Значение фонематического слуха в формировании устной и письменной речи ребенка

Что такое дислексия

Причины дислексии

Точная причина дислексии не ясна, но ученые полагают, что эта особенность передается по наследству: у 49% родителей детей с дислексией диагностирована та же особенность . И около 40% братьев и сестер детей-дислексиков также будут иметь проблемы с освоением чтения и письма.

Кроме того, функциональная МРТ показала, что части мозга, участвующие в чтении и обработке речи, у людей с дислексией работают иначе, чем у других. У дислексика области мозга, которые должны быть активными во время чтения, не работают должным образом. А также наблюдаются трудности с созреванием некоторых отделов головного мозга.

Например, когда дети учатся читать, первым делом они изучают, какой звук издает каждая буква. Затем они обучаются складывать звуки в слова. И последним шагом выясняют значения слов. Например, дети выясняют, что слово «собака» обозначает пушистое гавкающее животное, которое живет в будке.

У детей с дислексией мозг работает иначе, они с трудом соотносят буквы и звуки, поэтому им тяжелее понять, как из звуков складываются слова. Например, слово «локти» дислексик может читать как «ногти» и наоборот. А чтение превращается в медленный и трудный процесс.

Кроме генетики и особого строения мозга, существуют и другие факторы риска, которые могут привести к трудностям обучения:

недостаточное внимание к ребенку и отсутствие развивающей среды; тяжелое протекание беременности матери, осложнения во время родов, преждевременные роды, низкий вес ребенка при рождении; травмы головного мозга у малыша, серьезные инфекционные заболевания; никотин, наркотики, алкоголь, которые женщина употребляла во время беременности.

Причины дислексии

Специалисты выделяют несколько причин возникновения дислексии, среди которых:

1. Биологические. 

Исследователи отмечают наличие воздействия патологических биофакторов, которые вызывают минимальное мозговое нарушение:

  • гипоксическое повреждение мозга. Может быть связано с неверной имплантацией плодного яйца, анемией, пороком сердца матери, врожденным пороком сердца плода, различными проблемами во время родов;

  • токсическое поражение центральной нервной системы. Проявляется, как правило, при алкогольном и медикаментозном отравлении, гемолитической болезни плода;

  • инфекции головного мозга плода, вызванные различными заболеваниями матери: краснуха, корь, желтуха, герпес и так далее;

  • механические повреждения, вызванные при родах: затяжная родовая деятельность, внутричерепное кровоизлияние и так далее.

2. Социальные. 

Нередко, дислексия вызвана рядом таких факторов, как недостаток речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, раннее начало обучения. 

Реже заболевание является следствием генетических факторов и наследственности.

Исследование нервных рефлексов, слуха, зрения и запись ЭЭГ у детей с дислексией, как правило, не выявляют грубых отклонений от нормы. Однако, изменения в неврологическом статусе могут свидетельствовать о задержке в моторном, психическом и интеллектуальном развитии детей с данным расстройством. Отмечается отсутствие точности или различие движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка не соответствует его возрасту, хотя при этом в ходе игр и неосознанных движений дети не отличаются ничем от других сверстников.

ЭЭЦ у детей с дислексией может показать замедление в созревании мозга при нормальном слухе. Но, исследование зрительных функций показало, что у детей дислексией имеются свои особенности. Если в норме рецепторы двух глаз отличаются между собой и передают разные картинки в мозг, который уже самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить картинку, то у детей с дислексией одинаковая зона восприятия картинки обоих глаз. При попадании сигналов в одну из зон восприятия мозгу сложно выбрать изображение, которое для него является зеркальным, отсюда и сложности при быстром распознании букв и слогов.

Дислексия у взрослых чаще всего возникает в результате ЧМТ либо инсульта (нарушения кровообращения), при которых поражаются участки коры головного мозга. Дислексия, также, может служить характерным признаком пациентов с инсультом левого полушария. У больных при этом наблюдаются тревожные расстройства, проблемы с координацией, депрессия. 

Расстройство дислексия может сопровождаться развитием объемных опухолей левого полушария головного мозга. Больные при этом испытывают мигрени, головокружение, потерю памяти, трудности в подборе слов.

Патофизиология

Мозжечок в значительной степени активен на начальных этапах процесса обучения. Структурная и функциональная визуализация выявила различия в мозжечке у людей с дислексией. У этих людей было обнаружено снижение серого вещества в правой доле. Также было обнаружено, что эта локация обладает ненормальной активностью у пациентов с дислексией, когда их просят быстро назвать объекты

Важно отметить, что нарушения мозжечка при дислексии отличаются от нарушений, обнаруживаемых при расстройствах аутистического спектра и синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), предполагая, что определенные схемы приводят к различным симптомам

Посмертная визуализация показала уменьшение асимметрии левой и правой сторон височной плоскости, архитектонические дисплазии левой перисильвии и нейронные эктопии. Магнитно-резонансная томография (МРТ) используется для исследований in vivo (внутри живого организма). Функциональная МРТ (МРТ) в настоящее время используется для изучения областей мозга, участвующих в выполнении определенных задач. ФМРТ-тестирование показало, что у людей с дислексией изменена активация в левой височно-теменной области и двусторонне в лобной и затылочной областях.

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии

Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, обогащают словарный запас и улучшают навык чтения:

  • Задайте ребенку задачку: «В комнате потерялись слова на букву «С». Давай их найдем!». Начинайте вместе с ребенком искать и называть предметы на заданную букву. Задание можно усложнять, предлагая искать предметы, названия которых оканчиваются на определенную букву или звук.
  • Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», и помогайте ребенку разделять их. Задание можно усложнять, используя предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМК БАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.
  • Дайте ребенку задание прочитать какое-нибудь слово, запомнить его, а затем написать. Задание можно усложнять, предлагая вместо слов словосочетания и целые предложения.
  • Напишите на разных карточках разные слова, из которых можно составить предложение. Составьте предложение, перемешав слова. Дайте ребенку задание «починить» предложение – поставить все слова на свои места (заранее предложение можно озвучивать). Точно такое же упражнение можно давать и со слогами – чтобы ребенок составлял слова.
  • Интересное упражнение, совмещенное с массажем. Пусть ребенок ляжет на живот, а вы «чертите» на его спине буквы, слоги и слова. Воображение ребенка поможет ему легче освоить навык чтения и написания.
  • По очереди вместе с ребенком называйте слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущих слов, например, «папа – атлас – собака – альбом – мел – лунтик – кошка» и т.д.
  • Напишите на листе ряд букв, среди которых расположено какое-то слово, например, «ЗСУЕВОГДОМБВКАР», и дайте ребенку задание найти его. Задачу можно усложнять, делая ряды более длинными и пряча в них несколько слов.
  • Насыпьте в чашку немного макарон. Ваша задача – говорить ребенку слово, а его – выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове. Задание можно усложнять, отмечая гласные, твердые и мягкие согласные. Для этого вместе с макаронами можно использовать маленькие печеньки, горох или орешки.
  • Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «дом – домик» и т.п.
  • Рисуйте вместе с ребенком разные буквы, слоги и слова везде, где возможно: на песке, мелкой крупе, бумаге, запотевших и покрытых инеем стеклах и т.д. Также буквы можно вырезать, лепить, выкладывать.
  • Сделайте карточки с недописанными до конца прописными буквами. Нужно лишь пропустить несколько элементов, но чтобы явно прослеживались очертания. Задача ребенка – закончить буквы.
  • Продиктуйте ребенку отрывок из его любимой сказки, а он пусть пишет то, что вы говорите. Внимательно следите за тем, что делает ваше чадо, и направляйте его в нужное русло, если замечаете ошибку.
  • Подготовьте карточки с разными изображениями, подписав их с обратной стороны. Вам нужно просто называть слова, а ребенок должен искать соответствующие картинку, а затем читать ее название.

Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье.

Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах

А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь

Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.

Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса.

Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!

Диагностика

Для определения наличия дислексии специалисты проводят сбор информации и диагностику:

анамнез ребенка;
семейная история;
диагностика развития высших психических функций (внимание, память, восприятие, мышление);
диагностика развития устной и письменной речи;
проверка техники чтения и понимания прочитанного текста;

Кроме того, для точного определения нарушения, необходимо исключить физиологические причины, имеющие сходные симптомы: нарушение зрения и слуха, умственную отсталость, а также отсутствие оптимальных условий обучения (педагогическая запущенность), социальные и экономические факторы. Если ребёнок плохо читает, то это не всегда признак дислексии. Разобраться с этим вам поможет специалист.

Наши преимущества

Дифференциальная диагностика

Для определения вида дислексии и составления верного коррекционного маршрута мы проводим обследование устной речи, письменной речи, нейропсихологическую диагностику, пробы на пространственную ориентацию, состояние слуховой и зрительной памяти, уровень интеллекта и д.р.

Нейропсихологический подход

Мы активно применяем сенсомоторную коррекцию при устранении дислексии, что на ряду с другими методиками дает эффективную динамику.

Домашние задания

Специалисты нашего центра всегда предлагают разнообразные домашние задания. Выполнение их способствует более успешному усвоению материала.

Процедуры при симптоме «Нарушение восприятия речи»

При нарушении восприятия речи могут быть назначены различные процедуры для оценки и улучшения речевых навыков пациента. Одной из основных процедур является речевая оценка, которая включает в себя тестирование понимания речи, артикуляции, выразительности и других аспектов языка. Это помогает специалистам определить характер и тяжесть нарушения, а также разработать индивидуальный план лечения.

Для дополнительной диагностики и изучения состояния мозга пациента могут быть проведены нейрообразовательные процедуры, такие как магнитно-резонансная томография (МРТ) или компьютерная томография (КТ) мозга. Эти процедуры позволяют визуализировать структуру мозга и выявить любые аномалии или повреждения, которые могут быть связаны с нарушением восприятия речи.

Речевая терапия является ключевой процедурой для улучшения речевых навыков пациента. Она может включать в себя различные упражнения и техники, направленные на улучшение понимания речи, артикуляции и выразительности. Речевой терапевт разработает индивидуальную программу для каждого пациента, учитывая его уникальные потребности и характер нарушения.

Почему возникает дислексия?

Дислексии могут вызываться причинами:

  • органического характера:
  • повреждения мозга в перинатальном периоде (гипоксии, перенесенные матерью тяжелые инфекции, алкогольная или наркотическая интоксикация и т.п.);
  • повреждения во время тяжелых или неграмотно принятых родах (затяжная родовая деятельность, экстренные роды в следствии приэклампсии, использование щипцов, травмирование ребенка и т.д.);
  • поражения центральной нервной системы ребенка в связи с какими-либо травмами, заболеваниями (например, менингит);
  • различные генетические синдромы и заболевания.

«Базой» психических функций, в том числе речи, является мозг человека, поэтому сформированность корко-подкорковых связей, межполушарных связей мозга, стволовая функция, работа мозжечка и т.д. определяют развитие сенсорной сферы, всех высших психических функций (восприятия, мышления, памяти, внимания) и речи.

функционального характера, в связи с воздействием:
внутренних факторов (депрессивные состояния, астеничные состояния вследствие долгой болезни и т.д.)
внешних факторов (неправильная речь окружающих, билингвизм, недостаточное внимание взрослых к речевому развитию ребенка, педагогическая запущенность).

Кроме того, к группе риска относятся дети, имеющие отставания в развитии речи (дизартрию, ринолалию, ОНР, ЗПРР и т.д.)

К механизмам нарушения чтения можно отнести:

  1. несформированность компонентов языковой системы (фонематического восприятия, фонематического, слогового и синтаксического анализа и синтеза, а так же лексического строя речи);
  2. несформированность неречевых высших психических функций (зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, анализа и синтеза, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и связи «рука-глаз», в частности).

Симптомы дислексии


Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.

Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):

Неуклюжий захват ручки (или другого инструмента письма)

Проблемы со вниманием и концентрацией
Плохая память
Изменения буквенного порядка при составлении слов
Изменения буквенного, слогового или числового порядка при написании и зачитывании
Отказ от чтения вслух и написания сочинений
Трудности в изучении алфавита и таблицы умножения
Затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ и т.п.)
Проблемы с выполнением элементарных указаний
Трудности в освоении правописания и принципов чтения

Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:

  • Запоздалое развитие речи
  • Трудности в изучении и произношении слов
  • Плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница)
  • Трудности в освоении базовых навыков письма и чтения
  • Путаница в расположении букв и слов
  • Проблемы в общении со сверстниками

Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:

  • Трудности с распознаванием слов
  • Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
  • Переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении
  • Разворот букв при написании
  • Путаница в арифметических знаках
  • Неловкость и импульсивность в поведении
  • Трудности с запоминанием фактов
  • Нарушения координации движений
  • Замедленное освоение новых навыков

Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:

  • Низкий уровень чтения (по сравнению со сверстниками)
  • Отказ читать вслух и писать
  • Плохая память
  • Нечитаемый почерк
  • Неправильное написание и произношение слов
  • Трудности с восприятием языка тела и мимики
  • Трудности в общении со сверстниками

Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:

  • Плохо развитый навык письма
  • Замедленное чтение и большое количество ошибок при чтении
  • Ошибки в произношении слов
  • Трудности с восприятием, пересказом, изложением и обобщением информации
  • Плохая память
  • Слишком медленная скорость работы
  • Трудности в адаптации к любым изменениям

Симптомы дислексии во взрослом возрасте:

  • Трудности в восприятии письменной и звуковой информации
  • Труднопонимаемое произношение слов
  • Неразвитые навыки письма (дисграфия) или их полное отсутствие
  • Путаница в последовательности слов и чисел
  • Рассеянность и невнимательность
  • Плохая память
  • Трудности с организацией и планированием своего времени

Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.

Диагностические методы

Диагностика дислексии включает в себя логопедическое обследование, во время которого врач, подвергает тщательному анализу уровень сформированности различных речевых процессов. Помимо этого, необходимо тщательно изучить анамнез жизни пациента, для того, чтобы понять причины развития этого нарушения

Говоря о том, что такое дислексия у детей, следует обратить внимание на то, что помочь понять природу заболевания может показатель успеваемости маленького пациента

Помимо этого, особому тщательному анализу подвергается манера произношения различных звуков, фонематическое развитие и связанность речи. Довольно часто, специалисты просят пациентов выполнить несколько заданий, включая переписывание текста, написание услышанной информации и самостоятельную письменную речь. Также во время обследования проводится оценка темпа и правильности произношения слов и осознание прочитанного.

Одна из главных составляющих диагностики данного заболевания – выявление степени функциональности синтеза и анализа, зрительного гнозиса, а также оптико-пространственных ориентиров. Помимо этого, диагностика данного заболевания включает в себя проведение ЭЭГ и ЭхоЭГ, посещение офтальмолога и невролога.

Виды дислексии

Несмотря на яркую симптоматику дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений. Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушения:

  • Мнестическая дислексия – сложности в распознавании букв в произносимом слове или звуке
  • Аграмматическая дислексия – недоразвитая речь, ошибки в грамматической конструкции (времена, падежи и окончания согласуются неверно, например, «я хотеть пойти дом», «серый собачка» и т.п.)
  • Семантическая дислексия – слова при чтении (обычно – не вызывающем труда) воспринимаются изолированно от всего текста, отчего дислексик не понимает сути прочитанного
  • Тактильная дислексия – характерна для незрячих людей (в процессе чтения по Брайлю пальцы дислексика соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию)
  • Оптическая дислексия – при чтении дислексик соскальзывает на другие строчки, либо читает наоборот (зеркально), не понимает буквы, состоящие из одинаковых, но по-разному расположенных элементов (например, П-Н-И)
  • Акустическая (фонематическая) дислексия – самый распространенный вид дислексии среди младших школьников; характеризуется перестановкой слогов, смешением букв по одному различимому признаку в похожих словах, искажением структуры слова (например, «шина-наши», «ком-дом-лом», «насос-сосна» и т.п.)

Любой из видов дислексии требует внимания родителей и специалистов, однако подобные проблемы с произношением и письмом не следует считать признаком отставания в развитии. Невзирая на такие недостатки, большинство людей-дислектиков развиваются вполне нормально, часто обладают талантами и даже могут быть гениями.

Так, дислексией в свое время страдали такие личности как поэт Владимир Маяковский, актеры Киану Ривз и Кира Найтли, режиссер и актер Квентин Тарантино, певица Шер, легендарная актриса, певица и модель Мэрилин Монро, изобретатель, инженер и художник Леонардо да Винчи, художник и режиссер Уолт Дисней и другие.

К тому же, если обратиться к фактам, можно узнать, что дислектики обладают широким кругозором и пытливым умом, отличным воображением и развитой интуицией; способны рассматривать и оценивать совершенно обычные вещи с разных сторон. Но, конечно же, было бы ошибкой считать, что причиной этим качествам служит дислексия.

Как классифицируется болезнь

Данное заболевание подразделяется на две категории: вербальную и литературную дислексию. Вербальная дислексия проявляется в виде нарушений навыков чтения, а литературная форма заболевания связана с проблемами усвоения отдельных букв

Разбирая вопросы о том, как проявляется дислексия, что это такое, виды и признаки, следует уделить особое внимание различным формам проявления этой болезни и характерным симптомам:

  1. Тактильная – результат нарушения тактильной формы восприятия у людей со слабым зрением.
  2. Мнестическая – является следствием дисфункции речевой памяти и характеризуется трудностями в сопоставлении звуков и букв.
  3. Оптическая – дисфункция, связанная с недоразвитостью зрительно-пространственных навыков.
  4. Аграмматическая – нарушения в развитии грамматического речевого строя, функциональных и морфологических обобщений.
  5. Фонематическая – проблемы с фонематическим восприятием, анализом и синтезом.
  6. Семантическая дислексия – это совокупность проблем со слоговым синтезом и словарным запасом. Данная патология характеризуется проблемами с восприятием синтаксической связи в различных предложениях.

Специалисты связывают фонематическую, сематическую и аграмматическую формы заболевания с нарушениями речевых функций. Остальные формы рассматриваемой патологии являются нарушениями психических функций.

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу

Логопедическая помощь при дисграфии

Ребенок должен составить из букв слово

Упражнения для исправления расстройства письма нужно подбирать в зависимости от формы дефекта. Если имеется речевое нарушение (дизартрия, алалия и др.), необходимо исправить его. Иногда нужно комплексное воздействие с участием невролога и нейропсихолога.

  • Если это акустическая форма, на уроках ребенку предлагают задания на коррекцию фонематического слуха (различение звуков в речевом потоке, разбор акустических признаков фонем – сходства и различия, работа со словами-паронимами). Предлагают задания на определение количества звуков в слове и их места.
  • Если это артикуляторно-акустическая дисграфия, в занятия включают артикуляционные упражнения. С ребенком проводят более подробный разбор артикуляции. Если есть нарушения звукопроизношения – нужна обязательная коррекция.
  • Чтобы исправить оптико-пространственную дисграфию учат различать право и лево, вверх и низ. Дают задания располагать на листах разного формата буквы или фигуры по словесной инструкции. Подробный анализ буквы: из каких элементов она состоит, в каком порядке их писать. Также ведется работа по коррекции фонетико-фонематических процессов.

Также при любой форме расстройства письма на занятиях ребенку предлагают выкладывать буквы из подручных материалов, лепить из пластилина или соленого теста. Используют прием «воздушного письма»: рукой в воздухе прописывают буквы, на начальных этапах можно проговаривать написание элементов. Обязательны упражнения на улучшение координации движений и развитие пальчиковой моторики.

Мифы и стереотипы, связанные с дислексией

  • «Дислексия — это просто плохое чтение». На самом деле она влияет на множество процессов, включая письмо, правописание и устную речь в некоторых случаях.
  • «Дислексики видят слова и буквы задом наперед». Хотя у некоторых из них могут быть проблемы с направлением и ориентацией, это не универсальный симптом. Например, некоторые жалуются на то, что «буквы прыгают», а в ряде случаев «исчезают», то есть не видят их. Это попытка передать личное ощущение от проблем с чтением.
  • «Люди с дислексией менее умные». Интеллект многомерен и не ограничивается читательскими навыками. Многие люди с дислексией обладают высоким IQ и могут успешно справляться с академическими и профессиональными задачами.
  • «Дислексию можно вылечить». Эту проблему нельзя решить при помощи «волшебной таблетки». Но улучшить качество чтения и орфографические навыки можно всегда.
  • «У детей пройдет с возрастом». Симптомы дислексии могут стать менее выраженными. Однако психологические особенности любого человека составляют его индивидуальность. Дислексия — проявление индивидуальной трудности с решением когнитивных задач определенного типа.
  • «Это лень и неграмотность». Многие ошибочно полагают, что, если ребенок не может научиться читать или писать, как его сверстники, это из-за лени или неумения. С психологической точки зрения лень — это скорее отказ от выполнения неприятной работы. Ничего удивительного в отказе от чтения у человека, которому трудно читать, нет.
  • «Дислексия бывает только у детей». Проблемы многих взрослых на работе или в социальных отношениях связаны с отсутствием ожидаемого обществом уровня функциональной грамотности.
  • «Это модное заболевание». Из-за широкого освещения в СМИ некоторые считают дислексию «трендом», хотя это реальная, давно изучаемая проблема.

Социальная экономика

Что такое глоссофобия и как с ней справиться

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: