Основные признаки дислексии
Расстройство впервые диагностируется у детей до 10 лет
Важно, что ребенок с дислексией имеет полностью сохранный интеллект, однако:. при чтении ошибается, потому что угадывает слова;
при чтении ошибается, потому что угадывает слова;
- плохо понимает или не может пересказать прочитанное;
- при переписывании или письме под диктовку делает множество ошибок;
- имеет неразборчивый почерк;
- отличается сильной раздражительностью и повышенным эмоциональным фоном;
- нарушена схема тела (путает право и лево), проявляется неуклюжесть;
- держит ручку необычным образом.
Специалисты связывают эти проявления с нарушением работы левого полушария, а также межполушарных связей.
Результаты метода Рональда Дейвиса. Обзор научных исследований по теме
Программа по коррекции дислексии была разработана Рональдом Дейвисом в 1980-е годы. Опираясь на клинический опыт, Дейвис и его коллеги со временем усовершенствовали методику. В 1994 году он выпустил первое издание своей книги «Дар дислексии», где подробно описал и сам метод, и лежащую в его основе теорию.
В 2001 году 86 учащихся начальных классов из двух школ города Сан-Франциско в США прошли обучение по программе Дейвиса. Через год эти учащиеся показали значительно лучшие результаты, чем контрольная группа.
В 2003 году в Италии провели сравнительное исследование скорости чтения среди учеников с дислексией. В группу, которая прошла обучение по Дейвису, входило 16 учащихся. Дети из этой группы продемонстрировали скорость чтения, которая в 2-3 раза превышала показатели других групп.
В 2008 году доктор философии Дженнифер Пул провела всестороннее исследование 14 различных методов исправления дислексии, включая метод Дейвиса, и опубликовала результаты в книге “Decoding Dyslexia”. Она пришла к выводу, что устранение дезориентации является ключевым элементом в решении этой проблемы.
В 2022 году исследователи из ряда филиппинских университетов (в частности, из Политехнического университета) проверили эффективность действия метода Дейвиса на трёх филиппинцах с различной степенью дислексии (субъекты A, B и C). У двоих из них (B и С) было расстройство аутистического спектра. В ходе реализации программы все испытуемые показали значительный прогресс, в особенности – Субъект A, который научился быстро проговаривать алфавит вперёд и назад, различать перевёрнутые буквы и знаки препинания.
Причины и симптомы дислексии
Общего мнения о причинах дислексии в наше время до сих пор не существует. Зарубежные логопеды в своих трудах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые развивают мысль, что эти проблемы появляются у школьников, пишущих левой рукой.
Многие исследователи, тщательно изучающие дислексию у младших школьников, указывают на воздействия патологических нарушений, приведших к небольшой мозговой дисфункции:
- деформация головного мозга во время родов;
- порок сердца и анемия матери при беременности;
- врожденный порок сердца новорожденного;
- плацентарная недостаточность;
- нарушенное развитие пуповины;
- раннее отслоение плаценты;
- тяжелые роды;
- удушье новорожденного, обвитого пуповиной.
В процессе развития ребенка может произойти задержка психоречевого развития (ЗПРР), которая приводит к дислексии при таких повреждениях:
- инфекционные заболевания ЦНС;
- травма головы;
- детские болезни: ветрянка, полиомиелит, краснуха;
- истощающие инфекции.
При алалии, дизартрии и афазии дислексия провоцируется повреждением некоторых мозговых участков. Дислексии подвержены дети с задержкой психического развития, серьезными дефектами разговорной речи, детским церебральным параличом, задержкой умственного развития.
Главные социальные причины дислексии:
- нехватка общения;
- уединение ребенка;
- запущенность со стороны учителей и воспитателей;
- негативная среда для общения;
- двуязычие (билингвизм);
- раннее образование;
- быстрый темп обучения.
Началом дислексии у школьников служит несформированная разговорная речь.
Симптомы
Опишем симптомы по видам дислекции:
- Дислексия разговорной речи. Дети допускают ошибки при произношении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, у них маленький словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать в нем слова.
- Фонематическая дислексия. Характеризуется замещением и смешиванием фонем, похожих по артикуляции или акустике. В иных обстоятельствах происходит замена слов путем смены, прибавления, пропусков фонем и слогов.
- Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного текста либо слова. Проблемное изменение случается при послоговом и курсорном чтении.
- Аграмматическая дислексия. Неправильное чтение окончаний в словах всех частей речи, путаница в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи.
- Мнестическая дислексия. Проявляется нарушенным оптическим восприятием и произношением литеры. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить ряд из 4 звуков либо слов, сделать их анализ.
- Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по внешнему виду. Такая аномалия случается, если при чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявиться чтением зеркального типа — ученик читает справа налево.
- Тактильная дислексия. Незрячие часто ошибаются и заменяют буквы, читая азбуку Брайля. Ученики с данными проблемами в момент чтения перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотическим махам руками.
Механизм проявления нарушения
Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и двигательными речевыми анализаторами.
Этапы чтения:
- Оптическое восприятие, распознавание и разграничение букв.
- Соотношение букв с фонемами.
- Сложение фонем в слоги.
- Соединение слогов в целое слово.
- Группирование слов в предложение.
- Осмысление прочитанного материала.
Если эти процессы нарушаются, то по психолингвистике — это признаки дислексии.
Психологи рассматривают дислексию как следствие задержки развития функций у плода, которые обеспечивают процесс чтения.
Дислексические нарушения сопровождаются недоразвитостью оптического зрения, плохой ориентировкой в пространстве, плохим восприятием звука, измененным построением правильной речи, неправильностью зрительной и слуховой координации, плохой концентрацией внимания, слабой волей, бесконтрольностью эмоций.
Создатель уникального подхода к лечению дислексии
Автор методики Рональд Д. Дейвис – разносторонне развитая личность. Скульптор, инженер и бизнесмен, он основал Центр исследования проблем чтения в Калифорнии, разработав при этом революционный подход к коррекции дислексии.
Несмотря на всю свою одаренность и высокий уровень интеллекта, Дейвис с детства испытывал проблемы с чтением, но это не помешало ему достичь успеха в жизни. Более того, к 38 годам он смог преодолеть свой главный порок, легко прочитав книгу всего лишь за несколько часов. Увидев плоды своего труда, Рональд начал развивать авторский подход и внедрять его на практике при работе с другими людьми с аналогичной патологией. Сегодня его книга «Дар дислексии» переведена на многие языки и является настоящим пособием по лечению данного отклонения, правильное применение которого приносит положительный эффект практически в 99% случаев.
Методика Дейвиса по устранению дислексии специалистом в Киеве
Современна медицина уже позволяет излечить многие хронические заболевания, как и данную особенность ребёнка. Сама методика Дейвиса по устранению дислексии позволяет максимально остановить развитие данной особенности. Тем самым увеличивая активное взаимодействие клеток мозга в других направлениях.
Стоит отметить, что данное нарушение в развитии малыша, может непоколебимо повлиять на его активность и внимательность, но несмотря на это практика в направлении «Метод Рональда Дейвиса ‒ Дислексия» значительно помогает ребёнку и подростку в будущем. Сама методика названа в честь великого доктора наук Рона Дейвиса, который разработал практические занятия, помогающие детям развивать эти и другие труднодоступные навыки. Основа заключается в развитии памяти и визуального восприятия чтения букв. Как правило, чтение ‒ это процесс развития зрительной памяти, благодаря чему метод Рональда Дейвиса в Украине осваивается максимально быстро и просто.
Коррекция или лечение дислексии?
Единственно правильный ответ – коррекция, которая осуществляется исключительно педагогическими методами и специальными физическими упражнениями, направленными на согласованную работу полушарий мозга, преодоление моторных трудностей, формирование правильной нейродинамики.
Именно такими способами проводится коррекция дислексии в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе. Мы не занимается лечением дислексии и тем более не используем медикаментозные методы лечения.
Опыт нашей работы показывает, что основные дислексические трудности можно преодолеть за 14 дней и для этого детям не придётся ни писать, ни читать, так как работа ведётся на уровне изменения мозговых ритмов, то есть устраняется первопричина дислексии, а не устраняются её последствия.
Значительное внимание в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе уделяется и профилактике дислексии, различных учебных трудностей, с которыми сталкиваются дети в школе.
Мы помогаем как детям, так и взрослым, ведь коррекция дислексии возможна в любом возрасте!
В чем заключается суть методики Дейвиса?
Коррекционную работу с использованием этого подхода нельзя сравнивать или сопоставлять терапией, которую предлагает официальная медицина. Дислексики в данном случае рассматриваются не как больные, а как люди с отличительным визуальным способом мышления. Безусловно, они имеют богатое воображение и живое восприятие. При этом, их способ познания окружающего мира отличается от общепринятого. Создавая в воображении определенные образы, дислексики испытывают сложности и дезориентируются в пространстве, в результате чего не могут корректно завершать мыслительный процесс.
Метод Дейвиса разработан таким образом, чтобы отключать дезориентацию и устанавливать в противовес ей фиксированную «точку ориентации»
Таким образом внимание и воображение человека фокусируется на создании реалистичных образов в соответствии с написанными на бумаге словами
Такой подход в большинстве случаев помогает контролировать дислексию, вне зависимости от возраста человека с патологией. Методика включает комплекс мер, которые условно можно поделить на 8 этапов. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Лечение, коррекция дислексии в Москве
Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.
Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально
Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция
Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.
Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер
Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность
Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:
- нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
- серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
- черепно-мозговые травмы;
- осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.
Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.
Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.
Как учителю распознать дислексию у ребенка? Основные проблемы, с которыми может столкнуться педагог
Нередко именно учитель является первым человеком, который замечает у младшего школьника признаки дислексии
Важно учесть, что характерные ошибки, как правило, специфичны и проявляются на постоянной основе. Если они возникают периодически, возможно, это результат переутомления или невнимательности учащегося
В данном случае стоит тщательно понаблюдать за ребенком.
Учителя могут насторожить следующие проблемы:
- Смешивание букв в процессе чтения по оптическому сходству:
б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у - Неправильное произношение звуков. Отдельные звуковые единицы могут отсутствовать или заменяться на другие. Причем эта проблема возникает не только в устной речи, но и в процессе написания слов.
- Замена букв на близкие по звучанию: б-п, д-т и другие.
- Написание слов в том виде, в котором они слышатся.
- Неумение передавать при чтении и письме мягкость звуков.
Учащиеся с дислексией нередко испытывают сложности с написанием. Буквы в тетради могут иметь разный размер и наклон в противоположные стороны. В словах могут отсутствовать гласные, в том числе и ударные, порядок слов нарушается, словосочетания могут писаться слитно.
Важность своевременного выявления и коррекции дислексии у школьников
Последствия нарушения навыков чтения напрямую связаны с социализацией человека в обществе. В школьном возрасте дислексия может стать причиной насмешек одноклассников и ухудшения успеваемости ребенка. В дальнейшем это может привести к социальному отчуждению и неспособности выполнять определенные виды деятельности. В то же время дети, которые своевременно начинают получать необходимую помощь, совершенствуют навыки чтения настолько, чтобы полностью освоить чтение и письмо, хорошо учиться в школе и успешно реализоваться в выбранной профессии.
Профилактика дислексии у дошкольников и младших школьников основана на развитии необходимых навыков (речи, памяти, внимания и других) посредством специальных упражнений. Значимое место занимает коррекция дефектов произношения звуков и лексико-грамматическое построение речи.
При выявлении у ребенка дислексии родителям важно понимать, что с ним потребуется дополнительно заниматься и уделять больше внимания. Дети с нарушениями навыков чтения нуждаются в особом подходе в обучении
Он заключается в адаптации школьной программы, регулярных занятиях с логопедом, психологом. Части дети с дислексией имеют другие таланты. Задача родителей и педагогов – найти и помочь развитию сильных сторон ребенка.
План обучения
Программа Дэйвиса – это 30 часов интенсивной работы, проводимой индивидуально с каждым ребёнком, 6 часов в день пять дней подряд.
Программа выполняется лицензированным руководителем-консультантом по системе Дэйвиса и адаптируется к потребностям каждого отдельного ученика.
На протяжении 5 дней выполнения программы ученик приобретает новые навыки. В дальнейшем предполагается, что он продолжит работать дома с помощником.
Программа предполагает три последующие встречи, которые обычно происходят через шесть недель, через три месяца и через шесть месяцев после завершения 5-дневной программы.
Во время участия в программе наши ученики не должны принимать никаких медикаментов (по согласованию со своим лечащим врачом).
Методика Дейвиса
В России проблема дислексии изучена недостаточно. Специализированные центры коррекции дислексии успешно работают только в Москве и Санкт-Петербурге. Более подробно эта проблема изучена в США. В начале прошлого века доктор Сэмюэл Тори Ортон вывел определение дислексии как «поперечная латерализация мозга». Он предположил, что при дислексии левое и правое полушария ребенка меняют роли, уступая друг другу в доминировании.
Позже известный американский исследователь Рональд Дэвис, страдавший в детстве подобной формой расстройства, определил дислексию как особый вид мышления. При нормальном развитии обычный человек думает словами (вербально), дислексик думает картинками (визуально). При виде любого символа человек с визуальным мышлением не только не понимает происходящего, это его раздражает и приводит в изумление. По словам ученого, у дислектика беспорядочная ориентация в пространстве.
Р. Дэвис разработал авторскую методику коррекции дислексии, суть которой заключается в изменении фокуса мышления. Ребенка учат отключать искаженное представление символа, контролировать восприятие знаков, обнаруживать источники дезориентации и восстанавливать точное восприятие букв, звуков, слов. Поскольку одна из проблем дислектиков — это переутомление, головные боли при концентрации внимания, момент расслабления очень важен. Р. Дэвис в своей методике предоставляет такой инструмент, как «расслабление». Чередование разрядов и настроения хорошо сказывается при обучении чтению дислексиков.
Координация
Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности с координацией движений, а также правильным определением левой и правой сторон. Избавиться от неуклюжести и путаницы помогут специальные упражнения, которые необходимо выполнять после успешного определения и настройки «умственного глаза».
Упражнение. Ребенок становится на одну ножку и балансирует на ней, удерживая баланс. Установив равновесие, ему необходимо ловить небольшие мячики, делая это поочередно каждой рукой, а потом одновременно двумя. На следующем этапе мячик бросается с небольшим отклонением, чтобы усложнить задание и спровоцировать выход дислексика за пределы установленной оси равновесия.
Как устроена программа
Программа представляет собой комплекс обучающих упражнений на игровой основе, используемых в интерактивном режиме. В течение длительного срока ребенок выполняет эти упражнения, что приводит к формированию базовых навыков, необходимых для освоения чтения. Облачные технологии позволяют обеспечить доступность, систематичность и регулярность занятий, являющиеся обязательным условием эффективности метода. Так как у детей с дислексией автоматизация возникает медленно, нельзя пропускать ни одного дня. В связи с этим роль родителей — мотивировать ребенка, напоминать о необходимости регулярного прохождения занятий и подбадривать, подчеркивая его успехи, даже если они еще незначительны.
В комплекс программного обеспечения включен диагностический модуль, который позволяет подобрать индивидуальный режим и уровень сложности упражнений. Данный модуль в режиме реального времени на протяжении всего периода обучения оценивает успешность формирования компонентов навыка и его предпосылок и на основе этих данных формирует образовательную траекторию. Это необходимо потому, что возраст, уровень сформированности навыков чтения, тяжесть состояния дислексии у детей различаются.
Главная трудность для детей с дислексией ‒ научиться сливать слоги и автоматизировать слоговое чтение, переходя к чтению целым словом. Без полноценной коррекционной помощи они не могут с этим справиться за все годы обучения в школе. В школьной программе за букварным периодом следует освоение навыков слогослияния. Не умея сливать отдельные буквы в слог, ученик с дислексией затрудняется в понимании прочитанного слова. То есть при этом ряд букв переводится в целостный звукокомплекс, который ребёнок и соотносит в своём ментальном словаре с соответствующей лексической единицей, которая хранится в памяти. На этом основано понимание значения прочитанного слова. Именно этим навыком не могут овладеть дети с дислексией. А дети с нормой развития это осваивают в течение примерно полутора-двух лет.
Для того чтобы помочь преодолеть этот барьер, и была разработана специальная методика обучения, благодаря которой ребёнок усваивает слог целиком, как иероглиф, соотнося слог графический и слог фонологический. Таким способом, он может запомнить весь набор слогов русского языка, и читая распознает их целостно, что помогает перейти к чтению целым словом.
Именно этот метод, опубликованный в 1995 году, был позже апробирован и положен в основу упражнений онлайн-платформы SLOGY. Это не просто комплекс упражнений, развивающий способности, а методика формирования полноценного навыка чтения полуглобальным методом обучения. Метод уже много лет успешно используется в некоторых детских садах как для детей группы риска, так и для обычных детей. Он облегчает освоение навыка чтения даже детям дошкольного возраста.
В программное обеспечение онлайн-платформы включены упражнения, требующие терпения и настойчивости, как от самого ребенка, так и от его родителей и педагогов. Наш опыт показывает, что большинство детей с интересом выполняют игровые задания slogy. Но тем не менее дети нередко пропускают один или несколько дней по разным причинам. Это снижает темпы движения вперед, замедляет темпы автоматизации формируемых навыков. Поэтому мотивирующая помощь родителей может быть полезна.
Известно, что для полноценного овладения навыками чтения необходимы определенные психологические предпосылки, важные именно для чтения. Среди них на одном из первых мест находится достаточный объем оперативной памяти, оптимальный уровень способностей к запоминанию серийно организованного материала, где последовательность расположения знаков, объектов имеет принципиальное значение. Поэтому slogy включает в комплекс упражнений, развивающих эти способности:
- развитие объема оперативной памяти на устные и письменные слоги;
- развитие способности удерживать в оперативной памяти серий слогов (устных или письменных).
Для формирования и расширения объема ментального силлабария используются упражнения, ориентированные на:
- запоминание основного набора слогов;
- формирование способности к устному синтезу в процессе чтения (то есть восприятию и пониманию слова целиком).
Освоение символов
Воображение дислексиков способно воспринимать только объемные трехмерные изображения. В свою очередь, процесс чтения базируется на понимании печатных двухмерных символов, что делает обучение для таких детей непреодолимо сложным.
Упражнение. Ребенку предлагается создать из пластилина или глины буквы, цифры и другие письменные знаки. После этого необходимо сопоставить объемную фигуру с ее печатным аналогом, определить ее расположение в алфавите или порядке чисел. К работе со следующим знаком необходимо переходить после того, как дислексик закрепит предыдущий символ в сознании, сможет приводить с ним примеры и осознает цель его использования.
Методики коррекции и лечения дислексии
Ребенок с заболеванием дислексии может обладать выдающимися способностями. Но эмоциональная зрелость у него отстает от возраста. Избавиться от дислексии раз и навсегда нельзя, но ее можно скорректировать, помочь ребенку самостоятельно контролировать своё состояние и оградить его от неприятия сверстниками. При правильной корректировке дислексии он может не отличаться от одноклассников, но при возникновении стресса или болезни ошибки в письме и чтении увеличиваются.
Начиная коррекцию дислексии, прежде всего нужно пройти обследование, диагностику, получить у специалистов рекомендации, индивидуальные для каждого ребенка.
Методы коррекции, которые мы рассмотрим, относятся к тем детям, которые клинически здоровы, и у них не диагностировано психическое заболевание. Исправление дислексии заключается в построении недостающих связей в мозге.
Чтобы помочь своему малышу, важно понять, что для таких детей характерно образное мышление, для него мысли – это в первую очередь картинки. Малышу трудно выражать свои идеи словами, для него это просто звуки, от которых он устает
Отсюда кажется, что ребенок плохо вас понимает. Иногда именно из-за этой особенности речь ребенка-дислектика односложная, непоследовательная, и кажется, что у ребенка бедный словарный запас. Часто дислексия является сопутствующим заболеванием диагноза «СДВ» (синдром дефицита внимания). Попробуйте описать «Джоконду» словами. Испытали замешательство? То же чувствует и ребенок-дислектик, когда ему нужно передать свои мысли.
Начать корректировку недуга нужно с развития речи и увеличения словарного запаса ребенка. Но такому ребенку не объяснишь всё на словах, для него это просто звуки. Ему нужны образы, а значит, родителю все нужно показывать: предметы, признаки, действия
Для ребенка важно использовать в дальнейшем свой жизненный опыт, и обязанность родителей ему этот опыт дать. Советую запастись словарями: толковым, антонимов, синонимов, пословиц и поговорок
Развитие речи для ребенка с дислексией и его родителей – это образ жизни. Сначала малыша нужно научить не только читать, но и понимать прочитанное. В одном слове может быть несколько значений, и до ребенка все эти значения нужно донести. Впоследствии могут возникнуть трудности с математикой, музыкой и другими предметами, где сложно представить образ.
При коррекции дислексии очень важно не заставлять ребенка читать. Это может вызвать у него истерику, головную боль, тошноту, слезы
Для ребенка важна визуальная информация, поэтому читайте ему сами, включайте различные аудиосказки и энциклопедии в аудиоформате. Очень помогает посещение различных спектаклей и представлений.
Особенно хорошо помогает при корректировке спорт, это могут быть упражнения на координацию движений и баланс. Здесь подойдут ушу, цигун, йога, батут. Дыхательная гимнастика поможет ребенку успокоиться и придаст силы для дальнейшей борьбы с недугом.
Источник фото: shutterstock.com
Диагностика
Ребенок, у которого имеются признаки расстройства чтения, должен пройти полное логопедическое обследование, которое складывается из последовательной оценки речевых, письменных навыков, чтения и качества неречевых процессов (внимательности, умения сфокусироваться на тексте, запоминания и т.д.). Специалист также проверяет состояние артикуляции, четкость дикции, характеризует речевую и ручную моторику.
В целом диагностические мероприятия можно разделить по трем направлением:
- оценка устной речи, которая включает изучение особенностей звукопроизношения ребенка, объема его словарного запаса, уровня фонетико-фонематического развития, умения правильно работать со структурой языка;
- оценка письменных навыков, что подразумевает выполнение различных заданий на переписывание текстов, письмо на слух, самостоятельное произвольное написание слов и предложений;
- нейропсихологическая оценка, включающая анализ оптико-пространственных ориентировок ребенка, степени формирования зрительного распознавания и запоминания печатных объектов.
Причины дисграфии
Благодаря диагностике дисграфии по методу Дейвиса можно уже на первой консультации понять истинные причины «плохого» почерка. Основных причин может быть несколько:
- органическое поражение мозга, в том числе, генетическое;
- различные заболевания, пороки развития (например, перенесенный менингит, энцефалит, тяжелые соматические патологии, родовые травмы и др.);
- отсутствие обучающего процесса или его неадекватность. В данном случае диагноза дисграфия может не быть, просто ребенок много пропустил, с ним не занимались, у него нет нужных навыков. Курс коррекции такого состояния все исправит;
- намеренно неровный почерк: может не быть следствием дисграфии, но может скрывать иные проблемы. Нужно искать причины корявого почерка и заниматься. Обычно после курса лечения дислексии и синдрома дефицита внимания уходит и проблема неровного почерка;
- дезориентация, искажение действительности: присуще ребенку с богатой фантазией. Во время уроков он просто находится в какой-то своей реальности, не воспринимая то, что происходит вокруг него;
- множественность образов;
- врожденная неправильная ориентация.
Как помочь ребенку с дислексией
К счастью, существуют научно обоснованные способы помочь детям с дислексией улучшить свои навыки чтения и обучения. По словам доктора Крюгера, программа, подходящая для ребенка с дислексией, может включать в себя следующие функции:
-
Мультисенсорное обучение навыкам декодирования.
-
Повторение и проверка навыков.
-
Интенсивность и периодичность интервенции — это должно быть нечто большее, чем дополнительные занятия раз в неделю после уроков.
-
Обучение в небольших группах учеников или индивидуальное обучение.
-
Развитие фонематического восприятия.
-
Запоминание того, как выглядят распространенные слова.
-
Обучение стратегиям смыслового чтения, чтобы помочь детям извлекать смысл из того, что они читают.
Доктор Крюгер добавляет, что важной частью поддержки детей с дислексией является поиск способов уменьшить их дискомфорт от чтения и сделать обучение чтению процессом приятным, а не унизительным. Это означает минимизацию критики ребенка и увеличение поощрения даже небольших его достижений
Современные неврологические методики для развития навыков чтения показали себя очень эффективными для помощи детям с дислексией. Одной из таких методик является FAST FORWORD
Занятия в FAST FORWORD нацелены на коррекцию первоисточников причин дислексии. FASTFORWORD обеспечивает индивидуальные занятия, которые адаптируются под навыки ученика, в игровой форме они развивают фонематическое восприятие и ключевые когнитивные навыки, которые необходимо развивать для успешной коррекции дислексии: память, внимание, обработку и упорядочивание информации. FASTFORWORD работает онлайн — вы можете заниматься в любое удобное время, в любом удобном месте, где есть интернет
А что не помогает? Обучение в обычном учебном центре, не ориентированном на коррекцию или формирование недостающих навыков, может обернуться неприятными последствиями. Практика чтения помогает нормотипичным читателям развить навыки, но может оказаться источником страданий для читателей с дислексией. “Если ребенку неприятен процесс помощи с чтением, это ему не поможет», — отмечает доктор Крюгер. “И это не устранит источник проблемы — нарушение фонематического восприятия”.
Что такое дислексия?
Дислексия – это особенность восприятия информации, которая выражается в частичном нарушении навыков чтения при сохранении способности к обучению. Дети-дислексики могут читать очень медленно, делают при этом множество ошибок и испытывают трудности с пониманием смысла прочитанной информации.
Необходимо понимать, что дислексия не является болезнью с набором определенных симптомов, и однозначного определения причин ее появления нет. Школьники, столкнувшиеся с такой проблемой, могут иметь хорошее интеллектуальное развитие. Однако большинству из них сложно распознавать звуки в слове или понимать, как именно буквы представляют звуки. Часто дислексия сопровождается нарушением письма – дисграфией.