Дипломная работа коррекционно

Уровни общего недоразвития речи у детей

Классификация ОНР у пациентов разного возраста

Все клинические проявления данного патологического состояния неоднородны и имеют различную интенсивность. По этому признаку принято выделять следующие формы патологии:

  • неосложненные различными дисфункциями мозговой деятельности, моторики, мышечной регуляции или расстройствами эмоционально-волевой сферы;
  • осложненные формы с развитием нарушений психоневрологического характера;
  • глубокое патологическое ОНР, когда у пациента наблюдаются поражения речевых отделов головного мозга.

В зависимости от степени выраженности тех или иных поражений речевой деятельности принято выделять 4 уровня развития речи у детей с ОНР:

  1. первый уровень или «безречевые дети». Ребенок использует звукоподражание и «лепет», а также сопровождает речь жестикуляцией и мимикой;
  2. второй уровень. В данном случае, кроме «лепета», у ребенка есть очень ограниченный «набор» общепринятых слов, которые он активно использует. Слова могут быть искажены, типично сокращение количества слогов или перестановка их местами, речевые возможности отстают от нормы, соответствующей возрасту ребенка;
  3. третий уровень ОНР. Свободное общение затруднено, но ребенок владеет навыками развернутой речи, использует фразы. Наблюдается нарушение лексического, грамматического и фонетического структурного строения речи. Такие дети свободно говорят только в присутствии такого человека, который мог бы вносить разъяснения в их речь (родители, учителя и воспитатели, знакомые и т.д.);
  4. четвертый уровень ОНР. Звукопроизношение не нарушено, но ребенок путает некоторые звуки в речи, у него отсутствует внятная артикуляция и дикция. Часто дети заменяют одни слова, которые трудно произнести, другими — близкими по смыслу. Имеют место лексические и фонетические ошибки в речи. В основном они касаются склонения, спряжения и согласования слов в предложении.

Клинико–педагогическая классификация

Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Виды нарушений устной речи

Нарушения внешнего высказывания

  • Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
  • Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
  • Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
  • Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
  • Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
  • Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.
  • Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.

Нарушения внутреннего оформления высказывания

  • Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
  • Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.

Виды нарушений письменной речи

  • Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
  • Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.

Понятие аномальных проявлений речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – под ним подразумевается нарушение речи, когда нормально слышащие дети с сохранившимися умственными способностями имеют неприемлемую и полностью дефективную речь: начиная от ее звучания и заканчивая значением.

Это понятие было вызвано жизненной необходимостью и прочно вошло в обиход учебных структур для детей, при которых формировались логопедические группы. Термин ОНР образован основоположником отечественной логопедии Р. Е. Левиной (внизу даны уровни ОНР по Левиной).

Невзирая на происхождение дефекта, имеются системные осложнения речи. Признаки речевого расстройства:

  • Говорение начинается, примерно, в 3-5 летнем возрасте.
  • Неправильная формулировка слов и фраз.
  • Произносимые звуки имеют искажения.
  •  Малопонятный говор.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма

Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки

Характерные признаки:

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам

Определение уровня речевого развития ребенка

Обычно все пациенты с общим недоразвитием речи всегда имеют сбой в артикуляционной и слуховой системе. Также в их лексическом арсенале насчитывается небольшое количество слов.

Уровни ОНР и их характеристика

Первый уровень. Слов практически нет. Пассивный словарный запас очень маленький. Нет разумения смысла большинства слов. В обиходе либо лепетные слова, либо слоги звукоподражательного характера, предложения из одного слова, используемые ситуативно (применяются жесты и мимика). Чаще наследуются одни звукосочетания, состоящие из 1-2 слогов. Грубейшее нарушение восприятия системы значащих звуков и слогового строения слов. Артикуляционная система работает со сбоями, звуки постоянно меняются местами, и, к сожалению, многие из них дети не в состоянии выговорить.

Второй уровень. Первые попытки связной речи. Хотя еще присутствуют лепет и жесты, появляются хотя и искаженные, но уже постоянные слова, находящиеся в общем употреблении. Словарь все еще беден. Переставляются слоги. Появляются простые предложения, имеющие в наличии 2-3 слова. Звуки получаются дефективными, часто смешанными и заменяют друг друга.

Третий уровень. Дети активно пользуются развернутой речью, но, в основном, употребляют простые конструкции. Объем словаря заметно наполняется: используются почти все части речи. Звукопроизношение и фонематические процессы все еще не вписываются в норму, но нарушений уже меньше.

Четвертый уровень (по Филичевой). Характерны незначительные недочеты в фонетике, лексике и грамматике. Все эти нарушения нерезко выражены: искажается строение слогов слов (сложных), нарушается совместная работа органов речи и процесс приема и преобразования звуковой информации, изменение и образование слов. Обнаружить этот уровень речевого недоразвития можно только при тщательном обследовании ребенка логопедом.

Классификация речевых нарушений (таблица)

Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация делает глубокий анализ осложнений в речевой сфере, показывая проблему с разных сторон. Тем самым она рисует полную картину этого недуга, что позволяет выбрать наилучший путь помощи.

Клинико-педагогическая

Психолого-педагогическая

Сбой фона речи (оформления внешне)

Нарушены средства общения

  • Афония, дисфония − неимение, или недостаток голоса из-за аномальных изменений в голосовом аппарате.
  • Брадилалия − ненормально медленная скорость речи.
  • Тахилалия − ненормально ускоренная скорость речи.
  • Заикание − сбой правильной скорости и размеренности речи из-за судорог мышц в голосовом аппарате.
  • Дислалия − искажение, замена или перестановка отдельных звуков (слух и артикуляционный аппарат в норме).
  • Ринолалия − искажено как звучание самого голоса, так и оттенок звуков по причине дефективности речевого аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) − это неправильное произношение и восприятие звуков у детей с интеллектом в норме и аналогичным слухом.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) − это сложнейшие расстройства в системе речи, когда нарушаются все ее компоненты.

Дефекты построения языковых средств и их значение

Сложности коммуникации

  • Алалия − неимение навыков говорения (в результате органического поражения речевых зон коры головного мозга).
  • Афазия − невозможность общения из-за потери речи полной или частичной, чему способствовали локальные органические поражения коры полушария головного мозга.
  • Дисграфия, аграфия − невозможность овладения письмом надлежащим образом.
  • Дислексия, алексия – невозможность овладения навыками чтения в полной мере.
  • Заикание − усложненное функционирование речевой  коммуникации, невзирая на правильно сформированные средства общения.
  • Мелодико-интонационные расстройства (дисфония, афония, ринофония).
  • Анормальное чтение или письмо рассматриваются как неотъемлемые части ФФНР и ОНР.

Р. Е. Левина со своими коллегами выработала единый педагогический подход, позволивший увидеть процесс неправильного развития ребенка, учитывая определенные показатели. Педагог систематизировала системные речевые нарушения и обосновала новый метод организации системы корректировочной работы по их преодолению у дошкольников.

Лечение ОНР

Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.

В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас

И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти

Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.

Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:

Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.

Ее задачами являются:

При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.

Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний. Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение

Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.

Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.

В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.

Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения

4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.

Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма. Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша

Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.

Целенаправленность и последовательность действий по устранению речевых аномалий

При корректировании ОНР логопед обязательно учитывает степень речевого развития дошкольника:

ОНР 1 уровня − помощь заключается не только в том, чтобы ребенок смог осмыслить то, что ему говорят, но также усиленно мотивировать и активно трудиться над собственным говорением.
ОНР 2 уровня − стимулировать практическое использование речевых навыков, и обучать пониманию речи окружающих людей
Увеличивать запас слов и уточнять произношение недостающих звуков, а также ставить новые.
ОНР 3 уровня − помочь логопеду расширять свой кругозор, знакомя его с новыми словами, фокусируя внимание на их значении, написании

Детей дошкольного возраста начинают обучать азам письма.
ОНР 4 уровня − направление корректировочных занятий на достижение возрастной нормы, что весьма важно для успешного обучения в школе
Поэтому во главу угла ставится самосовершенствование уже усвоенных и становление новых произносительных навыков, много внимания уделяется воспитанию способности распознавать звуки речи, обучению грамматически правильного использования словаря. Обучаемые трудятся над составлением простых предложений в устной форме и пытаются вырабатывать письменные навыки.

Дети с ОНР 1-2 уровня (тяжелыми уровнями недоразвития речи) обучаются в специализированных школах. Школьники с ОНР 3 уровня занимаются в классах корректировочного обучения в общеобразовательных школах, а школьники с ОНР 4 уровня – в обычных классах массовых школ.

В наше время накоплен немалый опыт успешного обучения как дошкольников, так и детей школьного возраста с различными уровнями недоразвития речи.

I уровень ОНР

I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи («безречевые дети»).

Для общения дети пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок заменяет мимикой и жестами.

Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий, может происходить замена названий-действий названиями-предметов и наоборот («адас» — карандаш, рисовать). Пассивный словарь шире активного.
Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 — 2-сложные слова. При более сложной слоговой структуре количество слогов сокращается до 2 — 3. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Задания по звуковому анализу слов непонятны.

Тезисы:

  • Память и ее развитие у детей с общим нарушением речи в дошкольном возрасте.
  • Особенности памяти у детей с нарушением речи дошкольного возраста.
  • Определить состояние слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста.
  • Определить состояние объема кратковременной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
  • Цель: исследовать состояние слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста .
  • Определить объем слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста .
  • Особенности памяти детей с ОНР в дошкольном возрасте.
  • Определить состояние зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
  • Исследовать состояние двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
  • Определить состояние двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Читать онлайнСкачать курсовую работу (теория)

Характеристика уровней ОНР

Так выглядит речевая функция по уровням.

1 уровень ОНР

Для первого уровня характерны:

  • активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
  • из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
  • выговаривание невнятное и искаженное;
  • звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
  • смысл фраз малопонятен;
  • многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
  • активная жестикуляция и мимика.

2 уровень ОНР

Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:

  • построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
  • произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
  • ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
  • малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
  • увеличение активного и пассивного словаря;
  • улучшение произношения.

3 уровень ОНР

Характеристики третьего уровня:

  • активное построение фраз и несложных предложений;
  • лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
  • первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
  • звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
  • грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
  • замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).

4 уровень ОНР

Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:

обширный словарь;
сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
распознавание звуков недостаточно отчетливое;
негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.

Лечение ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.

Диагностика ОНР (логопедическое обследование)

Начальный этап логопедического обследования включает сбор анамнеза, в ходе которого врач изучает медицинскую документацию ребенка, начиная с раннего детского возраста. Хорошо, если имеются данные о том, как протекала беременность матери и роды, так как именно в пренатальном и неонатальном периоде развития плода нередко кроются причины данного патологического состояния.

После этого диагностируют устную речь, в ходе чего выявляют:

  • способность ребенка составлять связные предложения, рассказы по картинкам или пересказывать услышанное;
  • способность правильно изменять слова, склонять их и связывать между собой (грамматическая составляющая речи);
  • словарный запас ребенка относительно возрастной нормы.

Дальнейшее обследование предполагает изучение анатомического строения органов речевого аппарата, а также звуковой (фонетической) стороны речи ребенка, способность к анализу и синтезу звуков, которые ребенок слышит.

В результате обследования врач делает заключение о том, насколько сильно выражено общее недоразвитие речи ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: