Календарь развития ребенка по месяцам до года

Развитие ребенка по месяцам до 1 года

Развитие ребенка на 6 месяце

Шесть месяцев – это уже круглая дата, первый небольшой юбилей крохи. В этот период малыш ведет себя достаточно активно:

  1. Легко переворачивается на бок и живот.
  2. Выступает инициатором общения.
  3. Пытается неумело ползать, подтягиваясь на руках.
  4. Берет в руки те предметы, которые ему понравились, находясь практически в любом положении.

Таким образом, малыш познает мир, изучает его на ощупь и вкус

Любопытство крохи безгранично, потому важно следить, чтобы младенцу не попались под руку опасные для него предметы, к примеру, острые, мелкие. По той же причине покупайте малышу только безопасные игрушки, которые не выделяют токсинов

Обязательно читайте на упаковке информацию от производителя, чтобы знать, для какого возраста рекомендована та или иная игрушка.

Важным достижением младенца на шестом месяце является речевое развитие: он выкрикивает слогами. Это принято называть лепетом, но именно он способствует в последующем языковому развитию.

Шестимесячный ребенок умеет сидеть, но не стоит надолго оставлять малыша в таком положении, это негативно влияет на здоровье позвоночника. Если у вас девочка, долгое сидение в раннем возрасте может повлечь за собой в будущем гинекологические проблемы. Кроме того, малыш должен сидеть, облокачиваясь на спинку, то есть немножко под наклоном. Слишком ровная посадка быстро утомляет ребенка.

Сон младенца составляет около 16 часов в сутки. Дневной отдых делится на 2-3 приема по несколько часов. Утренний и вечерний отдых менее продолжительны, а вот сон в обед может длиться около 2,5 часов.

Кроме умственных и эмоциональных метаморфоз появляются и физические перемены в развитии ребенка. В шесть месяцев вес ребенка составляет около 7,5 кг (все зависит от того, мальчик у вас или девочка). Меняется и рост ребенка – он достигает отметки 64-67 см. В прибавлении сантиметров все также индивидуально.

Малыш очень подвижен, потому родители должны внимательно следить за его местом положения и направлением, чтобы избежать травматизма и опасных ситуаций.

Полная версия статьи: Развитие ребенка до года : Что умеет ребенок в 6 месяцев

Режим дня ребенка в 12 месяцев

6:30

Пробуждение и 1-й прием пищи, который может включать материнское молоко или смесь.

7:00

Умывание.

7:30

Период бодрствования.

9:00

Гимнастические упражнения.

10:00

2-й прием пищи, включающий обычно кашу (как молочную, так и без молока), желток куриного яйца, фруктовое пюре, сливочное масло и сок из фруктов.

11:30

Прогулка, во время которой 1-2 часа ребенок спит на свежем воздухе.

14:00

3-й прием пищи, включающий овощной суп или пюре, блюдо из мяса или рыбы, хлеб, растительное масло и напиток.

14:30

Период бодрствования с разными развивающими играми.

16:30

Прогулка, часть времени которой (1-2 часа) занимает второй сон ребенка на свежем воздухе.

18:00

4-й прием пищи, во время которого детям дают творог и кисломолочный напиток, а также печенье и пюре из фруктов.

18:30

Период бодрствования со спокойными играми.

21:30

Купание.

22:00

5-й прием пищи, включающий в зависимости от вскармливания мамино молоко либо смесь.

22:30

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Малыши, вскармливаемые грудью, могут по-прежнему несколько раз прикладываться к материнской груди, особенно под утро. Детки-искусственники в этом возрасте обычно спят всю ночь.

Девятый месяц

Многие детки в девятимесячном возрасте уже ходят, но, невзирая на это, им требуется и дальше наращивать мышцы и укреплять связки, вот почему на этом этапе, чрезвычайно важно качественное питание

Морфологические изменения

В основном, все жизненные системы малыша уже сформированы. Ребёнок хорошо различает предметы на близком и дальнем расстоянии, улавливает любые звуки. Но пищеварение малыша ещё не успело приспособиться к прикорму, поэтому необходимо грамотно сбалансировать питание, чтобы избежать нарушения работы кишечника и излишков жировой ткани. За месяц дети прибавляют в весе пол килограмма и подрастают на 1-2 сантиметра.

Новые свойства психики и мышления

В психоэмоциональном плане могут выражать самые разнообразные чувства, прекрасно понимают, что от них просят или требуют родители, проявляют интерес ко множеству предметов. Двигаются все дети по-разному – одни уже сами делают первые неуверенные шаги, другие перемещаются при помощи специальных устройств.

Важные достижения

Если развитие ребенка в 9 месяцев не отягощено болезнями, то у них появляется много новых навыков:

• детки могут складывать и сортировать разные по форме и цвету предметы; • играть с мячом; • ловко управлять своими пальчиками, поднимая игрушки; • говорить простые слова, и даже короткие предложения.

4 месяц

Навыки и умения

  • Подолгу гулит, а при появлении мамы радостно размахивает ручками и бьет ножками.
  • Улыбается своему отражению в зеркале.
  • Переворачивается со спинки на животик, а при легком подтягивании за ручки легко присаживается.
  • Самостоятельно отрывает от постели голову и верхний плечевой пояс из положения лежа на спинке.
  • Лежа на животе, поднимает голову на 90°.
  • Подолгу манипулирует игрушками. Выделяет «любимые» и «нелюбимые».
  • Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке.

Важно знать

До 10-11 месяцев правая и левая ручки ребенка не должны отличаться по своей активности. Если замечена несимметричность в движениях — это повод обратиться с малышом к детскому неврологу. Сажать кроху пока рано, но на руках уже можно держать его вертикально, давая хорошую опору для спинки.

Что делать родителям в кризис первого года

Если раньше малыш воспринимал маму как продолжение собственного тела, которая делает всё нужное по первому требованию, теперь он впервые чувствует себя исполнителем, действующим лицом и горит желанием исследовать окружающее пространство, встроить его в свою картину мира, присвоить себе. А родителя он видит помощником, проводником и посредником. 

Ответственность за здоровье и счастье малыша всё ещё полностью лежит на взрослом. Ответственность за результат его действий — тоже. Но взращивание самостоятельности и малой ответственности начинается именно в этом возрасте под мягким контролем взрослого. 

  • Сделайте дом безопасным для ребёнка, чтобы он мог самостоятельно исследовать жилище без риска травмировать себя и испортить ваши вещи.
  • Выделите несколько зон в доме с безопасными «взрослыми» вещами, с которыми ребёнку можно играть.

Создайте систему правил, которой будет придерживаться вся семья. Например: есть только на кухне. Терпеливо объясняйте их малышу на собственном примере: «Посмотри, разве мама так делает? А папа?»

‍Не делайте за ребёнка то, что он пытается сделать сам, но будьте готовы помочь. Например, большинство детей в этом возрасте пытаются освоить столовые приборы. Мало кто из родителей может спокойно смотреть на это, ведь после каждой такой трапезы кухне требуется генеральная уборка

И всё же ребёнку важно позволить научиться, пока он сам этого хочет. Потом такого шанса может не быть.
‍Постоянно проговаривайте всё, что происходит, и называйте окружающие ребёнка предметы

Слова, которые он слышит регулярно, освоит быстрее.
‍Организуйте отдых для мамы. Чтобы иметь запас прочности и терпения, быть готовой справиться с раздражением и в очередной раз позаботиться о ребёнке, матери необходимо высыпаться, хорошо питаться и иметь помощников по дому.
‍Практикуйте «гнездование» с ребёнком. В моменты стресса, взаимного напряжения и усталости отложите все дела и посвятите время любому лёгкому совместному времяпрепровождению. Творчество, валяние в постели, много объятий, щекоток и прочей, казалось бы, ерунды совершенно необходимы для разгрузки в сложное для психики время.
‍Всегда помните, что взрослый здесь вы. Только вы принимаете решения и несёте за них ответственность, и последнее слово всегда за вами. 

<<Форма аттестации>>

Оставаться взрослым, решать свои проблемы и иметь запас прочности, чтобы справиться с проблемами ребёнка — это очень непростой и важный труд. Но помните: кризис — это временное состояние

Правильно прожить его важно и малышу, и вам, ведь именно этот этап задаёт тон ваших отношений с ребёнком в следующем периоде его взросления. 

Физиология и моторика ребёнка в первый год жизни

Известно, что ребенок человека рождается значительно менее приспособленным к окружающей среде, чем детеныши животных. Для взаимодействия с миром у малыша имеется набор безусловных рефлексов, которые регулируют его биологические функции. Это такие рефлексы, как:

  1. Сосательный;
  2. Оборонительный;
  3. Ориентировочный;
  4. Хватательный;
  5. Опорный;
  6. Переступательный.

В возрасте 2- 3 месяцев ребенок способен самостоятельно удерживать голову даже в положении лежа на животике. Постепенно происходит развитие манипуляций с предметами – ребенок учится перекладывать их из руки в руку, брать из рук взрослого. К полугоду малыши пытаются самостоятельно сесть, а затем учатся ползать и вставать на ножки, держась за опору. Обычно к году ребенок может передвигаться с поддержкой или же без нее, что зависит от особенностей развития малыша.

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.

Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Психологическое развитие

Годовалый малыш умеет испытывать разные эмоции, но пока еще не контролирует их. За короткий промежуток времени смех может смениться плачем и наоборот.

У ребенка активно развиваются познавательные процессы: память, внимание, мышление. Он уже способен удерживать внимание на определенном действии в течение 10 минут

Малыш интересуется новыми игрушками, может подолгу изучать их, стараться раскрыть, разломать, извлечь внутренние детали.

К одному годику ребенок должен уметь:

  • реагировать на интонацию взрослых;
  • выполнять простые просьбы;
  • радоваться появлению мамы и других членов семьи;
  • огорчаться, когда его ругают;
  • реагировать на музыку (подтанцовывать или подпевать);
  • узнавать знакомые предметы на картинках.

Психологическое развитие ребенка в 1 год, как физическое, имеет индивидуальные особенности. Одни дети развиваются быстрее других и лучше осваивают новые навыки.

Развитие ребенка: девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
Пытается вскарабкаться на стул, диван.
Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Четвертый месяц

За предыдущий месяц дети набирают около 700 г веса и вырастают на 2 см. При этом окружность головы и груди у них в этом возрасте одинаковые.

Анатомо-физиологическое развитие

Развитие ребенка в 4 месяца – это новые изменения и большие возможности:

• у ребёнка начинают расти ногти и образуются волосяные луковицы; • появляется острота зрения; • формирование слухового аппарата приводит к тому, что у малышей проявляется повышенный интерес к человеческим голосам и другим звукам; • улучшается координация и сила в ручках и ножках.

Теперь своё плохое настроение малыш может озвучить настоящим плачем со слезами (у него сформированы слёзные железы).

Психомоторное развитие

Основные достижения в этом плане – имитация услышанных звуков, оживление при виде знакомых лиц, настороженность, если в комнате присутствует посторонний человек. Негативные эмоции ребёнка, как правило, связаны со страхом (незнакомец, громкий шум или яркий свет), голодом, отсутствием матери. Радость он проявляет, когда с ним рядом родные.

Характерные особенности возраста

Родителей искренне радуют успехи, которых достигают их детки в этом возрасте:

• первые попытки садиться и ползать, лёжа на животике; • интерес к собственным частям тела и внешности (разглядывание себя в зеркале); • умение следить взглядом за движения людей и неживых объектов.

Развитие ребенка до года по месяцам – это важный процесс, в ходе которого дети познают возможности своего тела и окружающую действительность, и взрослым необходимо следить за всеми происходящими переменами. Любые отклонения нужно выявлять и обращаться за помощью. Вообще, самое главное, проводить с детьми как можно больше времени.

Развитие речи

К концу первого года жизни ребенок уже хорошо понимает речь взрослых и проявляет эмоциональную реакцию на голос. Он запоминает новые слова и активно пополняет свой словарный запас. К годику малыш уже умеет произносить некоторые слова («мама», «папа», «баба», «дай»).

Сложные слова кроха сокращает (например, «корова» – «му», «кошка» – «мяу-мяу»). Если ребенок еще ничего не говорит, беспокоиться не нужно. Это тоже является разновидностью нормы.

К концу первого года ребенок должен уметь:

  • отвечать на простые вопросы (например, «хочешь кушать?»);
  • знать свое имя и откликаться на него;
  • по просьбе взрослого показывать знакомые действия (топать ножкой, улыбаться, махать ручкой);
  • активно лепетать, произносить звуки, пытаться повторять новые слова.

Чем больше родители разговаривают с крохой, тем быстрее развиваются его речевые навыки. Наряду с речью, совершенствуется и мимика.  

Больше информаии о том «Как научить ребенка разговаривать» читайте в нашей статье.

Десятый месяц

В 10 месяцев дети поражают взрослых не только своими двигательными возможностями, но и задатками индивидуальных черт характера. На первом месте для них стоит исследование реальной жизни.

Анатомо-физиологическое развитие

Главное событие – активное прорезывание зубов, но помимо этого, дети продолжают набирать вес, заметно увеличивается их грудь и объём черепа. Они всё больше ходят, а не ползают, правда, опора для этого пока ещё требуется. Поскольку молоко матери уже не может удовлетворять их потребности, иммунитет находится не в лучшем состоянии, и следует оберегать малышей от разных инфекций.

Проявление характера и интеллекта

Дети, крайне, эмоциональны, особенно девочки, которые способны выразить свою привязанность к матери и другим членам семьи, как своей мимикой, так и радостным выражением лица. Вообще, в этом возрасте малыши обожают объятия матери, ласку, длительное общение. Мальчики более самостоятельные и независимые, и любят показать свой характер.

Успехи десятимесячных детей

Значительными детскими достижениями этого периода является:

• умение сидеть и стоять продолжительное время;

• делать шаги, приседать и подпрыгивать;

• брать в одну ручку сразу два предмета;

• подражать взрослым и даже их передразнивать.

Развитие ребенка в 10 месяцев выражается и в проявлении творческих дарований детишек, так как они могут удерживать в ручках карандаши, маркеры и делать более чёткие движения пальцами.

Двенадцатый месяц (1 год)

В годик малыш обладает личными чертами характера, взглядами на жизни и собственным мнением. Это маленький независимый человек, который стремиться к самостоятельности и новым открытиям.

Что происходит с детским организмом в год

Развитие ребенка в 12 месяцев (1 год) ознаменовывается его взрослением, как физическим, так и умственным. У него уже около 10 молочных зубов, стопы похожи на ноги взрослого человека, не считая временного плоскостопия, он в течение получаса, а иногда, и больше, может быть увлечён любимой игрой, поскольку, анатомически, у него развиты полушария мозга и нервная система.

Особенности психического и интеллектуального созревания

Малыш стремительно развивается в умственном плане, у него вырабатываются свои личные предпочтения и вкусы, и в этот момент необходимо правильное понимание его интересов в воспитательных целях. Дети знают в лицо и могут назвать по имени всех своих членов семьи, домашних питомцев, могут помочь маме по хозяйству. Речь их становится понятнее, а сами они готовы отвечать на заданные им вопросы, вполне, адекватно.

Оценка годового развития

Большинство детей этого возраста способны:

• стоять и ходить без поддержки; • забираться и спускаться с возвышения; • использовать игровые блоки для разумного строительства; • играть в сюжетные игры, подражая взрослым; • проявлять характер и показывать свое недовольство; • пользоваться столовыми приборами и пить из кружки.

На самом деле, детишки умеют множество других вещей, которыми безмерно радуют своих родителей. Примерно, в таком режиме происходит развитие ребенка до года по месяцам, постепенно превращая зависимого от мамы новорождённого в самостоятельного и активного малыша.

Календарь развития ребенка по месяцам до года позволяет следить за физическим и психоэмоциональным состоянием малыша, вовремя принимая меры, если возникнут какие-то проблемы. Можно только посоветовать, чтобы родители не устраивали соревнования, когда наблюдается более интенсивный рост одних детишек, а другие немного отстают по стандартным показателям.

Некоторые различия существуют и в морфогенезе детей разного пола. Известно, что мальчики, как правило, крупнее, зато в психическом отношении девочки несколько опережают их, правда, не на много, всего на пару недель. Кроме того, у маленьких представительниц прекрасного пола раньше формируется костная система.

В дальнейшем, в том числе, по причине индивидуальных особенностей, дети будут расти и совершенствовать свои навыки неравномерно, вот почему так важно контролировать развитие ребёнка по месяцам до 1 года, что должен уметь малыш, в основном, связано с заложенными генетическими программами, но это не отменяет участия родителей в стимулировании важных процессов. Благодарим за интерес к статье «Развитие ребенка по месяцам до 1 года (мальчик, девочка)»

Если она оказалась полезной, то просьба сделать следующее:

Благодарим за интерес к статье «Развитие ребенка по месяцам до 1 года (мальчик, девочка)». Если она оказалась полезной, то просьба сделать следующее:

Всего вам доброго!

Бытовые навыки

В 12 месяцев кроха уже проявляет некоторую самостоятельность в быту. Большинство навыков ребенку в 1 год пока еще даются с трудом, но он постоянно совершенствует их.

Вот, что должен уметь ребенок к году жизни:

  • пить из чашки, держа ее двумя руками;
  • есть ложкой (или хотя бы пытаться делать это);
  • кусать и жевать твердую еду;
  • помогать взрослому во время одевания (протягивать руки, ноги), пытаться одеваться самостоятельно;
  • осваивать горшок;
  • мыть руки, умываться, вытираться полотенцем;
  • собирать игрушки по просьбе взрослого.

Ребенок в год должен уметь делать то, о чем просят родители (помогать в процессе одевания и раздевания, приносить игрушки). Можно предлагать крохе выполнять несложные поручения по дому (например, поставить на стол салфетки или положить столовые приборы). Такая деятельность поможет ему быстрее развить бытовые навыки.

Развитие ребенка: седьмой месяц жизни

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».

Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни

К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.

  • К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
  • Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
  • Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
  • Пытается пить из кружки и есть с ложки.
  • По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
  • Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
  • Прощается, махая ручкой.

УРА! Ребенку 1 годик!

Особенности кризиса одного года

Ходьба и речь

Год — время условное: кризис может длиться до полугода и начаться как в 10 месяцев, так и в полтора года. 

Жизнь ребёнка переворачивается из горизонтали в вертикаль, открываются новые возможности для манипуляций с предметами, и в связи с этим появляется желание как-то обозначать эти предметы звуковым сочетанием, бесконечно тренируя свои опорно-двигательный и артикуляционный аппараты. 

Ходьба и речь обслуживают очень важное внутреннее изменение: ребёнок больше не младенец, абсолютно зависимый от взрослого. Он действующее лицо

Малыш может что-то вспомнить и захотеть этого, искать способы попросить или самостоятельно достать нужную вещь

Его внимание уже не так легко переключить, и он уже не забывает предмет, пропавший из поля зрения

Ребёнок узнаёт себя в зеркале, отличает знакомые игрушки от новых, очень строго относится к появлению новых людей и оценивает их положение относительно своих родителей. Обостряется система понятий «свой — чужой»: в природе она обеспечивает безопасность детёнышей. Ребёнка уже не носят на руках постоянно, и он должен сам различать, где его взрослые, за кем нужно следовать, а кого опасаться. И эти решения он принимает на основе своих эмоций и эмоций важных для него взрослых, написанных у них на лице. Поэтому годовалого ребёнка невозможно убедить полюбить или не любить кого-то.

Автономная речь — это тоже очень важно. Через звуки ребёнок может проявить свои чувства, желания и потребности, и он уже не только повторяет за взрослым или копирует звуки окружающей среды, но и соотносит их с действиями и объектами

Речь становится самостоятельной, используется как средство достижения целей, самовыражения. Хотя, конечно, пока она понятна только близким и ограничена уровнем развития речевого аппарата. Но это очень важный этап для перехода к настоящей речи. 

<<Форма демодоступа>>

Безопасная среда или запреты?

Родители впервые сталкиваются с осмысленным и настойчивым сопротивлением ребёнка: с проявлениями характера, зачатков воли, решительности

Поэтому важно сформировать дома систему правил, которая позволит организовать быт без ущерба для здоровья, имущества и чувства собственной ценности каждого члена семьи. . Важнейшая особенность кризиса первого года — первое столкновение с запретами

В этом возрасте ребёнок ещё не способен оценить возможные последствия своих действий, но отчаянно нуждается во взаимодействии со «взрослыми» предметами, стремится играть с ними, учиться ими управлять. 

Важнейшая особенность кризиса первого года — первое столкновение с запретами. В этом возрасте ребёнок ещё не способен оценить возможные последствия своих действий, но отчаянно нуждается во взаимодействии со «взрослыми» предметами, стремится играть с ними, учиться ими управлять. 

Но психика взрослого постепенно истощается: ходить за ребёнком и постоянно что-то у него забирать, сталкиваясь с яркими проявлениями протеста, очень тяжело. Поэтому родители начинают искать для себя границы допустимого. Например, кто-то позволит ребёнку брать свою чашку и пробовать пить из неё, смирившись с тем, что малыш может её разбить, а для кого-то это категорически недопустимо. В то же время ребёнок начинает исследовать гибкость родителя: что он легко позволяет, что разрешает неохотно, а на что соглашается только после продолжительной истерики.

В результате этих взаимных исследований в семье складывается неповторимая система правил и свой уровень безопасности дома. Сейчас популярна идея сделать всю квартиру на уровне роста ребёнка максимально безопасной, но многим для этого приходится полностью менять привычный быт. 

Мы предлагаем родителям подумать и о себе тоже, найти компромисс: например, не запирать все шкафы на засовы, а выделить ребёнку в квартире несколько зон с интересными предметами из «взрослого» арсенала и периодически менять их, а другие зоны закрывать и долго, терпеливо объяснять, что это мамино, папино и что вообще здорово, когда у каждого есть что-то своё. 

Развитие ребенка: второй месяц жизни

На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.

  • Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
  • Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
  • Начинает активно гулить и агукать.
  • Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
  • Идет активное развитие органов зрения и слуха.
  • Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.

Что умеет новорожденный от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Новикова Наталья

Ортопед

Первый год жизни ребенка: развитие по месяцам

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: