Слайд 29Метод «Экспресс – портрет» Цель: закрепить изученный материал, умение описывать, обобщать, активизировать
мыслительную деятельность, развивать творческую активность, фантазию; умение работать в группе. Группы: 5-7 человек. Время:20-25 минут. Материал: листочки для записей, коробочки (по количеству групп), наборы картинок (по количеству групп). Урок 15 «Икона» Проведение: Каждый ученик в группе получает карточку с названием иконы. В течение 3 минут на листочке должен написать «портрет» — описать икону. Затем каждый в группе представляет свою работу, начиная со слов: «Я хочу представить вам портрет, он выглядит так…» и зачитывает «портрет». Ученики в группе отгадывают, чей «портрет» описан, находят в коробочке картинку с изображением.
АМ организации самостоятельной работы над темой
Виды инновационных методов обучения
Рассмотрим подробно классификацию инновационных методов обучения и их основные подгруппы.
- Метод программного обучения. Происходит изменение традиционных способов благодаря уточнению задач и целей, форм поощрения и контроля относительно предметного содержания знаний. Инструментами реализации программного метода выступают: шаг программы, алгоритмы, которые задает учитель или выбирает обучаемый.
- Метод проблемного обучения. Опирается на ситуативность, в которой оказался обучаемый. То есть центром управления выступает мыслительная деятельность человека, поставленного в конкретное положение. Ученик решает проблему, находит пути выхода из нее, ищет гипотезы и дает объяснения явлению и его противоречиям.
- Интерактивное обучение. Преподаватель выражает как научно обоснованную точку зрения, так и свою личностную, выражает отношение к проблеме и аргументирует позицию. К интерактивным методам относятся: эвристическая беседа, круглый стол, тренинг, брейнсторминг, креативное обучение, дебаты, деловая игра.
Метод эвристической беседы (от греч. heuristiko — отыскиваю, открываю) восходит к древнегреческому учению, разработанного Сократом. Тогда этот способ заключал в себе наводящие вопросы, побуждающие обучаемого самостоятельно найти ответ.
Современная вариация данного метода сохранила античную тенденцию — учащиеся дают ответы на искусно сформулированные вопросы, благодаря чему активируется мыслительная деятельность мозга.
Таким образом, эвристическая беседа выступает коллективной беседой, посредством которой нужно найти ответ на проблему. Педагогика причисляет данный способ к методам проблемного обучения, т.к. в процессе обсуждения и поиска решений ребята обмениваются мнениями, гипотезами, идеями и догадками.
Метод «круглого стола» педагогика заимствовала из сферы политологии и науки. Он призван улучшить изучение и усвоение проблем теоретического характера через их рассмотрение в научных разрезах.
Тренинг — метод, зародившийся относительно недавно. Обучение посредством тренинга формирует компетентность и активность индивида в общении с другими людьми.
Брейнсторминг («мозговой штурм»). Метод заключается в поиске творческих идей, которые ранее не применялись. Учащиеся делятся на две группы — генераторов идей и критиков. В первую входят обладатели творческого мышления, которым присуще богатое воображение и фантазия. Группа критиков состоит из аналитиков и ребят, склонных к решению конкретных задач.
Генераторам дается творческое задание, например, объяснить какое-либо явление или придумать способ разрешения заданной проблемы. За отведенные занятия они придумывают и высказывают всевозможные идеи: как реальные, так фантастические.
Эксперты-критики должны зафиксировать все предложения, затем сделать полный анализ выдвинутых идей.
Креативное обучение. В основе метода лежат подходы:
- студент в процессе создает свой образовательный продукт;
- образовательный продукт должен соответствовать его потребностям;
- индивидуальное направление ученика в образовательном поле;
- интерактивность занятий, которая осуществляется посредством телекоммуникаций.
Дебаты. Такая технология вырабатывает стимул у обучающихся повторять изученный материал, прибегать к чтению дополнительной литературы и искать новые способы решать задачи. Темой дебатов выступает научная или морально-нравственная проблема, по которой нет однозначной точки зрения и для разрешения которой возможны противоположные подходы. Группа учащихся делится на две команды, одна из которых исследует проблему с положительной стороны, другая — с отрицательной.
Игровое имитационное моделирование. Здесь представлены разного рода игры:
- деловые;
- рефлексивные игры, снимающие стресс;
- организационные;
- аттестационные.
Во процессе деловых игр проявляется продуктивная и преобразовательная деятельность. Метод деловой игры применяется в колледжах на старших курсах.
Такой способ обучения является важным условием для получения необходимых навыков профессиональной подготовки. Разнообразие методов образовательного процесса способствует повышенной заинтересованности в обучении, помогает развить творческие навыки, решает целый комплекс педагогических и воспитательных задач.
Все указанные методы, как правило, почти всегда реализуются в смешанном виде. Изначально активные подходы внедряли в школьное образование, т.к. они еще не были адаптированы под вузовскую систему.
Виды инновационных методов обучения
Выделяют следующие виды инновационных методов обучения, в зависимости от их содержания.
Медико-ориентированные инновационные методы обучения.Основным условием применения медико-ориентированных инновационных методов обучения является наличие у педагога необходимого уровня профессиональной подготовки, педагогической компетенции и мастерства.
В рамках медико-ориентированных инновационных методов обучения выделяют:
- использование в образовательном процессе информационных технологий;
- применение педагогом принципов интеграции содержания образования;
- развивающая направленность обучения;
- дифференциация обучения;
- внедрение в процесс обучения методов: проектирования, программирования, проблемного и модульного обучения.
Личностно-ориентированные инновационные методы обучения – это методы обучения направленные на организацию стратегии сотрудничества, понимания, помощи и уважения между педагогом и учащимися. Личностно-ориентированные методы обучения представлены рядом инновационных подходов к образовательному процессу:
- Сущностный подход – отражает процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на формирование и развитие у них системных знаний и междисциплинарных связей.
- Операционно-деятельностный подход – основан на фундаментальных положениях государственных образовательных стандартов, направлен на формирование у учащихся умения приобретать знания самостоятельно в процессе осуществления практической деятельности.
- Компетентностный (профессионально-ориентированный) подход – выражается в формировании и развитие у учащихся профессиональных установок и компетенций.
- Акмеологический подход – находится в тесной взаимосвязи с сущностным подходом, заключается в разработке и реализации инновационных методов и средств обучения, направленных на формирование и развитие у учащихся творческого мышления, саморазвития, самообразования, самосовершенствования и самоконтроля.
- Креативно-развивающийся подход – направлен на формирование у учащихся творческого и продуктивного мышления, креативного отношения к осуществляемой деятельности, развитию таких качеств как творческие способности и научно-творческие умения и навыки.
- Контекстный подход – заключается в том, что организация образования процесса посредством инновационных методов обучения, осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Замечание 2
Таким образом, указанные инновационные методы и подходы обучения направлены на повышение эффективности образовательного процесса в соответствии с основными положениями концепции образования в стране.
Слайд 26Фрагмент урока. Тема урока. Православная молитва.Цель урока: ознакомить с видами молитвы,
формировать умение распознавать их по смыслу, работать над расширением словарного запаса; развивать навыка сотрудничества, доброжелательности.Изучение новой темы.Метод «Инфо-угадайка». На листе ватмана (на доске, на флипчарте) учитель пишет тему урока. Остальное пространство делится на секторы. Начиная с I сектора учитель записывает: православная молитва. Далее при работе с текстом, поочередно заполняются все секторы. Появляется таблица.
Самостоятельная работа. Работа в парах.На партах карточки со стихами православных поэтов с одноименным названием «Молитва», относящимися к разным ее видам и начальные духовные молитвы.Дети определяют вид молитвы и прикрепляют в таблицу. Аргументируют выбор.Данный метод позволяет не только познакомиться с новым материалом, но и структурировать его, что способствует лучшему усвоению и пониманию.
АМ презентации учебного материала
Как организована инновационная деятельность
Учёные выделяют два типа новаторских процессов: спонтанные и организованные. Перед руководством стоят задачи эффективного управления и объективной оценки инновационных процессов. Единица внедрения школой организованных инноваций –проект.
При составлении карты руководство проводит анализ текущей ситуации, выявляя проблемы, поиск решения которых станет предметом работы. Как правило, в карту вносят одну главную или несколько родственных проблем.
Структура карты инноваций напоминает стандартное описание проекта:
- проблема;
- цель;
- сущность инновации (механизм достижения цели);
- результат, к которому должно привести внедрение инновации;
- область применения (административная, дидактическая, кадровая, психолого-педагогическая, междисциплинарная);
- способ апробации результата (выступление перед профессиональным сообществом);
- проблемы, возникшие при внедрении инновации.
Карту инноваций руководство представляет на обсуждение коллектива. На основе карты составляется план, включающий подробное описание этапов внедрения конкретного инновационного проекта в школе.
Обязательность внедрения инноваций не делает каждую школу источником обновления системы образования.
Такой школе свойственно отличное собственное понимание аспектов образования: от целей до технологий.
Часто процессы внутри такой школы строятся на базе научно обоснованных философских, социально-психологических или педагогических концепций. Результат осмысления этих подходов – продуманная динамическая система взаимосвязей, инноваций в образовательной и воспитательной работе.
Инновационные подходы в современном образовании
Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.
Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.
В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:
Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
Компетентностный подход – новый для российской школы
Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.
Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию
Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.
Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.
Обучение на ходу
Где применяется: на всех уровнях образования.
Почему это важная инновация: учебные прогулки учат исследовать окружающую среду, применять знания в реальном мире. В пандемию этот подход помог организовать личные встречи в период закрытия школ и вузов, а также бороться с последствиями сидячего образа жизни.
Диалог во время прогулки — образовательная практика, известная с античных времён. Ещё Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по территории Лицея.
В Innovating Pedagogy Report этот подход включили из-за значения, которое он приобрёл во время пандемии. Первоочерёдным авторы считают психологический эффект. Но есть и другие плюсы: в некоторых случаях обучение на ходу действительно позволяет получить новые знания и навыки, которые не получилось бы освоить в классе.
Авторы отчёта приводят пример с интеграцией мигрантов в местные сообщества. В нескольких городах Великобритании учебные прогулки успешно использовали для изучения английского, знакомства с местной инфраструктурой и достопримечательностями.
Как используется в России
Есть направление, в котором учебные прогулки подчас важнее занятий в классе, — образовательная урбанистика. Это исследование города как образовательной среды и проектирование учебных продуктов, в которой эта среда используется. В МГПУ есть даже магистерская программа «Педагог-исследователь городской среды», на которой учат задействовать ресурсы города в изучении разных дисциплин.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Критерии инновационных школ
Какие же школы можно отнести к инновационным? Вот перечень отличительных критериев:
- использование новых технологий;
- развитие креативного мышления и творческого потенциала;
- создание условий для самостоятельной работы;
- акцент не только на обучении, но и на воспитании;
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- активное вовлечение ученика в образовательный процесс.
Использование новых технологий
Один из самых ярких признаков — это использование научных достижений и информационных технологий. Так, в инновационных школах применяют электронные журналы и дневники, вместо обычных бумажных. Проводят компьютерные тесты для контроля знаний по точным предметам. И даже внедряют электронные столовые!
Как выглядят электронные столовые в инновационных школах? Это сетевая система киосков самообслуживания и терминалы по приёму платежей. Для оплаты ученики должны использовать только пластиковые карты. Такие столовые учат ребёнка самостоятельно оплачивать обеды, рассчитывать свои деньги и готоят их к взрослой жизни.
Развитие креативного мышления и творческого потенциала
Традиционные школы разрабатывают учебно-методические комплексы (УМК), направленные на изучение правил и большого количества нового материала. В инновационных школах дело обстоит иначе. Здесь школьные уроки строятся таким образом, чтобы развивать у ребёнка креативное мышление и творческие способности. Это относится ко всем предметам. Детям предлагают нестандартные задачи и ситуации, решить которые можно разными, порой совсем неожиданными способами. Такой подход помогает ученикам видеть несколько перспектив и всегда искать креативные ответы.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Создание условий для самостоятельной работы
Готовые ответы ученики всегда могут посмотреть в интернете. А вот помочь им организовать самостоятельный поиск знаний — это задача инновационных школ. В такой системе образования учитель из строго контролёра и надзирателя превращается в ментора, который направляет детей, учит учитывать другие точки зрения и формирует у них критическое мышление и способности к учёбе. В будущем ребёнок с такими навыками сможет легко выполнять любую самостоятельную работу и получать высокие оценки.
Использование технологий геймификации — серьёзный тренд в школах будущего
Акцент не только на обучении, но и на воспитании
Ещё одна важная задача инновационной школы — совместить обучение и воспитание. Для этого в классах ученики разрабатывают групповые проекты, учатся слышать друг друга, взаимодействовать и отстаивать свою точку зрения без агрессии и переходов на личности. Во взрослой жизни такие умения помогут личности уверенно чувствовать себя в коллективе, уважать других и аргументировать свои идеи.
В японской школе инновационного образования реализовали экспериментальный проект. В его рамках учителей английского заменили роботами. Это очень перспективное направление для японского образования, ведь там сложно найти преподавателей иностранного с высоким знанием языка, зато сильно развита робототехника.
Индивидуальный подход к каждому ученику
Инновационная школа — это пример обучения, где образовательный процесс строится на индивидуальном подходе к каждому ученику. Ведь все дети по-разному усваивают новую информацию. Кому-то нужно больше времени, а кто-то всё схватывает на лету. В школах будущего учитель применяет методы адаптивного обучения, чтобы каждый ребёнок мог учиться в своём темпе и не чувствовать себя ущербным.
Активное вовлечение ученика в образовательный процесс
В традиционных школах обучение строилось по схеме: учитель (субъект) — ученик (объект), в которой ученики пассивно воспринимали информацию. В школах нового типа действует другая схема, где учитель и ученик — активные участники образовательного процесса. Дети чаще сами осваивают учебный материал, ищут ответы и обучают друг друга. А учитель помогает им в этом.
К признакам инновационной школы можно отнести нестандартный дизайн помещений. Опенспейсы, комнаты отдыха и креативные библиотеки — разные формы пространства также влияют на развитие детей и прививают им свободу не только в движениях, но и в мыслях.
Новые педагогические технологии в системе образования
Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.
Проектная работа
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.
В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.
Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Игровое технологии
Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.
В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.
Интерактивные технологии
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.
Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.
Инновации в дошкольном образовании
Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.
Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:
- проектная деятельность;
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- исследовательская деятельность;
- информационно-коммуникативное обучение;
- игровая методика.
Проблемы инноваций в сфере образования
Интересно то, что проблемы инноваций в сфере образования наблюдаются уже на стадии их разработки. Никто из специалистов не в состоянии дать 100% гарантию, что именного его новый педагогический подход будет успешным и наберёт единомышленников. Причём, нововведения всегда связаны с большим риском, и нет никакой уверенности в том, что он будет оправдан.
Но, несмотря на это, попытки внедрения инноваций в сферу образования предпринимаются постоянно. Кроме того, специалисты стараются привести все возможные инновации к какой-то классификации. И одна их самых современных классификаций инноваций выглядит следующим образом:
- Сущностные инновации – подразумевают внедрение в образовательную систему нововведений, влияющих на саму суть образования, но которые не могли быть применены ранее;
- Ретроинновации – подразумевают внедрение в педагогическую деятельность тех подходов, которые были забыты в течение времени;
- Комбинированные инновации – подразумевают объединение некоторого количества образовательных методов, в результате чего появляется один новый;
- Аналоговые инновации – подразумевают присоединение к уже известному методу обучения частного нововведения.
Вся суть инноваций в образовательной системе вообще заключается в том, что предпринимаются попытки найти и успешно применить новые подходы к образованию молодого поколения. И любые инновации непременно должны учитывать требования современного социума и развитие информационных технологий. Ко всему прочему, нововведения должны быть применены ещё и в четырёх направлениях:
- Воспитание
- Обучение
- Управление
- Переподготовка кадров
Несложно заметить, что внедрение инноваций является очень серьезным процессом, сопряжённым с рядом трудностей теоретического и практического характера, а также существенной долей риска. Однако это не должно останавливать людей на их пути к улучшению образовательной системы, иначе она может надолго погрязнуть в неактуальных и устаревших образовательных методах, что грозит тем, что снизится не только желание молодёжи обучаться в учебных заведениях, но и уровень её морального, психологического, этического, социального и культурного развития.
И в качестве примера успешных инноваций нам хочется привести несколько, так называемых, «Новых школ» XX века, ориентироваться на которые отчасти мы можем даже сегодня.
Инновационная школа: что это такое
Что такое инновационные школы современного образования и как они выглядят? Давайте дадим определение:
В более широком смысле, под инновациями подразумевают необычные подходы к образованию. Это могут быть:
- нестандартные методики обучения;
- интерактивные уроки;
- необычный дизайн школьных зданий;
- использование электронных дневников и журналов в инновационных школах;
- сотрудничество с местными общинами, компаниями или организациями;
- разработка нестандартных программ для начальных инновационных школ и многое другое.
Проектная работа — самый популярный вид организации урока
Инновационные школы России
Список инновационных школ России с каждым годом расширяется. И пусть пока нет рейтинга лучших учебных заведений такого типа, зато уже появляются конкурсы, на которых награждают самые перспективные проекты. Давайте посмотрим, какие примеры российских инновационных школ есть в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Среди них:
- Московская «Хорошевская гимназия» («Хорошкола»);
- Московская школа №91;
- «Школа будущего», или Wunderpark International School, в Подмосковье;
- Московская частная школа «Перспектива»;
- Петербургская Школа имени Жака-Ива Кусто;
- Пермская «Школа дизайна «Точка»;
- Краснодарская СОШ №32.
Московская «Хорошевская гимназия» («Хорошкола»)
Московская «Хорошкола» — это личный проект Германа Грефа, главы Сбербанка России. В рамках этой школы действует детский сад, прогимназия и гимназия. В Хорошколе разработали специальную программу, которая позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал детей. Способствует этому и архитектура учебного заведения — здесь есть большая лаборатория, спортивные залы, двухуровневая библиотека и даже кабинет кулинарии.
Главное здание Хорошевской гимназии
Московская школа №91
В этой школе детей активно вовлекают в образовательный процесс через активное участие в практических заданиях. Так, здесь реализовали проект «Школьный двор с детьми как соавторами». В его рамках дети осваивали все этапы архитектурного дела: от анализа до сдачи готового объекта — школьного двора. В ходе деятельности дети смогли изучить все нюансы, предложить свои идеи и принять непосредственное участие в строительстве.
Подмосковье, «Школа будущего»
«Школа будущего», или Wunderpark International School, находится в Истринском районе Подмосковья. Здесь сочетают прогрессивное образование с классическими традициями. Развивают системное и критическое мышление, умение общаться и решать нестандартные задачи. Здесь ученикам предлагают факультативные занятия, на которых они могут более глубоко изучить нужный предмет и применить знания на практике.
Московская частная школа «Перспектива»
Это элитная игровая школа, в которой уроки проходят очень нестандартно. Здесь объединяют разные предметы в один курс, чтобы у учеников появлялись связи между разными дисциплинами: например, историей, географией и литературой. Так, выбирается определённая тема и целую неделю школьники практически реконструируют традиции и события, которые к ней относятся. Если они изучают китайскую культуру, то пьют на уроках улун, занимаются калиграфией и читают китайских мыслителей.
Петербургская Школа имени Жака-Ива Кусто
Эта общеобразовательная школа №4 находится в Северной Столице. И здесь преподают французский язык на самом высоком уровне. Дети изучают историю, культуру и географию европейской республики, используя креативные методы и инновационные приёмы. Дополнительная особенность школы — это программы обмена, в которых активно участвуют ученики. Это позволяет им отправиться в страну и погрузиться в языковую среду.
Пермская «Школа дизайна «Точка»
Пермская «Школа дизайна «Точка» — одна из самых прогрессивных в стране. Её корпус больше похож на здание современной IT-компании, чем на обычную школу. Здесь постоянно придумывают необычные проекты и активности для учеников. В качестве примера можно привести проект «Модуль инжиниринга». В его рамках разработали образовательный модуль, который объединяет разные предметы: математику, английский и другие. Главная цель — привить школьникам инжиниринговый подход к обучению, понимая какой конкретно продукт они хотят получить в результате.
Ученики «Школы дизайна «Точка» на коркурсе дизайнерских проектов
Краснодарская СОШ №32
В этой школе учителя и ученики активно работают над систематизацией и улучшением образовательных процессов. И один из проектов, который реализовали школьники, это «Развитие школьной библиотеки». В его рамках в школе создали информационно-библиотечный центр.
Инновационные модели школ России только набирают обороты. Но уже сейчас можно видеть интересные примеры, в которых используют технологические достижения и стимулируют познавательную деятельность детей. Самых лучших из них ждёт поступление в престижные российские вузы и участие в лидерских программах.
Инновации в вузах
Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:
- целей обучения;
- содержания образования;
- мотивации и средств преподавания;
- участников процесса (студентов, преподавателей);
- результатов деятельности.
В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:
- Организация деятельности обучаемого (студента).
- Контроль образовательного процесса.
При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией
При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника). Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.
Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:
недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.
Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через «Скайп» можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.
Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.
Заключение
Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.