Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи iii уровня (методическая разработка)

Формирование лексико–грамматических категорий у дошкольников с онр в дидактических играх - страничка специалистов - методическая копилка - каталог статей - мадоу детский сад №1 г.балаково

Описание симптоматики

ЛГНР выражается не в нарушении звукопроизношения, а в недоразвитии лексики и трудностях в усвоении грамматических категорий. Импрессивный словарь резко отстает от нормы, ребенок употребляет в речи слова в неправильном значении. У него возникают сложности с классификацией предметов, он не может подобрать обобщающие слова. Из-за отставания словарного запаса у детей с ЛГНР имеются трудности в понимании речи.

Его фразы и предложения отличаются аграмматичностью. Нарушены нормы согласования в роде, числе и падеже. Преимущественно в речи детей с ЛГНР преобладают существительные, чем прилагательные и глаголы. Дошкольник с трудом или не образует вовсе притяжательные местоимения и прилагательные. В речи практически не используются числительные, наречия, причастия.

Чаще всего такие дети общаются посредством фраз и нераспространенных предложений. Они не используют предлоги и союзы. Их ответы на вопросы не отличаются развернутостью, обычно они односложны. Также у детей с ЛГНР трудности в словообразовании, особенно приставочно-суффиксальным способом.

ЛГНР сказывается и на качестве связной речи. Дошкольник не может самостоятельно составить рассказ или пересказать историю. Дети с такими особенностями речевого развития не составляют рассказы-описания, потому что им сложно подбирать слова, похожие по смыслу. Все это сказывается на потребности ребенка к общению. Если вовремя не скорректировать этот дефект, то это может стать причиной нарушения письменной речи. Успешный выход из ЛГНР зависит от того, насколько рано была начата коррекционная работа.

Слайд 9Также мною было изготовлено комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя

речи «Солнышко речистое». Пособие представляет собой солнышко с шестью лучами и карточки с картинками.Цель данного пособия:Развитие лексико-грамматического строя речи детей.Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия:1. Обогащать словарный запас.2. Упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они.3. Формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.4. Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.5. Упражнять в согласовании существительных и числительных.6. Способствовать развитию умения подбирать к предмету несколько слов — признаков.7. Воспитывать умение действовать сообща: в паре или группе детей.

Как работает логопед с детьми и чем он может помочь?

Как полноценная наука, логопедия с том числе тестирует различные подходы к терапии и на базе полученных результатов формирует алгоритмы работы с той или иной проблемой. Кто такой логопед? Это практический специалист, который получил соответствующее образование и умеет применять эти рекомендации на практике. Для этого в его арсенале есть множество отработанных эффективных упражнений для детей:

  • подражательно-исполнительные направлены на то, что ребенок должен повторять за педагогом;
  • объяснительно-иллюстративные нацелены на применение дидактического материала в виде картинок, игрушек, игр;
  • информационно-коммуникационные — это непосредственное общение.

Цели и задачи логопеда для детей — развить фонематический слух, связную речь, пополнить словарный запас.

Еще одна специализация в этом направлении — логопед-дефектолог. В отличие от обычного логопеда он работает с людьми разного возраста, у которых диагностированы сопутствующие физиологические или психические проблемы. Например, расстройство аутического спектра (РАС), задержки психического или речевого развития, ДЦП, слабые зрение и/или слух, нарушения мелкой моторики, другие. Задача — диагностика причин и их устранение. Используются несколько иные методики, в которых сделан упор на психологические, психиатрические и неврологические функции.

Чтобы решить, кто нужен конкретному ребенку — дефектолог или логопед — нужно пройти комплексную диагностику у педиатра, невропатолога, психолога и других специалистов. Такое коллегиальное решение будет лучшим.

Занятия с логопедом: «за» и «против»

Помощь педагога с логопедическим уклоном полезна всем детям. Многие проблемы с речью гораздо легче предупредить, чем потом исправить. Другие «плюсы» логопеда:

  • улучшение качества коммуникации;
  • повышение уверенности ребенка в собственных силах;
  • грамотная мотивация, которая помогает преодолевать сложности;
  • поиск индивидуального пути в объяснении и выполнении упражнений;
  • развитие общих когнитивных способностей.

Однако в некоторых случаях можно столкнуться с некоторыми сложностями. Занятия с логопедом требуют регулярности. Всегда нужно подстраивать расписание ребенка и его родных, планировать еще одну статью расходов

Также некоторых детей утомляет постоянное внимание к речи

Выбирая онлайн-формат, вы отсеиваете большинство «минусов». Экономится время на дорогу в кабинет логопеда. Вы можете выбрать того специалиста, который понравится вам и ребенку. Значительно расширяется набор инструментов — занятия проходят намного интереснее и не вызывают перенасыщения.

Основные задачи логопедии

Речь — важный навык, необходимый для своевременной и качественной социализации человека. В процессе его формирования могут проявиться различные недостатки. Основные среди них:

  • Дислалия — нарушение произношения, при котором человек заменяет, искажает или опускает определенные звуки в словах. Например, «сок» может звучать как «ток», «роза» — как «доза».
  • Ринолалия — нарушение артикуляции, при котором происходит неправильное использование носовых звуков (н, м, нг), что ухудшает качество речи.
  • Лисп — подвид дислалии, при котором звуки, образующиеся при участии языка и губ, произносятся неправильно. Ощущается как «свистящее» звучание.
  • Афазия может возникнуть после инсульта или травмы головного мозга и влияет на способность понимания, выражения речи.
  • Задержка речевого развития у детей характеризуется отставанием в развитии соответствующих навыков по сравнению с типичными возрастными нормами.
  • Стаммеринг или заикание — нарушение, при котором человек повторяет звуки, слоги или слова, либо замедляет темп речи из-за нерегулярных моторных паттернов.
  • Тахилалия — быстрая и неразборчивая речь, когда слова и звуки сливаются из-за слишком высокой скорости произнесения.
  • Брадилалия — наоборот, чересчур медленное произношение.
  • Дизартрия — рваный, неровный темп речи с некорректными интонациями.
  • Алалия — полное или частичное отсутствие речи.
  • Артикуляционные нарушения включают широкий спектр проблем с движениями речевых органов (языка, губ, гортани), что может влиять на четкость произношения.
  • Грамматические нарушения, связанные с правильным использованием грамматических структур, таких как согласование времен, формы глаголов и так далее.

У каждого нарушения имеются свои причины и последствия. Логопедия как наука занимается поиском и разработкой эффективных методов диагностики источников проблем, создает подходы для их коррекции. В ее рамках специалисты изучают факторы, влияющие на речевые процессы, в том числе нейрофизиологические. Есть направления для детей и взрослых.

Для достижения научных целей логопедия использует знания из области психологии, педагогики, медицины и других областей.

Слайд 5У детей с ОНР отмечены нарушения лексики в ограниченности словарного запаса,

расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, замена слова другим, близким по смыслу, трудностях актуализации словаря.Свою работу по формированию у детей лексико-грамматических категорий я начала с обследования детей первого года обучения, где были выявлены различные нарушения лексико-грамматической стороны речи и намечены следующие задачи:- развитие понимания устной речи;- практическое усвоение способов словообразования;- усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными;- образование относительных прилагательных;- образование простейших синонимов и антонимов;- употребление в речи предлогов.

Особенности работы над грамматическим строем и связной речью

Занятия ведутся по следующим направлениям:

  • формирование навыка словообразования;
  • освоение навыка согласования не только существительного с прилагательными, но и с другими частями речи;
  • составление сложных распространенных предложений;
  • составление рассказа-описания по сюжетной картинке.

Логопед отрабатывает с ребенком использование различных грамматических конструкций. Учит применять в речи предлоги, союзы. Предлагаются задания на склонение существительных, прилагательных, глаголов. Кроме совершенствования грамматического строя, параллельно проводится работа по развитию связной речи.

Задача специалиста не просто научить составлять рассказ без помощи взрослого, а чтобы ребенок мог устанавливать логические связи между предложениями. В начале работы логопед помогает посредством наводящих вопросов и составления плана-подсказки. Затем, постепенно малыш учится самостоятельно давать развернутые ответы и рассуждать на знакомые темы.

Кроме этого, ведется работа над интонационной выразительностью. Ребенка знакомят с особенностями использования вопросительной, восклицательной интонации. Ее хорошо отрабатывать путем постановки театрализованных представлений, выразительного чтения и заучивания стихотворений.

Цель, задачи, методы исследования. Организация исследования и характеристика испытуемых.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном , но и в аномальном развитии. Одно из проявлений взаимосвязи речевого и общего развития зависимость отдельных компонентов речи от других психических процессов,что неоднократно подчеркивали РМ.Боскис,ТАВласова, Л.С.Выготский, Р Е. Левина, В.И.Лубовский, Ж. И. Шиф и др.

Экспериментальные исследования, раскрывающие разные стороны психического развития дошкольников с нарушениями зрения выявили проблему недоразвития смысловой стороны речи детей с патологией зрения.

Однако, по утверждению R Е. Левиной,сложностьструктурнсчункциональ-ной организации речевой системы обуславливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев (РЕ.Левина (1969)).

Недоразвитие смысловой стороны речи у детей с нарушением зрения не может не сказаться на формировании лексико-грамматического строя речи. Неразработанность вопроса об особенностях формирования лексико-грамматического строя речи в условиях сниженных зрительных функций у дошкольников с амблиопией и страбизмом позволила определить ЦЕПЬэкспери-ментального исследования: — изучить лексико-фамматический компонент речи, формирующийся в условиях сниженных зрительных функций у детей с амблиопией и страбизмом дошкольного возраста.

Для достижения указанной цели решались следующие ЗАДАЧИ: -изучить особенности формирования различных видов зритель ного гнозиса у дошкольников с дефектами зрения; -выявить особенности формирования лексико-грамматическо-го строя речи и нарушения зрительного гнозиса у детей с амбли-опией и страбизмом.

Для реализации поставленной цели и задач использовались не только эмпирические методы, но и психодиагностические, био-графические.методы математической статистики.

Экспериментальное исследование проводилось на базе школы- д/сада №1 (для детей с нарушениями зрения и слабовидящих) г. Костаная с1991г. по 1996 г. В эксперименте участвовало 60 детей в возрасте 5-6 лет.

По степени тяжести функциональных нарушений зрения испытуемые составили три подгруппы: 1 — дети со слабой степенью амблиопии и страбизмом — 34 человека; 2 -дети со средней степенью амблиопии и страбизмом — 10 человек; 3 — дети с тяжелой степенью амблиопии и страбизмом -16 человек.

На момент поступления в школу — д/сад №1 заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о речевом недоразвитии имели 45 детей. Из них: — у 6 человек отмечалось фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), — у 14 человек отмечалось общее недоразвитие речи III уровня; Иуровня (ОНР). — 25 человек обладали сочетанным дефектом: (ОНР.псевдо бульбарная дизартрия).

Не имели заключения о речевом развитии -15 детей. К моменту обследования 9 человек посещали занятия логопеда в тече ниє одного года, 3 человека — в течение 6; 3-х месяцев.

Для объективного изучения влияния зрительной недостаточности на формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с патологией зрения, в эксперимент были включены дети с различным уровнем языкового недоразвития: -дети с различной степенью амблиопии и страбизмом и ФФН, не имеющие недоразвития лексико-грамматического компонента речи и выступающие в качестве контрольной группы; -дети с различной степенью амблиопии и страбизмом ОНР (11;Ш уровня);+ сочетанный дефект (ОНР;псевдобульбарная дизартрия), имеющие недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Исследование особенностей формирования зрительного восприятия и лексико-грамматической стороны речи проводилось в заданных условиях.

Слайд 3Формирование грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной

логопедии. Изучение особенностей усвоения грамматического строя речи у детей с системными речевыми расстройствами представляется мне очень важным, поскольку несформированность лексико-грамматической системы языка является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи. В дальнейшем нарушение формирования грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи влечет за собой появление ошибок на письме и в устной речи уже в начальной школе. Таким образом, выбор темы самообразования обусловлен ее актуальностью для теории и практики логопедии

Прогноз коррекции

Эффективность коррекционной работы зависит от того, насколько рано было выявлено ЛГНР. Чем раньше, тем лучше будет результат. При своевременной логопедической помощи к поступлению в первый класс удается справиться с данным нарушением. Либо можно максимально сократить отставание от нормы.

На результат влияет и особенность речевого нарушения. Чем оно сложнее, тем больше времени займет коррекционная работа по формированию необходимых навыков. Во время обучения в школе ЛГНР может стать причиной появления дисграфии и дислексии. Поэтому коррекционную работу нужно проводить в дошкольном возрасте.

ЛГНР обычно является частью более сложного речевого нарушения. Поэтому логопед составляет план занятий, чтобы устранить причину появления какого-либо дефекта. Данное нарушение становится более заметным после 3-х лет, когда малыш начинает активнее взаимодействовать с окружающим миром.

Чтобы предупредить появление ЛГНР взрослым необходимо больше общаться с ребенком, интересоваться его мнением. На прогулке отрабатывать некоторые направления по развитию лексико-грамматического строя

Ведь родители также оказывают немаловажное влияние на речевое развитие. Поэтому логопед и родители должны взаимодействовать вместе, чтобы у ребенка была красивая и грамотная речь

Когда обращаться к логопеду?

Процесс формирования речи начинается с первых месяцев жизни. Сначала это агуканье. Потом появляются подобия слов. Они складываются в простые фразы и предложения. Поэтому первый визит к логопеду стоит запланировать на возраст 1,5-2,0 года, когда активно развиваются речевые зоны головного мозга.

Сигналы к обязательной консультации:

  • Полное отсутствие речи к 3-м годам.
  • Заикание, нечеткое произношение звуков (даже одного-двух), трудности при заучивании стихотворений в 4-6 лет.
  • Сложности с письмом в начальной школе.
  • Любые травмы — психологические, физические, если после них ухудшилась речь ребенка.

Логопед будет полезен и взрослым — после перенесенных инсульта, пареза гортанных и лицевых мышц, частичной утраты памяти, травм головного мозга, некоторых психиатрических проблем. Специалист поможет быстрее восстановить навыки речи.

Этиология

Причины ЛГНР можно разделить на две большие группы – биологические и социальные. К первой категории относятся:

  • неблагоприятное воздействие на плод в период беременности (в особенности на головной мозг);
  • сложное течение беременности;
  • травмы в родах;
  • асфиксия;
  • тяжелые инфекционные заболевания в первый год жизни малыша.

К социальным относят:

  • неблагоприятные социальные условия и речевая среда, в которых растет ребенок;
  • длительный стресс;
  • недостаток в эмоциональном общении с родными;
  • гиперопека;
  • билингвизм.

Спор у специалистов вызывает генетическая предрасположенность детей к речевым расстройствам. Некоторые полагают, что эта особенность передается генетически. Другая группа считает, что малыш может просто подражать взрослому, имеющему дефект речи.

1.Роль дидактических игр в логопедической работе.

Для меня
дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка
с целью коррекции ее различных дефектов.

Дети, страдающие
различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из
них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и
взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться
неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают
заметно отставать от нормы.

Поведение ребенка в
игре, его активность – показатель уровня речевого развития.

Наблюдая за играми
детей, обнаружила, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить
просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает
их возбудимыми, неуравновешенными, наоборот, заторможенными.

В своей работе
ставлю перед собой цель: последовательно решать задачу по развитию речи детей;
добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, высказывались по ходу
игры.

Вместе с
воспитателями наметили непосредственную образовательную деятельность и
наблюдения, которые способствуют обогащению знаний детей об окружающем для
дальнейшего отражения их в дидактических играх.

При обследовании
детей с общим недоразвитием речи выявила, что у детей часто отмечается бедность
словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном
предметно–бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам,
путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов,
обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих
нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и
прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это
ограничивает речевое общение детей.

Слабая память,
быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны
для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед логопедом или воспитателем,
который осуществляет непосредственное руководство игрой, помимо основной задачи
коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами,
понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами,
добиваться употребления их в связной речи.

У детей с указанным
дефектом речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ
предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.

Слайд 19Для получения наиболее эффективного результата в формировании лексико-грамматического строя речи детей,

логопедическая работа, проводимая в детском саду, совмещается с работой с семьей. Для родителей проводились индивидуальные консультации, на родительском собрании, проведенном в форме путешествия родителям были представлены игры, направленные на обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. В « Уголке логопеда» вывешивались памятки и рекомендации для родителей по ознакомлению с игровыми приемами, направленными на развитие понимания речи, обогащения словаря, закрепления грамматических навыков.На дне открытых дверей проведены индивидуальные занятия, на которых родителям были даны рекомендации по использованию различных игр с детьми дома, на прогулке, а также в летний период.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: