Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения шишкова маргарита игоревна

Лекция «социализация обучающихся с тяжелыми нарушениями развития речи. логоритмика» | педагогическая мастерская  | современный урок

Слайд 10Межличностное общениеположение ребенка в коллективе сверстников тесно связано со степенью тяжести

речевого дефектакоммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормыне могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельностипри выполнении общей работы каждый ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ниму старших дошкольников с речевой патологией преобладает ситуативно-деловая форма общения (характерная для нормально развивающихся детей 2-4-лет) – незрелость мотивационно-потребностной сферы общенияу большинства детей не сформированы навыки культуры общения, отсутствует представление об уважительной дистанции между ребенком и взрослым в процессе общения

Слайд 2Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации

собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Слайд 16Зрительная агнозия:предметная:опознание изображения «очков» как «велосипеда», поскольку есть два круга, объединенных

перекладинами; опознание «ключа» как «ножика» или «ложки», с опорой на выделенные признаки «металлическое» и «длинное»; трудности опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении друг на друга)симультанная невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. Например, в задании «поставить точку в центре круга» обнаруживается несостоятельность больного.лицевая от нарушения запоминания лиц (воспринимаемых непосредственно или по фотографии) до неузнавания самого себя в зеркале. Иногда наблюдается избирательная потеря способности узнавать или запоминать лица.символическая нарушение восприятия символов, характерных для языковых систем — невозможность идентифицировать буквы и цифры при сохранности их написания

Слайд 8Коммуникабельный тип Дети, имеющие коммуникабельный тип самооценки речевой деятельности испытывают потребность

в общении, проявляют инициативу в установлении новых контактов

Особую важность для данной категории детей имеют доверительные отношения, позиция сверстника. Как правило, дети с коммуникабельным типом самооценки речевой деятельности стремятся к общению, но иногда испытывают трудности в силу эмоционального переживания особенностей своей речи

Для детей с данным типом самооценки речевой деятельности особенности собственной речи не являются препятствием к установлению личных отношений. Они легко знакомятся с новыми людьми, у них много друзей, как правило, не испытывают затруднений в семейном самоопределении.

Слайд 9некоммуникабельный типДети с некоммуникабельным типом самооценки речевой деятельности внешне неконтактны, не

всегда выступают инициаторами общения. Из-за выработанного стереотипа в общении с окружающими избегают новых ситуаций общения, что приводит к узости межличностных контактов. Но, несмотря на внешние проявления нерешительности в общении, дети внутренне готовы и стремятся к общению с окружающими. В силу данных обстоятельств в некоторых случаях дети не всегда проявляют инициативу при знакомстве с новыми людьми, стараются общаться в привычном круге людей. В связи с этим необходимо объяснить ребенку, что особенности речи не являются основным показателем отношения к человеку, что его нарушение преодолимо, и он будет успешен в жизни.

Особенности нарушений в развитии личности, связанных с речевыми нарушениями

Речевые нарушения, проявляющиеся у ребенка, способны вести к возникновению нарушений его эмоционально-волевой сферы. Это является причиной проявления патологий в поведении.

У ребенка с отклонениями в развитии речи довольно часто наблюдается переоценка собственных сил и возможностей собственного положения в группе, для него присущ неадекватно завышенный уровень притязаний. Такой ребенок некритично стремятся к лидерству, реагирует негативно и агрессивно на любые трудности, часто сопротивляется требованиям взрослых или отказывается выполнять действия, в которых обнаруживается его несостоятельность. Основой возникающих резко отрицательных эмоций может являться внутренний конфликт притязаний и неуверенности. Тем не менее, часто наблюдается и прямо противоположное явление в виде недооценки своих возможностей.

Среди личностных особенностей в поведении таких детей важно выделить следующие черты:

  • нерешительность,
  • конформность,
  • крайняя неуверенность в своих силах,
  • некритичная оценка собственной деятельности и действий других,
  • легкое попадание под чужое влияние,
  • искаженное восприятие самого себя и окружающего мира,
  • ошибки в оценке своих способностей и личностных свойств.

Все эти черты приводят к нарушению взаимодействия с окружающей средой, они способны снижать эффективность деятельности и препятствовать оптимальному развитию личности. Ребенок с дефектами речи всегда будет в какой-то форме чувствовать свое невыгодное положение, которое вытекает из дефекта. В свою очередь, такое отношение к себе проявляется через чувство неполноценности.

Слайд 11Дети, имеющие низкий уровень реализации коммуникативных умений проявляют недостаточную активность коммуникативных

умений. Они не стремятся к общению, чувствуют себя неуверенно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, тяжело переживают обиды, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Дети со средним уровнем проявления коммуникативных умений стремятся к контактам с людьми, не ограничивают свой круг знакомств, не теряются в новой обстановке, имеют друзей, проявляют инициативу в общении, принимают участие в организации общественных мероприятий, могут принять самостоятельные решения в трудной ситуации. Дети с уровнем проявления коммуникативных умений выше среднего испытывают потребность в коммуникативной деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудной ситуации, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают самостоятельно принимать решения, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать и участвовать в общественных мероприятиях, настойчивы в деятельности, которая их привлекает.

Слайд 18Память Память — следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической

и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Память формирует содержательное в психике, опыт личности и ее «Я». Без памяти невозможно обучение.Зрительная, слуховая, двигательная, тактильная и обонятельная памятьПроизвольная и непроизвольная памятьМеханическая и смысловая памятьКратковременная и долговременная памятьП.П. Блонский: в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку)аффективнуюобразную вербальную

Слайд 9Диагностика эмоционально-волевой сферыШкала степени субъективных переживаний заикающимися своего дефекта (Р.Эриксон (R.Erickson,

1969)Цветовой тест М.Люшера (M.Lucher) — показатель отклонения от аутогенной нормы (состояния абсолютного покоя) и показателя работоспособности. Характеризует неосознаваемые переживания, управляющие поведением человекаМиннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), который создали С.Р.Хатуэй и Дж.Маккинли (1951) — общее самочувствие, функционирование тех или иных систем внутренних органов, взаимоотношения с окружающими, наличие той или иной психотической симптоматики, особенности самооценки и другие характеристикиПроективный тест «Незаконченные предложения» Сакса и Сиднея -направленность личности, выявление неосознаваемых ценностных образованийМетодика «Лесенка» — самооценка «Тест тревожности»Р.Тэммла, М.Дорки, В.АменаРисуночная методика «Кактус» — диагностика агрессивности«Да и нет не говори» — волевая сфера и другие

Личностные особенности детей с заиканием

Почти у всех детей с тяжелыми речевыми нарушениями (например, заиканием), было выявлено своеобразное протекания психических процессов (частое проявление импульсивности или, напротив, заторможенности). Иногда такой ребенок не способен принимать решения не по той причине, что не может дать правильный ответ, а потому, что стрессовое состояние дезориентирует его деятельность.

У ребенка с заиканием отмечаются отклонения в эмоциональных, волевых и мотивационных проявлениях. Это отражает низкая самооценка, наличие неуверенности, тревожности, появление немотивированных страхов (например, страха речи). Один из показателей неэффективного речевого поведения представлен ригидностью коммуникативных приемов поведения. Отмечено, что проявления заикания напрямую зависят от индивидуального (личностного) отношения ребенка к соответствующим коммуникативным условиям. Степень тяжести заикания у ребенка будет при этом адекватна степени его фиксированности на собственном дефекте.

В соответствии с наличием благоприятных или неблагоприятных социальных условий, где вынуждены расти дети с заиканием, данные психические явления в разной мере могут проявляться кратковременно, или закрепляясь, перерастают в стойкие психические состояния и личностные свойства. В целом они уже способны определять психологические особенности заикающегося человека.

Личностное развитие характеризует не только дефект как таковой, но и тот факт, что ребенок может осознавать свой дефект, чувствуя особое отношение к нему со стороны окружающих. При приспособлении к своему дефекту (внутренне или через поведение) ребенок получает возможность сформировать определенные защитные механизмы, накладывающие отпечаток на личность в целом.

Использование специальных инструментов и форм психологической помощи, вместе с коррекционной логопедической работой, сконцентрированной на исправлении речевых дефектов, способно существенно сгладить проявление вторичных нарушений. Эта работа способствует полноценному развитию детской личности.

Слайд 7Особенности личности детей с МИН И ТРНОсобенности личности заикающихся во многом

определяются феноменом фиксированности на своем дефекте и степенью  фиксации, которая может быть нулевой, умеренной, выраженной
Дети с нулевой  степенью фиксации не испытывают   ущемления от осознания своей неполноценной речи  или даже не замечают её. Эти дети охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми. У них отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь. Дети с умеренной степенью фиксации испытывают в связи с заиканием неприятные переживания, скрывают его и компенсируют манеру речевого общения с помощью уловок. Осознание  этими детьми своего недостатка не выливаются  в постепенно тягостное чувство собственной неполноценности,.При выраженной  степени отмечается постоянная навязчивая фиксация на своём речевом недостатке

Эти дети постоянно концентрируют внимание на своих  речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность ставят в зависимость от своих речевых неудач

Характерны уход в болезнь, самоуничижение, мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

Слайд 3Развитие личности и эмоционально-волевой сферыЛичность — индивид как субъект социальных отношений

и сознательной деятельностиСтруктура личности: Самосознание — сущностная способность человека, позволяющая выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя и найти свое место в действительности. Характер — демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.Темперамент – это проявление динамических свойств психических процессов человека.Способности – это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности

Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.Мотивация человека есть совокупность мотивов, которые определяют поведение человека. Самооценка — это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.Ценности — имеют сложную иерархическую организацию, формируются в процессе жизни и обладают выраженной устойчивостью

Становление личности ребенка с нарушением речи

Психолого-педагогической классификацией речевых расстройств выделяются две группы нарушений:

  • средств общения (фонетическое, фонематическое, общее недоразвитие речи);
  • использования средств общения (заикание).

По мнению Р.Е. Левиной, нельзя говорить о речевом нарушении самом по себе. Этот феномен всегда будет связан с личностью и психикой конкретного человека (в данном случае ребенка), включая присущие ему психические особенности. Значение недостатков речи в развитии и судьбе детей будет напрямую зависеть от природы дефекта, его степени, а также от отношения ребенка к своему дефекту.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Проблему развития личности и ее особенностей у детей с дефектами речи рассматривали многие психологи и логопеды. По их общему мнению общая черта личности детей с нарушениями речи состоит в формировании речевым дефектом измененного положения у любого ребенка, вне зависимости от вида и степени дефекта.

При проявлении речевого нарушения ребенок начинает чувствовать определенную разницу с другими детьми, которая в некоторой степени определяет последующий жизненный путь. Отклонения развития, прежде всего, способны вызвать нарушения в сфере коммуникаций и речевого общения.

Определение 2

Речевое общение представляет собой такую активность взаимодействующих людей, в процессе которой они, используя языковые средства, могут организовать совместную деятельность. Коммуникативные (языковые) способности, в свою очередь, необходимо рассматривать в качестве высших психических функций, выраженных через языковую и коммуникативную компетентность.

Если у ребенка наблюдается низкий уровень языковой способности, в том числе общее недоразвитие речи, то можно говорить о недостаточной коммуникативной способности. Этот факт ведет к сложностям в процессе учебной коммуникации, в речевом взаимодействии при осуществлении совместной игровой, учебной, трудовой деятельности.

Слайд 14Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями речи. -Родителям ребенка, имеющего

речевое нарушение, необходимо контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Говорить четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу.-Родителям необходимо озвучивать любую ситуацию – но только, если они видят, что ребенок их слышит и видит

Не надо говорить в пустоту, надо смотреть ребенку прямо в глаза. Необходимо, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.-Не переусердствуйте! Не употребляйте слишком много длинных фраз, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.-Принимайте и поддерживайте желание ребенка вступить с Вами в контакт. Если ребенок вообще не говорит – вовлекайте его в любые формы диалога, одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд).-Расширяйте словарный запас ребенка.-Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем — письму-Читайте как можно больше ребенку коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку, так как. дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали.-Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать Вашу поддержку. Вам необходимо поощрять успехи и достижения ребенка.

Слайд 15-Вы должны верить в силы Вашего ребенка, верой и терпением вселяйте

в него уверенность в исправлении ошибок.-Отвечайте на вопросы детей. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.-Ребенку необходимо слышать себя и Вас, так как речь развивается на основе подражания и самоподражания. Поэтому во время Вашего общения — выключайте телевизор, магнитофон

Не приучайте ребенка к компьютеру!-Если у ребенка что-либо не получается – не фиксируете внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его.-Никогда не сравнивайте Вашего ребенка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок является индивидуальностью.-Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту (логопеду) – помощь, оказанная своевременно, сэкономит Ваши нервы и даже, может быть, сделает Вашего ребенка более успешным и счастливым.-Если с Вашим ребенком занимается специалист (логопед) – выполняйте все рекомендации и задания систематически и ежедневно, закрепляя полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Слайд 3Особенности личности детей с ФФНРПри дислалии негативное влияние на развитие личности

связано с осознание ребёнком своего дефекта. Нередко критичное отношение к состоянию собственной речи приводит к тому, что ребёнок начинает стесняться своей речи, избегает ситуаций речевого общения, становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. В результате могут формироваться негативные личностные черты (замкнутость, негативизм, неконтактность).
Сложные полиморфные нарушения звукопроизношения, наблюдаемые при ринолалии, могут привести к формированию невротических реакций . Данные нарушения проявляются в виде невротических страхов, реакций оппозиции, негативизма. У детей младшего возраста они  выражаются преимущественно в невротических проявлениях: энурез, неврастения, расторможенность. Плохая речь становится нередко объектом для насмешек окружающих.

Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и методы их коррекции

«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Д.С. Лихачев

Дети с ТНР – это особая категория детей, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на все психические процессы ребенка.

К таким речевым дефектам относят: снижение активного/пассивного словаря; нарушения звукопроизношения; искажение слоговой структуры слова; недоразвитие лексико-грамматического строя речи; несформированность фонематических процессов; нарушение просодической стороны речи; недоразвитие связности речи.

Особенности речевой деятельности таких детей отражаются на формировании их сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

У детей с ТНР могут наблюдаться:

  • нарушения восприятия (слухового, зрительного, пространственного);
  • неустойчивость, трудности переключения и распределения внимания;
  • снижение мнестических процессов (памяти);
  • снижение деятельности мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, установления логических связей, причинно-следственных отношений);
  • интеллектуальная деятельность часто требует побуждения и стимуляции, многим детям трудно составить внутренний план решения задачи.
  • Часто наблюдается недостаточная сформированность мелкой моторики (графомоторных навыков).

В эмоционально-волевой сфере отмечается эмоциональная незрелость, трудности произвольного поведения и саморегуляции. Таким детям свойственны перепады настроения, раздражительность, сензитивность, гипо- или гиперактивность.

Все это не может не отражаться на личностных особенностях ребенка, на характере его взаимоотношений с окружающими, на отношении к самому себе. В зависимости от формы и степени речевого нарушения, у таких детей могут наблюдаться следующие качества личности: застенчивость, нерешительность, замкнутость, речевой негативизм, уход от общения, чувство неполноценности, пассивность; обидчивость, агрессивность, импульсивность и др.

Педагоги и родители, понимая психологические особенности и специфику познавательной деятельности таких детей, должны учитывать это и корректировать свою работу / воспитание в соответствии с ними.

Во-первых, необходима комплексная работа специалистов (логопед, психолог, врач-невролог и др. – по показаниям), их взаимодействие и согласованность используемых подходов.

Во-вторых, нужно способствовать общему физическому развитию ребенка (режим, прогулки, физическая активность); использование здоровьесберегающих технологий на занятиях.

В-третьих, важна эмоционально-благоприятная и спокойная обстановка в семье, в коллективах, которые посещает ребенок. Часто таким детям необходимо найти область занятий, в которой они были бы успешны (кружки, увлечения и интересы), но не перегружать многочисленными секциями.

В ежедневном общении и взаимодействии с ребенком расширять и обогащать его кругозор, активный словарный запас, формировать и развивать восприятие (обращая внимание на те или иные свойства предметов и явлений), внимание, память, мышление, воображение, эмоциональный интеллект (обозначать эмоции и чувства, учить выражать их конструктивными способами), коммуникативные навыки. Важен личный пример взрослых, чтение детской литературы, просмотр спектаклей, мультфильмов с последующим обсуждением, применение различных игр (двигательных, настольных, дидактических, игр с правилами)

Родителям совсем необязательно владеть научными знаниями в области педагогики и психологии, применяя специальные методики для развития и обучения своего ребенка: «Смотри, какой большой сугроб! А где маленький? Как ты думаешь, почему снег тает? Скоро закончится весна, и придет лето. А на что похоже это облако? А давай посчитаем, сколько этажей в этом доме! Слышишь, где-то поет птичка! Смотри: кружка, тарелка, ложка, кастрюля – это все можно назвать одним словом «посуда» …

Каждый родитель легко может развивать познавательные способности ребенка, обращая его внимание на объекты и явления окружающего мира, сравнивая и анализируя, вспоминая что-то вместе, рассуждая и обыгрывая разные ситуации. Детская психика очень пластична и имеет много компенсаторных возможностей

Необходимо каждый день уделять немного времени психофизическому развитию ребенка, и тогда положительный результат обязательно будет

Детская психика очень пластична и имеет много компенсаторных возможностей. Необходимо каждый день уделять немного времени психофизическому развитию ребенка, и тогда положительный результат обязательно будет.

Примакова Наталья Ермолаевна,
педагог-психолог

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: