Давайте жить дружно, или как обуздать драчуна

Кто виноват?

Прежде чем переходить к решению проблемы, важно выяснить ее причины – они могут быть различными. В раннем возрасте, до 1 года, попытки укусить маму или дать приятелю из песочницы лопаткой по голове носят характер обычного любопытства: «А что из этого получится?» Попутно малыш уяснит для себя, вкусная ли у мамы рука, и громко ли будет плакать приятель

От года до двух драки часто являются для ребенка способом выразить те эмоции, которые он пока не умеет выразить словами. В некоторых случаях (чаще во время баталий с мамой и близкими родственниками) малыш размахивает кулаками для снятия напряжения и воспринимает драку как веселую игру, не осознавая пока негативных последствий, в частности, что причиняет кому-то боль.

В возрасте от трех до пяти лет малыш уже неосознанно ищет границы допустимого поведения – «что такое хорошо и что такое плохо». Это период, когда дети активно взаимодействуют на детской площадке в процессе игры: конфликты возникают неизбежно – но ребенок не всегда знает, как их разрешать мирно.

В возрасте от пяти лет драки становятся способом самоутверждения, особенно для мальчиков. Конкуренция в мужском мире существует даже на уровне дошкольников. Как выделиться на фоне других? Как добиться авторитета и внимания к своим словам и поступкам? Впрочем, к дракам прибегают далеко не все ребята, так как многие из них к этому возрасту успевают научиться мирному разрешению споров.

Можно также выделить несколько причин детской агрессии, не имеющих отношения к возрасту ребенка. Они могут провоцировать малыша на драки практически в любом возрасте, кроме, возможно, самого младшего:

состояние здоровья, например болезнь (она вызывает чувство дискомфорта, которое, в свою очередь, выливается в неоправданную агрессию);
особенности характера (вспыльчивый, нетерпеливый);
подражание кому-либо из близких родственников (либо отцу, который часто ввязывается в «выяснение отношений», либо маме, которая склонна выплескивать раздражение на окружающих);
протест против жесткого воспитания или против гиперопеки;
способ привлечь внимание взрослых;
неумеренная самооборона;
конфликты в семье (даже если ребенок не видит их своими глазами, он чувствует напряжение);
ревность (ко второму ребенку или новому мужу мамы);
практика телесных наказаний в семье (вырабатывается установка «бить других можно»);
воспитание (мама и папа убеждают ребенка в его исключительности и внушают, что необходимо любыми способами, в том числе кулаками, отстаивать свои права).

Канадские ученые, совместно со специалистами больницы Сэн-Жюстин, в ходе наблюдений доказали, что агрессивное поведение ребенка является генетически наследственным явлением. Исследователи попросили родителей 667 пар близнецов оценить уровень агрессии детей в разные возрастные промежутки: 20, 32 и 50 месяцев. Практика подтвердила теорию: агрессия наиболее характерна для детей раннего возраста. По мнению ученых, «роль» генов в агрессивности детей составляет 50%. Остальными факторами, приводящими к повышенной агрессивности, исследователи называют окружающую среду и ролевые модели в семье. К счастью, несмотря на «давление» генов, большинство детей эту проблему перерастают.

Как проявляется детская агрессия

Агрессия – активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основана на негативных эмоциях, желании навредить.

В то же время это сила, которая присуща всем животным. Это нервное возбуждение и энергия, необходимая для реализации собственных желаний и самозащиты. В природе даже зайцы могут активно бороться за свою жизнь и сражаться с хищными птицами. Жизнь совсем без агрессии лишает смелости и умения отстоять свои интересы.

Но здесь мы рассматриваем те аспекты, которые доставляют неудобство окружающим.

В два года дети часто кусаются, для них это как способ познания мира, так и средство отстоять свои права, выразить свое недовольство неудачами и способ самоутвердиться. Также они могут попытаться ударить родителя или сверстника.

К трем годам ребенок лучше владеет своим телом и расширяется репертуар проявления агрессии: он может плеваться, кусаться, пинаться, бросаться предметами, бить других и устраивать истерики

Но в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить внимание малыша на что-то другое

К 4-5 годам добавляется вербальная агрессия, дети больше обзываются, но меньше используют зубы или игрушки. В то же время они пока оценивают все окружающее полярно хороший – плохой, им сложно представить переживания другого, встать на его точку зрения. У девочек могут быстрее добавляться новые формы протеста, такие как молчание, игнорирование.

К 6-7 годам детская агрессия может проявляться любым описанным способом, новым приобретением является месть. Зачастую она используется чтобы скрыть другие эмоции – страх, неудовольствие, обиду.

Младшие школьники уже имеют определенный самоконтроль, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание.

С возрастом улучшаются навыки речи и контроля своих эмоций, и в то же время детская агрессия становится более изощренной и болезненной для окружающих. В подростковом возрасте при гормональной перестройке организма более чувствительными и агрессивными становятся даже спокойные прежде дети.

Способы коррекции агрессии у детей школьного возраста

Как же помочь агрессивному ребёнку? Прежде всего нужно понять для себя, что он ведёт себя так не потому, что он плохой или неправильный, а потому, что не знает, как иначе разрешить ситуацию или привлечь к себе внимание. И задача взрослого — помочь маленькому человеку, а не обвинить и унизить его

Правила для взрослых

Взрослым следует придерживаться следующих правил:

  1. Давать обратную связь о конкретных поступках, а не о личности. Вместо того, чтобы говорить ребёнку, что он плохой, невоспитанный и т.д., следует обращаться к фактам (что сказал/сделал, как при этом себя вёл. При этом обращаться только к ситуации «здесь и сейчас», не стремясь припомнить все похожие случаи в прошлом).
  2. Использовать «Я-сообщения». Следует говорить не «Почему ты до сих пор не убрал игрушки?», а «Мне неприятно, что вокруг такой беспорядок».
  3. Контролировать собственные негативные эмоции, снимать напряжение ситуации. Ответная агрессия в виде криков, запретов и недоверия вызовет в ответ только большее сопротивление. А вот демонстрация модели конструктивного неагрессивного поведения поможет сгладить конфликт и даст ребёнку пример.
  4. Обсуждать проступок наедине. Обсуждать инцидент с агрессивным поведением нужно как можно скорее, спокойно и адекватно, без свидетелей и осуждения на публике.
  5. Спокойно относиться в случае незначительной агрессии. При неопасной и объяснимой агрессии можно прибегнуть к: полному игнорированию реакций, выражению понимания чувств ребёнка, переключению внимания.
  6. Поощрять даже минимальные позитивные изменения. Так ребёнок почувствует, что его любят, принимают и ценят.

Соблюдение этих правил поможет выстроить контакт с агрессивным ребёнком, создаст атмосферу доверия, в которой взрослый — это друг и помощник.

Почему у ребенка случаются истерики

Первые истерики начинаются у ребенка после года и достигают своего пика в 2–3 года. Что же является причинами истерик у малышей?

  • Трудности в коммуникации. В этом возрасте дети только начинают развивать навыки общения и выражения своих потребностей и эмоций. Они могут испытывать фрустрацию и раздражение, когда не удается адекватно выразить свои желания, чтобы окружающие поняли, или понять то, что требуют от них взрослые.

  • Усталость, переутомление, недосып. В 2–3 года малыши очень чувствительны к недостатку сна и погрешностям в режиме, поэтому переутомляются довольно быстро. Недосыпание может приводить к повышению уровня раздражительности и склонности к истерикам, а систематическое нарушение режима сна и отдыха — к гиперактивности, агрессивности и сниженному контролю над поведением.

  • Ощущение отсутствия контроля. Тоддлеры уже начинают осознавать свою независимость и желание контролировать то, что их окружает. Однако часто им приходится сталкиваться с ситуациями, когда им самим необходимо подчиняться правилам и ограничениям, а это почти всегда вызывает недовольство у малышей.

  • Физиологический дискомфорт или неудовлетворенные потребности. Когда ребенок голоден, испытывает жажду, болеет или хочет в туалет, он особенно вспыльчив или раздражителен, причем в силу возраста ему сложно понять, что конкретно его тревожит. Настроение становится плохим, агрессию и тревогу вызывает даже самый безобидный повод, и малыш легко впадает в истерики.

  • Изменения в жизни ребенка. Переезд, рождение второго ребенка, потеря близкого или развод родителей, смена детского сада и другие изменения в привычном образе жизни дестабилизируют малыша и могут влиять на его настроение и склонность к истерикам.

  • Подражание. Если в окружении ребенка есть вспыльчивые, излишне эмоциональные, тревожные люди, высока вероятность, что ребенок подсознательно начнет повторять их поведение.

Каждый малыш индивидуален, и истерика часто является следствием комбинации нескольких факторов. Если истерик становится слишком много, если они затрудняют повседневную жизнь и ребенку, и взрослому, может быть полезным обратиться за поддержкой и помощью к педиатру или детскому психологу.

В чем выражается детская агрессия?

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: почему маленький ребенок кусается в 2 года?);
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: почему ребенок дерется с родителями и что делать?);
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: советы психолога о преодолении кризиса 4 лет у детей );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис у детей 7 лет

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью

Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.

Что делать дальше?

Запоминаем основные правила борьбы с кусачестью и не отходим от них ни на шаг:

  • Строго и справедливо реагируем на все «фортели» карапуза. Любые негативные действия и попытки кусить, толкнуть, пнуть и проч., следует пресекать мгновенно.
  • Изучаем причины поведения малыша. Этот пункт, наверное, даже можно поставить первым. Анализируйте ситуацию! Если вы поймете, в чем причина кусачести чада, то вам будет проще исправить ситуацию.
  • Если ребенок демонстративно игнорирует родительское «это нехорошо», ищите компромисс. Не опускайте руки.
  • Если вы что-то запретили чаду, доводите воспитательный процесс до его логического завершения в обязательном порядке. Слово «нет» должно быть железным. Запретить и сказать «ай-яй-яй», а потом махнуть рукой, потому что некогда или «ничего страшного» — это ваш проигрыш.
  • Проводите беседы с ребенком. Чаще объясняйте про «хорошо и плохо», искореняйте вредные привычки в зачатке, тогда не придется их выкорчевывать потом.
  • Будьте строгими, но любящими. Ребенок не должен вас испугаться, ребенок должен вас понять.
  • Если кусачесть – это реакция чада на обиду, нанесенную сверстниками, то научите малыша не давать себя в обиду и отвечать обидчиками иными способами. Используйте ролевые игры, разыгрывайте сценки, с помощью которых малыш научится реагировать правильно.
  • Присмотритесь к группе, которую посещает карапуз, а также к его сверстникам. Возможно, его учит кусаться кто-то из окружения. Понаблюдайте и за самим малышом – как именно он общается с другими детьми в детском саду, не обижают ли его, не задирает ли он сам всех.
  • Обязательно попросите малыша пожалеть того, кого он укусил, и попросить прощения.
  • Если кусачесть наиболее активна в детском саду, а воспитатель не в силах усмотреть за вашим чадом по причине большого количества детей, рассмотрите вариант перевода крохи в другой сад. Возможно, частный, где практикуют индивидуальный подход.
  • Дайте малышу больше свободного места: личного пространства должно быть много. У вашего чада должна быть возможность выразить себя, сбросить негативные эмоции, остудить чувства.
  • Чередуйте активные занятия с ребенком со спокойными. А перед сном не перегружайте нервную систему малыша: за 2 часа до сна – только спокойные игры, за час до сна – купание с лавандой, потом теплое молоко, сказка и спать.
  • Всегда поощряйте хорошее поведение малыша. Основные принципы воспитания детей без наказаний

Важно понимать, что кусачесть – это только в первый раз шалость. А потом она может обернуться не только слезами покусанного товарища вашего чада, но и серьезной травмой с наложением швов

Ну, а там недалеко и до судебного иска, поданного родителями пострадавшего.

Варианты лечения подростковой агрессии в клинике Госпитальная

Консультация ВРАЧА психиатра

Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму

  • беседа для точного определения проблемы;
  • избрание оптимальной схемы лечения;
  • разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.

Время консультации – до 60 минут.

На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.

Стоимость 5 000 ₽

Амбулаторное лечение

  • Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
  • Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
  • Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
    контроль опытным медперсоналом;

Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!

Стоимость 6 500 ₽

Стационарное лечение

  • Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
  • Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
  • Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;

Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!

Стоимость от 7 000 ₽

Прогноз и профилактика

Для эффективного решения проблем детской агрессии необходимо взаимодействие родителей, педагогов и психологов. Большинство случаев имеют позитивный прогноз. Для предотвращения того, чтобы агрессивное поведение стало регулярным способом взаимодействия, необходимо гармоничное воспитание, предлагающее ненасильственные решения разногласий, а также признание гнева в соответствующей форме

Не стоит заострять внимание на незначительных агрессивных действиях ребенка

Говоря об агрессивных проявлениях, важно подчеркивать действия, а не черты характера («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»)

Одним из главных плюсов лечения агрессивного поведения в детской психиатрической клинике в Москве является профессионализм и опыт специалистов. Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Врачи клиники имеют большой опыт работы с детьми, страдающими от агрессии, и знают, как эффективно помочь им.

В клинике используются современные методики и технологии. Специалисты постоянно следят за новейшими достижениями в области психотерапии и применяют только проверенные методы лечения. Это позволяет достичь максимальных результатов в короткий срок.

Кроме того, клиника предлагает комплексный подход к лечению агрессивного поведения. Врачи не только работают с ребенком, но и включают в процесс его родителей и близких. Это помогает создать благоприятную обстановку для изменений и укрепить отношения в семье.

Консультация ВРАЧА психиатра

Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму

  • беседа для точного определения проблемы;
  • избрание оптимальной схемы лечения;
  • разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.

Время консультации – до 60 минут.

На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.

Стоимость 5 000 ₽

Амбулаторное лечение

  • Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
  • Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
  • Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
    контроль опытным медперсоналом;

Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!

Стоимость 8 000 ₽

Стационарное лечение

  • Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
  • Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
  • Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;

Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!

Стоимость от 7 000 ₽

Шустов Александр Дмитриевич

Врач психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт, кандидат медицинских наук

Психиатр
Психотерапевт

Кандидат наук, Врач высшей категории
Стаж: 9 лет

Врач — психиатр, психиатр — нарколог

Нарколог
Психиатр

Кандидат наук
Стаж: 20 лет

Психиатр, врач высшей категории, дмн

Психиатр

Доктор наук, Врач высшей категории
Стаж: 28 лет

Психотерапевт, психиатр-нарколог

Нарколог
Психотерапевт

Доктор наук, Профессор
Стаж: 24 года

Медицинский психолог

Нейропсихолог
Психолог

Стаж: 8 лет

Врач психиатр, нарколог, доктор медицинских наук.

Нарколог
Психиатр

Доктор наук, Профессор
Стаж: 43 года

Психиатр — нарколог, психотерапевт

Нарколог
Психиатр
Психотерапевт

Врач высшей категории
Стаж: 14 лет

Шевченко Ольга Юрьевна

Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог

Нарколог
Психиатр
Психотерапевт

Врач высшей категории
Стаж: 25 лет

Шишкина Евгения Сергеевна

Психолог реабилитационного сопровождения

Нейропсихолог
Психолог
Психолог реабилитационного сопровождения

Стаж: 7 лет

Губин Илья Анатольевич

Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог ,организатор здравоохранения

Нарколог
Психиатр
Психотерапевт

Врач высшей категории
Стаж: 20 лет

Данная статья проверена экспертом:

Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Еще несколько советов родителям агрессивных детей

Если ребенок увидит, как вы признаете свои слабости, как пытаетесь совладать с эмоциями, ему будет легче это делать самому.

Когда он успокоится, стоит обсудить причины произошедшего, его мотивы, ощущения. Спросите его, как ощущают себя окружающие? Захотят ли дети дружить с ним после произошедшего? Как он может исправить ситуацию, и как избежать ее повтора?

Осуществляйте контроль передач по ТВ, которые смотрит ребенок, не следует допускать, чтобы он смотрел новости и мультфильмы, в которых есть элементы жестокости.

Обосновывайте наказания и запреты, искренне говорите о любви

Важно, чтобы требования к детям были разумными, надо настаивать, чтобы они выполняли их, давая четкое понимание о своих ожиданиях

Запаситесь терпением, и у вас всё получится!

Что делать, если ребенок дерется на твоих глазах?

Многие мамы учат ребенка реагировать максимально нейтрально (отойти в сторону, промолчать, пересесть за другую парту), если другой ребенок пытается спровоцировать драку. Папы же, напротив, дают совет не молчать и дать сдачи – чтоб в следующий раз неповадно было!

Кто прав? Что лучше для ребенка – постоянно «подставлять левую щеку, если ударили по правой», или же защищаться методами агрессора — то есть кулаками?  Что делать, если ребенок дерется чаще, чем уходит от драки?

Минусы второго варианта поведения (драки) очевидны всем взрослым людям – и правды не добьешься, и сам себя дураком выставишь. Безусловно, объяснять это ребенку можно и нужно!

Но! Детский коллектив действительно жесток.

Если ребенок уходит от, так сказать, «непродуктивных» драк – это никого не удивит (скажем, если в группе есть один гиперактивный драчун, который задирает всех – дети нисколько не удивятся, если кто-то откажется выяснять с ним отношения). Но бывают случаи, когда от ребенка (особенно мальчика) действительно ждут одного-двух «мужских поступков», после которых ему обеспечены почет и уважение, мир, дружба и только шуточные потасовки!

Мамы, не удивляйтесь, что я пишу это о 5-8-летних детях — такие «законы джунглей» в детской среде, увы, есть!

И не каждому ребенку хватит мудрости и хитрости, чтобы обойти «дуэли за справедливость»! Пожалуй, это и есть тот случай, ради которого папы показывают сыновьям «фирменные приемчики» того, как давать сдачи…

Постоянно уходя от выяснения отношений, мальчик запросто может заработать репутацию мямли, маминого сынка и размазни. Поэтому, прежде чем вопить «Мой ребенок дерется, что делать-то?!» — расспроси у него, а во имя чего велось сражение?

Вообще, вопрос «Что делать, если ребенок дерется?» нужно решать не по факту конкретной драки, а в мирной обстановке, заранее.

Учи ребенка распознавать ситуации, где его провоцируют на драку ради драки –  на это «вестись» ни в коем случае нельзя!

Серьезно относиться надо ко всем детским конфликтам (кстати, есть статья, как научить ребенка разрешать конфликты самостоятельно) – обсуждайте все, разрабатывайте вместе с ребенком стратегию и тактику поведения на любой волнующий его случай! Можешь попробовать устроить домашние психологические тренинги – например, разыграйте сценку, где взрослый изображает обидчика (дразнит, поддевает «на слабо», толкает, берет без спросу вещи и т.д.), а ребенок – сам себя. То есть его задача – экспромтом решить, как реагировать.

Понятно, что жизненные ситуации могут вогнать ребенка в ступор, но обычно опыт таких домашних инсценировок не забывается совсем и в нужный момент ребенок придумает что-то иное, нежели драка!

Если ребенок дерется на твоих глазах – что делать?

Вначале – подойти и потребовать у обоих дерущихся прекратить драку: это надо сказать строго, но без крика и угроз сиюминутным наказанием! Потом развести детей и поговорить с каждым тет-а-тет, опять же, не пытаясь «навесить» вину каждому из них, а просто выяснить, чего они хотели добиться дракой (это если дети маленькие, а подростков допытывать не надо – твой ребенок может сам прийти за советом, если увидит, что никто его не обвиняет и не наказывает за сам факт драки).

Затем – по ситуации. Можно счесть данный конфликт исчерпанным. Если есть очевидно виновная сторона – можно наказать и осудить, но лучше – не за саму драку, а за то, что послужило причиной!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!

Маленький ребенок дерется: что делать родителям?

Чтобы помочь ребенку преодолеть агрессию родителям придется научиться быть терпеливыми и правильно разговаривать с чадом, выслушивать его до конца и пользоваться нехитрыми способами отвлечения внимания.  Практические советы, которые представлены ниже, разработаны специалистами по работе с агрессивными детьми. Все они прошли проверку  временем и признаны наиболее эффективными для решения подобных вопросов.

Для предотвращения агрессивного поведения у ребенка 3-5 лет специалисты советуют:

  1. Научить ребенка выражать раздражение, выбирая для этого приемлемую форму (работаем с проявлениями агрессии).
  2. Показать малышу, как распознавать собственный гнев и контролировать себя.
  3. В игровой форме развивать сопереживание и сострадательность к другим людям.

Эти общие рекомендации претворяются в жизнь разными способами. Разговоры и игры, моделирование похожих ситуаций с использованием любимых игрушек или сказочных персонажей, спортивные игры и переключение внимания – каждый из этих способов эффективен для борьбы с агрессией у малыша.

Примеры эффективных методов для устранения агрессии у детей:

Когда ребенок чувствует раздражение, гнев, обиду, предложите ему нарисовать или  вылепить из пластилина то, что он чувствует. Но при этом обязательно просите рассказать, что он делает и чувствует при этом. Скорее всего, что рассказ будет именно о настоящих причинах агрессии у ребенка

Заостряйте внимание малыша на чувствах, чтобы потом помочь ему  их идентифицировать и контролировать самостоятельно. Отвлекая его внимание, вы не дадите разгореться скандалу и истерике.

Сшейте подушечку и объявите, что это «мешок для злости»

Попросите малыша бить ее, как только он будет раздражен, то есть складывать плохое в мешочек. Это обезопасит его от травматизма во время истерики, не даст бить и кидать посуду или вещи.

Объясните, что в перспективе драчливость не выгодна ему лично. Если он побил сверстника, то тот не будет больше с ним играть. Если бьет взрослых, то они не захотят общаться с тем, кто делает им больно. В итоге, одному будет намного скучнее, чем в компании. Можно подойти к ребенку, которого обижает ваш малыш, обнять и поцеловать его. Таким образом внимание уделяется не драчуну, и он быстро сообразит, что может остаться один.

Обязательно донести до ребенка правила поведения в доме и на улице. Например, «когда мы не деремся, с нами тоже не дерутся», «если мы не обижаем, то и нас не обидят», «игрушки можно брать, когда они свободны». Дети стремятся к порядку и указаниям, потому что самим им сложно. Так что используйте убеждение словом и правилами.

Хвалите чадо, если он прислушался к вашим наставлениям, но не используйте слово «хороший» (по наблюдениям психологов малыши на него не реагируют). Акцентируйте внимание на том, сколько удовольствия он вам доставил своей сдержанностью.

Придумывайте совместные сказки, где он главный герой. Это поможет лучше понять чувства, как при рисовании и лепке. Применяя эффективные методы сказкотерапии, вы поможете  ребенку понять, как нужно и ненужно себя вести.

Почаще участвуйте в соревнованиях и устраивайте спортивные игры, физическая усталость не оставляет места психическому раздражению.

Оставляйте для ребенка в доступном месте бумагу или старые газеты, чтобы он мог их рвать. Предварительно объясните, что так вы узнаете о его гневе, а он ничего не поломает. Подобным по силе предложением считается топанье ногами или сильные вдохи-выдохи в момент приступа агрессии, а также боксирование с диванными подушками и резиновыми игрушечными молоточками.

Распознавать гнев можно научить с помощью плакатов или рисунков, которые сам малыш нарисует. Попросите изобразить разные эмоции и не убирайте рисунок. Договоритесь, что малыш может показывать вам на плакате то, что он чувствует.  Это поможет предотвратить вспышки агрессии.

Сострадать и сопереживать малыша научат инсценировки, которые он будет проводить вместе с родителями. Подойдут любые игрушки и предметы, поскольку воображение у детей развито намного сильнее, чем у взрослых. Просите, чтобы он сам придумывал и рассказывал о выдуманных героях. Рассуждайте с ребенкам, кто прав и виноват в придуманных им ситуациях. Во время игры информация воспринимается лучше, чем во время лекции о неправильном поведении.

Иногда разрешайте ребенку пошуметь, побегать, попрыгать и повопить. Лучше пусть малыш выплеснет энергию  под вашим присмотром, чем в драке с другими детьми.

Нужно показать ребенка психологу в том случае, если драки, проявления агрессии продолжаются  регулярно в течении полугода.

Детская агрессия: игры, помогающие справиться с проблемой

Дети, играя, очень быстро учатся. Поэтому преодолеть приступы агрессии можно в игровом процессе:

  • Игра «Обзыавшки» ― ребенок и один из родителей располагаются друг против друга и по очереди бросают мячик. В ходе игры они дают друг другу прозвища-обзывашки, но они должны быть необидчивыми, например: «Саша редиска!» ― «Папа арбузик!».
  • Игра «Подеремся?!» ― классический бой подушками, но с правилами ― ругаться, быть руками или копаться запрещено.
  • Игра «Фейерверк» ― дайте ребенку много цветной бумаги и предложите ему сначала разорвать ее на кусочки, а потом подкинуть их в воздух. Убирать, конечно же, придется вместе.
  • Игра «шторм» ― разворошить воду можно купаясь либо набрать воду в любой таз и предложить малышу сильно дуть, чтобы вызвать шторм.
  • Игра «Упрямый ослик» ― предложите ребенку лечь на кровать, свесив ноги вниз. Пускай он активно поднимает, а потом опускает ступни ног, комментируя действия фразами: «Ни за что!», «Не буду!» и т. д.
  • Игра «Обстрел снежками» ― вместе с ребенком сделайте из листов бумаги «снежки» и устройте настоящий обстрел в квартире.

Выберите с ребенком игру, которая ему понравится больше всего и начинайте в нее играть, когда будут появляться первые признаки агрессии. Так вы очередной конфликт превратите в захватывающее веселье.

Старайтесь уделять своему чаду больше внимания, объясняйте, чем отличается хорошее поведение от плохого, отвлекайте от плохих эмоций. Только ваша забота и любовь помогут ребенку вырасти уравновешенной и социально адаптированной личностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: