Методика исследования зрительного гнозиса по р.и. лалаевой презентация

Методика исследования зрительного гнозиса по р.и. лалаевой презентация

Особенности зрительного и слухового гнозиса у детей младшего школьного возраста с отдаленными последствиями перинатального поражения центральной нервной системы в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза

Цель исследования. Изучить особенности зрительного и слухового гнозиса у детей 7-9-ти летнего возраста с отдаленными последствиями перинатального поражения ЦНС в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза.

Материалы и методы исследования. Всего было обследовано 50 детей в возрасте 7-9-ми лет. Из них основную группу составили 25 детей (15 мальчиков, 10 девочек) для которых характерны отягощенный анте-, пери- и постнатальный анамнез; наличие отдаленных последствий перинатального поражения ЦНС в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза (по данным невролога, психиатра).

Контрольную группу составили 25 детей (13 мальчиков 12 девочек), у которых при наличии отягощенного анте-, пери- и постнатального анамнеза отсутствовали признаки последствий перинатального поражения центральной нервной системы в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза (по данным невролога, психиатра). Все обследуемые воспитывались в полных семьях, со средним уровнем материального положения семьи и «гармоничным» типом внутрисемейных отношений.

У всех обследованных детей с помощью стандартизированных психологических и нейропсихологических методик изучались особенности зрительного и слухового гнозиса («Узнавание недорисованных изображений», «Узнавание перечеркнутых изображений», «Узнавание наложенных изображений»; «Восприятие природных и бытовых шумов», «Восприятие ритмов», «Воспроизведение ритмов»).

Результаты и их обсуждение. А нализ результатов исследования показал, достоверное понижение показателей по всем параметрам, характеризующим особенности зрительного и слухового гнозиса у респондентов основной группы по сравнению с результатами респондентов контрольной группы: «Узнавание перечеркнутых изображений» (1.586±0.113; 4.609±0.132), «Узнавание недорисованных изображений» (0.566±0.025; 4.556±0.260), «Узнавание наложенных изображений» (0.348±0.028; 8.348±0.068), «Восприятие природных и бытовых шумов» (1.633±0.133; 5.542±1.108), «Восприятие ритмов» (0.316±0.047; 0.922±0.046), «Воспроизведение ритмов» (0.200±0.019; 0.922±0.046), p<0,05 (непараметрический критерий Манна-Уитни).

При выполнении специальных зрительных задач у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза отмечалась фрагментарность и сужение поля восприятия, невозможность объединить отдельные зрительные впечатления в целостные образы, а также наблюдались признаки оптической предметной агнозии в виде трудностей опознания контурных изображений в зашумленных условиях и при наложении объектов друг на друга (девочка, 9 лет. При рассматривании изображенных на листе наложенных друг на друга изображений на просьбу экспериментатора: «Перечисли, пожалуйста, все предметы, которые изображены на картинке». Ответила: «Ножницы, ведро, …топор, грабли вроде как…вилка, бутылка, чайник, …миска, кажется…стаканчик. При этом игнорирует из поля восприятия кисточку и тарелку).

Кроме того, у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза были выявлены нарушения слухового восприятия, которые проявлялись в виде трудностей в распознавании звуковых стимулов, замены предъявляемых на слух стимулов близкими по звучанию («звон ключей» = «трамвай едет», «стук в дверь» = «мальчик бежит»). Большинство респондентов основной группы (90%), n=25 не смогли правильно определить на слух количество и силу ударов (мальчик, 8 лет вместо эталонного ритмического ряда: «1-1-3» воспроизвел: «1-1-1»). При воспроизведении заданного ритмического рисунка действовали хаотично. Наблюдались персеверации, искажение и распад ритмических структур, что может свидетельствовать о наличии гностических слуховых расстройств. В свою очередь, у респондентов контрольной группы, исследуемые параметры находились в границах нормативного коридора.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что у детей с наличием в анамнезе перинатального поражения ЦНС в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза в младшем школьном возрасте наблюдаются отсроченные последствия в виде нарушений зрительного и слухового гнозиса: оптическая предметная агнозия, слуховая агнозия, аритмия.

Матюшина М.С., Скобелева П.И.

Сборник тезисов и материалов XXIV конгресса с международным участием давиденковские чтения. Под редакцией проф. Клочевой Е.Г., проф. Голдобина В.В. СПб.: 2022. – 396 с.

15.06.2023

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИЧЕСКОГО ГНОЗИСА

С целью исследования оптического_ гнозиса проверяется характер зрительного восприятия обследуемым предметов и их изображений. При подозрении на агнозию клинико-психологическому исследованию должно предшествовать офтальмологическое, которое бы исключало возможность поражения периферического отдела зрительного анализатора.

При рассматривании предмета или его изображения человек обычно выделяет его существенные признаки и оттормаживает второстепенные, даже если они обладают «оптической интенсивностью».

В процессе исследования обследуемому показывают предметы или их четкие изображения. Иногда исследование можно строить следующим образом: вначале показать рисунок, а затем, если больной его не опознал,— изображенный на рисунке предмет.

При правильном узнавании предметов и их изображений, выполненных в реалистической манере, прибегают к более сложным для восприятия рисункам: силуэтным, либо отражающим пространственную перспективу, либо допускающим различное толкование.

Еще более сложным вариантом исследования зрительного восприятия является показ больному перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений — методика Поппельрейтера (приложение XVII, 1, 2).

Для исследования оптического гнозиса пользуются таблицами Равена. Больному показывают таблицы, каждая из которых представляет определенный рисунок и содержит пробел (приложение XVII, 3). Обследуемый должен восполнить этот пробел, выбрав недостающий отрезок из группы внешне схожих. Для этого он должен сопоставить основной рисунок (фон) с рисунками на возможных вариантах вставки.

Существенное значение в исследовании гнозиса имеет описание больным сюжетной картинки.

Оптическая агнозия наблюдается при поражении затылочно-теменных отделов коры головного мозга и
проявляется в нарушении узнавания предметов и их изображений. Эти больные не могут выделить существенный (сигнальный) признак и нередко ориентируются на второстепенные, «оптически яркие» признаки. Поэтому о целостном предмете или изображении они судят по отдельным деталям, не обобщая их. Так, очки при выраженной оптической агнозии принимаются на рисунке за изображение велосипеда.

Несколько отличается от оптической агнозии синдром симультанной агнозии, наблюдающийся при поражении (обычно двустороннем) затылочных и затылочно-темен- ных отделов коры головного мозга. При этом восприятие отдельных предметов, изображенных на рисунке, не страдает, однако, оказывается нарушенным синтез отдельных элементов в целые группы. Так, больной с симультанной — агнозией, рассматривая репродукцию картины «Чаепитие в Мытищах», перечисляет изображенное на ней: «Человек, еще человек, ребенок, женщина… самовар». Однако объяснить сюжет репродукции, охарактеризовать ее в целом он не может.

 

предыдущая
к содержанию
следующая

А так же в разделе «ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИЧЕСКОГО ГНОЗИСА   »

  •   КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА 
  •   ОТЫСКИВАНИЕ ЧИСЕЛ ПО ТАБЛИЦАМ ШУЛЬТЕ  
  •   ПРОБЫ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ  
  • ПРОБЫ НА ЗАПОМИНАНИЕ  
  •   СКЛАДЫВАНИЕ КАРТИНОК ИЗ ОТРЕЗКОВ  
  • БУКВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ  
  • ПОНИМАНИЕ РАССКАЗОВ  
  • ПОНИМАНИЕ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН  
  •   УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ  
  • ИСКЛЮЧЕНИЕ  
  • ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ  
  • ОБРАЗОВАНИЕ / НАЛОГИЙ  
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ  
  •   ФОРМИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ  
  • ПОНИМАНИЕ ПЕРЕНОСНОГО СМЫСЛА ПОСЛОВИЦ И МЕТАФОР  
  • НАЗЫВАНИЕ 50 СЛОВ  
  •   ПИКТОГРАММЫ  
  • СЛОВЕСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ  
  • ПОДБОР СЛОВ-АНТОНИМОВ  
  • ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ  
  • ИCCJ1ЕДОВАКМЕ РЕЧИ  
  •   ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКСИСА  
  •   ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ НЕКОТОРЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ШИЗОФРЕНИЯ  
  • ОЛИГОФРЕНИЯ  
  • ЭПИЛЕПСИЯ  
  •   ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ АТЕРОСКЛЕРОЗ 
  • СТАРЧЕСКОЕ СЛАБОУМИЕ  
  •   БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА  
  •   ПРИЛОЖЕНИЕ  
  •   ТЕКСТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА РАССКАЗОВ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: