Как справиться с ленью и убрать все ограничения
1) Чаще анализируйте
Каждый раз, когда вас настигает лень, анализируйте. Подумайте над сложившейся ситуацией и выясните, что является настоящей проблемой, а что вовсе не имеет смысла. Зачастую бывает так, что проблема оказывается не такой уж сложной и неразрешимой, а значит, с ней можно легко совладать. Главное — это начать!
2) Задавайте себе вопросы
Если вы не просто ленитесь, а ленитесь с мыслью о том, как же все это одолеть, то еще не все потеряно! Разумеется, устранить лень раз и навсегда невозможно. Но зато можно задать себе несколько вопросов:
Вы устали? Если вы постоянно чувствуете усталость, вам срочно нужно что-то менять в своем рабочем графике. Ничего страшного не случится, если вы будете делать небольшие перерывы. Зато работать вы потом будете гораздо продуктивнее. Проверьте это на себе!
Очень много дел? Если у вас накопилось много различных обязанностей, и вы просто не знаете, как к ним подступиться, подумайте, как это все можно упростить. Может быть, вам подойдет подход, благодаря которому большое дело разделяется на маленькие
Может быть, вы даже составите список из этих дел и рассортируете их по степени важности. В любом случае это лучше, чем держать все у себя в голове. Вы боитесь? Чего именно? Того, что у вас ничего не получится? Или, напротив, того, что вы достигните цели, и у вас не будет новой? Но это ведь так глупо! Не нужно бояться того, что еще даже не случилось
Лучше займитесь делом. Пользы от этого точно будет больше
Вы боитесь? Чего именно? Того, что у вас ничего не получится? Или, напротив, того, что вы достигните цели, и у вас не будет новой? Но это ведь так глупо! Не нужно бояться того, что еще даже не случилось. Лучше займитесь делом. Пользы от этого точно будет больше.
Вам грустно, печально, тоскливо? Часто бывает так, что от негативных эмоций сложно избавиться самостоятельно. В таком случае изменить все может лишь время. Если же вы просто снова и снова думаете о плохом, попробуйте себя не накручивать, и займитесь чем-нибудь отвлекающим. Можете нарисовать что-то или заняться йогой.
Исчезло вдохновение? Попробуйте изменить привычный распорядок дня. Не бойтесь давать волю вашей фантазии! Поразмышляйте над тем, что вы чувствуете ежедневно. Какие эмоции у вас вызывает, к примеру, определенная музыка? Учитывайте каждую мелочь!
3) Займитесь уборкой
Хлам повсюду может у кого угодно отбить желание что-либо делать. Если где-то имеется беспорядок, его обязательно нужно устранить!
Наше подсознание воспринимает гораздо больше информации, чем вы можете себе представить. Цвет и форма предметов на столе, освещение в комнате и прочие факторы могут сильно влиять на желание что-то делать. Избавьтесь от всего лишнего и ненужного!
4) Отслеживайте свои мысли
Перестаньте думать обо всем в негативном ключе! Каждый раз, когда вы начинаете себя ругать за несделанное, остановитесь, и посмотрите на это с другой стороны. «С утра я ничего не выполнил, но сейчас во мне есть силы справиться со всеми задачами!» Вы и сами будете удивлены, когда заметите, что такое простое изменение формулировки работает.
5) Думайте о настоящем
Большинство людей просто не умеет наслаждаться своим настоящим. Перестаньте думать о завтрашнем дне, ведь главное заключается в дне сегодняшнем. Научитесь мыслить позитивно.
Начинайте жить здесь и сейчас, причем делайте это так, чтобы извлекать из своих возможностей как можно больше пользы.
6) Размышляйте о преимуществах
Главную роль в нашей жизни, конечно же, играет настоящее. Но давайте представим себе, что было бы, если бы вы, к примеру, встали с постели пораньше? Сколько самых разных дел вы бы успели сделать? А если бы так проходило каждое ваше утро? Пусть эти положительные мысли делают вас и вашу жизнь лучше день за днем!
Истинные причины лени
По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:
- Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
- Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
- Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным дети флегматического темперамента кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба – скучные занятия.
- Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
- Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
- Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.
Что может скрываться за ленью ребенка
Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:
- Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая “медвежью услугу” ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
- Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
- Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.
Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками
Как же бороться с ленью?
Конечно «болезнь легче предупредить, чем лечить». Хорошо если родители с детства определили обязанности ребенка, а с возрастом расширяли – по мере роста его возможностей.
Но если лень уже пустила корни, не стоитпытаться за один день избавится от этой привычки. Придется делать все то, что надо было делать в детстве: определять обязанности, постепенно расширяя их круг.
Поручения должны быть конкретными, выполнимыми, действительно нужными, а не придуманными из воспитательных целей. За сделанное обязательно нужно благодарить, подчеркивая, что комната очень чисто убрана, посуда хорошо помыта, а в магазин он сходил очень быстро. Хвалить нужно искренне, преувеличенное расхваливание раздражает сильнее, чем игнорирование его заслуг.
Если педагоги говорят о внезапно возникшей лени вашего ребёнка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать, возможно, из-за плохо усвоенного материала, подросток боится сделать ошибку и предпочитает быть «лентяем», вдруг все отстанут и не заметят, что он чего-то не знает.
Не стоит отбивать подростку желание трудиться фразами-установками: «не будешь работать, ничего в жизни не добьешься» — работа не должна представляться подростку только тяжкой обязанностью, без какого-либо удовольствия.
Хорошо, если на примере родителей подросток видит, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса.
Если подросток сделал что-то не так, не допускайте жесткой критики по результатам любой работы; не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было не совсем верно.
Если подросток ничем не интересуется,возможно, проблема в семье. Возможно,родители столько работают, что на интеллектуальную жизнь сил у них не остается. Они давно сами ничего не читают, никуда не ходят… И у подростка появляется естественная мысль «Зачем мне напрягаться в школе, если родителям все эти знания не пригодились?!».
Если родители хотят, что бы ребенок интересовался чем-то кроме компьютера, в семье должна культивироваться ценность знаний. Ходите вместе в музеи, путешествуйте, общайтесь. Знания, полученные вне школы, дают своего рода козыри: скажем, по географии он будет знать что-то такое, чего никто не знает, и он этим блеснет на уроке. И для него престижно, и учителю приятно.
Даже если подросток хронически болен, есть то, что остается для него посильным трудом, кроме самых редких случаев, по предписанию врача
Подростку важно знать, что он нужен и от него что-то зависит
«Он вас способный, умный, но лентяй». Как часто родители слышат такие слова педагогов об отпрыске! Фраза — скорее отговорка, чтобы не разбираться с проблемой. Зачем, если можно сказать: ребенок ленивый, пусть с этим борются родители. Разбираться и бороться есть с чем. Ленивый ребенок, какой он? Когда взрослые говорят о своем отпрыске, сразу вспоминают, каким успешным он был совсем недавно. Приводятся примеры о быстром запоминании стихов, чисел, решении логических задач, умении делать поделки, рисовать. Затем что-то меняется, и ребенок начинает лениться. Эта проблема касается учебы, домашней работы. Близким трудно понять, что происходит, звучит слово «лень».
Причины лени
Прежде чем бороться с ленью, рассмотрим причины ее появления. Возможно это:
- чувство усталости;
- отсутствие мотивации;
- слабая сила воли;
- боязнь ответственности;
- стиль жизни человека.
Чувство усталости
Итак, лень может быть вызвана необходимостью отдохнуть. Тогда и бороться с ней легко – надо просто перевести дух и собраться с силами. Если же лень связана с ощущением, что просто не хватает энергии, то это может быть сигнал о проблемах со здоровьем. В данной ситуации, целесообразно обратиться к врачу. Специалист поможет выявить причину и назначит, если необходимо, соответствующее лечение. В некоторых случаях помогает прогулка на свежем воздухе или небольшая физическая нагрузка. Например, легкая пробежка в парке.
Отсутствие мотивации
У человека нет четкого понимания того, для чего он делает ту или иную работу, либо делает не для себя или ожидает, что за него ее выполнят другие. Выход один – повышать свою мотивацию. Например, необходимо выполнить задание, к которому у вас совершенно не лежит душа. Вы либо бездельничаете, либо тянете время, занимаясь любым другим делом. В данной ситуации можно поступить следующим образом. Помечтайте о том, что вас ждет после того, как задание будет выполнено. Ведь перспективы могут быть совершенно разные – от денежного вознаграждения до повышения по служебной лестнице. Подумайте, какие еще изменения могут произойти. Примитивно и просто? Но это действует.
Безволие
Помните, как анекдоте: сила — есть, воля — есть, а силы воли — нет. Именно отсутствие воли и есть наиболее частая причина лени, которую кажется невозможным побороть. Справиться с ней тоже реально. Хорошие результаты показала следующая методика. Например, на выполнение заданной работы нужно уделять не больше 15 минут. Это значительно легче, чем приступать к делу заведомо зная, что ему придется уделить длительное время. Потом можно немного увеличить промежуток, отведенный на выполнение задачи. Итак, постепенно, с каждой дополнительной минутой, вы втянетесь в рабочий процесс.
Боязнь ответственности
В данном случае, лень выступает в роли защитного «барьера» перед боязнью ответственности. Этому подвержены, как правило, те люди, которых родители с малых лет чрезмерно оберегали от выполнения ответственных дел. Вместе с тем, нужно помнить, что за все, что случается в жизни, несете ответственность только вы сами.
Стиль или образ жизни
Если одному «ленивцу» требуется помощь, так как лень стала его образом жизни, то второму она помогает в несколько раз быстрее справиться с поставленной задачей. При общении с такими людьми может создаться впечатление, что они хронические лентяи. Вместе с тем, назвать их таковыми, лишь потому, что они не спешат трудиться, нельзя. Человек предпочитает разобраться в ситуации, найти более простой и действенный способ решения задачи.
Механизм прокрастинации
С точки зрения психологии, мы сами запускаем механизм прокрастинации. Американец Нейл Фьоре описал то, как это происходит, в книге «The Now Habit». Он предлагает рассмотреть одну и ту же задачу при разных обстоятельствах.
Допустим, на земле лежит доска шириной 30 см, по которой вам нужно пройти не оступившись. Скорее всего, вы легко сможете это сделать. Нет никаких причин откладывать на потом эту простую задачу.
А теперь предположим, что доска находится на большой высоте и под ней пропасть. Ее ширина не изменилась, и ваши навыки остались прежними, но первый шаг почему-то сделать уже сложнее. Все дело в угрозе — теперь слишком многое поставлено на кон. У вас есть причина медлить и сомневаться.
Чуть изменим ситуацию: пусть доска по-прежнему останется над пропастью, но к вам приближается пожар. Если он будет достаточно близко, вы пробежите это расстояние, даже не заметив.
Похожим образом мы поступаем и с рабочим делами — возводим их на высоту, как будто это не рядовая задача, а проверка на прочность. Неудивительно, что появляется тревога и стремление тут же заглушить ее болтовней с друзьями или серфингом в сети.
Прокрастинатор включается в работу, только когда сроки по-настоящему горят. И вовсе не потому, что у него не хватает способностей для решения задачи. Просто во время «пожара» он перестает оценивать, медлить и сомневаться.
Почему ребенок ленится: лень как протест
Я не оправдываю лентяев (в том числе и детей-лентяев). Постоянная лень может создать проблемы с учебой, а в перспективе и вовсе негативно отразиться на формировании личности ребенка!
Но прежде чем думать, как отучить ребенка лениться, надо понять – почему он ленится в данном конкретном случае, что дало толчок к появлению лени?
И лучше бороться с первопричинами, чем заставлять ребенка что-то делать «из-под палки»: угрозой наказания, нотациями, криками и т.д. Да, заставить в большинстве случаев можно – но целью-то является появление реальной внутренней мотивации у ребенка!
Перед тем, как решать, что делать, если ребенок ленится, нужно понять одну бесспорную истину: лень – это защитная реакция психики! И проявляется эта защитная реакция тогда, когда от ребенка хотят большего, чем то, на что он способен без ущерба для психического и физического развития и т.д.
Невероятно распространенная ситуация: мать приводит к детскому психологу «патологического лентяя», который не интересуется ни одним из пяти кружков, куда его водят, ни школой, ни домашними делами — а в изредка выпадающее свободное время норовит просто побездельничать, расслабиться перед телевизором или компьютером и т.п. С ребенком беседуют – и оказывается, что он и впрямь ничего не хочет и мечтает только о блаженном ничегонеделании или играх! Мать ахает и охает, что у него же такие разносторонние способности, он такой умненький, так хорошо начинал учиться, и… откуда взялся этот ленивый ребенок?! Что делать?!
Психолог предлагает разгрузить график ребенка – потому что чем он младше, тем больше свободного, никак не регламентированного времени у него должно быть!
Мама ужасается: а как же скрипка? изостудия? карате?! Неужели лентяя можно исправить… разрешив ему лениться?!
На самом деле – именно так! При чрезмерной нагрузке на детскую психику, переутомлении, у ребенка «срывает предохранители» — и срыв проявляется в виде тотального равнодушия к ранее интересовавшим его занятиям, в виде лени!
Почему ребенок ленится, основные причины
Прежде, чем пытаться отучать ребенка ленится, нужно понять причину, почему он ленится, что толкает его на это?
Правильно здесь будет начать бороться с начальными причинами детской лени, чем заставлять ребенка, что-то делать из-под палки. Угрозы, наказания, нотации, крики, матерные слова — все это не правильно, я думаю что Вы сами это знаете.
Я согласен заставить ребенка таким способом, что-либо сделать можно, но здесь нужно не это. Чтоб ребенок сам захотел например: Убрать игрушки — нужна мотивация!
Помните, что лень — это своего рода защита, человеческой психики. Поэтому, перед тем, как начать бороться с детской ленью подумайте может Вы хотите от своего ребенка большего, чем он на самом деле может.
Как бороться с ленью ребенка?
Бывает и такое, что родители с ребенком занимаются мало, т.е. малыш развивается, но не совсем полноценно, поэтому у него что-то не получается и он просто перестает стараться. А родители считают, что он ленится и начинают на него ругаться.
Если говорить о ребенке школьного возраста (начальных классов), то психологи утверждают, что их не нужно сильно перегружать. Что это значит?
Приведу пример:
Большинство родителей хотят от детей не исполнимого, чтоб и в секцию бокса ходил, и в музыкалку, и еще чтоб уроки успевал делать.
Стоп! Так нельзя, пусть у него будет больше свободного времени!
Чем младше ребенок, тем больше у него пере утомляемость, а это может привести к срыву, а срыв — это и есть равнодушие, а по другому лень.
Также не стоит приучать ребенка к оценочной системе. Что это значит?
Приведу пример:
Мама просит ребенка, что-либо сделать, а он получает за это какое-нибудь вознаграждение (конфеты, деньги и т. д.). В дальнейшем же ребенок не понимает, а зачем что-то делать если за это ничего не будет. Сначала родители приучили малыша ожидать «оценки» за каждое действие, которое требует очень маленьких усилий и не является развлечением, а потом страдают.
Лень от родителей!
В большинстве случаев ребенок берет пример от самих родителей. Если мама и папа все время проводят лежа на диване, т.е. примера трудолюбия ребенку никто не показывает, то откуда оно возьмется?
Бывает наоборот, родители много трудятся, повторяют, что нужно трудиться, а ребенок все равно лениться. Почему?
Да, потому, что родители преподносят ребенку, что труд — это что-то неприятное, но все равно ежедневно ими преодолеваемое.
Приведу пример:
Отец говорит своему ребенку, что вот я тоже не хочу ходить на работу, чтоб зарабатывать деньги, я хочу чтоб они сами появлялись, но я же все таки иду. Поэтому и ты иди убери в своей комнате или вымой посуду. Какие выводы у ребенка? Ребенок начинает понимать, что труд и учеба тяжелы, поэтому ему ничего не хочется, кроме как развлекаться.
Ищите с ребенком компромисс, предлагайте ему делать выбор, что ты сегодня будешь делать? Убираться в комнате? Или мыть посуду? Иногда это тоже помогает!
Заключение
1
Родителям важно понять почему ребенок ленится!. 2
У ребенка должно быть достаточно свободного времени, поэтому перестройте его график. Чем младше ребенок, тем больше времени на игры и развлечения
2. У ребенка должно быть достаточно свободного времени, поэтому перестройте его график. Чем младше ребенок, тем больше времени на игры и развлечения.
3. Мотивация — ваш верный помощник. Подумайте как можно заинтересовать ребенка, «кнут и пряник» здесь не подойдет.
4. Когда Вы пытаетесь отучить ребенка лениться, Вы сами должны позитивнее относится к своим делам и обязанностям.
5. Ищите с ребенком компромиссы.
И в заключении, хочу сделать для вас небольшой подарок, это моя бесплатная книга по детской психологии, забрать вы сможете ее здесь.
На этом данную статью буду заканчивать. Здоровья вам и вашим детям!
Если нет цели
Насколько для вас ценно то, что вы делаете? Разобраться в себе, понять свои потребности, поставить жизненные цели – необходимо, если вы не знаете, как взять себя в руки в декрете. Найдите время, сядьте и напишите, какой бы вам хотелось видеть свою жизнь через год, два или три. А потом ответьте себе на вопрос, что для вас лучше: достигнуть этих целей или так и лежать на диване, ничего не предпринимая? Как только цель поставлена, принимайтесь за дело.
Делайте маленькие, но регулярные шаги. Хотите освоить новую специальность? Сегодня же запишитесь на очные или дистанционные курсы.
Планируете развивать малыша? Найдите время заглянуть в кружок рядом с домом. Мечтаете разобрать гардероб? Выберите 15 минут и наведите порядок на одной полке. Даже небольшой результат проделанной работы даст вам стимул двигаться дальше.
Борьба с детской ленью
Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:
Личный пример. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.Позитивные ожидания. Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.
Дети и семья в помощь
Когда человек заводит семью, у него сразу появляется много забот, времени ни на что не хватает, не говоря уже о размышлениях, как побороть лень. В его голове постоянно присутствует мысль о том, что нужно прокормить семью. В итоге действия выполняются автоматически.
В период воспитания ребенка лень пропадает сама собой. Даже усталость присутствует реже, несмотря на целый ворох забот и проблем. Трудности возникают со временем, а не с тем, чтобы победить лень. А опытные родители не понаслышке знают, как тяжело воспитывать подростка. Поэтому психология настоятельно рекомендует всем, кто страдает подобной проблемой, завести семью и изменить жизнь к лучшему.
Победить лень под силу каждому человеку. Просто не все ставят перед собой такую цель. Прежде всего, начать нужно с мотивации и самоорганизации. Но не стоит слишком увлекаться, иначе причиной отсутствия работоспособности может оказаться не лень, а физическая усталость. Отдых тоже нужен человеку. Когда утомление удастся победить, можно приступать к выполнению новых задач, и тогда жизнь обязательно изменится в лучшую сторону.