Критерии дозировки физической нагрузки на занятиях лечебной гимнастикой с детьми первого года жизни
Любое воздействие, которое предлагается оказывать на организм ребенка, в том числе и физическими упражнениями, должно быть тщательно соразмерено с функциональными возможностями его регуляторных систем. Головин О.В. (2009), Устюгов Е.Д. (1999) и др. указывали, что положительное влияние двигательная активность оказывает лишь при обязательном соответствии объема и интенсивности физических нагрузок физиологическим возможностям организма. Если же физическая нагрузка превышает адаптационные возможности, то она играет роль дополнительного патологического стресса, переставая быть фактором развития. Поэтому успех применения физических упражнений во многом зависит от правильного установления адаптационных возможностей организма и их направленной и адекватной стимуляции.
Интенсивность нагрузки в практике ЛФК определяется по частоте сердечных сокращений . Высокая информативность данного показателя для контроля величины нагрузки у взрослого контингента занимающихся подтверждена работами Е.Г. Мильнера, Е.А. Пироговой, Л.Я. Иващенко, Н.Г. Страпко, СМ. Вайцеховского. Однако проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что ЧСС не всегда является отражением состояния регу-ляторных систем, а обусловлена другими механизмами. Поэтому ориентация на данный показатель у детей первого года жизни не является обоснованным.
Исследование вегетативных функций позволило определить оптимальные условия для коррекции двигательных нарушений у детей первого года жизни, перенесших перинатальной поражение ЦНС. При определении дозировки физической нагрузки в качестве ориентира нами были использованы тип вегетативной регуляции сердечного ритма и тип адаптации к физической нагрузке (рис. 16).
Для детей с симпатическим типом адаптации к физической нагрузке показан весь арсенал средств по развитию двигательной активности . Длительность одного занятия составляла 20-25 мин., темп упражнений -средний. Комплексы лечебной гимнастики у детей со смешанным типом адаптации формировались с учетом их исходного вегетативного тонуса. У детей с преобладанием центральной регуляции сердечного ритма занятия по стандартной методике будут способствовать перенапряжению регуляторных механизмов. Исходя из этого, детям с данным типом давались нагрузки, обеспечивающие баланс между процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе за счет увеличения количества упражнений на расслабление, рефлекторной гимнастики, дыхательных упражнений с акцентом на выдох. Длительность одного занятия составляла 20 минут.
Для повышения активности симпатического отдела вегетативной нервной системы у детей с автономным типом вегетативной регуляции сердечного ритма проводилось неуклонное стимулирование двигательных навыков в соответствии с возрастом ребенка, стимуляция сенсомоторных реакций, частая смена исходных положений, упражнения на фитболе. Длительность занятия — 20-25 мин., темп выполнения упражнений — средний.
Астенический тип свидетельствовал о перенапряжении механизмов адаптации к физической нагрузке. На этом основании нагрузка на занятиях была низкой. В комплекс упражнений включались пассивные, рефлекторные, реже — активные упражнения, стимулировались сенсомоторные реакции, дыхательные упражнения с акцентом на вдох, упражнения на расслабление. Упражнения на фитболе исключались. Длительность одного занятия — 15-20 минут, темп выполнения упражнений — медленный.
Наличие ваготонического типа адаптации у детей первого года жизни указывало на повышение вагусной активности и свидетельствовало об истощении регуляторных систем, связанном с недостаточностью адаптационно-трофической функции симпатического отдела вегетативной нервной системы. При этом типе адаптации к физической нагрузке для формирования двигательной системы у детей грудного возраста подбирались упражнения, направленные на стимуляцию симпатической активности. На занятиях увеличивалось число активных упражнений и их повторений по системе «до отказа» — пока ребенок не устанет (не откажется) выполнять активное упражнение. Также в комплекс включались упражнения на фитболе, дыхательные упражнения с акцентом на вдох, частая смена исходных положений. Длительность одного занятия — 20-25 мин., темп выполнения упражнений — средний.
Методы лечения и реабилитационные мероприятия
Легкая степень патологии, как правило, лечится обычными массажами и физиопроцедурами. Во многих случаях ребенок самостоятельно компенсирует обнаруженные нарушения, но каждому малышу для этого требуется определенное время – кому-то месяц, кому-то два, кому-то полгода.
Однако это не значит, что нужно пускать ситуацию на самотек. Если ребенок с легкими нарушениями выписан из роддома домой, родители должны приложить все старания, чтобы смягчить или вообще исключить стрессовые ситуации в течение острого периода болезни. Это значит, что необходимо ограничить контакт с посторонними людьми, чтобы не допустить инфицирования младенца, а также оберегать ребенка от громких и резких звуков, переохлаждения, перегрева. Большое значение имеет питание: кормление грудным молоком способно активировать восстановление ЦНС и снизить стрессовое состояние малыша.
Помощь малышам с тяжелыми поражениями проводится в несколько этапов:
- Помощь в роддоме: восстановление полноценного функционирования главных органов, лечение выявленных синдромов.
- Лечение в неврологическом отделении: медикаментозная терапия, курсы лечебного массажа, гимнастические упражнения, электрофорез.
- Контроль за развитием ребенка в 1-й год жизни: своевременное посещение специалистов, соблюдение их рекомендаций, лечебная гимнастика, массаж, лечебные ванны, плавание.
В восстановительный период очень важно заниматься с малышом, развивая его слух, зрение, стимулируя эмоции. Это самые разнообразные игрушки, развивающие коврики, книжки, яркие картинки, приятная музыка. Однако не стоит слишком увлекаться разнообразными методиками раннего развития, так как для неокрепшей нервной системы малыша это может быть опасно
Все нужно делать в меру
Однако не стоит слишком увлекаться разнообразными методиками раннего развития, так как для неокрепшей нервной системы малыша это может быть опасно. Все нужно делать в меру.
Сроки реабилитации зависят от тяжести патологии:
- в легких случаях этот период занимает максимум 24 месяца;
- в случаях средней тяжести – примерно 3 года;
- тяжелая степень – до совершеннолетия. В редких случаях молодые люди с серьезными последствиями не способны сами обслуживать себя, поэтому нуждаются в пожизненной помощи родных и родственников.
При адекватной и своевременной реабилитации прогноз для жизни и здоровья в большинстве случаев благоприятный.
Лечение
Ребенок с СДН должен наблюдаться у невролога и пройти комплексное лечение. В настоящее время существуют эффективные методики, позволяющие быстро устранить заболевание. Чем раньше синдром обнаружен, тем легче с ним бороться.
Комплекс лечебных мер, применяемых при СДН:
- Массаж – эффективное средство, позволяющее добиться отличных результатов. Перед сеансом ребенка согревают, а после него — закутывают в шерстяное одеяло. Массажист должен специализироваться именно на работе с новорожденными и грудными детьми. Через 10-15 сеансов состояние больного значительно улучшается.
- Лечебная физкультура восстанавливает двигательные функции и координацию движений.
- Остеопатия — воздействие на определенные точки тела.
- Рефлексотерапия показана детям с задержкой в созревании нервной системы и развитии.
- Гомеопатия активизирует мозговые процессы.
- Физиотерапия — миостимуляция при гипотонии мышц, парафинотерапия, гидромассаж, ванны, электрофорез, магнитотерапия.
- Диетотерапия — питание продуктами, содержащими витамин B.
- Бальнеотерапия, грязелечение, анималотерапия – общение с дельфинами и лошадьми.
- Педагогическая коррекция, специальный режим и логопедические методики.
- Использование вспомогательных устройств – ходунков, кресла, вертикализатора, велосипеда, тренажеров, пневмокостюмов.
- Санаторно – курортное лечение в Крыму и на черноморском побережье Краснодарского края.
Медикаментозное лечение заключается в применении антиконвульсантов и миорелаксантов; диуретиков; препаратов, снижающих внутричерепное давление; витаминов группы В; лекарств, улучшающих микроциркуляцию в мозговой ткани; антигипоксантов; препаратов, тонизирующих сосуды. Больным назначают «Церебролизин», «Кортексин», «Цераксон», «Актовегин», «Пирацетам», «Глицин», «Нейровитан», «Мидокалм», «АТФ», «Прозерин».
Оперативное вмешательство при гидроцефалии позволяет восстановить отток ликвора. Хирурги выполняют пластику сухожилий и мышц, удаляют контрактуры. С целью исправления нарушений в нервной ткани проводят нейрохирургические вмешательства.
СДН хорошо поддается лечению, если начать его правильно и вовремя. Прогноз патологии во многом зависит от наблюдательности родителей и профессионализма врачей. Если синдром не лечить, могут развиться серьезные последствия функциональной недостаточности ЦНС – церебральный паралич и эпилепсия, которые требуют более долгой и тяжелой терапии.
Синдром двигательных нарушений у грудничка: код по МКБ 10, мнение Комаровского о лечении
Психотерапевт высшей категории Олег Викторович
33949
Дата обновления: Сентябрь 2019
Синдром двигательных нарушений представляет собой одно из расстройств двигательной системы человека, при котором происходит поражение головного мозга, вызывающее сбой функционирования ЦНС. Болезнь способна поражать один или несколько отделов мозга, приводя к различным последствиям. Среди типичных проявлений недуга выделяют ухудшение мышечного тонуса и проблемы с передвижением.
Что такое синдром двигательных нарушений?
У деток, страдающих синдромом двигательных нарушений, замедляется речевое развитие
Чаще всего заболевание развивается на фоне мозговых травм или гипоксии, перенесенной младенцем. В группе риска находятся дети, в возрасте 2-4 месяца.
Своеобразным толчком к развитию синдрома выступают негативные факторы, воздействующие на плод в процессе его внутриутробного развития.
При выявлении у ребенка мышечной гипотонии или судорожной активности мышц, необходимо выполнить немедленное лечение.
Ребенок, страдающий от синдрома двигательных нарушений, отстает от сверстников в развитии, не имея возможности справиться с координацией движений. У таких детей развиваются проблемы со зрением и слухом, а иногда и с речью. Мышечная ткань развивается на разных конечностях неравномерно.
Подобная ситуация в результате способна вызвать нарушения психического развития, проблемы с интеллектом. Как правило, у детей, страдающих синдромом двигательных нарушений, замедляется психоэмоциональное и речевое развитие. Они начинают ползать и сидеть позже сверстников. Некоторые малыши отличаются неспособностью самостоятельно держать голову в годовалом возрасте.
Ввиду нарушений развития гортанных мышц возникают проблемы с глотательным рефлексом. Данный признак свидетельствует о развитии серьезной стадии СДН, при которой необходимо немедленно провести терапевтические мероприятия, которые позволяют устранить опасную симптоматику
Важно! Данный синдром не склонен к активному прогрессированию. Поэтому своевременное и грамотное лечение позволяет в значительной степени улучшить качество жизни пациента. Код синдрома двигательных нарушений по МКБ-10: G25
Код синдрома двигательных нарушений по МКБ-10: G25.
Диагностика
Комплексное обследование включает в себя следующие диагностические методики:
- Перинатальный анамнез. Посредством данной методики, специалисты могут выявить наличие тяжелых мозговых интоксикаций, кислородного голодания, а также инфицирования плода, находящегося в утробе матери.
- УЗИ с допплером. Позволяет получить точные сведения относительно мозгового кровотока.
- Шкала Апгар. Позволяет оценить жизнестойкость малыша.
- МРТ и КТ. Одни из наиболее информативных методик, посредством которых специалистам удается выявить очаги поражения.
- Нейросонография. Процедура, которая предполагает сканирование головного мозга с использованием ультразвука.
Лечение
Расслабляющий массаж – один из самых эффективных методов терапии (выполнять массаж должен только квалифицированный специалист)
Терапия данного синдрома назначается неврологом. Современная медицина располагает рядом методик, способствующих быстрому устранению недуга. Следует помнить о том, что чем раньше синдром будет выявлен, тем проще будет с ним бороться.
Лечение СДН по доктору Комаровскому предполагает следующие методики:
- Массаж. Грамотно проведенные процедуры обеспечивают поистине высокие результаты.
- Для активизации процессов мозга может быть использована гомеопатия.
- Для улучшения координации движений может быть использована лечебная физкультура. Также она позволяет восстановить двигательные функции пациента.
- Физиотерапия. В данном случае могут применяться различные методики, определяемые врачом. Наиболее популярными из них являются: магнитотерапия, гидромассаж, электрофорез.
- Высокие результаты лечения обеспечивает грязетерапия, а также общение пациентов с животными – дельфинами и лошадьми.
- Педагогическая коррекция. На данный момент разработано несколько действенных логопедических методик.
Симптомы ППЦНС
Для матери обнаружить характерные симптомы ППЦНС может оказаться сложной задачей, так как неопытные родители не обращают
должного внимания на изменения подобного рода.
В качестве симптоматики, указывающей на поражение ЦНС у малыша, могут выступать:
- излишняя напряженность мышц или, наоборот, – вялость (ребенок не может держать головку, она опрокидывается назад);
- чрезмерная возбужденность с необоснованными криками и плачем (усиливается при ярком свете, шуме);
- судороги и дрожь в конечностях и подбородке;
- неустойчивый стул;
- отсутствие физиологических рефлексов.
Если родителям ничего не предпринять, то к концу первого года жизни вся симптоматика либо угаснет, либо заметно ослабнет. Но чуть
позднее появляются иные признаки – последствия ППЦНС, проявляющиеся деградацией психики ребенка.
Страдает речевое развитие, моторика ребенка. Как вариант, возможно присоединение цереброастенического синдрома, который
включает в себя всевозможные психические отклонения со снижением умственных процессов.
В течении ППЦНС неврология выделяет периоды:
- Острый период – первые 7-10 дней жизни, очень редко – до конца 1-го месяца.
- Восстановительный период — при хорошем отклике на терапию занимает до 6 месяцев, в тяжелых случаях может пролонгироваться
до 2 лет.
Детскими неврологами принято деление ППЦНС по разновидностям, в учет которых идут ведущие синдромы:
- Нервно-рефлекторная возбудимость –комплекс симптомов, проявляющийся гиперреактивным ответом на любое внешнее раздражение – вздрагивания, плач, дрожание, оживление рефлексов.
- Угнетение нервной системы полная противоположность предыдущему синдрому. Такие дети постоянно спят, слабо сосут грудь, страдает тонус конечностей, плохо держат головку.
- Нарушения мышечного тонуса –аномалии мышечной работы в соответствии с возрастными нормами. Сразу после извлечения плода диагностировать сложно, так как физиологическая скованность мышц перекрывает патологию.
- Гипертензионный синдром – можно обнаружить по пульсирующему и уплотненному родничку, сильной раздражительности.
- Судорожный синдром – крайне неблагоприятный вариант, проявляющийся неконтролируемыми судорогами.
Причины возникновения и группы риска
Все причины возникновения данного заболевания условно можно разделить на четыре категории.
Поражения ЦНС из-за гипоксии (кислородного голодания) плода. Это наиболее часто встречающаяся категория. Причинами становятся различные болезни будущей матери в перинатальном периоде, маловодье или многоводье, многоплодная беременность.
Острая гипоксия также может возникнуть при родах, из-за преждевременной отслойки плаценты, которая вызывает нарушения в маточно-плацентарном кровообращении. В некоторых случаях такой вариант объясняется сдавливанием головки ребенка во время его прохождения по родовым путям.
Естественно, тяжесть поражения ЦНС напрямую зависит от длительности кислородного голодания. Если недостаток кислорода имеет хроническую форму, у малыша перестают расти капилляры в головном мозгу, а их проницаемость увеличивается.
Знаете ли вы? Во время внутриутробного развития, количество клеток у плода ежеминутно возрастает на 250 тысяч. А к 9 месяцам мозг ребенка уже насчитывает более 10 миллионов клеток.
Такие поражения могут возникнуть при использовании акушерами во время родов специальных инструментов, которые помогают расширить или защитить промежность от разрывов, вывести головку или повернуть ее.
Слишком длительное нахождение в родовых путях и сильное сжатие во время потуг также травмируют головной и спинной мозг младенца.
К третьей категории относятся нарушения в обмене веществ малыша. Обычно они возникают еще в утробе и напрямую зависят от матери и того, что она употребляет. У ребенка может возникнуть никотиновый, алкогольный и наркотический синдромы.
Также гипоксию вызывают токсины, появляющиеся в материнском организме при болезни или в результате приема лекарственных препаратов.
Четвертая категория — это инфицирование плода. ЦНС поражает вирус и вызывает нарушение в работе нервной системы. То, как происходит повреждение и каковы его последствия зависит от вида вируса и общей тяжести болезни.
В группу риска по ППЦНС, в первую очередь, попадают новорожденные, у которых матери моложе 18 лет и старше 30, их деятельность связана с вредным производством, они имеют вредные привычки и генетические заболевания.
Беременные женщины с почечной недостаточностью, пороками сердца, гипертонией, эндокринными нарушениями, экстрагенитальными болезнями и анемией тоже находятся в группе риска. К ним же относятся и беременные, у которых диагностировались частые медицинские и самопроизвольные аборты или бесплодие.
Важно! Токсикоз и гестоз, перенашивание беременности, резус-конфликт матери и ребенка, многоплодие и многоводье — вот основные факторы риска для возникновения перинатального поражения ЦНС
Лечение новорожденных
Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечение, тем больше шансов на полное восстановление ребенка. К общему курсу терапии относят: медикаментозную терапию, физиотерапию, массаж, лечебную физкультуру. В каждом периоде заболевания назначается индивидуальная схема проведения реабилитационных мероприятий, которая зависит от возраста пациента, тяжести поражения и длительности болезни.
Лечение острой стадии ППЦНС
Терапия острой стадии должна проводиться в стационарных условиях. Новорожденных малышей при наличии ППЦНС после родильного дома госпитализируют в специализированные медицинские учреждения. Лечение направлено на устранение превалирующего синдрома.
Повышение внутричерепного давления
Терапия направлена на нормализацию продукции и оттока ликвора в головном мозге. Применяют Диакарб, который улучшает отток ликвора и снижает его продукцию. В тяжелых случаях, когда консервативная терапия бессильна, нарастает гидроцефалия (расширение желудочков мозга и ликворных пространств), применяются методы хирургической коррекции (вентрикуло-перитонеальное шунтирование и др.).
Двигательные расстройства
Схема терапии выстраивается в зависимости от степени их выраженности. При мышечной гипотонии лечение направлено на увеличение мышечного тонуса, применяют Дибазол или Галантамин (воздействуют на ЦНС)
Применять эти лекарства нужно с осторожностью – чтобы не вызвать спастическую реакцию
При гипертонусе необходимо расслабить спазмированные мышцы, для чего используют Мидокалм или Баклофен. Кроме медикаментозной терапии применяются физиотерапевтические методы, массаж и ЛФК.
Синдром повышенной нервной возбудимости
В настоящее время нет четко определенной тактики терапии таких детей. Часть неврологов предпочитает назначать такие тяжелые препараты, как Фенобарбитал, Сонапакс, Диазепам. Широко применяется фитотерапия (растительные чаи, отвары). При задержке психического развития используются ноотропы для улучшения мозгового кровообращения. Проводятся развивающие занятия с логопедом, психологом в специальных группах.
В восстановительном периоде особое внимание уделяется физическому и психическому развитию ребенка. Регулярные курсы лечебного и общеукрепляющего массажа, комплексы лечебной физкультуры, направленные на общее развитие и наиболее проблемные участки поражения
Необходимо развитие мелкой моторики и психической деятельности. Занятия с психологом и логопедом помогут ребенку адаптироваться в социальной среде. При необходимости лечащий врач назначает поддерживающую медикаментозную терапию.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Публикация «Особенности когнитивных функций детей старшего дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
При оценке когнитивных функций нами изучались: зрительное восприятие; слуховое восприятие (восприятие природных и бытовых шумов, восприятие ритмов, воспроизведение ритмов); внимание; память (зрительная и слухоречевая); мышление; речь (понимание логико — грамматических конструкций,звукопроизношение, сенсомоторный уровень развития речи, слоговая структура слова, фонематический слух). Для оценки изучаемых параметров были применены психологические, нейропсихологические,инструментальные и статистические методы исследования
Для оценки изучаемых параметров были применены психологические, нейропсихологические,инструментальные и статистические методы исследования .
Результаты: у респондентов основной группы показатели по всем исследуемым параметрам были достоверно ниже, чем у детей группы сравнения
Так, зрительное восприятие (0,266±0,028 и 8,192±1,132; p
Анализ особенностей зрительного восприятия показал, что в основной группе имели место нарушения зрительного восприятия в форме предметной агнозии. Кроме того, у детей основной группы при выполнении специальных зрительных задач (распознавании наложенных, недорисованных, перечеркнутых изображений) имели место нарушения интегрального восприятия целостных зрительных комплексов, невозможность объединить отдельные впечатления в целостные образы .
У детей с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС также были отмечены нарушения слухового восприятия, которые проявлялись в виде неспособности определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов, путании предъявляемых стимулов с близкими по звучанию, невозможности правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух, не способности определить на слух количество звуков и силу удара .
Анализируя особенности внимания у детей с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС, было выявлено наличие нарушений как произвольных форм внимания в самых различных видах психической деятельности, так и усиление патологических непроизвольных форм внимания .
Результаты исследования слухоречевой и зрительной памяти в основной группе позволили выявить нарушения модально-специфической (слухоречевой и зрительной) памяти в виде сужения ее объема, снижения продуктивности мнестической функции, слабого развития процесса сохранения поступающей информации .
Кроме того, у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС выявлены нарушения речевой функции в виде недостаточной сформированности автоматизированной, дезавтоматизированной, спонтанной и повторной речи, наличия полиморфных нарушений звукопроизношения, затруднений перспективы конструирования пространственно — временных связей и выявления логических отношений .
При исследовании мыслительной сферы было установлено, что у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС страдает оптико — пространственный анализ и синтез, и, как следствие, нарушаются наглядно-образные, конструктивные формы мышления, а также вербально-логические операции, основанные на понимании «квазипространственных» отношений. Кроме того, у таких детей нарушается сама структура интеллектуальной деятельности .В свою очередь, у респондентов группы сравнения исследуемые параметры соответствуют возрастному критерию нормы .
Выводы: гипоксические перинатальные поражения ЦНС оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, что выражается в несформированности процессов восприятия (зрительное, слуховое, внимания, памяти (слухоречевой, зрительной, речи, мышления у детей 6-7-ми летнего возраста, следствием чего может стать снижение школьной успеваемости и социальная дезадаптация.
Литература:
1. Гомбалевская М. С. Психологические особенности детей с последствиями перинатального гипоксического поражения центральной нервной системы. : Дисс. канд. психол. Наук. – Санкт-Петербург, 2012.
Специальные условия организации работы и требования к стимульному (иллюстративному) материалу
В процессе диагностической и коррекционной работы с детьми с ДЦП специалистам часто приходится использовать стимульный материал и наглядные пособия, предназначенные для работы с нормально развивающимися детьми. Однако, при работе с детьми с двигательными нарушениями все материалы должны соответствовать ряду требований. Все раздаточные материалы должны быть выполнены из картона или плотных сортов бумаги, так как ребёнку с высоким мышечным тонусом кистей рук часто бывает трудно держать в руках пособие из тонкой бумаги. Пособиями из плотного материала легче манипулировать: брать со стола, держать в руках, переворачивать страницы. Раздаточный материал целесообразно ламинировать или выполнять из такого материала, чтобы его можно было протирать, так как не у всех детей сформированы гигиенические навыки. Объёмные пособия (макеты и т. п.) должны быть устойчивыми, — t для этого они также должны быть выполнены из прочного, плотного материала.
При работе с детьми с ДЦП актуальны рекомендации, разработанные для работы со слабовидящими детьми. До 30% детей с ДЦП имеют нарушения зрения. Кроме того, у многих детей с нормальной остротой зрения, отмечаются особенности, препятствующие полноценному приёму и обработке зрительной информации: сужение полей зрения, игнорирование одной из сторон зрительного поля, трудности плавного прослеживания и т. д. Предъявляемые изображения должны быть достаточно крупными: величина определяется в зависимости от зрительных возможностей ребёнка и типа объекта (изображения). Соотношение с реальным цветом объекта. Пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов. Контрастность предъявляемых изображений по отношению к фону — 60-100%.
Предпочтительнее отрицательный контраст — тёмные объекты на светлом поле. Высокий цветовой контраст — 80 — 95%. При предъявлении цветных изображений- в цветовой гамме предпочтительно использовать жёлто-красно-оранжевые и зелёные тона. Насыщенность цвета — 0,8 — 1,0. Расстояние от глаз ребёнка не должно превышать 30-33 см. Размер перцептивного поля — 0,5 — 50. Угловые размеры — в пределах 3-30. При предъявлении изображения, содержащего большое количество объектов или. деталей ребёнку необходимо дать, от одной до нескольких минут для-его зрительного обследованиям С целью определения і эффективности психокоррекционнойфаботы.в конце учебного года было организовано итоговое обследование детей — участников, экспериментальной- и контрольной групп. Обследование проводилось с использованием диагностических методик, использовавшихся в диагностическом обследовании.
Детям, демонстрирующим достаточно высокие показатели, был предложен для» идентификации более широкий спектр эмоциональных состояний; Обследование детей — участников экспериментальной группьіі было проведено на базе дошкольного отделения ГОУ № 1606, специалистами которого апробировалась система психокоррекционной работы. В-обследовании- приняли участие- 30 детей в возрасте 5-8 лет: все дети, посещавшие детский сад не менее 1 года и принимавшие участие в диагностическом обследовании. С целью определения достоверности и значимости полученных результатов- была использована, статистическая обработка данных. Статистическая обработка данных проводилась на основе компьютерного статистического пакета (SPSS) с использованием непараметрического метода Уилкоксона. В результате были выявлены статистически значимые результаты по многим исследуемым критериям.
Периоды развития болезни
В зависимости от длительности патологического процесса симптоматика болезни меняется. Для каждого периода характерны свои проявления:
- острый – слабость, заторможенность, гиподинамия, гипотонус мышц, гипервозбудимость, гипертонус, нарушения сна, конечности малыша согнуты и самостоятельно не выпрямляются, подбородок трясется;
- в ранний период восстановления симптоматика сглаживается, но могут возникнуть очаговые неврологические проявления (парезы, параличи), развивается гидроцефальный синдром (выбухает родничок, расширена подкожная венозная сеть на голове), наблюдаются изменение терморегуляции, выраженные нарушения функций органов пищеварения, синдром двигательных нарушений;
- поздний восстановительный – восстановление мышечного тонуса (полная нормализация тонуса зависит от глубины поражения нервной системы);
- остаточные проявления — психические и неврологические расстройства.
ИНТЕРЕСНО: у новорожденного трясется нижняя губа: почему так происходит, каково мнение доктора Комаровского?
Длительность каждого периода зависит от младенца — способности его организма к регенерации, а также от тяжести поражения. Правильное лечение, качественная реабилитация — залог быстрого восстановления.
Лечение ППЦНС
Если удалось диагностировать патологию сразу после рождения, то уже с первых минут приступают к реанимации, стараясь сохранить жизнь новорожденному. Для коррекции всех видов обменных и соматоформных нарушений используется обширный спектр лечебных препаратов.
При обнаружении синдрома внутричерепной гипертензии используются препараты, обладающие диуретическим эффектом. Всем детям проводится предупреждение геморрагических осложнений и введение кристаллоидов для стабилизации давления.
Лечение ППЦНС обязательно преследует возможности полного неврологического восстановления. В этих целях хорошо себя зарекомендовали ноотропные средства, оказывающие восстановительное действие на трофику нервной ткани
Наряду с общими препаратами важно подобрать терапию, которая будет корректировать выявленный синдром у конкретного ребенка.. Но при развившихся нарушениях одних медикаментов становится недостаточно.
Но при развившихся нарушениях одних медикаментов становится недостаточно.
В восстановлении очень важен своеобразный охранительный режим:
- обеспечение комфортной позиции для ребенка;
- ликвидация посторонних шумов и световых раздражителей;
- оптимальная температура, подобранная без риска переохлаждения или перегрева;
- максимально щадящие манипуляции со стороны родителей и медицинских работников;
- кормление зондом или бутылочкой;
- дополнительное введение глюкозы, служащей энергией для мозга.
В некоторых случаях требуется помощь нейрохирургов, которая оказывается в специализированных отделениях.