Особенности развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются теоретические вопросы по формированию лексического строя речи, показаны результаты эксперимента по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня

Особенности организации коррекционно-логопедической работы в школе

Организация логопедической терапии и коррекционных программ в школах специальной направленности и обычных общеобразовательных заведениях имеет свои специфические черты:

Работа организуется дифференцированно т.е. на основании диагностирования конкретного речевого нарушения ребенок направляется в школу, тип которой ему наиболее подходит. В каждой школе выбираются приоритетные направления работы, исходя из специфики отклонений в речевом развитии. Кроме того, в общеобразовательных учебных заведениях, используются специальные программы обучения для детей с речевыми нарушениями. В некоторых случаях им отводятся отдельные классы. Все зависит от степени проявления речевого дефекта.
Проведение комплексной диагностики речевого развития детей на основании составления речевых карт и определения направлений коррекционной работы.
Коррекционная работа тщательно планируется и составляются прогнозы ее исхода.
Учет особенностей разнообразных речевых отклонений, степени их выраженности, наличие второстепенных отклонений влияет на методы и техники логопедической коррекции в школе того или иного типа.
Создание условий для нормального обучения и развития детей с речевыми отклонениями в общеобразовательной школе.
Учет потребностей и особенностей развития учащихся с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательными проблемами.
Основой коррекционной работы является принцип доступности и последовательности обучения, его комплексная организация

Коррекционная терапия должна создать условия для того, чтобы обучение было доступным для восприятия ребенком с конкретными речевыми дефектами, шло от простого к сложному с применением разнообразных приемов и методов.
Важность проведения профилактических мероприятий по предупреждению развития речевых дефектов и сопутствующих отклонений.
Коррекционная работа в начальной школе имеет ближайший и перспективный результат. Она создает условия для формирования ключевых компетенций учащихся, адаптировать их к социальной жизнедеятельности и построению коммуникативных связей, независимо от наличия речевого дефекта.
Использование современных ИКТ-технологий на коррекционных занятиях

Они способствуют активизации мышления, развивают психические процессы, необходимые для полноценного речевого становления и освоения образовательной программы.

Диагностика речевой готовности к школе

В настоящее время существует множество диагностико-коррекционных программ, нацеленных на определение уровня речевого развития ребенка, на выявление слабых звеньев и своевременную корректировку речевых нарушений.

Внимательных родителей заботит, как в домашней обстановке вовремя заметить проблемные стороны в развитии речи и своими силами помочь ребенку.

Действительно, формирование речи — то познавательное развитие детей, которое происходит при непосредственном участии родителей. И здесь чрезвычайно важны профилактические меры. Все взрослые в семье должны разговаривать с детьми без каких-либо подстроек под детский лепет

Ребенку важно слышать четкую и правильную речь, чтобы ежедневно получать ориентиры в произношении

Точно также важен познавательный аспект и наполнение активного словаря. Необходимо знакомить детей с новыми понятиями, объяснять, что означает незнакомое им слово. И главное, нужно тренировать речевые навыки дошкольника при помощи пересказов, придумывания историй, приемов театрализации.

Несложно провести самостоятельно и первичную диагностику речевой готовности к школе. Для этого хорошо подходит упражнение «Истории в картинках». Выполнение задания потребует двух серий последовательных картинок (по 3 картинки в каждой).

Инструкция к упражнению «Истории в картинках».

Предварительный этап. Взрослый раскладывает картинки по порядку и сопровождает рассказом историю, отраженную на них (достаточно использовать 4-6 предложений). После того как ребенок услышит всю историю и рассмотрит изображения, картинки следует убрать. Взрослый просит ребенка повторить рассказ, но уже без зрительной опоры. Допускается задавать наводящие вопросы, если дошкольник испытывает затруднения.

При оценивании рассказа ребенка обращают внимание на несколько параметров:

  • полно ли передано содержание истории;
  • отражены ли смысловые связи в рассказе или получилось отдельное описание картинок;
  • не появились ли второстепенные детали, искажающие содержание рассказа.

Основной этап. Разложить перед дошкольником 3 картинки из другой серии и попросить его составить рассказ. Помощь исключить, ребенок должен справиться самостоятельно. После того как прозвучит история, картинки убираются из поля зрения, а испытуемого просят еще раз повторить свой рассказ. Выполнение оценивается по тем же критериям.

О высоком уровне речевого развития дошкольника можно говорить только в том случае, если он верно воспроизводит рассказ на предварительном этапе, точно передавая смысл и не придумывая лишнего. А при самостоятельном сочинении истории связно описывает картинки, объединяя их общим смыслом, легко оперирует словарным запасом, находит подходящие слова, чтобы передать содержание.

Данное упражнение полезно тем, что позволяет комплексно оценить устную речь ребенка: как он услышал рассказ (понимание речи), смог ли воспроизвести, умеет ли сочинить историю, используя подсказки в виде картинок. Также задание позволяет выявить слабые места в развитии речи ребенка и сконцентрировать усилия на их устранении.

При поступлении в школу ребенку предстоит всесторонне продемонстрировать свои речевые умения, произношение и богатство словарного запаса. Речевая подготовка детей к школе также включает понятливость и осведомленность об окружающем мире, поскольку это важные составляющие общей готовности к школьному обучению.

Важно ознакомиться:

  • Психологическая готовность к школе.
  • Что ребенок должен знать к 1 классу.

Значимость речевого развития в подготовке ребенка к школе

И в непосредственном развитии каждого ребенка, и в подготовке к школе развитие речи играет главнейшую роль. Как только малыш достигает дошкольного возраста, речь для него становится универсальным средством познания и общения и выполняет две главные функции: интеллектуальную и коммуникативную.

Всего лишь за несколько лет, предшествующих началу школьного обучения, детям предстоит сделать поистине марафонский рывок в овладении родным языком.

Необходимо накопить лексический запас, усвоить понятийное значение слов, обучиться произношению, разобраться с грамматическими основами, научиться связно излагать свои мысли

Все это является важной составляющей интеллектуального потенциала будущего школьника

К тому же, речь является не только частью интеллектуальной готовности ребенка к школе. Речь помогает дошкольнику управлять своей деятельностью и поведением.

Это происходит благодаря развитию такого свойства саморегуляции как планирование. План действий выстраивается в сознании ребенка как речевая модель, в которой намечается цель, последовательность действий, средства и способы достижения цели. В первые годы жизни ребенок осваивает такое планирование, слушая взрослого, а к старшему дошкольному возрасту привычно использует внутреннюю речь для организации своей деятельности.

Речевое опосредование – одно из самых главных звеньев развития сознания ребенка. Формулируя словами цели и способы действий, дети осознают их. К тому времени, когда подоспеет время идти в школу и принять новую социальную роль ученика со своими обязанностями, ребенок должен в определенной мере стать сознательной и ответственной личностью. Иначе он не справится с учебными задачами.

Речь изменяет соотношение мышления и действия, и приводит к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Развитие речи детей дошкольного возраста отображает и общее развитие, и уровень логического мышления, и сформированность навыков коммуникации. Поэтому речевая готовность детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Целевое назначение коррекционно-логопедической работы в школе

Коррекционно-логопедическая работа в школе нацелена на устранение социальной и учебной дезадаптации, посредством развития ключевых образовательных компетенций и устранение речевых дефектов, за счет коррекционных мероприятий, внедренных в программу обучения и направленных на устранение речевых дефектов и коррекцию двигательной, моторной, сенсорной систем организма учащегося.

Рисунок 1. Основные направления логопедической работы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чтобы начать коррекционную терапию, необходимо выявить речевой дефект. От его специфики и степени развития зависит выбор направления коррекционной работы. Дети подразделяются на группы, исходя из своего дефекта и динамики его развития. Для каждой группы составляется план коррекционной работы, который включает стратегию и тактику устранения речевых нарушений и прогнозы их преодоления.

Работа по устранению речевых нарушений школьников реализуется логопедом. Он может быть педагогом и реализовывать комплексное коррекционное обучение, а может быть сторонним логопедом, который приглашается для составления и реализации коррекционно-логопедических занятий с учащимися, имеющими речевые нарушения.

Коррекционная работа логопеда, исходя из ее целевого назначения, реализуется по следующим направлениям:

Коррекция дефектов устной речи. Здесь проводится работа над развитием моторных функций, речевой моторики и просодических компонентов, устранение неправильного произношения звуков и работа над развитием верного слухового восприятия речи, а также расширение лексического запаса и формирование грамматического строя речи.
Профилактика нарушений письменной речи. Здесь проводятся специальные упражнения, учитывающие особенности физиологического, психического развития учащегося, его речевого дефекта и степени его тяжести, а также, имеющихся отклонений письменной речи.
Устранение дефектов письменной речи учащихся

Школьников обучают грамматическим особенностям построения языка, развивают речевые функции, которые необходимы для полноценного овладения грамотой, развивают фонематические представления, активизируют работу мышления, в частности логического, а также уделяется внимание формированию навыков анализа и синтеза.

Определение.

В Большом энциклопедическом словаре, слово «лексикон», имеет такие значения: (греч. lexikon — словарь) — 1) то же, что словарь; 2) запас слов, выражений.

Словарь — это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.

4 стр., 1663 слов

Виды работ со словарными словами

… и дополнить рассказ ведущего), а за­тем записывают слово с проговариванием. «Картинный» словарь Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Этот вид ра­боты можно усложнить: учащиеся … теме «Заглавная буква в именах собственных»). 7. Образуй от данного словарного слова слово другой части речи (в теме «Части речи»). Например: Р_БОТА — РАБОТАТЬ, УЖ_Н — УЖИНАТЬ Загадки?шутки (игры) 1. …

Компоненты речевой готовности детей к школе

Какие же компоненты составляют речевую готовность ребенка к школьному обучению? Это не только определенный багаж знаний родного языка, а и механизмы, обеспечивающие развитие речи. Это комплексное развитие, обеспечивающее устную речь ребенка. Оно включает:

  • Сенсорную речь – понимание, что говорят другие.
  • Моторную речь – произнесение самим ребенком звуков и фраз.
  • Словарный запас.
  • Осведомленность.

Сенсорная и моторная функции – это физиологические параметры речевой готовности к школе, а запас слов и осведомленность свидетельствуют о лексической подготовке.

Сенсорный и моторный речевой компонент

На первый взгляд может показаться, что говорить о сенсорной стороне речи перед поступлением в школу уже неактуально. Понимание родного языка формируется с первых лет жизни, и различение слов и фраз у старшего дошкольника полностью автоматизировано. Однако русский язык характеризуется такими тонкостями, что и 6-летнему ребенку есть работа в этом направлении.

Существует немало слов, где необходима четкая фонематическая дифференциация. Например, пары слов под-пот, луг-лук, зев-сев, плод-плот, род-рот и многие другие близки по звучанию, и по этой причине сложно различаются многими детьми. Ошибки свидетельствуют о недостаточном развитии слухового восприятия и фонематического слуха – следовательно, сенсорной функции. Ее можно и нужно тренировать, так как от способности точно определять звук зависит понимание значения слова, а в дальнейшем и грамотность ученика.

Моторная речь требует другой дифференциации – речедвигательной. Имеется в виду четкая артикуляция при произнесении ребенком звуков и слов. В норме, если ребенок в 6 лет уже произносит все звуки

Но даже, если с особо сложными звуками (р, ш) еще наблюдаются проблемы, важно уделять внимание звучанию всего слова

Если не уделять правильности произношения, то у ребенка наблюдается недостаточно сформированная звуковая культура речи, отчего его высказывания становятся «неряшливыми». В высказываниях дошкольников (особенно тех, кто еще не умеет читать) встречаются «пинал», «тиливизор», «заец», «посмореть», «эскаватор»  и другие искаженные слова.

Особая сложность заключается в том, что подобные ошибки уже закреплены в устной речи дошкольника, и ему придется переучиваться

Там, где взрослые вовремя обращают внимание, как проговаривает ребенок каждое слово, уровень фонематического развития соответствует возрастной норме, и дошкольник правильно слышит и произносит все звуки и слова

Словарный запас и осведомленность

Запас слов, соответствующий речевой готовности дошкольника к школе, должен составлять около 4000 единиц. Речевые сообщения в диалогах или монологических высказываниях детей при таком словарном багаже включают все части речи.

Ошибочное понимание может сформироваться совершенно случайно, когда ребенок слышит новые для него слова в образных высказываниях и воспринимает по-своему.

Примеры бывают весьма неожиданными. Один дошкольник определил «смысл» как некую крупную утерянную вещь («потерялся смысл»),  другой усвоил слово «насмешки» как мелкие легкие предметы («осыпали насмешками»), третий был уверен, что «конфетти» — это конфеты. Подобные случаи еще раз подчеркивают ответственность взрослых за речевое развитие своих детей.

Типы коррекционно-логопедических занятий в школе

В зависимости от целей и задач коррекции, конкретных условий и конкретных речевых отклонений, коррекционные занятия в школе делятся на следующие типы:

  1. Формирование лексического и грамматического строя речи. На занятиях применяются упражнения на расширение активного словаря и формирование навыков построения верных грамматических конструкций. На занятиях акцент делается на развитие понимания и осознанного восприятия речи, обогащение словарного запаса, расширение понятий, развитие навыков словообразования и словопреобразования, формирования простых и сложных предложений.
  2. Развитие звуковой стороны речи. У учащихся развивается верное произношение звуков, фонематический слух и восприятие, делается упор на формирование выразительной речи, точного и внятного произношения, а также развитие навыков звукового анализа. Развитие звуковой стороны речи требует акцентирования внимания на упражнениях по развитию мелкой моторики: сбор кубиков, конструирование, сбор пазлов, рисование пальцами, раскрашивание по контуру. Также, в этом направлении применяется пальчиковая и дыхательная гимнастика.
  3. Формирование связной речи. Учащиеся должны освоить навыки самостоятельного высказывания и построения монологов.

Список литературы.

1.Большой энциклопедический словарь. Языкознание / гл.ред. В.Н. Ярцева. М.: Науч. изд-во «Большая Рос. Энциклопедия», 2000. 688с.: ил.

2. Выготский Л.С. Развитие устной речи. // Детская речь. — М., 1966. Ч.1. С.51-78.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология. — М., 2000.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: 1961

5. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей // Усвоение ребенком родного языка. — СПб., 1995.

6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. — СПб, 1999.

7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб, 2003.

8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — СПб., 2004.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: