Дизартрия и дислалия в чем разница?
По этиологии дизартрия не является самостоятельным расстройством. Ее появление связано с врожденными или приобретенными органическим поражением ЦНС. Проявляется при травмах, ДЦП, нейроинфекциях, проблемах с мозговым кровообращением, опухолях, асфиксии, резус-конфликте с матерью и так далее. Дислалия же с органикой не связана. Она возникает:
• у соматически ослабленных детей
• при педагогической запущенности
• при аномальном развитии артикуляционного аппарата.
В случае с дизартрией страдает произносительная, просодическая стороны звукового потока, наблюдаются пропуски, фонемозамены. При дислалии проблемы выражаются только в звукопроизношении.
Дифференциальная диагностика форм дизартрии
Форма дизартрии | Патогенез | Симптоматика |
Бульбарная дизартрия. | При поражении продолговатого мозга |
|
Подкорковая дизартрия | При поражении подкорковых узлов головного мозга |
|
Мозжечковая дизартрия | При поражениях в области мозжечка |
|
Корковая дизартрия | При очаговых поражениях головного мозга |
|
Псевдобульбарная дизартрия | Следствие перенесенного органического поражения головного мозга |
Легкая степень псевдобульбарной дизартии
|
Как проявляется стертая дизартрия у детей
Особенностью стертой дизартрии является невыраженность симптомов, поэтому болезнь так и называется. Характерна нечеткая артикуляции вследствие нарушения моторики, искажение некоторых звуков
Обращают на себя внимание отсутствие интонации и невыразительная речь, сложность автоматизации. Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме
Нарушение звукопроизношения затрагивает две группы звуков или больше. Например, шипящие, свистящие и сонорные. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Малыш путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их правильно употребить. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма трудно.
В раннем возрасте такие дети обычно наблюдаются у невролога. Им ставят диагноз «перинатальное поражение ЦНС» и проводят медикаментозное лечение, курсы физиотерапии и массажа. С течением времени ребенка снимают с учета. Только когда речевые нарушения не проходят, родители и врачи начинают искать причину. Как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников — в 5 – 6 лет.
Характеристикой стертой формы дизартрии, которую могут заметить сами родители, являются бедность мимики, отсутствие тонуса губ, языка, асимметрия носогубных складок, уголков рта. При выполнении артикуляционных проб возникают непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность. Повышено слюноотделение. Органы речи трудно удерживать в одной позиции.
Малышу может быть трудно пережевывать пищу, он отказывается от еды, если она кусочками. У младенцев затруднено сосание молока, нарушено глотание.
Общее развитие
Изменен неврологический статус
Обращают на себя внимание стойкий дермографизм, потливость рук и ног. Дети легковозбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений
Или наоборот, заторможены, медлительны. У них нарушены память, внимание.
В физическом плане дети отстают от своих ровесников и отличаются невысоким ростом, худощавостью, астеническим телосложением. Они быстро устают при физических нагрузках, неуклюжи. Страдает синхронность выполнения движений, мелкая моторика. Малышу тяжело застегнуть пуговицу, завязать шнурки, заниматься творчеством. На уроках физкультуры при выполнении заданий он испытывает затруднения. Почерк нарушен, да и в целом ребенок пишет медленно.
Как правильно диагностировать нарушение речи
Самый важный совет в ситуации проблемной речевой коммуникации — не слушайте подружек, соседей, знакомых, то есть — «у-меня-так-было». Возможно, и было, но в каждом случае нарушения протекают в индивидуальной форме. Тем более, избегайте визитов к бабушкам, «выливающим голос». Обычно там царствует антисанитария и минимум врачебных навыков. Если у кого-то произошли улучшения после таких встреч — это совпадение. Никакие наговоры, убитые петухи и прочее, никак не связаны ни с речью, тем более, не распознают у дислалии и дизартрии отличия.
Чтобы конкретизировать диагноз, нужно обращаться к квалифицированному логопеду. В каждом городе есть такие специалисты. После полного осмотра он, возможно, отправит вас также к неврологу. Комплексное обследование — это необходимость, а не трата времени. На обычную диагностику без направления попасть иногда проблематично, особенно в небольших городах, где один врач на весь район. Поэтому пользуйтесь возможностью, чтобы точно знать, чем страдает ребенок и как это лечить.
Просодическая часть речи
У детей и подростков, имеющих легкий дизартрический статус, также страдает и просодическая сторона речи. Она характеризует мелодичность, темп и тембр, длительность произношения и обусловливает внятность и разборчивость речевого рисунка.
В первую очередь отмечается отсутствие интонации голоса. Дети не могут выразительно прочесть стих, менять интонационные аспекты. Они не способны интонационно передать эмоцию, диапазон голоса утрачивает свою широту. Теряются паузы между фразами. Присутствует назальный оттенок голоса. Особенно страдает повествовательные высказывания. В целом речь становится монотонной и невыразительной.
В связи с тем, что при стертой дизартрии речевое дыхание замедляется, нарушается выдох, дизартрики говорят на вдохе. Поэтому они разговаривают, что называется, взахлеб.
Тембр голоса напрямую зависит от эмоционального статуса. Если в психологическом статусе преобладают процессы торможения, то голос становится тихим, приглушенным, приобретает хриплый или сиплый оттенок. У возбудимых дизартриков голос звонкий, переходящий на крик.
Темп речи также может разниться: у одних он ускоренный, и в этом случае гласные выпадают из слов, а у других – замедленный, тогда гласные, наоборот, чрезмерно растягиваются.
Ритмически речь тоже страдает. Она утрачивает свою чеканность, ударение в словах расставляется неправильно. Это влияет на произношение, делая его необычным и частично непонятным для восприятия.
Анализ результатов дифференциальной диагностики
Дифференциальная диагностика форм дислалии не случайно практически полностью совпадает с обследованием при стертой дизартрии. Проявления двух этих болезней схожи, поэтому завершающим этапом изучения становится анализ и интерпретация полученных результатов. Оценка проводится по нескольким параметрам:
- Соматическое и неврологическое состояние развития. Функциональная дислалия часто сопровождается общей ослабленностью состояния здоровья, но при этом полностью отсутствуют неврологические симптомы болезни.
- Двигательная сфера и состояние моторных функций. При дислалии движения выполняются без патологий, общая и мелкая моторика находятся на стандартном для возраста уровне развития.
- Общее психическое развитии. Для дислалии типично нормальная работа мыслительных процессов, памяти, внимания. В некоторых случаях допускается небольшая задержка в развитии, но в небольшой степени.
- Поведение обследуемого. При дислалии он обычно общителен, легко идет на контакт, с удовольствием выполняет задания и легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Отличия дизартрии от алалии
Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию:
Произношение звуков у детей с алалией | Произношение звуков у детей с дизартрией | |
1. Общая характеристика произношения звуков | ||
1) Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма. 2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма. 3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски. 5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков |
1) Выраженное нарушение артикуляторного механизма. 2) Преимущественно характерны фонетические нарушения. 3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск). 5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков |
|
2. Искажения звуков | ||
1) Искажение небольшого количества звуков. 2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков. 3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции |
1) Искажение большого количества звуков. 2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков. 3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение |
|
3. Замены звуков | ||
1) Замены артикуляторно сложных звуков. 2) Непостоянные замены звука. 3) Разнообразные замены звука. 4) Взаимозамены звуков сравнительно часты |
1) Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков. 2) Постоянные замены звука. 3) Однообразные замены звука. 4) Взаимозамены звуков сравнительно редки |
|
4. Пропуски звуков | ||
1) Непостоянные пропуски. 2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков |
1) Постоянные пропуски. 2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков |
|
Надрус И.В.,
учитель-логопед
Литература:
1. Поваляева М.А. Справочник логопеда «Настольная книга логопеда» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.
2. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. — № 5.
3. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2.
Какие нарушения бывают только при дизартрии?
При дифференциальной диагностике дизартрия отличается по ведущим признакам. Так, для этого заболевания характерны следующие симптомы, которые при дислалии не проявляются:
● неврологический патогенез, выражающийся в виде асимметрии лица, языка, открытого рта при парезе губ, сглаженной носогубной складки
● нарушения моторики — общей, мелкой, речевой
● голосовые недочеты — сдавленность, глухой звук, невнятность («каша во рту»)
● пониженная речевая активность
● отклонения в диафрагментальном речевом дыхании, из-за чего возникает просодика и автоматизация фонем
● нарушения сна
● проблемы с объемом памяти, неустойчивостью внимания, интеллектом, в анамнезе ЗПР, олигофрения.
● слабая активность. Дизартрики обычно медлительны, сложно переключаются с одного занятия на другое
● поведенческие нарушения — частая смена настроения, психоз.
Публикация «Дифференциация функциональной дислалии и стёртой формы дизартрии» размещена в разделах
- Дизартрия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
Дислалия: в целом благоприятный, статодинамические функции формировались вовремя (держание головы, сел, пошёл и т. п.); речевой анамнез тоже благоприятный (гуление, лепет и т. д., но к 5 годам не сформировались звуки речи.
Стёртая форма дизартрии: отягощённый, хотя бы небольшое, но было отклонение (недоношенность, токсикоз, заболевание почек у матери во время беременности и т. д., внутриутробное развитие шло в неблагоприятных условиях). Небольшое запаздывание в развитии статодинамических функций и развитии речи.
Характеристика раннего развития.
Дислалия: нет проблем вскармливания, режим дня осваивает успешно.
Стёртая форма дизартрии: вскармливание нарушено, м. б. отказ от грудного вскармливания, кормление требует много времени, молоко подтекает, часто захлёбывается, срыгивание фонтаном (из-за неплотного смыкания губ воздух попадает в пищевод). С трудом привыкает к режиму кормления и сна, тяжело засыпает вечером, часто просыпается, крикливый.
Состояние моторики.
Дислалия: все моторные функции формируются своевременно, качественно.
Стёртая форма дизартрии: формирование двигательной сферы запаздывает. При внешней активности и подвижности – движения неловкие, неуклюжие; недостаточная координация, плохо запоминаются новые двигательные программы. Ребёнок долго не может научиться держать ложку, карандаш, выполнять движения по самообслуживании.
Психический статус.
Дислалия: отклонений нет. Но всё зависит от семейного воспитания.
Стёртая форма дизартрии: в результате церебрастенического синдрома — непереносимость дискомфорта, повышенная утомляемость, снижение памяти, внимания; замедляется скорость психических процессов. Дети могут быть расторможенными и заторможенными. При работе необходимо учитывать психический статус ребёнка.
Речь.
Дислалия: м. б. ФНР, ФФНР, Фонемат. НР.
Стёртая форма дизартрии: ФНР, ФФНР, ОНР. Не бывает фонематического НР, т. к. первично недоразвит артикуляционный аппарат из-за органического поражения ЦНС. Неровно звучащий голос, шумное, поверхностное дыхание, невыразительная интонация. Несколько замедленный темп речи.
Особенности артикуляционной моторики.
Дислалия: без особенностей. Артикуляционные упражнения получаются не всегда, но при повторах качество улучшается.
Стёртая форма дизартрии: двигательные навыки сформированы недостаточно. Есть движения, которые ребёнок не может выполнить или выполняет в неполном объёме. Во время выполнения позы могут наблюдаться изменение мышечного тонуса, лёгкие гиперкинезы, синкинезии, отклонение языка в сторону поражения. Эти особенности могут обнаружиться не сразу, а после повторений и удержания позы. При повторении качество ухудшается. При удержании позы – саливация. У ребёнка часто приоткрыт рот.
Качественная диагностика необходима для определения направлений коррекционной работы.
Коррекционная работа.
Дислалия: от 3-х до 6 месяцев; не нужен комплексный подход; необходимы основные этапы: специальная артикуляционная гимнастика для данного звука, постановка, автоматизация, дифференциация.
Стёртая форма дизартрии: от 6 месяцев до года и более; комплексное воздействие; основным этапам должна предшествовать большая предварительная работа, которая определяется патологическим симптомом.
Строить коррекционную работу необходимо не по общему набору работы с дизартрией, а выбирать разделы, нужные для конкретного ребёнка.
Наибольшую трудность представляет этап автоматизации. Работа над звуком считается завершённой тогда, когда ребёнок безошибочно использует звук в спонтанной связной речи. Если автоматизация не завершена, через какое-то время дефектный звук вернётся.
Лечение
Главное направление в лечении дизартрии – это развить у малыша правильную речь, которая не будет мешать общению и обучению в дальнейшем навыкам чтения и письма.
Для терапии дизартрии специалист назначает комплексное лечение. Оно сочетает в себе медикаменты, занятия с логопедом и реабилитацию.
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение проводится с применением ноотропов. Они специфически влияют на функции мозга, умственную деятельность, улучшают память. Стимулируют интеллектуальную деятельность и познавательные функции ребенка.
К таким лекарствам относятся:
- Гопантеновая кислота или пантогам;
- Энцефабол;
- Церебролизин;
- Глицин;
- Семакс;
- Фенибутс;
- Кортексин.
Логопедическая работа с дизартрией и методы коррекции
Логопедическое лечение строится на специально подобранных занятиях. Специалистом составляется речевая карта, в которой содержатся данные диагностики, план коррекции, описание упражнений.
Логопеды при работе с такими детьми обращают внимание на всестороннее развитие речи ребенка:
- грамматический строй;
- фонетический слух;
- словарный запас.
Специалистами, при занятиях, используются компьютерные тренажеры, программы, способные справиться с проблемой.
Важно! Логопедические занятия осуществляются в группе или индивидуально. Есть специализированные группы, детские сады, школы
Реабилитация при дизартрии включает в себя:
- акупрессуры;
- точечный и сегментарно-рефлекторный массаж;
- гирудотерапию;
- иглоукалывание;
- ЛФК.
На занятиях по коррекции дефекта проводится развитие:
- мелкой моторики – гимнастика для пальчиков;
- моторика речевого аппарата – артикуляционная гимнастика и логопедический массаж;
- дыхательная гимнастика;
- голосовые упражнения;
- исправление и закрепление нарушенного звукопроизношения;
- развитие речевой коммуникации и выразительной речи.
В зависимости от степени тяжести и вида дизартрии различаются способы работы по коррекции.
Основные этапы работы:
- развитие мышечного тонуса речевого аппарата при помощи массажа;
- формирование правильного произношения путем специальных упражнений;
- при помощи уже поставленных звуков проводится обучение правильной артикуляции.
Важно! Нетрадиционные формы лечения дизартрии – дельфинотерапия, пескотерапия, изотерапия имеют положительные результаты.
Упражнения
При лечении заболевания нужно тренировать дыхательную систему. Для этого можно делать упражнения по методу А. Стрельниковой. Они представляют собой резкие вздохи при наклоне и выдохи при выпрямлении.
Хороший результат дают самостоятельные занятия. После консультации у специалистов, можно проводить лечение в домашних условиях.
Несложные упражнения по коррекции и развитие речи можно делать поочередно:
Упражнение для губ и щек:
- Щеки и губы надуть;
- Поочередно раздувать щеки;
- Втягивать щеки между зубов;
- Имитировать сосательные движения;
- Делать вибрацию губами.
Гимнастика для нижней челюсти:
- Щелкая зубами открывать и закрывать рот;
- Взрослый пытается вытащить изо рта ребенка, зажатый в зубах бинт. Можно использовать леденец на палочке. Чем меньше он станет в размере, тем сложнее будет выполнить задание.
Упражнение для языка:
- Положить кусковой сахар за щеку малыша и попросить его рассосать;
- Облизывание губ.
Скороговорки, потешки помогают развить звукопроизношение.
Симптомы стертой дизартрии
Симптоматика определяется степенью выраженности патологии, возрастом ребенка, особенностями его речевого аппарата. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста характеризуется смазанностью признаков. В отдельных случаях родители вовсе не замечают у ребенка каких-либо патологических изменений.
Чаще всего диагностируют заболевание у детей, с рождения наблюдавшихся у логопеда и детского невролога по тем или иным причинам. Диагностика дизартрии осуществляется по нескольким симптоматическим категориям, описанным ниже.
Общая моторика
Отмечаются скованность, ограниченность телодвижений, быстрое мышечное переутомление. Ребенку сложно стоять на одной ноге, прыгать, ходить по узкому пути.
Нарушение моторики особенно проявляется при попытках танцевать, совершать спортивные упражнения и иные схематически четкие и ритмичные движения. Пациент не чувствует ритм, не может в него влиться.
Мелкая моторика у детей с дизартрией
Нарушение мелкой моторики становится заметным, когда ребенок начинает обслуживать сам себя. У него возникают затруднения в совершении простых манипуляций: застегивании пуговиц, размешивании напитка ложкой, завязывании шнурков. Больной ребенок отказывается от игр и занятий, требующих работы руками: от рисования, вырезания ножницами, создания поделок из пластилина.
У школьников возникают трудности с письмом: при написании слов буквы заменяются похожими по звучанию, не получается держать темп письма, даже при медленном написании получается непонятный и уродливый почерк.
Особенности артикуляционного аппарата
Отмечаются скупая мимика, низкий тонус лицевых мышц, постоянное нахождение рта в приоткрытом состоянии. Слабые мышцы не позволяют сжать губы в трубочку, активность движения языка низкая. Из-за этого произносимые звуки искажаются, сливаются, интонация утрачивает четкость.
Особенности звукопроизношения у детей
Стертая форма дизартрии у детей проявляется искажением и смешиванием фонем, иногда они вовсе пропускаются в словах (но пациент может проговаривать их в отдельности). Речь невнятная, неразборчивая, что обусловлено проблемным произношением шипящих и межзубных звуков. Больному сложно произносить длинные слова, состоящие из множества слогов.
Нарушения просодики при дизартрии
Интонация при стертой дизартрии невыраженная. Отмечаются проблемы с высотой и силой голоса, выдохи при разговоре слабые. Тембр неправильный, в большинстве случаев слишком быстрый, возможно появление гнусавости. Ребенок говорит монотонно, при долгом разговоре речь утрачивает внятность, голос постепенно слабеет. Голос не имеет глубины и силы, повысить его не получается. Маленький пациент не умеет подражать голосам животных и птиц.
Нарушение речевого развития у детей
Нарушение речевого развития определяется степенью выраженности стертой дизартрии. На начальном этапе у больного наблюдаются затруднения в просодике и восприятии звуков. Речевой аппарат и ориентационные способности в норме.
На второй стадии нарушение фонематического восприятия и просодические проблемы сопровождаются затрудненным произношением звуков, совершением грамматических и лексических ошибок в словах.
В тяжелом случае наблюдаются разнообразные нарушения звукового восприятия, произношения слогов и слов.