Шизофрения в детском возрасте

Шизофрения у детей

Причины детской шизофрении

Основной причиной развития шизофрении в детском возрасте является наследственность – если в семье уже были родственники с таким диагнозом, то вероятность рождения больного ребенка увеличивается. Еще больше шансов заболеть у тех детей, у которых шизофренией страдают самые близкие родственники – отец, мать, бабушка или дедушка.

Также существует статистика, согласно которой вероятность заболевания зависит от возраста матери — после 35 лет риск родить больного ребенка резко повышается. Интересно, что возраст отца не оказывает особого влияния на психическое здоровое будущего ребенка.

Определенное влияние оказывают и неблагоприятные условия жизни, хронический стресс. Этот фактор способен «запустить» изначально имеющуюся у ребенка генетическую предрасположенность к развитию психических заболеваний.

Довольно часто психические отклонения диагностируются у подростков, употребляющих различные психотропные препараты – наркотики, алкоголь. Злокачественные зависимости могут вызвать помрачение рассудка даже у взрослого человека, а растущий организм ребенка и его мозг разрушается еще быстрее, в то время как последствия таких нарушений могут быть необратимыми.

Травмы головы, родовые травмы, перенесенные заболевания также могут оказывать влияние на психическое здоровье ребенка, запуская скрытые механизмы развития наследственных заболеваний.

Симптомы шизофрении

Основные признаки шизофрении делятся на 3 большие группы: позитивные, негативные и когнитивные.

К позитивным (продуктивным) симптомам расстройства относятся:

  • слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные галлюцинации;

  • бредовые идеи (управления, преследования и т.д.);

  • деперсонализация и дереализация;

  • дезорганизованное мышление (нелогичные и несвязные разговоры, неумение выразить мысли);

  • неорганизованное поведение.

Бредовые идеи при шизофрении могут быть соматическими (включающими ложные убеждения о физических заболеваниях), грандиозными (содержащими убеждения о собственной важности и обладании особыми силами или способностями) или параноидными (например, при наличии убеждений о преследовании).

Расстройство мышления характеризуется неорганизованной речью, блокировкой или эхом мыслей. Больному может казаться, что мысли были вставлены кем-то в разум или изъяты из него другими людьми.

Как правило, позитивная симптоматика болезни шизофрении проявляется в период обострения и является поводом для госпитализации больного в стационар. В отношении таких проявлений шизофрении используется термин «психоз».

Психоз – это психическое состояние, при котором человек теряет связь с реальностью (становится неспособным различать реальные и воображаемые события). Больной шизофренией испытывает галлюцинации и бред, вызывающие страх, подозрительность, возбуждение, депрессию.

Негативные симптомы шизофрении представлены снижением нормальных психических функций. К ним можно отнести снижение социального функционирования, пассивность, отсутствие мотивации, отчужденность, скрытность, погружение в свой внутренний мир, отсутствие эмоциональной реакции, нарушение воли.

Когнитивные нарушения мешают человеку сосредоточиться даже на простых задачах. Ему становится трудно воспринимать речь других людей, планировать и выполнять рутинные задачи. Обычно это приводит к плохой успеваемости в учебе или снижению производительности труда на работе.

Негативные и когнитивные симптомы шизофрении наблюдаются на ранних стадиях болезни, но семья и друзья, как правило, не обращают на них внимания и не подозревают о проблеме. К продормальным признакам расстройства относятся:

  • медлительность в мышлении и двигательной активности;

  • снижение когнитивных функций, включая нарушения памяти, легкую спутанность сознания;

  • ненормальная речь (расплывчатая или стереотипная);

  • чудаковатость поведения;

  • странные идеи, которые пока что не достигли уровня бреда (такие как чувство оторванности от самого себя, убеждение, что обычное событие имеет особое значение и т.д.);

  • проблемы с настроением, такие как общее недовольство, неадекватные эмоциональные реакции, страх, недоверие, враждебность, гнев, агрессия, возбуждение и неспособность испытывать удовольствие от деятельности, которая раньше доставляла им удовольствие;

  • социальная изоляция, эгоцентризм, граничащий с нарциссизмом и другие проблемы общения.

Причины появления шизофрении у детей

До сих пор точно неизвестно, почему у людей возникают тяжелые психические расстройства. Среди наиболее вероятных биологических причин детской и подростковой шизофрении:

  • генетические факторы — при тщательном расспросе можно найти сведения о психических болезнях у родственников заболевшего;

  • неблагоприятно протекавшая беременность у матери и проблемы с нервной системой в период новорожденности, раннем детском возрасте — случаи внутриутробных инфекций, малая масса тела при рождении, никотиновая и алкогольная зависимость родителей;

  • черепно-мозговые травмы различной степени тяжести, инфекции с воспалительным процессом в мозге и его оболочках, кислородное голодание при болезнях сердца и легких.

Риск заболевания возрастает и при неблагоприятном социальном окружении ребенка. Часто обнаруживается, что ребенок ощущает себя ненужным, воспитывается в семье, где родители постоянно конфликтуют, злоупотребляют алкоголем.

Иногда встречается и противоположная ситуация — мать и отец излишне требовательны к ребенку, контролируют все его поступки и действия, лишают его самостоятельности и инициативы.

Непосредственной причиной шизофрении у ребенка может стать тяжелый стресс, утрата одного из родителей или любая психотравмирующая ситуация с жестокостью или смертью кого-либо из близких.

Существует несколько теорий патогенеза детской и подростковой шизофрении. Каждая из них находит подтверждение в работах современных ученых:

  • Психологическая. Дефект психики формируется на фоне изначально существующей патологии мозга — слабой памяти, недостаточного развития речевых навыков, малой скорости восприятия и усвоения новой информации. Симптомы возникшей шизофрении служат продолжением цепочки имеющихся нарушений.

  • Биохимическая. Согласно такому предположению, болезнь развивается при недостатке ферментных и сигнальных систем организма, особенно тех, которые участвуют в передаче нервных импульсов между нервными клетками и мышцами (дефицит серотонина, дофамина и др.).

  • Аутоиммунная. В организме ребенка нарушена работа системы иммунитета. Результатом таких сбоев становится агрессия факторов иммунной системы против собственных клеток и тканей, включая мозговые. Такие предположения подтверждает присутствие большого количества антител против собственных нейронов.

  • Психосоциальная. Неблагоприятные факторы внешней среды, которые вместе с другими факторами риска способствуют началу заболевания, длительно поддерживают его активную фазу, утяжеляют психическое состояние больного, препятствуют наступлению ремиссии.

На фоне индивидуальных особенностей психики, таких как множественные страхи, повышенная эмоциональность и подверженность чужому влиянию, развитие заболевания ускоряется, отмечаются наиболее тяжелые его исходы.

Симптомы и причины заболевания

Согласно классификации по МКБ-10 у детей, больных шизофренией, наблюдаются следующие симптомы:

  • бредовые состояния и восприятие окружающей действительности, которые не имеют разумного объяснения;
  • галлюцинации и голоса, которые разговаривают с больным, комментируют его действия;
  • бедность речи и присутствие неологизмов вследствие прерываемости мыслительных процессов; 
  • появления мыслей, не относящихся к теме разговора;
  • социальная дезадаптация, связанная с потерей интереса ко всему, что окружает ребенка, с утратой социальных связей;
  • эмоциональная бедность и неадекватная реакции на происходящее.

Этиология заболевания точно не установлена. В психиатрии принято говорить о патологических факторах, которые при определённых условиях приводят к развитию шизофрении у детей. Причины детской шизофрении имеют следующий характер:

  1. Биологические факторы. Биологические факторы связаны с особенностями функционирования человеческого организма. В психиатрии выделяется несколько теорий, которые объясняют механизм запуска патологических явлений при шизофрении у детей.

Генетическая теория.

Эта версия основана на генетическом исследовании семей, в которых имелись случаи заболевания шизофренией. Если один из родителей болен, то риск развития заболевания у ребёнка составляет около 15%. Если болеют оба родителя, риск заболеть у ребёнка значительно возрастает – до 40 %. 

Ребёнок может унаследовать предрасположенность к шизофрении. Это означает, что при определённых условиях – прежде всего социального характера, существует вероятность развития патологического процесса.

В период формирования органов нервной системы происходят нарушения в развитии головного мозга плода, связанные с неправильным созреванием нейронов, увеличением объёма желудочков мозга.

Нейропсихологическая теория.

Нейропсихологический дефект при шизофрении связан с нарушениями протекания психических процессов: ослаблением памяти, проблемами с развитием речи, снижением скорости обработки и восприятия информации. Именно дисфункция комплекса познавательных способностей и высших психических процессов является триггером для формирования шизофрении.

Нейрохимическая теория.

Согласно данной теории, шизофрения у детей развивается в результате нарушения работы нервной системы, а именно нейромедиаторов. Это химические вещества, с помощью которых происходит передача электрохимического импульса от нервной клетки к мышечной ткани.

Аутоиммунная теория

Причиной шизофрении у ребенка являются аутоиммунные патологические процессы, локализующиеся в головном мозге и приводящие к нарушению работы нервной системы. 

Психосоциальные факторы

На формирование патологического процесса при шизофрении оказывают влияние социальные факторы и психические особенности личности. Психосоциальные факторы являются, скорее, сопутствующими и усугубляют ситуацию. В зоне риска находятся дети, которые воспитываются в атмосфере враждебности, холодности, жестокости со стороны родителей. 

Неблагополучие семьи оказывает влияние на психическое развитие личности. Чрезмерная забота и гиперопека также могут повлиять на детскую психику. 

Развитию детского типа шизофрении способствуют психические особенности личности ребёнка: излишняя эмоциональность, чрезмерная впечатлительность, подверженность стрессу и страхам формируют неадекватное восприятие окружающей действительности.

Прогноз и профилактика шизофрении

Учёные пришли к выводам, что есть ряд факторов, способных улучшить прогноз при шизофрении, независимо от видов. Это:

  • женский пол;
  • острое начало заболевания по сравнению с длительно текущим процессом;
  • манифестация, появляющаяся достаточно поздно;
  • преобладание позитивной симптоматики;
  • высокий уровень социального функционирования и личностной автономии в доначальном периоде болезни.

Из-за невозможности однозначно ответить на вопрос о причинах заболевания, разработать меры профилактики на данный момент не получится. Максимально, что удастся сделать – выяснить, были ли в вашем роду люди с шизофренией. Если да, то склонность к расстройству возрастает.

Рекомендации по взаимодействию с больным шизофренией

Действия близких играют важную роль в лечении человека и поддержании достигнутых им результатов. Поэтому необходимо:

  • наблюдать за человеком, и при проявлении симптомов обращаться к врачам;
  • соблюдать все назначения доктора и отслеживать своевременный приём прописанных препаратов;
  • мотивировать пациента на успешное лечение;
  • следить за соблюдением режима дня, рационом питания и вредными привычками больного;
  • оказывать помощь в быту.

Приступ шизофрении может серьёзно осложнить жизнь как самого человека, так и его семьи. Однако своевременное лечение может уберечь от тяжёлых последствий и сделать будни людей вполне обычными на долгие годы.

Как лечат шизофрению

Для того чтобы вернуть человека с выявленной шизофренией к нормальной жизни, врачи-психиатры подбирают ему медикаментозное лечение.

Назначенные препараты приходится пить долго, меняя дозировку и иногда переходя с одного лекарства на другое. Так делается, чтобы снизить риск резистентности — чтобы не выработалась устойчивость к какому-то одному средству.

Удобство такого метода в том, что препараты пациент может принимать дома самостоятельно и не беспокоить врача. Опасность — ровно в этом же. Довольно часто пациенты забывают принимать лекарства или даже бросают их пить. При этом в силу болезни они не могут адекватно оценить ни своё состояние, ни риски и последствия. В итоге это приводит их к ухудшению и новым срывам. Поэтому лечение на дому может быть неэффективно, если за больным некому присмотреть.

Характерные признаки злокачественной формы

Этот вид шизофрении имеет особо тяжкие последствия. Он не просто затормаживает психическое развитие ребенка: происходит полная деградация, все процессы возвращаются к начальному этапу. Прежде всего, это отражается на эмоциональном состоянии ребенка.

Как выглядит шизофрения у детей? Его ничего не радует, он пребывает в состоянии уныния, постоянно обижается и сохраняет в себе это чувство на длительное время. Родители, родственники не вызывают у ребенка жизнерадостности и положительной энергетики. Он постоянно замкнут и мало интересуется происходящими событиями вокруг него.

Распознать первые признаки проявления детской шизофрении можно в годовалом возрасте, а к семи годам болезнь обретает законченную форму. Хотя возраст может быть снижен в зависимости от тяжести течения, симптомы развиваются очень быстро.

Развитие ребенка постепенно откатывается назад: он не может убрать за собой, самостоятельно одеться, не воспринимает никаких новых игр, наоборот они его раздражают и вызывают отрицательные эмоции.

Например, в возрасте 7 лет его потребность удовлетворяют примитивные игрушки годовалого ребенка. Ребенок-шизофреник не желает разговаривать, его речь становится отрывистой и трудной к восприятию, хотя ранее он хорошо изъяснялся и ясно выражал свои мысли.

Со временем он может вообще утратить разговорные навыки. Моторика также деградирует. Ему уже требуется посторонняя помощь в мелких бытовых вопросах: умыться, покушать, достать игрушку.

Вместе с тем для такого состояния характерны новые проявления в поведении, например, монотонное длительное раскачивание, сидя или стоя, в одном направлении. Полный процесс деградации возможен лишь при постоянном течении болезни, а при приступах такие необратимые последствия могут наблюдаться только у 70% носителей такой формы шизофрении.

Признаки шизофрении у детей

Как же проявляется шизофрения у детей? При возникновении заболевания дети выключаются из обычной, а также коллективной жизни. Шизофрения поражает в первую очередь саму личность, отношение к людям, ко всей окружающей жизни. На первый план выходят личностные нарушения. У детей меняются интересы, поведение, идеалы. В момент приступа личность заболевшего теряет единство, а также теряет связи с миром. Трагедия большинства учащихся, страдающих от шизофрении, проявляется гораздо раньше до манифестных проявлений болезни.

Первые признаки шизофрении выражаются трудностями, связанными с учением. Если ребенок больной шизофренией начинает плохо учиться и у него возникают беспокойные мысли о будущем, то это скорее всего первые признаки заболевания. Сам ребенок становится неконтактным, мрачным, ему кажется, что он является хуже других и поэтому к нему плохое отношение.

Заболевший отдаляется от коллектива, замыкаясь в одиночестве, его как будто ничто не интересует, а все окружающее неприятно. Интересы проявляются к тому, что вызывало удовольствие ранее.

Дети больные шизофренией кажутся без внутренней жизни, без центра, без стремлений. Потеря жизненной энергии, нарастающий аутизм, отрешенность от всего мира, холодность ко всем — это все приводит ребенка к постепенному распаду личности.

Признаком шизофрении у детей считается нарушение восприятия, заключающееся в неспособности объединять воспринимаемые элементы в единый образ. Как один из признаков шизофрении наблюдаются сложности при выделении существенных элементов объектов. Проявляется это в застревании на деталях, невозможностью охватить целого, не умением отделять существенное от несущественного. О своих переживаниях они говорят:  жизнь, как во сне. Детям сложно отличить сны от реальности, их посещают яркие и очень причудливые мысли, а также идеи. Поведение детей своеобразное и имеет крайнюю утонченность, имеются проблемы в создании круга друзей.

Поведение детей меняется с течением времени, а шизофренический психоз нарастает постепенно. Дети начинают разговор о странных идеях и страхах, цепляются к родителям или говорят такие вещи, которые совсем не имеют смысла. Привыкнув наслаждаться отношениями с определенным кругом, становятся застенчивыми с другими, живя при этом в своем мире.

Дети больные шизофренией в острой фазе сталкиваются со сложностями в понимании смысла перед красочными картинами. Они не в состоянии уразуметь эмоциональные переживания действующих лиц, изображенных на картине. Отсюда следует, что восприятие больных детей шизофренией отмечается фрагментарностью, изображенное воспринимается односторонне, субъективностью, часто случайностью.

При вялотекущей шизофрении отмечается понимание происходящего на картинках и в жизни. Дети способны дать адекватное описание картинок.

Следующим признаком шизофрении у детей выступает быстро сменяющаяся активность внимания по причине быстрой утраты интересов к любой деятельности

При проведении экспериментов было подтверждено, что в фазе острой шизофрении внимание функционирует короткое время. Как только усиленная стимуляция прекращается, так сразу происходит остановка в выполнении задания, а внимание приобретает  блуждающий характер

При погружении в болезненные переживания больным детям тяжело сосредоточиться на запоминании учебного материала, поскольку страдает эмоциональная, словесно-логическая, двигательная, образная память.

Дети больные шизофренией страдают от того, что в памяти удерживаются неприятные факты. Навязчивые состояния зачастую доставляют массу неприятностей детям. Их беспокоит, что они повторяют все время одни и те же действия (ритуалы)

Признаки шизофрении у детей

Рассматриваемое психическое расстройство может проявиться и на первом году жизни, но чаще всего первые симптомы отмечаются в возрасте 7 лет и старше. Родители и окружающие отмечают, что ребенок внезапно становится замкнутым, у него отсутствует интерес к привычным и ранее приятным вещам, нарушается логическое мышление. Вообще детская форма шизофрении достаточно разнообразна и ее проявления имеют свои особенности в разные периоды детского возраста.

В возрасте от 1 года до 3 лет рассматриваемое психическое состояние проявляется кататоническими приступами – присутствует хождение однообразного характера (например, по кругу или по определенной траектории), бег в неопределенном направлении, качания в положении сидя из стороны в сторону или вверх/вниз, внезапный приступ истеричного смеха или слез.

В более старшем возрасте может появиться тревога, ребенка одолевают страхи, на этом фоне теряется способность логически излагать свои мысли, ребенок становится замкнутым, перестает общаться с друзьями и родителями.

После 12 лет врачи отмечают галлюцинации и бред на фоне развития шизофрении. Примечательно, что еще 30-40 лет назад для подросткового возраста была характерна гебефреническая форма рассматриваемого психического расстройства (ребенок ведет себя дурашливо, несуразно одевается), сейчас такой вид шизофрении практически не диагностируется.

Для шизофрении в детском возрасте характерно и отсутствие каких-либо эмоций у ребенка. Например, если окружающие смеются с какого-либо действия или происшествия, то больной ребенок не будет вообще никак реагировать.

Наиболее тяжелым видом шизофрении в детском возрасте считается олигофреноподобная. Она развивается только при нарушениях познавательных способностей и характерна для тех детей, у которых рассматриваемое психическое заболевание развивается в первого года жизни.

Если четко сформулировать симптомы шизофрении в детском возрасте, то получится следующее:

  1. Паранойя. Ребенок думает и уверен в том, что о нем плохо думают и говорят все окружающие – родители, бабушки/дедушки, друзья в детском саду или на игровой площадке.
  2. Галлюцинации. В детском возрасте они особо развиты при шизофрении – например, ребенок может видеть то, чего по определению быть не может.
  3. Безразличие к собственному внешнему виду. Окружающие отмечают, что ребенок абсолютно равнодушен к гигиеническим процедурам и настойчиво отказывается следовать общепринятым правилам – например, не будет умываться, мыть руки, может надеть грязную или мятую одежду, лечь спать прям на полу.
  4. Страхи и тревоги без видимых причин. Ребенок будет жаловаться на присутствие каких-то монстров в комнате или же утверждать, что за ним наблюдают НЛО/чудовища и так далее.
  5. Добровольная изоляция от возраста. Это считается одним из ярких признаков детской шизофрении – ребенок отказывается общаться с друзьями, избегает разговоров и присутствия рядом с родителями и близкими родственниками.
  6. Капризность. Конечно, подобное явление присуще всем детям, то тем, кто подвергается воздействию рассматриваемого психического расстройства присущи резкие перепады настроения по вполне видимым причинам. Например, отказ от покупки ему какой-либо игрушки превращается в длительную/затяжную истерику, переходящую в агрессию.
  7. Нарушение речи. Ребенок может потерять способность вести нормальный диалог. Причем, это может произойти внезапно или постепенно – родители сразу замечают, что малыша, владеющий уже несколькими словами и умеющий построить простейшие предложения, вдруг превращается в «агукающего» младенца.

Если хотя бы 2-3 вышеуказанных признака имеются, то стоит завести специальный родительский дневник и записывать в него все изменения, происходящие с ребенком. Но это нужно делать только после посещения врача! Подобные записи позволят не только родителям следить за изменениями в поведении и развитии малыша, но и облегчат процесс диагностики врачу – шизофрения подтверждается только после длительного наблюдения за больным.

Какие лекарства может назначить врач

При злокачественном беспрерывном течении шизофрении у детей назначают нейролептики, [], [] которые отличаются выраженным антипсихотическим действием – например:

  • Хлорпромазин – назначают детям, начиная с годовалого возраста. Вводят внутримышечно или внутривенно. Дозировку и схему терапии доктор определяет индивидуально, в зависимости от показаний и состояния больного. Продолжительный прием может привести к развитию нейролептичного синдрома.
  • Левомепромазин (Тизерцин) назначают детям с 12-летнего возраста, в средней суточной дозировке 25 мг. Возможные побочные проявления: постуральная гипотензия, тахикардия, злокачественный нейролептический синдром.
  • Клозапин – применяют не раньше подросткового возраста (предпочтительно – после 16 лет), в минимально возможной индивидуальной дозировке. Побочные проявления: увеличение массы тела, сонливость, тахикардия, гипертензия, постуральная гипотензия. [], []

Чтобы предотвратить развитие неблагоприятных нейролептических последствий в ходе приема нейролептиков применяют холинолитические препараты:

  • Тригексифенидил – назначают детям с 5-летнего возраста, в предельной суточной дозе не больше 40 мг. В период лечения возможна гиперсаливация, сухость слизистых. Отмена препарата производится постепенно.
  • Бипериден – при шизофрении у детей применяется в индивидуально установленных дозировках – внутрь, внутривенно или внутримышечно. Вероятные побочные проявления: усталость, головокружение, нарушение аккомодации, диспепсия, медикаментозная зависимость.

Во время лечения неотягощенного течения шизофрении у детей задействуют стимулирующие и атипичные нейролептики:

  • Трифлуоперазин (Трифтазин) – назначают в индивидуально подобранных дозировках, тщательно взвесив положительные и отрицательные моменты применения медикамента. Побочными симптомами могут стать дистонические экстрапирамидные реакции, псевдопаркинсонизм, акинетико-ригидные явления.
  • Перфеназин – применяют для лечения детей от 12 лет, в индивидуальных дозировках. Внутренний прием препарата может сопровождаться диспепсией, реакциями гиперчувствительности, экстрапирамидными расстройствами.
  • Рисперидон – используют преимущественно с 15-летнего возраста, начиная с 2 мг в сутки, с последующей коррекцией дозировки. Опыт применения у младших детей ограничен.

При беспрерывном течении параноидной шизоидной формы возможно применение нейролептических препаратов с противобредовым свойством (Перфеназин, Галоперидол). Если же преобладает галлюцинаторный бред, то акцкнт делают на Перфеназине или Трифлуоперазине. []

На поздних стадиях шизофрении у детей подключают Флуфеназин.

Патогенез

Модель развития нервной системы описывает структурные, патологические и функциональные особенности мозга, связанные с шизофренией и ее когнитивными последствиями. В процессе развития нервной системы в головном мозге образуется избыток нейронных связей. В подростковом возрасте мозг изменяется, устраняя ненужные и неиспользуемые связи. Посмертные исследования показывают, что среди пациентов с шизофренией наблюдается аномальное количество нейронных связей.

Предполагается, что как гиперагрессивное, так и гипоагрессивное устранение цепочек нейронов приводит к развитию психоза. Сокращение количества нейронных связей может быть избыточным или недостаточным, что вызывает изменение активности, нарушение функций мозга.

Данные свидетельствуют о том, что желудочки мозга у некоторых больных увеличены, что связано с существенной деградацией серого вещества при шизофрении. В такой ситуации болезнь труднее лечить, она имеет гораздо худший прогноз. Также существует связь между увеличенными желудочками мозга и наличием стойких положительных и отрицательных симптомов.

Причинное направление этой связи остается неясным. Устойчивость психотических симптомов может напрямую привести к изменениям в структуре мозга, либо аномальная конструкция мозга может вызвать стойкие нарушения. Выдвинута гипотеза, что потеря серого вещества мозга может вызвать раннее начало заболевания – в детстве. Уменьшение общего объема головного мозга происходит в результате постепенного возникновения дефицита серого вещества. Это также связано с плохим преморбидным (предшествующим болезни) когнитивным функционированием у детей до начала шизофрении.

Присутствие серого вещества, особенно в больших количествах, сопряжено с более высоким преморбидным IQ у детей. Ученые предполагают, что низкий уровень интеллекта может быть прямым результатом потери серого вещества, характерной для шизофрении. Данные свидетельствуют о том, что негативные симптомы шизофрении связаны с дисфункцией лобной доли мозга, что указывает на дефицит исполнительных функций, таких как память, рассуждение, решение проблем, планирование. Положительные симптомы связаны с дисфункцией височной доли мозга, что объясняет дефицит вербального выражения, абстрактного мышления. Хотя ясно, что существуют явные аномалии в структуре мозга у больных шизофренией, факторы, которые могут это вызвать, остаются загадкой.

Как позаботиться о близком с шизофренией

О шизофрениках в острой стадии заболевания обычно заботятся в психиатрических клиниках. Но с момента, когда врач оформляет выписку, забота о них ложится на плечи его ближайших родственников — родителей, детей, супругов. И не все бывают к этому готовы.

Кроме того, к этому добавляется страх за себя. И речь не только и не столько о том, что человек в состоянии бреда может стать агрессивным или нечаянно навредить окружающим — хотя и это, разумеется, возможно. Но гораздо больше родственников волнует, кто позаботится об их дорогом человеке, если они сами по каким-то причинам больше не смогут это делать.

Чувство огромной ответственности и вины, которое сопровождает жизнь с душевнобольным, нередко становится причиной депрессивных состояний уже у его близких. Поэтому одним из первых действий по заботе о человеке с шизофренией должна стать забота о себе и собственной психологической стабильности. Помогут как индивидуальная психотерапия, так и группы поддержки для больных и их родственников, действующие при многих диспансерах.

Придётся научиться и взаимодействовать с болезнью. В частности, перестать дискутировать с больными по поводу содержания их бреда и галлюцинаций и принять, что реальность в их голове изменилась.

В зависимости от тяжести состояния больного его близкие также должны определить степень его вовлечённости в общий быт. Не стоит снимать с человека все обязанности, но надо здраво оценить, какие повседневные дела могут быть для него и окружающих опасными (обращение с огнём, острыми предметами), какие решения он уже просто не сможет принять самостоятельно.

Пожалуй, главное, что такие люди могут сделать для своего близкого, — это оставаться с ним в контакте и отслеживать изменения его состояния. Если человек начинает демонстрировать признаки возвращающейся болезни, именно его родные и друзья должны сделать максимум возможного, чтобы больной вовремя это осознал, дошёл до врача и получил необходимую помощь.

Внимание, поддержка, тёплое отношение становятся тем важнее, чем больше болезнь заставляет отчуждаться от окружающего мира

Именно поэтому наряду с лечением шизофреникам как никогда важно участие в их жизни тех, кому они небезразличны

Да, иногда безумие ставит между ними стенку из альтернативного мировосприятия, через которую очень сложно пробиться. Но если вдуматься, такую стенку из собственных домыслов, проекций, предрассудков, ожиданий и представлений о действительности строит каждый человек. Просто у некоторых грань, за которой они перестают видеть реальных людей, пролегает через их убеждения. А у других — через их психическое состояние и выдуманные миры.

В которых, кстати, всё может быть намного добрее и лучше, чем в реальности.

Но лучше к врачу!
Эта статья — не руководство к действию и не пособие по самостоятельной постановке диагноза. При подозрениях на проблемы с психикой настоятельно рекомендуем обратиться к специалисту: психотерапевту, клиническому психологу, психиатру. Помните, ответственность за ваше здоровье — в ваших руках!

Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Hailey Reed, nine koepfer

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: