Введение
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. В частности: как запечатлеваются следы; каковы физиологические механизмы этого запечатления, или «записи» следов; какие условия содействуют этому запечатлению; каковы его границы; какие приемы позволяют расширить объем запечатленного материала. Она также ставит перед собой задачу ответить на вопросы: как долго могут храниться эти следы; каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени; каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом состоянии; какое влияние они могут оказывать на протекание познавательных процессов человека.
В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте ребенок осваивает широкий круг деятельности, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. В познавательной сфере главным достижением является основание средств и способов познавательной деятельности. Чтобы ребенок осваивал успешно учебную деятельность, был подготовлен к школе, у него должны быть хорошо развиты познавательные процессы, в том числе все виды памяти.
Объект исследования: память детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития памяти у дошкольников.
Цель: выявить характерные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучение теоретических подходов развития памяти.
- Выявление особенностей развития памяти у дошкольников 6 лет.
- Разработка развивающе-коррекционной работы средствами дидактической игры.
- Определение эффективности развивающе-коррекционной работы.
Гипотеза: предполагаем, что память у дошкольников 6 лет эффективно развивается в процессе развивающе-коррекционной работы средствами дидактической игры.
База исследования: Подгородне-Покровский детский сад “Ручеек”.
Введение
Память играет важную роль в жизни человека. Психика индивида не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает её. В течении всей жизни человек узнаёт что-то новое и сохраняет информацию благодаря памяти. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом.
Память, как и все познавательные процессы, представляет собой отражение реальной действительности. Память можно определить, как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Память не дана ребёнку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития его мозга, в ходе психического развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. У детей дошкольного возраста ещё не полностью сформирована память, её типы и особенности.
Актуальность темы, выбранной для исследования, определяется нарастанием разнообразной информации, разработкой и внедрением различных развивающих программ в систему современного образования, определенной умственной акселерацией современных детей дошкольного возраста. Проблема развития памяти актуальна и для системы дошкольного образования. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития памяти у детей дошкольного возраста.
Несмотря на существенные достижения отечественных и зарубежных исследователей в области интеллектуальной сферы, можно отметить ряд необходимых вопросов, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработки: недостаточно изучены индивидуальные особенности развития памяти, остаётся открытым вопрос о психологических особенностях разных видов памяти у детей дошкольного возраста, не в полной мере выявлены теоретические основания для разработки программы коррекции, формирования, развития памяти детей дошкольного возраста.
Таким образом, проблема психологических особенностей разных видов памяти детей дошкольного возраста – одна из важных психолого-педагогических проблем, что и определило выбор нами темы исследования.
Цель исследования: определить психологические особенности разных видов памяти детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
- 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- 2. Исследовать психологические особенности кратковременной слуховой, кратковременной зрительной памяти и динамику процесса заучивания у детей старшего дошкольного возраста.
- 3. Разработать рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: память детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: кратковременная слуховая, кратковременная зрительная память, динамика процесса заучивания у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- — теоретические методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы;
- — методы сбора эмпирических данных: педагогический эксперимент, тестирование;
- — методы обработки результатов исследования: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования:
- 1. Исследование объёма кратковременной слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста по методике «Запомни цифры» (автор Немов Р.С.).
- 2. Исследование объёма кратковременной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста по методике «Запомни рисунки» (автор Немов Р.С.).
- 3. Исследование динамики процесса заучивания у детей старшего дошкольного возраста по методике «Выучи слова» (автор Немов Р.С.).
Выборка исследования: 15 детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Санаторный ясли-сад №14 г. Гомеля».
Упражнения для дошкольников и младших школьников
Конечно, каждый навык, использующий слуховую память, требует особого подхода, но также можно двигаться в другом направлении – выполнять упражнения, которые позволяют закрепить общую концепцию запоминания любого вида аудиальной информации.
Приведем некоторые упражнения на развитие слуховой памяти у дошкольников. Здесь главное правило – сделать занятия интересными.
Упражнение 1: угадай, что играет
Сначала надо познакомить ребенка с различными музыкальными игрушками. После этого в игровой форме задавать ему вопрос: «Что играет», — а тот должен отвечать на него. Это упражнение развивает слуховую память с опорой на зрительные образы. Информация, которая затрагивает сразу несколько органов чувств, запоминается значительно лучше.
Для игры могут использоваться самые разные музыкальные игрушки вплоть до погремушек.
Упражнение 2: музыкальное эхо
Задача этого упражнения – развить у дошкольника ритмический слух и способность запоминать ритмические рисунки. Выполняется оно очень просто: взрослый настукивает ритм, а ребенок старается его повторить. По мере развития навыков, а также в зависимости от возраста малыша, степени его нарушений ритмический рисунок может усложняться.
Детям младшей группы лучше давать несложные ритмические рисунки, а вот для старших дошкольников подойдут фрагменты, взятые из мелодий.
Упражнение 3: нарисуй, что услышал
Это упражнение тренирует не только зрительно-слуховую связь, но и еще и добавляет сюда моторное запоминание. Такая информация значительно лучше запоминается по сравнению с «чистым» звуком.
Особенности тренировки у младших школьников
Лучший способ стимулировать развитие слуховой памяти у младших школьников – отправить их в музыкальную школу. Там упражнений на тренировку разных аспектов музыкальной памяти (тембр, ритм, мелодия, гармония, внутренний слух) огромное количество
Учитывая то, что главное требование к запоминанию любого вида информации – внимание, то привычка улавливать на слух может перенестись и на другие сферы. Но в любом случае, качество запоминания зависит во многом от имеющихся навыков в той области, из какой человек слушает материал
Младшие школьники не так нуждаются в том, чтобы им давали игры на развитие слуховой памяти. При этом все равно нужно делать процесс обучения интересным, чтобы они полюбили занятия. А по мере обучения слуховая память будет развиваться сама собой. Более того, без практики ее не получится натренировать.
Особенности тренировки у взрослых и пожилых людей
Прекрасная методика, позволяющая косвенно развить слуховую память у взрослых людей и в старости – медитация. Мы уже поняли, что одна из главных причин плохого запоминания любого вида информации (в том числе, и слуховой) – это плохая концентрация внимания. Медитация способна формировать навыки осмысленного сосредоточения на чем-угодно: речи, музыке и других видах информации.
Универсальный вид медитации предусматривает сосредоточение на дыхании, но он скорее развивает кинестетическую память. Поэтому мы предлагаем такую медитацию в качестве упражнения на аудиальное запоминание:
Расположитесь удобно.
Сосредоточьтесь на интересующем вас аудиоматериале: музыке, шумах природы, аффирмации
Старайтесь расслабленно удерживать внимание на этом объекте.
Как только вы отвлекаетесь (а это обязательно будет), просто прерываете внутренний монолог, все образы и возвращаетесь к исходному объекту медитации.. Медитация способна улучшить внимание к аудиальным сигналам и, следовательно, способность их запоминать
Кроме того, это невероятно приятный процесс, позволяющий расслабиться. А в состоянии душевной легкости усвоение любой информации идет лучше. Главное – выполнять в точности это несложное задание
Медитация способна улучшить внимание к аудиальным сигналам и, следовательно, способность их запоминать. Кроме того, это невероятно приятный процесс, позволяющий расслабиться
А в состоянии душевной легкости усвоение любой информации идет лучше. Главное – выполнять в точности это несложное задание.
Хотя, оно легкое только на первый взгляд. Первые стабильные успехи в медитации появятся только через год. Именно через этот промежуток времени значительно улучшится способность запоминать аудиальную информацию.
Модель функционирования процесса запоминания у детей
Система запоминания информации у детей дошкольного возраста несколько отличается от модели взрослого человека и имеет свою особенность. П.П. Блонский сделал выводы об этапах запоминания информации:
Сохранение выполненных ребенком движений.
Первый вид запоминания является произвольной памятью и наиболее развит в период младенчества, до полутора лет
. В это время ребенок исследует мир посредством прикосновений и движения – он хватает окружающие его предметы, пробует их на вкус, разбирает. Затем он учится сидеть, ползать, ходить. Позже – завязывать шнурки, одеваться, умываться, чистить зубы и т.п. При отсутствии патологий, эти навыки сохраняются в сознании на всю жизнь. Развитию более высокого уровня двигательного запоминания способствуют занятия спортом, так как малышу будет необходимо запоминать и воспроизводить сложные движения.
Сохранение чувств и эмоций.
Способствует сохранению переживаний и эмоций, которые вызывают люди или какие либо события. Этот вид запоминания информации у детей появляется после двух лет и способствует самосохранению личности, например, ребенок, оставшись один, может не помнить условия, в которых это произошло, но сохранить чувство одиночества и страха.
Сохранение образов предметов и объектов окружающего мира.
Его цель — сохранение информации, поступающей от органов чувств: зрения, осязания, слуха и т.п. Ребенок может запоминать, какие ощущение вызывает поглаживание собаки, какой вкус у клубники.
Самым высоким уровнем считается сохранение смысла понятий и слов.
Венчает этапы формирования системы запоминания младшего школьного возраста. Этот вид начинает формироваться, когда малыш учится говорить, т.е. в период с двух-четырех лет. Именно взрослые способствуют быстрому и эффективному процессу сохранения слов и понятий у детей, когда разговаривают с ними, задают вопросы и объясняют наименования и значения предметов.
Зачем нужно проводить диагностику?
Параллельно с исследованиями различных психических процессов у детей, ученые-психологи разрабатывают методы диагностирования. Диагностика памяти дошкольников необходима как для научной деятельности, где с помощью диагностической методики выявляют эффективность и адекватность проведенных исследований, так и для последующего внедрения методик в школы и детские сады. В этих учреждениях специалисты, основываясь на результатах диагностики, корректируют план развития дошкольников или модель обучения детей старшего возраста.
Диагностировать процесс запоминания в раннем возрасте – значит предупредить возможные нарушения его работы у дошкольников и своевременно принять меры.
Сохранение в сознании информации необходимо человеку во всех сферах деятельности и существование в условиях его ограниченной работы доставляет массу неудобств и затрудняет выживание человеческой особи любого возраста. Его возможно развивать в течение всей жизни, однако у младших дошкольников развитие и коррекция проще и эффективнее, чем у детей в старших классах.
Нарушения слуховой памяти
Случается, что ребёнок испытывает сложности при восприятии речи, при её выделении из окружающего шума, не может сразу понять задания и команды, поступившие в устном виде, при овладении новыми словами или изучении языков. Эти проблемы могут быть связаны не с дефицитом внимания или недостаточной мотивацией, и могут не являться следствием плохого поведения. Возможно, причина кроется в слуховых нарушениях неврологического характера. Нарушения обработки слуховой информации могут быть связаны с черепно-мозговой травмой, длительным воспалением среднего уха, родовой травмой и другими причинами. В таких случаях необходима консультация специалиста. Лечение, как правило, включает в себя несколько направлений: улучшение когнитивных и речевых умений, улучшение восприятия слуховой информации, улучшение качества слухового сигнала.
Второй этап
После проведения диагностики с детьми проводится следующая работа:
• обрабатываются результаты, подводятся итоги;
• составляется перспективно–тематический план работы по данной теме;
• в индивидуальные планы вносится работа, направленная на коррекцию памяти;
• формируются подгруппы детей, по признаку нарушенной функции;
• составляется перечень игр, направленных на развитие каждой из функций (см. приложение);.
• игры, направленные на развитие слуховой и зрительной памяти, как элемент или организационный момент, включаются во фронтальные занятия. Работа по данной теме тонкой нитью проходит через все виды деятельности.
Система работы рассчитана на совместную деятельность ребенка и взрослого. Сначала взрослый выступает инициатором занятий и формирует живой интерес к работе. Взрослым должны быть созданы специальные условия:
1. Установка на запоминание.
2. Эмоциональная включенность.
3. Мотивация.
4. Активная работа с материалом, который нужно запомнить.
Основная цель – помочь ребенку максимально полно использовать возможности своей памяти.
Чтобы все получилось, нужно помнить ряд несложных правил:
• Не начинать занятия в плохом настроении.
• Не начинать занятия, если ребенок неважно себя чувствует.
• Не начинать занятия, если ребенок занят игрой. Попробуйте предупредить его о начале занятия минут за пять, предложив убрать игрушки и закончив игру
У ребенка должно быть время для того, чтобы перестроится с игры на занятие.
• Занятие никогда не должно восприниматься ребенком как наказание.
В процессе работы над заданием у ребенка могут появляться ошибки. Как к ним относиться? Спокойно. Ошибки – это свидетельство того, что ребенок что-то делает , что-то осваивает, развивается. А если не все сразу получается, так это трудности роста. Все получится обязательно, нужно только верить в это самому и вселить эту уверенность в ребенка. Если ошибки повторяются часто, необходимо выяснить их причину.
Многочисленные ошибки могут быть, если:
• Ребенок устал;
• Ребенку не интересно, так как задания или слишком простые или очень сложные;
• Ошибки могут быть связаны с особенностями нервно – психической организации ребенка, последствиями черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний.
На процессы памяти очень влияет мотивация
Поэтому важно, то, какой мотив формируется у ребенка. Самым эффективным является мотив, связанный с внутренним желанием ребенка расти, развиваться, общаться, задавать вопросы и искать ответы, потому это очень интересно и приятно
Если ребенок занимается , чтобы доставить удовольствие вам (кстати, не забывайте хвалить его и поддерживать), то постепенно он почувствует вкус таких занятий и будет стремиться к ним независимо от того, хвалят его или нет.
Для повышения интереса к занятиям есть очень эффективный прием, когда взрослый уступает ребенку роль учителя. Это не только необычно, но и полезно. Объясняя «ученику» задание, ребенок сам начинает лучше понимать смысл того, что он делает. Формируется функция контроля и самоконтроля.
Весь представленный практический материал состоит из трех блоков.
Как пересказать услышанное, если память плохая
В ответ на вопрос, как научиться пересказывать прочитанное, если память плохая, стоит отметить, что плохая память — не повод останавливаться на достигнутом, не читать и не учить тексты. Наоборот, следует более усиленно заниматься по проверенным специальным техникам. Их действие нацелено на то, чтобы процесс запоминания шел ускоренными темпами. Так, в процессе запоминания материала, необходимо следующее:
- Полностью разбирать каждое произнесенное слово, чтобы лучше понимать, о чем идет речь.
- Визуализировать прочитанное, постараться подобрать подходящую картинку к каждому усвоенному предложению.
- Переписать прочитанную информацию. В случае отсутствия понимания усвоенного материала, проделать процедуру заново, попытаться разобрать написанное.
- Заучивать текст с помощью аудиозаписи, методики авторского чтения.
- Несколько раз перечитывать изучаемый текст, читать его перед сном.
- Делать перерывы в процессе занятий, чтобы быстро запомнить текст.
- Читать, запоминать материал в комфортной обстановке, без внешних раздражителей.
Что делать если память плохая
Следует отметить, что плохая детская память не всегда является следствием отсутствия должного развития. Это может быть связано с плохим питанием, недостатком свежего воздуха, плохой физической активностью и недостатком сна. Кроме того, чтобы хорошо развивался дошкольник нельзя допускать того, чтобы он переутомлялся
Желательно делать так, чтобы он укладывался в одно и то же время, правильно распределял свое время: отдавал должное внимание учебе, но при этом не забывал про отдых
Эмоциональная поддержка — важное составляющее того, чтобы будущий школьник усваивал сказанное и ответ на вопрос, как научить ребенка запоминать. Родителям нужно больше общаться, поддерживать свое чадо
Это нужно, чтобы у него развивалась здоровая самооценка и была мотивация заниматься, хорошо учиться, чтобы в будущем стать на правильный путь.
В целом, развить слуховую память нужно у ребенка дошкольного возраста обязательно. Это необходимо для его дальнейшего обучения в школе, поступления в престижный вуз и развития его как личности.
Рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников
Педиатры со всего мира рекомендуют активно развивать с самого детства зрительную, двигательную, слуховую, образную и словесную память. При этом делать это одновременно, поскольку все разновидности связаны друг с другом и помогают в обучении и росте личности. Чтобы ребенок рос полноценно, родители должны заниматься с ним играючи и выполняя различные упражнения. Программа должна учитывать особенности его возраста.
Слуховая память
Важно достичь усидчивости малыша, чтобы он смог эффективно запоминать разный материал. Чтобы этого достичь, рекомендуется следующее:
- Группировать материал на классы с подгруппами для снижения нагрузки.
- Использовать ассоциации, чтобы была возможность легко заучивать материал и связывать его уже с известным.
- Структурировать материал по логическому и иерархическому принципу, чтобы он воспринимался как единое целое.
- Добавлять в возрастную программу опорные пункты, то есть некий план. Это могут быть даты с названиями, именами, необычными словосочетаниями и яркими моментами.
- Подключать схематические и графические образы, чтобы одновременно со слуховой памятью развивалась зрительная, была установлена логическая цепочка в мыслях.
На заметку! Кроме того, специалисты советуют делать программу разнообразной и каждый день занятия начинать с интересных зрительных моментов, подключать любимых персонажей мультфильмов ребенка, делать диктант с расстановкой запятых.
Особенности памяти детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста имеют непроизвольную память и еще не могут запомнить что-то целенаправленно, по своей воли или сознанию. Произвольная память у дошкольников начинает формироваться в 7 лет. По этой причине с большой вероятностью ребенок сможет запомнить какой-то яркий и необычный момент, чем-то, что ему не интересно.
Важно отметить, что при развитии родители сталкиваются с недостатком повышенного внимания, невозможностью приучить чадо слушать, остаться на месте. Без концентрации сложно достичь качественного запоминания первых рассказов, стихотворений, музыки и прочего
Для формирования произвольной памяти, необходимо чтоб малыш был сконцентрирован и умел слушать.
Особенности
Как проверить слуховую память ребенка
Чтобы сделать проверку слуховой памяти четырех-, пятилетнего ребенка, не надо долго мучиться и обращаться к специалистам. Достаточно выполнить короткие тесты. Один из них направлен на повторение произнесенных заранее слов, а другой — чисел. Занимаясь с ребенком постарше, проверить его память можно, дав прослушать песенку несколько раз или рассказ.
Тест 10-ти слов Лурия
Лурийский тест — лучший в психологии. Направлен на получение сведений об уровне развития, объеме запоминания и утомляемости
Нацелен также, чтобы повысить внимание. Его можно использовать как для проверки дошкольников, так и взрослых людей
До того, как проводить тест, нужно заблаговременно подготовить произвольные слова в количестве 10 штук. Это могут быть фразы в виде стула, окна, книги, звезды, кошки, тарелки, цветов, покрывала, тарелки и солнца.
На заметку! Эти фразы нужно зачитать в течение 20 секунд, делая паузу в 2 секунды. Ребенок должен внимательным образом послушать их и попытаться запомнить ряд.
После того, как он их прослушает, ему нужно попытаться повторить все слова, которые он запомнил. Потом требуется повторить все фразы 3 раза, каждый раз добавляя новую фразу, и фиксировать каждый раз слова, которые смог запомнить ребенок.
Дошкольник с нормальной памятью запоминает 6 слов, после того, как в первый раз ему прочитают набор. На четвертый раз он произносит 8 слов. Для взрослых результат — 7 слов после первого прочтения и все слова после последнего. Позднее этот тест можно совершенствовать, используя большее количество фраз или подключая к ним картинки, превращая упражнение в некую игру.
Тест Векслера «Счет»
Векслеровский тест похож на Лурийский, но вместо слов здесь используются числа. Испытуемому предлагается запомнить числа в количестве 10 штук, по 3 числа за первый этап. После их повторения, к 3 числам добавляются еще 3 цифры. Упражнение повторяется до тех пор, пока не будет совершена ошибка. Во втором этапе теста испытуемому нужно запомнить заданные цифры в обратном порядке. Нормальный показатель — 6 и 5 цифр на первом и втором этапе, соответственно.
Тест Векслера
Диагностика памяти у детей дошкольного возраста
Цель: диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.
1. Слуховая память.
Методика «10 слов». Ребенку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.
2. Зрительная память.
Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается 4 рисунка. За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд. Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.
Результаты диагностики:
А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл, правильно расположенные флажки — 1 балл, правильный угол пересечения линий — 1 балл. Максимальная оценка этого задания — 3 балла.
Б)Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл, четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл, два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл, четыре точки в квадратах — 1 балл, точность в пропорциях — 1 балл. Максимальная оценка — 5 баллов.
Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл, центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно — 1 балл, фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, — 1 балл, фигура правильно воспроизведена — 3 балла. Максимальная оценка — 3 балла.
В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл, все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл, маленькие прямоугольники точно размещены большом — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат — 14 баллов.
3. Диагностика памяти детей 5-6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев, 1928).
Нужно подобрать 10-15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20-30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания: обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь.
Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.
Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными, для младших школьников — более отвлеченными.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово». Первым произносится слово, например, молоко. Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д. На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор. Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.
По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.
Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.
4. «Образная память».
Данная методика пред назначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.
Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма 10 — 6 правильных ответов и больше. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, к и в группе.
По данной методике у нас есть готовый расчет. Вы можете скачать его по первой ссылке. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.
www.psmetodiki.ru