Семейное обучение и дислексия: как раскрыть потенциал ребёнка

Дислексия

Причины дислексии

Специалисты выделяют несколько причин возникновения дислексии, среди которых:

1. Биологические. 

Исследователи отмечают наличие воздействия патологических биофакторов, которые вызывают минимальное мозговое нарушение:

  • гипоксическое повреждение мозга. Может быть связано с неверной имплантацией плодного яйца, анемией, пороком сердца матери, врожденным пороком сердца плода, различными проблемами во время родов;

  • токсическое поражение центральной нервной системы. Проявляется, как правило, при алкогольном и медикаментозном отравлении, гемолитической болезни плода;

  • инфекции головного мозга плода, вызванные различными заболеваниями матери: краснуха, корь, желтуха, герпес и так далее;

  • механические повреждения, вызванные при родах: затяжная родовая деятельность, внутричерепное кровоизлияние и так далее.

2. Социальные. 

Нередко, дислексия вызвана рядом таких факторов, как недостаток речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, раннее начало обучения. 

Реже заболевание является следствием генетических факторов и наследственности.

Исследование нервных рефлексов, слуха, зрения и запись ЭЭГ у детей с дислексией, как правило, не выявляют грубых отклонений от нормы. Однако, изменения в неврологическом статусе могут свидетельствовать о задержке в моторном, психическом и интеллектуальном развитии детей с данным расстройством. Отмечается отсутствие точности или различие движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка не соответствует его возрасту, хотя при этом в ходе игр и неосознанных движений дети не отличаются ничем от других сверстников.

ЭЭЦ у детей с дислексией может показать замедление в созревании мозга при нормальном слухе. Но, исследование зрительных функций показало, что у детей дислексией имеются свои особенности. Если в норме рецепторы двух глаз отличаются между собой и передают разные картинки в мозг, который уже самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить картинку, то у детей с дислексией одинаковая зона восприятия картинки обоих глаз. При попадании сигналов в одну из зон восприятия мозгу сложно выбрать изображение, которое для него является зеркальным, отсюда и сложности при быстром распознании букв и слогов.

Дислексия у взрослых чаще всего возникает в результате ЧМТ либо инсульта (нарушения кровообращения), при которых поражаются участки коры головного мозга. Дислексия, также, может служить характерным признаком пациентов с инсультом левого полушария. У больных при этом наблюдаются тревожные расстройства, проблемы с координацией, депрессия. 

Расстройство дислексия может сопровождаться развитием объемных опухолей левого полушария головного мозга. Больные при этом испытывают мигрени, головокружение, потерю памяти, трудности в подборе слов.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятия следует с разминочных упражнений:

  • вдыхаем через нос – выдыхаем ртом;
  • вдыхаем – задерживаем на несколько секунд дыхание – выдыхаем;
  • делаем неполный вдох – не полностью выдыхаем воздух.

После этого следуют упражнения, развивающие четкость и внятность произношения. Ребенку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:

  • муха летит по комнате «з-з-з»;
  • собака рычит на кошку «р-р-р»;
  • змея ползет в траве «ш-ш-ш»;
  • шмель садится на цветок «ж-ж-ж»;
  • лошадка бежит по полю «цок-цок-цок» и др

Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:

  • КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
  • ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
  • ВДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
  • ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.

Прочитать чистоговорки медленно и внятно:

  • ру-ру-ру – убежала кегуру;
  • ты-ты-ты – замяукали коты;
  • чи-чи-чи – покатились все мячи.

Прочитать шепотом в умеренном темпе:

  • арна – арла;
  • аржа – арка;
  • арла – арма;
  • арба – арфа.

Прочитать громко и как можно быстрее:

  • жечь – печь – лечь;
  • дверь – червь – зверь;
  • мел – кол – ил;
  • жарь – парь – гарь.

Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:

  • каково волокно, таково и полотно;
  • полили ли лилию, видели ли Лидию;
  • корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • на гору гогочут гуси, под горой огонь горит;
  • наш дуда и туда, и сюда.

Что такое дислексия

Дислексия — это врождённое расстройство, при котором человеку трудно читать. Он переставляет слова, путает окончания, не сопоставляет буквы со звуками. 

Дислексики обрабатывают информацию при чтении в других областях головного мозга, используют альтернативные механизмы и развивают нестандартное мышление. Последние исследования показывают, что они считывают визуально-пространственную информацию не локально, часть за частью, а целиком и сразу — холистически. Это позволяет людям с дислексией понимать сложнейшие математические принципы, но при этом они могут ошибаться в элементарных действиях — сложении и вычитании. Именно поэтому методы обучения детей с дислексией имеют свои нюансы. 

Среди дислексиков много творческих людей и учёных. Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Мерлин Монро, Владимир Маяковский испытывали трудности с чтением. Но превратить расстройство в особенность получается не у всех, ведь школьная система построена на учебниках и текстовых задачах. В таких условиях детям трудно раскрыть потенциал, они отстают от программы и хуже усваивают материал.

Что такое «школьная неуспеваемость»?

Успеваемость – это оценочное понятие, подразумевающее достижение определенной степени полноты и прочности знаний, умений и навыков, достигнутых школьником, в соответствии с имеющимися требованиями учебной программы.

Несмотря на сложившиеся устои, в понятие «успеваемость» не входят оценки, так как ключевой момент обучения – это именно знание предмета, а не получение определенного количества оценок по нему.

При наступлении времени, когда ребенок плохо учится, возникает понятие «школьная неуспеваемость».

Школьная неуспеваемость – это несоответствие уровня подготовки ученика к обязательным требованиям школьной программы, недостаточность развития умений и навыков, а также формирования познавательных отношений.

Курс коррекции дислексии у детей в Москве

В Центре коррекции дислексии проходят занятия с логопедом-дефектологом по коррекции дислексии и дисграфии по методу Рональда Дейвиса у детей и взрослых. Занятия проводит сертифицированный методист Дейвиса, который за 5 дней курса коррекции (30 часов, 5 дней по 6 часов) поможет справится с «особенным состоянием», научит его контролировать, а также научит родителей как дальше работать и обучать ребёнка.

Наш Центр коррекции дислексии «Дислексия в России» помог уже многим детям и взрослым принять свою природу и особенность, приобрести ценные навыки управления дислексией, избавиться от страхов и приобрести уверенность в себе и своих силах. Вы можете почитать отзывы о работе логопеда-дефектолога на странице Отзывы.

Что такое дислексия?

Дислексия – это особенность восприятия информации, которая выражается в частичном нарушении навыков чтения при сохранении способности к обучению. Дети-дислексики могут читать очень медленно, делают при этом множество ошибок и испытывают трудности с пониманием смысла прочитанной информации. 

Необходимо понимать, что дислексия не является болезнью с набором определенных симптомов, и однозначного определения причин ее появления нет. Школьники, столкнувшиеся с такой проблемой, могут иметь хорошее интеллектуальное развитие. Однако большинству из них сложно распознавать звуки в слове или понимать, как именно буквы представляют звуки. Часто дислексия сопровождается нарушением письма – дисграфией. 

Коррекция дислексии по методу Рональда Дейвиса

Рональд Д. Дейвис был дислексиком, но никогда не считал себя больным. Причиной нарушения чтения он считал нестандартный образ мышления – визуальный, а не вербальный, как у большинства людей. Его методика устраняет неверное восприятие книжных символов, помогает снять стресс и поднять самооценку. Курс занятий короткий, но интенсивный. Метод Дейвиса включает 8 этапов:

1. Оценка. Специалист выявляет основные проблемы, определяет уровень затруднения восприятия. Для этого ребенок должен мысленно визуализировать и описать предмет.

2. Переключение. Проводятся упражнения по визуализации. Школьник учится «отключать» нарушение ориентации, то есть подавлять симптомы дислексии.

3. Разрядка и проверка. Ребенку позволяют отдохнуть, чтобы избежать головной боли и другого дискомфорта. Расслабляется все тело. Затем дефектолог проверяет, сохранился ли прогресс, достигнутый на прошлом этапе.

4. Точная настройка. Определяется оптимальная ориентационная точка, ребенок входит в комфортное состояние.

5. Координация. Нормализуется восприятие понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Устраняются нарушения движения, тело приходит в равновесие.

6. Освоение символов. Дислексики нормально воспринимают трехмерные объекты, но книжные символы – двухмерные. Чтобы научиться воспринимать буквы и цифры, нужно представить их в трехмерном формате. Проще всего это сделать с помощью пластилина.

7. Последовательное чтение. Для дислексика слово – цельный объект, поэтому дефектолог учит ребенка разделять его на буквы и слоги. Для тренировки используются элементарные тексты. Слова перечитываются по несколько раз, школьник должен разъяснять их содержание.

8. Отработка символов относительно слов. На последнем этапе прорабатываются сложные слова.

График занятий подбирается индивидуально. Дейвис утверждал, что не способен полностью вылечить дислексию, однако дети, прошедшие курс с дефектологом, способны контролировать проявления нарушения.

Дислексия – не болезнь, а нарушение, поддающееся коррекции. Проблемы с чтением были у таких знаменитостей как А. Эйнштейн, Г. Х. Андерсен, Петр I, Леонардо да Винчи и т. д. Дислексия не помешает ребенку реализовать себя и преуспеть в учебе, однако обратиться к специалисту следует как можно раньше. Самый популярный способ коррекции – метод Дейвиса. Он позволяет принять свою особенность и научиться контролировать симптомы дислексии.

Какие методы обучения детей с дислексией нужно использовать?

Если у ребёнка есть диагноз «дислексия», то совершенно необязательно его переводить его в коррекционный класс. На основании Письма Минпросвещения России от 08.02.2019 N ТС-421/07 «О направлении рекомендаций» школа ОБЯЗАНА создавать для таких детей специальные условия обучения. В частности, образование может быть индивидуализировано с учётом особенностей конкретного ребёнка:

  • замена чтения вслух и письменных работ на устные ответы;
  • снижение темпов и объема выполнения письменных заданий;
  • использование вспомогательного дидактического материала, в том числе аудиозаписей изучаемых тем;
  • применение в отношении детей-дислексиков отдельной шкалы оценок;
  • проведение промежуточной аттестации с учётом степени тяжести нарушения.

Реализация этих требований не потребует от педагога значительных дополнительных усилий и не приведёт к переключению внимания со всего класса только на одного «особенного» ученика. Наоборот, обеспечив дислексику такие условия обучения, учитель будет тратить на него меньше времени.

Что ещё может сделать педагог?

Вот несколько основных советов, которые помогут и педагогу, и ребёнку с дислексией:

разрешите ученику-дислексику проводить больше времени над решением поставленной задачи. Другими словами, ему просто надо дать больше времени, чтобы подумать;
не загоняйте дислексика в жёсткие рамки, не нужно его подгонять – пусть он работает в своём темпе. Этот совет можно дать и родителям дислексиков, которые помогают им дома с обучением;
давайте такие упражнения ребёнку, которые находятся в зоне его ближайшего развития;
чаще хвалите и подбадривайте дислексика – так у него будет сохраняться интерес к учёбе

Да и в целом, чтобы дети лучше учились, нужно обращать внимание на то, что у них хорошо получается, а не на их слабые места;
больше наблюдайте за ребёнком с дислексией, подмечайте его особенности, трудности с обучением – так будет проще оказывать ему помощь.

Конечно, перед педагогом не стоит задача провести коррекцию дислексии, ведь это не его обязанность, но помочь учиться ребёнку-дислексику он точно может.

Профилактика дислексии

От того, предпринимаются ли меры по профилактике дислексии, зависит многое: это и успехи ребенка в обучении, и уровень его самооценки, и отношения со сверстниками и педагогами, и уровень притязаний, и результаты в достижении целей. Поэтому в случае обнаружения недостатков в устной и письменной речи необходимо начинать работать с ними как можно раньше.

Профилактика дислексии должна начинаться еще в дошкольном возрасте. Она включает в себя развитие у ребенка зрительно-пространственной функции, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики

Не менее важно прорабатывать звукопроизношение и формировать правильный лексико-грамматический строй речи

Для снижения вероятности развития у ребенка дислексии, дисграфии, заикания и прочих проблем речи и письма нужно уже в раннем возрасте начинать заниматься с детьми специальными упражнениями, нацеленными на освоение правильной речи и грамотного письма. Лучше всего выполнить эту задачу помогают развивающие игры.

Игры – это лучшее средство для умственного развития детей, плюс они способствуют мышлению, анализу и ориентированию. На начальных этапах рекомендуется демонстрировать как можно больше визуальных образов – слова, буквы, животных, предметы. В детском возрасте лучше всего воспринимается именно визуальная информация. В процессе она откладывается в памяти, отчего риск появления дислексии сводится к минимуму.  

Список использованной литературы

Ситуация 3

Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях. Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю.

Смотрите, дети, какой молодец Коля!

Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох… Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:

Коля, бросай мне… Коля бросай прямо в шапку… Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревнование.

Вопросы и задания:

1. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло.

Педагогическая значимость реплик учителя заключается: Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Учитель, похвалив Колю, умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло, тем самым замотивировав сначала Колю, а потом еще и одного мальчика на занятие трудовой деятельности.

2. Когда слово учителя производит воспитательный эффект?

Слово учителя производит воспитательный эффект, когда содержит смысловую направленность.

3. О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?

Необходимо выбрать поведение, учитывая собственный стиль, стиль других людей, вовлеченных в конфликт.

• нужно понимать, что конфликтная личность посредством своих поступков удовлетворяет потребности и нужды, связанные с личными потерями и неудачами;

• управлять собственными эмоциями и не допускать грубости или оскорблений;

Так что же такое дислексия?

Профессор Татьяна Черниговская объясняет:

“Сейчас в мире очень много людей с дислексией – нарушениями процессов чтения. По неведомым причинам их количество растет. Более 30% населения англоговорящих стран страдают от этой дисфункции.

По словам школьных учителей, в каждом классе есть хотя бы один дислексик. Дислексия часто связана с дисграфией. В итоге эти люди попадают в очень сложное положение: часто они неправильно оцениваются обществом – либо как лентяи, либо как люди с чрезвычайно низким интеллектом, что абсолютно неверно. Например, в школе таким детям обычно ставят двойки и всячески их третируют.

Однако эти «педагогические меры» бесполезны, если мозг ребенка просто не успевает справляться с текстом. Ведь чтение – это очень сложная процедура. Маленькие буковки сами по себе не имеют никакого смысла. Смысл возникает только когда вы их соединили. И соединять их нужно с определенной скоростью. Кроме того, необходима оперативная память, чтобы дочитав предложение до конца, не забыть, что было в начале. Чтение – это комплексный процесс.

Почему дислексики плохо читают? В Гарварде научная группа, изучавшая мозг дислексиков, обнаружила нарушение размеров клеток в зрительной коре: маленькие клетки были недостаточно малы, а большие – недостаточно велики. В результате эти люди не могли набрать скорость, необходимую для плавного чтения.

При классической дислексии у человека нормальный слух, зрение, психика, интеллект, но он не может овладеть чтением и письмом. Однако если ему дать возможность работать со специальными программами – перевести большую часть заданий в картинки, компьютерные программы, начитывать тексты на пленки, то дислексик сможет учиться не менее эффективно, чем большинство людей без этой дисфункции.

Если мальчик в диктанте делает 60 ошибок на странице, но при этом выигрывает все математические олимпиады, это явный показатель специфичности ряда когнитивных процессов, а не того, что мальчик болван и лентяй. Классическим примером прекрасно образованных, умнейших людей, страдающих дислексией, является королевское семейство Швеции.

Поэтому один из результатов когнитивных исследований – уже само осознание того, что наш мозг невероятно сложно устроен. В нем постоянно идут миллионы процессов, при этом у одних людей лучше развиты одни, а у других – другие. Если вы возьмете среднестатистического американца и папуаса и сделаете вывод, что у первого мозг развит лучше, чем у второго, это будет неправильный вывод. Потому что мозг каждого из них предназначен для специфической среды, в которой он живет. И сравнивать на этом основании два разных по типу интеллекта будет неправомерно.”

Что такое дислексия

Дислексия — особенность работы головного мозга, которая проявляется в трудностях с формированием навыков чтения и письма. Это явление, обусловленное нейробиологическими факторами и особенностями когнитивного развития. Дислексия не считается следствием интеллектуального снижения, проблем со зрением или слухом, недостатка мотивации или неправильных методик преподавания. Это не болезнь и не повод для сегрегации. Люди с дислексией обладают нормальными способностями в других сферах и нередко демонстрируют высоко развитое пространственное мышление, творческие таланты, нестандартное видение проблем.

Ольга Величенкова, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета

«Если рассматривать дислексию как некое расстройство, связанное с особенностями развития структур мозга, которые отвечают за овладение навыком чтения, то есть как патологию, то вряд ли можно сказать, что число людей с этим нарушением растет. Однако школьников, не достигающих ожидаемого академического успеха, становится все больше. Конечно, уверенно сравнивать учебные достижения детей, скажем, в 80-е годы ХХ века и в двухтысячные, нельзя. Однако есть ощущение в обществе, и оно достаточно распространенное, что сейчас дети пишут с бóльшим количеством ошибок».

Технологические прорывы в нейроимиджинге открыли возможности для глубокого понимания, как работает мозг при дислексии. Выяснилось, что активность в его определенных областях у людей с дислексией отличается от активности у тех, кто ею не страдает. Изучение мозга в действии сформировало новые подходы к коррекции дислексии

Если раньше акцент делался в основном на педагогических методиках, то сейчас внимание уделяется также медицинскому и психологическому аспектам. Активно исследуются возможности фармакотерапии, хотя ее эффективность до сих пор изучается

Виды дислексии

В результате понижения активности в некоторых участках головного мозга у детей развиваются различные виды дислексии. Всего в медицинской практике насчитывают 5 видов этого заболевания: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая и мнестическая дислексии. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Фонематическая дислексия

Фонема (или слог) – это единица слова, от которой зависит его смысл, хотя сама по себе никакого значения она не несет. Дети с этой формой дислексии могут путать близкие по звучанию слова (шок-сок, дверь-зверь), изменять порядок букв в слове или слогов (липа – пила, кабан-банка, сосна-насос и так далее).

Семантическая дислексия

Техника чтения в этом случае не нарушена, ребенок правильно озвучивает написанные буквы и слоги. Однако значение слов ускользает от него, они воспринимаются так, будто не связаны между собой смысловыми и синтаксическими взаимоотношениями.

Этот вид дислексии еще называется механическим чтением. Такие дети не могут пересказать смысл прочитанного, и значительно лучше воспринимают новую информацию на слух.

Аграмматическая дислексия

Аграмматическая дислексия выражается в неспособности согласовать окончания слов между собой. Этот тип патологии чаще сопровождается другими нарушениями речи (например, нарушением понимания устной речи). Аграмматический дислектик использует неправильное число или род, не подходящие по смыслу падежи (красивый тетрадь, в шкафам, большая дядя и так далее).

Оптическая дислексия

Ребенку трудно отличить буквы, похожие по написанию между собой. Это может касаться букв, близких визуально (О-С, Р-В) или тех, которые состоят из схожих, но по-разному расположенных частей (П-Н, Г-Т). В этом случае при чтении ребенок путает буквы в слогах, неправильно читает слова и предложения.

Мнестическая дислексия

При этой форме ребенок не может запомнить, как выглядит та или иная буква в принципе. Особой подгруппой является тактильная дислексия, которая развивается у слепых детей, неспособных овладеть шрифтом Брайля.

Диагностика дислексии

Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.

В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни.

Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку.

Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.

Как проходят уроки

Ребёнок самостоятельно проходит по одному уроку ежедневно по 5-10 минут в день. Урок состоит из нескольких игровых упражнений, каждое из которых направлено на развитие конкретного когнитивного навыка, комплекс которых необходим для успешного освоения чтения.

Диктор озвучивает инструкцию, ребенок выполняет задания, получая подсказки в случае ошибок и похвалу при успешном выполнении. Задания плавно усложняются  в пределах возможностей ребенка. Постепенно в игровой форме ребенок увеличивает слоговой запас и укрупняет оперативную единицу чтения (ОпЕЧ) «СГ – СГС – ССГ,  ГСС – ССГС, СГСГС», продвигаясь от слогового чтения к чтению целыми словами.

В целях геймификации, помимо основных упражнений, в уроках присутствуют развлекательные мини-игры мемори, пазл и другие, а на протяжении всего обучения идет развитие внешнего вида персонажа от первобытных костюмов до современных молодежных стилей и даже костюмов кибербудущего.

Принципиальное значение для занятий с тренажером SLOGY имеет регулярность и ограничение по частоте: заниматься необходимо каждый день, но не более одного урока в сутки. Этого достаточно для достижения результата, тогда как более интенсивное использование программы не ускоряет обучение, а повышает риск пресыщения и снижения мотивации.

Признаки дислекции у дошкольников

Дислексию очень тяжело заподозрить в раннем возрасте, пока ребенок не начнет учиться читать. Тем не менее, некоторые косвенные признаки должны вызывать у родителей настороженность.

Для того, чтобы в домашних условиях родители могли определить, нуждается ли их ребенок в консультации врача логопеда, рекомендуем пройти своеобразный тест и ответить на следующие вопросы. За каждый утвердительный ответ засчитывайте себе 1 бал.

Итак, тест на определение возможных нарушений.

  1. Ребенок научился говорить поздно, медленно пополняет словарный запас или долго не может вспомнить название какого-либо предмета.
  2. Иногда возникает путаница в порядке расположения букв в слове или целых слогов, это сильнее выражено при пересказе сказок или мультфильмов и меньше в повседневном разговоре.
  3. Проблемы с запоминанием геометрических фигур, ребенок путает названия или затрудняется нарисовать нужную фигуру.
  4. Медленное освоение навыков мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), нарушение координации движений. Часто такие дети путают правую и левую сторону.
  5. Элементарные навыки письма или рисования даются малышу очень тяжело.
  6. Ребенку неудобно держать ручку или карандаш, он старается избегать рисования, не может копировать простые символы (палочки, кружочки) или воспроизводит их с ошибками (путает плюс и минус).

Если вы утвердительно ответили на 2 и более вопросов, найдите время ,чтобы посетить логопеда.

В дальнейшем, по мере того, как ребенок начинает готовиться к школе и осваивать азы умения читать, могут появляться жалобы на головную боль, быструю утомляемость. Такие дети стараются под любым предлогом избежать чтения, не понимают смысла написанных слов, не могут пересказать текст. Иногда дислектик может прищуривать один глаз во время чтения, держать книгу под углом или вверх ногами.

Очень часто такие дети эмоциональны, тревожны, испытывают трудности при общении со сверстниками, могут становиться объектом насмешек в детском коллективе.

Поиск неврологических причин

В 1970-х, во время ранних попыток исследования коренных причин возникновения дислексии, не проводились никакие технологические медицинские процедуры изучения мозговых процессов, влияющих на нормальное и ненормальное чтение

Из-за невозможности определить неврологические причины возникновения дислексии, во многих педагогических кругах она стала синонимом “расстройства навыков чтения”, а причину возникновения посчитали неважной. Было решено направить силы на разработку и тестирование различных методик, но никто не разрабатывал методики, работающие над устранением причин расстройства

Главный минус этого подхода заключается в том, что он основывается на симптомах, а для разработки эффективного решения проблемы критично важно определение её причины. Когда разным детям ставится одинаковый диагноз, основанный на результатах стандартных тестов на чтение, не только упускается причина возникновения дислексии, но также игнорируется разница в проявлении дислексии у разных детей

К счастью, достижения в области нейронауки, подкрепленные нейровизуализацией и электрофизиологическими технологиями исследования мозга в конце 1990-х, привели к появлению консенсуса в понимании причин возникновения дислексии — базовые навыки, необходимые для обучения чтению, возникающие в результате развития мозга, менее развиты у детей с диагнозом дислексия.

И к счастью, это можно поправить специально разработанными методиками (интервенциями).

Когда обратиться к врачу?

Поводом обращения за помощью к логопеду должны стать любые признаки дислексии. Большинство детей осваивают чтение в детском саду или в начальных классах школы, в то время как дети с дислексией часто не могут постичь азов чтения к этому времени. Огрехи в чтении в более раннем возрасте могут быть нормой.

Важно не только выявить проблему, но и дифференцировать ее

Грамматические ошибки и неправильное произношение слов при чтении могут восприниматься взрослыми как нежелание учиться, недостаточное внимание к обучению или проявление низких интеллектуальных способностей

Важно пройти соответствующую диагностику как можно быстрее, поскольку чем раньше будет начата коррекция с использованием особых, специализированных условий обучения, тем меньше сложностей будет испытывать ребенок в будущем

Что делать, если у ребенка есть признаки дислексии

Важным аспектом коррекции является создание специальных условий обучения для детей с дислексией. В России это может быть реализовано при помощи специальных индивидуальных программ в школе и дополнительных занятий с логопедом, которые должны организовываться на бесплатной основе . При необходимости родители совместно с образовательным учреждением могут принять решение о необходимости семейного обучения на дому. 

Если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, ему трудно читать и запоминать новую информацию, родителям следует: 

1. Обратиться к специалистам: 

  • логопеду;
  • психологу;
  • коррекционному педагогу;
  • неврологу.

2. Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Она поможет установить, есть ли у ребенка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), после чего ему будет рекомендован один из вариантов адаптированной программы обучения (5.1 или 5.2).

3. Обратиться в школу, где учится ребенок. Там детям с ОВЗ обязаны предоставлять особые условия обучения:

  • классные занятия по адаптированной программе;
  • занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю).

К детям с дислексией применяется отдельная, адекватная система оценивания прогресса в обучении. Впоследствии ребенку выдают аттестат стандартного образца. При сдаче ЕГЭ дети с дислексией получают дополнительные 1,5 часа на экзамене.

4. Обратиться в городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центр). При отсутствии логопеда в школе помощь детям с дислексией должны оказывать специалисты ППМС-центров, при этом справка ПМПК там не требуется.

5. При необходимости обратиться в негосударственные центры психолого-педагогической помощи .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: