Консультация «развитие коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Психологическая библиотека

Функции речи в коммуникации

В коммуникации способны проявляться все функции языка и речи. Если проблема касается функций языка и речи, то здесь сложно провести грань между этими двумя понятиями. Это связано с тем, что любые языковые высказывания (устные или письменные) представляют собой речь.

Функции языка состоят в проявлении его сущности, назначения и действия в обществе, его природы. Это те характеристики, без которых он не способен существовать. Основные функции языка — коммуникативная и когнитивная. Они имеют разновидности, представленные функциями более частного характера.

Коммуникативная функция речи состоит в том, что язык становится важным средством человеческого общения (коммуникации). Он необходим для передачи от одного лица другому какого-то сообщения с соответствующей целью. Язык и существует только для обеспечения общения (коммуникации). Общаясь с другими людьми, человек передает свои мысли, чувства и душевные переживания. Люди благодаря речи воздействуют друг на друга, достигая общего взаимного понимания.

Язык предполагает возможность понять друг друга и наладить совместную работу в любой области человеческой деятельности. Он становится одной из сил, обеспечивающей существование и развитие общества. Коммуникативная функция имеет решающее значение. Тем не менее, язык может выполнять данную функцию только по той причине, что он подчиняется строю мышления.

Вторая основная функция — когнитивная (познавательная, гносеологическая)

Она означает, что язык — это важное средство получения новых знаний о действительности. Данная функция начинает связывать язык с мыслительной деятельностью человека

Кроме двух основных функций речь выполняет еще несколько вспомогательных:

  • Фактическую (контактоустанавливающую);
  • Репрезентативную;
  • Волюнтативную;
  • Метаязыковую.

Таким образом, речевая сторона коммуникации обладает сложнейшей и многоярусной структурой. Она выступает в разных стилистических разновидностях. Любые компоненты коммуникативного акта помогают успешной или неуспешной реализации общения в целом.

Речь как средство коммуникации

Коммуникация является основой человеческой жизни. Считается, что успешное социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие не может быть возможным без свободной коммуникации. Школьники и студенты должны быть способны выразить свои мысли, чувства и желания легко, быстро и ясно.

Основная цель коммуникативного аспекта обучения языку представлена формированием умений речевой деятельности в ее основных формах и видах. Механизм решения коммуникативных задач предопределяет содержательный аспект учебного предмета. Он состоит из речевого и языкового компонента, который взаимосвязан и взаимодействует.

Статья: Речь как средство коммуникации

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Коммуникация представляет собой сложнейший процесс. Для него должны быть развиты множество навыков. Речь является только одним из многих способов, которыми люди передают свои сообщения. С древних времен в человеческом обществе применялись дополнительные средства общения и передачи информации. Часть из них существует до настоящего времени.

Отдельное речевое действие становится фрагментом коммуникации и называется коммуникативным актом. Определенным образом выглядит простейшая схема отдельного коммуникативного акта для процесса речевой коммуникации. В пределах коммуникативного акта отправитель информации (например, тот человек, который говорит) имеет мотив высказывания. Он строит его во внутренней речи, кодируя при переводе во внешнюю речь и звуки.

Получатель воспринимает поступающий сигнал, декодируя его и распознавая смысл высказывания. У него возникает также определенный мотив высказывания в ходе обмена репликами (осуществление обратной связи).

Речевая коммуникация, таким образом, представлена общением людей, которое понимается в широком смысле слова не только как разговор или беседа. Она является любым взаимодействием, целью которого становится обмен информацией (например, чтение, письмо и др.). В соответствии с этим коммуникацию осуществляют в процессе речевой деятельности люди благодаря вербальным (словесным) и невербальным средствам.

Приемы деловой вербальной коммуникации

Помните знаменитый закон джунглей? Он звучит так: «Мы с тобой одной крови, ты и я». Это отличный образец того, как следует налаживать вербальную коммуникацию, выстраивать диалоги и вести переговоры.

Результативность общения повысится во много раз, если собеседник почувствует в вас родственную душу, увидит, что ваши жизненные ценности и приоритеты пусть и не совпадают полностью с его собственными взглядами, но в целом близки и понятны.

Такой подход перекликается с принципом зеркала, о котором говорилось выше. Вы раскрываетесь перед человеком («зеркалом»), и он в ответ охотно демонстрирует (отражает) свое отношение к вам, вашему поведению, поступкам, словам.

В современном мире данный прием активно используется для проведения всевозможных переговоров и встреч. Подобные мероприятия организовываются в подходящих местах (с учетом интересов участников), создается непринужденная обстановка, где за чашкой чая или кофе (а может быть, и с сигаретой или более крепкими напитками) люди получают возможность свободно и с удовольствием общаться.

И тут главное не забывать об основной цели переговоров. Не стоит слишком напирать на партнера, демонстрировать чрезмерную открытость, граничащую с навязчивостью. В ответ он может замкнуться, и дальнейшее общение станет затруднительным.

Специалисты по вербальным коммуникациям выделяют четыре параллельных уровня, на которых, как правило, идет процесс общения:

  1. Набор всем известных стереотипов и шаблонов (клише).
  2. Реальные события и точные факты.
  3. Мнения участников общения, их собственные суждения и идеи.
  4. Эмоциональные проявления.

Для чего нужны шаблоны, клише? Они дают возможность правильно начинать и заканчивать разговор, выстраивать общение в соответствии с общепринятыми стандартами и нормами. Да, речь идет о стереотипах, заученных ритуалах, однако именно с их помощью вы демонстрируете собеседнику свою открытость, готовность выслушать и принять передаваемую информацию. В начале разговора обычно задают вопрос, излагают собственную точку зрения или озвучивают некий важный факт.

Как завязать разговор? Например, используйте так называемый эффект присутствия. Найдите в окружающей обстановке что-то интересное для обсуждения и заговорите об этом (но не осматривайтесь слишком открыто, делаете это аккуратно, как бы невзначай).

Другая тема для общения – сам собеседник, но такой разговор начать сложнее. Чтобы подтолкнуть партнера к взаимодействию, получить от него ответную реакцию, можно использовать такие словесные обороты: «Как считаете, я прав?», «А вы что об этом думаете?», «Вы согласны?» и т. д.

Как еще можно вовлечь человека в беседу? Заговорите о чем-то интересном, о событиях собственной жизни, прочитанной книге, затроньте любую тему, которая может стать основой для приятного общения.

Непременное условие эффективной вербальной коммуникации – неподдельный интерес к партнеру, его точке зрения

Человеку важно видеть, что вы в нем действительно заинтересованы, и тогда ваше взаимодействие окажется максимально продуктивным.

Постановка проблемы исследования

Формирование навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми и развитие коммуникативных умений рассматриваются как частные направления педагогического воздействия в области социально-коммуникативного развития дошкольника. Прослеживается устойчивый интерес исследователей к изучению корреляции языковой системы и ее использования носителем языковой способности, в том числе – в аспекте коммуникативно-речевых умений разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. В отечественном наследии в области коррекционной педагогики, в частности в работах Р.Е. Левиной, подчеркивается, что многообразная роль речи в формировании психики делает ее особенно значимой для уяснения способов специального воздействия на развития ребёнка в целом

Обращается внимание на важность дифференциации особых образовательных потребностей данной категории детей , в том числе – связанных со спецификой их коммуникативно-речевых навыков . Проведённое исследование коммуникативно-речевых умений базировалось на представлении о единстве когнитивной функции языка, связывающей язык с мыслительной деятельностью, и его коммуникативной функции, обеспечивающей решение коммуникативных задач в различных ситуациях общения со взрослым и сверстником . Целевые установки предпринятого исследования ориентированы на дальнейший поиск педагогических условий формирования речемыслительной деятельности дошкольников с ЗПР с учётом единства когнитивной и коммуникативной функций языка в процессе общения

Целевые установки предпринятого исследования ориентированы на дальнейший поиск педагогических условий формирования речемыслительной деятельности дошкольников с ЗПР с учётом единства когнитивной и коммуникативной функций языка в процессе общения.

Концепция полифункциональности языка отражает тенденцию к выделению основных функций языка, которые и определяют его существование . Анализ проблемы выделения функций языка, их количества, назначений позволяет рассматривать когнитивную и коммуникативную функции как взаимообусловленные фундаментальные функции языка . Вместе с тем, первичным условием возникновения языка определяются цели коммуникации, а не цели познания . Это позволяет считать необходимым педагогическим условием формирования коммуникативно-речевых умений дошкольников их обязательное применение и закрепление в коммуникативной практике, в социально-коммуникативном пространстве .

Выделяются подвиды коммуникативной и когнитивной функций языка. Коммуникативная функция наиболее часто представлена следующими подвидами: фатическая / контактоустанавливающая; информативная; эмотивная / эмоционально-экспрессивная; прагматическая — использование языка для интеллектуального, эмоционального или волевого воздействия на адресата речи и др. . Когнитивная / мыслительная функция языка выделяется как функция, обеспечивающая использование языка в процессах мышления и обмена мыслями, в процессе познания действительности

Важно отметить, что в речевой деятельности ребёнка, в процессе которой происходит формирование языковых умений, коммуникативных навыков и мышления, проявляется именно когнитивная функция языка: функции развития мысли . Значимым для исследования коммуникативно-речевых умений дошкольников с ЗПР стали представления о выделении коммуникативно-ориентированных разновидностей и разновидностей когнитивной функции, ориентированных на мышление

К первой группе разновидностей когнитивной функции языка относятся те, которые проявляются и реализуются непосредственно в коммуникации: перцептивная функция и функция выражения и передачи мысли. Ко второй группе разновидностей когнитивной функции, ориентированных на мышление, относятся функция развития мысли; аккумулятивная, связанная с накоплением и сохранением информации в словарном составе языка и в текстах; отражательно-познавательная, проявляющаяся в участии языка в познавательных процессах на основе первичной классификации знаний о мире и др. Таким образом, настоящее исследование коммуникативно-речевых умений дошкольников с ЗПР базировалось на понимании разновидностей функций языка, первичности коммуникативной функции по отношению к когнитивной, значимости формирования коммуникативно-ориентированных подфункций когнитивной функции языка и коммуникативной функции в целостном процессе коррекционно-педагогической работы.

Немного о коммуникации :

  • На эффективность коммуникации влияют такие факторы как коммуникативные, установки и опыт, умственные способности субъектов общения, формирующие специфику их восприятия сообщения и эмоциональную подоплеку.
  • Уровни коммуникации:
  • Макроуровень – массовые контакты незнакомых людей в достаточно больших группах.
  • Мезоуровень – общение между подразделениями
  • Микроуровень – это общение межличностное, подразумевающую известную психологическую близость партнеров.
  •  Функции коммуникации:
  • Контактная функция, которая заключается в установлении контакта между участниками общения;
  • Инструментальная – характеризует коммуникацию как социальный механизм управления и передачи информации;
  • Интегрированная – как средство объединения людей;
  • Функция самовыражения/понимания — определяет коммуникацию как форму взаимопонимания психологического контекста;
  • Трансляционная функция служит для передачи конкретных способов деятельности

Лечение коммуникативных расстройств

Лечение коммуникативных расстройств требует комплексного и индивидуального подхода. Оно включает в себя следующие методы и стратегии:

Диагностика и оценка

Перед началом лечения важно провести диагностику и оценку коммуникативного расстройства. Это позволяет специалистам определить конкретные потребности пациента и разработать индивидуальный план лечения.

Логопедическая терапия

Логопедическая терапия является одним из основных методов лечения коммуникативных расстройств. Логопеды работают с пациентом, помогая развить навыки общения, улучшить произношение, грамматику и словарный запас. Логопедические сессии могут быть индивидуальными или групповыми.

Социальная тренировка Люди с коммуникативными расстройствами могут испытывать трудности в установлении социальных связей и взаимодействии с окружающими. Социальная тренировка включает в себя различные стратегии, такие как ролевые игры, тренировка эмоционального распознавания и развитие навыков социального взаимодействия.

Использование технологий. Современные технологии, такие как специализированные приложения и программы, могут быть полезными инструментами в лечении коммуникативных расстройств. Они могут помочь улучшить коммуникацию, развить навыки речи и общения. В нашем центре с успехом применяется

Поддержка родителей и семьи. Родители и близкие играют важную роль в успешном лечении коммуникативных расстройств. Поддержка родителей, обучение их навыкам общения с ребенком и включение их в процесс реабилитации помогают создать поддерживающую среду для пациента.

Психологическая поддержка. Коммуникативные расстройства могут иметь значительное влияние на эмоциональное состояние пациента. Психологическая поддержка, включая терапию или консультирование, может быть полезной для облегчения эмоциональных трудностей и стресса, связанных с расстройством.

Комбинация этих подходов и стратегий может помочь в улучшении коммуникации и общения у людей с коммуникативными расстройствами

Важно помнить, что каждый пациент уникален, и подход к его лечению должен быть индивидуализированным и адаптированным под его потребности

Оставьте заявку на сайте либо по телефону +7 (921) 999 – 18 – 21

56 Вопрос Приемы противодействия слухам

Противодействие слухам

Противодействие слуху — это не только мероприятия по его опровержению. Порой возможны ситуации, когда попытки борьбы со слухом приводят к еще большему его распространению. Поэтому перед выбором стратегии противодействия слуху следует оценить информационную обстановку: какое количество людей уже знает о слухе, каково доверие к источнику опровержения.

Подтвердить слух. Иногда бывает проще и полезнее подтвердить слух, тем самым предотвратив дальнейшие «наслоения» сюжета. Мужество сделанного признания возвращает иногда доверие к источнику и соответственно, помогает контролировать дальнейший ход событий.

Официальное опровержение слуха. Официальное опровержение слуха уместно лишь при условии, что данный источник пользуется доверием у аудитории.

Ирония, юмор. Иногда помогают ирония, юмор — высмеивание «нелепой» информации в процессе яркого, богатого различными метафорами выступления авторитетного лица. Но, так как слухи несут довольно сильный эмоциональный заряд, развеять их разумными аргументами чаще всего трудно или просто невозможно.

Фланговая атака. Если нет уверенности в авторитетности официального источника, уместно распространение информации, по содержанию противоположной сюжету слуха. Делаться это должно под различными предлогами, но без упоминания о самом слухе и его сюжете.

Доведение до абсурда. Прием «доведение до абсурда» подразумевает распространение информации, не противоположной по содержанию, а, наоборот, усиливающей тенденцию, лежащую в основе первоначального слуха.

Дискредитация автора — один из приемов, помогающих обезвредить слух. О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая его информация, фактически это может быть контрслух.

Отвлечь внимание. В качестве полумеры можно рассматривать различные способы отвлечения внимания общественности от нежелательной темы путем выброса новой, преимущественно еще более шокирующей, волнующей или интригующей информации и вытесняющей прежнее наполнение неформальных каналов

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе

Определение 1 Общение ‒ это коммуникация, т.е. обмен мнениями, настроениями, переживаниями, желаниями и т.д.

Специфика межличностной коммуникации выявляется в ряде феноменов и процессов: психологической обратной связи, присутствии барьеров коммуникации, коммуникативном воздействии и наличии разных уровней передачи информации (к примеру, невербального и вербального).

Определение 2

Коммуникация (лат. communicatio) – слово, буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В плане практическом ‒ это процесс обмена информацией и идеями между двумя и более людьми, который приводит к взаимному пониманию.

Помощь со студенческой работой на тему Коммуникативная сторона общения в психологии

Курсовая работа 460 ₽ Реферат 250 ₽ Контрольная работа 250 ₽

Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Для исполнения процесса коммуникации нужны четыре ключевых элемента:

  1. отправитель, лицо, которое собирает информацию и передает ее;
  2. сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме;
  3. средства или канал для передачи информации;
  4. получатель, или лицо, которому направлена информация и который интерпретирует ее.

В коммуникационном процессе выделяют пять этапов:

  1. начало обмена информацией, когда коммуникатор (тот, кто отправляет информацию) должен четко представить, «что именно» (какую конкретно идею и какой форме ее сформулировать) и «с какой целью» он хочет передать и какую реакцию в ответ получить;
  2. выражение идеи в символы, в слова, в сообщение. Выбираются и применяются разные каналы передачи информации такие, как речь, мимика, жесты, письменные материалы, средства электронной связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.;
  3. передача информации через применение избранных каналов связи;
  4. реципиент (тот, кто получает информацию) переводит вербальные (словесные) и невербальные знаки в свои мысли (декодирование информации);
  5. фаза обратной связи ‒ отклик реципиента на полученную информацию.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Следует отметить, что на всех этапах процесса коммуникации могут быть преграды, которые искажают смысл информации, которая была передана.

Замечание 1

Информация, которая исходит от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация проявляется в форме приказа, просьбы, совета. Она предназначена для того, чтобы инициировать какое-то действие. В свою очередь стимуляция может быть разной. Это может быть побуждение к действию в установленном направлении. Это может быть побуждение, которое не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. В конечном счете, это может быть рассогласование или нарушение определенных автономных форм деятельности или поведения.

Констатирующая информация представляется в форме сообщения, она не подразумевает непосредственного изменения поведения, хотя содействует этому косвенно. Характер сообщения при этом может быть разным: критерий объективности может варьироваться от подчеркнуто «безразличного» тона изложения до введения в текст сообщения довольно очевидных компонентов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т. е. тем лицом, от которого исходит информация.

В процессе коммуникации коммуникатор может занимать одну из трех позиций:

  • открытую ‒ коммуникатор объявляет открыто себя сторонником предлагаемой точки зрения, дает оценку разных фактов в подтверждение данной точки зрения;
  • отстраненную ‒ коммуникатор придерживается нарочито нейтрально, сопоставляет различные точки зрения, не исключая направленности на одну из них, но не объявленную открыто;
  • закрытую ‒ коммуникатор замалчивает свою точку зрения, порой даже может прибегать к особым действиям для того чтобы ее скрыть

Коммуникативный процесс и организация пространства

Психологи выделяют несколько дистанций для общения:

  1. Интимная — подразумевает расстояние между собеседниками менее половины метра. Так общаются только люди, которые доверяют друг другу, они разговаривают тихо и спокойно.
  2. Межличностная коммуникация происходит на расстоянии около 1 метра. Так общаются друзья.
  3. Деловая или социальная коммуникация может происходить на расстоянии до 3 метров. Ее используют для делового общения.
  4. Публичная коммуникация происходит на большом расстоянии, более 3 метров. Так принято выступать перед зрителями. Слушатели могут отслеживать речь и ее правильность.

Необходимо отметить, что при человеческой коммуникации люди могут столкнуться с барьерами. Они могут быть социальными и психологическими. Например, люди не могут понять друг друга. если разговаривают на разных языках и живут в разных странах.

Список литературы

  1. Акишина А.А., Кано Х.г Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 1991. – 144 с.
  2. Бодалёв А.А. Личность в общении. – М., 1983. – 271 с.
  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М, 1980. – 238 с.
  4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для преподавателей. — Новосибирск; М.: Изд-во Новосиб. ун-та; Совершенство, 1997. — 171 с.
  5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 2006. – 304 с.
  6. Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 2004 — 415с.
  7. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — с. 252.
  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  9. Общая психология : Учебник для пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского, М. Прогресс 1980. — 422 с.
  10. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). — M.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 139 с.
  11. Г.Г. Почепцов. Теория коммуникации — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2001. — 656 с.
  • Сравнительный анализ систем обнаружения атак или вторжений
  • Сравнительный анализ систем обнаружения атак или вторжений
  • Возможности векторного редактора CorelDraw
  • Общие характеристики скриптовых языков. Язык Python
  • Правовые акты управления: понятие, функции и формы
  • Применение OLAP-технологий в бизнесе
  • Утомление и восстановление
  • Современные системы физических упражнений
  • Методические принципы физического воспитания («Физиология физического воспитания и спорта»)
  • Экономическая эффективность и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс
  • Занятия гимнастикой и ее влияние на здоровье
  • Основы невербальной коммуникации

2.1. Вербальные коммуникации

Чтобы человека поняли, ему мало иметь хорошую дикцию. Он должен ясно осознавать, что собирается сказать. Кроме того, говорящий должен выбрать такие слова, чтобы мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Именно поэтому развитые вербальные способности в настоящее время, в век рыночной экономики, имеют решающее значение в успешности социально-направленной деятельности.

Под вербальными коммуникациями понимается процесс передачи и получения информации, посредством знаковой системы — человеческой речи, естественного звукового языка, системы фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Таким образом, процесс общения построен по схеме: «коммуникатор – сообщение – реципиент». Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатор и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Такая форма коммуникативного взаимодействия называется диалогом.

В общем, речь выполняет две основные функции – сигнификативную и коммуникативную.

Благодаря сигнификативной функции, для человека (в отличие от животного) становится возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.

Выделяют следующие виды вербальной коммуникации: внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, – на диалогическую и монологическую. При подготовке к устной речи и особенно – к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами). К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дак-тильная речь. Это – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Важным составляющим коммуникативного процесса, является умение слушать, которое, в первую очередь, оказывает влияние на верное восприятие принимаемой информации.

Естественно, что вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности

Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий

Немного об общении:

  • Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;
  •  Модель коммуникативного процесса :

Речевая деятельность:

  • Различают четыре вида речевой деятельности: Говорение, Чтение, Слушание, Письмо . Их принято подразделять на репродуктивные (говорение и письмо) и рецептивные (чтение и слушание).
  • Интересные факты. Подсчитано, что в среднем человек тратит 30% времени на слушание, 22% — на говорение, 10% — на письмо и 38% на чтение. В деловом общении доля слушания увеличивается до 45%. В большинстве случаев человеческое общение облекается в форму устной речи.

Говорение:

  • Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого (вместе со слушанием) осуществляется устное вербальное общение. Говорение осуществляется в формах монологической и диалогической речи.
  • Монолог — организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращённое к собеседнику или аудитории. Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации и отражает степень образованности человека.
  • Цель монологической речи: информирование слушателей; пробуждение в слушателях тех или иных чувств; побуждение к определённым действиям.

Диалог:

  • Диалог — непосредственное взаимодействие двух собеседников. Каждый диалог имеет свою структуру, причём структурной единицей диалога является диалогическое единство, т.е. структурно и семантически законченное соединение реплик.
  • Основными элементами диалога являются вопрос и утверждение, причём практически всегда вопрос выступает в роли ведущего элемента. Именно поэтому необходимо овладеть искусством оформления вопросов.

Слушание

  • Слушание – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов. Слушание представляет собой активный мыслительный процесс, направленный на смысловую обработку текста в ходе его восприятия. Результатом слушания является понимание (или непонимание) звучащего текста. Понимание текста проявляется в способности слушающего осознать его основную мысль, осмыслить понятия, которые в нём раскрываются, в умении свободно и полно изложить его содержание.
  • Выделяют следующие функции слушания: познавательную(слушаю, чтобы знать), регулятивную (слушаю, чтобы научиться что-то делать), ценностную (слушаю, чтобы получить эстетическое наслаждение, ориентироваться в мире культурных новостей), реагирующую(слушаю, чтобы ответить на вопрос).

Выводы:

  • Несмотря на схожесть рассматриваемых терминов, существуют различия в объеме и содержании этих понятий.
  • — Общение – социально-обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами в различных сферах. Общение – всегда межсубъектное взаимодействие.
  • Коммуникация — социальнообусловленный процесс передачи и восприятия информации при помощи самого широкого спектра средств. Коммуникация – это передача сообщения от субъекта к объекту.
  • Речевая деятельность – общение людей, понимаемое как система мотивированных действий в социально-значимых ситуациях, обусловленных нормами речи, принятыми в обществе. Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: