного «Я» оказывают родители. Влияние родителей на самооценку ребенка заключается в том, что они формируют свои представления о том, каким должен быть их малыш еще до его рождения, тем самым определяя стиль воспитания в своей семье. С момента рождения и до момента ухода ребенка во взрослую жизнь, а иногда и после этого, родители оценивают его реальную деятельность и поведение, опираясь на собственные представления, сформированные ранее.

Те оценки, которые ребенок получает от родителей, становятся его собственными оценками. Он оценивает себя так, как оценивают его родители и окружающие его люди. В зависимости от того, как семья влияет на самооценку ребенка, он формирует собственные представления о возможностях и перспективах развития.

Мама и папа также формируют у малыша определенные личностные ценности и идеалы, на которые он должен равняться, намечают для него планы, которые он должен реализовать, определяют, как ребенок должен выполнять те или иные действия. Если данные цели и планы являются реалистичными, то их достижение способствует формированию у него положительного образа собственного «Я» и, соответственно, положительной самооценки. Если же данные планы и цели не являются реальными, требования завышены, то неудачи, которые постигнут ребенка при их достижении, приведут к потере веры в собственные силы, формированию заниженной самооценки и негативного образа собственного «Я».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: