Адаптация первоклассника в школе. сложности и особенности периода привыкания к учебе

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

Программа адаптации

При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию. Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника. Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.

Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками

Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость

Сложности поведения

Под проблемами обучения мы понимаем не только сложности усвоения учебной программы, но и также трудности, связанные с поведением.

Д. А. Севан: «Систематические плохие оценки за поведение могут быть следствием того же самого недостаточного функционирования подкорковых структур головного мозга, отвечающих за энергетическое обеспечение функции произвольного контроля. Из-за чего ребёнку просто «не хватает сил» себя контролировать на уроке и «хорошо себя вести». После 5-10 минут интенсивной нагрузки такой ребёнок непроизвольно возвращается к более ранним, игровым формам поведения, не уместным в ситуации занятия».

Неспособность к самоконтролю лежит в основе такого диагноза, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ является еще одной причиной школьной неуспеваемости, наряду с дисграфией и дислексией.

Рассказывает Елена Борисовна Новикова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии детского возраста РМАПО, невролог «Центра речевой неврологии «ДокторНейро»:

«Если говорить о неврологических причинах неуспеваемости в школе, СДВГ, пожалуй, стоит определить на первое место

Ребенок, страдающий СДВГ, не способен высидеть урок, послушать, понять, услышать, он плохо концентрирует внимание, быстро отвлекается, истощается, что приводит к гиперактивному поведению, а оно в свою очередь также мешает концентрировать внимание. Формируется замкнутый круг

Это очень сложная, трудно решаемая проблема, требующая участия нескольких специалистов – неврологов, нейропсихологов и дефектологов.

Еще одна проблема – это головные боли у школьников. Они могут быть связаны как с переутомлением, так и с наличием у ребенка неврологического заболевания. Это требует обязательного проведения подробного обследования для выяснения причины головной боли.

Другая неврологическая проблема, затрудняющая обучение в школе – это различные проявления вегетативной дисфункции, такой диагноз звучит как «нейроциркуляторная дистония». Такие дети страдают головными болями, повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям, нарушениями сна, нарушением терморегуляции, повышенной потливостью. При нарастании школьной нагрузки их самочувствие может заметно ухудшаться, и в некоторых случаях таким детям требуется предоставление дополнительного дня отдыха в неделю.

Следующая проблема, мешающая детям учиться – это тики (навязчивые, иногда непроизвольные движения и даже насильственные звуки). Они могут быть проявлением как невротических состояний, так и иметь в своей основе органическую природу.

Детям с неврологическими заболеваниями может потребоваться домашняя форма обучения».

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей.

Еще есть время, как следует подготовиться к школе, сделать обучение радостью. Неважно, осталось ли до этого несколько месяцев или год. Важно сейчас найти «слабые места» у вашего ребенка и сделать их «сильными» В этом вам помогут психологи клиники  «Семейная»

Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет.

Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что ребенок становится­ не то, чтобы непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения.

Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности, в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника, новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.

Резко меняется и характер деятельности.

Раньше большую часть времени составляли детские  игры, волновал и захватывал сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат и его оценка. Поэтому возникает кризис в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Очень частый вопрос, который задают родители будущих первоклассников на приеме у психолога: как добиться, чтобы адаптация ребенка в школе прошла безболезненно и быстро?  Этот вопрос является очень существенным, так как  именно адаптивность к школьным условиям является главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников.

Этому процессу можно и  нужно помочь. Как бы банально это ни звучало — поможет родительская любовь, ласка, забота. Ребенок как никогда нуждается в них. Родители должны искренне интересоваться школьной жизнью, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе.

Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребенка похвалить. В этом случае нужно найти что-то такое, что у него хорошо получается, пусть это всего лишь крючок из прописей.

Школьная жизнь — это не только радостные моменты.

Иногда ребенок бывает грустным, рассерженным, обиженным на школу, учителя, одноклассников

Важно дать ему возможность выразить свои негативные  чувства. Первокласснику необходимо  наше понимание

Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы поможем ребенку освободиться от плохих мыслей и чувств.

Адаптация к школе — это многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально — психологическая (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Существует много специальных программ,  направленных на помощь в  адаптации к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций, составленных с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей вашего ребенка.

На консультации психолога Вы узнаете:

  • как изменяется самосознание личности первоклассника и происходит переоценка ценностей;
  • как использовать способности ребенка для решения проблем;
  • как правильно развивать учебную мотивацию;
  • как приучить ребенка к самостоятельности;
  • что делать, что бы возможные неудачи не привели к формированию комплекса неполноценности и не повлияли негативным образом на развитие самооценки ребенка;
  • какие существуют дополнительные стимулы для обучения;
  • и многое другое, что необходимо для успешной адаптации в школе.

Приходите на консультацию, ведь  именно совместные усилия родителей и специалистов способны снизить риск возникновения дезадаптации и трудностей обучения.

Дорогие родители! Помогите ребенку сделать свой первый шаг в новую жизнь, не оставляйте его один на один со своими чувствами и проблемами. Пусть 1 класс станет для Вас и Вашего ребенка самым радостным, самым светлым и самым запомнившимся периодом в жизни!

Запись на прием к врачу детскому психологу

Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области детской психологии в клинике «Семейная».

Что нужно делать?

Важно быть уверенными, что ребенок к школе и физически, и психологически готов. Специалисты рекомендуют еще за год до школы пройти диагностику – у психолога (на предмет психологической зрелости), нейропсихолога (с точки зрения зрелости психических функций) и логопеда (чтобы оценить не только звукопроизношение, но и всю структуру речи, дать четкие рекомендации по дальнейшему формированию и развитию навыков устной речи)

И конечно, первый помощник – это невролог. Даже если родителям кажется, что никаких предпосылок для беспокойства нет, это не всегда так. Зачастую близкие люди этих предпосылок просто не замечают, и лишь сторонний специалист может адекватно оценить возможности и навыки ребенка.

Фото — фотобанк Лори

Дети 3-4 лет

О наличии отличных графических навыков в этом возрасте говорить рано, потому как точность движений пальцев овладевается детьми только ближе к старшему возрасту. Целесообразно будет использование в работе с малышами:

  • игры с бусинами, счетными костяшками, пуговицами, разной по размерам крупой (исключительно под строгим наблюдением взрослых в целях безопасности);
  • занятия с наборами конструкторов из безопасного материала;
  • занятия лепкой из композиционного пластилина;
  • игры-шнуровки;
  • рисование тематических рисунков цветными карандашами, гуашью, акварелью, фломастерами, мелками на бумаге и на асфальте;
  • пальчиковые игры и др.

Проблемы адаптации

Адаптационный процесс оставляет отпечаток на каждом из
перечисленных уровней адаптации ребенка. Необходимо быть готовыми к проблемам
адаптации ребенка к школе:

  • Физиологические.
    Ухудшение самочувствия, приспособление к новому режиму дня, усталость,
    нарушение сна, потеря аппетита;
  • Психологические.
    Тревожность, недостаток уверенности в себе, замкнутость, страх перед неудачей,
    желание угодить родителям или заслужить похвалу учителя, утрата интереса к
    учебе;
  • Социальные.
    Трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, приобретение
    социального статуса.

Все эти проблемы свидетельствуют о глубокой перестройке и
приспособлении организма к новым условиям. Если проблемы адаптации детей
сохраняются на протяжении длительного срока, необходимо обратиться за помощью к
педагогу или психологу. 

Правила выполнения

Графические диктанты, во время которых нужно нарисовать геометрический орнамент, лучше использовать на математических уроках, например в 1 классе. Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
  2. Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
  3. Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
  4. Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
  5. Учитель диктует условия работы поэтапно.

На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.

Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.

  1. После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников.

    Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения и хорошо выполненное задание.

Маркеры потенциальной неуспеваемости

Речь идет не только о детях с явными задержками речевого или психо-речевого развития. Ведь легкие отклонения могут проявляться в виде незначительных «огрех» и оговорок в речи, легких «шалостях», несколько повышенной «живости» в поведении ребенка – чуть-чуть избалован, чуть-чуть вспыльчив, чуть-чуть ошибается в произнесении некоторых слов… Но такие «чуть-чуть» – не что иное, как элементы нарушений, и, к сожалению, в школе именно они вырастают в проблему неуспеваемости.

По каким признакам родители могут понять, готов или не готов их ребенок к школе? Придется ли ему столкнуться с трудностями усвоения школьной программы и новых навыков адаптации?

Рассказывает Наталия Михайловна Шмагина, специалист высшей квалификационной категории, нейролингвист, дефектолог-психолог, логопед-дефектолог логопедического центра «Детская академия речи»:

«В норме у ребенка к 5-5,5 годам (то есть за год-полтора до поступления в школу) должна сформироваться правильная связанная речь как на уровне звукопроизношения (исключение могут составлять звуки «л» и «р»), так и на уровне грамматики. Что должно насторожить родителей детей-дошкольников:

1. В речи ребенка присутствуют фонематические замены: «небель» вместо «мебель», «транвай» вместо «трамвай» – такие оговорки могут свидетельствовать о незрелости фонематического слуха (фонетико-фонематического недоразвития речи), когда ребенок не слышит некоторых фонем родного языка.

В норме у дошкольника уже должны быть сформированы элементарные навыки фонематического анализа. Он может определять первые и последние звуки в слове, умеет разделять слова на слоги при помощи шагов или ладошек, если взрослые ему покажут, как это делается.

2. Не сформирован навык словоизменения: «капустовый» вместо «капустный», «зайцый» вместо «заячий», «колосы» вместо «колосья», «яйцы» вместо «яйца», «кольцов» вместо «колец» – это признаки как частичного фонетико-фонематического нарушения речи (ФФНР), так и не до конца скорректированного общего недоразвития речи (ОНР).

В норме ребенок этого возраста умеет правильно образовывать качественные и притяжательные прилагательные и не испытывает трудностей при образовании множественного числа или родительного падежа существительных, в том числе среднего рода. Допускаются ошибки в образовании притяжательных прилагательных, т.к. это одна из самых сложных в русском языке задач словоизменения.

3. Несформированность навыков понимания временных и пространственных отношений. Ребенок путает слоговую структуру слова (меняет слоги местами при произнесении некоторых слов), затрудняется в употреблении предлогов (на, под, над, из-под, из-за и т.д.). Путается в понятиях «лево/право», «вчера/сегодня», «дни недели», «части суток», «времена года». Не всегда может правильно ответить на вопросы: «Какой день недели после вторника?», «В какое время суток мы обедаем?» и т.п. Подобные затруднения наблюдаются у детей с различного рода нарушениями пространственного восприятия.

4. Связная речь бедная, в ней отсутствуют прилагательные (кроме самых примитивных: «большой», «красный», «маленький» и т.п.). Это свидетельствует об общем недоразвитии речи (ОНР).

В норме дошкольник должен свободно использовать в речи распространенные предложения, состоящие из четырех слов, минимум, в которых обязательно присутствуют разнообразные прилагательные, в том числе притяжательные.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, насколько легко ребенок запоминает цифры и буквы. Такого рода затруднения могут также свидетельствовать о формировании функционально некачественного зрительного восприятия

При этом необходимо учитывать, что зеркальное печатанье (не в ту сторону) букв и цифр допустимо до 7, а у левшей и вовсе до 7,5 лет».

Что такое графический диктант

Необычные дидактические занятия, на которых нужно рисовать по клеточкам, нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам.

Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку животного или какого-нибудь предмета. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников.

Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится

Ребенок осознает важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе

Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина, ракета. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного времени исполнения.

Физиологическая

В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое. Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.

Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

  1. Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  2. Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
  3. Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
  4. Следите за правильной осанкой ученика.
  5. Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
  6. Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
  7. Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.
  8. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
  9. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
  10. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

Презентация на тему: » НАЧАЛО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ – ЗАКОНОМЕРНЫЙ ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ РЕБЁНКА.» — Транскрипт:

8

НАЧАЛО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ – ЗАКОНОМЕРНЫЙ ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ РЕБЁНКА.

10

Родителей и педагогов будущих первоклассников беспокоят разные вопросы: В какую школу отправить ребёнка ? В каком возрасте? Справится ли он со школьной нагрузкой ? Сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому ученику преодолеть первые маленькие трудности?

11

Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь для того, насколько будет успешным начало школьного обучения, зависят успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, к учению и в конечном счете – благополучие в его школьной и взрослой жизни.

14

СОВЕТ 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребёнка. Попробуйте учесть все факторы, которые будут влиять на процесс обучения. СОВЕТ 2. Заранее познакомьтесь со школой, педагогическим коллективом, условиями обучения. СОВЕТ 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребёнок, какая у него будет нагрузка( сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия.)

15

СОВЕТ 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени уйдет на дорогу в школу. Добавьте ещё час на утренние процедуры и завтрак. Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребёнка. Подумайте, насколько она сможет учесть его способности. СОВЕТ 6. Уточните, в какое время будут заканчиваться занятия ребёнка в школе. Это необходимо, если вы планируете какие – либо дополнительные занятия( муз. школа, кружки. )

16

Совет 7.Подготовьте место для занятий ребёнка дома. Совет 8. Не настраивайте ребёнка только на успех, но и не запугивайте неудачами. Совет 9. Не относитесь к первым неудачам ребёнка, как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка. Совет 10. Помните, что адаптация к школе – непростой процесс и происходит он совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто – то из взрослых будет рядом с ребёнком.

19

Помогите своему будущему первокласснику! Очень важно, чтобы речь ребёнка была развита, для этого ему необходимо: уметь чётко произносить все звуки речи; уметь выделять заданные звуки в словах, речи; уметь произносить слова по слогам;

20

уметь составлять предложения из 3 – 5 слов; уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, заяц- это звери) уметь составлять рассказ по картинке («Наш детский сад» или «Моя семья»); уметь наизусть читать стихи ; знать автора прочитанного стихотворения; уметь передавать содержание сказки.

21

Чтобы первоклассник успешно занимался математикой у него должны быть развиты элементарные математические представления: — уметь считать до 10 и обратно, от 5, например, до 9, от 7до 2, — знать цифры от 0 до 9, — уметь называть предыдущее и последующее число; — знать знаки +, -, =, — уметь сравнивать числа первого десятка; — уметь соотносить цифру и число предметов; — уметь сравнивать 2 группы предметов; — уметь составлять и решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание;

22

знать название фигур: треугольник, круг, квадрат; узнавать предметы по размеру, цвету, форме; Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «за», «после» ; уметь группировать предметы по определённому признаку.

23

Будущему первокласснику необходимо: уметь различать домашних и диких животных; уметь различать по внешнему виду птиц нашей местности; уметь различать по внешнему виду растения; иметь представление о сезонных признаках природы (снег тает весной, урожай собирают осенью); знать название 1- 3 комнатных растений; знать название всех дней недели; знать название всех месяцев года;

25

свою фамилию, имя, отчество; полные имена членов семьи ; знание страны в которой он живёт; свой домашний адрес; знать правила поведения в общественных местах и на улице.

26

Подходит к концу дошкольный период жизни вашего ребёнка. В современном мире не обойтись без образования. Главная задача образования – подготовить человека к « образованию длинною в жизнь».

27

ТОЛЬКО РАБОТАЯ, В ТЕСНОМ КОНТАКТЕ МЫ ДОСТИГНЕМ ОПРЕДЕЛЁННОГО РЕЗУЛЬТАТА!!!

Этапы

Адаптация первоклассников делится на этапы.

Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.

Этот этап обычно начинается с апреля-мая, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:

  • знакомят детей со школой и её территорией (проводят экскурсию)
  • совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка (посредством специальных упражнений)
  • проводят спортивные занятия
  • развивают общий интеллект
  • работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка.

Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.

Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагоги призваны:

  • оказывать педагогическую поддержку первоклассникам
  • выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса
  • консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.

Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.

Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями.

Работа происходит в направлениях:

  • диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность)
  • коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение)
  • консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения
  • отслеживание результатов адаптации первоклассников.

Кто расскажет «про жизнь»? Как сделать правильный выбор? Как не ошибиться?

Давайте рассмотрим вопрос с самого начала.

По моим наблюдениям, большая проблема современной школы состоит в том, что она напрочь убивает желание учиться. Почему это происходит? Назову лишь две причины: большая «разбросанность» по предметам обучения и оторванность обучения от жизненных перспектив (сосредоточение всех перспектив на ЕГЭ). Соответственно, к окончанию школы юноша или девушка подходят в состоянии «Всё надоело»! Но время, возраст и родители требуют безостановочного движения вперёд. Устоявшийся стереотип говорит о том, что пропустишь год-два, потом не наверстаешь и окажешься в жизни неудачником.

В таких условиях выбор ВУЗа или дальнейшего жизненного шага происходит по принципу: «этот ВУЗ престижный» или «в этот ВУЗ баллов точно хватит» или «эта профессия сегодня хорошо оплачивается». И что в результате? Учёба без смысла и понимания, без интереса, через силу. Непонимание жизненных перспектив. Отсутствие вариантов трудоустройства по специальности. И, конечно же, дальнейшие жалобы на жизнь и «отсутствие счастья».

А ведь в 17-18 лет думать о выборе жизненного пути уже несколько поздно. Хорошо бы начинать эти размышления лет в 14-15. Но как это сделать и кто в этом может помочь?

Давайте обратимся к уже имеющемуся в нашей истории положительному опыту, к работе, проделанной в своё время А.С. Макаренко. Кстати, ни проделанная им работа, ни полученные результаты, до сих пор ни кем не оспорены при огромном желании это сделать.

При организации обучения своих подопечных А.С. Макаренко определил следующие требования:

  1. Не «давить» ребёнка школьным обучением. Не даётся ученику какой-то предмет — ничего страшного в этом нет. Положительной оценки достойно старание, с которым он работает, а не результат этой работы.
  2. «Пробелы» в освоении учебных предметов компенсировать внеучебной работой. Создавать в школе максимальное количество кружков, секций, студий и так далее. Привлекать для работы самых лучших, заинтересованных, любящих своё дело специалистов. Ученики должен иметь возможность найти свой интерес, найти-то, что по-настоящему заинтересует их. В большинстве случаев этот интерес и является основой выбора жизненного пути.
  3. Максимально привлекать детей к труду. К настоящему, «взрослому», труду. Дать возможность через этот труд попробовать и проявить себя. Дать возможность получить жизненно-важные навыки. Дать возможность понять, что и как делают взрослые люди для обеспечения своей жизни.

Можем ли мы повторить этот опыт А.С. Макаренко? В частном порядке, наверное, нет. Сегодня велика оторванность ребёнка от окружающего мира. В основе её – родительский страх. Страх взращивается в нас уже больше 30 лет. Страх этот привёл сегодня к «закукливанию» ребёнка в стенах дома и школы. А «окошком» в этих крепостных стенах стал Интернет. Где и как ребёнок сталкивается с реальностями этого Мира? Где и как он контактирует с живыми людьми? Какие у него есть возможности увидеть, как работают люди, как зарабатывают свой хлеб?

Но один важный вывод для себя мы сделать можем. Нужно искать и «взращивать» интерес ребёнка. Интерес это такой «двигатель» его активности, который может провести человека через всю жизнь. Большой интерес к чему-то определит и выбор образования, и мотивирует к учёбе. Интерес это то, что даст осмысленность в каждом жизненном шаге. Заинтересованный человек не нуждается в понуканиях и «заставлении». Он движется по жизни сам и зажигает своим интересом окружающих.

Уважаемые родители! Посмотрите внимательно на «путь интереса». Не акцентируйтесь на результатах учёбы, подготовке к ЕГЭ, выборе «престижного» ВУЗа для своего чада. Найдите искру его интереса и «раздуйте» из неё пламя. И это человеческое «горение» сделает всё само. Оно облегчит жизнь и Вам и Вашему ребёнку. Оно даст самостоятельность в выборе и движении, и обязательно принесёт желаемые плоды.

Ну а как это сделать, надеюсь, обсудим в следующих статьях.

Полезные советы

В процессе освоения математической науки, методики “Весёлые клеточки” и новых понятий у малыша и мамы возникают некоторые трудности. Преодолеть их помогут советы опытных педагогов.

Перед началом занятий четко и понятно объясните ребенку, что вы хотите получить в итоге, зачем нужны эти уроки, какие знания получит дошкольник. Эта информация необходима будущему первокласснику для мотивирования действий, заинтересованности в процессе обучения.

Не спешите ругать за ошибки. Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.

Не загружайте ребенка сложными схемами типа динозавра с первых уроков. Должно пройти некоторое время, чтобы детсадовец прочно усвоил понятия лево – право, вверх – вниз. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.

Сложно даются маленьким ученикам наклонные линии. Заранее объясните, что такое диагональ, как ее прокладывают, разрешите пользоваться линейкой.

Следите за осанкой, положением рук. Листок должен лежать на столе прямо, спинка не сгибаться в процессе письма.

Соблюдайте тишину, если детсадовцам сложно сосредоточиться

Детям с гиперактивностью, рассеянным внимание, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, печатать схемы из онлайн-источников для дополнительных упражнений дома.

Радуйтесь положительному результату. Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старания.

Делайте перемены

В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения для разминки пальчиков, попрыгайте, поиграйте.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Что это за причины?

Трудности, связанные с обучением в школе, не случаются ни с того, ни с сего. Львиную долю причин школьной неуспеваемости следует искать в особенностях раннего развития ребенка, его неврологического и соматического анамнеза.

Рассказывает Даниил Андреевич Севан, клинический психолог, патопсихолог, нейрореабилитолог, ведущий нейропсихолог «Центра речевой неврологии «ДокторНейро»:

«Условно можно выделить два основных направления. Первое напрямую связано с неврологическими нарушениями, которые попадают под компетенцию врачей-неврологов.

Во втором случае речь идет о последствиях задержек психического и речевого развития в раннем детском и дошкольном возрасте. Причины таких задержек связаны с тем, что те или иные структуры коры головного мозга не смогли должным образом функционально сформироваться и обеспечить работу психических функций – моторной функции, функции слухового или зрительного восприятия, пространственной функции и т.д.

Образно это можно сравнить с компьютером. Компьютер собрали, все детали на месте, осталось установить в него программы обеспечения.

То есть что происходит? Каждая психическая функция отвечает за умение выполнять то или иное действие. Например, моторная функция отвечает за движения. Это, с одной стороны, и умение держать ложку, но, с другой стороны, это и способность рисовать карандашом. И второе действие сложнее первого. По мере взросления ребенка его деятельность должна усложняться. С возрастом ребенок должен уметь выполнять все более и более сложные задачи. Если психическая функция (в нашем примере – функция моторики) не достаточно созрела, то и выполнение более сложных действий становится ребенку не под силу. Он начинает не справляться.

Посмотрим, что происходит в школе, если психические функции не созрели.

Если говорить о той же моторной функции, то тех навыков, которых хватало для игр, простых манипуляций с предметами или рисунков, оказывается уже недостаточно для более сложного – для письма.

Если недостаточно сформировалась слуховая функция, ребенок начинает испытывать трудности с переводом устной речи в письменную (в коре головного мозга не создается прочная связка «фонема-графема»).

Незрелость пространственной функции вызывает трудности при рисовании, усвоении счета и норм грамматики языка (ведь умение ориентироваться в понятиях конца и начала, выстраивать причинно-следственные, иерархические связи, умение делить целое на составляющие, идти от большого к малому и наоборот – это и есть умение строить слово, фразу, текст).

Недостаточность функции зрительного восприятия приводит к трудностям при письме и чтении. Ребенку тяжело различать и понимать буквы, схожие по оптическим признакам (например, «н» и «п»).

Систематическая неуспеваемость по русскому языку, например, может быть связана с функциональной незрелостью височных (отвечающих за переработку слухоречевой информации) и/или задних лобных (отвечающих за программирование и обеспечение сложных моторных координаций) отделов коры головного мозга. Такие дети имеют проблемы с почерком, путают буквы при письме, пропускают слоги и буквы, сливают несколько букв в одну, либо не дописывают элементы букв, части слов и предложений».

Что в итоге получается в школе?

Если вовремя не обратить на это внимание, то в школе все перечисленные выше проблемы «всплывают» в виде дислексии (неспособности быстро и правильно распознавать слова, а, следовательно, читать и понимать прочитанное), дисграфии (нарушения письма, трудностей с правописанием, пропусков и перестановок букв при письме), дизорфографии (трудностей использования правил русского языка). В логопедии существует множество классификаций дисграфии

Среди основных можно выделить:

В логопедии существует множество классификаций дисграфии. Среди основных можно выделить:

  • оптическую дисграфию – ребенок путает и некорректно употребляет в письменной речи похожие буквы (м-н, с-э, ц-п, ш-щ и т.д.).  Оптической дисграфии могут сопутствовать сложности с пространственно-образным мышлением: восприятие форм, размеров и цветовосприятие.
  • акустическую дисграфию, которая возникает при нарушении фонематического слуха. Ребенок в письменной речи путает местами или вовсе пропускает буквы, заменяет их на парные по звучанию (е-э, ж-ш, б-п и т.д.)
  • аграмматическую дисграфию – неумение строить предложения. Ребенок некорректно использует окончания падежей, числа, предлоги, порядок слов и т.д.;
  • артикуляторно-акустическую дисграфию – неправильное «выговаривание» звуков. Ребенок пишет слова так, как слышит, вернее, так, как сам произносит.

Как мы видим, все эти трудности школьного обучения «выплывают» из перечисленных выше дошкольных проблем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: