Роль взрослых в развитии речи малыша

Роль взрослых в развитии речи малыша

Какие факторы влияют на развитие речи

Факторы влияющие на развитие речи ребенка.

Освоение ребенком устной речи определяется такими условиями:

  1. Наследственность, строение речевых органов. Неправильная анатомия органов артикуляционного аппарата, неразвитые лицевые мышцы осложняют развитие речи у детей 1-3 лет. Укрепить мускулатуру лица помогают питье через соломинку, надувание воздушных шаров. Тогда как физиологические проблемы решаются медицинскими методами.
  2. Корректная работа ЦНС, речевой зоны головного мозга. Нарушения функций нервной системы или центра Брока часто сопровождаются задержкой речевого развития у детей. Для развития этих функций применяются упражнения для мелкой моторики рук.
  3. Беременность, роды без осложнений. Исследования подтверждают, что анемия во время вынашивания плода, преждевременные роды до 35 недели, гипоксия и другие патологии задерживают развитие речи в раннем возрасте.
  4. Контакт с родителями и близкими родственниками с первых дней жизни. Фундамент будущего общения и здорового развития новорожденного — ощущение безопасности, физическая близость к матери, обеспечение физических и эмоциональных потребностей.
  5. Постоянное взаимодействие родителей с ребенком. Об общении узнает из смены выражения лица, движений, жестов. Затем начинает воспринимать обращенную речь, различать эмоции, интонации голоса. Поэтому рекомендуется проговаривать свои действия, называть малыша по имени, не игнорировать лепет или плач.

Методы развития речи у дошкольников

Дошкольники осваивают родной язык разными способами. Общение — основа речевого развития у детей старше 3 лет, поэтому в коллективе становление речи происходит быстрее. Игры со сверстниками всегда требуют комментариев, объяснений, вопросов.

Другие советы по формированию речевого навыка для воспитателей в детском саду:

  • наблюдать за миром — не только показывать окружающие предметы, но и картинки, книги, фильмы и пр.;
  • придумывать свои сюжеты — воспитатель рассказывает начало истории, описывает явление или игрушку, затем предлагают дошкольникам сочинить продолжение;
  • читать детские произведения — учит вниманию, развивает навык слушания, иногда после чтения детям предлагается пересказать своими словами;
  • развивать дикцию — диалоги, словотворчество, короткие стихотворения с четким произношением звуков, чтобы тренировать артикуляционный аппарат;
  • игровые методы — дидактические игры, инсценировки учат монологической и разговорной речи, культуре общения, обогащают словарный запас.

Эти методы помогают закрепить полученные навыки, расширяют коммуникативные возможности ребенка.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Чтобы стимулировать формирование речи с раннего возраста, необходимо развивать все способы восприятия. В первые годы об окружающем мире ребенок узнает через ощущения, собственные действия и получаемый отклик.

Рекомендации для речевого развития через сенсорную систему:

Осязание.
Тактильные чувства дарят первые представления о жизни

Важно постоянно прикасаться к новорожденному, делать массаж, зарядку
Также рекомендуется знакомить его с текстурами: выбирать игрушки из разных материалов, предлагать потрогать воду, траву или цветы на улице, крупы или песок.

Зрение.
Учит фокусироваться, сосредотачиваться, обращать внимание на предмет и удерживать его взглядом. Кроме мобиля или бортиков в кроватке, необходимо также показывать обстановку в квартире, знакомить с предметами (автомобили, деревья, птицы и пр.) на улице.

Слух.
Рекомендуется создавать насыщенное звуковое пространство: бытовые звуки, музыка, пение
С рождения требуется постоянно говорить с ребенком, комментировать свои действия, называть предметы вокруг

Важно отвечать на лепет, повторять звуки, чтобы стимулировать подражание речи взрослого.

Вкус.
Предлагая незнакомый продукт, необходимо его назвать, описать вкус (яблочное пюре сладкое), свойства (творог делается из молока, которое дает корова). Это познакомит ребенка с новыми понятиями.

Обоняние.
Запахи ассоциируются с предметами, которым соответствуют. Через обоняние ребенок учится различать приятные и неприятные ощущения, расширяет сенсорный диапазон.

Моторика.
Подвижность способствует познанию мира, поэтому нельзя ограничивать перемещения. В безопасном пространстве повышается уверенность в себе, развивается любознательность, игровые навыки. Связь мелкой моторики и речи доказана научно. Пальчиковые игры, любые упражнения с маленькими предметами, бытовые действия (завязать шнурки, самостоятельно есть ложкой) способствуют развитию точности движений и произношения.

Методы развития речи у дошкольников.

Этапы раннего логопедического обследования

На ранних этапах логопедической диагностики речевого развития ребенка уделяется внимание развитию коммуникационных функций, которые реализуются вне речевого развития ребенка. Так, анализу подвергается когнитивное развитие ребенка – подражание, жесты, выражения лица, мимика

Анализ проводится в примерно годовалом возрасте. Он позволяет оценить реагирование ребенка на обращенную речь, оценить его адекватность, способность наблюдения за показываемыми действиями, отслеживания каких-то объектов.

Логопедическое обследование ребенка раннего возраста реализуется в течение нескольких этапов:

  1. Оценка прагматических аспектов коммуникации годовалого ребенка. На этом этапе происходит анализ понимания ребенком обращенной речи, развитие лепетной речи и степень ее сформированности, перехода к произнесению отдельных слогов и слов и произношения первых слов, пусть в упрощенной, искаженной форме. Здесь же оцениваются факторы, которые влияют на звуковую активность ребенка, на его речевое становление, а также навыки глотания и жевания, которые отражают развитость артикуляционного аппарата и его готовность к речевому произношению.
  2. Анализ семантического речевого развития. Он связан с пониманием ребенка речи окружающих и адекватного реагирования на обращенную речь. Анализ проводится на преддошкольном этапе развития ребенка, т.е. где-то с полутора до трех летнего возраста.
  3. Анализ диалогических навыков общения. Ребенок может еще не владеть словами приветствия и прощания, но умеет совершать кивки головой, жесты руками, отражающие положительную или отрицательную реакцию на вопросы, на приветствия.
  4. Анализ словарного запаса ребенка и его соответствия уровню развития мышления. Происходит исследование количество активного и пассивного словаря ребенка и использования невербальных средств общения.
  5. Связь речевого развития с иными параметрами развития ребенка раннего возраста. Оценка подлежит развитие моторных функций организма, формирование социальных навыков общения.

Логопедическое обследование предполагает разнообразные формы и методы работы. Задания, ориентированные на выявление уровня развития ребенка раннего возраста делятся на два блока:

  1. Исследование уровня развития неречевой деятельности. Здесь происходит изучение развития слуховых процессов, зрительного восприятия, развития моторики и иных психических функций организма.
  2. Исследование фонетической и фонематической стороны речи. Здесь происходит анализ уровня развития экспрессивной и импрессивной речи, оценивается фразовая речь и динамика ее состояния.

Как родители разговаривают с малышом?

С появлением малыша в вашей семье можно услышать два вида речи: первый — когда вы разговариваете между собой; второй — это речь с ребенком, направленная на ребенка. Вы никогда не задумываетесь о том, как вам разговаривать с членами своей семьи и как разговаривать с малышом. Это происходит автоматически. Как только вы видите малыша, вы сразу же меняете интонацию, говорите более высоким тоном, ласково, простыми предложениями, часто повторяете одни и те же слова, называя части тела ребенка, предметы и игрушки, которые его окружают, намеренно выделяете слова, делаете паузы в речи.

Вы подстраиваете свою речь под ребенка и выражаете не только действиями, но и словами свои чувства к ребенку, улыбаетесь, говорите то тихо, то громко, медленнее или быстрее, останавливаетесь и прислушиваетесь к тем звукам, которые начинает произносить ребенок, и повторяете их за ребенком.

Такая речь, направленная на ребенка, называется «материнский язык». Таким языком говорят все родители и взрослые, которые окружают малыша. Все эти «подстройки» помогают малышу усваивать родной язык и произнести долгожданные первые осмысленные слова.

Когда ребенок произносит первые слова и более осмысленно смотрит на окружающие предметы (это происходит, когда малыш достигает годовалого возраста), речь взрослых, направленная на ребенка, приобретает другие признаки. Родители начинают комментировать все, что делает ребенок. До года родители, в основном, говорили о самом ребенке, о чувствах к нему. Сейчас они озвучивают все действия малыша: «Ты взял мишку. Мишка упал. Бах — упал.», называют все предметы и действия, на которые указывает ребенок.

В период раннего детства родители являются основными проводниками между ребенком и окружающим миром. Родители знакомят ребенка с первыми впечатлениями об окружающей обстановке и с родным языком. Все это происходит в повседневной жизни, когда ребенок ест, когда вы одеваете малыша, идете на прогулку, когда умываете или купаете малыша, когда играете с ним или читаете книжки.

Вы привлекаете внимание малыша к предметам, подносите к ребенку предметы, даете ему и называете их; подносите ребенка к тому предмету, который он не может достать, показываете и рассказываете об этом предмете. Эти действия имеют смысл для ребенка, он участвует в общении и обучается родному языку

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Становление связной речи — сложный процесс в развитии, который начинается с рождения и активно продолжается в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли с помощью слов, воздействуют на окружение, получают отклик на свои мысли или чувства.

Своевременное речевое развитие помогает:

  • стимулировать функции головного мозга и ЦНС, которые интенсивно формируются в раннем возрасте;
  • до полного созревания речевого центра в мозге накопить словарный запас, научиться управлять средствами родного языка;
  • сформировать разные виды мышления, восприимчивость к обучению и воспитанию;
  • расширить круг общения за пределами семьи, повысить уверенность в своих силах;
  • связать произношение со слухом, развить речевые органы через артикуляцию, особенности произношения (интонацию, темп, ритм, тембр);
  • познавать мир, поскольку речь позволяет ребенку получить представление об окружающих предметах или явлениях;
  • в процессе обучения младших школьников для развития грамотности, навыков чтения, письма.

В опыте становления личности обучение родному языку занимает важное место: меняются механизмы психики, устанавливается рациональное восприятие окружающего мира

«Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического недоразвития речи»

Цель: познакомить родителей с
дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического
слуха и зрительного восприятия.

— Нас окружает мир, полный
разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим – это
звуки. Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из
звуков. Звуком слово начинается, звуком и заканчивается. В середине слова тоже
звуки. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них
несколько портретов букв. Есть буквы – загадки: портрет один, а звук совсем
другой. Чтобы во всем разобраться, надо научиться слушать и слышать звуки.

Есть физиологический слух – это
умение слышать звуки окружающего мира: шум ветра, скрип двери, пение птиц,
гудок автомобиля, музыку.

А есть фонематический слух –
это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы
родного языка.

Недостаточное развитие
фонематического слуха, тормозит процессу звукообразования у детей, а в
последствии, дети плохо справляются со звуковым анализом и синтезом слов в
школе, что приводит к ошибкам на письме. Дети с нарушением фонематического
восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят
правильно

При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь
родителей, педагогов и логопеда. На помощь придет дидактическая игра

Дидактическая игра имеет две
цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует
ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми. В
игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую
активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого
напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра
имеет и определенный результат, который является финалом игры, где
подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является
показатель успеха детей в усвоении знаний и умений

Что же такое дидактическая
игра, развивающая фонематический слух ребенка с общим недоразвитием речи? Это
многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего
воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей.
Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и
игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами,
специально созданными взрослыми.

Дидактическая игра имеет
определенную структуру: дидактическая задача, решая которую в занимательной
форме, дети достигают положительного результата, игровое действие – основа
игры, является рисунком сюжета игры, правило, которое помогает управлять
воспитательно-образовательным процессом. В игре детей, прежде всего, увлекает
игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство
удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок
выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный
результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого
ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей в усвоении
знаний и умений.

Характеристики благополучного развития речи ребенка раннего возраста

Замечание 1

Отметим, что проведение ранней диагностики позволяет выявить наличие речевых патологий у ребенка и сформировать профилактические программы обучения, направленные на развитие речи ребенка.

Если логопедическое обследование демонстрирует следующие показатели, то уровень речевого развития ребенка раннего возраста является совершенно нормальным:

  • Нормальное возрастное физическое развитие организма;
  • Отсутствие неврологических патологий;
  • Активное общение со своими близкими и наличие стеснения во взаимодействии с чужими людьми;
  • Повторение речи – слов, фраз за взрослыми;
  • Повторение демонстрируемых действий;
  • При произношении отдельных слов и фраз происходит прислушивание к собственной речи и наблюдает стремление к коррекции ошибок.

При иных параметрах речевого развития, т.е. при наличии неврологических отклонений, нежелании повторять речь, проявлении безразличия к окружающему и не восприятию обращенной речи, говорят о том, что у ребенка наблюдаются речевые отклонения. Выявления их степени требует проведения дополнительной диагностики специальной направленности.

Условия проведения диагностики речевого развития детей раннего возраста

При проведении обследования уровня речевого развития ребенка раннего возраста следует соблюдать ряд условий:

Вариативность форм работы. Задания должны быть разнообразными и интересными. Ребенок должен получить возможность выбора той деятельности, которая ему интересна, которая его привлекает. Это повысит продуктивность исследования.
Ведение протокола обследования. Предполагается отражение всех фактов деятельности ребенка, всех его реакций, всех действий. Некоторые, даже незначительные моменты, иногда играют решающую роль в постановке диагноза.
Анализ навыков детей выполнять действия по словесной инструкции. Ряд заданий должны быть обязательно построены именно в опоре на словесную инструкцию.
Акцентирование внимания на работе рук ребенком: двумя руками он работает или одной, какой руке отдает приоритет, как часто использует ту или иную руку, одну или обе руки.
Запись хода исследования на магнитофон или диктофон

Это позволяет зафиксировать все звуки, произнесенные ребенком, обратить внимание на его интонацию, выразительность и т.д.
Анализ совершения действия с мелкими предметами. В работе обязательно используются мелкие предметы и совершаются с ними разнообразные манипуляции

Это позволяет оценить развитость моторных функций, реакций ребенка.
Наличие эмоциональных всплесков при выполнении детьми заданий. Эмоциональные возгласы, слова, фразы отражают уровень развития эмоциональной сферы ребенка, оценить адекватность реагирования на внешние раздражители, речь.
Соблюдение последовательности заданий диагностики. Первоначально используются задания для оценки развитости неречевой деятельности ребенка, затем, они дополняются разными вариациями речевых заданий, которые включаются в диагностику по мере их усложнения.

Использование общения в качестве средства развития речи

Овладение речью является достаточно сложным процессом, изучением которого занимаются педагогики и психологи. Это обусловлено тем, что дети не могут сосредоточиться на чем-то одном и целенаправленно овладевать речью. Лишь к двум годам дети овладевают минимальной системой знаков – языком.

В настоящее время используется достаточно обширный арсенал средств по развитию речи у детей дошкольного возраста. Основным, из которых, является общение ребенка с его ближайшим окружением. Помимо развития речи, общение оказывает положительное влияние на развитие познавательной и предметной деятельности.

Замечание 2

Таким образом, овладение речью оказывает влияние на перестройку детской психики, ребенок начинает понимать и осознавать все, что происходит вокруг него.

Использование общения, в качестве средства развития речи у детей дошкольного возраста, предусматривает:

  1. Использование речи взрослого (воспитателя, родителя и т.д.), в качестве культурной языковой среды.
  2. Активное общение ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.
  3. Овладение родной речью в рамках организованных занятий и свободной самостоятельной деятельности.
  4. Чтение художественной литературы и обращение к разнообразным видам искусства.

Общение является уникальным средство развития речи ребенка дошкольного возраста, так как зачастую оно возникает намного раньше речи. Процесс формирования речи ребенка осуществляется в той социальной среде, в которой живет и развивается ребенок, на фоне естественной потребности ребенка в общении.

Зачастую в ходе общения возникают различные противоречия, которые у ребенка образуют разнообразные языковые способности, постепенно ребенок овладевает новыми формами речи. Но это возможно только лишь в том случае, если ребенок активно общается со взрослыми, и они «идут» в общении к нему на встречу (то есть, не отказываются общаться).

Общение подразумевает наличие собеседника, только в этом случае будет развиваться и совершенствоваться речь ребенка

Именно поэтому важно присутствие взрослого, который выступает в качестве стимула употребления речи в процессе общения

Характер и содержание общения выступают в качестве одного из определяющих факторов для содержания и уровня речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Речевое общение дошкольников осуществляется в рамках различных видов деятельности:

  1. Специальные занятия по развитию речи.
  2. Самостоятельная деятельность детей.
  3. Игровая, трудовая, продуктивная и иные виды детской деятельности.
  4. Чтение художественной литературы и последующее обсуждение прочитанного.
  5. Просмотр и обсуждение иллюстраций, картин, репродукций и т.д.

Замечание 3

Данные методы могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности. Важным является то, что все они предполагают общение между участниками деятельности.

Жесты и мимика в общении с малышом

Многие родители в общении с малышом активно используют жесты и мимику, чтобы лучше донести до ребенка смысл слова или понятия и показать ему, каким образом малыш может выразить свои желания и потребности, еще до того, как он научится говорить. Когда родители говорят о большом предмете, вместе со словом «большой» они разводят руки в стороны, делают яркой мимику: расширяют глаза, поднимают брови, произносят звуки «О–о», «Какой большой». Говоря о маленьком предмете или игрушке, они указательным и большим пальцем показывают «маленький», мимика и интонация, которой они показывают «маленький», меняются.

Очень активно используют указательный жест, чтобы привлечь внимание малыша к предмету и быть уверенным, что малыш усвоит именно то слово, которое обозначает этот предмет. Малыши очень внимательно слушают и смотрят, как это показывают родители, и вскоре вы можете увидеть, как похоже малыш использует ваши жесты при общении

Часто родители говорят о том, что малыш использует жесты и мимику, очень похожие на жесты папы или мамы.

Существует мнение, что ребенку нельзя показывать много жестов, потому что он не скоро начнет говорить.

Это не совсем верно. Жесты, мимика и интонация для малыша, который осваивает родной язык, являются основным средством общения с родителями. Ребенок может показать вам свои чувства, потребности, желания. У малыша, а не только у взрослых, появляется возможность и средства, чтобы влиять на окружающих для удовлетворения своих потребностей. Ребенок может отказаться от чего-либо не только плачем, но и другими способами. Он может отвернуться от нежелаемого предмета, покачать головой в знак несогласия, сделать жест рукой «не хочу!», закрыть глаза.

Когда ребенок начнет произносить больше слов, он начнет понимать, что его быстрее поймут и выполнят его просьбу, когда он скажет это словами. С увеличением количества слов и произнесением простых предложений, малыш будет меньше и меньше использовать жесты в общении со взрослыми.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родители первыми знакомят новорожденного с общением. Наблюдая этапы становления речи ежедневно, они могут вовремя заметить нарушения и исправить их.

Чтобы помочь речевому развитию дошкольника, в домашних условиях родителям необходимо:

  • с первых дней четко проговаривать слова, не искажать звуки при подражании детскому лепету;
  • использовать много слов, называть окружающие предметы, описывать бытовые действия, чтобы познакомить ребенка с разными понятиями;
  • в форме игры придумывать с дошкольником новые словоформы для понимания родного языка;
  • обогащать речь эмоциями, сопровождать произносимые слова выразительной мимикой, жестами (улыбаться = радость, хмуриться = печаль);
  • знакомить с детскими книгами, рассказывать короткие истории, подавая пример связного монолога, предлагать ребенку самому придумать продолжение или пересказать сюжет.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: