Адаптация ребенка к школе

Тренировка внимания у младших школьников с помощью упражнений

Развитие концентрации внимания у подростков

В 11-12 лет подросток уже может сосредотачиваться на скучном занятии сознательно. Но как долго он способен удерживать свой фокус на объекте, зависит от его истинной заинтересованности: чем интерес выше, тем проще концентрироваться. Также быть внимательным подростку помогает стремление к познанию и осознание необходимости развиваться

Подобная мотивация в целом улучшает внимание подростка, способствует увеличению объема и позволяет хорошо контролировать остальные его свойства

Осложняет управление вниманием характерная подросткам эмоциональность и неустойчивый гормональный фон; быстрая утомляемость и раздражительность, которыми сопровождается созревание в возрасте 13-15 лет. Любое влияние извне, плохие отношения с родителями или преподавателями, а также слабая внутренняя мотивация к обучению могут негативно влиять на умение подростка самостоятельно развивать свои навыки, в том числе и произвольное внимание

Возрастные особенности младших школьников

Период, когда ребёнок начинает посещать школу, является достаточно сложным как для ребенка, так и для родителей. Привычная жизнь ребенка подвергается изменениям. Меняется режим, окружение, требования. Успешный адаптационный период в дальнейшем определяет насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, состояние его психического и физического здоровья.

Следует начать с того, что до того момента пока ребенок не пошел в школу его ведущей деятельностью является игра. В детском саду дети в основном играют и отдыхают. Все их занятия больше похожи на игру, нежели на уроки. Атмосфера детского сада была для них привычной, дружелюбной и теплой.

По психологическим меркам в 6-7 лет у детей происходит один из возрастных психологических кризисов. Ребенку хочется быть более самостоятельным, деятельным, проявлять больше активности. Он может давать оценку своим и чужим поступкам. Это влияет на формирование самооценки – неотъемлемой части личности человека. Имея адекватную самооценку, ребёнок в состоянии признавать свои сильные и слабые стороны. Самооценка начинает формироваться в результате семейного воспитания. В детстве ребенок воспринимает себя через отношение к нему взрослых.

В 6-7 лет ребенок начинает осознавать себя в новой роли, роли школьника. Игра отодвигается на второй план, на первый план выдвигается учебная деятельность. В этом возрасте у ребенка происходит ускоренное развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления.

Замечание 1

Развитие всех вышеперечисленных элементов говорит о том, что ребенок готов к тому, чтобы стать школьником.

Как тренировать внимание у детей?

Развитию внимания нужно уделять время с самого детства. Особенностью тренировок внимания и концентрации у деток является то, что процесс должен носить интересный, игровой характер:

  • Используйте в практике яркие картинки. Например, дайте малышу несколько минут посмотреть на изображение и попросите перечислить всех животных, какого они были цвета и где располагались на картинке;
  • Покажите ребенку игрушку, а затем попросите закрыть глаза и описать ее. Не торопите малыша, задавайте наводящие вопросы;
  • Дети любят сочетание умственной и физической активности, это можно применить в тренировках внимания. Попросите ребенка хлопать в ладоши или подпрыгивать каждый раз, когда он слышит названия фруктов или цветов;
  • Поговорите с малышом на интересную для него тему, однако попросите не говорить некоторые слова. К примеру, под запретом оказываются слова «нет», «да», «много». Задавайте любые вопросы, но следите, чтобы не возникало длительных пауз перед ответами;

Как видите, существует множество возможностей тренировать свою внимательность. А на сайте BrainApps вы всегда можете найти интересные задачи и тесты для совершенствования своих навыков интеллекта. Игры, направленные на развитие внимания, понравятся и взрослым, и детям, а результат не заставит себя ждать, при активных тренировках, вы будете наблюдать в личном кабинете существенный прогресс.

Картотека игр на развитие внимания

Прежде чем начать развивать определенную высшую психическую функцию, нужно провести диагностику. Для этого можно использовать специальные методики. Для детей дошкольного возраста используют картинный материал.

Игры могут проводить родители в домашних условиях

В диагностике учитывается объем внимания, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределение. Малышу предлагают найти отличия на картинках или сходство, найти пары предметов. Дополнительно проверяется способность замечать изменения.

Для определения уровня внимания предлагают найти на картинке круги, прямоугольники, треугольники. В старшем дошкольном возрасте можно применять «Корректурную пробу», но только при условии, что ребенок знает буквы.

Важно! В процесс диагностики учитывают не только правильность выполнения заданий, но и то, как ведет себя ребенок

Для школьников используют пробу на внимание Гальперина. Она содержит два небольших текста

Задача: исправить все ошибки за небольшой промежуток времени.

После диагностики можно составить представление об уровне развития детского внимания. Только после этого можно подбирать задания и игры для коррекции.

Необходимо выбрать материал с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Дома родители могут использовать игрушки или другие предметы.

Игры и задания для групповой работы детей 5-6 лет

В детском саду тоже активно занимаются развитием малышей. Занятия проводятся как индивидуально, так и с группами. Подобное разнообразие форм работы позволяет сделать обучение эффективным.

В дошкольном возрасте любые уроки проводят только в игровой форме

Задания на развитие внимания для детей 5-6 лет проводятся в течение 20 минут. Желательно менять виды деятельности, чтобы малыши не успели соскучиться. Игры лучше хранить в специальной картотеке — это позволит сэкономить время на нахождение.

Что слышно?

Взрослый просит прислушаться к тому, что происходит за дверью и потом назвать это. Например, как едут машины или играют другие дети. Подобная игра учит сосредотачиваться.

Будь внимателен

Задача детей: внимательно прослушать инструкцию. На определенном слове нужно сделать определенное движение. Например, «лошадка» — стучать ногой по полу, «зайчик» — прыжки на одном месте и т. п. Постепенно можно увеличивать количество действий.

Важно! Начинать нужно с трех-четырех действий и по началу дети будут путаться — это нормально

Подобная деятельность позволяет развивать не только внимание, но и мышление

Слушай хлопки

Взрослый дает детям инструкция: один хлопок — поза «аиста» (стоять на одной ноге, раскинув руки), два — поза «лягушки» (на корточках), три — возобновляется ходьба. Малыши идут по кругу и считают хлопки. Подобная игра хорошо развивает внимательность.

Запомни порядок

Дети выстраиваются в произвольном порядке. Один дошкольник становится ведущим. Он должен запомнить в какой последовательности стоят его сверстники, после чего выходит из комнаты. Малыши меняются и ведущему нужно правильно восстановить последовательность.

Игры на развитие внимания проводят каждый день — это позволит ускорить процесс. Необходимо часто менять виды деятельности, чтобы дети не скучали.

Игры и задания для детей 6-7 лет

На шестой год жизни ребенок готов к усвоению письма и чтения. Поэтому постепенно можно начинать подготовку в этом направлении. Для этого используют специальные упражнения.

Игры на внимание для детей 6-7 лет немного сложнее тех, что предлагаются в средней группе. Например, дошкольников просят посчитать в обратном порядке и сопровождать каждую цифру простыми физическими движениями

Сочетание разных видов деятельности повышает эффективность обучения

Для тренировки внимания используют специальные листы с заданиями — для удобства делают распечатку для каждого ребенка

Можно посчитать глазами количество геометрических фигур, важно, чтобы ребенок в этот момент не помогал себе пальцем

Упражнения подбирают индивидуальные особенности развития детей. Если они хорошо освоили счет, то берут задания с цифрами.

Важно! Усложнение должно вестись постепенно. Если какой-то тип заданий не получается, то его на время откладывают

Игры на развитие внимания в средней группе проводят без использования буквенного и цифрового материала. В силу возраста малыши еще не знают, как нужно читать и писать.

Все меняется с переходом в старшую и подготовительную группы. В этот период детям уже дают упражнения, которые содержат цифры и буквы. Например, малышей просят найти на картинке шары с одинаковыми числами.

Как помочь ребёнку в процессе адаптации к школе

Вот несколько практических советов, которые помогут в школьной адаптации первоклассников. 

Совет 1. Отслеживайте собственное состояние

Правила инструкции по безопасности в самолёте гласят: сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребёнка. Взрослым и самим бывает сложно, когда малыш впервые идёт в школу. Ведь это значит, что время летит, сын или дочь взрослеют и меняются, а мы стареем.

Но если родитель не осознаёт своих чувств и не умеет проговаривать негативные эмоции, он может подсознательно копить в себе страхи и выплёскивать их на ребёнка

Поэтому научитесь обращать внимание на то, как вы себя чувствуете, и будьте честными с сыном или дочерью

Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — и не только во время адаптации первоклассников к школе, но и на постоянной основе. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе. 

Совет 2. Поддерживайте ребёнка во время адаптации 

Иногда мамы и папы начинают требовать от малыша слишком многого, мотивируя это лозунгами «Ты же уже взрослый! В первый класс пошёл!». Но несмотря на формальное начало школьного обучения, перед вами всё тот же малыш, который нуждается в заботе и поддержке.

Объясните ему, что ошибаться — это нормально, и что вы в любом случае останетесь на его стороне. Подчёркивайте его успехи, чтобы ребёнок сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо напрячься. Помогайте верить в свои силы и хвалите. Дом малыша должен быть местом силы, крепостью, где можно отдохнуть и расслабиться

В процессе адаптации первоклассников важно всегда быть рядом с ребёнком и защищать от тревоги и неопределённости. 

Совет 3. Следите за здоровьем

Важно соблюдать режим в процессе адаптации детей к первому классу. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка — не менее 9,5 часов

Отход ко сну желателен в промежутке от 21:00 до 21:30. Не забывайте и про питание — малыш должен хорошо есть и получать все необходимые витамины.

Адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче, если он живёт по режиму и правильно питается. Но нередко дети всё равно заболевают из-за психосоматических причин — от стресса и избытка эмоций, связанных с началом обучения. Следите, чтобы малыш не переутомлялся, и контролируйте его эмоциональное состояние. 

Совет 4. Интересуйтесь

Чтобы предотвратить возможные трудности адаптации первоклассника, важно «держать руку на пульсе» и узнавать, как обстоят дела в школе. Часто родителей беспокоит лишь вопрос «чем тебя кормили?», но нужно быть в курсе и остального

Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Наталья Юрьевна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?» 

Совет 5. Помогайте

Поначалу, пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно, важно следить, чтобы он был готов к урокам, понимал материал, собирал ранец. Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время периода адаптации первоклассника лучше контролировать

Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности. 

<<Форма курс 1-4>>

Диагностика развития аттенционных способностей

Все аспекты развития дошкольника, и внимание в том числе, тщательно анализируются из года в год его пребывания в детском саду. Диагностика проводится два раза в год: в начале (в сентябре, начале октября) и в конце (в мае)

Анализ проводится по всем показателям развития внимания: концентрации, интенсивности, устойчивости и переключаемости. Ознакомиться с диагностической картой для мониторинга детей 2–4 лет можно здесь, алгоритм анализа показателей внимания у ребят 5–7 лет представлен здесь. Обе схемы мониторинга включают таблицу для оценивания результатов.

Уровень развития внимания является важным показателем готовности ребёнка к школе

Тренировка внимания является основополагающей целью организации образовательной деятельности в детском саду. Занятия, нацеленные на формирование и отработку аттенционных способностей, в отдельный блок НОД не выделены, но по инициативе воспитателя могут организовываться после дневного сна. В целом же заложенные природой показатели, а также усилия работы педагога, направленные на развитие внимания у дошколят, отражаются в результатах диагностики формирования у детей разного возраста этой формы организации познания.

Помощь ребёнку в период адаптации

Подготовка малыша к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Больше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе.

Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.

Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых сложностей:

  • Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.
  • Организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
  • Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.
  • Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить не посещать школу.
  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.

Если первоклассник не может полностью адаптироваться к школе, а его успехи оставляют желать лучшего, целесообразно рассмотреть альтернативный вариант обучения. Это может быть онлайн-школа, уроки в которой проходят дистанционно.

Таким образом, выбор альтернативной формы обучения поможет избежать многих проблем адаптационного периода ребенка при поступлении в первый класс.

Плюсы такой формы учёбы для ряда детей очевидны. Занятия проходят в домашней обстановке. Программа в каждом случае подбирается индивидуально. Нет психологического давления, которое непременно присутствует в школьном коллективе. Дистанционное обучение приравнивается к обычному. Программа позволяет в любой момент перейти на общепринятую форму учёбы или, при желании, продолжить так учиться до конца школы.

Причины слабого внимания у ребёнка

Нередко детям трудно сконцентрироваться из — за внешних факторов, которые негативно влияют на общее развитие

Важно понять, что именно является причиной слабого внимания у ребёнка. Ниже перечислим самые распространенные из них

Причина 1: Здоровье

Крепкое здоровье необходимо детям для полноценного и целостного развития. 

Заболевание или плохое самочувствие могут ослабить концентрацию в любом возрасте, однако дети подвержены этому в большей степени. Ребёнок становится рассеянным, апатичным

Крайне важно найти и устранить причины недомоганий, а также обратить внимание на существующие проблемы

Укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его необходимыми витаминами и микроэлементами. Постарайтесь ограничить количество времени, проведенного за просмотром телевизора, компьютерными играми и смартфоне. Также занятия спортом и прогулки на свежем воздухе положительно сказываются на здоровье.

Причина 2: Обстановка дома

Речь идёт об отношения родителей как между собой, так и к ребёнку. Проблемы в семье могут создавать дискомфорт и напряжение. Дети болезненно реагируют на такие ситуации. Это может привести к плохой успеваемости в школе, рассеянности внимания и замкнутости ребёнка. 

Постарайтесь создать ребенку наилучшие условия для учёбы. Для успешной подготовки к занятиям ему необходимо обустроенное рабочее место и отсутствие внешних раздражителей.

Причина 3: Режим сна 

Недостаток сна и несоблюдение режима могут привести к рассеянности, снижению успеваемости в школе, стрессу и различным неврологическим расстройствам. Это также влияет на количество энергии, необходимой для концентрации внимания и запоминания необходимой информации.

Ребёнок должен спать не менее 7 — 8 часов в сутки и посвящать достаточно времени отдыху.

Причина 4: Чрезмерные нагрузки

Современные дети помимо школы зачастую посещают сразу несколько кружков или секций. Высокие учебные и дополнительные нагрузки могут привести к рассеянности и снижению успеваемости.

Распределяйте нагрузку грамотно и не забывайте про отдых.

Причина 5: СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — неврологическо — поведенческое расстройство развитие, которое возникает в детском возрасте.

Данное расстройство приводит к трудностям с концентрацией и поддержанием внимания, нарушениям памяти и способности к обучению.

Симптомы СДВГ:

  • Частые смены настроения, повышенная раздражительность, тревожность
  • Неусидчивость 
  • Повышенная утомляемость
  • Нарушение концентрации внимания 
  • Непроизвольные физические действия и тревожные звуки

Но непоседливость ребенка — это не повод для паники. Даже при наличии этих признаков, точную причину такого поведения может назвать только врач.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам

Трудности адаптации детей к школе

Родителям не всегда легко заметить проблемы с адаптацией к школе у своего ребенка, поэтому следует разговаривать с ним о неудачах, проблемах и страхах, связанных с учебой. Но даже их отсутствие не гарантирует, что проблем нет.

О трудностях адаптации первоклассников к школе можно догадаться по некоторым признакам.

Неуспеваемость по предметам. Один из самых частых признаков трудностей адаптации. Если снижение оценок у ребенка стало уже хроническим, то за ним кроются психологические причины: неуверенность в своих способностях, неумение организовать свой режим, несформированность учебных умений, отсутствие мотивации к обучению.
Избегание деятельности, уход в себя. Ребенок полностью погружается в свои мысли на уроках: отвечает невпопад, отказывается работать, не слышит инструкцию учителя. На переменах он тоже не проявляет активности. Такая ситуация часто складывается, когда дети не получают необходимого внимания. Вместо наказания учитель должен спокойно побеседовать с учеником и выяснить причины такого его поведения.
Игнорирование правил поведения

Плохое поведение ребенка — это действенный способ обратить на себя внимание. Причины могут быть различными: несогласие со школьными порядками, конфликт или непонимание с кем-то из педагогов, скука на уроках (ребенок по развитию опережает программу, а учитель не учитывает эту особенность).
Вербализм

Этим понятием психологи обозначают ситуацию, когда речевое развитие преобладает над интеллектуальным. Ребенок говорит много, возможно создает впечатление смышленого и развитого не по годам, активно работает при устных опросах, но при этом не справляется с заданиями школьной программы. Исправить ситуацию и помочь успешно адаптироваться к школе могут лишь тренировки с логическими и творческими заданиями.

Лень. Во время психологической адаптации это явление может проявляться особенно остро. Лень не только влияет на успехи ребенка, но и снижает интерес к школьной жизни в целом. Ее возникновение могут спровоцировать многие причины: сниженный познавательный интерес, страх неудачи, особенности темперамента, неуверенность в себе, избалованность и слишком легкие успехи (например, у одаренных детей).

Составляющие психологической готовности к школе

В психолого-педагогической литературе проблема готовности к школе рассматривается как достижение ребенком школьной и социальной зрелости.

Школьная зрелость – это такой уровень развития организма ребенка (развитие физиологических и психологических систем организма), при котором ребенок может справиться со всеми требованиями школьного обучения. Школьная зрелость определяется физической готовностью ребенка к школе.

Социальная зрелость- это степень готовности ребенка к изменению его места в системе общественных отношений, к принятию положения школьника. Социальная зрелость выражается в психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе включает мотивационную готовность, интеллектуальную (умственную), волевую и эмоционально-нравственную.

Под мотивационной готовностью ребенка к школе понимают положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности. Основными компонентами мотивационной готовности являются:

  • Правильное представление об учении и школе;
  • Желание идти в школу;
  • Познавательный интерес к окружающему.

Рекомендации для родителей:

*   Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. **  На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка

**  На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Умственная готовность

Умственная готовность

Готовность детей к школе в плане умственного развития определяется несколькими взаимосвязанными компонентами:

  • Наличие у ребенка достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире;
  • Общим уровнем развития познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления);
  • Соответствующим уровнем развития познавательной деятельности;
  • Уровнем речевого развития;

Эмоционально-нравственная готовность к школе включает в себя способность детей устанавливать и поддерживать деловые и личные отношения со взрослыми  и сверстниками, соблюдать нравственные нормы и правила поведения.

Под волевой готовностью к школе понимается умение ребенком регулировать свое поведение, деятельность в достаточно сложных ситуациях, связанных с напряжением.

Рекомендации для родителей

  • Давайте детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что все они услышали и правильно поняли.
  • Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву (или геометрическую фигуру) в предложенном тексте.

Упражнение №3: «Угадайка»

Данное задание поможет ребёнку развить навык переключения внимания. Выполняется оно очень просто, а дополнительно стимулирует слухоречевое восприятие.

Задача мамы или папы — говорить ряд разных слов. Задача ребёнка — хлопать в ладоши каждый раз, когда произносится, например, растение (или другая категория — на выбор). Например:

Слон, картина, помидор, компьютер, сирень, роза, комар.

Постепенно повышается уровень сложности. Например, к хлопкам может добавиться топанье правой ногой, когда ребёнок слышит название животного:

Стол, собака, корзина, дуб, фломастер, ложка, гусь, тюльпан, лев.

Комбинации могут получаться самыми разными по сложности, особенно если время от времени ускорять темп.

Влияние адаптации

Если обратить внимание на характеристику видов школьной адаптации, то можно заметить, что влияет она на весь организм и личность ребенка. Проблемы в любом из них обязательно окажут свое влияние на одну из сфер жизни ученика

Выделяют 3 основных сферы:

  • психическая — проблемы вызовут тревожность, внутреннее напряжение, переутомление и стресс;
  • психофизиологическая — неблагополучная дезадаптация приведет к эмоциональным перепадам, отсутствию адекватной самооценки и стремления получить одобрение и похвалу;
  • психообщественная — проблемы не позволяют создать новые и прочные социальные контакты с одноклассниками и учителями.

Степени адаптации

Разные дети имеют разные уровни адаптации. Выделяют три основных уровня:

  • положительная адаптация
  • умеренная адаптация
  • дезадаптация

При положительной адаптации у ребёнка формируется положительное отношение к школе и к учебному процессу. Он адекватно воспринимает требование учителей и спокойно их выполняет. Ребенок положительно справляется со школьными заданиями, хорошо усваивает материал. Ребенок проявляет все качества настоящего школьника: он проявляет активность, самостоятельность, исполнительность, ответственность. С учителями и одноклассниками складываются положительные взаимоотношения. Ребёнка достаточно быстро смог полностью адаптироваться, за два- три месяца.

При умеренной адаптации у ребенка сформировано хорошее отношение к школе. Он хорошо справляется с материалом, обладает средним учебным уровнем, но может отвлекаться при отсутствии контроля со стороны педагога, ладит с детьми и педагогом. Но период адаптации у этих детей более продолжительный, он может продолжатся до полу года.

При дезадаптации или иначе нарушении адаптивного процесса ребенок равнодушно относится к школе. Восприятие материала происходит только с помощью учителя. Ребенок постоянно отвлекается, домашнее задание выполняется не регулярно. Ребенок часто не организован и нарушает дисциплину. Могу провялятся как агрессивность, так и тревожность, и неуверенность. Такому ребенку достаточно сложно наладить взаимоотношения с другими детьми. В подобном случае родители могут обратиться за помощью к таким специалистам как невролог, психолог.

Что важно знать родителям об особенностях внимания у маленьких школьников?

Специалисты постоянно подчеркивают, что развитие внимания – процесс длительный и сложный, он не заканчивается с переходом ребенка в школу, продолжается в начальных классах, требует постоянной систематической работы. Но учителя зачастую не имеют возможности уделять много времени развитию произвольного внимания у школьников на уроках, так как помимо психологических задач, перед ними стоят задачи обучения. Совместно со школой многое могут сделать родители, в домашней обстановке повышая возможности своего ребенка. Для этого они должны знать, как правильно развить внимательность у младших школьников. Современные методики развития внимания предлагают различные упражнения, специальные задания, которые могут стать отличной тренировкой внимания учеников.

Для того чтобы упражнения давали эффективные результаты, нужно придерживаться определенных правил:

  • соблюдать систематичность, если упражнения проводятся постоянно, ежедневно, тогда у школьника вырабатывается умение использовать волевые усилия при монотонной, однообразной работе;
  • продолжительность занятий не должна превышать 15–20 минут, для школьников с неустойчивой сосредоточенностью, плохой концентрацией занятия длятся до 10 минут;
  • соблюдать последовательность по принципу от простого к сложному, например, сначала ребенок выполняет действия с одним объектом, затем объем расширяется за счет введения нескольких объектов;
  • использовать комплексные упражнения, когда работа одновременно направлена на формирование нескольких свойств внимания. Хорошо зарекомендовали себя графические диктанты, при помощи которых можно одновременно развивать концентрацию внимания, произвольность действий, устойчивость и распределение.

Важно: тренировочные упражнения на внимание предполагают многократное повторение одного и того же действия для отработки определенного навыка, например, сосредоточенности на тексте. Монотонность деятельности может вызвать у ребенка усталость и в дальнейшем нежелание заниматься. Чтобы заинтересовать ученика, можно ввести соревновательный элемент, например, кто быстрее зачеркнет буквы, тот получить приз

Чтобы заинтересовать ученика, можно ввести соревновательный элемент, например, кто быстрее зачеркнет буквы, тот получить приз.

Упражнения для развития внимания у детей

Данное упражнение развивает сосредоточенность и устраняет расстройство распределения внимания у детей. Малыш должен посчитать до 31, произнося всё вслух, но при этом он не должен называть цифры, которые содержат тройку или кратны трём. Вместо этого, ребёнок должен произносить фразу «НЕ СОБЬЮСЬ». Например: 1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь и т.д.

 Упражнение «Запрещённая буква»

Ведущий называет любую букву, которая не должна употребляться в словах.

Ребёнку задаётся обычный вопрос, например, как зовут твоего друга, как зовут маму, сколько тебе лет и т.д. Малышу необходимо дать незамедлительные ответ, но без буквы, которая запрещена.

Игра должна быть очень быстрой, нельзя задумываться или мешкать, если ребёнок дал неправильный ответ, значит, он становится на место ведущего и задаёт вопросы.

 Упражнение «Наблюдательность»

Это упражнение необходимо для того, чтобы сформировать зрительное внимание. Ребёнку нужно предложить вспомнить некоторые объекты, которые он видел уже много раз

Это может быть дорога в школу или детский сад, парк, бабушкина квартира. Но описывать всё нужно очень детально и описывать каждую мелочь. Играть  можно не только одному ребёнку, но и нескольким детям, которые в процессе игры могут его дополнять и подсказывать ему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: