Приёмы организации рефлексии на уроках
Фото shkolabuduschego.ru
Предлагаем вам познакомиться с некоторыми эффективными приемами организации рефлексивной деятельности учащихся на учебном занятии.
Прием незаконченного предложения
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения: в конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;
«На этом уроке меня порадовало…»;
«Я похвалил бы себя…»;
«После урока мне захотелось…»;
«Я мечтаю о …»;
«Сегодня мне удалось…»;
«Я сумел…»;
«Было интересно…»;
«Было трудно…»;
«Я понял, что…»;
«Теперь я могу…»;
«Я почувствовал, что…»;
«Я научился…»;
«Меня удивило…» и т.п.
—
Прием «Комплимент»
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
—
Прием «А напоследок Вам скажу»
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
- Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
- Что не оправдалось и почему?
- Ваши персональные и наши общие перспективы?
Фото shkolabuduschego.ru
—
Прием «Ассоциация»
Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.
—
Прием «Рефлексивный сиквейн»
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
—
Прием «Плюс-минус-интересно»
—
Прием «Хронолет»
Учитель карандашом пишет историческую дату, место события и запускает «хронолёт» (бумажный самолётик): к кому на парту он сядет, тот и попадёт в «другое время». Ученик, оказавшись в «другом времени» должен рассказать о том, что он там видел.
—
Прием «Кусок пирога»
Учитель на доске изображает в символьной форме пирог. Затем делает комментарий учащимся: «Отрежьте себе часть пирога в соответствии с вкладом, внесённым в работу группы (класса, коллектива) и др.»
—
Прием «Все в Ваших руках»
Учитель: «На листе бумаги обведите свою ладонь. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. 1. Над темой я хотел бы поработать. 2. На уроке я получил конкретные указания к действию. 3. Мне было совсем не интересно. 4. Мне не хватало … 5. Вопросы, на которые я хочу найти ответы дома…»
—
Прием «Рефлексивная паутина»
Итог совместной работы в группе с учащимися можно выполнить в виде схемы-«паутины».
- Что нового ты узнал на уроке?
- Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?
- Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?
- Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
- Где ты применишь полученные знания?
- В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
- Что изменил бы в своих действиях на уроке?
- Что бы ты изменил на уроке в последующем?
—
Прием «ППП»
Итог совместной работы с учащимися оформляется в три графы таблицы:
«Понял» «Принял» «Применил»
—
Прием «Портфель. Интернет. Корзина»
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
- Портфель — всё, что пригодится в дальнейшем.
- Интернет — информацию необходимо проанализировать, изучив Интернет-ресурсы
- Корзина – информация показалась неинтересной.
Фото shkolabuduschego.ru
Автор материала: Маслов И.С.
Рефлексия содержания учебного материала
Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
1.Закончи фразу.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- Today I found out……
- It was interesting……
- It was difficult…..
- I performed tasks…..
- I realized that……
- Now I can….
- I felt that…..
- I got….
- I learned….
- I managed…..
- I could…..
- I’ll try…..
- I was surprised…..
2.Плюс-минус-интересно.
3.Анкета.
Анкетирование позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку
Некоторые пункты можно варьировать, дополнять — это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ
4.Светофор.
5.Парковка для вопросов.
Прием «Парковка для вопросов» – это заранее подготовленное место для вопросов, идей учащихся, возникших у них в течение урока. Для этого можно использовать часть доски, лист ватмана, прикрепленный к стене, и стикеры. Это место, где учащиеся могут оставлять вопросы, просьбы о помощи и дополнительной практике. Парковка для вопросов может стать таким полем, на котором учащиеся делятся наблюдениями, обмениваются своими взглядами. Этот прием – еще один инструмент измерения того, как учатся учащиеся, что они думают, какие трудности испытывают, а главное – использование данного приема не занимает слишком много времени. Это отличный способ для учителя убедиться, что идеи пересматриваются и что учащиеся получат ответы на свои вопросы на следующем уроке
6.Туман.
Прием помогает учителю выяснить глубину понимания урока, темы пройденного материала. Обычно дается 1 минута на выполнение данного упражнения, но учитель может дать учащимся больше времени на предоставление ответов на поставленный вопрос. В данном упражнении (чаще всего к концу урока) учитель задает вопрос: «Какой отрезок сегодняшнего урока был наиболее «туманным» (непонятным)?»
Итак, необходимо отметить, что рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии
При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности
- Самостоятельность.Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость.Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
Основные методы рефлексии
Выделяют ряд основных методов рефлексии:
Метод личностной рефлексии.
Личностная рефлексии – это осознание собственного «Я», мотивов, способностей, целей и мышления в рамках педагогического процесса.
Метод личностной рефлексии рассматривается как одно из основных средств формирования адекватной самооценки, самоконтроля и самовоспитания, необходимых для личностного и профессионального роста педагога.
Использование методов личностной рефлексии является одним из главных средств развития ребенка. Метод личностной рефлексии включает в себя следующие приемы работы:
- Осуществление учащимися анализа окружающего мира и других участников педагогического процесса
- Анализ собственных личностных качеств, оценка своих «сильных» и «слабых» сторон
- Сопоставление переживаний себя на различных этапах жизни
Метод интеллектуальной рефлексии.
Метод основан на мышлении и его развитии в процессе обучения и воспитания. Основными факторами, подлежащими рефлексированию, является учебная деятельность, собственные умственные действия, поведение в различных учебных ситуациях и т.д.
Основой интеллектуальной рефлексии выступают мыслительные операции субъектов педагогического процесса.
Интеллектуальная рефлексия проявляется на уровне интеллектуального контроля, связана с осознанием собственных интеллектуальных качеств, формированием регулятивных мыслительных процессов и предполагает возможность произвольного управления своими когнитивными ресурсами.
Метод актуализации.
Данный метод рефлексии используется в определенных ситуациях.
Актуализация рефлексии осуществляется только в определенных ситуациях. В общем виде можно выделить такие учебные ситуации, стимулирующие рефлексивную деятельность учащихся на уроке:
- Анализ работы учащихся над проблемным содержанием задания, работа с новым учебным материалом, разнообразные проблемные учебные ситуации, поисковая и исследовательская деятельность.
- Групповое взаимодействие учащихся, реализуемое посредством диспута, дискуссии, группового обсуждения и т.д. В данном случае, педагог может не просто выслушать учащихся, понять их точку зрения, но и выявить аргументы «за» и «против», понять кто из учащихся в решении вопроса (проблемы) использует традиционные способы и приемы, а кто может выработать принципиально другие способы решения проблемы.
Замечание 2
Таким образом, с педагогической точки зрения, цель рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее содержание, тип, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.
Приём «Сообщи свое Я»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.
Формирует:
-
умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
-
сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
-
умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.
Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
Пример.
«Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».
Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»
Другой вид оценки эмоционального состояния — использование невербальных техник. Здесь каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива, и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Главное, что невербальные техники проводятся намного быстрее, красочнее, показательнее. Использование рефлексивных техник можно начать с приходом детей утром в детский сад. Чтобы проверить эмоциональное состояние детей я использую следующие техники. В педагогической практике широкое отражение нашли вербальные рефлексивные техники, то есть техника общения «Из уст в уста, глаза в глаза»
. Положительный момент использования такого родатехник заключается в живом, непринуждённом общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения сверстников.
Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Пример.
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
Понятие метода рефлексии
Определение 2
Метод рефлексии – это метод, при условии применения которого образовательным результатом обучения становится только тот, который был осознан учеником.
Основная цель методов рефлексии – создание методологического каркаса осуществленной предметной деятельности, который в последующем будет применяться в силу своей эффективности и продуктивности.
Ведущими методами рефлексии, используемые педагогом для проведения, в коллективе и группе являются:
- Проблемно-поисковый метод
- Мотивации и стимулирование процесса обучения
- Моделирование
- Логические методы
- Метод контроля, который состоит из ряда следующих приемов: организация проблемных учебных ситуаций, постановка проблемных вопросов и задач, проведение проблемных опытов и исследований.
Большое значение для организации рефлексии является наличие у учащихся и педагога навыков рефлексирующей деятельности
Именно поэтому важно формировать и развивать рефлексивные умения посредством специально организованных учебно-познавательных занятий
Рефлексивная деятельность учащихся (воспитанников) во время учебных занятий проявляется в виде рассуждений о том, как прошло занятие, какие знания были получены, как новые учебные знания связаны с изученными ранее, в чем состоит их ценность. На основании рефлексии учащихся педагог делает выводы о применении им методических приемов и способов работы, осознает собственную деятельность, дает ей оценку, при необходимости корректирует.
Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
04 Янв 2022 marketur 360
Поделитесь записью
Этап целеполагания. Дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).
Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.
Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю, по какому плану может пойти урок.
Этап актуализации
Прием «Интеллектуальная разминка»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное
Приём «Бортовой журнал»
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время
изучения темы записывают свои мысли.
Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.
Приём «Диктант на засыпку»
Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.
Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на
изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок,
покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор – А. Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.
Приём «Морфемный конструктор»
Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять
суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)
Приём «До-После»
Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
-
умение прогнозировать события;
-
умение соотносить известные и неизвестные факты;
-
умение выражать свои мысли;
-
умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполянется часть «До», в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.
Пример.
Вопрос «Чем дышат насекомые?»
«До» -Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как хитиновый покров не позволяет дышать кожей.
«После» —Насекомые дышат ….
Вывод. Я прав (не прав), так как …
Приём «Мини – исследование» или «Мини – проект»
Пример Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем:
учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова.
Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.
При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание:
они должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности.
Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.
Интеллектуальная рефлексия
Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
1.Выбери верное утверждение.
Choose the right statement.
2.Паучок (солнышко, цветочек).
Фиксирует ассоциативные связи любого понятия.
3.Таблица.
Фиксирует знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
4.Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами.
5.Синквейн.
Приём синквейна помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
составление четверостишия по схеме:
- первая строка – понятие, выраженное существительным,
- вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
- третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,
- четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
6.Сигналы рукой.
Палец вверх: я понимаю и могу это объяснить.
Палец в сторону: я не совсем уверен в том, что понимаю, или мне нужна дополнительная помощь для понимания.
Помахать рукой или палец вниз: я еще не понимаю.
7.Продолжи фразу.
Continue the phrase.
- It was interesting to me…….
- We figured out……
- I realized…….
- It was hard for me…..
- Tomorrow I want a lesson…….
8.Вопросы.
Answer the questions.
- What is the topic of today’s lesson?
- What is the purpose of the lesson?
- What is the most important at the lesson?
- Why have we done these exercises at the lesson today?
- What was easy (difficult) for you?
- Are you satisfied with your work?
- What do you want to praise yourself or any of your classmates for?
- What will the next lesson be about?
- What will be our challenge in the next lesson?
9.Пчелиный улей.
Приём используется после подачи нового материала. Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.
10.Верно-неверно.
Предоставьте учащимся предсказуемые неправильные представления об определенном понятии, принципе или процессе. Спросите учащихся, согласны они или не согласны с каким-либо понятием, принципом, процессом, и почему они согласны или не согласны с таким представлением, попросите их объяснить свое представление. Проверка ошибочного представления может быть проведена в виде теста с множественным выбором или теста с ответами бинарного типа (верно-неверно).
Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения
Эмоционально-художественное оформление. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Можно выполнять как в компьютерном варианте, так и без него, размещая изображения на доске и голосуя за них. «Бортовой журнал». Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить учащийся, важные вопросы.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Характеристика цветов Макса Лютера
красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение
Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
фиолетовый цвет – беспокойное
Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
1.Лесенка.
Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:
1) Крайне скверно. (Extremely bad) (коричневый)
2) Плохо. (Badly) (синий)
3) Хорошо. (Well) (красный)
4) Уверен в своих силах. (Self-confident) (зеленый)
5) Комфортно. (Comfortable) (жёлтый)
2.Мишень настроения.
В какую область настроения он попал сегодня?
В зависимости от этого рисуется (наклеивается/раскрашивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон (с опорой на характеристику цветов Макса Лютера).
3.Закончи фразу.
Finish the phrase.
What emotions do you feel? Why?
I feel….. because …. was not bored
worked hard
didn’t relax
answered properly
was active
was emotional
fulfilled the task
received a reward
received a good mark
Значение рефлексии в ДОУ по ФГОС
Согласно ФГОС, одной из основных задач ДОУ является создание условий, необходимых для всестороннего развития детей, согласно специфики дошкольного возраста
Большое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативности детей, умению принимать решения в различных ситуациях, выражению собственных мыслей и чувств. Исходя из этого, у педагогов-практиков возникла необходимость поиска новых методов и средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста, формирования способности к анализу собственной деятельности
Одним из таких методов является рефлексия. Основные требования, которые предъявляются к педагогам ДОУ, это организация ими образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, демонстрирующей профессионально грамотное и правильное окончание занятия, с применением приемов рефлексивной оценки.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Определение 1
Рефлексия – это умение осмысливать и анализировать свое собственное внутреннее состояние.
В настоящее время педагогами ДОУ накоплен достаточный опыт по развитию рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста. Контроль за организацией работы по развитию рефлексивных навыков у детей в рамках ДОУ осуществляет методист, который занимается оценкой отобранных педагогами методов и приемов рефлексии, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Замечание 1
Развитие навыков рефлексивной деятельности у детей дошкольного возраста целесообразно начинать со второй младшей группы, то есть с детьми четвертого года жизни.
Рефлексия деятельности на уроке
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный
процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным
материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении
эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить
активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации
знаний или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока
дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.
Прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить,
на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е.
оценить достигнутые результаты. Или рефлексивный прием «Дерево успеха», где
определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, аналогичный
ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки
зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на
уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.
В случае использования рефлексивного приема
«Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся
выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать
карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три
восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки. Прием «Поезд». Учащиеся оценивают себя на каждом этапе
урока.
Приём «Суперконтрольная»
Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы.
На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение.
Рефлексия осуществляется на разных этапах урока.
Например, перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как вам поможет работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»).
Гарантией успешной реализации цели образования могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Подведение итогов. Рефлексия на уроках русского языка и литературы.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Подведение итогов. Рефлексия на уроках русского языка и литературы
2
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
3
Виды рефлексии: 1. рефлексия эмоционального состояния и настроения; 2. рефлексия деятельности на уроке; 3. рефлексия содержания учебного материала.
4
Рефлексия содержания учебного материала Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма; Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…); Прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
5
прием «Толстые и тонкие вопросы» 1. «тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа 2. «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать
6
Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто…? Что…? Когда…? Как звать…? Было ли…? Верно ли…? Мог ли…? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему, вы думаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Согласны ли вы…?
7
Приём «Что, если…?» Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).
8
Составление кластера Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.
9
Последовательность действий проста и логична: 1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; 2.вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); 3.по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
10
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского 5. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Синквейн
11
Пушкин Великий, талантливый. Думает, страдает, любит. Чувства добрые пробуждает. Гений.
12
Прием «Акрослово». Буквы вертикальной строки составляют осмысленное слово. Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы. М-манящая О –огненно-купольная, отвергнутая С – святая К – колокольная, краснокупольная В – возвеличенная, вольная А – алтарная.
13
прием «Написание эссе» (письменные размышления на заданную тему «Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде); Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
14
Кроме убеждений, нужны знания, которые можно приобрести, и методы, которые можно освоить. Бертольд Брехт