Как научиться быстро читать?
Так, как научиться читать быстро и правильно? Педагоги убеждены, что одних регулярных тренировок мало. Необходимо использовать специальные приемы и методы. Выбор их зависит от причины, которая мешает ребенку читать быстро. Таковых выделяют несколько:
️ Плохая оперативная память.
️ Неумение концентрировать внимание, долго сидеть на одном месте. ️ Мало практики
️ Мало практики.
️ Недостаточный объем зрения, называемого оперативным.
️ Маленький запас слов.
️ Регрессия (глаза постоянно совершают возвратные движения).
️ Плохо развитые артикуляционный аппарат и дикция.
️ Дислексия (отклонение, которое мешает учиться именно читать при том, что обучаемость другим предметам высокая).
️ Полное равнодушие к чтению.
Определить причину, по которой ребенку плохо дается чтение, родители в большинстве случаев самостоятельно не могут. Здесь приходится обращаться за помощью к специалистам.
Для начала можно пообщаться с классным руководителем. Если учитель опытный, он поможет разобраться или подскажет, к какому специалисту пойти (к психологу, логопеду и т. д.). Когда причина выяснена, ее следует устранить. В этом помогут следующие упражнения:
1. Улучшить оперативную память можно, занимаясь с ребенком по методике Федоренко. Упражнение заключается в том, что малышу дают прочесть предложение, а затем предлагают по памяти его записать. Постепенно длина текста, который нужно запомнить, увеличивается. Регулярные занятия на протяжении месяца дают волшебный результат.
2. Способов повысить концентрацию внимания существует множество. Один из самых любимых детьми – просмотр диафильмов с титрами. Ребенку нужно обязательно прочесть текст под изображением и осмыслить его. Иначе он не поймет, что происходит на экране. Еще один хороший метод – поиграть в сыщика. Необходимо открыть книгу на любой странице и предложить ребенку найти то или иное слово или фразу. Ему придется максимально сконцентрироваться, чтобы сыщик из него получился хороший.
3. Отсутствие практики – одна из самых частых причин медленного чтения. Психологи рекомендуют тренироваться в чтении буквально по 5-10 минут, но несколько раз в день (3-4)
Тогда ребенок не будет уставать и не станет воспринимать занятия, как обузу, что очень-очень важно
4. Чтобы развить оперативное зрение, можно воспользоваться таблицами Шульте. Суть упражнений заключается в том, что в расчерченный на ячейки квадрат площадью 0,25 м² вписываются буквы или цифры. Ребенку предлагается, глядя на одну из них, называть остальные (по порядку, если речь идет о цифрах или по алфавиту, если вписаны буквы).
5. Расширять словарный запас малыша нужно, начиная с самого раннего возраста. Однако если есть упущения, еще не поздно наверстать. Нужно читать ребенку интересные книги, смотреть увлекательные передачи, где будут встречаться новые для него термины, просто беседовать на самые разные темы.
6. Побороть регрессию поможет такой прием: во время чтения закрывать всю уже прочитанную часть предложения закладкой или линейкой. Постепенно ребенок отучится возвращаться взглядом назад и поймет, что надо запоминать слова сразу.
7. Для улучшения дикции предлагается регулярно разучивать с ребенком скороговорки и другие подобные штуки. Нужно, чтобы он учился читать и произносить их быстро и медленно, громко и тихо, но самое главное – четко и разборчиво.
8. Дислексия – это серьезное отклонение. Заподозрить его можно в случаях, когда ребенок не способен запомнить даже простенькое четверостишье; не разбирается, где лево, а где право, не может посчитать от одного до десяти. Устранить проблему получится только с помощью психолога.
Также следует прививать ребенку интерес к книгам. Лучше всего начинать, когда малыш лепечет первые слова. Однако и второклашки еще имеют перспективы «сменить гнев на милость». Нужно покупать им книги с яркими картинками, читать на ночь сказки, оставляя «самое вкусное» на завтра. Показывать личный пример, время от времени углубляясь в чтение.
Когда у маленького человечка проснется интерес, улучшить технику чтения будет не так сложно. Ведь самое главное – это желание.
Обратитесь за помощью в IQКлуб
Развить навыки чтения, память, внимание у ребенка поможет IQКлуб. Это – новый интернет-сервис, который порадует и детей, и родителей
Команда профессионалов подготовила для детей занимательные развивающие игры. Над разработкой трудились лучшие дизайнеры, психологи и педагоги.
Как воспользоваться услугами сервиса?
- Зарегистрируйтесь в системе (можно через социальные сети).
- Дайте ребенку пройти интересный тест.
- После оценки сильных и слабых сторон вашего ребенка, для него будет сформирована индивидуальная программа обучения.
Результаты обучения можно отслеживать в онлайн режиме. Так вы оперативно узнаете о достижениях вашего чада и получите необходимые рекомендации для дальнейшего развития.
В современном мире, когда нас окружают разнообразные электронные гаджеты, проблема детского чтения становится все более актуальной: к сожалению, в последнее время все меньше детей читают книги. Поэтому взрослым стоит на личном примере показать, что чтение на самом деле является очень увлекательным процессом. И притом, как сказал Ф.Жанлис: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».
Техника чтения в начальной школе по ФГОС: нормы и оценки
Евгения Климкович
Всем большой привет! Как вы думаете, откуда учителя берут цифры для того, чтобы оценивать технику чтения школьников? Может быть, они придумывают эти цифры сами? Или это идея директора учебного заведения? Или все зависит от настроения педагога? Вряд ли.
Я тут поузнавала. Оказывается, проверяется техника чтения в начальной школе по ФГОС. Это он все придумал, и прописал все нормативы, и указал учителям, кому двойки ставить, а кому пятерки.
Мы конечно не учителя (в большинстве своем) и в дневники ничего ставить не должны. Но знать о результатах, которых ожидают от наших детей, обязаны.
Показатели техники чтения
Итак, государственный стандарт устанавливает для учеников различные нормативы по чтению. Они зависят от того, в каком классе учится школьник.
Хочу отметить, что технику чтения проверять – это вам не просто скорость подсчитывать. Нужно учесть и такие параметры как:
- способ (читает ученик по слогам или целыми словами);
- осознанность (ученик понимает или не понимает, то что он прочитал);
- выразительность (правильно ли школьник ставит ударения, соблюдает ли интонационные паузы);
- правильность (с ошибками читает или без).
Для первоклашек
В 1 классе оценки за контрольное чтение не ставят. Им вообще их не ставят, так как считается, что эти цифры травмируют детскую психику. Но это не значит, что таких проверок не будет. Будут! И не раз!
В начале учебного года, в конце первого полугодия (декабрь) и в конце второго (май). Делается это для того, чтобы в динамике увидеть развитие читательского навыка, без которого в школе никуда.
Оценить первоклашку учитель может, нормативы для первых классов имеются. Педагог чисто для себя оценку ставит и для нас, чтобы все были в курсе событий.
Итак, разрешите вам представить нормативы для самых маленьких школьников.
Декабрь | Май | Оценка |
>20 | > 40 | «5» |
16 – 20 | 31 – 40 | «4» |
10 – 15 | 25 – 30 | «3» |
55 | >70 | «5» |
40 — 55 | 55 -70 | «4» |
25 — 39 | 40 – 54 | «3» |
75 | > 90 | «5» |
60 — 75 | 75 – 90 | «4» |
45 — 59 | 60 – 74 | «3» |
«2» |
Предполагаемый прогресс на лицо!
Остальные параметры третьеклассника также не стоят на месте, развиваются:
Показатель | Полугодие |
1 | 2 |
Способ | Словами |
Осознанность | Осознанное |
Правильность | Без ошибок |
Выразительность | С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста |
В 4 классе вообще все серьезно!
Скорость чтения:
Декабрь | Май | Оценка |
>100 | Больше 120 | «5» |
85 — 100 | 105 – 120 | «4» |
70 — 84 | 90 — 104 | «3» |
«2» |
Получается, что в конце четвертого года обучения, ученик должен читать со скоростью, которая является наиболее оптимальной для речевого аппарата человека. Без этого навыка учеба в пятом классе раем школьнику не покажется.
Остальные параметры так же доводятся до совершенства:
Показатель |
Полугодие |
1 |
2 |
Способ |
Словами |
Осознанность |
Осознанное |
Правильность |
Без ошибок |
Выразительность | С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста и отношение к прочитанному |
Можно ли улучшить технику чтения?
Как быть, если маленькому школьнику никак не удается достичь верхнего значения норматива? Для начала нужно понять, что чтение – это не то, что дано нам свыше, как талант, например. Это навык. А навыки имеют обыкновение развиваться с помощью упорных тренировок.
Так что ж, теперь придется без конца сидеть за столом в обнимку с книжкой и читать? Нет. Существует масса упражнений для улучшения показателей по всем фронтам. Здесь главное не лениться. И, конечно же, здесь многое зависит от нас с вами, от родителей.
А родителям иногда тоже нужна мотивация, для того, чтобы в свою очередь замотивировать ребенка на занятия.
Для меня такой мотивацией является знание о том, что чем быстрее читает человек, тем более умным, сообразительным, интересным и ярким он становится. И я от души желаю этого своим детям. И вашим ребятишкам тоже.
Друзья, хочу порекомендовать вам интересный тренинг, созданный специально для родителей младших школьников «Все секреты быстрого чтения». Для того, чтобы догнать и даже перегнать установленные нормативы не нужно совершать подвигов. Достаточно всего 30 минут в день.
А еще желаю вам не останавливаться на достигнутом. 120 слов за 60 секунд – не предел! Можно читать и 300, и даже 400 слов в минуту. Но это уже скорочтение получается! Очень интересная штука. Я им занималась и мне есть, что рассказать. Торжественно обещаю посвятить скорочтению отдельную статью на блоге!
Но вот такие результаты мне и не снились! Я и не подозревала, что так вообще бывает. В общем, друзья, нам есть куда стремиться! Смотрите видео и удивляйтесь!
Жду ваших комментариев по этой важной теме. Давайте делиться опытом!. Прощаюсь до новых встреч на страницах блога «ШколаЛа»!
Прощаюсь до новых встреч на страницах блога «ШколаЛа»!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Темп (скорость) чтения.
Это сколько слов в минуту может прочитать ученик.
ФГОС НОО не дает четких нормативов для первоклассников. В разных школах, в разных классах (и даже в одном классе!) – разные дети. Они пришли в первый класс с разной подготовкой, они живут в разном социальном окружении, они отличаются эмоционально, отличаются по степени восприятия и понимания школьных требований. Как правило, каждое образовательное учреждение своим собственным нормативным локальным актом устанавливает требования к скорости чтения учащихся первого класса (а так же и второго, и третьего классов). Ориентировочный темп (скорость) чтения дан только для выпускников 4 класса: «Выпускник начальной школы на базовом уровне должен читать 100-120 слов в минуту» (Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3 / М.: Просвещение, 2012).
Как из этих цифр получить норматив для первого класса? Очень просто. Делим цифры на 4 и умножаем на 1. Получаем, что выпускник первого класса, на базовом уровне должен читать со скоростью 25-30 слов в минуту. Это ориентировочный темп (скорость) чтения для первоклассника.
Для того, чтобы правильно организовать проверку темпа (скорости) чтения, необходимо помнить несколько моментов:
- при проверке скорости чтения, дети должны читать текст «про себя». Почему? К сожалению, последние исследования показали, что в начальной школе около 70% детей имеют логопедические проблемы и стесняются этих проблем. Поэтому, чтение «про себя» во-первых, позволяет ребенку чувствовать себя более комфортно в психологическом плане, и, во-вторых, дает более точные результаты замеров;
- читает ребенок 2 минуты, а потом результат делится пополам. Почему? Все дети разные и с разной скоростью включаются в работу. Результат, полученный описанным способом, опять же будет более точным;
- отметка (не оценка, отметка!) в первом классе не ставится;
- для проверки скорости чтения учитель подбирает текст (художественный или научно-популярный):
- имеющий воспитательную / образовательную ценность;
- учитывающий интересы и возрастные особенности младших школьников;
- имеющий объём 60-80 слов;
- не знакомый детям (то есть ранее не использовавшийся в обучении).
Таким образом, делаем вывод:
в первом классе скорость чтения можем начинать проверять с середины (лучше конца) третьей четверти; читают ученики «про себя»; отметок не ставим; тексты подбираем очень тщательно, на каждую проверку скорости чтения другой текст.
Читайте вместе
Чтобы увеличить скорость чтения ребенка, можно и нужно заниматься, причем, делать это систематически. И родителям тут придется приложить определенные усилия, проявить настойчивость, возможно, преодолеть собственную лень, ведь нужно заниматься каждый день, но благородная цель – дальнейшее развитие ребенка – того стоит. Делайте все с любовью и ваши занятия не оттолкнут дитя от чтения, а наоборот, заинтересуют.
Проявите изобретательность, придумывайте различные ухищрения, чтобы ребенок полюбил читать и делал это не «из-под палки». Например, пишите ему записки, в которых просите, чтобы он ответил письменно. Если в семье есть младшие дети, пусть ваш школьник им почитает – и общение, и тренировка. Читая на ночь любимую сказу, предложите малышу прочитать часть текста самостоятельно. Похвалите его, даже если прочитано так себе. Попросите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы. Это тоже, своего рода, занятия, о которых ваше чадо даже не подозревает и потому не станет упрямиться.
Пусть у вас в доступном месте будет детская литература, красочные журналы, книги, любая печатная продукция, которая может заинтересовать вашего юного следопыта. Очень может пригодиться детская энциклопедия. Там, как правило, яркие картинки, текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Можно поиграть с ребенком, задавая вопросы на различные темы из этой книги, привлекая его, таким образом, к чтению.
Как улучшить свою технику чтения
Вас огорчила очередная проверка техники чтения, и вы задумались над вопросом что делать, чтобы в будущем не пришлось краснеть перед всем классом? В таком случае самое время заняться нетрудными упражнениями, которые смогут помочь выполнять нормы чтения.
Вам потребуется:
- Методические материалы.
- Секундомер.
- Помощник.
Для достижения успеха вам потребуется немного терпения и уверенность в достижении результатов. Попросите кого-нибудь контролировать вас. Настройтесь на то, что на протяжении месяца вам предстоит тратить приблизительно по 30-90 минут на протяжении дня на занятия дополнительно.
Улучшить технику чтения помогут упражнения, направленные на развитие артикуляции и внимательности. Все данные знания совмещаются с каждодневным чтением вслух.
Можно постараться обойтись одним чтением, но это принесет меньший результат, нежели хотелось бы, более того, на этой уйдет больше времени.
Возьмите печатный текст, шрифт нужно выбрать максимально приближенный к тому, что применяется в учебниках (связанно это с тем, что для различного возраста советуется разный вариант шрифта для чтения). Это вполне могут быть отсканированные страницы из газет, учебников и так далее. Задайте себе определенную букву. Желательно гласную, или часто употребляемую согласную.
Первые четыре дня из всего текста вычеркивайте данную букву. Затем задание понемногу усложняется. Задается 2, 3, и 4 буквы и для каждой из них свое задание, к примеру, «а» зачеркивать справа налево, «е» — слева направо, «л» обводить в круг, «и» обвести треугольником.
Для данного задания вам потребуется помощник. Запомните расположение предметов. Это может быть специально подготовленное игровое поле 4х4 клетки. На данное поле выложите до четырех видов различных предметов, к примеру, пуговицы. Нужно учить скороговорки и стараться повторять их как можно чаще на протяжении дня. Составьте карточки с разнообразными слогами при чтении, их следует начитывать в течении 15-и минут. Слоги произносите громко, тихи и шепотом. Это сможет помочь улучшить технику чтения.
10-15 минут следует читать книгу вниз головой, но до и после следует читать текст как положенно. После чтения вверх ногами, первые абзацы читаются с высокой скоростью, применяйте это в классе во время подготовки к проверке (в большинстве случаев дается некоторое время на подготовку).
Скороговорки
Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.
Самое классное, что скороговорки можно запоминать где угодно: по дороге в школу, на музыку, танцы и карате или утром, во время завтрака.
Примеры скороговорок
Вот несколько скороговорок, которые можно выучить с детьми.
- У Сени и Сани в сенях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Ещё больше примеров можно найти на специальных сайтах или в приложении «Скороговорун», где есть скороговорки, стихи, упражнения, слоговые таблицы и даже дыхательная гимнастика.
Тексты для проверки техники чтения во 2 классе
Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли костер. На сковородке жарилась картошка. От нее шёл вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло палёной кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос. (68 слов) (По К. Паустовскому)
Лебеди
Белка
В лесу на высокой сосне устроила белка гнездо. Всё круглое, закрытое, а с одной стороны лазейка оставлена, чтобы внутрь можно было забраться. Белка — зверёк ловкий. Весь день с сучка на сучок, с дерева на дерево прыгает, — где ягоду сорвёт, где еловую шишку. А наступит осень — тут белка на зиму запасы примется готовить. То грибы повесит сушиться, то орехи в дупло запрячет. Холодно, голодно зимой, вот и пригодятся белке припасы. (70 слов ) (По В. Чаплиной)
Муравьиная тропа
Был у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они по нему и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать? Кто-то сделал очень просто; взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший человек. (72 слова)
Мифы о скорочтении
Главный миф, который окружает скорочтение, заключается в том, что скорочтение применимо для любых текстов и в любых ситуациях. Как показывает большое исследование американских психологов, чтобы феноменально быстро осваивать большие материалы, нужно быть хорошо знакомым с контекстом.
Например, широко известен исторический факт, что Джон Кеннеди мог за несколько минут целиком осилить выпуск Washington Post
Но важно помнить, что он был глубоко погружен в информационную повестку газеты. То, что делал 35-й президент США, скорее называется беглым просмотром, скиммингом или чтением по диагонали
Второе распространенное заблуждение гласит, что значительная часть слов в тексте не несет достаточно информации, а значит, их можно пропустить. Обычно под ними имеют в виду служебные части речи — союзы, предлоги, частицы, а также другие высокочастотные слова, которые хорошо знакомы читателю. Например, слово the англоязычные люди пропускают в 50% случаев .
Экономика образования
Как освоить скорочтение с помощью таблиц Шульте
Эксперименты же доказывают, что даже «неважные» слова играют существенную роль в восприятии текста. Люди, читавшие материалы, откуда эти слова намеренно удалены, намного хуже понимали написанное в большинстве случаев.
Третий миф о скорочтении — мы тратим очень много времени на лишние движения глаз. Но он тоже не вполне состоятелен. Основатели технологии Spritz заявляют, что на саккады уходит 80% времени, а на обработку контента 20% . Spritz — это аппаратная система ускорения чтения. Она использует Rapid serial visual presentation, или RSVP, — отображение текста на экране по одному слову.
Но как показывают исследования, мозг продолжает обрабатывать текст и идентифицировать слова и во время перемещения взгляда , а скорость считывания информации при RSVP на практике примерно равна обычной .
«Ворон» Эдгара Алана По, записанный по методике RSVP
(Видео: YouTube)
Тренировка скорочтения
В начальной школе крайне важно развитие навыка чтения
Беглое и осмысленное прочтение литературы не только вызывает уважение у окружающих и гордость за себя, но и влияет на память, внимание, активизирует мыслительные процессы.. Улучшить скорость и качество чтения позволяют специальные упражнения и игры
Для малышей, которые уже знакомы с буквами алфавита, создана настольная обучающая игра-тренажер «Чтение по слогам». Игра помогает быстро научиться читать и превращает процесс обучения в развлечение. Игровое поле с дорожками облегчает задачу слитного прочтения букв в слоге, а картинки выполняют роль подсказок.
Улучшить скорость и качество чтения позволяют специальные упражнения и игры. Для малышей, которые уже знакомы с буквами алфавита, создана настольная обучающая игра-тренажер «Чтение по слогам». Игра помогает быстро научиться читать и превращает процесс обучения в развлечение. Игровое поле с дорожками облегчает задачу слитного прочтения букв в слоге, а картинки выполняют роль подсказок.
Для более опытных читателей подойдёт набор упражнений, предназначенный для развития скорочтения:
- Упражнение «Бросок-засечка». Чтобы повысить зрительные способности к ориентации в тексте, применяют эту методику. Суть её в следующем: учитель подаёт сигнал, после которого ребёнок начинает читать произведение вслух, при этом руки находятся на коленях. Как только звучит слово «засечка», ученик прекращает читать, поднимает голову, закрывает глаза и таким образом отдыхает некоторое время. Затем звучит команда «бросок», в этот момент школьник возвращается к книге, находит место прерывания и продолжает читать вслух. Длится упражнение около 5 минут.
- Многократное перечитывание. Школьник читает произведение первый раз в течение 1 минуты, отмечает место, до которого дочитал, затем опять читает тот же отрывок, заново отмечает место остановки. Конечно же, во втором случае объём прочитанного увеличится на 2, 5, 10 слов. Увеличение количества текста вызывает у ребёнка положительную реакцию, ему хочется продолжить упражнение, но не рекомендуется перечитывать текст более трёх раз. Желательно закрепить успех, похвалив ребёнка за хороший результат.
- Упражнение «Молния». По методике необходимо чередовать чтение в умеренном, комфортном режиме с переключением на ускоренный темп, когда читать нужно на максимальной скорости. Динамический переход происходит по команде учителя «молния» и длится сначала 20 секунд, затем время увеличивается до двух минут. Тренировку можно выполнять несколько раз.
- Упражнение «Буксир». Участвуют два человека: взрослый (родитель или учитель) и ребёнок. Первый читает про себя, при этом пальцем двигает по книге, в это время ребёнок читает за ним вслух, стараясь не отставать от пальца взрослого, это помогает ему увеличить темп чтения.
- Прочтение слов методом наоборот. Упражнение заключается в том, что все слова читаются не слева направо, а справа налево. Метод тренирует и помогает правильно сливать буквы и без напряжения читать слова.
- Повышает внимательность упражнение на поиск нужного слова из множества других. Учитель пишет на доске много разных слов, а ученики должны найти слово, которое он озвучил.
- Развить навык помогает упражнение с линейкой. Школьник должен закрыть верхнюю или нижнюю половину букв непрозрачной линейкой и попытаться прочитать предложение.
- Чтение произведений «вверх ногами». Дети обожают читать перевёрнутые книги, это интересно, развивает и способствует повышению скорости чтения.
- «Искажённое слово». Во время чтения взрослый специально произносит неправильно слово. В это время ребёнок прерывает чтеца и старается правильно произнести искажённое слово. Возможность поправить взрослого поднимает уважение ребёнка к себе и увеличивает веру в свои силы.
Учиться скорочтению нужно регулярно. Около 5 минут ежедневного чтения вполголоса заметно подтягивает навык. Можно это делать как на уроке, так и дома. Обязательно нужно читать перед сном.