Уровни ОНР
Установлено 4 уровня нарушений. Переход на каждый следующий уровень предполагает появление у ребенка новых речевых возможностей и/или увеличение речевой активности и словарного запаса. Рассмотрим эти уровни подробнее.
Характерные особенности первого уровня
-
Диагностируется легко, поскольку нарушения очевидны – речь скудна или полностью отсутствует.
-
Речь ребенка ограничена лишь несколькими нечеткими словами и/или звуками.
-
Малыш пользуется однословными предложениями, отрывками слов и слогов, самыми простейшими лепетными словами.
-
Звуки произносятся неправильно.
-
Ребенок не способен отдельно выделить звук или слог.
-
Использует мимику и жесты, чтобы заменить ими слова.
-
Малыш разговаривает на своем собственном языке.
-
Кроха употребляет одно и то же слово для выражения и действия, и предмета (например, слово «пат» будет означать и существительное «кроватка», и глагол «спать»).
-
Не может различить числа, времена, не понимает значения предлогов.
-
Сложносоставные слова сокращаются до примитивных.
Характерные особенности второго уровня
-
Речевая активность растет, начинают формироваться связи между словами.
-
Ребенок способен различить числа существительных и глаголов, начинает отличать женский род от мужского.
-
Сложнее всего малышу даются прилагательные, определение формы, цвета и характеристики предметов.
-
Использует простейшие предлоги, но иногда пренебрегает ими вовсе.
-
Предложение состоит из двух-трех слов.
-
Ребенок отвечает на простые вопросы («Кто тут нарисован?», «Как зовут кота?»).
-
Падежи употребляются неправильно (ребенок может сказать «Куик нет» вместо «Нет кубика»).
-
Произношение многих звуков, слов, предложений нарушено.
Характерные особенности третьего уровня
-
Ребенок активно общается, способен разговаривать фразами, имеет достаточный словарный запас, но в беседах использует лишь небольшую его часть.
-
В речи преобладают существительные и глаголы.
-
Малыша легко понимают родители, но в общении с другими людьми требуется «переводчик».
-
Звуки произносятся с ошибками или неправильно звучат.
-
Сложные звуки малыш преобразует в простые.
-
Твердые согласные ребенок меняет на мягкие (например, «шарф – сярф»).
-
Трудности в произношении шипящих и свистящих.
-
Один звук заменяет многие другие.
-
Ребенок может создавать небольшие рассказы, но предложения не всегда выстроены правильно.
Такие проблемы могут создать серьезные трудности при обучении в младшей школе и помешать ребенку в полной мере овладеть навыками письма и чтения.
Характерные особенности четвертого уровня
-
Звуки ребенок произносит правильно, но может сохраняться невнятность произношения.
-
Звуки иногда заменяются на схожие другие.
-
Могут присутствовать ошибки в обозначении признаков предмета (например, малыш может путать «длинный» с «широким»).
Для 4 уровня характерны лишь незначительные сложности и погрешности в произношении. Но если нарушение не исправлять, то, скорее всего, школьник будет плохо учиться, с трудом воспринимать информацию, безграмотно писать.
Общее недоразвитие речи 1 уровня
Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».
В чем проявляется:
- Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
- Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
- Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
- При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
- Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.
Особенности формирования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, в зависимости от уровня нарушения
Уровни ОНР и особенности формирования лексического строя у старших дошкольников с ОНР:
Первый уровень (низкий) – дети старшего дошкольного возраста не обладают в полной мере необходимыми общеупотребительными средствами общения. Проявляется это в том, что у ребенка в речи встречаются звукоподражания или лепет, в произносимых словах (в основном существительные и глаголы), отмечается звуковое искажение. Речь бедна, одно и то же слово, лепет или звук может использоваться для названия разных действий или предметов (например, бо-бо – больно, большой, болит, нужно лечить, ударился и т.д.). Для того, чтобы придать произносимому слову или лепету нужный смысловой оттенок, ребенок использует мимику или жесты.
Такая речь понимается окружающими с трудом. Понять ребенка могут только лишь родители и взрослые, которые находятся с ним рядом продолжительное время (логопед, воспитатель и т.д.).
Грамматически предложения не связаны между собой, а также отмечается нарушение звуковой стороны речи (количество звуков с дефектами значительно превосходит правильно произносимых). Понимание детьми обращенной к ним речи в некоторой мере ограничено.
Формирование лексического строя речи нарушено, в речи отмечается нестойкое правильное произношение звуков. То есть, звуки, которые ребенок произносит правильно, могут со временем искажаться или заменяться. В основном отмечается нарушение согласных звуков, гласные чаще всего произносятся правильно.
Данный уровень ОНР характеризуется тем, что дети до 3-х лет практически не говорят. В этой связи родители обращаются за помощью к специалистам, которые организуют целенаправленную и систематическую коррекционную логопедическую работу. Правильно организованная и проведенная коррекционная логопедическая работа, способствует устранению речевых недостатков. В последующем дети могут обучаться в массовой общеобразовательной школе, при условии продолжения работы с логопедом.
Второй уровень – характеризуется наличием у детей старшего дошкольного возраста с ОНР начатков общеупотребительной речи, достаточного понимания обращенной к ребенку речи.
Дети со вторым уровнем ОНР могут достаточно активно общаться с окружающими с помощью речи. В отличие от детей с первым уровнем ОНР, дети используют в речи не только лепет, звукоподражание, мимику и жесты, но и общеупотребляемые слова, обозначающие предметы, их характерные признаки, действия или явления. Дети со вторым уровнем ОНР используют в своей речи простые предложения, которые состоят из 2-х – 3-х слов. Однако, в целом словарь ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР ниже, чем у ребенка старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития.
Формирование лексического строя у детей старшего дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР, характеризуется наличием нарушений в использовании грамматических форм. Так дети часто сокращают количество слогов или звуков в словах, иногда переставляют их между собой. Отмечается и фонематическое восприятие речи.
Дети старшего дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР нуждаются в специально организованном коррекционном логопедическом воздействии. Вовремя оказанная помощь поможет исправить или устранить нарушения, в результате чего ребенок может поступить на обучение в общеобразовательную массовую школу, при условии сохранения коррекционного логопедического сопровождения.
Замечание 1
Дети первого и второго уровня ОНР составляют основной контингент логопедических групп ДОУ.
Третий уровень – ребенок старшего дошкольного возраста с ОНР использует в своей речи достаточно развернутые фразы, не испытывают затруднений в названии предметов, их характерных признаков, могут рассказать о себе, своих друзьях и родных, составить рассказ по иллюстрации.
Нарушение у детей данной группы проявляются в виде недостаточного развития фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Проявляется это в том, что в свободных высказываниях дети мало используют прилагательные и наречия, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.
Дети с общим недоразвитием III уровня речевого развития при условии систематической логопедической помощи готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя некоторые испытывают определённые трудности в обучении.
Три клинические группы ОНР
Специальные исследования детей с ОНР показали, что у детей с данной патологией существует также и клиническое разнообразие проявлений, в связи с этим выделяются три клинические группы ОНР:
Первая группа — имеются признаки общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. В развитии проявляются черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.
Отмечаются малые неврологические дисфункции в виде нарушений регуляции мышечного тонуса, недостаточности тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем – в особых условиях обучения.
Вторая группа — осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Часто у детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии. Автоматизированное выполнение двигательных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказываются невозможными.
Отмечаются нарушения познавательной деятельности, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью, незрелостью эмоционально-волевой сферы, лабильностью, повышенной аффективной возбудимостью или, напротив, повышенная тормозимость, неуверенность. Исследования выявляют локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса. Деятельность носит непродуктивный характер.
Третья группа — наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие — моторная алалия. У детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брока. Имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения.
Характерными признаками являются: выраженное недоразвитие всех сторон речи, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи, несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов, характерна крайне низкая речевая активность. Чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вторичные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов.
Пичкобий А.В., учитель-логопед |
Классификация ОНР
Общее недоразвитие речи бывает трех видов:
Кроме разграничения по клиническим проявлениям это заболевание дифференцируется по степени выраженности и делится на уровни.
Различают 4 степени, или уровня, недоразвития речи:
1. ОНР 1 степени — это отсутствие связной речи;
2. ОНР 2 степени — начало фразовой речи, ответы на вопросы;
3. ОНР 3 степени — формирование связной речи;
4. ОНР 4 степени — связная речь с недочетами в произношении и грамматике.
ОНР — это всегда поздние, в 3-4 года, первые слова и бессвязная речь, а также, как следствие, невнимательность, плохая память, незаинтересованность в познании нового и даже нарушенная координация движений.
Речь дошкольников с ОНР выглядит по-разному — это зависит от степени недуга.
Чтобы успешно провести коррекцию дефектов и обрести способность говорить внятно и грамотно, необходимо определить уровни речевого развития.
Недоразвитие речи (ОНР, ЗРР и другие формы). Нормы развития речи ребёнка.
Недоразвитие речи — это группа речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в случае задержки психического развития (ЗПР).
Речевое недоразвитие наблюдается при сложных формах патологии речи: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда при заикании и дизартрии. Специалисты разных областей (педагоги, психологи, врачи) могут по-разному формулировать диагноз. Так, в специалисты педагогической сферы недоразвитие речи различного происхождения могут назвать ЗРР («задержка речевого развития», как правило, данный диагноз используют в отношении ребёнка до 5 лет) или ОНР («общее недоразвитие речи», обычно термин употребляют в отношении ребёнка от 5 лет).
В зависимости от выраженности нарушения — от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии — можно выделить четыре уровня недоразвития:
I уровень. Так называемый «безречевой». В речи используются лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.
II уровень. Зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции.
III уровень. Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
IV уровень. Незначительные изменения всех компонентов речи. Недостатки дифференциации звуков, своеобразие слоговой структуры.
Речевое недоразвитие любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда, недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать
Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций
Характеристика речи при ОНР I уровня
При ОНР I уровня отсутствует большинство звуков. Чаще всего не нарушенными остаются звуки раннего онтогенеза. Сохранные звуки отличаются нестойкостью использования. В речи лидирующее место занимают короткие слова из одного или двух слогов. Пытаясь произнести более длинное слово, ребенок пропускает слоги.
При словесном общении используются фразы-звукоподражания, их обрывки, слова, не похожие ни на какие другие, «облегченные, детские», используемые кем-то из старших в разговорах. Одно и то же слово может использоваться для обозначения нескольких понятий. У дошкольника нет фразовой речи, а также монолога. ОНР I уровня диагностируется в трехлетнем возрасте.
Степени недоразвития речи и их характеристики
В зависимости от глубины поражения, ОНР может проявляться по-разному — от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.
1-й уровень: речь практически отсутствует
Не нужно быть врачом, чтобы заметить проблемы с речевым развитием у ребенка. Он использует лепет, звуки, первые слоги слов. Разговаривает на «своем» языке, одно слово может у него означать несколько предметов.
Вместо слов малыш активно выражает свои мысли и желания жестами и мимикой, причем всегда уместно и корректно.
Ребенок не говорит простыми предложениями, в лучшем случае использует два аморфных слова, например «гав би-би» — собака едет на машине.
Пассивный словарь развит хорошо – малыш понимает обращенную к нему речь. А вот активный словарь бедный, фонематический слух не развит — ребенок не может выговаривать слова, которые состоят из нескольких слогов, и говорит их по-своему: «абас» вместо «автобус», например.
2-й уровень: наличие общеупотребительных слов
Это главная характеристика недоразвития речи этой степени. В речи присутствуют слова, хотя их не очень много и ребенок произносит их некорректно. Но грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.
Малыш искажает название определенного предмета, причем везде. Например, вместо «яблоко» говорит «лябако».
Ребенок не знает форм, частей предметов, не может объединять их в группы (посуда, игрушки, одежда).
Большинство звуков малыш произносит неправильно, слова в простых предложениях между собой не согласовывает, часто пропускает предлоги, слова из нескольких слогов сокращает.
Но может в простых предложениях правильно называть предметы и их действия в множественном числе (например, идет — идут). Если попросить малыша рассказать, что он видит на картинке, у него может получиться связный рассказ, хотя и очень ограниченный.
3-й уровень: нарушение грамматики и фонетики
Активный словарный запас у ребенка большой, он говорит развернутыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи.
Родители хорошо понимают малыша, а вот при общении с окружающими нужен «переводчик». Малыш хорошо произносит изолированные звуки, а вот в речи пока нечетко. Если ему тяжело выговорить какой-то звук, он заменяет его более легким. Особенно это касается аффрикат, свистящих, сонорных и шипящих звуков.
Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения пока вызывают трудности, но малыш уверенно идет к успеху. А вот малоупотребительная лексика ему пока недоступна — в речи он использует слова бытового значения, которые постоянно слышит вокруг.
Ребенок строит фразы, может составить рассказ, хотя предложения еще оформляет с ошибками. А вот ошибки в согласовании слов возникают не постоянно. Чаще малыш ошибается при согласовании существительных и числительных: «много кошкам — много кошек».
Не всегда правильно выговаривает и сложные слова, не может назвать слова, которые начинаются на конкретную букву.
4-й уровень: практически вариант нормы
Недоразвитие речи не бросается в глаза, но в совокупности симптомы усложняют ребенку обучение в школе — ему труднее научиться писать и читать. Поэтому нужно обязательно устранить симптомы ОНР. Хотя эта форма нарушения встречается достаточно редко.
Ребенок периодически неправильно произносит сложные слова — пропускает слоги, заменяет или меняет местами звуки.
Страдает артикуляция и дикция — речь нечеткая, немного невнятная, а также ребенок не всегда по назначению использует слова, поскольку не понимает или путает их значения. Особенно это касается признаков предметов (например, высокий — длинный, низкий — короткий).
Еще одна проблемная зона — образование слов с помощью суффикса, остаются ошибки и в согласовании существительных и прилагательных и множественного числа.
Развито критическое мышление: если малышу дать два варианта ответа, он выберет правильный.
Диагностические мероприятия
Начинается исследование с ознакомления с заключением докторов узкой специализации:
- педиатра;
- отоларинголога;
- психиатра;
- невролога;
- окулиста.
Проводится собеседование с родителями для выяснения специфики развития речевых навыков в раннем возрасте. Диагностика артикуляции заключается в определении уровня формирования лексических, грамматических и фонетических элементов языка. Исследуется:
- степень связности речи: умение составить описание по картинке, пересказать услышанное, рассказать о себе, своей семье;
- степень развития грамматических составляющих: правильность согласования членов предложения, изменение по падежам, правильность употребления времен глаголов, построение развернутого предложения;
- объем лексического словаря, умение дифференцировать слова с предметом или действием, которые оно означает.
Дальнейшие диагностические мероприятия включают обследование фонетической составляющей языка:
- структура и функционирование речевого аппарата;
- произношения фонем;
- восприятие слогов и их количества;
- способность к звукоанализу и звукопроизношению.
Проверяется слухоречевая память, правильность формирования психических процессов. По результатам обследования вербальных и невербальных процессов составляется логопедическое заключение, в котором обозначается стадия речевого развития ребенка, клиническая форма выявленного расстройства, сопутствующее заболевание.
В соответствии с тяжестью диагностированного нарушения логопед дает рекомендации, как его исправлять. Рекомендуется направлять:
- Детей с ОНР 1 и 2 уровня в специализированные дошкольные заведения для пациентов с ТНР (тяжелыми речевыми нарушениями), предполагающими присоединение таких диагнозов, как афазия, алалия, заикание, дизартрия.
- С ОНР 3-4 уровня в логопедические группы, направленные на коррекцию речевых нарушений, в обычных детских садах.
- При наличии 3 уровня ОНР и заикания – в специализированный детский сад с ТНР или в логопедическую группу по коррекции заикания.
Сегодня вследствие дефицита мест в специализированных дошкольных учреждениях для ТНР в обычных садах создаются комбинированные логопедические группы, в которые направляют детей с ФФНР, алалией, заиканием, дизартрией, аутизмом и разными степенями ОНР. Однако коррекционная работа с разными речевыми расстройствами требует применения специализированных техник, упражнений и методик. Поэтому общая групповая работа в подобных группах оказывается малоэффективной.
Клинико–педагогическая классификация
Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Виды нарушений устной речи
Нарушения внешнего высказывания
- Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
- Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
- Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
- Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
- Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
- Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.
- Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.
Нарушения внутреннего оформления высказывания
- Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
- Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.
Виды нарушений письменной речи
- Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
- Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.
Психолого-педагогическая характеристика детей с 1 уровнем речевого развития.
Отсутствие общеупотребительной речи.
Особенности дисонтогенеза: стойкое и длительное отсутствие у ребёнка подражания.
Характеристика речи:
- Полное или почти полное неумение пользоваться обычными речевыми средствами:
- отдельное лепетное звукообразование, которое сопровождается мимикой и жестами («коко — петушок» , «дада- дай»).
- звукокомплексы используются для обозначения лишь конкретных предметов и действий.
2.При воспороизведении слов ребёнок сохраняет лишь корневую часть (» ку — кукла» , «гу- игрушка»).
3.Характерна многозначность слов — полисемантизм. Одним и тем же словом ребёнок обозначает несколько предметов:
- Названия предметов ( » биби- машина, самолёт, руль» ).
- Названия признаков предметов и действий (» кока- кукарекает, клюёт» ,» око- открыть окно, закрыть окно»).
Всё это указывает на ограниченность словарного запаса данной категории детей , поэтому ребёнок вынужден активно использовать жесты , мимику ,информацию. При этом дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию ,интонацию , жесты и мимику взрослого — это позволяет компенсировать недостатки развития импрессивной стороны речи.
4. Звуковое оформление одних и тех же слов носит непостоянный характер ( » карандаши- удас, адши» , » дверь- веть ,пиф» , » кухня — куня ,куста»)
5.Ограничена возможность воспроизведения слоговых элементов слова. Преобладают , одно- двухсложные образования в самостоятельной речи, более сложные слова сокращены (» пака ди -собака сидит» ,» ато -молоток», тя мако -чай с молоком»). В
В речи ребёнка впервые появляются словосочетания. Этим детям словоизменение недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух- трёхсложных слов, включающие звуки раннего и среднего онтогенеза (» дять- дать, взять»).
Появляются фрагменты существительных, прилагательных и глаголов (» босё- большой»).
Зачастую такие дети из-за ограниченности словарного запаса не понимают инструкций логопеда.
Дети с 1 уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2,5- 3 лет в условиях ясель , а с 3-7 лет в условиях детского сада сроком на 4 года. Ребёнок школьного возраста направляется в подготовительный класс школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).