Методическая разработка по теме «развитие речи детей с тнр методом наглядного моделирования»

Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с тнр

Содержание

Слайд 1
Мастер-классНаглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками
Подготовила – провела
Учитель – логопед
:
Тягнирядно Н.О.

МБДОУ д/с №14

Слайд 2
Игровая деятельность – необходимое условие развития личности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая деятельность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

Слайд 3
В соответствии с ФГОС , в ДОУ организуется 9 видов детской деятельности. Одна из которых игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.

Слайд 4
Чтобы была возможность пробуждать и поддерживать интерес детей во время занятий, необходим разнообразный иллюстративный и вербальный материал

Это условие особенно актуально для детей с ОВЗ.

Слайд 5
Мною собран и систематизирован комплект игр и упражнений, которые позволяют удерживать интерес детей на занятиях по подготовке к овладению грамотной устной речи.

Слайд 6
Практически все упражнения апробированы в старших и подготовительных группах нашего детского сада и дали устойчивый положительный результат.

Слайд 7

Предупредить и скорректировать нарушения устной речи на ранних этапах их проявлений;
Развивать фонематические функции (умение слышать и различать гласные и согласные звуки);
Сформировать зрительное представление графических изображений букв и слов;
Сформировать лексико-грамматические стороны речи
Овладеть правильным звукопроизношением;
Пополнить и активизировать словарный запас;
Сформировать эмоционально-волевую сферу (развить произвольное зрительное внимание, память, познавательный интерес, усидчивость).

Слайд 8

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Слайд 9
синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 10

Синквейн состоит из 5 строк;
Его форма напоминает ёлочку.
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово

Слайд 11
1.Арбуз
2. Круглый, вкусный
3

Катится, растет, зреет
4. Арбуз – это большая ягода.
5. Лето

Слайд 12
1. Котенок
2. Черненький, пушистенький
3. Играет, спит, ест
4. Он мой друг.
5. Домашнее животное

Слайд 13

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

Слайд 14

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна– процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейноблегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могутсравнить синквейны и оценивать их).

Слайд 15
ЛИТЕРАТУРА
Иванова Е.А. Слышу, вижу ощущаю –правильно говорю! Книга для логопедов М.., 2007
Катаева А.А.., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями развитии. М.., 2004
Нищева Н.В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников – СПб Детство – Пресс, 2015

Слайд 16
Спасибо за внимание!!!
Творческих Вам успехов коллеги!

Посмотреть все слайды

Процесс моделирования

Процесс моделирования включает три этапа:

  1. усвоение сенсорного материала,
  2. перевод на знаково-символический язык,
  3. работа с моделью.

В целях формирования моделирования более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением.

Очевидно, что только целостный комплексный личностный подход к коррекции ОНР у старших дошкольников поможет повысить эффективность и оптимизировать педагогический процесс.

Анализируя современную методическую литературу по дошкольной педагогике и логопедии, целесообразно выделить личностно ориентированные методы, основанные на психолого-педагогических механизмах развития. Как приём наглядное моделирование часто встречается и в специальной методической литературе по логопедии.

В.М.Акименко использует наглядные модели для формирования артикуляционных укладов. Т.А.Ткаченко использует наглядные модели для формирования фонетико-фонематических процессов, а также в обучении детей описательным рассказам. В.К.Воробьёва в своей книге «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи» предлагает наглядное моделирование, как основной приём развития связной речи у данной категории детей.

В.П.Глухов использует готовые наглядные модели при обучении детей с ОНР рассказыванию. Н.Е.Ильякова, Т.Ю.Бардышева и Е.Н.Моносова работают над формированием лексико-грамматических конструкций у детей с ОНР с помощью наглядных моделей на уровне фразовой речи. Для формирования грамматического строя логопеды давно применяют наглядные графические модели предлогов.

Широко известно применение наглядного моделирования в обучении звуковому и слоговому анализу в педагогических методиках Д.Б.Эльконина, Л.Е.Журовой и в их современной интерпретации у Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой «Школа 2100», чем активно пользуются логопеды-практики. Применение мнемотаблиц и пиктограмм у разных авторов тоже есть не что иное, как наглядное моделирование.

Такое внимание со стороны педагогической общественности наглядное моделирование приобрело благодаря своей эффективности и результативности, которая основана на социокультурных механизмах психического развития. В основе метода лежат фундаментальные идеи отечественной психологии, выдвинутые Л.С.Выготским, разработанные А.В.Запорожцем и Л.А.Венгером. Развивая идеи Д.Б.Эльконинина, Л.А.Венгер отметил, что «наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности — это сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др)

Развивая идеи Д.Б.Эльконинина, Л.А.Венгер отметил, что «наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности — это сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др).

Во всех перечисленных видах деятельности, бесспорно, есть одна общая особенность — их моделирующий характер».

Актуальность использования технологии наглядного моделирования

Наглядное моделирование — это актуальная современная и эффективная технология коррекционно-развивающего обучения, воздействующая не только на отдельный недостаток — речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому нам представляется важным, не только использовать наглядное моделирование для коррекции речи, но и совершенствовать его как общую интеллектуальную способность.

Актуальность использования технологии наглядного моделирования в работе с дошкольниками еще и в том, что:

  1. во-первых, ребенок-дошкольник с речевыми нарушениями очень быстро утомляется и теряет интерес к происходящему на занятии. Использование наглядного моделирования поддерживает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  3. в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное и систематизировать полученные знания.

Цель моделирования — обеспечить успешное освоение детьми знаний, необходимых при овладении школьной программой, обогащение коррекционно-развивающего процесса у дошкольников с ТНР с различными клиническими особенностями посредством использования технологии наглядного моделирования.

Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее приемлемы для занятий с детьми дошкольного возраста, потому что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно.

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Активное использование наглядного моделирования как технологии обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.

Коррекционная работа с детьми с ТНР представляет собой системное многоуровневое воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи. Наглядное моделирование с этой точки зрения может служить базой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, т.е. сформировать речь как систему.

В основе данной технологии лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: