Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

Деятельностный подход

Культурно-исторический
подход Когнитивистский подход

(теория Л.С.Выготского)
(теория Ж. Пиаже)

Л.С. Выготский
выдвинул и обосновал принцип
социально-исторической обусловленности
психики человека.
Принцип специфики развития психики
человека в онтогенезе

заключается в том, что на протяжении
жизни у человека формируется высшие
психические функции (ВПФ), культурные
и социальные по природе. Их появление
обусловлено характером жизнедеятельности
человека и его трудовой деятельностью.

Выготский говорил,
что существует две линии развития
человека: натуральная,
которая является результатом биологической
эволюции животного мира, и характеризуется
физическим, естественным развитием
ребенка с момента рождения, и вторая
линия – культурная,
которая является результатом исторического
развития общества. Она возникает при
появлении общения ребенка с окружающим
миром, т.е., условиями формирования «план
культурного повеления» является общение
ребенка с взрослыми
, подражание им, что
способствует развитию высших психических
функций.

ВПФ
– сложные, прижизненно формирующиеся
психические процессы, социальные по
своему происхождению. Их отличительная
особенность заключается в том, что они
носят опосредованный характер, и в
произвольности. Их формированию
способствуют психологические орудия,
или знаки, имеющие определенные социальные
значения.

Выготский
сформулировал законы ВПФ:

— каждая ВПФ
появляется на сцене дважды: сначала,
как деятельность коллективная, социальная,
т.е., как функция интерпсихическая, и
второй раз, как действие индивидуальное,
как внутренний способ мышления ребенка,
или как функция, интрапсихическая.

В основе
формирования ВПФ лежит

сотрудничество ребенка с взрослым,
общение, в широком смысле слова. Их
формирование подчиняется закону
интериоризации. В понимании Выготского
интериоризация – это процесс перехода
знака из внешнего плана во внутренний
план.

Взрослый знаком
воздействует на ребенка, побуждая его
что-либо сделать. На второй стадии
ребенок перенимает способ обращения,
и начинает словом или знаком воздействовать
на взрослого. И на третьей стадии ребенок
начинает воздействовать словом, или
знаком на самого себя, т.е., ВПФ становитсярегулятором
поведения.

Экстериоризация
– процесс, противоположный интериоризации,
и является не только механизмом развития,
но и началом мышления.

В ходе развития
ребенка совершенствуются оба эти
процесса.

Закон развития
ВПФ определяет новое понимание роли
среды в развитии. Согласно
Выготскому, социальная среда

– источник развития, т.к. ВПФ формируются
у ребенка в сотрудничестве с взрослым,
то их формирование тесно связано с
обучением, и обучение – высшая сила
развития. Проблема соотношения обучения
и развития – это особая проблема, и
Выготский говорил о том, что обучение
хорошо только тогда, когда оно забегает
вперед развития, подтягивая его за
собой.

Так же Выготский
говорил, что развитием можно управлять,
и здесь он выходит на уровни развития:

— Актуальный
уровень развития;

— Зона ближайшего
развития.

Уровень актуального
развития

характеризует успехи ребенка. Это то,
что ребенок может выполнять самостоятельно,
без помощи ребенка.

Зона ближайшего
развития

это расстояние между уровнем настоящего
развития и возможного. Это то, что ребенок
сегодня делает с помощью взрослого, а
завтра – самостоятельно.

Используя в своих
исследованиях экспериментально-генетический
метод, Л.С.Выготский показал, что
психическое развитие – это процесс
взаимодействия реальных и идеальных
форм. Под идеальными формами он понимал
культурные и духовные богатства общества.
С точки зрения ученого, в каждом возрасте
существуют доминирующие функции: в
раннем возрасте – восприятие. В дошкольном
возрасте – память, в младшешкольном –
мышление. Условия развития психики –
морфологические особенности мозга и
общения. Процесс развития психики
происходит в форме усвоения,
или присвоения социокультурного опыта.

Особенности психики ребенка 5-7 лет

Ребенок, достигший дошкольного возраста – это человек с ярким темпераментом. Дети в возрасте 5 лет очень любознательны и активны. Им хочется общаться, именно поэтому они начинают задавать очень много вопросов, на которые им обязательно нужно давать ответы. В этом возрасте родителям нужно обеспечить своему ребенку нормальную среду для развития:

Они должны позволять ему общаться со сверстниками столько, сколько хочется ребенку. Не надо его заставлять делать это, если он не хочет, но и ограничивать его нельзя. Крохе обязательно нужно научиться, как вести себя в детском коллективе. В этом ему помогает общение с одногодками в детском саду

Если вы хотите, чтобы малыш быстро адаптировался к школе, то его обязательно нужно отдать в детский садик.
Кроме того, родители должны именно в этот период развития своего чада обратить внимание, к чему у него имеются склонности, какие у него таланты. Ребенку нужно ходить на разные развивающие занятия, чтобы расти эмоционально удовлетворенным человеком.

В дошкольном возрасте ребенку требуется повышенное внимание со стороны родителей. Если он будет испытывать дефицит общения с ними, то у него разовьется нездоровый дух соперничества

Он начнет привлекать к себе внимание любым способом. Вы должны всеми возможными способами проявлять по отношению к своему крохе любовь, если хотите, чтобы он вырос милосердным, добрым и отзывчивым человеком.

Сензитивность развития.

Сенситивные
периоды развития

– это периоды повышенной восприимчивости
психических функций к внешним воздействиям,
особенно к воздействию обучения и
воспитания. Данные периоды ограничены
во времени, и если в сензитивный период
развитию
определенного качества не
уделялось должного внимания, то потом
процесс его развития будет более долгим.

4.Кумулятивность
психического развития
.
Эта
закономерность развития состоит в том,
что результаты развития предшествующего
возрастного периода включаются в
последующий, но с определенными
изменениями. Например, в процессе
развития мышления сначала развивается
наглядно-действенное, затем наглядно-образное
и наконец словесно-логическое мышление.
Такой процесс свидетельствует о
качественном преобразовании психического
развития.

5.Дивергентность
– конвергентность.
Это
две противоречивые, но взаимосвязанные
тенденции. Дивергентность заключается
в повышении разнообразия в процессе
психического развития, конвергентность
– в усилении избирательности.

6. Закон
метаморфозы.

Детское развитие есть цепь качественных
преобразований: растущий ребенок имеет
психику, качественно отличающуюся от
взрослой.

7. Закон
развития высших психических функций.

Уже в детстве, по
мнению Выготского, начинают складываться
собственно-человеческая психика

Проблема условий и движущих сил в развитии ребенка в зарубежной психологии

Зарубежные психологи в развитии ребенка выделяют генетический, социальный факторы и обстоятельства жизни.

Представители биогенетического направления считают, что развитие идет по законам биологического созревания организма, где генетические предпосылки являются определяющими, а такие факторы как воспитание и обучение они считают внешними факторами, которые могут или ускорить или затормозить процесс выявления природных психических качеств. Сторонниками этого направления являются В. Прейер, К. Бюллер, С. Холл.

Представителями социогенетического направления являются Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане, считающие, что психическое развитие является результатом влияния общества и социальной среды. В человеке, по их мнению, главным является опыт, зависящий от социальной среды.

В зарубежной психологии выделяется эпигенетическое направление, представители которого считают, что психическое развитие является результатом влияния и генетического и социального факторов.

Впервые о значении этих факторов говорил В. Штерн, предложивший принцип конвергенции, т.е. соединение социальной и биологической линий развития. Только здоровый взрослый человек, считал Э. Эриксон, может удовлетворять свои способности в личностном развитии и отвечать требованиям общества.

Развитие будет продуктивным в том случае, если развивающиеся в человеке качества усиливают его чувство самоидентичности. Если чувство самоидентичности ослабляется, значит, развитие деструктивно.

Что касается концепции Пиаже, то он исходит из активности детей, значительная часть которой приходится на игры, рассматриваемые ученым как необходимый компонент работы ребенка по исследованию окружающих объектов. Это значит, что навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом.

В своем умственном развитии, считает Пиаже, человек проходит четыре периода:

  1. чувственно-двигательный (с момента рождения до 2-х лет);
  2. дооператорный (от 2 до 7-ми лет);
  3. период конкретного мышления (от 7 до 11-ти лет);
  4. период формального логическо-абстрактного мышления (от 11 до 18 и далее лет).

Каждый ребенок с некоторыми индивидуальными различиями, проходит все эти периоды.

Концепция Валлона предполагает, что природа человека социальна уже изначально – не родившийся ещё ребенок уже несет в себе социальное начало, поэтому общество является для него органической реальностью.

По мнению Рубинштейна, воспитание и обучение не надстраиваются только над ним, а включаются в самый процесс развития. Являясь главнейшими формами организации активности, обучение и воспитание строятся с учетом наследственных данных, задатков, с учетом достигнутого уровня психического развития.

Как укрепить нервную систему и психику ребенка?

Если имеются какие-то проблемы с психикой ребенка, то вы должны, прежде всего, исключить все факторы, которые могут негативно отражаться на психоэмоциональном здоровье малыша. Психологи советуют современным родителям придерживаться таких рекомендаций:

  • Не решайте никаких проблем в присутствии ребенка – чего бы они не касались.
  • Не разговаривайте громко и не проявляйте агрессию ни к кому. Даже если ваша кошка или собака дома нагадили, не кричите, а ведите себя спокойно и уравновешенно.
  • Показывайте на личном примере своему малышу, каким должен быть у него режим дня и рацион. Ешьте все то же самое, что даете ему, спите с ним в одном режиме, гуляйте, занимайтесь, ведите активный образ жизни, но не в одиночку, а вместе со своим ребенком.
  • Давайте ему народные успокоительные отвары – это валериана, мята, пустырник. Не используйте седативных средств, потому что они, кроме привыкания, ничего хорошего вашему ребенку не принесут.

Окружите свое чадо любовью, заботой и вниманием. Разговаривайте с ним, ведите себя так, как будто он уже взрослый человек, с которым можно пообщаться на равных

Благодаря нашим советам вы сможете вырастить полноценного и жизнерадостного человека, который по жизни будет творить добро и дарить другим людям радость.

Методика №4

Содержание эмоционально-нравственного
воспитания определяется комплексом его
компонентов: когнитивного, эмоционального
и поведенческого. Работа по эмоционально-нравственному
воспитанию детей среднего и старшего
дошкольного возраста с нарушениями слуха
с использованием театрализованных игр
проводилась последовательно в три этапа.  
Первый этап — формирование
интереса к действиям и общению с куклами;
знакомству с эмоциональными состояниями,
способами их невербального и вербального
выражения, а также образцами поведения
по отношению к кукле и игрушкам-животным;
оценке поведения персонажей. На данном
этапе использовались игры дошкольников
с куклами, режиссерские игры педагога,
игра-драматизация с участием детей подготовительной
группы на основе специально составленных
рассказов («Кукле и зайке весело (грустно)»,
«Злой Бубу и добрый зайка», «Вместе весело!»,
«Помоги Кате» и др.) и адаптированных
текстов Л. Толстого («Чиж» и др.), А. Барто
(«Мишка», «Мяч» и др.). 
 
Второй этап — развитие интереса
к эмоциональным проявлениям и поведению
персонажей; учили детей использовать
мимику и пантомимику для выражения эмоций
персонажей в процессе перевоплощения
в театрализованной игре; определять значимые
мотивы взаимоотношений персонажей. В
процессе работы использовались самостоятельные
игры дошкольников с куклами и театральными
игрушками, игры-имитации, режиссерские,
образные и ролевые игры с активным участием
взрослого. В качестве литературной основы
театрализованных игр на данном этапе
использовались рассказы Б.Д. Корсунской
(«Чашка», «Обманул», «Нельзя бросать друзей»
и др.) и специально составленные небольшие
тексты с нравственным содержанием («Упрямые
бараны», «Ссора», «Друг» и др.), а также
адаптированная сказка «Курочка Ряба». 
 
Третий этап — совершенствование понимания
эмоциональных состояний (радость, грусть,
гнев, страх, удивление) по мимике, пантомимике
и смысловому контексту ситуации, на анализе
их причин; на обучении технике создания
целостного игрового образа посредством
мимической, пантомимической и речевой
выразительности в процессе театрализованных
игр. Дошкольников учили анализировать
поступки детей и взрослых, оценивать
их с точки зрения усвоенных норм и правил
поведения. В основе театрализованных
игр лежали специально разработанные
рассказы «Почему Нате грустно?», «Синие
листья», «Сломал» и др. Помимо режиссерских
и ролевых игр на заключительном этапе
обучения широко использовались игры-спектакли
(«Три поросенка», «Маша и медведи» и др.)
и театрализованные действия на праздниках
и развлечениях («Праздник вежливости»,
«Мамин день» и др.).

Найдено научных статей по теме — 15

Проектная деятельность в детском саду

Зайцева Т.Ю.

Метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Детская неуспешность в учебной деятельности

Бакшеева Татьяна Николаевна

В статье рассмотрена попытка систематизации деятельности учителя по созданию условий ликвидации затруднений детей «группы риска» в познавательной деятельности, описаны СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕятельности учителя

Организация детской проектной деятельности в ДОУ

Белолуцкая Анастасия Кирилловна

В последнее время область применения методики проектирования в образовании существенно расширилась.

Теоретические основы детской игровой деятельности

Загоруйко Дмитрий Евгеньевич

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.

Организация проектной деятельности в детском саду

Веракса Александр Николаевич, Веракса Николай Евгеньевич

Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Тема эта весьма актуальна по целому ряду причин.

Детское речевое развитие в деятельности стихосложения

Грехова Ирина Петровна

В статье рассматривается одна из важнейших проблем психологии развития проблема развития речи как одной из высших психических функций.

Развитие способностей в детской проектной деятельности

Варенцова Наталья Сергеевна

Концепция развития детских способностей как инструмента анализа культуры складывалась на протяжении длительного времени под руководством таких психологов, как А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.

Реализация экспериментальной деятельности в детском доме

Малых Светлана Николаевна

В данной статье рассматривается опыт участия в экспериментальной деятельности педагогов организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Научно-методологические основы деятельности детских музеев

Свиридова Надежда Викторовна

Детские музеи являются инновационными площадками развития образования в силу своей интерактивности, вариативности предлагаемых видов деятельности.

Теоретико-прикладные аспекты деятельности музея детского дома

Макеева И. А.

В статье, охарактеризованы задачи, принципы, особенности деятельности музея детского дома и его возможности в социализации детей-сирот.

Организация проектной деятельности в детском саду (Окончание)

Веракса Александр Николаевич, Веракса Николай Евгеньевич

Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Тема эта весьма актуальна по целому ряду причин.

Специфика профессиональной деятельности педагога детского дома

Шахманова Айшат Шихахмедовна

В статье поднимается проблема своеобразия педагогической деятельности в условиях детского дома; вскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педагогов для работы в у

Музыкально-педагогическая деятельность и фольклор в детском саду

Шурмина Татьяна Васильевна

В статье анализируется необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа, к устному народному творчеству.

Детские виды деятельности в образовательном процессе детского сада

Атарова А.Н.

Статья посвящена проблеме детских видов деятельности, которые возникают как по инициативе дошкольников, так и специально организуются педагогами.

Особенности межличностных отношений младших школьников с нарушенным слухом

Становление межличностных отношений осуществляется в малых социальных группах, которые представлены небольшими объединениями людей, занимающихся одной и той же деятельностью. К таким группам относятся: школьный класс, студенческую группу, трудовой коллектив и др.

Межличностные отношения, характерные для младших школьников с нарушенным слухом, как правило, устанавливаются в школах и интернатах для глухих и слабослышащих. Большое значение в этом процессе имеют педагоги и психологи.

Статья: Особенности формирования межличностных взаимоотношений младших школьников с нарушением слуха

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Проблема формирования межличностного взаимодействия у младших школьников с нарушенным слухом обладает особым значением в становлении личности в целом. От того, какие личностные взаимоотношения формируются в детском саду, классе в школе, трудовом коллективе и каким образом относятся к ребенку с нарушенным слухом сверстники и взрослые, зависит, усугубится воздействие дефекта на жизнь этого индивида или будет нейтрализовано.

Младшие школьники, которые нормально слышат, обладают достаточным опытом в общении. Для них легко даются навыки и формы взаимодействия с окружающими людьми. Они легко учатся давать оценку себе в качестве партнера по общению, оценивая в процессе общения собеседника.

Замечание 1

У детей с нарушенным слухом (глухих, слабослышащих) опыт общения с окружающими людьми незначителен. По этой причине им необходима помощь взрослого человека для обучения взаимодействию. Таким взрослым в жизни младшего школьника могут стать родители и педагоги школ для глухих и слабослышащих.

При рассмотрении особенностей формирования межличностных отношений младших школьников с нарушенным слухом важно учесть 2 основных аспекта, присущие для обучения межличностному взаимодействию. В этом плане необходимо усвоение детьми норм и правил поведения в процессе общения

Одновременно с этим они должны уметь проводить оценку использования данных норм и правил в общении с другими (это производится как со своей стороны, так и со стороны собеседника).

Важная сторона межличностных отношений представлена восприятием и оценкой (социальной перцепцией и рефлексией). Она заключается в способности адекватно воспринимать других людей, отношения в рамках групп, отношения групп к нему.

При осуществлении взаимоотношений в группе у школьника может формироваться способность давать оценку другим людям, а также умение выделять черты характера, способности, интересы, эмоциональное состояние. В этом случае ребенок пользуется основными психологическими процессами, начиная с восприятия и заканчивая ощущением (мышление и память).

Как проявляется нарушения психики у детей

Нарушения психики проявляются в состояниях, которые отличаются от нормальных в определенном возрасте. Расстройства развития могут проявиться у детей 3-4 лет и до 12

Родители часто не акцентируют внимание на состоянии ребенка и не понимают, что малышу нужна помощь. Они думают, что ребенок все сочиняет или не понимает сути происходящего

Но если лечением не заняться, состояние может сказаться на дальнейшей социализации малыша.

Психические болезни у детей бывают следующих видов:

Отклонения в развитии

Болезни затрагивают обучение ребенка базовым вещам, которые оказывают влияние на такие факторы, как внимание, мышление, память. Дети учатся хуже, чем сверстники;
Отклонения в поведении

Расстройства оказывают влияние на социальные взаимодействия ребенка с окружающими;
Эмоциональные отклонения. Ситуации могут привести к разным психологическим травмам. Проявляются в агрессии и тревожности.

Детские страхи – это расстройства, которые сопровождаются повышенной тревожностью. Чаще всего встречаются фобии в виде боязни одиночества, перелетов или повышенного внимания со стороны окружающих.

Расстройства настроений бывают двух видов. Биполярное расстройство проявляется в нестабильном состоянии ребенка. В этом случае хорошее настроение быстро меняется на подавленное. Депрессивные расстройства проявляются в подавленных состояниях. Все эти признаки могут проявляться с 5-6 лет. Но чаще встречаются в подростковом возрасте, когда дети испытывают трудности с социальной адаптацией.

Родители должны разобраться в особенностях детской психики и при необычных симптомах обратиться к специалистам.

Одно из распространенных нарушений – это синдром дефицита внимания с гиперактивностью. У ребенка наблюдается вспыльчивость и импульсивность. Малыш не может длительное время заниматься одной задачей. Особенность таких детей в постоянной рассеянности.

Аутизм может состоять из нескольких расстройств. Основными признаками является бедность речи, отсутствие сюжетной игры, а также дефицитарность в эмоциональной и коммуникативной сфере. Задержка психического развития проявляется в том, что личность ребенка инфантильна и незрелая к биологическому возрасту. Психика развивается медленно.

Нарушениями психики у детей занимаются такие специалисты, как логопед, психиатр, невролог и нейропсихолог

В случае с задержкой развития важно пройти комплексную реабилитацию. Процессом лечения должны сразу заниматься несколько специалистов

Этапы формирования психики

В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:

  1. Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша.
  2. Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций.
  3. Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности.
  4. Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков.

В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром

Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 640

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 883

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Слайд 45 К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся:неблагоприятное течение беременности:

токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резусконфликт матери и плода, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.) и др.патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и др. патологии.патология периода новорожденности: выраженная желтуха, вызванная гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лор-органов) и др.

Проблема движущих сил психического развития в отечественной психологии

Определение 2

Движущие силы – это факторы, определяющие поступательное развитие ребенка и являющиеся его причинами.

К ним, прежде всего, относятся потребности ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и деятельности, а также те цели и задачи, которые ставят взрослые в воспитании и обучении.

Каждый ребенок развивается в определенных условиях, его окружают те или иные предметы материальной и духовной культуры, конкретные люди с их взаимоотношениями – всё это составляющие условия психического развития.

Рисунок 1. Движущие силы психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, к условиям развития относятся внешние и внутренние постоянно действующие факторы. Они направляют ход развития, формируют динамику и определяют конечные результаты.

Условия оказывают влияние на психическое развитие ребенка и на его индивидуальные особенности.

Психологическое пространство с элементами определенного качества является областью психического развития – это психофизическая область, психосоциальная, когнитивная.

К биологическим факторам относятся наследственные и врожденные свойства организма. Организм человека обладает свойством в ряду поколений повторять сходные типы обмена веществ и в целом индивидуального развития – это наследственность. Ребенок, прежде всего, по наследству получает человеческие особенности строения нервной системы, органов чувств, головного мозга. Врожденность – это тоже биологический фактор. Однако не всё то, с чем ребенок рождается, является наследственным.

Таким образом, рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения, определяет биологический фактор, хотя при рождении люди имеют биологические различия. Однако нормальный ребенок способен обучиться всему, его биологические особенности являются природной основой.

Сущностью являются социально-значимые факторы – это социальная среда, обучение, воспитание, социализация. Социальная среда – это общественная ситуация, окружающая человека, материальные и духовные условия, необходимые для его существования.

На развитие психики ребенка свое влияние оказывает и природная среда – это климатические и природные условия, хотя их влияние косвенное.

Для психического развития ребенка важна его жизнь в обществе людей. Что касается воспитания и обучения, то они рассматриваются как целенаправленный процесс, при котором социальные институты оказывают свое влияние и через них ребенок усваивает нормы и правила общества.

Если рассматривать воспитание и обучение как спонтанный процесс, тогда ребенок усваивает эти нормы через наблюдение за межличностными отношениями окружающих его людей. Оба эти понятия нельзя отделить от понятия «социализация», через которую происходит усвоение всех установок, обычаев, мнений, жизненных ценностей, ролей и ожиданий, принятых в конкретной социальной группе.

Психологи сегодня ищут ответ о соотношении биологического и социального в развитии, что предопределяет процесс развития ребенка наследственность или окружающая среда.Поиск ответа привел к теории конвергенции этих факторов. Основоположником данной теории стал В. Штерн, который считал, что оба фактора в равной мере отвечают за психическое развитие.

Замечание 2

Таким образом, психическое развитие по В. Штерну, является результатом конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни ребенка.

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.

Неравномерность
– это неравномерное развитие психических
функций. Данный процесс характеризуется
подъемом, стабильным течением и спадом,
носит колебательный характер.

Отечественный
физиолог П.К.
Анохин
считал, что гетерохронностьзаключается
в неравномерном развертывании
наследственной информации. Пример,
ребенок начинает сидеть раньше, чем
ходить. У ребенка раньше развивается и
формируется зрительное восприятие и
позже воображение. Как правило, ребенок
сначала овладевают устной речью и позже
письменной.

Таким образом,
неравномерность развития задается
индивидуальной генетической программой
развития и влиянием социальной среды,
в том числе и культурой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: