Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника

Место сказки во внутреннем мире ребенка - "академия педагогических проектов российской федерации"

Только для взрослых

Поиск различных толкований сказок — занятие
очень интересное. Понимая скрытый символический смысл сказок, вам
будет легче подбирать сказки для вашего ребёнка. Ведь каждая
сказочная история должна соответствовать малышу по возрасту,
интересам и эмоциональному состоянию. Однако не стоит все
«секретные данные» о толковании сказок немедленно выкладывать перед
маленьким несмышленышем. Подождите, когда малыш подрастёт, когда
ему будет интересны и понятны все оттенки смысла. А пока пусть
румяный Колобок катится по тропинке навстречу своей судьбе столько,
сколько ему положено, пусть в темном лесу действуют-злодействуют
Баба-Яга, Кощей Бессмертный и другая нечисть, пусть Красная шапочка
выходит из живота волка невредимой. Оставьте маленькому слушателю и
читателю сказки ее тайну. Пусть он как можно дольше верит в самое
обыкновенное Чудо. Первые книжки, первые сказки. Еще совсем
несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Вначале незатейливые
песенки-потешки, потом, позже, настоящие сказки «жили-были…». Когда
ребенок становится чуть старше, уже с удовольствием рассматривает
яркие картинки в книжке. Моя двухлетняя дочь читает наизусть
любимые стихи, причем держит книжку открытой именно на «нужной
странице». Кажется, что ребенок уже читает самостоятельно. На самом
деле это картинки «подсказывают» и «говорят» вместе с малышом. В
детской книге они важны не менее чем текст.

История детской книжной иллюстрации насчитывает
около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых
книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для
детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным
видом искусства. Сам термин «иллюстрация» в переводе с латинского
означает «освещать, проливать свет, объяснять».

Первой иллюстрированной детской книгой в России
был «Букварь» Кариона Истомина, целиком вместе с текстом
гравированный на меди Леонтием Буниным. Вышел он в Москве в 1692-94
годах. Каждой букве в нем отводилась отдельная страница, листы были
украшены изображениями людей, животных, предметов быта, растений,
построек. Все это было призвано привлечь учащихся к изучению
азбуки. Новые возможности иллюстрации появились в девятнадцатом
веке с изобретением фотомеханического способа печати. К середине
девятнадцатого века иллюстрации становятся цветными. Над детскими
книгами работали известные писатели, живописцы и графики.
Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг.

Каждому возрасту — свою сказку

Выбирая детскую сказку для своего малыша,
обязательно учтите особенности его психического развития.
Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку
полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в
памяти собственные действия с предметами и простейшие действия
сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся
сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми,
подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их
действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и
любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен
нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок».
Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку
запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для
лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на
словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит
основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут
быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное
родителями по сказке с помощью кукол.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться
способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.
Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок.
Однако именно это достижение психического развития ребенка может
стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами
волшебных сказок

Родителям необходимо обращать внимание на любимых
и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить
психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя
скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно
способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем
будущем, а не пугать его.

Между пятью и семью годами детям можно читать
любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это
произведение должно развивать все стороны личности ребенка:
мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам
придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в
желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь
пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с
пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной
ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения
персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может
свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует
немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Даже если ребёнок уже научился читать, то не
стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В
любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и
взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что
дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная
именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое
нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь. Родители,
которые читают сказки своим детям, обсуждают с ними прочитанное,
часто сами сталкиваются с вопросами: «Правильно ли мы понимаем и
истолковываем эти сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь
скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь
современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о
сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать
сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. Помните?
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Для
получения ответов любознательным родителям предстоит — ни много, ни
мало — узнать историю происхождения сказки, понять её тайный смысл,
и пристально рассмотреть другие важные сказочные проблемы.

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

С помощью правильно подобранных и сочиненных психологами сказок можно в некоторой степени скорректировать поведение ребёнка, то есть направить его не очень правильные поступки в более позитивное русло, на примере сказки объяснить суть происходящего и возможные последствия.

Полностью изменить поведение ребёнка на примере сказок не получится, но мягко влиять на его подсознание, помогать определиться ребёнку в этом жестоком мире все же возможно. И не обязательно обсуждать с ребёнком развивающие сказки, ведь он может воспринять это как целенаправленное воздействие на его поведение. Многим детям достаточно просто прочитать сказку, рассказать свое мнение о ней, и оставить малыша самого обдумывать суть услышанного. Если ребёнок при вас выставляет свои «иголочки» в знак протеста, это еще не значит, что сказка его не зацепила, он просто не хочет вам этого показывать. Наедине с собой он наверняка сделает определенные выводы. 

Сказки, направленные на коррекцию поведения и мышления ребёнка, не всегда с «хэппи-эндом» — многие из них заканчиваются трагически. Но это лишь для того, чтобы раскрыть душу ребёнка, донести до неё самые важные жизненные ситуации и пути их решения.

Разные сказки — разное влияние

Нельзя скидывать все сказки в один котёл, думая, что все они одинаково полезны для развития личности ребенка. У сказок также есть свои направления, виды, одни из которых лучше развивают восприятие добра и зла, другие учат любить природу, третьи воспитывают доброту и сострадание. В жизни ребенка всех сказок должно быть по чуть — чуть, чтобы воображение малыша развивалось многосторонне, а для этого ему нужен «фундамент» в виде различных волшебных повествований.

Об ожившем мире вокруг

Когда ребёнок начнет говорить, он кроме слов «мама», «папа» начнет говорить «кися», потому что животное его привлекает больше всего. Пушистое, интересное, двигающееся — это положительный образ живого существа, который с помощью сказок еще и оживает, становясь на один уровень с людьми.

Пока ребёнок совсем мал, у него еще нет явных друзей, поэтому сказочные животные становятся для него лучшими товарищами, которые еще и наделены сказочными способностями. К тому же в некоторых сказках животные являются помощниками людей, всегда идущих с ними под руку.

Сказки об оживших предметах и умных животных очень важны для формирования личности ребёнка, поскольку с их помощью он учится быть добрым и внимательным к природе, к растениям, особенно к животным, быть отзывчивым, соучастливым и сопережевательным. Когда для ребёнка каждый жучок является другом, в маленьком сердечке будет меньше злости, коварства, больше любви.

Ребёнку не помешает услышать такие сказки, как «Иван-Царевич и Серый Волк», «Журавль и Цапля», «Коза-дереза», «Колобок», «Петушок-золотой гребешок» и т. д.

Об отношениях между людьми (бытовые сказки)

Конечно, идеал семейных отношений должны показывать ребёнку его родители, но если вы будете читать ему бытовые сказки о том, какие ситуации бывают в настоящей жизни, он станет больше понимать.

В бытовых сказках главные герои — это люди, попадающие в те или иные ситуации. С юмором, прибаутками и поучениями герои проходят через все преграды и наконец-такидобиваются своей цели. А поскольку главный герой — человек, ребёнок воспринимает его уже не столько как вымышленного персонажа, сколько как действительно существующего героя. А раз он такое смог — значит, и я смогу добиваться своих целей! Бытовые сказки воспитывают в ребенке целеустремленность и рвение, желание поступать правильно.

Яркими примерами станут для ребёнка такие развивающие сказки, как «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Горшочек-Вари!» и многие другие.

О добре и зле

Практически в любой сказке есть противостояние героя, олицетворяющего зло с героем, полным добра. Но они бывают завуалированы за героями-животными или плохими и хорошими людьми. А есть такие сказки, где добро и зло не имеет реальной оболочки — они являются некими образами, у которых нет ни имен, ни характера — они просто олицетворяют плохую и хорошую сторону нашей жизни. Но практически во всех сказках добро верными способами побеждает зло.

Механизм воздействия сказки на развитие личности

Если вы до сих пор не верите в то, что сказки могут влиять на будущее детей, вспомните, сколько девушек мечтает во взрослой жизни о принце на белом коне? Откуда этот образ? Ну конечно из нашего детства, когда мама читала сказку о Золушке или когда мы смотрели Диснеевские мультфильмы. То, что вплетается в наше воображение в детстве, остается там надолго, возможно, и на всю жизнь.

Чтобы понять, как сказка может повлиять на малыша, нужно разбираться в механизме её влияния, знать «рычажки», на которые она воздействует.

Во-первых, это мировосприятие. Ребёнок чувствует окружающий мир на уровне интуиции, он еще многого не понимает, но его ощущения, воображение уже рисуют ему картинки. Ребёнок принимает сказку «за чистую монету», поэтому все вокруг ему кажется живым — его подушка, одеяло, туалетные принадлежности, вся природа вокруг, и, конечно же, животные. Когда ребёнок воображает себе защитников вокруг, которые могут ожить в любой момент, он чувствует себя более защищенным.

Во-вторых, маленького ребёнка можно назвать «подражателем», то есть он старается повторять ваши самые яркие действия, жесты, мимику

Ему чрезвычайно важно найти объекты для подражания, и в сказке он их находит сполна — принц, принцесса, добрая фея, умный кот. Сказки помогают вам донести до ребенка понятия хорошего и плохого

Если вы просто скажете ребёнку «так делать нельзя», он наверняка захочет нашкодничать только потому, что ему запретили и ничего не объяснили. Но если он услышит о последствиях в сказочной форме, это окажет на него большее влияние, поскольку сказочные герои в его воображении имеют некий «авторитет».

В-третьих, в сказках нет замысловатых слов и непонятных фраз — всё изложено настолько доступно и просто, что ребёнку намного легче воспринимать именно сказку, чем рассказы о настоящей жизни. Окунаясь в сказку, ребёнок оказывается в своем вымышленном мире, который является для него вполне реальным. Задача сказки — влиять не на ум, а на чувства, поскольку именно в детском возрасте мы все воспринимаем с помощью чувств, и лишь во взрослой жизни учимся жить умом. Ребёнку именно через сказку легче понять самые сложные чувства в человеке, о которых не хочется говорить малышу прямо — жизнь и смерть, любовь и измена, доброта и коварство.

Реальность сказочной жизни

По мнению психологов, знакомство со сказкой
помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка —
это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу.
Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка
серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений,
и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку
образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация
усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к
сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической
активности — умение мысленно действовать в воображаемых
обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой
деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую
историю, но оставляют при этом простор воображению.

Польза сказок для детей

Заключается польза сказок для детей не только в возможности для малыша разобраться в тонкостях взаимоотношений. Влияние сказок намного больше, они:

Учат добру, позволяют понять, чем оно лучше зла.

Дают понимание, что просто так в жизни ничего не дается, достигается все только усилием и трудолюбием.
Развивают речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление.
Компенсируют недостаток эмоций, помогают расслабиться.
Развивают внимание, учат размышлять.
Учат преодолевать трудности.
Расширяют словарный запас.
Прививают любовь к книгам и чтению.
Помогают адаптироваться к реальной жизни.
Учат навыкам общения.

Всем детям нравится, когда папа и мама уделяют им внимание, а не постоянно занимаются своими делами. Сказка, польза которой для развития ребенка просто огромна, помогает еще и сблизится взрослому и малышу, она является прекрасным вариантом совместного досуга

Какие сказки лучше читать

Психологи утверждают, что развитие детей сказками можно начинать еще в роддоме, ведь общение мамы с малышом лишним никогда не бывает. В этот период совершенно не имеет значения, какие именно сказки вы будете читать, главное, чтобы кроха слышал спокойную речь близкого человека.

Когда малыш начнет интересоваться миром вокруг себя, как правило, происходит это в месяца три, можно к кроватке прикрепить специальные книжки, и при его пробуждении показывать картинки и читать про изображенных персонажей коротенькие стишки.

Зачем сказки детям, мы уже разобрались, теперь стоит выяснить, что стоит читать детям разных возрастов:

  • Малышам до года лучше всего подойдут разнообразные потешки, пестушки, стихи, которые будут призывать к разным действиям, играм с разными предметами, осознанию им собственного тела.
  • Деткам, которым уже исполнился годик, лучше всего подойдут простые сказки о животных, например, «Курочка ряба» или «Колобок».
  • Малышам 3 лет можно начинать читать сказки, в которых взаимодействуют люди и животные. Но только их сюжет обязательно должен быть простым предсказуемым и позитивным. Например, «Маша и медведи», «Соломенный бычок», «Гуси-лебеди».
  • В 4 года дети уже начинают хорошо воспринимать сказки. Для этого возраста подойдут простые «волшебные» сказки, например, «Морозко», «Принцесса на горошине».
  • После 5 лет, деткам можно начинать читать более сложные произведения, в которых присутствуют колдуны и волшебники. Хорошим выбором станут сказки «Двенадцать месяцев», «Дюймовочка», «Русалочка», «Щелкунчик».

Путешествие сквозь века

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые
народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста,
из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали
собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без
изменений — некоторые прошли литературную обработку, став, таким
образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки
видоизменялись и дополнялись расказчиками — ведь «возраст» многих
сказок исчисляется тысячелетиями! Все народные сказки богаты
всевозможными метафорами, имеют множество оттенков смысла. Часто,
не понимая этих метафор, люди не вносили в повествование свои
изменения, а пересказывали так, как услышали. Наверное, благодаря
этому в сказках всё же сохранился тот уникальный смысл, что был
заложен в них древними сказителями.

Инна Николаевна Мудрова

Как сочинить лечебную сказку?

Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям следует почитать книги по этой методике, или пройти курс психологического консультирования, где специалисты научат, как правильно самим сочинять сказки. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик, очень похожий на тебя…»). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия — это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям — лучше понять своего ребенка.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Организация: Детский сад

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Любой родитель, у которого есть ребенок дошкольного возраста, знает, что дети любят сказки. Родители сердятся каждый раз, когда читают одну и ту же любимую сказку. А если родитель пропустит часть истории, можно услышать возмущенный голос ребенка: «Мама, я пропустил ту часть, где петух просит кота о помощи». Что это за аномалия? В чем заключается любовь детей к историям и их роль в воспитании? Давайте узнаем это вместе. Почему дети любят сказки? По мнению психологов, детям дошкольного возраста трудно отличить реальность от вымысла. Это происходит потому, что вся их жизнь проходит в мире конкретных предметов: эта кровать, эта игрушка, этот цветок. Дети понимают, что есть вещи, которые им недоступны, например, дача или рабочее место матери. Но поездка на дачу к матери или на работу — это реальные вещи. Но ребенок не может представить, где находится солнечный город, в котором живет Нуну, и где находится волшебный лес. Поэтому волшебный сюжет сказки происходит в той самой комнате, где она находится. Мать читает рассказ, а ребенок воспринимает его как настоящую историю, например, говорит ей не читать остальную часть рассказа, если ей страшно. Ваш ребенок сможет пережить захватывающие приключения и путешествия по сюжету в комфортной обстановке собственного дома. Чтение сказок увеличивает словарный запас ребенка и способствует развитию языка. Слушая сказки, дети знакомятся с фольклором, учат пословицы и поговорки («Не садись в сани», «Друзья в беде нуждаются», «Один за всех, все за одного»). Сказочные персонажи помогают развивать воображение ребенка. Дети могут сражаться с врагами с мечами в руках. Они могут отправиться на Луну на ракете, сделанной из собранных стульев. Слушая сказку, ребенок всегда чувствует то же, что и герой, сопереживает его приключениям, проявляет вместе с ним доброту, смекалку и благородство, учится быть смелым, трудолюбивым и находчивым, испытывает потребность совершать добрые дела. Во всех народных сказках обычно ярко проявляются черты, сближающие характер главного героя с национальным характером. В русских сказках такими чертами характера являются трудолюбие, верность на поле боя и в невзгодах, преданность родине и находчивость. Понимание идей и философии людей через сказки — не пустая трата времени. Воплощая положительные черты главных героев сказок, сказки являются эффективным инструментом для передачи этих черт из поколения в поколение. Поэтому дети должны быть знакомы со сказками народов страны. Ни один ребенок не любит, когда его учат. За развлекательной формой сказок всегда скрывается дидактическое содержание, но они не учат. Как сказал Пушкин, «Повесть, может быть, и ложь, да в ней намек». Уроки для хороших людей». Уроки — это не лекции или проповеди, а яркие и убедительные образы, и детям на конкретных примерах показывают, как они могут эффективно действовать в данной ситуации. Здесь нет принудительного навязывания, и все новое обучение принимается как результат собственных усилий детей. Художественное восприятие — активный процесс для детей дошкольного возраста, художественное восприятие всегда связано с соревнованиемСказки являются важным средством развития характера и эстетического и нравственного воспитания детей. Они влияют на моральные чувства и оценки, формирование поведенческих норм и развитие эстетических восприятий и эмоций. Слушая истории и сказки, дети могут увидеть примеры из собственной жизни. Дети стремятся следовать примеру положительных героев, чтобы решить свои собственные проблемы. Благодаря сказкам дети учатся преодолевать препятствия, находить выход из сложных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости, а также находить способы решения проблем и выхода из сложных ситуаций. Благодаря сказкам дети могут научиться быть добрыми, находчивыми, смелыми и трудолюбивыми. Дети не любят, когда их учат, а сказки учат не напрямую, а потому что за их развлекательной формой скрывается нечто дидактическое. Как сказал Пушкин, «Сказки — ложь, да в них намек, да в них урок для добра». Благодаря сказкам дети учатся нравственности и эстетике. Дети могут научиться выходить из трудных ситуаций с помощью сказок. Родители должны читать им сказки.

Опубликовано: 10.01.2023

Выбирая детские книги, родители зачастую следуют своим предпочтениям. Однако нужно быть внимательными: рассматривая детские книги и детские сказки, ребенок погружается в волшебный мир во многом благодаря иллюстрациям. Нет — хаосу, да — гармонии!

О вкусах, конечно, не спорят, но существуют и формальные, вполне
очевидные критерии книг с добротными детскими иллюстрациями.
Хорошо,
если рисунки:

  • лаконичны;

  • самое главное и интересное изображено на переднем плане;

  • фигуры отчетливы, не размыты;

  • у каждого нарисованного персонажа — свое лицо;

  • иллюстрации не упрощают, а дополняют текст.

Самые маленькие «читают» книжку по картинкам и должны вынести из
них цельное, законченное впечатление о произведении. Гармоничные и
ясные рисунки формируют у ребенка прочное сознание того, что все в
этой жизни устроено правильно: есть Небо и есть Земля, есть Тьма и
есть Свет, есть Добро и есть Зло.

Ну а если изображения выполнены намеренно небрежно? Тогда в душе
малыша рождается ощущение хаоса, ему становится страшно и неуютно,
и кто знает, как эти ощущения аукнутся в его взрослой жизни?
Мимика и жестикуляция персонажей сильнее всего воздействуют на
маленького читателя. Настоящий детский художник знаете какой?
Прежде всего, добрый! Он ненавязчиво внушает ребенку, что мир стоит
не на спинах трех морских чудовищ, а на доброжелательном отношении
человека ко всему живому. Довольно неприятно бывает разглядывать
книжку, в которой иллюстратор увлекается изображением тайных
душевных пороков отрицательного персонажа. Тут даже взрослому
человеку станет не по себе. Когда со страниц книги про стойкого
оловянного солдатика на тебя с каким-то нездоровым озверением вдруг
глянет кровожадное лицо мальчишки, бросающего одноногого бедолагу в
огонь, хочется побыстрее захлопнуть книгу.
Пусть художник преследовал благую цель — вызвать сочувствие к
несчастной участи солдатика — ребенок может и испугаться
нарисованного «монстра»! (Увы, многие родители вынуждены прятать
издания, которых дети по-настоящему боятся — и не из-за текста! А
бывает, что ребенок смолчит и только через пять-шесть лет
признается: «Эта книжка в детстве наводила на меня ужас!»)

«Самое печальное, что современные иллюстрации в детских книгах
(кстати, так же, как и современные игрушки) нередко создаются по
шаблону. Изображение стереотипных героев — это старый конвейерный
принцип карикатуры и комиксов. Он когда-то перекинулся на
мультипликацию, потому что художникам проще было рисовать простых
персонажей с элементарной мимикой. В известном мультфильме про
Симпсонов все герои похожи друг на друга: они желтого цвета, у них
одинаковые круглые глаза. Диснеевские персонажи — это тоже некий
стереотип, стилизация, упрощение. В какой-то момент книжные
иллюстраторы стали подражать мультипликаторам. Даже подарочные,
дорогие издания с тщательно проработанными рисунками бывают похожи
на безвкусные ювелирные украшения: выбрал мастер хороший камень,
отшлифовал его, подобрал золото соответствующей пробы для

Животные в детской книге Наверное, не нужно объяснять, сколь
высокое мастерство требуется от художника, иллюстрирующего детскую
книгу о животных. Лиса обязательно должна быть лисой, волк —
волком, собака — собакой. А то ведь бывает и так: нарисовано на
картинке что-то рыжее, пушистое, и поди разбери, какого оно
роду-племени

Не менее важно и умение доподлинно передать палитру
чувств живого существа, его состояние: спокойное или внутренне
напряженное, радостное или испуганное… Классик жанра — русский
анималист Василий Ватагин говорил сам о себе, что обладает
«чувством зверя», а замечательный художник Евгений Чарушин
признавался: «Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка — я рад».
Если вы стали замечать, что ваш малыш отдает предпочтение книгам о
животных или любит рисовать их, просто грех будет вовремя не
познакомить его с работами таких мэтров отечественной детской
анималистики, как Май Митурич и Николай Тырса

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: