Невроз у детей

Что такое невротическое расстройство у детей: признаки, разновидности и причины развития, как вылечить невроз у ребенка

Причины появления депрессивного невроза у детей

Важную роль в развитии расстройства играет межличностный конфликт с близкими людьми, отсутствие взаимопонимания и разногласия со сверстниками. Длительное пребывание в состоянии стресса и эмоциональной нестабильности приводит к изменению самочувствия подростка.

Причины детского депрессивного невроза можно объединить в несколько групп:

  1. Биологические: наследственная предрасположенность, индивидуальные особенности психики и нервной системы, тяжелое течение беременности у матери, родовые травмы, хронические заболевания, органическая патология ЦНС и др.
  2. Социально-психологические, к которым относятся проблемы воспитания, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, отсутствие любви и внимания.
  3. Социально-экономические: неблагоприятные жилищные условия, низкий социальный статус, воспитание в неполной семье, разлука с матерью, раннее помещение в детский сад и т.д.

Среди прочих факторов, способствующих возникновению невроза: смерть близкого, сложные отношения с окружающими, недостаток общения, напряженный темп жизни, не соответствующий возможностям ребенка, недостаток сна, физическое и эмоциональное переутомление.

Патогенез депрессивного невроза у детей связан с нарушением нормального функционирования нервной системы. Патология обусловлена изменениями биохимического характера, которые возникают под влиянием внешних негативных факторов и личностных особенностей. Чрезмерное воздействие раздражителя приводит к сбою процессов возбуждения и торможения, постепенному истощению нервной системы. Возникает защитная реакция торможения всех психических процессов.

Специфической классификации и разновидностей депрессивного невроза не существует. Ряд специалистов данное заболевание рассматривают не как самостоятельную патологию, а в рамках тревожно-депрессивного невроза.

Симптомы

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

  • плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
  • бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
  • раздражительность и резкая смена настроений;
  • страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
  • сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.

Клинические проявления

Одним из главных проявлений синдрома является одышка, которая возникает одновременно с усилением тревоги и беспокойства. Нарушения дыхания могут спровоцировать:

  • пребывание в закрытом, душном помещении;
  • «разбор полетов» на рабочем совещании;
  • конфликт с членами семьи, друзьями;
  • испуг;
  • какие-либо предстоящие значимые события (переезд, путешествие, крупная покупка, экзамены, собеседование) и др.

При дыхательном неврозе выделяют несколько вариантов одышки:

  1. «Пустое» дыхание. Дыхательные движения ровные, глубокие, но пациент утверждает, будто «не может надышаться» и даже глубокий вдох не приносит облегчения.
  2. Нарушения дыхательного ритма. Больного постоянно мучит страх удушья, поэтому он тщательно следит за ритмичностью вдоха и выдоха, что еще больше усугубляет тревогу, нервозность и другие сопутствующие симптомы.
  3. Синдром затрудненного дыхания. Человек жалуется на чувство скованности, сдавливания, кома в груди, из-за чего он не может полноценно вдохнуть.

Одышка является далеко не единственным симптомом дыхательного невроза. Приступ также может сопровождаться:

  • учащенным сердцебиением;
  • дискомфортом, иногда — болью в груди;
  • перепадами артериального давления;
  • потливостью, приливами жара или холода;
  • головной болью и головокружением;
  • тремором пальцев, век, языка;
  • напряжением в мышцах, миалгией;
  • тошнотой, ощущением сухости во рту;
  • нарушениями стула, метеоризмом.

Вне обострения типичны такие симптомы:

  • бессонница;
  • учащенное мочеиспускание;
  • беспричинное повышение температуры (как правило, до субфебрильных значений);
  • быстрая утомляемость, непереносимость физических нагрузок.

Для пациентов с дыхательным неврозом характерно беспокойство по любому, даже самому незначительному поводу, суетливость, нетерпеливость. Человеку очень сложно на чем-то сконцентрироваться, он взвинчен, постоянно находится на грани срыва, мучится от дурных предчувствий.

Ипохондрический синдром

Ипохондрический синдром встречается при многих нервно-психических заболеваниях и при всех формах неврозов. Для ипохондрии характерны чрезмерный страх за свое здоровье, сосредоточение внимания на нем и склонность приписывать себе отсутствующие болезни. При неврозах ипохондрический синдром проявляется упорными жалобами на необычные болезненные ощущения в различных частях тела, нередко в сочетании со снижением настроения, тревогой и страхом, фиксированными, доминирующими, навязчивыми или сверхценными идеями.

При неврозах, сочетающихся с актуальным органическим поражением головного мозга или его остаточными явлениями (особенно диэнцефальной локализации), синдром приобретает характер сенестопатически- ипохондрического. Сенестопатии проявляются в виде парестезий и иных необычных ощущений — стягивания всего тела, прохождения тока через него и др.

Симптомы неврозов у детей

Астенический невроз (неврастения)

Он формируется у детей, которым свойственна застенчивость, мнительность. Часто возникает после длительных инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется нарушениями сна, тревогой и необоснованными страхами. У больного развивается недостаточная чувствительность к обычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Из соматических симптомов отмечаются головная боль, неприятные ощущения в области сердца и желудочно-кишечные расстройства. Часто присоединяются растительные компоненты: ощущение мурашек по коже, озноба, потливости.

Истерический невроз

Дети с чертами демонстративности, публичности и инфантильности склонны к истерическому неврозу. В раннем возрасте характерны физиологические нарушения (аффективно-респираторные судороги, непроизвольная дефекация и мочеиспускание), падение на землю с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма: отсутствие реакции в диалоге, нежелание вступать в голосовой контакт. Для пожилых людей и подростков характерен яркий образ истерии: театральность, выгибание в нефизиологические позы, сильная эмоциональная икота. Реже могут возникнуть судороги, истерическая слепота.

Невроз навязчивых состояний

Среди больных чаще встречаются дети с большей моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, скрупулезностью. Ребенок одержим навязчивыми переживаниями, фобиями, от которых сам хочет избавиться: страх смерти, войны, разлуки с родителями.

Есть навязчивый компонент, который достигается судорожными спазмами, навязчивыми движениями (моргание, кашель, хмурость). У младенцев есть «успокаивающие» ритуалы, например, сосание края подушки, длительное мытье рук.

Депрессивный невроз

Часто развивается в результате действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. Подростки и дети подросткового возраста более подвержены депрессивному неврозу. Ребенок замкнут, хочет уединиться, постоянно находится в подавленном настроении. Речь становится изможденной, лицо гипомимическим. Характерны снижение физических нагрузок, плохой аппетит, бессонница.

Системные (малосимптомные) неврозы

В группу входит ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов — тики или тики. Невроз представляет собой периодическое подергивание век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. Потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или стулом (энкопрез) также относится к этой категории. Представителем системного невроза является логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и беглости речи у детей связано со спазмами речевых мышц.

Лечение детских неврозов

Эффективность лечения неврозов зависит от своевременного понимания проблемы, ее диагностирования

Важно вовремя обратиться к специалисту. Пренебрежение симптомами расстройства чреваты его переходом в хроническую форму

Лечение назначается на основании результатов обследования, составления личного и семейного анамнеза. В терапии неврозов применяются 2 метода: психотерапия и фармакологическое лечение (прием медикаментов).

Лечение должно быть нацелено на всю семью, в которой живет ребенок, проводиться опытным специалистом в области детской психологии. Если для поддержки психотерапии необходимо использовать лекарства, психолог консультируется с детским психиатром.

Старшим детям при заикании, тиках чаще всего назначаются таблетки «Фенибут». Основной компонент препарата – дериват аминофелола – аминофенилмасляная кислота.

Суть проблемы

Ситуационный невроз включает в себя группу расстройств различного характера, спровоцированных психогенной ситуацией, т. е. длительным стрессом. Второе название заболевания — психастения. Клиника отличается преобладающими астеническими проявлениями, значительным временным или длительным снижением физической активности. Течение заболевания обратимо при своевременно оказанной помощи.

Суть проблемы заключается в нарушении функциональности высшей нервной системы. Механизм развития — действие психогенных раздражителей. Большая роль отводится даже не самой ситуации, а ее восприятию человеком, адаптивными особенностям его организма.

Под действием разных факторов могут проявиться следующие отклонения, спровоцированные нарушением деятельности ЦНС:

  • временно повышенная эмоциональность;
  • невротический синдром;
  • глубокий невроз;
  • прогрессирующая форма психоза.

Взаимодействие психотравмирующей ситуации и личностных установок генерирует основную цепь невроза. Дальнейшее развитие событий, т. е. разрешение личностного конфликта и успешное преодоление его последствий для нервной системы или формирование расстройства с нарушением структуры личности, полностью зависит от адаптационных способностей организма. Под действием стресса ЦНС мобилизует все силы организма и бросает их на борьбу с раздражителем. Это выявляется в ускорении обменных процессов, улучшении работоспособности. Если организм успешно приспособился работать, не обращая внимания на психогенную ситуацию, невроз не развивается. При неспособности адаптироваться происходит нарушение высшей нервной деятельности.

Проблема невроза заключается в неспособности организма адаптироваться к происходящей ситуации

В любых своих проявлениях ситуационная форма невроза предполагает кислородное голодание мозга, что ведет к деформации нервных клеток. Симпатоадреналовая система спазмирует, за счет чего сосуды сужаются, ток крови снижает свою скорость. С целью сохранить организм нервная система перенаправляет ток крови в жизненно важные системы. За счет гормонального всплеска ткани становятся более восприимчивыми к воздействию катехоламинов, которые вырабатываются организмом в больших количествах. Это обуславливает появление таких симптомов, как нервозность и необоснованные страхи.

Навязчивые действия у детей, лечение навязчивых действий

К навязчивым действиям у детей относятся разнообразные элементарные движения, склонные к повторению (невроз навязчивых движений): покашливание, хмыканье, потирание ладоней, подергивание плечами, подергивание головой, облизывание губ, покусывание губ, обкусывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), моргание, частое поправление одежды. Детьми они осознаются как чуждые, они стесняются этих действий и на время силой воли могут их подавить. Более сложные навязчивые действия называются ритуалами. Обычно ритуалы утомительны не только для ребенка, но и для взрослых, которые его окружают. Иногда ритуалы шокируют окружающих. Например, ребенок, который боится темноты, прежде чем войти в темную комнату, может выполнять следующий ритуал: гладить ручку закрытой двери, шептать ей ласковые слова, затем заходить в комнату и подпрыгивать на месте, при этом прыжков должно было быть ровно десять. Причина появления данного ритуала у ребенка необъяснима, он очень необычен. Например, чтобы не получить двойку, ребенок ступает только на темные плитки в коридоре, чтобы ничего не случилось с папой, дотрагивается рукой до всех стенок. В той или иной степени ритуалы всегда присущи детскому неврозу страха. Сарклиник проводит лечение навязчивых действий, движений в Саратове.

Признаки невроза у детей

Всех нас что-то беспокоит или заставляет нервничать в повседневной жизни. Это беспокойство может колебаться от легкого волнения перед встречей с тем, с кем давно не виделись до появления «медвежьей болезни» перед экзаменом. В принципе, и то и другое для человека нормально.

Но, что если эта нервозность становится постоянной и начинает мешать вам нормально жить? Беспокойные мысли превращаются в тревожные, тревога захлестывает вас, а мысли становятся все более навязчивыми?

Это признаки незваного невроза, и хорошо, если это просто невроз, а не более серьезное психическое  расстройство.

Если среди членов семьи встречается нечто подобное – обратите особое внимание на самочувствие ребенка. Во-первых, он за счет наследственной предрасположенности попадает в группу риска

Во-вторых, он как губка впитывает поведение взрослых, копируя, усваивая и повторяя модели невротического поведения.

Характерные признаки невроза у детей грудного возраста:

  • Сильное покраснение кожных покровов при крике или плаче
  • Легкая возбудимость и двигательные нарушения
  • Слишком частые мочеиспускания
  • Бледность, частые колики

Характерные признаки невроза у детей/подростков:

  • Мнительность, тревожное беспокойство по обычным поводам
  • Сложности с переключением внимания
  • Зацикливание на неприятных событиях или переживаниях. Обессивные проявления чаще возникают в подростковом возрасте, позже превращаясь в обессивно-компульсивное расстройство.
  • Навязчивые движения, действия
  • Навязчивые страхи
  • Энурез
  • Сосание пальца
  • Грызение ногтей
  • Заикание
  • Частые истерики без серьезных причин
  • Уход в себя, заторможенность, как свидетельство истощения от внутренних переживаний
  • Нарушения сна
  • Раздражительность
  • Злость
  • Ощущение постоянной враждебности окружающего мира
  • Ощущение уязвимости
  • Чрезмерная застенчивость

Диагностика

Диагностика в основном основывается на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и истории болезни ребенка и его / ее родителя / родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенка с подозрением на невроз осматривает детский психиатр. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители жалуются на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримас. Из общих симптомов возможно нарушение сердцебиения, неприятные ощущения в груди, животе.
  • Инструментальные исследования. ЭКГ патологии не выявляет. ЭЭГ может показать признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Инспекция смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, может потребоваться консультация детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не находят данных по органической патологии у детей.

Симптомы невроза у ребенка

Появления неврозов могут быть различными, и симптоматика будет отличаться в зависимости от возраста ребенка и вида расстройства. Но чаще всего выявляются такие общие для всех неврозов признаки:

  • усталость;
  • слабость;
  • утомляемость;
  • избыточное возбуждение или апатия;
  • резкие перепады настроения;
  • капризность и плаксивость;
  • тревожность;
  • ухудшение настроения;
  • появление страхов;
  • беспокойство;
  • нарушения сна;
  • снижение успеваемости в школе.

Изменения со стороны психики довольно часто дополняются симптомами, похожими на признаки различных заболеваний:

  • головная боль;
  • головокружение;
  • учащенное сердцебиение;
  • затрудненное дыхание;
  • одышка;
  • повышение артериального давления;
  • частое мочеиспускание;
  • боли в животе;
  • тошнота;
  • рвота;
  • запоры;
  • снижение аппетита;
  • повышение температуры тела.

В раннем детском возрасте – до года – на первый план выходят нарушения сна, капризы, плаксивость, отказ от еды. Ребенок может начать сосать палец, часто проситься на ручки.

В возрасте 3–4 лет невроз часто сопровождается нарушениями поведения. Могут наблюдаться вспышки агрессии, реакции протеста. Нередко добавляются телесные нарушения – запоры, энурез, плохой сон, боли в животе.

В 6–8 лет неврологические расстройства становятся разнообразнее. К уже имеющимся симптомам могут присоединиться навязчивые движения, нервные тики, резкие перепады настроения, головные боли.

В подростковом периоде депрессивный и ипохондрический неврозы могут сопровождаться выраженными симптомами со стороны различных органов, но при обследовании существенных отклонений в работе организма не наблюдается.

Определение болезни

Подростковый невроз, как правило, является результатом острой или длительной психотравмирующей ситуации. В результате ребенок страдает как физически, так и эмоционально. Иногда психосоматика весьма сильна и болезнь сопровождается острой болью.

По статистике доля детских неврозов среди всех неврологических болезней составляет 40%. При этом у мальчиков она проявляется сильнее, чем у девочек.

В подростковом возрасте заболеваемость значительно ниже, чем в детстве. Что характерно, пубертатный период и связанные с ним изменения не дают толчка к развитию невроза у подростков. Причина может крыться в «замене» невротических и моторных симптомов нарушением поведения. 

Формы невроза в подростковом возрасте практически те же, что и у взрослых: неврастения, истерический и обсессивно-фобический неврозы. Отличие лишь в особенностях психогенных факторов и психогенеза, который и сигнализирует о подростковом возрасте, а также, более отчетливой связи отдельных форм с определенными типам акцентуаций характера.

Методы лечения

Первое что нужно сделать в лечении ситуационного невроза — постараться устранить неблагоприятную ситуацию, вызвавшую заболевание. Показана работа с психотерапевтом для смены отношения к проблеме и разрешения травмирующих ситуаций.

Психотерапия бывает двух видов:

Казуальная, при которой больной должен осознать причины почему возникла его болезнь, а также найти пути разрешения этой ситуации.
Рациональная — это метод при котором укрепляется и развивается интеллект пациента. Это метод перевоспитания человека. Часто причиной невроза бывает слишком впечатлительное отношение к жизненным ситуациям. Обучая пациента правильно реагировать на те или иные жизненные моменты врач учит его владеть собой и понимать причинно-следственную связь — почему и как возникла болезнь и как от нее излечиться и как предотвратить ее появление в будущем. Такая психотерапия очень эффективна при ситуационном неврозе.

В лечении ситуационного невроза применяют и медикаментозное лечение. Оно должно нормализовать основные процессы нервной системы — торможения и возбуждения. Используют такие препараты как тазепам, седуксен, напотон, элениум, но назначить их может только квалифицированный специалист после обследования и выявления степени тяжести заболевания.

Также не лишними в лечении невроза будут физиотерапевтические меры, такие как массаж, влажные укутывания и солено-хвойные ванны. Легкие спортивные игры и гимнастика так же помогу снизить уровень нервного напряжения.

Лечить ситуационный невроз нужно сразу, потому что если пациент дошел в своей болезни до четвертой стадии, то вылечить его уже почти невозможно!

И в заключение хотелось бы отметить, что главной профилактикой ситуационных неврозов является способность не испытывать излишние переживания в ситуациях, которые вы не можете изменить, и действовать в тех случаях, когда вы можете повлиять на эти ситуации! Стрессы бывают у всех, но станете ли вы сильнее и увереннее в себе, преодолев сложную ситуацию или станете ее заложником, и заработаете болезнь зависит от вас. Если вы обнаружили признаки ситуационного невроза у себя или своих близких, обязательно обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту.

psihodoc.ru

Кризисные возрастные периоды — возникновение страхов у детей

Существуют кризисные возрастные периоды: 3 — 4 года (когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает), 6 — 7 лет, 11 — 12 лет. Сложным кризисным периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников — другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. Обычно с 12 лет количество страхов должно сокращаться.

Нормальный ребенок к 16 — 18 годам не должен испытывать подобных страхов. Наличие страхов в 16 — 18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.

Виды и симптомы неврозов у детей

Термин объединяет расстройства нервной деятельности, возникающие под влиянием стрессов и психотравм. Если говорить упрощенно, то это реакция детского организма на неблагоприятные условия или требования среды. Такой сбой у ребенка может проявляться по-разному, в зависимости от типа расстройства:

Неврастения

Он же астенический невроз. Чаще всего затрагивает скромных, застенчивых детей. Может быть реакцией на стрессовую ситуацию или переутомление. Провоцирует нарушения сна, тревоги, страхи, неестественную чувствительность к внешним раздражителям (яркий свет, громкие звуки, резкие запахи). В моменты обострений может вызывать боль в голове, стеснение в груди, пищеварительные расстройства, другие физические недомогания.

Истерический невроз

Характерен для детей, предпочитающих демонстративный стиль поведения. Проявляется публичными истериками с падением на пол, истошными криками, хватанием предметов, пинанием людей. В раннем возрасте могут присутствовать физиологические признаки: недержание мочи или стула, неконтролируемый плач «до посинения» или потери сознания. У детей, освоивших речь, возможны периоды отсутствия речи в определенных условиях.

Невроз навязчивых состояний

Типичен для сверхответственных, принципиальных, педантичных детей. Характеризуется появлением навязчивых действий, ритуалов, цель которых – помочь себе успокоиться, взять эмоции под контроль. Ребенок может многократно расчесывать или заплетать волосы, слишком часто мыть руки, протирать поверхности.

Депрессивный невроз

Часто является следствием тяжелой обстановки в семье или в школе. На фоне эмоционального неблагополучия ребенок замыкается в себе, много времени проводит в изоляции. Характерны признаки апатии, проблем со сном, плаксивость. Мимика становится смазанной, почти исчезают эмоции, настроение постоянно плохое, аппетит ухудшается.

Системные неврозы

Объединяют целую группу расстройств, для которых свойственны единичные (реже – 2-симптомные) проявления. В эту категорию входит энурез (неконтролируемое мочеиспускание), изолированные тики (подергивания мышц), заикание, энкопарез (недержание кала).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: