1.2 Содержание нравственного воспитания
Содержание нравственного
воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:
— воспитание гуманности
как качества личности;
— воспитание
коллективизма;
— формирование начал
гражданственности и патриотизма;
— формирование отношения
к труду и трудолюбия.
Воспитание гуманности представляет собой формирование
такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание,отзывчивость, эмпатию.
Стержнем и показателем
нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям,
природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может
складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит
умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Формирование гуманного
отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической
работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к
окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное
качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная
ее характеристика.
Следует подчеркнуть, что
воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый.
Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро
искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются.
Воспитание
коллективизма как
нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных,
доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
Главная и единственная
функция детского коллектива — воспитывающая: дети включаются в деятельность,
которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на
формирование личности каждого из них.
Для воспитания
коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет
смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми
ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь
и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных
взаимоотношений.
В группах детей
дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется
в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно
использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена
коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.
Детские взаимоотношения
регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и
взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир
людей.
Воспитание начал
патриотизма и гражданственности — одна из важнейших составляющих нравственного воспитания
дошкольников.
Чувство любви к Родине
сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа —
привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей
чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то
при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством
любви и привязанности к своей стране.
Чувство патриотизма
многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность,
желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства
Родины, гамма эстетических чувств и др.
2.
Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
Какие нравственные качества прививать дошкольникам
Спросите дошкольника, каким нужно быть, как следует себя вести, и он своими словами перечислит важные для этого возраста моральные качества.
В свой перечень ребенок обязательно включит: слушаться взрослых, помогать маме, защищать младших, делиться игрушками, не драться, не обзываться, не хулиганить, не обижать животных.
Соответственно, конкретные задачи нравственного воспитания направлены на формирование у детишек доброты, уважения к окружающим, потребности поступать хорошо с точки зрения общественных норм, проявлять доброжелательность.
Воспитание младших дошкольников
До 5-ти лет нравственные мотивы еще не проявляются, и дети опираются на одобрение взрослых. Они понимают, что за одни действия их похвалят, а за другие поругают. Усвоение правил поведения, касающихся повседневных отношений со сверстниками, часто основывается на жалобах родителям или воспитателю. Такой особенностью отличается поведение детей в детском саду.
Младший дошкольник ранее начинает проявлять милосердие, чем честность, правдивость. Чувство жалости, желание утешить пробуждается еще в раннем возрасте по отношению к самым близким. Тем более что взрослые часто проговаривают «нельзя… будет больно».
Понимание правдивости и честности связано с формированием чувства вины и стыда. Это более сложные категории, которые открываются ребенку после пяти лет.
Формирование нравственных качеств у старших детей
В старшем дошкольном возрасте моральные качества формируются интенсивнее и шире. Развивается социальный интеллект, проявляются нравственно-волевые качества:
- Чувство справедливости (дети стремятся раздать всем поровну, поменяться ролями в игре).
- Самоконтроль. У ребенка появляется потребность сверять и контролировать свою работу («Не так нарисовал, еще надо добавить…», «Как хорошо я помогла маме – помыла все тарелки!»).
- Внутренняя регуляция действий («Нужно тихо разговаривать, чтобы не разбудить сестренку»).
Развиваются нравственные мотивы
Дети уже говорят о том, что нужно приносить пользу людям, отмечают важность труда и выполнения обязанностей. При этом большинство детей переживает, если нарушают какие-либо требования
Усваивая социальные нормы и правила, старший дошкольник развивает нравственные чувства. Эмоции и переживания становятся более глубокими, выходят за рамки ситуации. «Катину куклу сломали, а родители ей больше не купят, потому что у них нет денег», – переживает малыш, вспоминая наставления Катиной мамы.
Без умения проявлять сострадание окружающим невозможно адекватное развитие личности дошкольника.
Оформление уголка по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
Одним из средств духовно – нравственного воспитания дошкольников является тематическое оформление предметно – пространственной среды. Важную роль играет уголок наглядной информации. Это не только инструмент нравственного воспитания детей, но и своеобразный диалог между воспитателем и родителями. Наглядные тематические уголки могут быть как в интерьере ДОУ, так и отдельно в группе, с учетом возрастных категорий. Наглядный материал рекомендуется обновлять как можно чаще, это подогревает интерес дошкольников и родителей.
Варианты уголков:
- Патриотический коллаж «Москва – столица нашей Родины»
- Выставка рисунков и поделок «Мои любимые сказки»
- Конкурс макетов «Архитектура родного города»
- Фотовыставка «Моя семья»
- Мини – музей «Русская изба»
- Выставка рисунков «Природа родного края»
- Конкурс аппликаций «Дом, в котором я живу»
- Поделки «Подарок для мамы»
- Фотоколлаж «Моя родословная» (генеалогическое дерево)
- Материалы по истории родного края
- Выставка рукоделия мам «Своими руками»
- Конкурс семейных газет «Мама, папа, я – спортивная семья» и тому подобное.
Большой эмоциональный отклик при просмотре тематического уголка у воспитанников получают поделки и рисунки, выполненные своими руками, с помощью родителей. Дети искренне радуются, увидев свои работы на выставке, с гордостью демонстрируют родителям и друг другу. Оформление тематического уголка в контексте духовно – нравственного воспитания является неотъемлемой частью педагогического процесса в ДОУ.
В педагогическом процессе, несмотря на значительную роль ДОУ, основы духовно – нравственного воспитания детей закладываются в семье. Семья является первоисточником формирования личности и определяет поведенческие стереотипы. От родителей ребенок перенимает не только практический жизненный опыт, но и моральные ценности, любовь к искусству, культуре, Родине, традициям. Воспитателей и родителей объединяет стремление обеспечить дошкольнику гармоничное духовное и нравственное развитие. И только в тесном сотрудничестве, в непрерывном взаимодействии эта цель может быть достигнута.
Нравственное воспитание дошкольника: что делать родителям?
Нет чётких правил, следуя которым родители могут воспитать в ребёнке нравственные качества. Это долгий процесс, затрагивающий различные сферы жизни малыша. Ежедневно мы, взрослые, учим ребёнка жизни, а опыт он приобретает сам методами проб и ошибок, послушания и непослушания.
Как сделать так, чтобы нравственное воспитание дошкольника было успешным и результативным? Как сформировать нравственные качества и убеждения ребёнка и какова зона ответственности родителей в этом вопросе?
Будьте примером для ребёнка
Чтобы воспитать ребёнка высоконравственным человеком, надо самим быть таковым. В дошкольный период ребёнок во всём подражает родителям. Их поведение — пример для него. То, что делают родители, правильно и хорошо. Поэтому начните с себя. Если ваш малыш кричит, капризничает и неуважительно относится к окружающим, стоит задуматься, а как вы себя ведёте в повседневной жизни. Плохо отозвались о соседке, вступили в словесную перепалку с кассиром в магазине, нелестно высказались в адрес водителя, обогнавшего вас на светофоре…
Именно такое поведение станет образцом для подражания, отложится в детском сознании
Поэтому важно быть таким, каким вы хотите видеть своего малыша: добрым, воспитанным, неравнодушным. Глядя на положительный пример, ребёнок будет стремиться соответствовать идеалу и достигать его
Есть такие слова: «надо», «можно», «нельзя»
Воспитывая ребёнка в атмосфере любви и доброты, не забывайте о справедливости и ответственности. Ребёнок должен знать, что у него есть обязанности, которые необходимо выполнять. Нравственное начало в человеке строится на системе запретов и разрешений: запретов на плохие поступки и разрешений на благие дела. За любой поступок нужно нести ответственность, а за отрицательный — двойной спрос.
Ребёнок должен знать, что не всё в жизни можно получить только потому, что ты этого хочешь. Пример созидательного труда, идущий из семьи, всегда имеет положительное влияние на детское сознание. Человек имеет блага, если прикладывает к этому усилия. Только в деятельности возможно нравственное развитие. Достичь успеха — значит сделать что-то хорошее, доброе, позитивное.
Говорите правду ребёнку
Возьмите за правило быть честным и искренним с малышом
Это важное человеческое качество, которое обязательно должно быть у ребёнка. Малыш верит вам, у него не возникает сомнений в правдивости сказанных родителями слов
А если вы сказали неправду и не смогли скрыть этот факт, возникший в детском сознании диссонанс приведёт к ому, что ребёнок перестанет верить и будет подвергать сомнению каждое ваше слово и действие. А если ещё и обещания не выполняете, вернуть доверие будет непросто.
Искренности и правдивости ребёнок-дошкольник учится у родителей, которые не имеют права подрывать его доверие. Если нет возможности сказать правду, переведите разговор в другое русло. Или промолчите, если ситуация позволяет это сделать.
Семейные традиции — в основе нравственного воспитания
Эффективный способ воспитать в ребёнке нравственность — вовлечь его в соблюдении семейных традиций и обычаев. Они должны иметь положительный посыл, вызывать чувство гордости у ребёнка. Например, одна из традиций — практика семейного чтения.
Она несёт в себе колоссальную нравственную нагрузку и выполняет одновременно несколько задач:
- формирует правильное представление о нравственных и безнравственных поступках героев литературных произведений;
- развивает навык чтения;
- позволяет проводить время за совместным семейным досугом.
Хвалите, но не перестарайтесь
Похвала — необходимое условия воспитания нравственности
Ребёнку важно получать одобрение взрослых, их положительную оценку. Но хвалить нужно за заслуги, а не за то, что ребёнок съел тарелку каши или убрал свои игрушки
Нет, конечно, иногда можно похвалить и за это, но не возводить похвальные слова в ранг великой благодарности. Не обесценивайте это действие.
Похвалите за то, что малыш помог бабушке донести пакет из магазина или покормил бездомное животное. Эмпатия, умение сопереживать, стремление к заботе о других — это то, что необходимо взращивать в ребёнке, поощрять и сохранять. А после — сделать принципами взрослой жизни.
Сидяева Кристина Вениаминовна
Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец
творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ «blockId»: «R-A-4348971-12», «renderTo»: «yandex_rtb_R-A-4348971-12», «type»: «feed» }) })
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Цель воспитания:
- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
- Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи:
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
- Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Следующая > |
Вам может быть интересно
31.07.2019 Альцгеймер не пройдет: секрет здоровья в чистке зубов
01.08.2019 Машина времени: какие советы человек дал бы самому себе в молодости
03.06.2019 Эмоциональная поддержка помогает победить стресс
24.10.2019 Что ни день, то лень: как заставить себя работать
24.07.2019 Эмоциональное выгорание. Как избежать этой ловушки?
13.06.2019 Нервы как канат: держим баланс душевного равновесия
04.03.2019 Онлайн-казино: развлечение или зависимость
25.09.2019 Американцы собираются запретить строить бизнес на интернет-зависимости
21.05.2019 Жизнь в сети: как помочь ребенку справиться с интернет-зависимостью
26.08.2019 «Больше ни капли»: как отказ от алкоголя сделает вашу жизнь лучше
24.06.2019 Насколько вы эмпатичны? Учимся понимать мысли и чувства окружающих
23.10.2019 Ленивый ребенок: инструкция по применению
Формирование нравственных качеств: все зависит от возраста
Для деток разного возраста упор нужно делать на разных моментах
Очень важно следующее:
Для самых маленьких – дать почувствовать любовь окружающих и научить детей ее выражать; аккуратно и осторожно порицать агрессию.
Для младших дошкольников – научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.
Для средних дошколят – научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.
Для старших дошкольников – научить делать анализ позитивных и негативных поступков.
Теория – это хорошо, правильно и важно. Но литературные красивые фразы или, наоборот, нелицеприятные примеры из жизни часто отталкивают малышей, заставляют их стрессовать
Мы должны научить применять теорию на практике. Чтобы не получилось так: ребенок знает, как надо поступать, но в жизни это не находит применения. И он действует по инерции, как привык.
Надо дать ему попробовать действовать правильно и рассказать, что это – именно оно: помощь, добро, поддержка, вежливость и т.д. Ведь часто получается, что уже взрослый человек говорит, что любит кого-то или что-то (маму, друзей, животных), но действием это не проявляет. А если любишь маму – сложи аккуратно свою одежду, застели постель и убери игрушки. Бабушке помоги найти лекарство и тапочки. Собаке смени воду в миске или насыпь корма.
Развитие нравственных основ личности
Задача духовно нравственного воспитания дошкольников является ключевой в образовательном дошкольном учреждении. Утрата духовности выливается в агрессию, страх, инфантилизм и эгоизм у подростков, ведет к деградации личности и общества в целом. Духовность возвышает человека над физиологическими потребностями и формирует личность, отвечающую высоким нравственным критериям. Особенности нравственного воспитания в детском саду заключаются:
- в формировании таких качеств, как доброта, любовь, милосердие, путем художественных образов (средствами искусства, художественной литературы и музыки);
- в вовлечении ребенка дошкольного возраста в деятельность (при помощи игры, познания, общения), которая поможет ребенку принять духовно-нравственные ценности.
- в развитии силы воли как главного инструмента самообладания личности (при помощи занятий физической культурой).
По мнению В.В. Сухомлинского, основными духовными и нравственными качествами личности являются совесть, чувство собственного достоинства, честь и эмоциональная культура. Основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста закладываются именно в дошкольных детских учреждениях. Раскрытие таких качеств личности, как гордость за Родину, чувство патриотизма, желание сохранять и обогащать наследие своей земли происходит в возрасте до 6 лет. Дальнейший процесс духовно нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, а потом и школьников, основан на этих принципах.
Воспитанность — это моральный облик человека, он складывается под влиянием духовных ценностей, приобретенных, в семье и в детском коллективе. Этический аспект развития личности может быть достигнут путем обсуждения с ребенком нравственных, моральных и этических проблем, акцентирования внимания на нравственной стороне их повседневных действий. Детский сад может уделить этому вопросу больше внимания, чем школа, так как в школе больше изучаются материальные предметы. Социально-нравственное обучение дошкольников может занимать большую часть учебного процесса. В детском коллективе ребенок учится отношению к ровесникам, природе, внешнему миру, общественным требованиям.
Невозможно добиться положительных результатов, формируя личность только в детском учреждении. Основное духовное развитие детей дошкольного возраста эффективно осуществляется только как взаимодействие всех сфер жизни ребенка, как целостный процесс. Ключевую роль в нем играет семья. Именно в ней, как в привычном и безопасном пространстве, ребенок познает себя как часть мира, взаимоотношения в семье, отношение к старшим и младшим. Для дошкольников единственный возможный способ познания мира — игра. Необходимо в игровой форме донести до дитя нравственные нормы поведения.
Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
В педагогике духовно – нравственное воспитание всегда занимало достойное место. Детям прививались нравственные нормы поведения, основанные на вере, чистоте помыслов и дел. И совершенно не случайно в настоящее время возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств личности придаётся ведущее значение.
Родившийся ребёнок – как чистый лист бумаги: что на нём напишешь, то и останется в памяти. И здесь перед нами, современными педагогами, предстаё т задача: воспитать ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь нуждающимся. Мир для новой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфические человеческие чувства. Ребёнок учится понимать такие понятия, как «добро», «зло», «хорошо», «плохо» и т. д. И от того как организован процесс усвоения этих понятий зависит каким личностным развитием будет обладать уже взрослый человек, какой личностью он станет. Так что же такое духовно – нравственное воспитание? Духовно – нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, организованного воздействия на духовно – нравственную сферу личности ребёнка с целью её оптимального развития.
Для детей дошкольного возраста в процессе духовно – нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье: отец, мать, сестры, братья и т. д. ; прививаются навыки доброжелательного отношения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далёком окружении (дом, улица, село или город и т. д.)
Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач. Реализация обучающих задач обеспечивает развитие сознания, механизмов целостного познания окружающего мира, освоение представлений и категорий, формирование умений и навыков деятельности. Обучающие задачи связаны с механизмом целостного познания мира и направлены на развитие нравственного сознания. Это и развитие социокультурной сферы личности ребёнка при освоении социальных навыков; развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка;
Реализация воспитательных задач обеспечивает формирование личности ребёнка, его нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственные отношения и поведения. Воспитательные задачи обеспечивают развитие у ребёнка чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к природе.
Развивающие задачи связаны с формирование внутреннего мира и направлены на развитие нравственной позиции. Результатом обучения и развития ребёнка является обученность, а воспитания – воспитанность.
Обученность ребёнка – это уровень овладения знаниями, умениями и навыками, степень их освоенности и применяемости.
Воспитанность – уровень личностного развития, лежащего в основах отношения к миру, к своему месту в нём, к людям.
Важнейшая категория духовно – нравственного воспитания – это его содержание. Под содержанием духовно – нравственного воспитания понимается совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.
Освоение содержания происходит с помощью различных технологий : форм, методов и средств работы. Это может быть и специально организованная деятельность, наблюдения, игры, продуктивная деятельность, занятия в кружках и т. д. (показ работ)
Именно от правильного выбора содержания, форм и методов духовно – нравственного воспитания в конечном итоге зависит успех всего воспитания. Результатом духовно – нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно – нравственной личности ребёнка.
Таким образом, всё это даёт нам возможность представить и описать в целом процесс духовно – нравственного воспитания и благодаря этому осуществлять его.
Актуальность и проблемы духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом
Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях. С подражанием, присущим всем детям, наблюдая и повторяя фразы, эмоции, высказывания, ребенок впитывает от родителей и воспитателя не только практический жизненный опыт, но и моральные качества, благородство, жизненные приоритеты
Целью духовно – нравственного воспитания дошкольников является формирование высоконравственной личности, педагогическое содействие становлению ее гражданских качеств.
История России знает немало периодов, когда деградация личности, целого поколения, деморализация общества отражались на судьбе страны, приводили к социальным расколам и катаклизмам. В 1990 – е годы Россия пережила один из таких упадков. Каким вырастет следующее поколение и каковы будут его моральные устои, культура – зависит сегодня от качества воспитательной работы и формирования духовно – нравственного фундамента юных граждан страны.
Часто в воспитательном процессе, несмотря на все прилагаемые усилия педагогов, значительную роль играют различные внешние, общественные факторы. Среди проблем в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников сегодня выделяют такие как:
- Нестабильная психоэмоциональная атмосфера в некоторых семьях,
- Размытые нравственные ориентиры в обществе,
- Отсутствие интереса к народным традициям, промыслам, рукоделию,
- Агрессивное влияние средств массовой информации,
- Доступ детей к смартфонам, планшетам и другим электронным устройствам, подменяющим интерес к книгам и истинные ценности межличностного общения.
Эти и другие факторы в комплексе оказывают негативное влияние на ход современного воспитательного процесса, порождая проблемы культурного и духовно – нравственного развития детей. Как следствие, несмотря на усилия вполне благополучных семей и профессиональных педагогов, в обществе возрастает детская преступность, увеличивается число подростковых абортов, появляются дети – сироты, брошенные несовершеннолетними матерями. А со временем проявляются и более масштабные проблемы безнравственного поколения. Задачами педагогов, соответственно, являются преодоление вышеуказанных отрицательных факторов, следование образовательным стандартам, ориентирование подрастающего поколения на базовые национальные ценности, соблюдение принципов духовно – нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание посредством сказки
Сказка – самый воспринимаемый детьми жанр художественной литературы. Роль сказки просто неоценима. Это первое произведение литературы, которое каждый слышит в детстве.
Первые представления о мире подрастающее поколение получает, слушая или читая истории о Колобке, Морозко, Курочке Рябе, Золушке. Стремясь пробудить чувства, уберечь от равнодушия, наш народ очень красочно рисовал борьбу сил зла и добра в сказках. Чтобы закалить ребенка, вселить уверенность в неизбежности победы добра, сказки всегда рассказывали, как мужество и преданность всегда побеждают зло.
Благодаря сказке дети способны познавать мир не только умом, но и всем сердцем выражать свое отношение происходящему. Они узнают, что такое хорошо и плохо, что можно, а что нельзя. Герои становятся образцами поведения, отождествления.
Самый распространенные методы работы со сказкой – чтение, рассказ наизусть, обсуждение героев и иллюстраций. Для закрепления воспитательного воздействия сказок рекомендуется обыгрывать их при проведении дидактических игр, викторин.
Дошкольный возраст – время формирования души. Духовно-нравственное воспитание в этот период – прежде всего воспитание чувств к близким людям: родителям, воспитателям, ровесниками, Родине. Оно затрагивает полный спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру, определяя главное направление для дальнейшего развития человека.