Дифференцированное обучение — что из себя представляет
Понятие дифференцированного обучения происходит от термина «дифференциация».
Дифференциация — это разделение целого на составляющие части по каким-либо признакам, а также разделение методов в процессе работы.
Дифференцированное обучение — это технология обучения детей с учетом наличия у них различных индивидуальных возможностей, способностей, склонностей, уровня развития.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Учащиеся группируются по выделенным признакам, и учитель применяет различные формы и методы в каждой группе. Отбор методов, форм и средств работы должен быть эффективен для учащихся всех групп. Учитель выбирает наиболее востребованные технологии обучения, ориентированные на личность учащегося.
Цель обучения: создать оптимальные условия и благоприятную обстановку для того, чтобы выявить задатки и развить имеющиеся интересы и способности учащихся.
Для этого необходимо определить для каждого учащегося целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы на уроке и материал для домашнего задания и контроля, принимая во внимание уровень подготовки, развитие мышления и познавательный интерес к предмету. Исходя из диагностики и анализа учитель ставит конкретные задачи для достижения эффективного результата. . Отличительные особенности и сущность дифференцированного обучения:
Отличительные особенности и сущность дифференцированного обучения:
- Учет индивидуально-типологических особенностей личности: интересов, психофизиологических особенностей, профессиональной ориентации, способностей, уровня обученности. Неразвитые способности учитываются и развиваются до необходимого уровня.
- Деление на группы. При разделении на группы учитель учитывает уровень интеллектуального развития, тип мышления, темперамент, интересы и склонности. Группирование может быть четким и нечетким. При нечетком делении учащиеся имеют возможность свободно перемещаться из группы в группу.
- Различное построение процесса обучения в выделенных группах. Обучение должно быть адаптировано к особенностям и уровню различных групп. Обучение должно постоянно подвергаться изменениям. Это необходимо для мотивации учащихся.
Дифференциация в обучении является частью общей дидактической системы и обеспечивает специализацию учебного процесса для разных групп учащихся.
Специфичность целей и задач КРО
Коррекционное обучение, как и обычное, ориентировано на освоение учащимися содержания образовательной программы. Особенно здесь то, что образовательная программа необычная, а коррекционная. Она учитывает определенные отклонения в развитии и предлагает использование нестандартных методов обучения.
Коррекционное обучение нацелено на повышение уровня общего развития учащегося и ликвидацию пробелов в его знаниях и навыках, вызванных той или иной патологией развития.
Специфичными задачами коррекционного обучения являются следующие:
- Развитие познавательной сферы учащихся;
- Активизация интеллектуальных процессов организма и рост уровня их развития;
- Формирование навыков нормальной учебной деятельности учащихся;
- Устранение дефектов развития разного рода, посредством использования методов эмоционально-личностного развития и социального становления;
- Социальная адаптация и развитие основ социального взаимодействия;
- Развитие навыков трудовой деятельности ребенка с отклонением в развитии.
У детей с отклонениями в развитии необходимо развить их эмоциональную сферу и познавательные процессы, чтобы создать условия для их нормального обучения. Достижение данных целей и задач требует включения в КРО большого количества дисциплин эстетической направленности – изобразительное искусство, музыка, ритмика. Они активизируют эмоциональную сферу ребенка и оказывают активное воздействие на психическую сферу личности.
Особенности дифференцированного подхода, плюсы и минусы
Актуальность дифференцированного подхода состоит в том, что он позволяет дифференцировать содержание обучения для учащихся разного уровня развития
Это особенно важно в условиях современной школы и классно-урочной системы
Специфика дифференцированного подхода сочетает следующие этапы:
- Изучение индивидуальных особенностей ребенка и среды воспитания. Для изучения применяются методы наблюдения, анкеты, тестирование, анализ выполненных работ. По результатам диагностики формируется модель дифференциации: дети делятся на группы, чаще всего по уровню обучаемости и познавательным возможностям. Как правило, выделяют группы трех уровней: высокий, средний, низкий.
- Отбор материала для изучения с учетом требований программы. Материалы соотносятся с уровнем каждой из трех групп.
- Учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока. Методы и приемы работы также соотносятся с уровнем групп.
- Разработка разнонаправленного и разноуровневого дидактического материала и заданий.
- На этапе проверки и оценки знаний определяется уровень усвоения материала каждого учащегося. После этого учащийся может покинуть группу и присоединиться к другой.
К плюсам такого подхода можно отнести:
- создание образа познавательных возможностей учащегося;
- учет индивидуальных возможностей учащихся;
- вариативность учебного материала для групп с разным уровнем развития;
- вариативность учебно-познавательной деятельности;
- ориентирование на адаптацию и развитие ученика;
- обучение в индивидуальном темпе;
- поддержание и повышение мотивации;
- повышение мотивации сильных учащихся, которые могут осваивать материал на более глубоком уровне;
- создание ситуации успеха для слабых учеников;
- избегание ситуации неуспеха;
- создание максимально комфортного учебного процесса.
К недостаткам такого подхода относят:
- длительность этапа изучения индивидуальных особенностей;
- необходимость работать совместно в группе может не нравиться некоторым ученикам;
- отсутствие элемента соревнования может замедлять развитие учащихся;
- слабые ученики не могут получить помощь от более сильных;
- возникновение эгоистического комплекса и чувства превосходства у сильных учащихся;
- снижение уровня самооценки у слабых учащихся;
- сложность в применении функций подхода на каждом этапе урока в условиях классно-урочной системы;
- деление на группы часто считается негуманным, учащиеся могут чувствовать себя ущемленными;
- диагностика при делении может быть ошибочна и распределение ребенка в группу может быть неверным.
Примечание 1
Плюсы дифференцированного подхода относят к педагогической сфере, а минусы касаются социальной сферы.
Несмотря на недостатки, дифференцированный подход имеет больше положительных отзывов со стороны учителей, учащихся и их родителей.
При этом нужно быть предельно аккуратным при оценке способностей и возможностей ребенка. Разделение может быть нечетким, и состав групп может периодически меняться. Правильно и целесообразно построенный процесс обучения приносит положительные и качественные результаты образования.
Основные трудности для учителя и ученика
Технологии, методы и формы работы при дифференцированном обучении имеют не только достоинства, но и недостатки. Учитель и обучающиеся могут сталкиваться с проблемами и трудностями.
Трудности для учащихся:
- снижение самооценки у слабых учеников;
- сложности в развитии коммуникативных компетенций при частой работе в группах;
- при переходе из группы в группу могут возникнуть проблемы в сфере психологии, учащийся вынужден выстраивать новые взаимоотношения в коллективе;
- при длительном нахождении в одной группе может появиться чувство исключительности;
- учащийся может быть не согласен со своим определением в группу, испытывать чувство несправедливости, соответственно снижается мотивация.
Трудности для учителя:
- необходимость постоянной диагностики способностей учащихся;
- необходимость тщательного и подробного изучения теории, чтобы избежать ошибок и достичь оптимального результата;
- отсутствие дидактического материала;
- требуется много времени на разработку разноуровневых заданий;
- невозможность применять подход на всех этапах учебного процесса в условиях классно-урочной системы (например, объяснение нового материала происходит для всех учащихся);
- проблемы с выбором оптимальной формы для применения.
Вывод:
дифференцированный подход — один из эффективных способов организации учебного процесса в современной школе с учетом индивидуальных особенностей детей.
Виды дифференцированного обучения, с какой целью используются
Дифференцированное обучение имеет разные формы организации, используются различные средства и методы, применяется на разных уровнях обучения. Обычно выделяют два вида дифференциации:
- внутренняя или дифференциация без стабильных групп;
- внешняя или дифференциация со стабильными группами.
Концепция внешней дифференциации основана на исходных познавательных интересах учащихся, их образовательных потребностях и способностях к определенному виду деятельности. Дифференциация может проходить на основании самоопределения, рекомендаций и психологической диагностики.
Цель внешней дифференциации: создание особых групп, классов, школ для развития интересов, способностей ребенка для дальнейшей профессиональной деятельности. Предполагается использование особых программ и учебников.
При таком типе разделение возможно в нескольких формах:
- По возрастному составу.
Пример: школьные классы, возрастные параллели.
- По полу.
Пример: мужские и женские классы, школы, команды.
- По области интересов.
Пример: гуманитарные, математические классы, школы.
- По уровню достижений, умственного развития.
Пример: школы для одаренных детей, школа олимпийского резерва.
- По уровню здоровья.
Пример: физкультурные группы, школы для детей с ослабленным слухом, зрением.
По организационному принципу при внешней дифференциации выделяют следующие формы:
- Региональная по типу школ.
Пример: гимназии, лицеи, коррекционные школы.
- Внутришкольную.
Пример: профильные классы.
- Межклассную.
Пример: факультативы, разновозрастные сборные.
Внутренняя дифференциация также называется внутриклассной. Разделение происходит в одном коллективе по уровню интеллектуального развития с учетом индивидуальных характеристик и возрастных особенностей.
Цель внутренней дифференциации: создать и в дальнейшем поддерживать и развивать оптимальные и благоприятные условия для учащегося, развивать его потенциальные способности и индивидуальности, содействовать учебному прогрессу каждого учащегося, предупредить отставание и неуспеваемость. Обучение ведут в обычных группах, по одним программам и учебникам.
Внутреннее разделение основано на следующих принципах:
- неодинаковое усвоение учащимися информации;
- усвоение информации некоторыми учениками может быть неэффективным;
- своевременное выявление причин неэффективного усвоения;
- дальнейшее разделение учащихся по выявленным причинам отставания, которые являются основанием для дифференциации.
Внутренняя дифференциация может осуществляться по следующим признакам:
- по возрастным возможностям;
- по степени обученности;
- по характеру познавательной деятельности;
- по характеру нейропсихологических особенностей.
Внутренняя дифференциация основывается на одном из следующих принципов:
- дифференцированная форма предполагает применение форм и методов обучения, индивидуальных для каждого, но приводящих к одинаковому уровню овладения программой;
- уровневая дифференциация предполагает обучение по одной программе, но учащиеся имеют возможность осваивать программу на разных уровнях (не ниже обязательных требований).
Ведущие формы работы при внутренней дифференциации: групповая и индивидуальная. Выделение групп часто гибкое и подвижное с применением интегративных методов.
Особый вид разделения – это отдельная дифференциальная группа. Дифференциальная группа может иметь формы разделения:
- по целям обучения;
- по содержанию обучения;
- по методам и технологиям;
- по уровню обучения;
- по темпу обучения.
Примечание 2
При любом виде и форме дифференцированного обучения необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности детей и возрастную ступень. Разделение может происходить на разных этапах: поступление в школу, переход в среднюю и старшую школу. В чистом виде определенный вид или форма встречается редко.
Система работы в классах КРО
Система обучения в классах коррекционного типа имеется свои отличительные черты. Они заключаются в следующем:
Длительность урока составляет 20 минут.
Работа на уроке реализуется в малых группах – по три-четыре человека или носит индивидуальный характер. Работа с классом целиком, несмотря на небольшое количество его учащихся, никогда не осуществляется.
Используются задания умеренной трудности. Они не должны вызывать перенапряжение ребенка и приводить к усталости.
Применение специальной системы оценок учащихся. Детям не ставят отметки в виде баллов за успехи в обучении. Применяется система поощрений, в виде звезд, наклеек, фишек. Они даются за каждое успешно выполненное задание.
Построение урока в игровой форме. В силу задержки развития детей актуально использование игровых методов обучения. Они мотивируют к познанию.
Медленный темп обучения с постоянными повторами изученного материала.
Опора на те анализаторы учащихся, которые сохранены и нормально функционируют.
Разделение урока на части и операции малого объема и длительности.
Представление материала в наглядной форме.
Связь содержания урока и изучаемого материала с практической жизнедеятельностью учащихся.
Активизация речевой работы учащегося на уроках
Развитию речи уделяется особое внимание на уроках КРО. Необходимо расширять словарный запас учащегося и формировать основы связной речи.
Система коррекционно-развивающего обучения не предполагает достижения каких-то конкретных результатов по его реализации. Она, только, позволяет создать условия для личностного роста ребенка и его развития. Коррекционный педагогический процесс позволяет расширить адаптивные возможности ребенка, способствует его социальному развитию и активности в разных сферах и направлениях деятельности.
На уроках КРО требуется построение специфического взаимодействия между педагогом и учащимися. Независимо от степени отклонений в развитии, ребенок признается полноценным субъектом образовательного процесса. Взаимодействие выстраивается в форме диалога.
Кроме того, коррекционно-развивающее обучение является творческим процессом. Оно требует применения педагогом нестандартных форм и методов обучения. Личностный рост учащегося обусловлен творческим подходом педагога к его развитию.