Автоматизация звука «с»

Как поставить звук «с»: упражнения для правильной артикуляции

Игры на автоматизацию звуков С и Сь в словах

“Хвосты”

Игра заключается в том, что вы начинаете слово, а ребёнок заканчивает. Начните со слога СА-, а малыш пусть назовет несколько вариантов окончания, например, самокат, самка, сабля, садик и так далее. Затем предложите другое начала СКА-.

“Слова в лукошке”

Суть игры заключается в том, чтобы ребёнок увидел свой результат в буквальном смысле. Расскажите историю, жил на свете Старичок-Речевичок. Он насобирал много слов со звуками С и Сь, но по дороге домой все растерял. Надо помочь Старичку-Речевичку снова наполнить лукошко.

Можно нарисовать лукошко на листике или на мольберте. Когда ребёнок называет слово с нужным звуком, нарисуйте в лукошке квадратик или овал. Еще одно правильное слово – еще один кружок в лукошке. Если у вас дома есть настоящее лукошко, поиграйте с ним. В него можно класть кубики. Так ребёнок увидит, как много слов он знает.

“Угадайка”

Возьмите мешочек или шапку. Насобирайте предметы, в которых есть С или Сь. Положите предмет в непрозрачный мешок, дайте ребёнку его пощупать. Пусть он догадается, что это за предмет и назовет его.

Закрепление С в предложениях и связной речи

Сложнее всего на данном этапе коррекции – это ввести звук в обычную самостоятельную речь. Вначале в предложениях практически во всех словах должна быть С. Составлять их нужно только с теми слогами и словами, которые отрабатывали на занятиях, то есть речевой материал должен быть знаком ребенку.

Можно подбирать слова с одинаковыми слогами, можно чередовать. Главное условие – фонема должна занимать сильную позицию. На начальных занятиях по закреплению С в предложении этот звук должен быть в каждом слове.

Используют также дидактическую игру «Составь предложение». Перед ребенком кладут изображение предметов или явлений, в словах которых есть С. Он говорит названия и составляет из слов предложение. Такая логопедическая игра не только помогает автоматизировать звук в предложениях, но и корректирует грамматический строй, постепенно вводя фонему в самостоятельную связную речь.

На этом этапе можно заучивать небольшие стихотворные тексты:

«Днем сонные совы

На соснах сидят.

Когда все уснут –

На охоту летят».

Подбирать стихотворение нужно с учетом возрастных особенностей ребенка. Оно также должно совпадать с лексической темой занятия. Можно дополнить заданием на развитие фонематического слуха – назвать слова со звуком С.

Один из логопедических приемов, используемых на этапе автоматизации, – пересказ текста. Объем текста должен соответствовать возрасту, чтобы ребенок мог его воспринимать. Детям дошкольного возраста дополняют рассказ сюжетной картинкой. Текст читают, затем ребенок повторяет предложения. Взрослый еще раз читает текст, малыш его пересказывает. Примеры текстов:

  • Соня гуляла в лесу. В лесу растут высокие сосны. Соня собирает красные ягоды для бус.
  • В саду стоит скамейка. Перед скамейкой – стол. За столом Соня рисует самолет. Самолет летит над садом.
  • В саду сделали клумбу. На ней растут астры, ирисы. Рядом поставили скамейку. На скамейке отдыхает Соня. Она рисует астры и ирисы. Соня подарит рисунок маме.

Потом нужно подобрать тексты с небольшим количеством слов со звуком С. Это нужно для создания речевой обстановки максимально приближенной к разговорной речи.

Сложнее всего ввести звук в обыденную речь, поэтому на всех логопедических занятиях педагог формирует у детей навык самоконтроля. Сюда входит игра «Исправь слово». Взрослый называет слова, неправильно произнося звук, а ребенок должен его поправить. Но такое упражнение стоит использовать, если нет нарушений фонематического слуха.

Логопед показывает сюжетную картинку, предлагает составить по ней рассказ. Помогает наводящими вопросами, при этом следя за развернутостью ответов и правильностью произношения. Подбирать иллюстрацию нужно так, чтобы на ней было изображено много предметов со звуком С.

На этапе закрепления звука в самостоятельной связной речи можно предлагать творческие задания: придумать сказку про звук С или сочинить историю про приключения Сони и Бориса и т. д. Логопед уточняет, что нужно использовать как можно больше слов со звуком С. Также с детьми можно обыгрывать различные ситуации, в которых речь будет максимально приближена к разговорной.

Этап 1: подготовка. Артикуляционная гимнастика

Расскажите малышу о занятиях, артикуляции, звуках и строении органов, с помощью которых он выговаривает их. После теории приступайте к артикуляционной гимнастике. Включает она несколько упражнений, которые нужно проводить в форме игры.

«Строим забор». Маленький ученик широко улыбается так, чтобы все зубы были открыты и соприкасались друг с другом. Про себя говорит «и-и-и-и» в течение 5 –

10 секунд.

«Трубочка». Исходное положение — как в первом упражнении. Малыш округляет губы и вытягивает их вперед. Удерживает 10 секунд. После этого расслабляет.

Упражнения поочередно повторить несколько раз.

«Открой и закрой забор». Малыш принимает исходное положение и открывает рот, располагает язычок внизу, кончиком упирается в нижние зубы. Потом закрывает рот.

«Непослушный язычок». Ученик приоткрывает рот, кладет расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая, приговаривает: «Ля-ля-ля», потом прикусывает зубами и говорит: «Тя-тя-тя».

«Блинчики». Малыш улыбается так, чтобы открыть верхние зубы, язык неподвижно распластан и касается уголков рта. Удерживает в течение 15 секунд.

«Остуди блинчики». Ученик улыбается, как в предыдущем упражнении. Потом дует, длительно произнося звук «ф», но не надувая щек.

«Чистые зубки». Малыш приоткрывает рот и улыбается, потом двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.

«Горка». Ученик приоткрывает рот, упирается кончиком языка в нижние зубки, приподнимает спинку языка, а боковые поверхности прижимает к верхним зубам. Фиксирует положение на 15 секунд, после чего покусывает верхнюю часть языка, скатывается зубами по языку вниз, как по горке.

«Волшебная палочка». Малыш открывает рот, улыбается и напрягает кончик языка. Затем упирается им в нижние зубки. Логопед или родитель кладет вдоль центра языка спичку или счетную палочку. Затем ученик сжимает зубы и с усилием выдыхает. Получится протяжное «с».

Упражнение нужно повторять сначала со спичкой, потом без нее.

Ставим звук [Й]

Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».

Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.

От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.

Ход занятия

1. Организационный момент.

— Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? Может, это письмо от кого-нибудь?

2. Открываем конверт. Но что это! В нем еще конверт, синего цвета! А в этом конверте. какие-то картинки. Что же они означают? Посмотри-ка,язычок твой обрадовался: «Я знаю! Это для меня упражнения!» Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше (ребенок выполняет упражнения,символы к которым показывает логопед: «За

бор», «Лопата», «Подуем на лопату», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Ветерок летит с горки», «Язычок отдыхает»).

3. Тут еще один конверт. Какого он цвета? (Желтого.)

Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему прочитать.

Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубки, приподними язычок горкой и спусти с горки ветерок. Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук .) Правильно, получилась песенка насоса —с-с-с. Повтори ее еще раз.

4. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Оранжевого.)Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпались карточки. Давай попробуем с ними разобраться. Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное,

нужно слово закончить, а поможет тебе звук . Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук . (Логопед, проговаривая слово без последнего звука,выкладывает перед ребенком карточки с картинками: глобус, автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос.) Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко сожми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь

звук ,сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо. Какой звук ты сейчас ловил?

Ребенок. С-с-с.

5. — Достань из большого конверта красный конверт. Что в нем лежит? (Фотография.) На фотографии Соня пускает пузыри. Я хочу тебя научить пускать пузыри.Нужно обвести трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пузырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су).

6. А это какой конверт? (Голубой.) Посмотри, здесь какие-то половинки. Давай попробуем из них составить целые картинки. Я начну, а ты мне поможешь.Вот первая половинка: бу.Клади вторую половинку и договаривай слово: сы.Теперь соберем следующую картинку:

о — са.

ли — са

ве — сы коле — со ко — са ча — сы

Логопед выкладывает половинку картинки и проговаривает начало слова, а ребенок, собрав целую картинку, договаривает слово слогом.

7. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Фиолетового.) Ой, сколько картинок из него высыпалось! Давай их рассмотрим (картинки: комод, стакан, ягода, иголка, яблоко, ножницы, конфета, замок, хлеб, ведро, матрешка, лампочка). Найди среди этих предметов только железные (красные, острые, тяжелые, деревянные, съедобные, хрупкие).

Ребенок показывает картинки по словесной инструкции логопеда.

8. — У нас остался последний конверт розового цвета, а в нем шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок развязать,нужно произнести волшебные слова:

са — са со — со сы — сы сэ — сэ сэ — сэ

су — су са — са со — со сы — сы су — су

Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге.

9. Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же прислал нам все эти задания? Узнать не сложно.

Вот вопрос:

У кого длинный нос?

Дружит он с Пьеро, с Мальвиной.

Кто же это?. (Буратино).

Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изображен Буратино.

10. Итог занятия.

Логопед. Оказывается, Буратино решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник — звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук?

Ребенок. С-с-с.

Автоматизация звука С в предложениях

Прочти и подумай

1. Все мы знаем, что такое: стадо, стол, стул, стакан, спутник, кусты, стены, кресло, мосты, сосны, слон, сковородка, скамейка, спальня.

Что из всего этого бывает у людей в доме? На чём можно сидеть? Отвечай полным ответом.

2. Вот продукты: капуста, ананас, салат, соль, редиска, тесто, суп, сухарь, квас, сок, судак, сом, ириска, колбаса, сметана.

Что из них можно есть в сыром виде и что можно варить? Что растёт на огороде? Отвечай полным ответом.

3. Прочитайте: гусь, лось, слива, такси, карась, свисток, свинка, сметана, снегирь, носки, сливки, гости, костюм, самолёт.

Кто из них сам может двигаться и что само двигаться не может?

Игра «Съедобное — несъедобное» для автоматизации звука С.

-Рассмотри рисунок. Что ты видишь? Мальчика зовут Саня. Что съест Саня? Отвечай полным ответом: «Саня съест колбасу. Саня не ест кактус».

Можно проводить линии съедобных предметов к тарелке, несъедобное — зачеркивать. Или выкладываем камушки: зеленого цвета, то что Саня съест, красного, что не будет есть.

Речевой материал: кактус, колбаса, абрикосы, сапоги, эскимо, санки, суп, сыр, рис, сумка, самолёт, кокос, чеснок, арбуз, краски, мясо, автобус, сахар, глобус, редис, масло, каска, капуста, бусы, ананас.

Прочти и назови

Прочтите предложения, дополните их словами по рисункам.

1. Высоко в небе ….  . Соня и Саня летят на …. .  … идёт на посадку.  Саня и Соня выходят из … .

2. Вот … . Эти … вкусные. У нас не растут … . … растут на юге.

Чистоговорки для автоматизации звука

Рифмовка на звук

У Сони маска, у Светы — коляска.У Сани сок, у Кости — носок.У Сони салат, у Светы — самокат.У Сани миска, у Кости — сосиски.

Автоматизация в словах и фразовой речи

Отработку корректируемой фонемы на этом этапе нужно начинать после того, как в одном виде слогов (например, прямых) ребенок произносит ее правильно. Закрепление С проводят в начальной позиции, например: САМ, СОМ, СУМКА, СЫР и т. д. Логопед просит ученика повторить их за ним; затем он показывает картинку и просит сказать название предмета.

Логопед использует на занятиях другие задания по закреплению правильного произношения звука в этом речевом материале. На уроке можно использовать мяч, чтобы соединить подвижную и дидактическую игры. Взрослый кидает мяч и называет слово на букву С. Детям нужно сделать то же самое.

Кроме работы над координацией движений и закреплением произношения, включаются задания на развитие высших психических функций (ВПФ) – внимания, памяти, мышления. Еще одно задание, совмещающее сразу работу по исправлению звукопроизношения и ВПФ, – перечислить все предметы в комнате/кабинете, в названии которых есть С.

Когда в материал добавляют слова с автоматизируемой фонемой в конце (АНАНАС, НАСОС, НОС) и середине слова (ВКУСНЫЙ, ВЫСОКИЙ, КУСОК), задания усложняют – начинают автоматизацию во фразовой речи. Проговаривают фразы с автоматизируемыми слогами, словами. Примеры фраз: Сонина сумка, вкусный суп, высокая сосна, красные бусы и др.

Можно предложить ребенку закончить фразу. Взрослый предлагает следующую инструкцию: «Я говорю начало фразы – ты заканчиваешь ее словом, в котором есть звук С». Во время выполнения этого упражнения педагог обращает внимания на то, как он согласовывает слова во фразовой речи. Или ученику читают двустишие и ему надо подобрать подходящее слово:

«Брызги света всюду льют!

Это праздничный…(салют)»

Работая с детьми дошкольного возраста, такие задания дополняют подходящими иллюстрациями. Если логопед вводит новое для ребенка слово, то предварительно объясняет его значение. Дети дошкольного возраста любят отгадывать загадки, поэтому подбирают загадку со знакомым словом, затем предлагают ее отгадать:

«Ночью не спит,

Громко кричит,

Круглая голова.

Кто это?..(сова)»

Когда логопед замечает, что ребенок начал уверенно произносить С во фразах, он усложняет речевой материал. Приступают к введению фонемы в предложения, формируют связную речь.

Способы постановки звука С и Сь

Картотека заданий логопеда содержит множество методов обучения, после подготовительного этапа. Основные из них:

По подражанию. Один из самых простых способов постановки. Взрослый вместе с ребенком становятся напротив зеркала. Родитель или специалист показывает малышу, как располагаются органы речевого аппарата при воспроизведении фонемы. После кроху просят повторить. Так можно выполнять и артикуляционные упражнения.
Механический метод. Выполняют с помощью зонда. Кроху просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят дунуть. Воздух должен проходить по кончику органа. Во время выхода воздушной струи середину языка слегка прижимают зондом, образовывая желобок. Инструмент просовывают на 2 см. После надавливают, и двигают с разной силой на орган во время выхода воздуха. Далее специалист устанавливает при каком положении слышится звук «С». Результат закрепляют регулярными тренировками. Потом зонд постепенно убирают, автоматизируя изолированное произношение.
Постановка от фонемы «Т» и «Ть». Рот ребенка немного приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Малыш произносит звук «Т» на выдохе. Будет слышаться «тссссс». После крохе предлагают вытянуть губы трубочкой и продолжить воспроизводить «Т» на выдохе. Будет слышаться свистящая «С». Звук «Сь» аналогично произносят от мягкого «Ть».
Постановка от «Ш». Малыша просят произнести «Ш». Но язычок при этом нужно продвинуть вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий кроха поймет, как правильно выговаривать фонемы.
Постановка от «Ф»

При воспроизведении «Ф» важно следить, чтобы воздух выходил через губы.

Выполнять можно один из методов на выбор или применять сразу несколько.

Постановка звука Сь

При воспроизведении этого звука зубы обнажены. Они больше сближены между собой, но не сомкнуты. Языком делают упор в нижнюю десну. Орган находится в напряжении. Воздушная струя направляется на передние резцы.

Постановку осуществляют с помощью звука «С». Кроху просят произносить твердый звук в сочетании с гласными, которые дают смягчение («ИСИ»). При этом фонема «И» должна воспроизводится максимально в высокой тональности с ударением и в быстром темпе.

Советы по проведению упражнений по автоматизации звуков

Перед началом занятий стоит размять свой рот. Для этого сядьте с малышом перед зеркалом и выполните базовые упражнения:

  • удержание губ в улыбке с обнажёнными зубами, чтобы они хорошо просматривались;
  • вытягивание губ вперед в виде трубочки и удержание;
  • складывание губ в виде колечка и удержание;
  • чередование вышеизложенных упражнений;
  • чередование язык широкий и язык узкий;
  • поднятие языка вверх и вниз.

После этого можно выполнить 1-2 упражнения, которые выполняли на этапе постановки звука, например, мячик в ворота, язычок-блинчик или чистим зубки.

После того, как удалось размять язык, губы, щёки, можно перейти к упражнениям по автоматизации звука

На данном этапе работу также важно выстроить постепенно: начать со слогов, затем перейти к словам, словосочетаниям и предложениям

Следите за тем, насколько правильно малыш выполняет гимнастику. Указывайте на ошибки, чтобы он знал, что делает неправильно. Показывайте правильные примеры.

 Не стоит ругать ребёнка, если у него что-то не получается 

Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”

Если “С” и “Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).

Сигматизм бывает:

  • губно-зубной, когда нижняя губа перекрывает поток воздуха, создавая смешанное звучание “С” и “Ф” (слон — флон, стол — фтол);
  • межзубный, при котором язычок лежит на зубах, и четкость произносимого звука искажается шепелявостью;
  • боковой, когда язык поворачивается набок либо не касается коренных зубов, а воздух движется в неправильном направлении, образуя хлюпающий звук (санки — хлянки, сам — хлям);
  • носовой, при котором воздух попадает в носовую полость и создает гнусавое произношение.

Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:

  • призубный, с заменой “С” на “Т” (собака — табака, сок — ток);
  • шипящий, когда вместо “С” звучит “Ш” (Саша — Шаша, сушки — шушки);
  • с заменой по мягкости, при котором твердые звуки произносятся, как мягкие (сумка — сюмка, свой — сьвой);
  • с заменой по звонкости, это  “С” звучит, как “З” (совок — зовок, самосвал — замозвал).

Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.

Неправильное произношение свистящих, к которым относятся “С” и “Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Игры для фонематического восприятия звуков С и Сь

Игра “Хлопки”

Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит С или Сь в словах. Произносите слова, где данный звук встречается в начале, в середине и в конце слов и слова, где С отсутствует вообще. Если ребёнку сложно выловить на слух, протяните звук, например, масссссло, ссссссерги, рыссссссь.

Игра “А что это свистит, угадай”

Вам понадобятся изображение насоса и краника, из которого вытекает вода. Покажите ребёнку первую картинку и скажите: “Воздух выходит из наноса и свистит с-с-с-с-с-с-с-с-с-с”. Пусть малыш повторит.

Далее показываем вторую картинку: “Вода льётся из крана и мягко свистит, вот так сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь”. Ребёнок повторяет.

Теперь показываем ему по очереди картинки и просим сказать, как свистит вода.

Даем ребёнку картинки и играем следующим образом: вы произнесите звуки вперемешку: с-с-сь-сь-с-сь-с, а он показывает вам правильное изображение. Далее вместо звуков можно называть слова, где встречаются С и Сь.

Игра-шутка “Путаница”

Предложите ребёнку догадаться, а какие слова должны появиться со звуком С или Сь на месте ошибки. Например:

  • Мы в садике кушали халат. А Машки красивый салат.
  • По небу летала скамейка. А во дворе стояла чайка.
  • Рассказали, что рыбак в речке выловил собак. А зато ему потом на крючок попался гном. (Не дом, а сом).
  • Лежит Васька на раскладушке, грызет со вкусом ушки. (Не пушки, а сушки).
  • У куклы дочка красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).

Детям очень нравится данная игра, они смеются, но исправляют ошибки.

n1.doc

  1    АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВЗВУКИС,Сь,3,Зь,ЦРечевой материалдля автоматизации и дифференциациизвуков у детей 5-7 летАВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВАВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С

  1. Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с…
  2. Повтори прямые слоги со звуком С: са-со-су-сы.
  3. Повтори обратные слоги со звуком С: ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ёс-юс-яс.
  4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.Стечение согласных: Как гусеница овцу хотела обмануть

  • Овца, овца! Отдай мне капусту. Такую капусту заяц не ест. Он ест цветную капусту.
  • Заяц ест всякую капусту. А тебе, гусеница, стыдно меня обманывать.

18. Повтори скороговорки*.Шесть слов.Семь слов.14. Повтори пословицы и поговорки.15. Повтори и отгадай загадки.(Комар)(Снег)(Морковь) (Бабочка)16. Повтори стихи и чистоговорки.В. ШулъжикА. Хмелёва17. Послушай сказки*. Назови слова со звуками С Ц. Перескажи сказки.Кот и птица8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.10. Повтори слова с двумя звуками С.11. Повтори словосочетания.12. Повтори предложения.Три слова: соцветие спутница солнце гостиница лисица сухарница пословица самоцвет станция гусеница гостинцы скворцы масленица страницаЧетыре слова:Пять слов:Шесть слоя:Семь слов:Семь слов:Восемь слов:I3. Повтори пословицы и поговорки.14. Повтори и отгадай загадки.(Иголка)(Тень) (Часы)8. Повтори слова со звуками С- Ц в начале слова.9. Повтори слова со звуками С — Ц в середине слова.10. Повтори слова со звуками С — Ц в конце слова.11. Повтори слова со звуками С- Ц в одном слове. спица свинец песец столица цистерна ресница расцветать 12. Повтори словосочетания.
садовые цветы синяя пуговица ситцевая косынка садовый цветок весенний цветок пёстрая курица13. Повтори предложения.Три слова.Четыре слова.Пять слов.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С Ц1. Повтори изолированные звуки С — Ц.2. Повтори прямые слоги со звуками С — Ц. Ас-ас-ас — у нас дома квас, ас-ас-ас — у нас дома ананас, ос-ос-ос — в саду много ос, ус-ус-ус — у Сони кактус, ус-ус-ус — у Сани новый автобус, ыс-ыс-ыс — Денис пьёт кумыс. Е. Спивак Сту-сту-сту, сту-сту-сту, Едет Савва по мосту. Сты-сты-сты, сты-сты-сты, Тут высокие мосты. А. Хмелёва3. Повтори обратные слоги со звуками С — Ц.4. Повтори слоги, где звуки С — Ц находятся между глас­ными.5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.7. Повтори прямые слоги со стечением согласных С — Ц. 15. Повтори стихи и чистоговорки. Я несу суп-суп! А кому? Псу-псу! А. ШибаевЕ. СпивакА. Хмелёва16. Послушай рассказ. Назови слова со звуком С. Переска­жи рассказ.17. Повтори скороговорки.АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ

  1. Спой «песенку водички». Произнеси звук Съ с улыбкой, длительно, на одном выдохе: сь-сь-сь…
  2. Повтори прямые слоги: си-се-сё-сю-ся.
  3. Повтори обратные слоги: ась-ось-усь-ысь-ись-есь-ёсь-юсь-ясь.
  4. Повтори слоги, где звук Сь находится между гласными.

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.6. Повтори слова, где звук Съ находится в начале слова.Си: Се: Стечение согласных: 7. Повтори слова, где звук Сь находится в середине слова.Ось: Си: Си-си-си, зи-зи-зи, Тазики сюда вези. Зе-зе-зе, се-се-се, Тазики везём не все. Зю-зю-зю, сю-сю-сю, Тазик Сене отдаю.9. Послушай сказку. Назови слова со звуками Сь — Зь. пе­рескажи сказку.Добрый ТузикЕ. Спивак

  • Ко-ко-ко! Впусти меня, Тузик, в будку, я озяб.
  • Иди, вместе зимовать будем. Идёт мимо будки индюк.
  • Бу-бу-бу! Впусти меня, Тузик в будку, я озяб.
  • Иди, вместе зимовать будем.

10. Повтори скороговорки*.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ ЗЬПовтори изолированные звуки Сь Зь.2. Повтори прямые слоги со звуками Сь — Зь.3. Повтори слоги, где звуки Сь Зь находятся между глас-ными.4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.5. Повтори слова со звуками Сь Зь.6. Повтори словосочетания.7. Повтори и отгадай загадку.(Снежинка)8. Повтори стихи и чистоговорки*.  1    

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: