Праворукость / леворукость
Ученые всего мира из давних времен пытаются понять и разобраться в природном феномене – леворукости людей. За многие десятилетия провели немало исследований и на их основании изложили ряд выводов и заключений.
Для того, чтоб определить возможность наследования того или иного признака, следует понять как они передаются. Генетики выделяют два вида генов – доминантные и рецессивные. Доминантные – это гены, способные угнетать, подавлять действие более слабых генов. Рецессивные гены – это гены, которые подавляются.
С точки зрения генетики праворукость считается доминантным (преобладающим) признаком, ведь им владеют около 90% населения планеты. Соответственно, леворукость будет рецессивным признаком, ведь левши составляют всего около 10% людей в мире. Процент левшей во всем мире медленно растет, поскольку быть левшой становится все более социально принятым явлением.
Ранее считалось, что у людей преобладающим является одно из полушарий головного мозга. Если у человека превосходит в развитии левое полушарие, то вероятнее он будет правшой, если правое – левшой. Возможно также смешанное преобладание, когда для различных задач используются разные руки, а также амбидекстрия, когда человек одинаково хорошо владеет обоими руками.
Считается, что на выбор руки человеком влияет генетическая предрасположенность и внешнее окружение.
Генетические факторы
Мысль о том, что преобладание той или иной руки может быть наследственным, пришла еще к Чарльзу Дарвину, который был праворуким, но имел сына левшу. При этом он отмечал, что его брат, мать и дедушка тоже были левшами. Его предположение оказалось верным. Генетика играет определенную роль в доминировании правой или левой руки.
Ученые на протяжении многих лет пытаются найти гены, отвечающие за леворукость. В 2007 году в ходе научных исследований ученые одного из британских университетов открыли ген LRRTM1 – первый ген, связанный с повышенной вероятностью доминирования левой руки. Но вскоре выяснилось, что связь гена с леворукостью проявляется только, если ген наследуется со стороны отца.
В 2010 году обнаружилась связь между вариациями гена PCSK6, который отвечает за межполушарную асимметрию головного мозга, и выбор доминантной руки у детей с языковыми растройтсвами (например, дислексией). Ученые полагают, что этот ген влияет на асимметрию мозга во время развития эмбриона и, следовательно, на доминирование правой или левой руки.
В 2017 году ученные из Германии обнаружили, что определить предпочтение ребенком руки (правша или левша) можно уже на восьмой неделе беременности, когда формируется позвоночник. Примерно после 13 недели беременности во время УЗИ можно увидеть, что ребенок сосет большой палец правой или левой руки, указывая на предпочтение руки в будущем. Согласно исследованию, еще задолго до того, как при развитии ребенка мозг и спинной мозг будут функционально связаны, в спинном мозге уже видны генетические различия, которые позже повлияют на то, будет ли ребенок правшой или левшой.
В сентябре 2019 года были опубликованы результаты исследования, согласно которому, впервые определены области человеческой ДНК, тесно связанные с тем, является ли человек правшой или левшой. Ученые также обнаружили, что правый и левый участки мозга, которые отвечают за языковые навыки, более скоординированно работают у левшей.
Согласно исследованиям близнецов и их семей, около 25% случаев леворукости можно объяснить влиянием генов, в то время как остальные 75% определяются влиянием окружающей среды. Чем больше в семье левшей, тем больше шансов у ребенка тоже стать левшой. У идентичных близнецов, которые имеют один и тот же набор генов, могут быть разные доминирующие руки. Это говорит о том, что генетика тут играет далеко не основную роль.
Научные факты о левшах
- Начиная с 1976 года ежегодно 13 августа во всем мире празднуется Международный день левши (International Lefthanders Day)
- Левши более склонны к аллергиям и мигреням
- Мужчин-левшей больше, чем женщин-левшей
- Левши лучше справляются с многозадачностью
- Левши более часто выбирают творческие профессии
- Левши примерно в два раза чаще встречаются среди близнецов
- Левши имеют более высокий уровень интеллекта (миф). Согласно исследованию 2007 года левши чаше имеют более высокий уровень IQ, однако исследование 2010 года говорит об обратном. В 2018 году ученые собрали и проанализировали данные нескольких отдельных исследований. В результате обнаружилось, что разница в интеллекте между левшами и правшами настолько мала, что ее можно не учитывать.
Как определить: левша ребенок или правша?
Автор — Ольга Владимировна СЕРГАЧЕВА, детский психолог.
Еще не так давно было признано, что левша – это ненормальное развитие ребенка, что это дурная привычка, от которой надо избавляться. Считалось необходимым переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма – все должны были писать правой.
В настоящее время многочисленные исследования доказали, что леворукость не является привычкой, результатом ошибок педагога и болезнью. Леворукость – это один из вариантов нормального развития организма и зависит от врожденных особенностей.
Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. При этом правое полушарие отвечает за левую половину тела, левое – за правую.
В левом полушарии расположены речевые центры и происходит переработка всей информации с помощью словесно-знаковых систем. Левое полушарие как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные связи, цепочки. Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, последовательным. Левому полушарию свойственно рационально-логическое мышление.
Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное. Правое полушарие называют эмоциональным, интуитивным. Ему свойственно пространственно-образное мышление.
Итак, наши полушария не равноценны. И среди людей встречаются те, которые предпочитают больше «пользоваться» левым полушарием (это, как правило, люди с хорошо развитым логическим мышлением), другие – правым (это, как правило, люди с хорошо развитым образным, творческим мышлением).
Можно выделить три типа людей с предпочтением того или иного полушария:
первый тип – правши. Это люди, у которых, как правило, доминирует левое полушарие;
второй тип– левши. У таких людей, как правило, доминирует правое полушарие;
третий тип – амбидекстры. Это люди, у которых не выражено предпочтение какой-либо руки. Они могут одинаково хорошо пользоваться и левой, и правой.
Ведущее полушарие можно определить не только с помощью сложных медицинских исследований, существуют и простые тесты.
Публикация «Памятка для родителей „В Каком возрасте нужно определять ведущую руку“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
Действия, которые ребенок выполняет одной рукой, редки и просты (за исключением письма и рисования) и состоят главным образом из повторения одного и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вилкой без ножа, расчесывание). Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свои действия. Приглядитесь, например, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.
Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Этот вариант, как правило, используется при оценке рукости у детей 6–7 лет. Однако не каждый ребенок может объективно оценить, какой рукой он выполняет действия легче, увереннее, лучше. Более эффективно использовать специальные задания.
НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ РУКОСТИ
При проведении этих «тестов» важно помнить несколько правил, соблюдение которых поможет получить более достоверные результаты:
1. Ребенку не следует знать, с какой целью родители затеяли эти занятия. В противном случае существует вероятность того, что малыш будет неосознанно или осознанно (в случае, если его предпочтения при выборе ведущей руки вызывают у родителей тревогу, о которой ему известно) стремиться действовать не той рукой, которой ему удобно действовать.
2. Чем младше ребенок, тем более желательно организовать «тестирование» в форме игры. Для более старшего ребенка можно предложить эти упражнения как элементы утренней зарядки.
3. Не демонстрируйте действия, иначе ребенок может просто повторить за вами, ориентируясь на вашу ведущую руку.
4. Каждую из проб желательно провести несколько раз. Надо помнить, что результаты данных тесно не абсолютны. Они чаще всего верны, но не дают 100% гарантии.
5. Возможен также вариант, когда ребенок с одинаковой частотой и одинаково успешно использует и левую, и правую руку. В таком случае дети, зачастую, сами определяются, для каких действий какую руку им удобнее использовать. Рисовать ребенок может левой, а писать — правой
Эту особенность важно учитывать и предупреждать о ней всех специалистов, которые будут работать с ребенком
Ребенок левша: как научить писать?
Наибольшую сложность вызовет вопрос как научить писать ребенка левшу. Несмотря на полноценное развитие мозга, почерк левшей практически всегда отличается от почерка правшей. Это связано в большинстве случаев с привычным для правшей расположением школьной мебели и тетрадей. Для улучшения почерка рекомендуется использовать в классах специальные парты (при возможности) и предупредить преподавателя о ведущей левой руке для создания ребенку более комфортных бытовых условий. Кроме этого можно приобретать специальные письменные принадлежности с дополнительными модификациями для формирования правильного использования и выравнивания почерка.
Левша и правша: в чем отличие
- Дети, в которых левая ведущая рука,более эмоциональны и капризны. Родителям стоит быть внимательными к своим чадам, научить их справляться с эмоциями, при этом, не стоит забывать, что они очень ранимы и тяжело воспринимают критику.
- У левшей больше развито правое полушарие мозга, а у правшей — левое. В первом случае, это креативные, впечатлительные, с хорошо развитой интуицией ребята, во втором — дети с хорошо развитым логическим мышлением и с предрасположенностью к точным наукам. Левшество или правшество не сводится только к леворукости и, соответственно, праворукости. Это относится ко всем парным органам: моторная и сенсорная асимметрия. Поэтому в ребенка может преобладать левая рука, но он может быть правшой: левое полушарие будет развито больше, чем левое.
- Левши медлительны, ноболее оригинальные в своих решениях.
- Иногда у левшей возникают проблемы с почерком: они пишут зеркально (феномен Да Винчи), а также с произношением некоторых звуков.
- Бытует мнение, что леворукие ребята рассеяны и не внимательны, что мешает им в дальнейшем концентрироваться на учебе. Но это мнение развеивает тот факт, чтокаждый пятый знаменитый человек — левша. Среди таких есть много:
- спортсменов (Олег Блохин, Пеле и др.);
- писателей (Аристотель, Лев Толстой, Марк Твен);
- политиков (Бил Клинтон, Барак Обама, Уинстон Черчилль);
- военных (Юлий Цезарь, Фидель Кастро, Наполеон Бонапарт);
- ученых (Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Леонардо Да Винчи);
- художников (Пабло Пикассо, Микеланджело, Рафаэль).
О тонкостях обучения деток-левшей
Несмотря на то, что леворукий ребенок отличается хорошей интуицией, творческими способностями и образным мышлением, он быстрее устает от школьных программ. Обучение письму и чтению сопровождается рядом неудобств, что и приводит к быстрой утомляемости, а в дальнейшем – к рассеянности и неуспеваемости. Не стоит отдавать таких детей в учебные заведения с усиленными программами и чересчур строгой дисциплиной.
Особое внимание в этом возрасте нужно уделять физическому развитию и выбирать такие виды спорта, где одинаково активны обе руки, а также дополнительным занятиям, развивающим моторику
Какие трудности испытывают левши в обучении и быту
Менее 20% населения всей планеты относятся к левшам. То есть наш мир построен для удобства жизни правшей. Несмотря на то, что леворукие люди отлично себя чувствуют во всех сферах и не замечают, какая рука у них ведущая, иногда жизнь для них — неудобна.
- Прежде всего, им непросто писать. Мы пишем слева направо, а буквы имеют правый наклон. Мало того, что рука левши размазывает только что написанное, так еще и буквы стремятся влево. Поэтому у левшей тетради обычно не самые опрятные.
- Не все левши легко ориентируются в пространстве. Они запросто путают, где право, а где лево. Это связано опять же с бытовой жизнью. Коробка передач в машине находится с правой стороны, поручни в автобусе, ручки дверей и даже дорожное движение организованы для удобства правшей, ведь их большинство. У леворукого человека возникает диссонанс, учитывая, что его ведущая рука – левая.
- Проблемы с координацией. Особенно эта проблема касается малышей. Когда нужно повернуть в нужную сторону или покружиться, поднять правую ногу или выполнить спортивное упражнение, дети-левши часто не могут сразу сообразить, что нужно делать. Они поворачиваются влево, ведь именно левая сторона, как рука, у них – основная.
- Занятия музыкой также могут быть трудными. Не все музыкальные инструменты можно настроить под левшу. Как правило, они рассчитаны на то, что основные движения будет совершать правая рука.
Эти мелкие неудобства совершенно не означают, что ребенок не сможет красиво вырезать снежинки к новогодним праздникам или же ему недоступны занятия музыкой. Просто некоторые обычные для правшей действия требуют больше времени для выполнения, если речь идет о леворуком ребенке. Немного больше внимания, времени и усердия помогут освоить любой музыкальный инструмент или вид спорта.
Стоит ли переучивать леворуких детей?
Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.
Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.
Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.
Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей:
Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности
Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания
Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений)
С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности. Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.
Советы родителям
Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться:
дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом: что стало лучше;
разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;
упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей;
обучать навыкам в конкретных ситуациях;
вовремя поощрять, не предъявляя слишком высоких требований;
организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;
оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие.
Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши — упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.
Как определить леворуких, праворуких и одинаково владеющих обоими руками детей по тестам?
Определить является ли ребенок правшой, левшой или амбидекстром можно при помощи специальных тестов. Обычно доминирование какой-либо руки устанавливается после 4 лет. В этом возрасте и рекомендуется проводить тестирование. Для достоверности результатов все тестовые задания должны выполняться быстро и без подготовки. Ребенок не должен даже догадываться об истинной цели мероприятия.
Тесты для определение левшей и правшей
Тест М. Озьяс
Попросите ребенка сделать следующие действия:
- Прикрутить крышку на бутылку.
- Ножницами разрезать бумагу.
- Продеть нить сквозь бусины.
- Очистить обувь щеткой.
- Намотать на катушку нить.
- Стереть ластиком нарисованные детали.
- Перелить воду из стакана в стакан.
- Разложить картинки (карточки).
- Сделать дыроколом отверстия.
- Вдеть нить в иголку.
- Открутить рукой и с помощью ключа гайку.
- Очистить от пыли вещи.
- Пипеткой капнуть в горлышко бутылки.
- Ложкой достать бусину из стакана.
- Застигнуть и расстегнуть молнию.
- Сделать несколько глотков из стакана.
- Взять в руку колокольчик и позвонить в него.
Тест Ф. Кречмера
При прохождении теста Ф. Кречмера для определения ведущей руки детям предлагается выполнить следующие действия:
- почистить зубы;
- полить цветы;
- шарик толкнуть палкой;
- лопаткой перемешать песок;
- сложить мелкие игрушки в коробочку;
- вынуть из ванной пробку;
- достать с полки книжки.
Какую руку больше задействует ребенок при выполнении вышеприведенных тестовых заданий, та рука и является доминирующей у малыша. Желательно, чтобы ребенок выполнял все действия без подготовки и объяснений сути данного тестирования, только так можно получить наиболее точные данные.
Другие тесты:
Рисование. Суть метода в том, чтобы ребенок нарисовал то, что он хочет. После того, как работа выполнена, необходимо предложить ребенку нарисовать тоже самое только другой рукой и затем оценить результат. Рисунок, сделанный доминирующей рукой, будет более четким и аккуратным
Также обращают внимание на напряжение рук во время рисования. Ведущая рука будет расслаблена, а движения ею будет четкие и скоординированные.
Тест со спичечным коробком. Подготовьте несколько коробков
В одном из них должна быть спичка с обломанным концом. Ребенку необходимо открывать коробки с целью найти спичку. Главной является та рука, которой малыш будет выдвигать и задвигать подвижную часть коробка.
Тест с палочками. Ребенку необходимо построить домик из палочек. Рука, выполняющая более активно действия, и есть доминирующая.
Мячик. Предложите малышу поочередно каждой рукой бросить вам маленький мячик (например, теннисный), подкидывать и ловить его. Данное задание ребенку легче будет выполнить ведущей рукой.
Вырезание ножницами. Ребенку необходимо вырезать какую-нибудь картинку, например, из журнала. Посмотрите, какая рука будет делать больше движений. Возможно, малыш будет держать ножницы в правой руке, но они будут неподвижны, а двигаться будет картинка в левой руке. Следовательно, малыш является левшой.
Раскладывание карточек. Предложите вашему чаду разложить карточки (например, лото). Раскладывать ребенок будет ведущей рукой.
Тестов на определение ведущей руки у детей существует очень много. Проведя проверку по ним, можно определить является ваш ребенок правшой или левшой. Стоит иметь ввиду, что если в семье есть левши, то вероятность, что ребенок будет леворуким значительно увеличивается. Если у ребенка не удается выявить ведущую руку, то скорее всего он амбидекстр, то есть свободно владеющий обеими руками.
Как определить амбидекстра: тест для детей
Существует специальный тест, который позволяет определить является ли ребенок амбидекстром. Он заключается в том, что ребенку предлагают написать один и тот же текст одновременно двумя руками. Правша или левша при одновременном письме двумя руками будет писать разборчиво ведущей рукой, а вторая рука будет просто рисовать волнистую линию. А вот если ребенок является амбидекстром, то при выполнении данного текста у него практически сразу или максимум через несколько минут тренировки получатся два идентичных текста, написанные разными руками. Причем эти тексты могут быть написаны как в одну сторону, так и в разные.
Как научить писать ребёнка-левшу
При обучении письму, леворуким детям необходимы определённые условия. Желательно использовать адаптированную программу, чтобы ему было проще и удобнее. Такая методика будет отличаться специальными упражнениями, положением рабочей тетради, расстановкой парт, фиксацией ручки пальцами и др
Что важно запомнить:
- Рекомендуется усаживать ученика на левую сторону парты.
- При обучении письму допустим прерывистый почерк с прямым или противоположным наклоном.
- Необходимо учить малыша писать так, чтобы рабочей рукой он не смазывал буквы.
- Чтобы ученик был увлечён, добавляйте в программу наглядные образы.
Адаптированная программа
Эти советы помогут вам адаптировать чадо-левшу к обычной жизни и вырастить уверенную в себе личность
Стоит не забывать, что нельзя акцентировать внимание на этой особенности с негативом, чтобы не повлечь за этим последствия. Вместо этого лучше всегда напоминать себе о том, что леворукие люди могут добиваться блестящих успехов в точных науках и творчестве, обладают хорошей фантазией и креативностью
Надо ли переучивать
Это связано с неустоявшейся детской психикой, при переучивании маленький левша не понимает, почему ему нельзя выполнять привычные действия удобной рукой, выпадая из зоны комфорта. И это грозит развитием у ребенка различных видов неврозов: головными болями, беспричинными страхами, нарушениями сна, энурезом, раздражительностью, нарушением аппетита, заиканием.
Переучивание левшей – это попытка изменить саму природу. Педагог, стараясь привить привычку действовать правовой рукой, на самом деле, тормозит процессы происходящие в правом полушарии, что неблагоприятно сказывается на общем развитии ребенка.
Когда лучше не экспериментировать?
Бывает, родителям сложно разобраться, в чём дело, когда ребёнок неусидчив, плохо говорит, нетерпим к неудачам, а на предложение попробовать ещё раз отвечает истерикой. Почему ребёнок так реагирует? Это особенности его характера? Или дело в методах воспитания, пережитом стрессе, комплексах? А, может быть, это неврологические особенности?
В наше время возросло число детей с мозговой недостаточностью. Как врождённой, так и приобретённой. В некоторых случаях у современных детей леворукость оказывается временным признаком, который лишь отражает задержку формирования межполушарных взаимоотношений.
Если вы чувствуете, что не контролируете ситуацию, не стоит надеяться на «авось». Нейропсихолог проведёт комплексную диагностику, найдёт «болевые точки», выявит причины нарушений. И только тогда будет понятно, в каком направлении двигаться, какую применить коррекцию.
Ребенок-левша. Что делать?
Путем длительных наблюдений, тестов, анализа генеалогического древа на предмет наличия в роду леворуких вы выяснили, что ваш ребенок – левша. Что делать? По-прежнему любить и принимать малыша таким, какой он есть. Не пытаться переделывать! Леворукость никак не влияет на успешность ребенка. А вот попытки его «перелицевать» могут иметь малоприятные последствия. Известны случаи, когда дети-левши, которых пытались сделать правшами, теряли аппетит, быстрее уставали, мучились от головных болей и бессонницы, энуреза, даже начинали заикаться.
Просто помните, что ваш ребенок уникальный. И возьмите на заметку несколько полезных советов:
-
Объясните малышу, что левшество – это не недостаток, а индивидуальная особенность, можно сказать, признак эксклюзивности, уникальности.
-
Обсудите этот деликатный момент с воспитателем в саду или учителем и дайте понять, что вы категорически против переучивания.
-
Если левшество, плохой почерк или неправильный наклон букв становятся поводом для снижения оценок, поговорите с учителем, при необходимости дойдите до директора.
-
Купите для маленького левши специальные канцелярские принадлежности, позаботьтесь о правильном освещении рабочего места.
-
Леворукие отличаются повышенной эмоциональностью, быстрее утомляются. Поэтому для них очень важен четкий распорядок дня, тихий час в дневное время.
-
Малыши с ведущей левой трепетно относятся к оценкам, их нужно чаще хвалить, одобрять их действия, поощрять за хорошо выполненную работу.
-
Любые шаблонные действия – например, всегда складывать вещи на место, каждое утро заправлять кровать, два раза в день чистить зубы – требуют от левшей особых усилий, поэтому родителям стоит быть более терпеливыми и сдержанными.
-
Поскольку у леворуких ребят хорошо развито образное мышление, им будет значительно проще воспринимать и запоминать материал при помощи различных наглядных пособий, иллюстративных материалов.
-
Читать левше будет намного удобнее, если следить за строчками в книжке, используя линейку или закладку.
-
Еще одна изюминка леворукого малыша – способность читать и писать цифры или буквы в любом направлении (вертикально, горизонтально, зеркально), а также менять привычное начертание, добавляя или убавляя элементы. Ругать за это бессмысленно – остается относится с пониманием и терпеливо исправлять ошибки.
Причины явления
По статистике 8-17 % планеты рождаются правополушарными (примерно каждый седьмой младенец). Такая особенность совсем не считается какой-либо патологией и не влияет негативно на развитие малыша. В основном выделяют три причины такого явления:
- Генетический фактор (особенность передалась ребёнку через ДНК).
- Травматический фактор (при родах могут возникнуть травмы правого полушария, из-за которых левое будет развиваться сильнее).
- Внешний фактор (малыш мог повредить правую руку, и из-за неё начать больше пользоваться левой и т.д.).
Ребёнок-левша
Как определить, является ли ребёнок левшой
Первые признаки можно увидеть уже тогда, когда малыш начинает использовать предметы самостоятельно: брать игрушки, держать ложку, чистить зубы щёткой, рисовать карандашом и т.д. Более точно с латеральностью (выбором главной руки) определяются в период с 3 до 6 лет. Кроме этого можно понаблюдать, как чадо хлопает в ладоши (какая кисть сверху), какой стороной опирается при падении и т.д. Также есть и те детки, которые умеют владеть в одинаковой мере сразу двумя руками.
Психологические особенности леворуких, праворуких детей и амбидекстров
Разные полушария мозга по-разному воспринимают информацию, что объясняет некоторые особенности и отличия в поведении праворуких и леворуких людей, а также амбидекстров.
Психологический портрет левшей, правшей, амбидекстров
- Правши — консервативны, принципиальны, последовательны, предсказуемы. Они отличаются эмоционально стабильным поведением, обладают аналитическим, абстрактным мышлением, практически никогда не спорят и не ссорятся, им свойственны точность и аккуратность.
- Левши — импульсивные, эмоциональные, упрямы и замкнуты, стремятся к переменам, прогрессу, плохо ориентируются в пространстве, обладают творческой натурой.
- Амбидекстр — универсален, интеллектуально развит, при хорошей интуиции имеет высокий творческий потенциал, мышление аналитическое со склонностью к гениальности, высоких результатов добивается во всем.
Дети амбидекстры и левши часто испытывают сложности в обучении, поэтому требуют особого внимания к себе. Воспитывать любого ребенка необходимо с учетом его особенностей. Однако, если у вас возникают сложности при воспитании леворуких детей и амбидекстров, то необходимо обратиться к психологу, который поможет раскрыть потенциал вашего чада.
Стоит ли переучивать левшей?
Раньше владение левой рукой считалось патологией, отклонением от нормы, поэтому детей переучивали в правшей. Это сопровождалось психологическими травмами у маленьких левшей, да и применяемые для переучивания методы не всегда можно было назвать гуманными. Сейчас психологи и педагоги не рекомендуют переучивать левшей на правшей, так как это может стать причиной тревожности, страхов, неврозов и протестов у ребенка. Вмешательство в природное распределение функций между полушариями способствует развитию у ребенка замкнутости, неловкости в движениях и заниженной самооценки.
Совет от специалиста
Педагогический и клинический психолог, психолог-психоаналитик Людмила Владимировна Алтыева (Санкт-Петербург) дает родителям левшей, правшей, амбидекстров следующий совет:
Заметить, что ребенок предпочитает пользоваться той или иной рукой, родители могут уже на самом раннем этапе. Так, младенец будет чаще манипулировать предметом ведущей рукой (сосать кулачок, хватать игрушку, бутылочку и т.п.). К 1,5 — 2 годам эта тенденция приобретает более постоянный характер. Например, ребенок берет ложку только правой или левой рукой. Именно в это время родители/воспитатели делают попытку приучить ребенка пользоваться «правильной» рукой. Однако основной помощью для малыша будет предложить ему самому определиться в этом вопросе — не вкладывать предмет в ручку, а положить его так, чтобы можно было взять его и той, и другой рукой. В детском саду/школе можно и нужно предупредить педагогов, что ребенок предпочитает пользоваться левой рукой. Сейчас педагоги относятся к таким детям с пониманием.
И, пожалуй, самое главное. Прочитав о психологическом портрете правшей, левшей и амбидекстров, нужно улыбнуться, принять к сведению и прийти к выводу, что интуиция, творческий потенциал и умение выстраивать отношения — это не только физиологическая данность, но и то, что можно и нужно активно развивать в ребенке.