Освобождающий опыт
Продолжим. Отец Бетховена был жестоким пьяницей, поэтому мальчик тянулся к матери, но она рано умерла. Лорд Байрон родился с больной правой рукой, что причиняло ему немало физических и душевных страданий. Родители Зигмунда Фрейда были так бедны, когда мальчик появился на свет, что ютились в съемной комнатушке над мастерской слесаря.
Что объединяет приведенные истории, кроме того, что случились они с будущими всемирно известными гениями? Ответ прост: все это примеры получения разнообразного опыта. Острые переживания и впечатляющие события раннего детства, отрочества или юности «помогли преодолеть трудности и общественные условности», благодаря чему человек научился воспринимать и выдавать идеи, не ограничиваясь социальными рамками. Подобный освобождающий опыт появляется при преодолении различных превратностей судьбы: потеря родителей, экономическая нестабильность, физические или умственные ограничения, смена места жительства, а также проблемы в школе или вообще в образовательном процессе.
Что еще?
Впрочем, способность нешаблонно мыслить, выходя за рамки норм и стандартов, может быть достигнута и с меньшими потрясениями. Читательская всеядность Эдисона — отличный тому пример. Такое чтение знакомит человека с разными эпохами и местами, фактами и идеями, которые в противном случае прошли бы незамеченными. Хороши также частые путешествия, жизнь за границей и эмиграция. Мультикультурное окружение крайне благоприятно влияет на творческое развитие.
Всего этого мы можем достичь сами. — Источник
Каков же вывод? Если вы не происходите из гениальной династии, не расстраивайтесь. У вас (и ваших детей) есть все шансы сделать значимое открытие или добиться других успехов. Но надо чуть-чуть постараться.
По материалам книги «Чек-лист гения»
Обложка поста — pexels.com
Роль генов
Доказано, что у людей есть 15 млн. парных нуклеиновых оснований ДНК, которые отличают одного человека от другого. Они очень важны.
По мнению ученых, генетика играет важную роль в формировании интеллекта – наследование происходит более, чем в 50% случаев. Этот вывод подтверждается различными исследованиями, проведенными в последние десятилетия, сосредоточенными, в основном, на близнецах. Ученые выяснили, что дети, не жившие с биологическими родителями с рождения, в плане интеллекта очень на них похожи. В этих ситуациях воздействие окружающей среды – вторичное, усыновленные дети интеллектуально не похожи на своих приемных родителей.
Но все еще речь идет о 50% случаев. Что, если за разум у других 50% людей отвечают не гены? Как тогда передается интеллект от родителей к детям? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые ищут конкретные гены, ответственные за наследственность интеллекта. Они обнаружили, что в этом процессе участвуют сотни, возможно, тысячи генов. Каждый из них вовлекается определенным, иногда минимальным способом, но, несмотря на это, он крайне важен. В ходе недавних исследований из огромной группы удалось идентифицировать гены, объясняющие еще 5% различий, проявившихся в тестировании интеллекта. Осталось еще 45%.
Продвигаясь вперед, исследователи приходят к другим интересным выводам. Например, было показано, что влияние генетического фактора на интеллект увеличивается с возрастом. В то время, как у малышей наследование проявляется примерно в 20%, в возрасте около 10 лет это количество составляет уже 40%, во взрослом возрасте – до 60%. Следовательно, наследование интеллекта от родителей происходит одновременно со способностью получать знания и опыт.
Роль воспитания
Неужели гены гарантируют одаренность? Вернемся к Дарвинам. Независимо от того, какие гены передались от отца к сыновьям, Дарвины имели семейное окружение и образование, которым другие британские подданные могли лишь позавидовать.
Исследования подтверждают: воспитание, образование и специальная подготовка, которую получил Чарльз, типичны для гениев. — Источник
Отец Чарльза, Роберт Дарвин, был известным физиком, а также богатым и прозорливым инвестором с внушительным состоянием. Он начал заниматься медициной в престижном Эдинбургском университете, а потом был отправлен в Нидерланды, в старейший Лейденский университет, получать ученую степень доктора медицины
В возрасте двадцати лет Роберт сделал важное научное открытие. Свое исследование он опубликовал в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society («Философские труды Королевского общества»), а через два года был избран членом этого общества
Заслужив себе репутацию и заработав состояние, Роберт женился на любимой дочери близкого друга своего отца и известного производителя керамики Джозайи Веджвуда, чьи классические вазы, чайники, чашки и тарелки и сейчас выставлены во многих музеях мира. У Роберта и Сюзанны родились шестеро детей, среди которых и сын Чарльз. Нужно ли говорить, что у Роберта хватило средств, чтобы отправить двоих сыновей в лучшие университеты, где они учились у лучших преподавателей?
Одаренные дети
Дети могут быть одаренными в одной или нескольких областей:
— Художественная
— Творческая
— Интеллектуальная
— Лидерская
— Академическая (научная)
«С первого дня занятий в детском саду, одаренные дети уже знают почти 60% всего учебного материала», — национальная Ассоциация Одаренных Детей США.
Восемь интеллектуальных сфер
Теория множественного интеллекта профессора Гарварда доктора Говарда Гартнера предлагает восемь способностей, которые можно считать элементами человеческого интеллекта:
1. Телесно-кинестетические: физические способности, ловкость тела, зрительно-моторная координация.
2. Внутриличностные: самосознание или самоанализ убеждений, эмоций, целей и мотивации.
3. Межличностные: взаимодействие с другими людьми и понимание их (вербальное и невербальное общение).
4. Логико-математические: понимание абстрактных и сложных идей, дедукция, обнаружение закономерностей, работа с числами.
5. Музыкально-ритмичный: различение высоты звука, ритма и тона, движения, создание, распознавание и воспроизведение музыки.
6. Натуралистические: отношение к физическому окружению, выращивание продуктов питания, знания о природе (животных, растениях и т.д.).
7. Вербально-лингвистические: понимание языков, устные и письменные навыки, использование ритма, звука и тона в словах.
8. Визуально-пространственные: познание через изображения и картинки, пространственное рассуждение, визуализация объектов.
Различия между умными и одаренными
Гены и хромосомы, передаваемые ребенку
Фотогалерея: Гены и хромосомы, передаваемые ребенку
Факт
Младенцы чаще похожи на пап. Природа «задумала» так, чтобы мужчина сразу увидел в дитяти себя и инстинкт отцовства сформировался быстрее.
На маму или на папу?
Ребенок, как правило, наследует цвет глаз того из родителей, у кого они темнее. Например, у кареглазой мамы и голубоглазого отца, даже если малыш — папина копия, глаза будут, скорее всего, карие.
Если у одного из родителей вьющиеся волосы, то у первенца, скорее всего, тоже будут кудри.
Первый ребенок мальчик? Тогда он наверняка будет похож на маму при помощи ген и хромосом, передаваемых ребенку. Девочка — на папу. В таких случаях говорят: «Счастливым будет».
Ум и сообразительность кроха наследует от мамы. Последнее, кстати, подтверждает и наука. Дело в том, что гены, «отвечающие» за IQ, находятся в Х-хромосомах, которых у женщины две (XX), а у мужчин одна (XY).
Рожденная от гениального отца девочка имеет намного больше шансов прослыть умницей-разумницей, а вот на сыне гениальной личности природа, скорее всего, «отдохнет».
Светлоголовым «в маму» малыш будет только в том случае, если блондины были и среди родственников отца.
Вредные привычки кодируются на генетическом уровне. Алкогольную зависимость определяет ген, ответственный за синтез фермента, расщепляющего спирт. Если ген мутировал, то у ребенка родителей, любящих выпить, возникает склонность к алкоголизму.
Характер по наследству
То, что характер передается по наследству при помощи ген и хромосом, передаваемых ребенку, пока научно не подтверждено. Хотя открытый несколько лет назад учеными «ген агрессивности» уже дал почву для подобного рода разговоров. Правда, практические опыты их опровергли. И все же не зря русская молва советовала, выбирая себе жену, смотреть на будущую тещу. Сколько раз вы уже говорили, глядя на дочурку: «Ну, упрямая — вся в деда!» или замечали в сыне: «Эх, характер — отцовский». Да, все это можно списать на так называемые издержки воспитания. На то, что дитя несознательно копирует поведение родителей, замечая, как они ведут себя в определенной ситуации. Затем повторяет поступок в похожих условиях. Между тем ученые, работающие над расшифровкой генетического кода человека, уже установили, что склонность к вежливому или грубому поведению на 34 % заложена в нас генетически. Остальное определяют воспитание и окружение. И даже выбору профессии мы на 40 % обязаны определенному сочетанию хромосом. По крайней мере, лидерские качества в большинстве случаев передаются по наследству. Быть может, именно поэтому на Руси существовал династийный принцип передачи царской власти — от отца к сыну.
«Ни в мать, ни в отца. »
Действительно, случается так, что сын или дочь совсем не похожи на своих родителей. Они легко могут повторить генотип какого-нибудь дальнего родственника. Или очень дальнего. Причем давно уже покинувшего этот мир.
Непохожесть ни на кого зачастую очень тревожит отца. Скажите любимому мужу, что ваше дитя похоже на вашу прапрабабушку или — и тот на время успокоится.
А еще пересмотрите детские фотографии мужа, свои и увидите: внешность взрослеющего ребенка меняется постоянно и уже через год — два у вашего крохи может проявиться немало ваших черт.
Генетик и доктор философии Дин Хеймер первым заявил о существовании «гена гомосексуализма» в 1993 г, а в 2004 г написал книгу об открытии «гена веры в Бога».
Ученые Великобритании проанализировали характер 609 пар близнецов и оказалось, что если способности к ведению собственного дела, общительность и интравертностъ были свойственны одному из братьев, то они обязательно присутствовали и в характере другого. Даже такая привычка, как желание подолгу сидеть перед телевизором, на 45 % унаследованная. А о «гене гениальности» и возможности его выделения, и даже его внедрения, в генотип какого-то конкретного человека давно и всерьез спорят ученые. При этом предметом спора является нравственная составляющая вопроса, а вовсе не научные гипотезы. Как сказал некогда Шерлок Холмс, глядя на портреты династии Баскервилей: «Вот и не верь после этого в переселение душ!»
Черный, и в полосочку
В 19 веке популярной была телегония. Теория о том, что за внешность крохи отвечают не гены отца, а первый партнер матери. Возникла она после случая, произошедшего в мире лошадок.
Один заводчик решил скрестить зебру с кобылой. Производить потомство от чужака она не захотела. Родившиеся же потом от соплеменника жеребята оказались с зебриными полосками.
«Обусловленные гены»
В общем смысле под понятием обусловленных генов следует понимать те гены, которые имеют гендерную специфику. Как правило, генетические свойства обусловленных генов активируются или порой деактивируются в зависимости от конкретного их назначения и, впоследствии, влияния генетических свойств.
Обусловленные гены по своей природе содержат некую систему маркировки, состоящей из биохимического материала. Благодаря чему мы определяем две вещи: прослеживаем копирование генетической точкой ее оригинала, а также определяем стадию активации или же деактивации. В активной стадии гены будут влиять на генетическое развитие.
Второй момент, когда наследование индивидуальных черт находится под материнским влиянием, в этом случае отцовские гены не работают и наоборот.
Механизмы действия условных генов составляют основу изучения интеллекта.
Высокий IQ — не панацея
Исследования ученого подтвердили мнение, что высокий интеллект не гарантирует блестящего будущего. Нужно еще не лениться, развиваться и действительно хотеть чего-то достичь впоследствии.
Хотя, безусловно, порядка 80% вундеркиндов свой детский статус одаренного ребенка оправдали: практически каждый из них стал либо руководителем подразделения или целого предприятия. В «худшем случае» — профессионалом своего дела, которого многие знали и к мнению которого прислушивались. Блестящие инженеры, химики, врачи, биологи, юристы, художники — все это бывшие вундеркинды. Многие из них написали и опубликовали свои статьи, монографии и диссертации, совершили многочисленные открытия в своих областях.
Но некоторые так называемые неблагополучные вундеркинды имели проблемы с законом: совершали кражи, подделывали документы, занимались проституцией и даже бродяжничали.
За проведенное масштабное исследование Льюис Терман получил две высокие награды: он стал Президентом Американской психологической ассоциации и членом Национальной Академии Наук.
Развитие одаренных детей
Вам интересно как определить одаренного ребенка? Вот они 15 признаков, которые помогут Вам в этом:
1. Маленькие преподаватели
Одаренные дети зачастую усваивают знания заметно быстрее среднего. Часто языковые навыки кажутся более естественными для них. Обширный словарный запас и желание объяснять — два способа, с помощью которых ребенок может проявить эти навыки.
2. Они идентифицируют шаблоны
Идентификация шаблонов таких как, головоломки, знаки или даже время, когда мама возвращается домой, не является чем-то распространенным среди маленьких детей.
Но если Ваш малыш обладает интеллектом одаренного уровня, тогда это другое дело.
3. Ненасытные читатели
У одаренных детей, как упоминалось ранее, есть ненасытное любопытство. Чтобы удовлетворить это любопытство, они прочтут каждую книгу, которую смогут удержать в руках. Это особенно ярко выражено, когда что-то вызывает у них интерес.
Что такое интеллект
Теория интеллекта, которую наука применяет сейчас, базово появилась более 100 лет назад.
Эти виды задач на интеллект по Спирмену — s-фактор, special — фактор специфических способностей: логика, пространственное мышление и т. д. А «интеллект в целом» он окрестил g-фактором, от “general”. Сам по себе g-фактор не измеряют, он — статистическая закономерность, расположенная на перекрестье когнитивных навыков; как оказалось, между ними очень высокая корреляция. То есть если человек в одном из когнитивных навыков бог, он и в других неплохо себя покажет. Измерение корреляции от −1 до 1, то есть коэффициент ранговой корреляции тоже изобрел Спирмен.
Некоторые ученые ворчат, что это как-то слишком просто, но последующие исследования по большей части соглашаются с идеей о g-факторе. Например, в 2004 году ученые применили вывод Спирмена к данным 436 людей, прошедших три разных серии тестов на интеллект, и получили корреляцию когнитивных навыков почти в единицу величиной.
В XX веке Реймонд Бернард Кеттел и Джон Леонард Хорн теорию «подвижного и кристаллизированного интеллектов», Gf—Gc. Подвижный интеллект — это способности в чистом виде: умение наблюдать, обобщать, обучаться, делать выводы… Кристаллизированный — накопленные знания и опыт. Вместе они, с точки зрения Кеттела и Хорна, составляют тот самый g-фактор.
Похожую схему предлагает Пауль Балтес, исследуя, как можно компенсировать умственное старение. Он выделяет механизмы интеллекта «когнитивные», биологические (например, зрительная и моторная память) — и «прагмативные» (образование, умение читать, писать и понимать речь). Первые полностью зависят от биологии, но их возрастное угасание помогут заместить вторые.
Еще немного размышлений о природе интеллекта подвез Джон Кэррол. Он предположил, что интеллект — это трехэтажная конструкция, пирамида, которую венчает фактор g. По существу, Кэррол разработал единую иерархию интеллекта.
Согласно его теории, в фактор g входит восемь «широких» когнитивных способностей. Две из них, подвижный и кристаллизированный интеллекты Кеттела и Хорна, мы уже знаем. А есть еще шесть. Среди них, например, визуальное восприятие, высокая способность к поиску, высокая скорость обработки информации. В основание пирамиды интеллекта легли «узкие» способности, которых невероятно много. Так, для высокой скорости обработки информации «узкие» способности — это скорость восприятия, скорость и свобода чтения и письма.
Сейчас CHC-теория, интегрированная теория Кеттела с Хорном и Кэррола (CHC = Кеттел — Хорн — Кэррол) — базовая теория интеллекта. И при этом не единственная. Например, в модели g-VPR на один слой больше, чем в теории Кэррола.
Х-фактор
Психолог Дженнифер Дельгадо, которая исследовала эту особенность, говорит, что интеллект передается по наследству. Это ученым уже удалось установить. Однако буквально несколько лет назад практически все думали, что умственные способности ребенку передаются в первую очередь от отца.
Сейчас уже можно с уверенностью уверять, что дети наследуют интеллект от матери, потому что гены интеллекта расположены на Х-хромосоме.
Разработки и эксперименты ученых доказывают, что интеллектуальное развитие новорожденного изначально определяется Х-хромосомой. Поскольку у представительниц прекрасного пола их две, они чаще оказывают решающее влияние на умственные способности ребенка.
Мир нестандартных размеров: простые правила в одежде для миниатюрных женщин
Раньше вставать и не только: оказывается, стать счастливой — это так просто
Свобода выражения и большие возможности: в чем преимущества славы
Кроме того, исследователи из немецкого университета в Ульме опубликовали итоги изучения генов, которые видоизменяются в результате травм головного мозга. Они выяснили, что большинство из них оказались в Х-хромосоме.
Дельгадо приходит к выводу, что это не случайно. Подчеркивает, что данный факт является еще одним объяснением того, что умственная отсталость чаще встречается у мужчин. Среди представителей сильного пола этот показатель выше на 30%.
Какие дети одаренные
13. Они очень любят природу
Некоторые одаренные дети, особенно с высоким художественным интеллектом, любят виды природы и ее звуки.
В эти моменты проявляются их любознательность и эмоциональность, приходит вдохновение.
14. Нереализованный потенциал
Да, Вы прочитали правильно. Это может быть другой стороной монеты. В то время как одаренные дети, как правило, посвящают большую часть умственной энергии своим интересам, им становится очень сложно преуспевать еще в чем-то.
Они не смогут реализовать абсолютно все свои возможности из-за вполне обоснованной невнимательности, небрежности, и, конечно же, скуки.
15. Они счастливы учиться
Одаренные дети так любят учиться, что в последствии это занятие превращается в хобби. Из-за своего продвинутого интеллекта и любви к обучению, ребенок может не разделять все интересы со своими сверстниками.
В заключении: зачем определять одаренного ребенка?
«Точная характеристика, четкое объяснение и постоянное понимание того, что именно значит быть одаренным, помогут этим детям адаптироваться», – профессор и доктор Гаил Пост.
Несмотря на все проблемы, связанные с выявлением интеллекта, это жизненно важно для развития ребенка. Выяснение направления его развития, может означать разницу между успехом и провалом
Это касается и одаренного ребенка.
Одаренные дети, которые остаются неопознанными, часто становятся мишенями для ярлыков и порой насмешек. Наша задача — не позволить этому случиться. Фактически, у одаренного ребенка есть потенциал стать лидером в этом сложном глобальном обществе. Прежде всего, дети с уникальными способностями должны попадать в правильные обстоятельства и окружение, и всегда иметь возможность добиться успеха — на своих условиях.
Особенности развития одаренных детей
С самого раннего возраста одаренные дети отличаются от своих ровесников. Эта непохожесть проявляется во всех сферах:
Познавательная сфера
-
Развитая речь. Навыками говорения, чтения, письма одаренные малыши овладевают раньше, чем их сверстники. Многие увлеченно читают энциклопедии, словари, занимаются словотворчеством, поэтому их лексикон, как и сложные синтаксические конструкции, впечатляет и помогает говорить по-взрослому, четко излагая свои мысли.
-
Хорошая память. Ребенок с легкостью запоминает стихи, песенки, интересные факты, накапливает большие объемы информации, активно ей пользуется.
-
Высокая концентрация внимания. Маленький гений может подолгу заниматься каким-то одним делом, способен глубоко погружаться в задачу, воспринимать сложную информацию.
-
Гибкое подвижное мышление. Чудо-ребенок способен генерировать огромное количество идей, находить нестандартные пути решения задачи, выстраивать ассоциативные связи.
-
Познавательный интерес. Одаренные дети, независимо от пола, возраста, характера и темперамента, стремятся открыть для себя что-то новое, докопаться до сути. Их мозг постоянно требует умственной нагрузки. Несмотря на юный возраст, они могут фокусироваться на нескольких процессах одновременно, исследовать, как устроен тот или иной предмет.
Одаренные дети умеют мыслить логически, рассуждать, анализировать и синтезировать информацию, переструктурировать ее, прогнозировать развитие событий, оценивать действия, мысли, поступки – свои и других людей.
Сфера личностного развития
-
Перфекционизм. Одаренные малыши очень требовательно относятся к себе, к тому, что делают и что получается в результате этой деятельности, переживают, если все складывается не так, как они планировали, боятся совершить ошибку.
-
Лидерские качества. Чудо-дети доминируют в играх, совместных делах, межличностных отношениях. Они чувствуют уверенность в себе, проявляют инициативу в общении, легко находят общий язык и с детьми, и со взрослыми.
-
Обостренное чувство справедливости. Причем проявляется оно очень рано.
-
Социальная автономность. Неординарныемаленькие личности стремятся отстаивать свою точку зрения, поступать по-своему, действовать не так, как все, необычным образом, противостоять мнению большинства.
-
Соревновательность. Одаренные дети стремятся превзойти своих сверстников, подтвердить свои исключительные способности и возможности, укрепить уверенность в своих силах. В таком соревновании они учатся не только выигрывать, но и проигрывать. Опыт поражений закаляет характер, помогает стойко переживать неприятные моменты.
-
Повышенная восприимчивость. Малыши могут видеть и выявлять проблемы, которые для других остаются незамеченными, чувствуют, когда вокруг них возникает напряжение.
Маленькие умники нередко обладают развитым чувством юмора, любят игру слов. У них богатая фантазия, широкий круг интересов. Это очень целеустремленные ребята.
Физические особенности
-
Повышенная электрическая и биохимическая активность мозга.
-
Высокий энергетический потенциал.
-
Продолжительность сна меньше, чем у обычных детей их возраста.
-
Не очень хорошо развита тонкая моторика: решать математические задачки ребенку намного проще, чем что-то вырезать, клеить.
-
У детей до 8 лет может быть нестабильное зрение – им бывает трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.
Особенности поведения
-
Одаренные дети очень активны, постоянно чем-то заняты.
-
Они могут одновременно искать ответ сразу на несколько непростых вопросов, даже если решение им пока не по зубам.
-
Они способны занимать сами себя – им не нужен партнер в исследованиях и поисках.
Выводы исследований рассказывают об истории изучения
Процесс познания, по мнению ученых, находится под влиянием Х-хромосомы. С теоретической точки зрения женщины имеют больше шансов влиять на познание, поскольку имеют две Х-хромосомы, а мужчины только одну. Безусловно, существуют и другие теории. В данном случае речь идет про вышеуказанные обусловленные гены, приходящие от матери.
В этом исследовании ученые использовали генетически модифицированных мышей, чтобы проверить свою гипотезу. На стадии эмбрионального развития они обнаружили, что материнский генетический материал способствовал значительному развитию черепно-мозгового участка и гораздо меньшему при развитии всего тела. При использовании отцовского материала ситуация была прямо противоположной.
В дополнение к размерам самого черепа и размерам мозга, ученые составили и другие интересные наблюдения. Во-первых, они определили шесть областей головного мозга, которые содержали только материнские или отцовские гены. Во-вторых, они не нашли ни одного генетического материала в пределах коры головного мозга — области головного мозга, ответственного за функционирование исполнительной функции, такой как речь, планирование, логическое мышление и развитое мышление.
Идея о том, что матери имеют непропорциональное влияние на интеллект ребенка, не является новой. В 1984 году в Кембриджском университете изучали развитие мозга и проводили геномные исследования. В конечном итоге ученые пришли к выводу, что материнские гены вносят большую роль в работу мыслительного центра человеческого мозга.
Перенесемся в реалии сегодняшних дней и поймем, что подобные выводы имеют место быть, как и эксперимент, описанный выше.
Хочется отметить одно особенное исследование, проводимое правительственным агентством Шотландии, в рамках которого принимала участие группа лиц в возрасте от 14 до 22 лет общей численностью в 12 686 чел. Каждый год ученые брали интервью у лиц, принимавших участие в опыте, наблюдая интеллектуальное развитие при рассмотрении различных факторов, от степени образованности до этнической принадлежности. В результат проводимых действий, было доказано, что IQ матери оказался лучшим показателем интеллекта.
Выводы
Итак, что взять из имеющихся знаний о том, как передается интеллект по наследству? В развитии интеллекта играют роль как генетические, так и экологические факторы, но мнения специалистов в отношении их процентного соотношения сильно различаются. Как правило, каждый человек имеет врожденную тенденцию двигаться к определенному значению IQ, а окружающая среда влияет на степень, в которой он к этому уровню приближается.
Сегодня большинство ученых согласны с тем, что факторы развития интеллекта – это сочетание генов, образования и окружения. Следовательно, IQ зависит от генов, унаследованных от родителей, качества и безопасности окружения. Влияние на интеллект имеет также качество пищи (достаточное количество питательных веществ, витаминов). Было доказано, что присутствие некоторых вредных веществ в почве и в воздухе в месте проживания детей влияет на уровень IQ.
Научные исследования подтвердили, что показатель наследования интеллекта у взрослых составляет около 70-80%. Это означает, что более высокие предпосылки для высокого IQ имеют дети умных людей.
IQ – полигенный, поэтому любая попытка идентифицировать отдельные гены, обуславливающие разум, вводит в заблуждение. Исследования этого вопроса находятся только на начальной стадии. Результаты могут быть спорными, они (какими бы ни были) способны коренным образом изменить наше представление о нас самих.