Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста

Публикации педагогов

1.2 Организация и содержание экспериментального исследования

Изучив проблему и проанализировав научно-педагогическую литературу
по данному вопросу, мы поставили целью эксперимента – исследование
грамматического строя речи дошкольников в возрасте 5-6 лет. Для этого были
подобраны две группы детей: контрольная (дети с нормальным развитием) и
экспериментальная (дети с ЗПР) по 10 человек в каждой. Экспериментальная работа
проводилась в течение двух недель на базе детского сада №75 «Солнышко».

Для реализации цели исследования экспериментальная работа
проводилась в два этапа:

— на первом этапе испытуемые выполняли первое задание. Диагностирование
проводилось по очереди в контрольной и экспериментальной группе;

— вторым этапом исследования стало выполнение второго задания.
Задание так же выполнили обе группы.

Исследование
проводилось в соответствии с методическими рекомендациями, составленными Т.Б.
Филичевой, Л.Ф Спировой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой «Морфологический уровень
грамматической системы на примере глагольной лексики, т.е. понимание и
употребление глаголов по числам и временам.. и словообразование глаголов

Задание №1.

Дифференциация
глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.

Для
проведения исследования необходимы карточки с изображением действий одного или
нескольких людей.

Девочка
рисует.

Девочки
рисуют

Мальчик
собирает грибы

Мальчики
собирают грибы

Мальчик
катается на лыжах.

Мальчики
катаются на лыжах

Мальчик
читает.

Мальчики
читают

Мальчик
бежит.

Мальчики
бегут

Кукла сидит.

Куклы сидят

Девочка пьет
сок.

Дети пьют сок

Котенок
лакает молоко.

Котята лакают
молоко

Мальчик
плывет.

Мальчики
плывут.

Девочка
танцует.

Дети танцуют

Инструктор
показывает испытуемому картинку и задает соответствующий вопрос.

Задание №2.

Изменение
глаголов прошедшего времени по родам.

Для
проведения исследования так же необходимы карточки с изображением.

Папа встал.

Мама встала.

Солнце
встало.

Мальчик упал.

Девочка
упала.

Дерево упало.

Стол
сломался.

Машина
сломалась.

Кресло сломалось.

Ботинок
порвался.

Рубашка
порвалась.

Платье
порвалось.

Стакан
разбился.

Тарелка
разбилась.

Окно
разбилось.

Мальчик
испачкался.

Девочка
испачкалась.

Одеяло
испачкалось.

Инструктор
показывает испытуемому серию картинок и задает соответствующий вопрос.

Оценка результатов.

Оценка
морфологического уровня грамматической системы.

Высокий
уровень (4 балла) — правильное, самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше
среднего (3 балла) — ребенок дает правильный ответ при помощи незначительной
помощи экспериментатора, сам исправляет ошибку.

Средний
уровень (2 балла) — допускает 2-3 ошибки при выполнении всех заданий.

Уровень ниже
среднего (1 балл) — сделал в каждом задании по ошибке (6 ошибок).

Низкий
уровень (0 баллов) — не справился с заданиями.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки — шашки, вечер — ветер, глаза — гроза, коза — коса, чеснок — щенок, миска — мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение («мычание телёнка») или («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи — палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж — какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Скачать
«Обследование ребенка 4-5 лет»

Также по теме:

Нормы развития речи в дошкольном возрасте

Детки в 4 – 5 лет говорят правильнее и разнообразнее, более четко выговаривают звуки, но некоторые из них («р», «л») могут искажать в словах. Ребята говорят связнее, могут составить короткий рассказ по картинке, пересказать сказку, у них развита фразовая речь, начинают потихоньку вести монолог. Управляют своим голосом — громкостью, тембром. Узнают отдельные звуки в слове. К 5 годам в словаре — 3 тысячи слов. Грамматический строй полностью не сформирован, поэтому они путают окончания и суффиксы, неверно согласуют слова.

Развитие речи в 5 лет

Речевые навыки совершенствуются. Ребята говорят более последовательно, логично и развернуто, речь становится связной. Они могут вести диалог и монолог. Фонематический слух выходит на более высокий уровень, малыши правильно выговаривают все звуки. Если ребенок искажает звуки, говорит неразборчиво, то его показывают логопеду для диагностики развития речи и коррекции.

Используют разные формы — восклицательную, вопросительную. Находят позицию звука в слове — в начале, середине или конце, называют их по порядку. Активно расширяется их лексический запас — запоминают слова молниеносно. Говорят грамотнее, хотя могут встречаться негрубые ошибки (например, один карандаш — много карандашов).

Развитие речи в 6 – 7 лет

Выговаривают и различают на слух все звуки, узнают их в потоке слов

Поэтому в отношении этой возрастной группы специалисты больше обращают внимание на постановку и улучшение дикции

Словарный запас большой, но у всех детей отличается. Кто-то оперирует понятиями из разных областей, а у кого-то словарь ограничивается бытовой тематикой. При диагностике развития речи видно: с кем занимались родители (общались, читали книги, объясняли), а с кем — недостаточно. Говорят грамотно, могут ошибаться в употреблении глаголов (хочу — хочут, ехать — ехают). Говорят связно, простыми и сложными фразами, могут пересказать увиденный фильм, фантазировать, сочинять истории.

Слайд 31III. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕПредлагаются

задания на выявление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Критерии оценки (для всех видов заданий):4 балла — правильное выполнение задания;3 балла — отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно;2 балла — небольшая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после стимулирующей помощи;1 балла — большая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после оказания помощи;0 баллов — большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи.1. Именительный падеж.Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи: какой предмет нарисован? Какие предметы нарисованы?»  Единственное число Множественное число Женский род Синяя лента Желтые лентыМужской род Сиреневый карандаш Коричневые карандашиСредний род Большое ухо Большие уши

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Шаг 3. Грамматический строй

При оценке развития речи детей дошкольного возраста смотрят на грамматическое оформление фраз.

Комплекс состоит из нескольких блоков:

Первый — оценка уровня грамматического строя. Упражнения:

  1. Составь предложения. Предлагают 2 – 3 слова, из которых следует составить предложение, преобразуя их в нужную грамматическую форму;
  2. Восстанови предложение. Дают предложение, в котором слова разбросаны в хаотичном порядке. Дети должны восстановить правильную последовательность слов.

Сначала предлагают простые задания (на оценку умения составлять простые нераспространенные и распространенные предложения из 3 – 4 слов). Затем задачу усложняют — дают задания на оценку умения строить предложения из 6 – 7 слов.

Второй блок — выявляют способность составлять сложные предложения. При диагностике развития речи детям старшего дошкольного возраста дают такие задания:

  1. На составление сложноподчиненных предложений. Дают 2 картинки с изображением простых действий. Инструкция: «Посмотри на рисунки и составь по каждой предложение». В рамках оценки диагностики развития речи оценивают умение составлять предложения с существительным и глаголом;
  2. На изменение существительных по падежам. Показывают картинки с разными ситуациями. Задание: «Ответь на вопросы по картинкам: без чего? Кому? От кого?»;
  3. На знание единственного и множественного чисел. Показывают или называют предмет. Используют карточки с иллюстрациями или окружающие предметы. Инструкция: «Назови во множественном числе»;
  4. На знание чисел глаголов. Раскладывают картинки с изображением действий (девочки прыгают, мальчик сидит, кошка ест). Задание: «Скажите, что изображено на рисунках».

При диагностике развития речи у детей старшего дошкольного возраста изучают и такие умение использовать:

  • окончания существительных множественного числа в родительном падеже. Инструкция: «Я начну фразу, а ты закончи». Например, «У Тани есть ручки, а у Миши нет (ручек)», «У нас много (тетрадей);
  • местоимения «моя», «мое», «мой». Предлагают картинки, на которых изображены предметы. Малыш должен добавить к ним притяжательные местоимения, в зависимости от числа и рода;
  • суффиксы. Задают деткам вопросы: Где лежит хлеб (в хлебнице), куда кладут соль (в солонку), чей это хвост (лисий). И уменьшительно-ласкательные формы: «дом — «домик», «кот» — «котик», «звезда» — «звездочка», «ветка» — «веточка»;
  • приставки. Просят малышей ответить на вопросы: «Девочка к дому (подходит)», «Собака из будки (убегает»), «На одеяло надевают (пододеяльник»).

Для диагностики развития речи деткам старшего дошкольного возраста предлагают задания для определения таких умений:

  1. Менять прилагательные по родам. Показывают картинки, задача — назвать цвет изображенных предметов. Например, красное яблоко, желтый банан, голубое море;
  2. Изменять существительные по числам. Показывают картинки с предметами в единственном и множественном числе. Нужно их назвать;
  3. Согласовывать существительные с числительными. Логопед указывает на любой предмет и показывает цифру. Задача — назвать количество предметов;
  4. На знание времен глаголов. Предлагают картинки с изображением действий. Например, девочка поливает цветы, мальчик катается на велосипеде. Спрашивают: «Что делает девочка? А что делала? Что делает мальчик? А что делал?».

Для диагностики развития речи у деток старшего дошкольного возраста используют карточки и книжки с иллюстрациями, игрушки, окружающие предметы, сборники рассказов.

Материал для обследования речи

Подбери слова, близкие по значению (синонимы):

Бездельник______________

Большой______________

Грустный______________

Бежать______________

Подбери слова, противоположные по значению (антонимы):

Ранний______________

Широкий______________

Бледный______________

Нагреть______________

Вставь нужный антоним в предложение:

В солнечную погоду небо ясное, а в дождливую______________

Подбери синонимы и антонимы к многозначным словам:

Свежий ветер______________

Свежий воздух______________

Свежий хлеб______________

Свежая газета______________

Свежая рубашка______________

Объясни значение слов-паронимов:

Бегун______________

Беглец______________

Беженец______________

Невежа______________

Невежда______________

Земляк______________

Землянин______________

Опечатки______________

Отпечатки______________

Выдели группы родственных слов (цифрами):

Горевал, загорел, пригорок, горцы, горестные, горит, горный пригорюнился, выгорит, горелый.

Подбери однокоренные слова:

Вода______________

Варить______________

Объясни значение фразеологизмов:

Работать, спустя рукава______________

Вставлять палки в колёса______________

Бить баклуши______________

Объясни значение пословиц:

Делу – время, потехе – час______________

Лёжа хлеба не добудешь______________

Подбери как можно больше глаголов к существительным:

Дождь______________

Солнце______________

Подбери как можно больше прилагательных к существительным:

Музыка______________

Ветер______________

Образуй прилагательные от данных существительных:

Столица______________ Лиса______________

Слива______________ Петух______________

Конец______________ Медведь______________

Творец______________ Лягушка______________

Перо______________ Пух______________

Образуй глаголы с помощью приставок (как можно больше):

Лететь______________

Поставь существительное в нужном падеже:

Любоваться (бабочка)______________

Заглядеться (бабочка)______________

Хорошо относиться (книги)______________

Аккуратно обращаться (книги)______________

Начать (работа)______________

Приступить (работа)______________

Применять (правила)______________

Пользоваться (правила)______________

Платить (проезд)______________

Оплатить (проезд)______________

Допиши окончания:

Хорош…… дело два века живёт.

Вчерашн…… дня не воротишь.

В колюч……. кустарнике не спрячешься.

Охотники ночевали на свеж……. сене.

Пахло дождём и свеж…… сеном.

Случалось целые ночи проводить на холодн……. осенн……. ветру.

Поставь слова в нужном порядке так, чтобы получилось предложение и запиши его:

Я, поляне, вас, лежу, на, травы, из, гляжу, на.

______________

Прочитай предложения и ответь на вопросы:

Петю встречал Миша. – Кто уехал?______________

Лене написала письмо Катя. – Кто получил письмо?______________

Внука проводил дедушка. – Кто уехал?______________

Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. – Кто выше всех?______________

Закончи предложения:

На повороте машина остановилась, (почему?)______________

На повороте машина остановилась, (зачем?)______________

Заяц запутывает следы, (почему?)______________

Заяц запутывает следы, (зачем?)______________

Мы торопились, (зачем?)______________

Мы торопились, (почему?)______________

Калашникова М.М.,
учитель-логопед

Словообразование

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Задания, направлен­ные на исследование навыка образования новых слов и форм слов, выполняются в устной  форме. Объем предъявляемого материала зависит от возраста ребенка и его работоспособности.

Суффиксальный способ образования имен существительных

Представленный языковой материал должен учитывать онтогенетический принци­п появления грамматических форм, доступность слоговой структуры предъявляемых слов и уровень сложности их лексического значения.

Обследование понимания данных форм проводится с привлечением наглядного материала там, где это возможно: например, при использовании суффиксов с уменьшительным или увеличительным значением (дом до­мик домище), при суффиксальном обозначении половой при­надлежности животных, их детенышей (тигр тигрица тиг­ренок тигрята) и т.п.

Суффиксальный способ образования имен прилагательных

Языковой материал предъявляется в виде моделей

При обследовании логопед должен обратить внимание, во-первых, на уровень обучаемости ребенка грамматическим моделям, харак­тер ошибок, и только, во-вторых, — на уровень сложности осво­енного материала

Обследование понимания не проводится

При анализе материала особое внимание уделяет­ся характеру ошибок и уровню обучаемости данным языковым моделям

Суффиксальный способ образования глаголов

Языковой материал представлен в виде моделей

При обследовании логопед должен обратить внимание, во-первых, на уровень обучаемости ребенка грамматическим моделям, харак­тер ошибок, и только во-вторых, — на уровень сложности осво­енного материала

Обследование понимания не проводится

При анализе материала особое внимание уделяет­ся характеру ошибок и уровню обучаемости данным языковым моделям

Префиксальный способ образования имен существительных и глаголов

Материал: сюжетные картинки. 

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Задание 1 — рассмотреть картинки и составить по ним пред­ложения. Языковой материал: — серия картинок со сквозным героем предполагает использование однокоренных глаголов при состав­лении предложений. Эти картинки можно также использовать при исследовании понимания значений приставочных глаголов, пред­лагая детям задания типа «Угадай, где …» или «Покажи, где …».

Материал задания 2 — не связанные сюжетом картинки. Инструкция аналогичная.

Оцениваются следующие показатели:

  • уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи (употребление и понимание);
  • степень обучаемости грамматическому оформле­нию языковых и речевых единиц;
  • характер грамматических ошибок;
  • уровень помощи взрослого

Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании  детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).

Слайд 169. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов.Материал: парные

картинки с изображением разных событий.Инструкция: «Рассмотрим две картинки и составь по ним одно предложение. Например: Первая картинка «Пришла осень», вторая картинка «Птицы летят на юг». Составляем одно предложение: Наступила осень и птицы улетают на юг».Мальчики читают … Девочки рисуют.Дети пошли в лес … В лесу выросли грибы.Началась метель … Пограничник стоит на посту.Дети покупают ёлочные игрушки … Дети наряжают ёлку.Приведенные выше девять заданий многофункциональны. Выполняя их, дети могут допускать не только синтаксические, но и смысловые и лексические ошибки. Оценка ответов детей может производиться по разным критериям:- грамматическое оформление;- лексическое оформление;- смысловая адекватность;- наличие ошибок, обусловленных трудностями звукослоговой стороны речи.

Шаг 4: Связность речи

Связность, последовательность и логичность — признаки правильного развития речи. В норме старшие дошкольники владеют фразовой развернутой речью, составляют рассказ по картинке или серии иллюстраций, последовательно пересказывают сюжет сказки, рассказа, увиденного фильма. Они вычленяют главную сюжетную линию и опускают второстепенные моменты.

У деток дошкольного возраста оценивают разные умения.

Во-первых, могут ли они закончить высказывание по иллюстрации, на которой изображено действие. Спрашивают, что нарисовано на картинке. Ожидается развернутый ответ на вопрос.

Во-вторых, могут ли устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и вербально их озвучивать. Для этого предлагают три картинки, например с изображением девочки, леса и корзинки. И просят составить рассказ с использованием всех трех изображений.

В-третьих, умеют ли составлять последовательный рассказ по серии иллюстраций. Для этого предлагают серию картинок, на каждой из которых нарисован эпизод истории. Задача — составить рассказ, опираясь на каждую картинку.

В-четвертых, могут ли детки вести монолог. Просят рассказать о каком-нибудь событии (поездке на море или в гости к бабушке с дедушкой, о проведенном Дне рождения или Новом годе). В этом же упражнении можно проверить и способность вести диалог, задавая вопросы.

В-пятых, умеют ли дети описывать, владеют ли понятием признаков предметов. Предлагают игрушки или картинки, на которых видны их свойства и детали (цвет, размер, текстура, форма). Просят описать увиденное как можно полнее в форме рассказа.

Еще одно задание — пересказ рассказа. Дошкольнику рассказывают сказку. Задача — запомнить ее название и содержание и пересказать. Чем больше деталей запомнит малыш и чем последовательнее будет его повествование, тем лучше.

В 6 – 7 лет ребята умеют фантазировать. Поэтому их просят придумать историю (по картинкам или без них). Оценивают грамматическое оформление, логичность, предложения (простые или сложные).

Ведущая деятельность дошкольников — игровая. Поэтому все задания организуют в форме игры. Чтобы снизить стресс, диагностику проводит знакомый им человек (например, логопед детского сада, которого они хорошо знают).

При нормальном развитии речи будущие школьники говорят связно и последовательно, отвечают на вопросы развернуто, ведут диалог и монолог.

Важность диагностики развития речи

Дошкольный возраст — важный период в подготовке ребенка к школе. Успешная учеба в некоторой степени зависит от речевого развития. Чем оно лучше, тем легче будет первокласснику учиться, осваивать грамоту. Если же имеются нарушения, это чревато трудностями для ученика: ему будет сложно овладеть навыками чтения и письма, а в дальнейшем и осваивать школьную программу.

Вот почему так важна своевременная диагностика развития речи. Пока до поступления в первый класс в запасе есть несколько лет, нужно откорректировать любые нарушения и довести речь малыша до нормы.

Задачи: помочь детям практически освоить морфологическую систему языка (число, падеж), помочь в овладении синтаксической стороны русского языка, дать знания детям, о некоторых способах словообразования.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Раздел грамматики Возраст детей
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Морфология Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за. Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с существитель-ными.
Словообразование Употребляют существительные в форме ед., мн. ч., существительные, обозначающие животных и их детенышей, форму мн.ч. существительных в род. п. (ленточек) Образуют форму мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют эти существительные в им., род. п. (котята — котят), правильно используют форму мн.ч. род.п. существительных (яблок). Образуют форму мн. ч. существительных обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу) Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова
Синтаксис Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении. Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью. Используют предложения разных видов.

Слайд 102. Составление предложений по картинкам. (Предложения простой модели: подлежащее + сказуемое

+ простое дополнение.)Материал: сюжетные картинки.Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».Девочка моет руки.Мальчик режет хлеб.Мальчик забивает гвоздь.Дети лепят снеговика.Кошка лакает молоко.3. Составление предложений по картинкам. (Предложения сложной модели: с простыми и сложными предлогами.)Материал: сюжетные картинки.Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».Мальчик играет в мяч (в футбол).Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя).Мальчик лезет через забор.Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).Няня стелит коврик около кровати (достает из-под кровати).

Понятие «дидактическая игра», ее структура, особенности. Специальные игры и упражнения для усвоения детьми дошкольного возраста грамматических форм. Классификация грамматических игр.

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их обучения. Дидактические игры используются в работе с детьми дошкольного возраста для решения многообразных речевых задач, в том числе и для формирования грамматического строя речи русского и белорусского языков. Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры имеют своеобразную структуру. Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

— дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

-игровые правила;

— игровые действия;

окончание игры, подведение итогов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: