Качественная подготовка к школе

Как подготовить ребёнка к школе: чему надо научить будущего первоклассника и как

Введение

Каждый из родителей, впервые отправляя своего ребенка в школу, надеется, что тот более или менее готов к обучению. Но каждый из них оценивает возможности и умения ребенка исходя из своих субъективных оценок. Для одного родителя это умение ребенка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность хорошо решать логические задачки, для третьего – его физические данные, умение жить в детском сообществе, самостоятельно себя обслуживать.

Но почти у всех родителей поступление ребенка в школу вызывает опасения, тревогу. И не случайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе, становится самостоятельным. За сравнительно короткое время (адаптационный период) первоклассник должен ко многому привыкнуть, многое узнать, суметь приспособиться к жизни в новом детском коллективе, найти для себя точки опоры в школьной жизни.

Дети поступают в школу с разным уровнем зрелости и готовности к школьному обучению. Учитель первоклассников вместе со школьным педагогом-психологом на начальном этапе (в сентябре месяце) оценивают уровень готовности ребенка к школе и сравнивают его с тем, который ребенок получил в детском саду.

В мае месяце психолог детского сада проводит заключительную диагностику по оценке уровня готовности к обучению в школе и делает запись в медицинской карте ребенка. Что же оценивает педагог-психолог дошкольного учреждения? Он выявляет уровень психологической готовности к обучению в школе. И здесь ему не нужно ни умение ребенка читать, ни писать буквы, ни решать задачки

Ему важно другое

Психологическая готовность к школе – школьная зрелость, комплекс психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала обучения в школе. Она включает в себя интеллектуальную, мотивационную, волевую и коммуникативную готовность. Если раньше при приеме в школу ограничивались только интеллектуальной готовностью (а если ребенок умел читать, немного писать и считать, то учителя прыгали до небес), то на данном этапе этого недостаточно. Школьные программы идут в ногу с развитием прогресса, а то и опережают его. К школьнику предъявляются иные, чем, например, 10 лет назад, требования.

В книге подробно рассматриваются аспекты психологической готовности, механизмы, методики и критерии качества подготовки ребенка к обучению в школе. Родители, которые решили самостоятельно готовить ребенка к школе, найдут необходимый материал.

В данном пособии представлены игры и упражнения для повышения уровня развития памяти, внимания, мышления и речи, комплексы занятий и их регламент. В приложении помещен дидактический материал – наборы картинок, различные задания на развитие творческого мышления, программа подготовки ребенка к школьному обучению.

Книга предназначена педагогам-психологам, родителям, специалистам и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Интеллектуальный критерий готовности

Этот критерий самый важный, поскольку именно в него входит пункт про тягу к знаниям у будущего первоклассника. Именно его специалисты считают ключевым, когда речь заходит о том, готов ли ребёнок к школе в принципе.

В интеллектуальном аспекте ребёнок должен:

  • Быть любознательным, тянуться к новым знаниям, интересоваться окружающим миром (вещи и предметы, чувства и взаимоотношения);
  • Уметь задавать вопросы взрослому;
  • Иметь представление о себе (имя, фамилия, отчество, пол, возраст, адрес) и о своей семье (как зовут родителей и ближайших родственников, какая между ними связь);
  • Иметь общее представление о государстве, в котором он живёт, и о мире в целом;
  • Знать и уметь называть известные растения, животных, виды транспорта, профессии, отличать их друг от друга (например, отличия кактуса от розы, козы от кота);
  • Знать понятие «время», уметь его называть (не обязательно по механическим часам, достаточно и электронных) и отличать время суток друг от друга;
  • Знать базовые геометрические фигуры и соотносить их с разными объектами (солнце похоже на круг, домик — на треугольник и квадрат);
  • Знать и называть основные цвета, соотносить их с разными предметами и животными (сыр — жёлтый, трава — зелёная, снег — белый);
  • Знать цифры, считать до 10-20 и обратно, называть количество предметов, по возможности знать простейший счёт (сложение и вычитание) в пределах 10;
  • Знать времена года, дни недели, названия месяцев и называть их в правильном порядке;
  • Знать даты и названия известных праздников и уметь ответить на вопрос, какой из них он любит больше всего и почему;
  • Знать элементарное строение человеческого тела (где расположены части тела, какие из них парные);
  • Различать живое и неживое;
  • Знать простейшие правила дорожного движения (нельзя переходить на красный сигнал светофора, переходить только по зебре, смотреть по сторонам);
  • Знать слоги или уметь читать простые двусложные слова по слогам (не обязательный пункт, но желательный);
  • Уметь слушать короткие тексты и пересказывать их, выстраивая логическую цепочку (началось так, продолжилось тем-то, закончилось вот этим);
  • Уметь придумывать элементарный рассказ по картинке.

Основные компоненты готовности ребенка к школе

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний

Предпосылка возникновения этих мотивов — общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Волевой компонент — умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя — внутренняя, диалогическая — монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.. Понятие «готовность к школе» включает в себя все итоговые интегративные качества выпускника

И роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе

Понятие «готовность к школе» включает в себя все итоговые интегративные качества выпускника. И роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе.

Простроить работу можно путем организации психологического сопровождения, т.е. такой системы работы, которая обеспечивает формирование у ребенка качеств, обеспечивающих плавное вхождение ребенка в учебно-воспитательный процесс.

Смысл психологического сопровождения заключается в содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Диагностика дошкольников имеет большое значение. Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.

Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребёнка

Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего первоклассника. Не менее важно, чтобы в своей педагогической деятельности взрослые опирались на советы и рекомендации психолога

Уважение к науке психологии, понимание значимости её законов и стремление жить, руководствуясь ими, — важная составляющая успешной адаптации человека к любым новым жизненным условиям. Вот почему занятия психолога с детьми – обязательный элемент в системе подготовки ребёнка к школе.

Характеристика основных проблем психологической готовности ребенка к школьному обучению

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе в основном рассматривается как психологическая. Это связано с тем, что приоритет в подготовке ребенка к школьному обучению отдается развитию мотивационно-потребностной сферы, операциональных навыков, произвольности психических процессов и развитию тонкой моторики рук.

Как показывают проведенные исследования, лишь одна интеллектуальная готовность к школе не способна обеспечить ребенку успешность вхождения в учебную деятельность. Однако, на современном этапе система дошкольного образования направлена именно на овладение детьми старшего дошкольного возраста навыков чтения, счета и письма. Это связано с тем, что данные навыки до сих пор считаются основной школьного обучения. Отчасти это продиктовано теми учебными программами, которые реализуются в современных общеобразовательных школах, где отводится крайне мало времени на освоение детьми основ грамоты. Поэтому дети, которые не владеют навыками чтения, счета и письма с самых первых дней отстают от своих более развитых и продвинутых одноклассников.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста необходимой мотивации на обучение, развитие памяти, произвольности внимания, ориентировки на способ действия, словесно-логического мышления и разнообразных операциональных навыков выступает при этом как побочный продукт обучения, который должен сформироваться самостоятельно в процесс интеллектуального развития ребенка. Однако, как показали последние исследования, это вовсе не так.

Специально проведенные исследования показали, что зачастую те дети, которые достаточно хорошо подготовлены интеллектуально к обучению в общеобразовательной школе, испытывают трудности в учебе. Например, они неправильно ведут школьные тетради, работают с дидактическим материалом и т.д. Это связано с тем, что у детей не достаточно сформирована мотивационная сфера и ряд важных психических процессов, необходимых для успешного вхождения в учебный процесс.

К сожалению, большинство родителей и педагогов считают, что все необходимые умения сформируются у ребенка «сами собой» по достижению им определенного возраста. При поступлении ребенка в школу и обнаружении у него отсутствия данных качеств, взрослые начинают требовать от ребенка быть внимательным и добросовестным, при этом совершенно забывая, что эти качества необходимо развивать у ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Достоинства и недостатки разных форматов подготовки к школе

У каждого формата курсов подготовки к школе есть свои достоинства и недостатки. 

В школе 

Достоинства:

  • ребенок погружается в атмосферу школьной жизни с учителями, партами и будущими одноклассниками
  • происходит знакомство со зданием – где находится туалет, кабинеты и прочие важные места
  • дети и родители присматриваются к учителям, чтобы потом выбрать к кому пойти учиться 

Недостатки: 

  • не соответствующая возрасту деятельность – игровой формы практически нет, в основном учебная, которая для дошкольников не является ведущей
  • отсутствие индивидуального подхода – программа единая для всех
  • строгая дисциплина. 

В развивающем центре

Достоинства: 

  • неформальная обстановка
  • небольшие группы
  • возможность выбора из большого количества предложений

Недостатки: 

  • возможно несоответствие программы тем требованиям, которые предъявляют в школе первоклассникам
  • очень важна личность преподавателя, который должен владеть высоким педагогическим мастерством, чтобы передать детям все необходимые знания и помочь освоить требуемые навыки 

С репетитором 

Достоинства: 

  • индивидуальный подход
  • выбор удобного времени и места

Недостатки: 

  • высокая цена
  • привычка учиться “один на один” с преподавателем
  • отсутствие общения со сверстниками 

Онлайн 

Достоинства: 

  • можно учиться в любом месте в удобное время
  • широкий выбор образовательных программ
  • индивидуальный подход
  • использование современных технологий
  • доступная цена

Недостатки: 

необходимость иметь стабильный интернет

В онлайн-школе “БИТ” есть программа подготовки к школе, которая поможет пойти в первый класс с уверенным багажом необходимых знаний, умений и навыков. Занятия проходят в малых группах или индивидуально. 

На протяжении всего обучения ребенка сопровождает тьютор. Занятия строятся по принципу оптимального сочетания самостоятельной работы и активного участия педагога. Родители всегда могут отследить прогресс, используя данные мониторинга развития своего ребенка. 

Консультация психолога, логопеда и дефектолога усиливает эффект от занятий. 

Обучение происходит на онлайн-платформе и представляет собой комплекс занятий на разностороннее развитие ребенка – не только чтение, счет, письмо, но и расширение кругозора, улучшение мышления и прочие необходимые психические процессы. 

Программу подготовки можно пройти за 8 месяцев, полгода или 10 недель. 

Экспресс-курс, который продлится 10 недель, стартует 5 июня. 

Онлайн-школа “БИТ” – это учебные курсы, соответствующие всем требованиям ФГОС и прошедшие педагогическую и научную экспертизу РАН. Это доступ к учебным материалам 24/7. Ребенок занимается, тогда и там, где ему и его родителям удобно. Это индивидуальный подход к каждому, интуитивно понятная платформа, опытные и квалифицированные педагоги.  

Помогите своему ребенку пойти в первый класс уверенным в себе и своих знаниях вместе с онлайн-школой “БИТ”

Своевременная подготовка к школе

Бывает и так. Поняв в последний момент, что готовиться к школе всё равно нужно, родители впопыхах начинают искать репетиторов, обращаться в престижные центры дошкольной подготовки. Они готовы платить большие деньги, чтобы в короткий срок их чадо овладело необходимыми навыками чтения, счёта и письма.

Редко какой преподаватель возьмётся за такое ответственное дело, понимая, с какими трудностями ему предстоит столкнуться. И дело тут даже не в природной лени, что появляется у ребёнка всякий раз, когда он занимается нелюбимым делом, а в тех перегрузках, которые испытывает неподготовленный и нетренированный мозг освобождённого от умственных занятий дошкольника.

Поэтому заботиться о качественной дошкольной подготовке необходимо заранее. Любой обучающий детский центр работает по нескольким программам, по которым идёт поэтапное развитие ребёнка, посещающего данное учреждение. Например, в развивающих центрах «УмНяша» в Бутово и Солнцево, работает целый десяток программ, от программы «Малышок» (от 1 до 3 лет) до программы «Грамотность» (9 – 11 лет).

Занятия по программе «Подготовишка» рассчитаны на детей от 5 до 7 лет, и проходят 2 раза в неделю по 40 минут. «Подготовишка» дарит ребёнку полную готовность к школе и адекватную самооценку, а родителям – гордость за своё чадо и свободные вечера, поскольку с домашними заданиями у вашего школьника не будет никаких проблем.

Что такое подготовка к школе

Подготовка к школе — это не только научить ребёнка считать или сидеть положенные 40–45 минут урока. Это понятие намного шире, поскольку ключевая задача подготовки — ввести ребёнка в систему «ученик — учитель». Сделать так, чтобы он легче адаптировался к школьной жизни, а не просто получал пятёрки за правильно решённые примеры по математике.

В идеале подготовка к школе включает в себя несколько аспектов:

  • Академическая подготовка — базовые знания, благодаря которым ребёнок сможет справляться с заданиями на уроке. Чтение, письмо, счёт, мышление, логика и так далее.
  • Социальная готовность — способность к общению со сверстниками и взрослыми, понимание чужих эмоций.
  • Физическая подготовка — это готовность ребёнка к физической активности, развитая мелкая моторика.
  • Эмоциональная — моральное состояние будущего первоклассника, его желание учиться.

Что подразумевают под подготовкой ребенка к школе

Любопытно, что у родителей и психологов различные ожидания, в чем состоит готовность ребенка к школе, и что важно формировать будущему ученику за счет подготовительных занятий

Большинство родителей ориентировано на интеллектуальные достижения своих детей и в дошкольном возрасте стремятся дать ребенку определенную базу знаний и навыков, научить читать и считать, увеличить словарный запас и грамотно говорить.

При такой позиции внимание взрослых акцентировано на развитии осведомленности, речевых и мыслительных способностей ребенка. Хотя перечень того, что ребенок должен знать к 1 классу, безусловно, существует

Определенный багаж знаний будущему первокласснику необходим

Хотя перечень того, что ребенок должен знать к 1 классу, безусловно, существует. Определенный багаж знаний будущему первокласснику необходим.

Еще часть взрослых, обеспокоенных отдельными чертами характера своего чада, нацелены пробудить у ребенка желание ходить в школу, заинтересовать обучением в школе совместно с другими детьми.

Застенчивые и тревожные малыши могут многое знать и уметь, но они боятся отойти на шаг от мамы или папы. Даже играть со сверстниками такие тихони соглашаются, только если рядом находится близкий человек.

Некоторые гиперактивные, чрезмерно импульсивные дошкольники готовы находиться в кругу других детей как можно больше, но их познавательные интересы ограничены. Подобные шустряки часто заявляют, что они не хотят учиться и в школу не пойдут. А их родители обеспокоены, как же повернуть интересы дошкольника в сторону знаний и обучения.

Требования специалистов более широкие. Психологи считают, что необходимо сформировать у дошкольника личностную готовность к обучению в школе и внутреннюю позицию школьника. Готовность к обучению включает не только определенный уровень осведомленности и мышления ребенка. Здесь подразумевается и мотивация к познанию, и эмоционально-волевой компонент, и социальная зрелость будущего школьника.

Поэтому полноценная подготовка к школьному обучению требует пребывания ребенка в группе таких же детей, как и он. Родители – сторонники индивидуальной подготовки – делают ошибку, организовывая для своих детей занятия на дому. Они упускают важный момент, зачем нужна подготовка к школе, а именно, лишают ребенка возможности сформировать умение подчинять свое поведение законам детской группы и выполнять роль ученика в условиях школьного обучения.

Предлагаем ознакомиться, как организована подготовка детей к школе в детском саду.

Шаг 2. Оборудуйте место для учёбы

Чтобы ребёнку было удобно заниматься, а его осанка и зрение всегда были в порядке, важно правильно организовать рабочее место. Советами, каким должно быть рабочее место, поделились мануальный терапевт Дмитрий Ефимов и врач-офтальмолог Надежда Силакова:

  • Чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник во время работы за компьютером, необходимо подобрать стол и стул, которые будут «расти» вместе с ребёнком.
  • Как вариант, в качестве стула можно использовать фитбол, в этом случае при сидении задействуются мышцы-стабилизаторы, ребёнок держит спину ровно, а позвоночник не перегружается.
  • Когда ребёнок сидит за компьютером, его стопы обязательно должны стоять на полу, а руки — свободно лежать на клавиатуре. Учитывайте это при подборе мебели для рабочего места.
  • Расположение компьютера должно быть таким, чтобы взгляд ребёнка был по центру монитора или чуть выше. Освещение в комнате должно быть хорошим, нельзя заниматься в темноте.


mamamozhetvse.ru‍

Эти простые советы помогут вам оборудовать рабочее место ребёнка так, чтобы он мог комфортно работать и сохранил своё здоровье.

К школе необязательно готовиться

Официально ребенок не обязан уметь считать и читать до школы. По этой причине некоторые родители считают, что нет никакой необходимости заранее готовиться к поступлению в первый класс. Они не понимают, что подготовительные курсы, в первую очередь, позволяют легче адаптироваться к учебе.

Когда дети приходят в школу у них начинается длительный период адаптации. Независимо от того, посещал ли малыш детский сад или им занимались дома, ему не так-то просто привыкнуть к учебным будням. Новый коллектив, к которому необходимо найти подход, учитель, который заставляет сидеть за партой и выполнять различные задания – все это является стрессом для маленьких первоклашек.

Большинству детей непривычно так долго сохранять сосредоточенность, они постоянно отвлекаются. В отдельных случаях у малышей даже наблюдаются истерики: они отказываются идти в школу или выполнять задания в классе. Это вызвано как раз тем, что ребенок попал в непривычную для него среду, к которой оказался совершенно не готов. Стоит ли говорить о пользе подготовительных курсов? Групповые занятия для дошкольников как раз и направлены на то, чтобы ребенок заранее мог привыкнуть к учебе, не испытывал потом переживаний.

Как лучше всего готовить ребёнка к школе?

Лучше всего – постепенно, в игровой форме, и с хорошим настроением. А ещё лучше – если это будет происходить в небольшом детском коллективе. Именно так проходят подготовку к школе в центрах детского развития «УмНяша».

С самого начала дошкольник должен почувствовать, что учёба – это очень интересный и увлекательный процесс, а не нудное времяпровождение. Для этого все развивающие занятия в центре проходят в непринуждённой обстановке, и обязательно — с элементами игры. Наши преподаватели используют на занятиях с детьми не только уникальные методики Н.А. Зайцева, Н.И. Козлова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Никитиных, и других выдающихся педагогов, но и свои авторские наработки. На этих занятиях никогда не бывает скучно, а результаты при таком подходе не заставляют себя долго ждать.

Никто не отрицает, что такой же результат может дать подготовка к школе в домашних условиях. Родителям всего-то надо иметь достаточно свободного времени, оптимистичный настрой, знание детской психологии, и уметь увлечённо играть с ребёнком в развивающие занятия.

Если дать малышу текст, пусть даже в букваре, он увидит почти то же самое, что увидите вы, глядя на инструкцию, написанную на китайском языке. Первое, что вы сделаете – будете искать картинки. То же самое попытается сделать ребёнок. Вместо чтения он попытается изучить то, что нарисовано рядом с текстом. Вот тут и нужно недюжинное терпение, чтобы прописное слово «мама» начало ассоциироваться у малыша с самым любимым человеком, а «небо» — с синевой, солнышком и облаками. Зато овладев навыком чтения, ваш ребёнок откроет совершенно новый мир, скрывающийся за непонятными закорючками в книгах, журналах и вывесках.

Задачи воспитателя в подготовительном процессе

На занятиях по подготовке к школе воспитатель выполняет следующие задачи:

1

Формирование у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;

2. Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;

3. Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;

4. Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.

Педагогическая деятельность воспитателя в детском саду носит образовательный характер и складывается из двух составляющих получения дошкольниками знаний и умений: широкое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, и организованный учебный процесс. Соответственно, в процессе приобретения знаний и умений различаются те из них, которые ребенок может получить самостоятельно в процессе общения и те знания и умения, которые он может получить только на специальных учебных занятиях. В задачи воспитателя на занятиях входит проверка полноты усвоения детьми программного материала, проверка быстроты и рациональности их действий, наличия навыков и умений, а также контроль правильного, адекватного поведения.

Многими современными психологами выдвинуто мнение, что около восьмидесяти процентов интеллекта ребенка формируется до восьмилетнего возраста. В связи с этим требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников достаточно высокие.

В детском саду познавательные задачи объединяются с формированием нравственно-волевых качеств, а их решение осуществляется в тесной взаимосвязи. Формирование познавательного интереса способствует пробуждению у ребенка активности, способствует развитию любознательности. В свою очередь умение проявлять настойчивость и прилежание способствует повышению качества деятельности. Таким образом, дошкольники уверенно и эффективно усваивают учебный материал.

В процессе воспитания ребенка в детском саду необходимо также выработать у ребенка потребность в познавательной деятельности, любознательности, самостоятельном поиске решений и ответов на возникающие вопросы. Ребенок, у которого эта потребность не выработана в достаточной степени, будет проявлять на занятиях в школе пассивность, его сложно будет заставить выполнять задания, самостоятельно овладевать знаниями и, соответственно, достигать высоких результатов в учении.

Зона ближайшего развития ребенка: что это значит на практике

По результатам многочисленных опросов, проведенных психологами и педагогами, большинство современных родителей ставят на первое место интеллектуальное развитие детей. Сейчас очень модно раннее обучение и развитие, популярны различные методики, специализированные детские центры, огромный выбор развивающих игрушек. Однако многие дети продолжают испытывать трудности обучения в школе или детском саду. Почему так происходит?

Дело в том, что однобокое развитие какой-либо функции в ущерб другой может осложнить обучение ребенка

Например, родители большое внимание уделяют развитию речи, а развития крупной моторики, в котором нуждается ребенок, не происходит

Еще одна часто встречающаяся проблема: социальные требования и существующие методы обучения просто не соответствуют возможностям современных детей. Зачастую с раннего возраста дети предоставлены сами себе: родители меньше с ними беседуют, меньше проводят время в совместных занятиях. Компьютеризация отняла большую часть времени от совместного общения.

Какими же в таких условиях должны быть дошкольное образование и подготовка к школе? Чему обучать и как обучать?

Концепция известного психолога Льва Выготского помогает найти ответы на эти вопросы. Главная идея Выготского: развитие ребенка происходит прежде всего через контакт со взрослыми. Именно родители, воспитатели, старшие братья и сестры учат его общаться, знакомят с культурными ценностями и правилами поведения.

Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно

Задача взрослого — привлечь внимание ребенка к новой деятельности и произвести ее с ним совместно. После многократных повторений ребенок научится делать это самостоятельно

Например, самые маленькие дети учатся держать ложку благодаря поддержке и помощи взрослых.

Такой алгоритм лежит в основе обучения ребенка чем угодно, будь то катание на коньках, рисование или игра в шахматы. Однако вряд ли получиться научить трехлетнего ребенка играть в шахматы, потому что данная деятельность пока находится вне его возможностей или, используя термины Выготского, вне зоны ближайшего развития.

Задача взрослого — создать условия, в которых ребенок будет трудиться, преодолевать трудности, прикладывать усилия. Родители и педагоги не должны делать за ребенка то, что можно сделать с ним вместе, — доказано, что это приводит к снижению мотивации и познавательного интереса.

Только обучение ребенка в соответствии с его возможностями окажется развивающим. Слишком легкие и слишком сложные задачи не окажут плодотворного влияния на развитие ребенка

Вне зависимости от выбранной методики или программы обучения важно помнить о потенциальных возможностях зоны ближайшего развития

Раиса Николаевна Драбович,психолог детского сада НОУ ЦО «Школа Сотрудничества»

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина Ответственная и отзывчивая!

Перезвоните мне

От своевременной и качественной подготовки ребенка к школе зависят не только его успехи в учебе, но и жизненные перспективы в целом.

Бесплатный курс ИКТ для детей

От своевременной и качественной подготовки ребенка к школе зависят не только его успехи в учебе, но и жизненные перспективы в целом. Многие психологи утверждают, что в возрасте до 8 лет формируется около 80% интеллекта человека — и этого же мнения придерживался один из известнейших авторов обучающих методик для детей, Гленн Доман

Поэтому воспитатели в детских садах и других ДОО должны уделять подготовке к школе особое внимание. Давайте разберемся, для чего и как она проводится

Шаг 5. Воспользуйтесь лайфхаками хоумскулеров

На марафоне «Учимся вместе! Учим с любовью!» своим опытом делились не только эксперты, но и мамы детей, которые получают знания на семейном обучении

Лейла Сазонтова, автор книги «Жизнь без школы», рассказала, на какие моменты в обучении ребёнка она обращает внимание, и поделилась советами с родителями

По мнению Лейлы, самое главное, что должен сделать родитель — научить ребёнка учиться: чтобы он привык получать, фильтровать и применять информацию. Человек, который умеет это, из всего получит пользу. 

Чтобы сформировать у ребёнка это желание, важно отталкиваться от его интересов. Лейла рассказала о том, что её сын долго интересовался астрономией, и она старалась строить обучение вокруг этого предмета

Однажды в планетарии мальчик подружился с лектором. Тот рассказал ему, что для полёта на МКС недостаточно только знания астрономии: нужно ещё быть в хорошей форме и как минимум знать английский язык. Так у ребёнка появился стимул изучать другие предметы и заниматься спортом. Да и сама астрономия подталкивала к тому, чтобы изучать биологию, химию и физику. 

Ещё важно показать ребёнку, что получить информацию он может разными способами — из книг, видео, подкастов, на лекциях и онлайн-уроках, общаясь с тьютором или наставником. 

Шаг 4. Сделайте обучение интересным и индивидуальным

Важно учитывать, что сейчас на первое место выходят таланты человека, и в будущем многие работодатели будут оценивать именно индивидуальные способности работников и их soft skills. Об этом в рамках марафона мы поговорили с Ириной Фомичёвой, руководителем учебного отдела «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»:. Кроме того, в нашей онлайн-школе есть углублённые и олимпиадные курсы, а также нацеленные на развитие soft skills: эмоционального интеллекта, навыков коммуникации, критического мышления, умения вести переговоры

Кроме того, в нашей онлайн-школе есть углублённые и олимпиадные курсы, а также нацеленные на развитие soft skills: эмоционального интеллекта, навыков коммуникации, критического мышления, умения вести переговоры.

Когда ребёнок может двигаться в индивидуальном направлении и развивать свои данные, учёба из обязаловки превращается в приключение.

<<Форма бесплатного курса>>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: