Память ребёнка: от 0 до 2-х

Как развить память у ребенка?

Что влияет на процесс развития памяти?

Зная факторы влияния на интенсивность запоминания можно составить максимально действенную программу тренировок.

Желание узнавать новое. Ребенок очень хорошо запомнит только то, что ему по-настоящему ново и интересно. Хороший пример: некоторые дети старшей группы садика запоминают массу информации о динозаврах, корабле- и машиностроении, но при этом не могут запомнить фамилии своих одногруппников или алфавит. Ребенок должен хотеть учиться.
Степень осознания. Для результативной работы детям просто необходимо понимать: а ради чего все это? Для чего нужно запоминать столицы государств? Или названия континентов?
Максимальная ассоциативность

Яркие впечатления и ассоциации способствуют быстрому и долговременному запоминанию материала, поэтому во время обучения необходимо уделить данному моменту особое внимание. Нужно продумать как сложную и тяжелую информацию трансформировать в более комфортную для детского восприятия.
Внимательность

Без внимания со стороны ребенка или аудитории, запоминание практически невозможно. Перед тем как приступить к занятиям на совершенствование запоминательных способностей, необходимо научить ребенка концентрироваться, развить его внимательность, которая впоследствии станет хорошим фундаментом для развития памяти.

Еще один атрибут, без которого эффективность занятий будет стремиться к нулю – это систематичность. Только регулярные тренировки обеспечат положительную динамику.

Развитие памяти в младшем дошкольном возрасте

Отличительный аспект памяти ребенка в раннем дошкольном возрасте представлен ее наглядно-образным характером. Ребенок способен лучше запоминать предметы и иллюстрации, а из словесного материала он преимущественно запомнит образные и эмоционально окрашенные описания.

Ранний и дошкольный возраст представляют собой периоды, когда формируется личность ребенка

Именно по этой причине важно исследование особенностей памяти у детей этого возраста. Это обусловлено тем, что диагностика развития детской памяти в дошкольном возрасте включена в процесс определения степени готовности к школе и обучению

По этой причине развитие памяти актуально в настоящее время.

Дошкольное детство — это период интенсивного формирования и совершенствования всех психических процессов. Он призван обеспечивать детям возможность познавать особенности окружающей действительности. Со временем дети учатся мыслить, воспринимать, у них развивается речь.

Дети в младшем дошкольном возрасте овладевают различными вариантами взаимодействия с объектами и предметами. Они усваивают соответствующие правила поведения и, наконец, начинают управлять собой. Все это характерно для работы памяти, без которой нельзя представить процесс усвоения опыта, расширения взаимодействия ребенка и окружающего мира.

У ребенка дошкольного возраста происходят существенные изменения в работе памяти. Он стремительно овладевает различными умениями, навыками и знаниями, постоянно расширяет кругозор. Все это отражает количественные превращения.

Память ребенка состоит из следующих процессов:

  • Узнавание,
  • Запоминание,
  • Воспроизведение необходимого материала.

Дети могут беспрепятственно рассказывать выученное стихотворение, использовать выученные в ходе игровой деятельности правила. Все это они запоминают.

Развитие с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим

Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
  2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
  3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
  4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
  5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
  6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
  7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок

Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься

Психоэмоциональное развитие ребёнка от 1,5 до 2 лет

Дети постепенно осваивают поведенческие реакции: могут пожалеть, погладить плачущего героя на картинке или такого же рыдающего малыша на улице. Демонстрируйте ребёнку, как надо себя вести в тех или иных ситуациях. Учите понимать эмоции: мишка сердится, топает ногой; зайка радуется, скачет; мышонок горюет, грустит.

Речь ребёнка активно развивается, словарный запас расширяется. Многие дети говорят предложениями, причём о себе — в третьем лице: «Даша хочет кушать».

Ребёнок начинает исследовать границы дозволенного: а что будет, если кинуть камнем в маму? Не послушаться? Вылить кашу на пол? Часто малыш пытается добиться желаемого истериками, громким рёвом. Задача родителей — демонстрировать твёрдость и последовательность, тогда со временем ребёнок поймёт, что можно, а что — нет. В противном случае он так и будет проверять взрослых на прочность, добиваясь своего.

У младенцев есть воспоминания

Хотя люди не помнят себя до двух или трех лет, ученые считают, что воспоминания у младенцев все же есть — просто не о себе. Уже в первые дни после рождения они запоминают лицо матери и отличают его от незнакомого. Через несколько месяцев количество узнаваемых лиц значительно увеличивается, младенцы улыбаются тем, кого видят чаще всего.

Кроме автобиографической памяти, есть множество других ее видов. Например, семантическая память, которую иначе называют памятью фактов (имена, сорта яблок, название столицы вашей страны рождения) и процедурная память. Последняя отвечает за накопление опыта предыдущих действий (как открывать входную дверь или водить машину). 

Психолог Кэролин Рови-Коллиер проводила исследование в в 1980–90-х годах. Оно показало, что дети способны формировать такого рода воспоминания уже в раннем возрасте. Однако они не в силах сказать, что именно помнят. Поэтому Рови-Коллиер разработала методику, которая позволяет учитывать стремительные возрастные изменения, происходящие с телами младенцев, позволяя изучать свойства их памяти в течение долгого периода времени. 

В эксперименте с детьми 2-6 месяцев исследователи помещают младенца в кроватку, над которой висит карусель с игрушками. Сперва ученые оценивают, насколько ребенок активный, затем привязывают карусель к его ноге — если он пинается, то карусель раскачивается. Как вы можете себе представить, младенец быстро понимает, что власть в его ногах. Он с энтузиазмом пинается, игрушки на карусели весело раскачиваются, а ученые отмечают, что испытуемый проводит связь между дерганьем ногой и движением карусели.

В эксперименте с детьми в возрасте от 6 до 18 месяцев вместо детской кроватки ученые сажают ребенка на колени родителя и дают рычаг, с помощью которого можно управлять игрушечным поездом. Сперва экспериментаторы фиксируют, с какой силой ребенок жмет на рычаг, когда он выключен. Затем рычаг включают. Теперь каждый раз, когда ребенок жмет на него, поезд будет ехать по игрушечной железной дороге. Дети быстро смекают, что к чему, и жмут на рычаг сильнее, зная, что за этим последует.

Как эти опыты связаны с памятью? Потренировав младенцев на каруселях, Рови-Коллиер затем проверила, что они запомнили. Когда детей в следующий раз привели в лабораторию, она повторила эксперимент. Рови-Коллиер и ее коллеги пришли к выводу, что у младенцев в возрасте шести месяцев воспоминания о занятиях длительностью в одну минуту хранятся в памяти только два дня. Чем старше ребенок, тем дольше память. Исследовательница также обнаружила, что продолжительные тренировки позволяют развить память младенца при условии, что ему время от времени показывают карусельку в качестве напоминания.

Развитие памяти от 6 до 12 лет

Развитие памяти у детей дошкольного возраста очень важно. Свои первые четкие воспоминания мы обращаем к возрасту 4,5-5 лет, но это не значит, что развитие памяти у детей ранней возрастной группы происходит произвольно

Развивать память у ребенка 6 лет не очень сложно

Формировать внимание, навыки логического мышления, осознанное запоминание необходимо с полутора лет – в процессе игры, на основе приобретенных рефлексов, ассоциируя картинку создаваемого образа с тем, что малышу интересно и доступно, — а, следовательно, провоцируя его на воспроизведение

Яркие положительные эмоции – основа для формирования качества памяти. Но если в дошкольном возрасте в сфере запоминания принимает участие вторая сигнальная система, определяющая поведение малыша, в 7-12 лет произвольная память связана с развитием личности, ее интеллектуальным уровнем

Выполняя творческие задания или математические упражнения, ребенок приобретает базу знаний, необходимых к воспроизведению конкретных действий, — поэтому весьма важно, чтобы форма и метод постижения науки ему были интересны и внятны

Как развивать память у ребенка, не нарушив его гармоничной эмоциональной и физиологической целостности, знают опытные педагоги. Нужно учитывать особенности развития памяти у детей. Развить память у ребенка 10 лет можно, учитывая его психологические особенности. Современные дидактические методики, основанные на многолетних исследованиях в области психологии, — бесценный ключ в формировании всесторонне развитой личности ребенка, живущего в эру глобальной компьютеризации.

Специалисты «Академии развития интеллекта AMAKids» внедряют уникальную программу дошкольного обучения детей, основанную на принципах ментальной математики, поэтому комплексное развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста охватывает все ее виды:

  • наглядно-образный;
  • словесно-логический;
  • механический и т.д.

Развитие памяти у детей входит в обязательную программу дошкольного обучения. С низким порогом восприятия и запоминания ребенок не сможет успешно постигать школьные дисциплины, поэтому наша задача – создать для него необходимые условия формирования данных навыков, сопутствующих:

  • логическому мышлению;
  • интуиции и анализу;
  • аргументируемому умозаключению.

Учитывая тот фактор, что временных связей у малышей 4-6 лет еще недостаточно, для формирования навыков запоминания и осмысленности специалисты используют наколенный детский опыт в рамках развития речи, проявление интереса к игровым и техническим действиям. Развитие памяти у ребенка 9 лет, посещающего AMAKids, происходит в процессе дидактической игры, четко формирующей основные жизненные умения, – с обязательным применением рациональных педагогических методик для конкретной возрастной группы.

Память влияет на…

Внимание. Чтобы что-то запомнить, нужно на этом сконцентрироваться

Регулярная концентрация улучшает внимание, человек может легко сосредоточиться на чём-то важном, когда ему это необходимо, становится более собранным и организованным, при этом внешние помехи не оказывают на него особого влияния. Мышление

При решении какой-либо задачи человек припоминает всё, что ему известно по данному вопросу. Он сопоставляет факты, анализирует, делает выводы. Мозг работает быстро, ведь всё необходимое, что называется, под рукой

Мышление. При решении какой-либо задачи человек припоминает всё, что ему известно по данному вопросу. Он сопоставляет факты, анализирует, делает выводы. Мозг работает быстро, ведь всё необходимое, что называется, под рукой.

Воображение и творчество. Творчество, по сути, это создание чего-то нового, а созданию всегда предшествует воображение. Но не зря говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое. Чем больше знаний или образов хранится в памяти, тем богаче материал для возникновения свежих идей. Все уже известные компоненты смешиваются, меняются местами, придумываются новые пропорции, последовательность внесения, добавляется личный опыт и вуаля – стихотворение, конструкция шкафчика или фасон платья готовы!

Вот почему так важно развивать память, особенно в детском возрасте. Ребёнок изучает мир, ему предстоит многое узнать, многому научиться

Ежедневно на него сваливаются мегатонны новой информации, которую нужно обработать – ненужное откинуть и забыть, нужное запомнить, чтобы использовать в дальнейшем.

Некоторые вещи запоминаются сами по себе – это непроизвольная память, когда в хранилище откладывается то, что породило интерес, поразило, вызвало всплеск эмоций. Произвольная память требует волевых усилий и именно от неё зависит, насколько хорошо ребёнок будет усваивать обучающий материал и в детском саду, и в школе.

Свойства внимания

Эти важные свойства внимания, которые лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.

Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук — продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие — рассказывание без показа.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности ребенка на определенном объекте. С одной стороны, переключение внимания может носить произвольный и непроизвольный характер. Чем меньше ребенок, тем менее длительная его продуктивная деятельность, тем чаще он отвлекается и переключается на другую деятельность.

С другой — бывают ситуации, когда ребенка нужно переключить на другую деятельность, отвлекая от прежней. Так, например, малыш долго сидит за столом и что-то делает. По всему видно, что он устал и его хорошо было бы переключить на другой вид деятельности, но нужно сделать так, чтобы он понял, почему его отвлекли от прежней работы и что он будет делать дальше. Часто взрослые не учитывают возможности малыша и требуют сделать что-то быстро, например, быстро идти мыть руки и кушать.

Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую. Показатели невнимательности малышей в играх и занятиях — низкая продуктивная деятельность и частые отвлечения

Нужно обязательно проанализировать, что мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его внимание, и самим создать необходимые условия, способствующие развитию его внимания

Наиболее сложным свойством внимания является его распределение — способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Это свойство формируется постепенно на протяжении дошкольного и школьного возраста

Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.

Сложности в речевых занятиях представляют для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы. Подобные задания малыш получает уже в 1 год 9 месяцев, когда ему предлагается из двух изображений выбрать нужное. Но если взрослый действует методом, изложенным выше, он получает в ответ адекватную реакцию ребенка. При этом разводится одновременное действие раздражителей разного типа — зрительного и слухового

И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание

Поэтому сначала снимается действие зрительных раздражителей. Взрослым молча показывается одна, далее другая картинка, затем обе прячутся, и задается вопрос «Где то-то?», предваряющий зрительное восприятие, и лишь после этого показываются обе картинки. В данном случае разводится воздействие разных раздражителей, и ребенок в ответ дает адекватную реакцию, правильно справляется с предложенным заданием.

Самые простые способы

Есть несколько способов облегчить запоминание. Некоторые из них — это специальные занятия, другие касаются всего образа жизни.

Интерес к чтению

Чтение помогает не только развить память, но и пополнить словарный запас, обогатить внутренний эмоциональный опыт человека. Начать прививать любовь к книгам можно с чтения вслух сказок и рассказов. Желательно ежедневно выделять на это время, многие вырабатывают привычку читать детям на ночь. Когда ребенок подрастет, следует стимулировать его к самостоятельному чтению. Вызвать интерес к детской литературе помогут красиво оформленные книжки.

Чтение держит мозг в тонусе, поэтому при нехватке времени рекомендуется читать хотя бы 10 страниц в день. Хорошо развивают память методики скорочтения, которым можно обучаться с детства.

Заучивание стихов и песен

Самый эффективный способ что-либо запомнить — постоянные повторения. Это основное условие для перевода информации в долговременную память. Заучивание наизусть стихов и песен тренирует способность ребенка к сохранению и воспроизведению материала. К тому же, легче запоминается тот материал, который имеет отношение к чему-то, что уже знает человек. Поэтому для хорошей памяти нужно учить больше информации.

Игры, требующие концентрации и последовательности

Развитию памяти и внимания у детей способствуют развлекательные и в то же время обучающие игры

Эффективными будут любые занятия, во время которых ребенку нужно будет сконцентрироваться, удерживать внимание, запоминать информацию, а потом озвучивать ее. Внимательность развивают задания, где надо подбирать пару, найти сходства и различия между 2 картинками, запоминать последовательности слов, объектов

Можно дать ребенку фотографию на 15-20 секунд, потом забрать ее и попросить описать изображение, упомянув как можно больше деталей.

Игра «Поход в магазин» тренирует запоминание последовательности объектов. Надо придумать список продуктов, которые необходимо купить, выучить пункты, а потом распределить с ребенком роли. Покупатель должен вспомнить все из списка, а продавец — проверить, ничего ли второй игрок не забыл купить.

Изучение иностранных языков

Изучение иностранного языка — самый эффективный способ тренировки памяти. К тому же, знание языков — это ценный навык, который обязательно пригодится в будущем. Если приступить к освоению иностранного языка с младшего школьного возраста, в старших классах подростку будут легче даваться эти уроки.

Для тренировки запоминания достаточно изучать несколько новых слов или фраз в день и обязательно повторять их в последующие дни.

Приучение к мыслительной деятельности

Чтобы стать обладателем хорошей памяти, над ее улучшением нужно постоянно работать и не ограничиваться периодическими упражнениями. Наиболее эффективный способ этого добиться — приучать ребенка к регулярной мыслительной деятельности. Для этого можно стимулировать его вопросами о том, как прошел день, что было интересного в садике/школе

Можно попросить его вспомнить последовательно все впечатления за день и особое внимание уделить деталям — какое платье было на однокласснице, какого цвета портфель у соседки по парте и т.д

Правильный режим дня

Кроме специальных упражнений для хорошей памяти важен здоровый образ жизни. Возможность запоминания и способность к концентрации в первую очередь зависят от физического состояния организма. Следует придерживаться правильного режима сна и бодрствования. При недосыпе человек становится менее внимательным и хуже усваивает информацию.

Питание должно быть сбалансированным, что особенно важно для детей, чей организм растет, а мозг и нервная система только формируются. Рацион должен быть насыщен витаминами, жирными кислотами и другими необходимыми веществами

Для этого нужно регулярно употреблять в пищу рыбу, овощи, орехи.

Занятия спортом также влияют на память и внимание. Во время физических упражнений активизируется мозговое кровообращение, вследствие чего нервные клетки получают больше полезных элементов

Это способствует лучшему запоминанию и более быстрому мышлению.

Подобным эффектом обладает и прогулка на свежем воздухе, которая помогает повысить уровень кислорода в крови и активизировать работу мозга.

Стресс негативно влияет на способности к обучению, при различных расстройствах, таких как депрессия, тревожность и фобии, ухудшаются мыслительные способности

Поэтому, кроме физического развития, важно следить за психическим здоровьем детей

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

• Что помнит ребенок?

Память ребенка – это совсем не то, что память взрослых! Родителям, всегда нужно помнить, что ребенок больше эмоционален, нежели логичен. Его способность запоминать проявится в отношении испытанных чувств и эмоций, которые он и запомнит, а не какие-либо факты, связанные с данной ситуацией.

В качестве примера, история из детства знакомого Дмитрия (таких примеров вы наверняка найдете уйму и в жизни своих знакомых, и в своей собственной). Однажды Дима поехал с родителями на дачу. Пока его папа рыбачил на речке, Дима решил построить «домик» в дачном дворе. С воодушевлением мальчик таскал какие-то стройматериалы, старался, мастерил, отстраивал «домик», но… Вернувшийся с рыбалки папа, сломал творение сына и велел убрать мусор

То ли Дима где-то не там разместил постройку, то ли что-то не то сделал, то ли были какие-то иные логичные причины, — по сути, не важно. Важно то, что мальчик запомнил лишь горечь и обиду – и, к сожалению, это именно то, что помнит ребенок всю жизнь

Сейчас, будучи взрослым человеком, Дмитрий даже молоток в руки старается не брать, он считает, что у него некая «аллергия на все, связанное со строительством». Казалось бы, бессмысленная куча хлама на дачном дворе, а каковы последствия…

А вот и еще пример, моя знакомая – знатный кулинар, среди знакомых – любит рассказывать, что она с детства обожала готовить, и даже в школе на уроках труда, учительница всегда ставила ее в пример другим девочкам. Любой мало-мальски грамотный психолог усомнится в правдивости ее рассказа и пояснит, что, скорее всего все было наоборот. Учительница похвала девочку за ее успехи, и та, получив грандиозный заряд положительных эмоций, стала стараться учиться готовить, чтобы вновь заслужить похвалу, и поэтому так полюбила этот процесс.

Главное, что нужно усвоить из этого родителям – это то, что помнит ребенок ощущения, причем как приятные, так и неприятные, а не какие-то конкретные детали. Если вы хотите чему-то научить ребенка, свяжите этот процесс с яркими, положительными эмоциями

И не забывайте, если вы в процессе обучения «сорвались», накричали и т.д., то малыш наверняка отвергнет ваши замыслы, как бы вы не старались объяснять ему важность и нужность этого, каких бы великих педагогов для него не нанимали

Того же касается и «интересность» процесса обучения. Если он у ребенка вызывает скуку, то он, наверняка, отвергнет даже самое лучшее учение, ему будет трудно запомнить, трудно понять. Изменить подобное отношение к учебе в будущем будет сложно, сохраниться оно может на всю жизнь. Для примера, сын соседки просто бредил компьютером, мечтал научиться, им пользоваться, чтобы играть в какие-то игры, и она записала его на детский кружок информатики. Учительница же, так сосредоточилась на желании «впихнуть» в детские головки, как можно больше нужного и полезного, что вероятно совершенно не обратила внимания на то, чего в действительности хотят дети. В конечном итоге, ребенку стало скучно, неинтересно, он ничему не научился, забросил кружок, да и сам компьютер ему разонравился. Конечно, хорошо, что он целыми днями не сидит у компьютера, но в наше время необходимо обладать некоторыми навыками пользователя, да и опять-таки, скоро начнутся уроки информатики в школе, и какие оценки он будет получать? Теперь маме придется думать, как эту ситуацию исправлять. Ясно одно, если эмоции ребенка связанные с обучением, со школой, с домашними заданиями и т.д. будут приятными, ему и учиться будет легче и успешнее, и запоминать, и усваивать материал.

Мораль такова: так как ребенок помнит гораздо легче чувства, чем факты, нужно, чтобы у него складывалось как можно больше хороших воспоминаний, благодаря которым малыш непроизвольно накопит массу знаний.

Еще немного о том, как формируется память у детей, и как ее развить:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: