Дизартрия

Оценка и анализ устной речи ребёнка

Диагностика дизартрии у детей

  • развитие мимической и речевой мускулатуры;
  • объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
  • характер дыхания и др.
  • произносительная речь;
  • синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
  • правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.
  • Первая степень (стертая форма) – речевые расстройства незаметны окружающим, выявляется только при логопедическом обследовании.
  • Вторая степень – речь понятная, но дефекты в произношении звуков присутствуют.
  • Третья степень – речь становится невнятной, понимают ее только люди из близкого окружения.
  • Четвертая степень (анартрия) – речь полностью невнятная, ее не понимают даже люди, постоянно находящиеся с ребенком.

Степени тяжести

Дизартрия у ребенка может быть различной степени тяжести. Выраженность нарушений разделена врачами на 4 класса. Чем он выше, тем серьезнее и тяжелее болезнь.

Первая степень

Это самая распространенная степень дизартрии. Она называется стертой. Большинство врачей склонны выделять ее в отдельную форму заболевания, т.к. она сложно обнаруживается и встречается очень часто. Как правило, ее находят в возрасте около 5 лет. Сложность состоит в том, что сам ребенок почти не отличается от одногодок, а заболевание легко маскируется под другие нарушения ЦНС.

Взрослые могут заметить у ребенка искажения, смешения или замену звуков. Зачастую дети не могут произносить свистящие или шипящие звуки, из-за чего большинство из них не справляются с длинными словами, опуская отдельные их части.

Стертая дизартрия у некоторых детей сопровождается иными симптомами. Зачастую проявляется резкое снижение окраса речи, теряется интонация, голос становится болезненным, как при насморке. Многие дети не способны имитировать звуки, из-за чего у них не получается изобразить мяуканье кошки и т.п. Речь у них всегда монотонна.

Вторая степень

Следующая степень болезни отличается чуть более выраженными симптомами. Больные обладают вполне понятной речью, но она выделяется четко выраженными дефектами произношения. Близкие люди легко понимают слова и зачастую вообще не придают значения неправильному произношению тех или иных звуков. Люди, которые слышат речь впервые, без проблем разбирают фразы, но вынуждены вслушиваться, чтобы точно понять, что сказал ребенок.

Третья степень

Произношение на третьей степени болезни значительно ухудшается. Родители разбирают речь без проблем, но в первое время вынуждены прислушиваться. Другие люди слов малыша практически не понимают, причем даже попытки вслушаться или разобрать отдельные фразы, как правило, особого результата не дают.

Четвертая степень

Самая тяжелая степень дизартрии – четвертая. Она отличается тем, что речь ребенка не могут разобрать даже родители. В некоторых случаях дети не могут разговаривать вообще. Если легкая и средние степени заболевания легко поддаются лечению, то в случае с последней шансы даже на частичное выздоровление намного ниже.

Осложнения

Лечение дизартрии у тех детей, которых слишком поздно привели к врачу, не позволяет добиться максимального эффекта. По этой причине у них возникают осложнения, избавиться от которых невозможно. Среди них:

  1. Проблемы с чтением и письмом, плохая успеваемость в школе. Многие дети не могут справиться даже с элементарными предметами из первого класса. В таких случаях желательно начать подготовку к школе заранее.
  2. Сложности с социальной адаптацией. Невнятная и некрасивая речь становится причиной непринятия человека окружающими.
  3. Психоэмоциональные нарушения. У большинства детей развиваются комплексы, из-за которых появляются проблемы с психическим состоянием.

Описанные осложнения излечиваются, если родители своевременно приведут ребенка к доктору.

Классификация

Согласно книгам Винрарской, патогенез дизартрии связывается с целым спектром нарушений, локализующихся в различных отделах головного мозга:

  • Коры обоих полушарий (корковая дизартрия).
  • Мозгового ствола (отсюда — бульбарная и псевдобульбарная дизартрия у детей).
  • Подкорково-стволовых отделов (подкорковая, или экстрапирамидная дизартрия).
  • Подкорково-мозжечковых структур (подкорковая дизартрия, мозжечковая дизартрия).
  • Травмы нескольких частей (смешанная, могут сочетаться, к примеру, бульбарная и мозжечковая дизартрия или бульбарная и корковая дизартрия).

При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются:

  1. Паралич речевого аппарата.
  2. Непроизвольные эмоциональные реакции (плач, смех).

При бульбарной:

  1. Отсутствие мимической реакции.
  2. Затрудненное глотание.
  3. Сказанное звучит, как «каша».
  4. В отдельных случаях – сходство с корковой.
  5. При корковой дизартрии у детей, в отличие от бульбарной, прослеживается корректная структура речи с ошибками в отдельных слогах.

В русскоязычных медицинских изданиях распространена такая классификация:

  1. Спастико-паретическая дизартрия (нарушен мышечный тонус лицевых мышц).
  2. Спастическая (поражены нейроны).
  3. Спастико-ригидная (нарушен тонус лица в связи с поражением ганглиев).
  4. Атактическая (при нарушениях в мозжечке).
  5. Гиперкинетическая (непроизвольные мышечные спазмы одной из глубинной, например экстрапирамидной, систем мозга).
  6. Стертая форма дизартрии
  7. Смешанная (комбинация одной или нескольких разновидностей).

Структура речевого дефекта при дизартрии напрямую связана с конкретным ее подвидом.

Гиперкинетическая и спастико-паретическая дизартрия проявляются, как:

  • Дрожащий, сдавленный голос
  • Приоткрытый рот с подтеканиями слюны
  • Медленная речь, звучащая «в нос»
  • «Одеревенение» языка
  • Затрудненное глотание
  • Непроизвольная мимика

Спастическая:

  • Хрипотца
  • Назальное протяжное звучание
  • Приторможенность, звучание «в нос»
  • Неоднородный темп
  • Встречается при рассеянном или боковом амиотрофическом склерозе

Спастико-ригидная:

  • Хриплость или шепот
  • Неоднородный, сбивчивый темп
  • Дублирование звукосочетаний и слов
  • Частые паузы
  • Нарушение – частый спутник болезни Паркинсона

Атактическая – напоминает человека в нетрезвом состоянии.

Стертая:

  • Ослабление ротовых мышц
  • Обездвиживание верхней губы

Характеристика клинических форм дизартрии

Дизартрия, как было сказано ранее, имеет ряд клинических форм. Каждая из них характеризуется определенными специфическими чертами. Так бульбарная дизартрия характеризуется амимией, арефлексией. У пациентов нарушены механизмы сосания, глотания пищи, жевания. Артикуляция звуков невнятна, отличается крайней простотой. Согласные произносятся аналогично щелевым звукам. Тембр также имеет характерные черты, к примеру, назализацию или дисфонию.

Псевдобульбарная дизартрия определена мышечным гипертонусом, что ведет за собой нарушения движения языка. Пациент не может поднять кончик языка, удержать его в каком-либо положении. Другие действия языком тоже вызывают трудности. Характерно обильное слюноотделение, глоточный рефлекс усилен. Речь смазана, нечленораздельна, пациент произносит «в нос». Шипящие и свистящие звуки произносятся невнятно.

Подкорковая дизартрия характеризуется непроизвольными насильственными движениями мышц, отвечающих за мимику и артикуляцию. Нарушен тембр голоса, его сила. Имеют место быть гортанные вскрики, которые вырываются у пациента непроизвольно.

Мозжечковая дизартрия характеризует нарушение координации речи, характерен тремор языка, скандированное произношение, выкрики. Речь невнятная, заторможенная. Помимо речевых нарушений, пациенту присущи нарушения координации: шаткость походки, нарушенное равновесие и так далее.

Корковая дизартрия подразумевает нарушение моторики артикуляции. Речевое дыхание, голос не нарушены, однако имеются затруднения и нарушения чтения, письма, понимания речи и тому подобного. Имеется артикуляционная апраксия, которая присуща некоторым формам корковой дизартрии.

Лечение дизартрии

Логопедические методы работы с ребенком, страдающим дизартрией, включают:

  • стабилизацию тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию: логопедический массаж, тейпирование, речевая гимнастики;

  • упражнения, направленные на развитие моторики: ритмика, пальчиковая гимнастика и т.п.;

  • тренировка контроля дыхания и владения голосом;

  • постановка звуков;

  • развитие лексического запаса и т.п.

На коррекцию нарушений требуется большое количество времени

Важно помнить, что лечить дизартрию у ребенка должны как врачи и логопеды, так и родители. Регулярные тренировки и занятия в домашних условиях также способствуют скорейшему восстановлению речевых функций.

Как развивается

Патология возникает на фоне поражения нервных волокон, иннервирующих мышцы лица. Как правило, при стертой форме заболевания поражается тройничный, языкоглоточный, подъязычный и лицевой нервы. Это влечет за собой нарушение работы компонентов речевого аппарата. Ограничивается подвижность нижней челюсти и губ, сглаживается носогубная складка, снижается активность мягкого неба, жевательных и мимических мышц. Снижается амплитуда движения языка, удержание им артикуляционной позы, развивается его тремор.

В большинстве случаев нарушение иннервации носит централизованный характер. На основании этого диагностируется несколько форм стертой дизартрии:

  • корковая – формируется при появлении небольших патологических очагов в речедвигательном центре. Страдает фонетический, то есть произносительный компонент речи;
  • экстрапирамидная – формируется при повреждении подкорковых ядер и нервных узлов и приводит к нарушению просодики речи. То есть она теряет свою выразительность;
  • псевдобульбарная – поражает проводящие пути, объединяющие кору ГМ с ядрами черепно-мозговых нервов. Вызывает дефект как фонетической, так и просодической стороны речи;
  • смешанная.

Стертая дизартрия наиболее часто встречается у детей дошкольного возраста и выявляется после 5 лет. Вызывают расстройство патологии перинатального, натального и постнатального развития ребенка. Сюда относят патологические состояния во время беременности: токсикоз и инфекционные заболевания матери, внутриутробные инфекции и гипоксия плода. 

Влияют на формирование патологии и стремительные или затяжные роды, слабая родовая деятельность, кесарево сечение, резус-конфликт, родовая травма.

В постнатальном периоде, в основном на 1–2 году жизни, к расстройству приводят различные заболевания: грипп, частые ОРВИ, пневмония, инфекционные процессы и патологии пищеварительного тракта, судорожные приступы на фоне гипертермии, ДЦП, энцефалопатии, гидроцефальный синдром, перинатальное поражение ЦНС.

У подростков же дизартрия в стертой форме может присутствовать, начиная с дошкольного возраста, или имеет приобретенный характер. Подростки могут приобрести расстройство вследствие травмы или опухоли головного мозга, нейроинфекциях, нарушениях мозгового кровообращения.

Если дизартрия развивалась у ребенка с малых лет, то, вполне возможно, он страдает дисграфией, то есть грамматически необразован, а также имеет некоторые проблемы с чтением, восприятием и пониманием речи. Если же заболевание было приобретено уже в старшем возрасте, то присутствует только дефект произношения. Письменная речь, понимание сказанного по отношению к нему сохраняется.

Лечение

Общий курс лечения дизартрии требует комплексного подхода. Только так удастся добиться выздоровления ребенка. Понадобится сочетать медикаментозную терапию, коррекцию логопеда, а также домашнюю реабилитацию. Стертая форма дизартрии у детей вызывает меньше всего сложностей и излечивается очень быстро. В более тяжелых случаях сроки лечения могут затянуться, а гарантированных положительных изменений нет.

Методы терапии

От родителей требуется проявление максимальной ответственности

Очень важно сделать все, чтобы медикаментозное лечение соответствовало назначениям врача. Как правило, назначают прием таблеток от основного заболевания, связанного с неврологией, а также ноотропных лекарств (Энцефабол, Семакс, Фенибут, Глицин, Церебролизин и другие)

Это также поможет стимулировать интеллектуальную активность, улучшить память, повысить желание узнавать что-то новое.

Дополнительно применяют иные способы лечения:

  • Массаж;
  • Лечебные ванны;
  • Физкультура с лечебным уклоном;
  • Иглоукалывание;
  • Физиотерапия;
  • Механотерапия;
  • Изотерапия;
  • Гирудотерапия;
  • Пескотерапия;
  • Дельфинотерапия.

Все это оказывает серьезное влияние на ребенка. При правильном подходе положительные изменения не заставят себя ждать.

Логопедическое лечение

Работа логопеда будет заключаться в проведении специальных занятий с ребенком. Часто они проходят в группе из нескольких детей, что положительно сказывается на их эффективности. Врач создает личную речевую карту ребенка, где отображаются результаты исследований, и происходит четкое планирование будущих занятий.

Основные упражнения:

  • Развитие мелкой моторики с помощью игр и гимнастики;
  • Улучшение артикуляционной моторики с помощью гимнастики и специального массажа;
  • Нормализация речевого дыхания с помощью гимнастики;
  • Коррекция произношения различных звуков, закрепление знаний;
  • Повышение выразительности произношения фраз и предложений;
  • Обучение навыку общения с окружающими.

При качественных занятиях после нескольких недель будет заметен положительный результат. Однако он потребует закрепления.

Домашняя реабилитация

После консультации со своим лечащим врачом можно начать выполнение домашних упражнений. Это поможет усилить эффективность основной терапии. Нужно выполнять поочередно следующие упражнения:

Гимнастика для щек и губ.
Надуть губы и щеки. Затем выполнить то же самое только со щеками, поочередно. Втянуть их. Изобразить всасывающие движения. Повибрировать губами.
Гимнастика челюсти.
Открыть и закрыть рот, щелкнув зубами

Прикусить и держать марлю, которую должен осторожно постараться вытащить взрослый, постепенно наращивая силу тяги.
Гимнастика языка.
Облизнуть губы. Положить кусок сахара за щеку, рассосать его.

Дополнительно можно тренироваться на произношении скороговорок.

Диагностика дизартрии

Выявление дизартрии и назначение последующих лечебных мероприятий, как правило, производится совместно неврологом и логопедом. Назначение неврологических обследований зависит от того, какой диагноз поставлен предварительно.

Наиболее часто для диагностики дизартрии применяются исследования МРТ, электрофизиологической группы, например, ЭЭГ или ЭМГ. К числу логопедических исследований, применяемых при дизартрии, относятся те, которые направлены на оценку речевых и неречевых нарушений. Специалистом оценивается строение артикуляционного аппарата, объем движений, мускулатура и мимика пациента, а также частота и интенсивность дыхания в процессе речи. Собирается анамнез развития речи пациента.

Особое внимание уделяется диагностике устной и письменной речи. В первом случае специалистом исследуется звукопроизношение, темп, ритм и разборчивость речи

Во втором — пациенту предлагается выполнить задания на списывание текста, написать диктант, прочесть текст вслух или же осмыслить прочитанное.

Нарушение моторных функций при дизартрии

Введение.

Глава I. Теоретические основы проблемы нарушения моторных
функций при дизартрии.

.1 Дизартрия как речевое нарушение

.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с дизартрией.

.3 Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного
возраста. Развитие движений и действий дошкольников

.4 Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного
возраста с дизартрией

Глава II. Экспериментальное исследование состояния моторных
функций у детей с дизартрией

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В современной логопедии вопросы диагностики дизартрии остаются
дискуссионными. При этом дефекте речи нарушены общая моторика, а также и другие
процессы моторной реализации речевой деятельности: голос, мимика, мелодико-интонационная
сторона речи, а также мелкая и артикуляционная моторика.

От того, как рано или поздно выявлены дефекты речи, от того, когда начата
логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи во многом зависит
результат исправления дефектов речи. Раннему речевому развитию ребенка и
проблемам дефектологии посвящены работы Винарской Е.Н., Гвоздева А.Н.,
Архиповой Е.Ф. Отсутствие гуления, лепет и двигательных реакций у ребенка до 1
года требуют педагогической коррекции со стороны дефектолога, логопеда. К
сожалению, проблема раннего логопедического воздействия пока еще не всегда
находит свое понимание у врачей педиатров, не всегда и родители, имеющие детей
с проблемами в развитии от 0 до 1 года обращаются за помощью к логопеду или
педагогу-дефектологу. А ведь раннее выявление дизартричечких расстройств и,
следовательно, ранняя коррекционная работа педагога-логопеда непременно дадут
положительные результаты в динамике речевого развития ребенка.

Все выше сказанное позволяет назвать проблему речевых нарушений у детей с
дизартрией необычайно актуальной. Несомненный интерес представляет также
педагогическая коррекционная работа с детьми, имеющими дизартрические
расстройства.

Природа указанных нарушений остается недостаточно раскрытой, вследствие
чего нет единого определения этой формы речевого нарушения. Одни авторы относят
к дизартриям только те формы речевой патологии, при которых нарушения
звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами
артикуляционных мышц. Другие толкуют понятие «дизартрия» более широко и относят
к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в
результате поражения различных уровней центральной нервной системы ( А.
Митронович-Моджеевска). Гутцман, определяя дизартрию как нарушение артикуляции
и выделяя центральную и периферическую дизартрию, к нарушениям речи
дизартрического характера относил также нарушения музыкального речевого
оформления и недостаточную модуляцию голоса.

Дизартрия -нарушение произносительной стороны речи, обусловленное
недостаточностью иннервации речевого аппарата.Термин «дизартрия» образован от
греческих слов arthson- сочленение и dys -расстройство.

Выбор термина в современной логопедической науке до сих пор остается
дискуссионным, так как имеющиеся терминологические обозначения данного речевого
нарушения все же не отражают клиническую и нозологическую самостоятельность
данной группы речевых расстройств.

Объект исследования — проявление дизартрии у детей.

Предмет исследования — изучение особенностей симптоматики речевых
нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Цель исследования — изучение особенностей общей, мелкой и артикуляционной
моторики у детей с дизартрией .

Задачи исследования:

. Проанализировать психолого — педагогическую литературу по особенностям
речевых нарушений у детей;

. Охарактеризовать психолого — педагогические особенности детей с
дизартрией;

. Описать методики выявления особенностей речевых нарушений у детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией ;

. Проанализировать полученные данные.

Гипотеза:……………

В исследовании применялись следующие группы методов:

)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез
исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных
этапах поисковой работы;

)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка,
наблюдение, обобщение педагогического опыта).

Глава I. Теоретические основы проблемы
нарушения моторных функций при дизартрии.

Клинические и анатомические формы дизартрии

В зависимости от уровня поражения ЦНС различают такие формы дизартрии:

  • Корковая – повреждены нейроны коры головного мозга.
  • Подкорковая – страдают ядра на уровне подкорки (паркинсонизм). Атаксия бывает гипокинетическая – речь монотонная, невыразительная, замедленная или гиперкинетическая – отсутствует интонация, темп речи ускорен, носовой оттенок голоса. Часто меняется сила и тембр голоса, возможно заикание, гиперкинезы в других группах мышц.
  • Бульбарная – повреждение черепно-мозговых ядер в продолговатом мозге (9, 10, 12 пары). Характерна вялая атаксия: речь становится тихой вплоть до афонии, разные согласные при произнесении мало отличаются между собой. Голос глухой, имеет гнусавый оттенок из-за расслабленного состояния мягкого неба. Человек быстро устает от разговора, делает паузы между словами для отдыха.
  • Псевдобульбарная (при болезни Паркинсона, миастении, боковом амиотрофическом склерозе) – проявления, как при бульбарной, но патологические изменения не в телах нейронов, а в проводящих путях (отростки нервных клеток). При этом нет атрофии мышц глотки, неба, языка, гортани, характерна спастическая дизартрия. Пациенты плохо произносят шипящие, свистящие, звонкие непарные согласные.
  • Мозжечковая – поражен мозжечок. Для атактической дизартрии характерны изменения громкости голоса, нарушена модуляция. Речь медленная, скандированная, как будто разложенная на отдельные слоги, с паузами между ними. Со стороны других мышц тела тоже будут проявляться нарушения координации, нистагм глаз, изменение походки, неустойчивость, слабость. Возможно дрожание, крупные размашистые несимметричные движения рук.

Если дизартрия развивается у взрослого человека, восприятие речи на слух, письмо и чтение не страдают. У детей результатом дизартрии может стать общее недоразвитие речи с проблемами написания и чтения текста.

Причины дизартрии у детей

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы.

К ним относят: асфиксии, родовые травмы, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга.

Как лечить дизартрию у ребенка?

Обследование и последующее лечение дизартрии у ребенка осуществляется нейропсихологом, логопедом и неврологом

Крайне важно провести нейропсихологическую диагностику, дифференциальную логопедическую диагностику, а так же ЭЭГ, УЗДГ, по показаниям – МРТ мозга

Коррекция при лечении дизартрии строится с учетом ее формы, возраста ребенка и уровня его развития (речевого, моторного и высших психических функций).

Основными принципами лечения дизартрии у ребеннка являются:

  • Комплексность коррекционного воздействия. В коррекции должны принимают участие: невролог, нейропсихолог, логопед;
  • Раннее начало работы;
  • Следование закономерностям нормального онтогенеза;
  • Опора на сохранные или восстановленные функции;
  • Активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Лечение дизартрии включает:

  • нейропсихологическую коррекцию (сенсомоторную и когнитивную);
  • сенсорную интеграцию;
  • мозжечковую стимуляцию;
  • логопедический массаж (по показаниям);
  • работу с звукопроизношением и слоговой структурой слова;
  • коррекцию темпо-ритмической структуры речи;
  • регуляцию речевого дыхания;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • коррекцию или профилактику нарушений письма и чтения;
  • медикаментозную терапию (по показаниям);
  • лечебную физкультуру (при ДЦП).

Примеры корректирующих упражнений

Нарушения моторики у детей с дизартрией требуют индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Например, работа над моторными функциями ведется с использованием упражнений как в статике (устойчивые положения, как-то: удерживании рук, ног, определенных артикуляционных позиций под счет), так и в динамике (движении)

Уделяется внимание пространственной организации движений (наклоны, повороты, шаги в разные стороны), произвольной регуляции движений (например, останавливаться по сигналу), темпо-ритмике (движениям под счет, прохлопывание действий, перебрасывание мячиков или мешочков под счет на балансировочной доске)

Опасность отсутствия помощи специалиста и советы родителям ребенка с дизартрией

Прогноз качества жизни ребенка с дизартрией напрямую зависит от того, насколько рано началась коррекция, насколько качественно, систематично и грамотно она проводилась. Кроме того для того, чтобы прописать маршрут лечения дизартрии, необходима качественная дифференциальная диагностика. Стоит так же отметить, что дизартрия встречается и у детей с нормальным психофизическим развитием, поэтому порой родители могут списать речевые проблемы на возраст ребенка или наследственность. Поэтому родителям, подозревающим у своего ребенка дизартрию, следует как можно раньше обратиться за помощью к профессионалам, не упуская драгоценное время.

Огромная часть успеха в лечении дизартрии у детей зависит и от поддержки близких и родных, регулярных занятий со специалистами, выполнении всех рекомендаций дома.

В случае своевременно начатой терапии, прогноз может быть вполне благоприятным.

Диагностика и лечение патологии речи

Эти процессы взаимосвязаны, так как от выявленной причины зависит тактика лечения.
Пациента комплексно исследуют, чтобы выявить, где находится очаг, что привело к отклонениям в речи:

  • Логопедическое обследование. Проверяют навыки устной речи, дают письменные задания.
  • Консультация невролога. Кроме проблем с речью определяются нарушения глотания, поперхивание, слюнотечение, изменения голоса, нарушения движения мимических мышц, языка, губ, изменение ритмичности дыхания. Возможны отклонения при выполнении тестов на координацию движений.
  • Проводят осмотр ЛОР органов для выявления болезней глотки, гортани.
  • ЭЭГ – выявляют очаги повышенной или сниженной электрической активности мозга.
  • Электромиография – исследуют проведение импульса от нервного волокна к мышце. Помогает понять, на каком уровне прерывается процесс передачи возбуждения, патология в мышечной или нервной ткани.
  • МРТ головы – выявляет нарушения в строении и функции коры, ядер, проводящей системы, выявляет опухоли, последствия травм, воспалений, инсультов.

В зависимости от диагноза назначают лечение. Сочетание разных методов и раннее начало лечения повышают эффективность результата:

  • Занятия с логопедом – упражнения для артикуляционного аппарата, правильная постановка голоса и произношения, дыхательные упражнения и тонкие движения руками.
  • Медикаментозное лечение направлено на улучшение кровотока и обмена в головном мозге, дезинтоксикацию, поддержание нормального уровня АД. Назначают ноотропные препараты, витамины, улучшают реологию крови, при воспалении проводят антибактериальное, противовоспалительное лечение.
  • При опухолях, абсцессах, обширных кровоизлияниях показано хирургическое лечение.
  • Физиотерапевтические процедуры, массаж шейно-воротниковой зоны, рефлексотерапия, лечебная физкультура улучшают работу мозга в целом и функцию речи в частности.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: