Последствия расстройства
Импрессивная речь в своем развитии проходит несколько этапов: от восприятия чужой до составления собственных высказываний. Чтобы понимать фразы, нужно знать грамматическую основу слова и его значение.
Этапы развития рецептивной речи:
- I − понимание интонации взрослых;
- II – оценка ситуации в повторяющихся условиях;
- III – ребенок называет предметы, события и действия;
- IV – завершающий, на котором малыш выполняет просьбы взрослых.
Нарушения рецептивной речи вызывают отставание в развитии экспрессивной. Общее недоразвитие речи (ОНР) приводит к проблемам фонематического и грамматического характера, скудности словарного запаса. Также отмечаются снижение интеллекта, слабохарактерность. На фоне патологических процессов ослабевает мышечный тонус, ухудшается статическая координация и выносливость. Детям дошкольного возраста свойственна неуклюжесть, неловкость, недостаточность мимики, нарушение координации движений.
Пациент не способен различать звуки, в результате речь получается скомканной и нечленораздельной. При нарушениях легкой тяжести возможна замена звуков на похожие, что называется литеральной парафазией. Проверяют это быстрым чтением вслух, так значительно увеличивается количество оговорок. В случае тяжелого течения человек вообще не способен понять, что ему говорят.
В. П. Глухов в процессе исследования выявил у детей с ОНР инертность, быструю истощаемость комбинаторных функций, слабое пространственное воображение. При вовлечении в игровой процесс у них снижены наблюдательность, мотивация и самоконтроль. Из-за неуверенности в себе они замкнуты, агрессивны, обидчивы, что затрудняет их адаптацию в социуме. Сложнее всего им воспринимать информацию зрительно в связи с расстройствами внимания и памяти.
Условия для организации рецептивной речи:
- умение распознавать звуки;
- понимание слова и значения фраз;
- формирование коммуникативных навыков и лексики с помощью подражания и восклицания;
- обучение семантике слова и грамматике;
- обучение ребенка диалогу.
Приемы работы по формированию разных видов речевой деятельности на уроке
В системе работы над формирование речевых навыков на уроках русского языка целесообразно использовать следующие продуктивные формы развития первичных видов речевой деятельности:
- Организацию учебных дискуссий, которые организуются в процессе открытия нового знания и на этапе подведения итогов урока.
- Создание ситуаций диалогического общения в учебных группах при выполнении общих заданий.
- Стимулирование монологической речи в процессе защиты проектных работ, аргументации мнения, выдвижения и обоснования учебных гипотез.
- Обучение осознанному слушанию через организацию коллективного заслушивания и оценки ответов на уроке.
- Стимулирование слушания за счет включения заданий на внимательность, активизацию слухового восприятия.
- Создание ситуаций, когда суть учебного задания заключается в прослушивании и анализе текста на слух.
Продуктивные вторичные виды речевой деятельности базируются на первичных и формируются за счёт использования следующих видов работы:
- Оформление результатов устного обсуждения в виде текстовых сообщений (схем, кратких конспектов, тезисов).
- Составление планов устных монологических ответов.
- Письменная фиксация последовательности учебных действий, необходимых для выполнения упражнения (например, определения условий выбора орфограммы или определения частеречной принадлежности слова).
- Запись текста под диктовку (синтез слухового, зрительного и моторного восприятия).
- Запись текстов (высказываний) по памяти, а такжезапись текста на основе опорных слов, схем, рисунков.
- Написание миниатюр на основе изображений или фотографий.
- Создание заметок на тему по выбору (например, «Мой день», «В школьной столовой», «Мое хобби»).
- Подготовка к написанию эссе или сочинений различных жанров и тематики.
- Создание рецензий на основе прочитанных произведений или отзывов на сочинения одноклассников.
- Выразительное чтение текста вслух, а также чтение по ролям.
- Комментированное чтение и составление вопросов к прочитанному тексту.
Использование разнообразных приемов работы необходимо, так как это позволят вовлечь школьника в максимально возможное количество видов учебных действий для формирования необходимых коммуникативно-речевых умений.
Формируя навыки вторичной речевой деятельности, учитель должен связывать их с первичной речевой деятельностью учащихся. Так, изложению предшествует обучение пересказу, а сочинению – устному монологическому высказыванию. Это позволит соблюдать принципы системности и последовательности, необходимые для становления различных видов речевой деятельности.
Презентация на тему: » Особенности речевой деятельности младших школьников.» — Транскрипт:
1
Особенности речевой деятельности младших школьников
2
Цель: Обеспечить условия для развития личности каждого ребенка, его социальной адаптации и личностного самоопределения в том числе и с помощью организации речевой деятельности.
3
Задачи: — Организация системы работы по развитию речи; — Планирование уроков по развитию речи; — Проведение открытых занятий; — Взаимопосещение уроков; -Участие учителей в городском проекте «Успешное чтение».
4
Организация системы работы по развитию речи Первая ступень : подготовка к школе Вторая ступень: начальные классы Внеурочная работа Внеклассная работа Кружковая работа Уроки Традиционные Интегрированные Нетрадиционные Кружок «Выразительное чтение» Малая олимпиада по литературному чтению Литературная гостиная Занятия с логопедом Тематические уроки в библиотеке Музей этнографии – «Устное народное творчество» Экскурсии «Сказочники Петербурга» Праздники – инсценировки литературных произведений Хоровая студия «Радуга» Театральная студия «Ромб»
6
Организация системы работы по развитию речи Первая ступень : подготовка к школе Вторая ступень: начальные классы Внеурочная работа Внеклассная работа Кружковая работа Уроки Традиционные Интегрированные Нетрадиционные Кружок «Выразительное чтение» Малая олимпиада по литературному чтению Литературная гостиная Занятия с логопедом Тематические уроки в библиотеке Музей этнографии – «Устное народное творчество» Экскурсии «Сказочники Петербурга» Праздники – инсценировки литературных произведений Хоровая студия «Радуга» Театральная студия «Ромб»
8
Организация системы работы по развитию речи Первая ступень : подготовка к школе Вторая ступень: начальные классы Внеурочная работа Внеклассная работа Кружковая работа Уроки Традиционные Интегрированные Нетрадиционные Кружок «Выразительное чтение» Малая олимпиада по литературному чтению Литературная гостиная Занятия с логопедом Тематические уроки в библиотеке Музей этнографии – «Устное народное творчество» Экскурсии «Сказочники Петербурга» Праздники – инсценировки литературных произведений Хоровая студия «Радуга» Театральная студия «Ромб»
10
Организация системы работы по развитию речи Первая ступень : подготовка к школе Вторая ступень: начальные классы Внеурочная работа Внеклассная работа Кружковая работа Уроки Традиционные Интегрированные Нетрадиционные Кружок «Выразительное чтение» Малая олимпиада по литературному чтению Литературная гостиная Занятия с логопедом Тематические уроки в библиотеке Музей этнографии – «Устное народное творчество» Экскурсии «Сказочники Петербурга» Праздники – инсценировки литературных произведений Хоровая студия «Радуга» Театральная студия «Ромб»
Определения экспрессивной и импрессивной речи
Слово «импрессия» («impression») во многих языках означает «впечатление», восприятие сигналов, поступающих из внешнего мира и воздействующих на органы чувств. Именно поэтому восприятие и понимание услышанных и написанных слов было названо импрессивной или сенсорной речью. За эту функцию отвечает определенный участок коры головного мозга, названный в честь его первооткрывателя зоной Вернике. Эту зону можно сравнить с картой памяти, на которой записано звучание и значение всех знакомых человеку слов. При нарушениях в ее работе человек неспособен различать слова и понимать их смысл.
Экспрессия в переводе с латыни означает «выражение». С помощью экспрессивной (моторной) речевой функции люди обладают способностью воспроизводить звуки и произносить слова. В этом процессе участвуют артикуляционный аппарат и управляющий им участок коры головного мозга, который носит название зоны Брока. При нарушениях экспрессивной речи понимание сказанного и прочитанного сохраняется, но способность произносить понятные окружающим слова ухудшается или совсем исчезает.
Но не только зоны Вернике и Брока ответственны за речевую функцию. Нейрохирургом Пенфилдом был открыт еще один участок мозга, который является вспомогательным и при поражении зон Вернике или Брока берет на себя часть их функций. Благодаря этому существует возможность частично компенсировать утрату речевых навыков или недостаточное развитие экспрессивной и импрессивной речи у детей.
Возрастные нормы речевого развития
Сенсорная и экспрессивная речь у детей должны развиваться в соответствии с возрастными нормами. Малыши в возрасте от рождения до 4,5 лет с нормальным развитием импрессивной речевой функции должны:
- реагировать на голос матери — с 1−1,5 месяцев;
- оживляться и улыбаться при обращении к ним — с 3 мес.;
- различать интонации и по-разному на них реагировать — с 4 мес.;
- издавать звуки в ответ на обращенную к ним речь — с 5 мес.;
- различать свое имя с полугодовалого возраста;
- понимать просьбы, подкрепляемые жестами — с 7 мес.;
- знать, как называются части лица — с 7,5 мес.;
- воспринимать просьбы, не сопровождающиеся жестами — с 8,5 мес.;
- уметь находить и показывать по просьбе знакомые предметы — с 9−10 мес.;
- понимать простые картинки — с 10−11 мес.;
- знать «нельзя» — с 11 мес.;
- понимать простые фразы — «пойдем гулять», «будем спать» и др. — с одного года;
- отвечать на вопросы по картинкам — с двух лет;
- воспринимать простые сказки и истории — с 2,5 лет;
- отвечать на вопросы, поддерживая диалог — с 3,5 лет;
- понимать фразы длиной более 10 слов — с 4,5 лет.
Характеристики развития экспрессивной речи по возрастам следующие: с полутора месяцев — гуление, с пяти месяцев — лепет, произношение 10−15 слов — к году, около 100 слов — к полутора годам, 350−400 — к двухлетнему возрасту, около 1 тысячи — к трехлетнему. Четырехлетки должны говорить сложными фразами и уметь вести диалог.
Отставание в развитии экспрессивной речи в пределах нескольких месяцев можно считать вариантом нормы, но для импрессивной речевой функции эти границы жестче. Если малыш не понимает того, что положено понимать в его возрасте, это может свидетельствовать о задержке умственного развития, расстройствах аутистического спектра и других патологиях.
Подготовка руководителей образовательных учреявдений к конструированию речевой деятельности
Конструирование обучения педагогов было организовано на базе образовательной системы Южного округа г. Оренбурга. Конструирование обучения соотносилось с проектированием программы развития данной образовательной системы и в дальнейшем реализовыва-лось в рамках целевых программ и подпрограмм развития системы. Создание программы развития было организовано в методологии речевой деятельности, представленной в теоретической главе данного исследования.
Среди задач программы развития районной образовательной системы были выделены: — создание условий для реализации творческого потенциала педагогических коллективов района; — создание образовательной среды, способствующей росту профессиональной компетентности педагогических кадров.
Для решения этих задач были спроектированы несколько обучающих программ для различных категорий педагогов и в соответствии с теоретическими положениями концепции конструирования речевой деятельности, представленными в первой части исследования, создавались и реализовывались учебные модели для подготовки педагогов района к разрешению проблем развития образовательной системы. При разработке и реализации программ обучения педагогов конструированию речевой деятельности использовались методы качественного структурирования и методы вербализации деятельности.
В процессе разработки программы развития, при организации ди-агностическо-аналитического этапа исследования, одной из составляющих анализа, было изучение образовательных потребностей руководителей учреждений и педагогов, их затруднений и достижений в организации процессов преобразований и управления развитием образовательных систем.
Для проведения диагностики использовались: методики конструктивных опросников, анкеты специалистов, разработанные и опубликованные сотрудниками Института образования взрослых РАО, социально-педагогической лабораторией под руководством С.Г. Вершловского; диагностические методики, разработанные на кафедре педагогики РГПУ под руководством Е.С. Заир-Бек; рекомендации для диагностики педагогов, предлагаемые управлением образования г. Оренбурга.
Проведенный анализ диагностических данных дополнялся анализом социально-педагогического мониторинга, проводимого в различных образовательных учреждениях района специалистами в данной области на основе целевых заказов учреждений, анализом информации управления образованием района, систематизированных отчетов — опросников методистов районного методического кабинета, анализом экспертиз, проводимых городским и районным экспертными советами.
Общие аналитические данные позволили выявить: 1) поле проблем для решения в управлении развитием районной образовательной системы; 2) проблемы и затруднения педагогов, препятствующие их включению в решение задач развития районной системы образования.
На основе соотнесения этих проблемных полей была разработана общая модель обучения педагогов по различным направлениям. В результате анализа в программе развития районной образовательной системы было выделено три основных целевых программы и обеспечивающие их 11 подпрограмм, пять из которых непосредственно включали в себя программы обучения педагогов конструированию речевой деятельности.
По каждому из выделенных направлений были разработаны программы обучающих семинаров, обучение в творческих проблемных группах по различным направлениям опытно-экспериментальной работы, подготовка педагогов по конструированию технологий в различных предметных областях, обучающие аналитические и обобщающие конференции, спланировано направление педагогов на курсы обучения в ОГПУ по данной тематике, включение в семинары различного научно-практического характера по педагогическому конструированию на уровне Региональной и Федеральной системы образования.
В ходе организации экспертизы реализации программы развития районной образовательной системы и программ отдельных учреждений модели обучения корректировались и дополнялись на основе нового этапа в постановке целей.
Результаты данного этапа исследования и обобщенное представление общей программы развития и целевых программ организации обучения педагогов района представлены в опубликованной программе развития системы образования Южного округа. Программа разработана и реализуется методическим центром района совместно с управлением образования, под научным руководством автора данного исследования.
Коррекция состояния
Диагностикой и развитием импрессивной речи занимаются сурдолог, невролог, дефектолог и логопед. Необходимо убедиться в отсутствии патологии со стороны органов слуха. Обследование головного мозга проводят с помощью МРТ-диагностики, ЭЭГ, УЗИ сосудов.
Что могут обнаружить:
- тугоухость;
- кровоизлияние в головной мозг;
- кисты;
- гидроцефалию;
- эписиндром.
При отсутствии физических отклонений ребенка направляют к психиатру. Помощь дефектолога потребуется в любом случае. Расширять знания ребенка об окружающем мире должны взрослые через свои поступки, в игровой форме. В разговоре нужно показывать связь названия слова с его конкретным действием.
Например, части тела – одежда, еда – кормление. До 1,5 лет с детьми говорят о том, что они видят в конкретный момент. После двух расширяют смысловое значение, обсуждая с ними предметы и действия, которые происходили раньше. Так малыш учится сравнению и обобщению. Кроме этого, нужно поощрять его называть предметы. Хорошо способствует развитию активной речи подражание и повторение: «топ-топ», «куп-куп». Или: «Дождик кап-кап. Скажи: кап-кап».
Чем старше становится ребенок, тем богаче должен быть его словарный запас. Кроме демонстрации действий на игрушках, можно показывать живых животных, наблюдать за рыбками в аквариуме, учить короткие стихотворения и т. д.
Чтобы малышу было интересно и комфортно, интонация голоса должна быть выразительной, родители должны поощрять его маленькие победы. На занятиях с логопедом детям показывают сначала один, затем два-три предмета. Игрушки подбираются похожие на те, что дома.
Примеры упражнений в логопедии:
- разделение предметов по признакам;
- действия со знакомыми игрушками;
- подражание звуками;
- обучение эмоциональности;
- введение в речь глаголов для описания действий;
- использование уменьшительно-ласкательной формы слова;
- отработка вопросительной, побудительной интонации.
Например, ребенку предлагают уложить спать куклу
Это упражнение развивает внимание, слух, учит подражанию звуков. Или за ширмой прячут знакомые игрушки, которые малыш должен угадать по воспроизводимому звуку, а затем тактильно их определить
Логопедическая работа может применяться в любом возрасте и вне зависимости от имеющегося диагноза задержки речевого развития. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем легче справиться с патологическими нарушениями и адаптировать ребенка к социуму.
Глава 2. Особенности лексикона современных школьников
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника
Анализ языкового материала позволил нам создать речевой портрет обучающегося Табынской коррекционный школы-интернат, характеризующий возрастные особенности речи на лексическом уровне. В ходе исследования было обнаружено, что для слов современных школьников особенно свойственны единицы таких форм речи как жаргон и слова-паразиты.
Не менее яркими особенностями современной речи школьника является обыгрывание слов и употребление слов-паразитов.Но прежде чем говорить о молодежномжаргоне, необходимо дать понятие жаргона.
С. И. Ожегов дает следующее определение понятию «жаргон»:
1. Это речь какой-либо группы, объединенной общими интересами;
2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.
В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта, сферой оценки. В ходе исследования нами было выявлено, что обучающиеся школы используют в своей речи слова всех сфер:
1. Слова сферы школы
Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:
- наименования учителей (очумелые ручки – учитель труда, царица сложной науки учитель математики, физрук – учитель физкультуры).
- наименования учебных предметов (физра — физкультура, литра — литература, матем — математика);
- наименования других процессов и предметов учебного процесса (зубрилка – очень умный человек, или ученик, усердно занимающийся учёбой), столовка — столовая, камчатка – последние парты, скатать — списать);
- наименование отметок (двояк – «двойка», трояк – «тройка», пятак – «пять»).
2. Сфера отдыха.
3. Сфера быта.
Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:
- слова, называющие части тела (смайл — лицо; крылья – руки, лыжи,- ноги).
- слова, называющие одежду, обувь (картофан — куртка; кроссы-кроссовки, боты – ботинки). Данные слова были широко распространены в сленге молодежи.
- слова, называющие различную бытовую технику (комп — компьютер; клава — клавиатура; скинуть- скопировать на флеш-карту;телик — телевизор)
Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство школьников употребляют в своей речи жаргонные слова. Причем, девочки используют таких слов меньше, чем мальчики.
Мы выяснили, с какой целью обучающиеся употребляют в своей речи жаргонные слова. Для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для того, чтобы стать «своим» в классе, группе.
Немалую роль в современной речи школьников занимают так называемые слова – паразиты. По нашим наблюдениям, их употребляют обычно те, кто часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Было отмечено, что некоторые ученики намеренно употребляют слова — паразиты в своей речи.
Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м.
Таким образом,результат исследования говорит о том, что язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.
Схема обследования речевых функций при инсульте
1. Выяснение возможности контакта с пациентом.
Подойдя к кровати больного, прежде всего необходимо поздороваться, причем не формально, а искренне улыбнувшись, смотреть пациентам в глаза, говорить доброжелательно, негромко, но четко артикулируя. Это может оказать влияние на всю дальнейшую коррекционную работу, да и просто ободрит тяжело больного человека.
По ответной реакции ( смотрит ли в глаза, улыбается, протягивает непарализованную руку и тд) вы поймете и психологический настрой человека.
Например, пациента спрашивают: Вас зовут Иван Петрович? Ваша фамилия Николаев?
Очень часто больной может отреагировать лишь мимикой или жестом, однако, это дает возможность специалисту убедиться в том, что он знает (или не знает) свое имя, отчество, фамилию и что с ним возможен контакт.
Также пациента спрашивают болит ли у него голова, хочет ли он спать.
Только после этого, убедившись в адекватности реакций больного, можно приступить к непосредственному исследованию речи.
На этом же первоначальном этапе я всегда предлагаю пациентам попить воды. Это помимо всего еще и дает представление о сохранности функции глотания.
2. Состояние импрессивной речи.
- понимание элементарных инструкций (закройте глаза, откройте рот, покажите язык, поднимите руку и т.д.)
- если простые инструкции выполнены, то переходим к проверке понимания более сложных инструкций (покажите левый глаз, покажите большой палец , покажите мизинец и т.д.)
- понимание сложных инструкций (положите левую руку на живот, возьмите левой рукой правое ухо)
- понимание смысла отдельных слов ( покажите где пол, окно, дверь, доктор и т.д.) При выполнении этого задания нужно иметь в виду возможное левостороннее игнорирование, а так же ограничение двигательных возможностей пациента – он может не показывать предметы пальцем, а лишь переводить взгляд.
- возможности пространственной ориентировки ( покажите левую руку, правый глаз, что находится справа от двери, слева от кровати )
3. Состояние экспрессивной речи.
Повторение:
- пациента просят повторить 2-3 коротких слова с простой слоговой структурой (каша, дом, собака)
- 2-3 длинных труднопроизносимых слова ( электричество, кораблекрушение, диспансеризация)
- повторить 2-3 фразы ( Сегодня солнечный день. Я хочу пить. Я буду здоров)
Автоматизированная и дезавтоматизированная речь:
пациенту предлагают порядковый счет до 10, перечисление дней недели, месяцев года, в прямом и обратном порядке, воспроизведение популярных стихов и песен.
Называние:
Больного просят назвать показываемые предметы и действия, как реальные, так и картинные изображения.
Разговорная речь:
На этом этапе обследования обычно просят рассказать пациента как он заболел, назвать домашний адрес, рассказать о членах семьи, включая домашних питомцев. Из практики – при воспоминании о любимых кошках и собаках, пациенты, как правило, оживляются, реагируют очень эмоционально, а специалисту наглядно виден имеющийся дефект речи.
4. Состояние функции чтения.
При этом исследовании предъявляются высокочастотные слова, написанные печатными буквами на карточках или на листе бумаги ( Москва, Россия, рука, газета, молоко, нос, голова и т.д.)
Чтение коротких фраз ( Я хочу спать. Доктор лечит больных. На улице светит солнце. Дети идут в школу.)
5. Состояние письма.
Исследование проводится, если позволяет соматическое состояние пациента. Карандаш вкладывается в правую или левую (непарализованную) руку и предлагают пациенту написать свое имя, фамилию, имя жены/мужа/ребенка/кошки/собаки, а также простые слова типа дом, кот, рука, вода, мама, голова и пр.
6. Анализ звукового состава слова.
Пациента просят сказать сколько букв в слове мак, на каком месте стоят буквы М и К.
При исследовании функции письма удобно использовать лист бумаги формата А4, прикрепленный на планшет, в качестве пишущего предмета – карандаш или фломастер, которые дают линию при любом наклоне руки.
И помните про очки! Это очень важно! Поскольку контингент больных в большинстве – это люди старше 40 лет, для чтения и письма, как правило, им необходимы соответствующие очки. В противном случае, можно ошибочно интерпретировать результаты проведенных тестов
Я представила обобщенную схему обследования тяжелого контингента больных на раннем этапе мозговой катастрофы. Она может меняться и дополняться более сложными заданиями в зависимости от конкретного пациента и в процессе восстановления.
Уважаемые коллеги, желаю Вам здоровья и успехов в тяжелой и кропотливой работе.
Шомова И.Б., логопед |
Этиология и характер отклонения
Тесно связаны между собой понятия восприятия и понимания речи. В первом случае это означает, как человек слышит и воспроизводит отдельные звуки. При этом он может не понимать значения сказанного. Например, прочитав непонятную фразу, вы ее воспримите частично, а после уточнения значения отдельных слов придет понимание. То есть, в речи первично восприятие с помощью слуха или зрения.
Причины нарушения импрессивной речи:
- инверсия (перестановка подлежащих и сказуемых в предложении);
- неумение изменять формы слов;
- нераспознавание речевых звуков.
Как происходит понимание речи в различные периоды жизни видно из приведенной таблицы.
Умения и навыки | Возраст ребенка |
Ребенок уже реагирует на голос родителей | 1-1,5 мес. |
Активная реакция при обращении взрослых (улыбка, махи руками, ногами) | 3 мес. |
Отличает перемены интонации и реагирует соответственно | 4 мес. |
При обращении к нему возникает ответное гуление | 5 мес. |
Узнает свое имя | 6 мес. |
Воспринимает просьбы, сопровождаемые жестами | 7 мес. |
Знает названия частей лица | 7,5 мес. |
Понимает просьбы без подкрепления жестами | 8,5 мес. |
Может найти известные уже предметы в комнате | 9-10 мес. |
Начинает ориентироваться по простым картинкам в книге | 10-11 мес. |
Знает значение слова «нельзя» | 11 мес. |
Понимает фразы типа: «подойди», «пойдем кушать». Может показать минимум два цвета. | 1 г. |
Отвечает на вопросы в книжках по картинкам | 2 г. |
Воспринимает небольшие рассказы и сказки. Малыш может понимать характеристики знакомых предметов, значения слов больно, громко и т. д. | 2 г. 5 мес. |
Знакомится с антонимами | 3 г |
Поддерживает диалог, отвечая на вопросы | 3 г. 5 мес. |
Воспринимает речь в общепринятом виде, фразы с 10 и более словами | 4 г. 5-6 мес. |
Может ответить на вопросы: что такое дружба или страх, радость | 5-6 лет |
Еще один признак восприятия речи в логопедии – ориентация в быстром темпе разговора, анализ информации. В этом помогают паузы, но при быстром темпе могут образовываться новые слова из-за слияния фонем. В письменной речи важным моментом является соотношение между собой слов, изменение их форм в словосочетаниях. Если падеж будет неправильным, невозможно понять смысл фразы. Устным средством импрессивной речи является интонация. Естественно, сложнее воспринимаются предложения с однородными членами, деепричастными оборотами.
Методы коррекции речевых нарушений у детей
Специалисты нашего Центра успешно корректируют различные виды речевых нарушений у детей с помощью традиционных и инновационных проверенных методов, доказавших свою эффективность. Каждый маленький пациент проходит диагностику, по результатам которой ему назначается схема лечения, включающая:
- медицинскую коррекцию по авторским методикам;
- прием витаминов, минералов и биологически активных добавок, улучшающих функционирование центральной нервной системы;
- мануальную терапию, массаж, логопедический массаж;
- рефлексотерапию;
- ЛФК;
- аппаратные процедуры, активизирующие работу зон мозга, ответственных за восприятие и произношение слов: транскраниальная магнитная стимуляция, БОС, логобатут, аудиосенсорные тренировки по Томатису;
- индивидуальные и групповые занятия с нейропсихологом, логопедом, клиническим психологом;
- обучение членов семьи правилам занятий по коррекции речевых нарушений у ребенка.
Трудности с пониманием и воспроизведением слов родного языка приводят к отставанию в психическом развитии и приносят ребенку страдания. Чем раньше получится привести его в нашу клинику, тем скорее коррекционная работа даст положительный результат.