Введение
Язык — «важнейшее средство человеческого общения». Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь — специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Речь тесно взаимодействует со всеми психическими функциями, становясь постепенно базой для развития мышления, влияет на развитие личности в целом.
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью.На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания, окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Мышление- высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.
Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин) считают, что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык как средство общения людей — особый вид интеллектуальной деятельности. Проблема взаимодействия речи и мышления всегда находилась в центре внимания психологических исследований. Вклад в обучение развития мышления отвели Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и многие другие. Теоретическими и практическими вопросами развития речи детей занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна и другие.
Актуальность данной работы вызвана тем, что в настоящее время большое количество детей раннего возраста с нарушениями речи и необходимо вовремя проводить коррекционную работу по устранению паталогии речи. И делать это нужно именно в раннем возрасте.
Целью исследования является: теоретическое изучение литературы по проблеме становления речи и мышления и их взаимосвязи в раннем возрасте.
Объект исследования: речевое развитие в раннем возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь речи и мышления у детей раннеговозраста.
Данная работа состоит из введения, 6 — ти разделов, заключения и списка литературы. Курсовая работа состоит из 20-ти страниц.
Диагностические мероприятия
Начинается исследование с ознакомления с заключением докторов узкой специализации:
- педиатра;
- отоларинголога;
- психиатра;
- невролога;
- окулиста.
Проводится собеседование с родителями для выяснения специфики развития речевых навыков в раннем возрасте. Диагностика артикуляции заключается в определении уровня формирования лексических, грамматических и фонетических элементов языка. Исследуется:
- степень связности речи: умение составить описание по картинке, пересказать услышанное, рассказать о себе, своей семье;
- степень развития грамматических составляющих: правильность согласования членов предложения, изменение по падежам, правильность употребления времен глаголов, построение развернутого предложения;
- объем лексического словаря, умение дифференцировать слова с предметом или действием, которые оно означает.
Дальнейшие диагностические мероприятия включают обследование фонетической составляющей языка:
- структура и функционирование речевого аппарата;
- произношения фонем;
- восприятие слогов и их количества;
- способность к звукоанализу и звукопроизношению.
Проверяется слухоречевая память, правильность формирования психических процессов. По результатам обследования вербальных и невербальных процессов составляется логопедическое заключение, в котором обозначается стадия речевого развития ребенка, клиническая форма выявленного расстройства, сопутствующее заболевание.
В соответствии с тяжестью диагностированного нарушения логопед дает рекомендации, как его исправлять. Рекомендуется направлять:
- Детей с ОНР 1 и 2 уровня в специализированные дошкольные заведения для пациентов с ТНР (тяжелыми речевыми нарушениями), предполагающими присоединение таких диагнозов, как афазия, алалия, заикание, дизартрия.
- С ОНР 3-4 уровня в логопедические группы, направленные на коррекцию речевых нарушений, в обычных детских садах.
- При наличии 3 уровня ОНР и заикания – в специализированный детский сад с ТНР или в логопедическую группу по коррекции заикания.
Сегодня вследствие дефицита мест в специализированных дошкольных учреждениях для ТНР в обычных садах создаются комбинированные логопедические группы, в которые направляют детей с ФФНР, алалией, заиканием, дизартрией, аутизмом и разными степенями ОНР. Однако коррекционная работа с разными речевыми расстройствами требует применения специализированных техник, упражнений и методик. Поэтому общая групповая работа в подобных группах оказывается малоэффективной.
Формирование мышления в раннем возрасте
Мышление — это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление в своем развитии проходит три стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, или понятийное. В последней стадии выделяются две подстадии в зависимости от обобщенности, уровня сформированности понятий, характера используемого материала — конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное мышление.
Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями. Самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш еще не умеет действовать в плане представлений. То есть возникает наглядно-действенное мышление.
Интенсивное развитие соотносящих действий происходит у ребенка в играх с дидактическими игрушками. Действия с такими игрушками всегда предполагают решение умственной задачи, когда нужно добиться результата. Если младенец просто нанизывает колечки на штырь, то ребенок в раннем детстве собирает пирамидку в соответствии с величиной колец, стремясь получить правильный результат.
Уже в раннем детстве наглядно-действенное мышление характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Отвлеченность проявляется в том, что в орудии ребенок выделяет без учета других только его главный признак, который позволяет использовать его соответствующим образом. Если малыш понял, что палкой можно доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции предметы: линейку, ручку, швабру, карандаш. Обобщенность выступает тогда, когда ребенок использует одно и то же орудие для решения целого класса задач. Например, копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину, а воду носит не только в ведерке, но и в чашке, формочке. Обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач формирует элементарную культуру мышления и подготавливает обобщение опыта в слове, что в итоге способствует развитию речевого мышления.
Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться желаемого результата.
Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом; сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы достать коробку из-под шкафа.
В мышление ребенка достаточно рано включается речь. На втором году жизни взрослый не только комментирует действия с орудием, но и фиксирует в сознании ребенка результат действия, ставит перед малышом проблемы. Все это придает мышлению известную целенаправленность и организованность. Под влиянием речи взрослых малыш быстрее переходит от случайных проб к результативным действиям. Овладение ребенком собственной активной речью значительно перестраивает процесс его мышления. У малыша возникают первые вопросы, направленные на установление скрытых связей и отношений, когда ребенок сталкивается с какими-то трудностями: почему машина не едет (сломалось колесо), почему карандаши рассыпаются (коробка порвалась). Вопросы свидетельствуют о том, что появляются некоторые представления о причинно-следственных связях.
В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции.
Таким образом, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи.
Особенности развития мышления в раннем детстве:
— мышление возникает и функционирует в предметной деятельности;
— освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами;
— ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления;
— включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его, придавая целенаправленность;
— у ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий;
— представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления у дошкольника.
Второй уровень речевого развития характеризуют
- Использование простых фраз, хотя и искаженных в фонетическом и грамматическом отношении. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни;
- Обеднённый словарь. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий;
- Грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Например: — смешение падежных форм (например, «едет машину» вместо «… на машине»); — употребление существительных в именительном падеже, глагола в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени; — отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными (например, «красин лента», «вкусная грибы»); —ошибки в употреблении числа и рода глаголов, в изменении существительных по числам (например, «девочка сидат», «две уши», «два печка»).Существительных среднего рода дети этого уровня не используют. Затрудняются и при употреблении предлогов, часто или опускают их вообще, при этом существительное используют в исходной форме (например, «Я была лелька» — «Я был на елке»), или заменяют предлог («Сопака живет на будке» — «Собака живет в будке»). Союзами и частицами дети пользуются мало;
- Нарушение понимания речи. Однако понимание речи значительно лучше по сравнению с первым уровнем ОНР. Дети различают некоторые грамматические формы, хотя это различение еще неустойчиво. Они понимают формы единственного и множественного числа существительных и глаголов. Трудности остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значения предлогов различают только в хорошо знакомой ситуации;
- Существенные нарушения звуковой стороны речи. Многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Прежде всего, это звуки сложные по артикуляции (свистящие, шипящие, соноры: л-ль; р-рь). Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот (пять — «пат», пыль — «пил»). В отличие от первого уровня произношение артикуляторно простых звуков становиться более четким;
- Нарушение слоговой структуры многих слов, особенно со стечением согласных. При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (например, окно — «ако», банка — «бака», звезда — «видя»). Слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура. Дети воспроизводят контур двухсложных, трехсложных слов. Однако четырех- и пятисложные слова воспроизводятся настолько искаженно, что становятся совершенно не узнаваемыми, например, сокращается количество слогов (милиционер — «аней», велосипед — «сипед»).
Причины недоразвития речи
Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.
Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:
- Здоровье матери. Перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.;
- Гипоксия. Недостаточное снабжение кислородом. При плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга.
- Родовая травма. Непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга.
Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок:
- общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
- неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
- нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
- отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).
Классификация ОНР у пациентов разного возраста
Все клинические проявления данного патологического состояния неоднородны и имеют различную интенсивность. По этому признаку принято выделять следующие формы патологии:
- неосложненные различными дисфункциями мозговой деятельности, моторики, мышечной регуляции или расстройствами эмоционально-волевой сферы;
- осложненные формы с развитием нарушений психоневрологического характера;
- глубокое патологическое ОНР, когда у пациента наблюдаются поражения речевых отделов головного мозга.
В зависимости от степени выраженности тех или иных поражений речевой деятельности принято выделять 4 уровня развития речи у детей с ОНР:
- первый уровень или «безречевые дети». Ребенок использует звукоподражание и «лепет», а также сопровождает речь жестикуляцией и мимикой;
- второй уровень. В данном случае, кроме «лепета», у ребенка есть очень ограниченный «набор» общепринятых слов, которые он активно использует. Слова могут быть искажены, типично сокращение количества слогов или перестановка их местами, речевые возможности отстают от нормы, соответствующей возрасту ребенка;
- третий уровень ОНР. Свободное общение затруднено, но ребенок владеет навыками развернутой речи, использует фразы. Наблюдается нарушение лексического, грамматического и фонетического структурного строения речи. Такие дети свободно говорят только в присутствии такого человека, который мог бы вносить разъяснения в их речь (родители, учителя и воспитатели, знакомые и т.д.);
- четвертый уровень ОНР. Звукопроизношение не нарушено, но ребенок путает некоторые звуки в речи, у него отсутствует внятная артикуляция и дикция. Часто дети заменяют одни слова, которые трудно произнести, другими — близкими по смыслу. Имеют место лексические и фонетические ошибки в речи. В основном они касаются склонения, спряжения и согласования слов в предложении.
Симптомы общего недоразвития речи
При ОНР ребенок начинает говорить поздно. Первые слова можно услышать только на 3-4 году, а иногда и еще позже. Характерно понижение активности речи – она малопонятна, неправильно оформлена в фонетическом и грамматическом смысле.
Неполноценная речевая деятельность отрицательно сказывается на других способностях и навыках – внимании, памяти, мыслительных операциях, познавательной деятельности. Пациенты с ОНР часто отличаются плохо развитой моторикой и координацией движений.
Клинические особенности патологии связаны со степенью развития речи. Первый уровень ОНР отличается отсутствием фразовой речи. Дети общаются с помощью лепета и предложений из одного слова, подкрепляя их мимико-жестикулярным языком, который нельзя понять в отдельности.
Для патологии этого уровня характерна резкая ограниченность запаса слов. Обычно прибегают к отдельным обиходными словам и звуковым комплексам, подражают звукам. ОНР отрицательно отражается также на импрессивной речи, поэтому многие слова и грамматические категории ребенку недоступны.
Для патологии 1 уровня характерны также следующие особенности:
- грубо нарушенный слоговый состав слова – воспроизводится только звукокомплекс из 1-2 слогов;
- неразборчивое звукопроизношение;
- невозможность произношения многих звуков (неустойчивость в произношении);
- зачаточный уровень фонематических процессов – грубое расстройство фонетического слуха, фонематический анализ не доступен.
ОНР 2 уровня также подразумевает использование жестов и лепет, но вкупе с простыми предложениями в 2-3 слова. Наблюдаются также следующие особенности:
- бедность и однотипность высказываний;
- качественный и количественный состав словаря отклонен от нормы – непонятны значения многих слов, на фоне чего происходит их замена доступными словами;
- проблемы с грамматическим строем речи – неправильное применение падежей, предлогов, грамматических чисел, затруднения с согласованием основных грамматических категорий;
- многочисленные искажения в произношении звуков, замены и смешения фонем;
- выраженное нарушение способности восприятия звукового состава слов;
- недоступность звукового анализа и синтеза.
Для ОНР 3 уровня характерна развернутость фразовой речи, но сложные предложения строятся с трудом, потому они мало применяются. Выделяют также следующие особенности:
- сложные грамматические формы и логические связи понимаются и усваиваются трудно;
- словарный запас достаточно объемный – используется большинство частей речи, но предпочтение отдается существительным и глаголам;
- предметы называются неточно;
- грамматический строй речи ошибочен – это затрагивает предлоги, окончания в соответствии с падежом, ударения, согласованность частей речи;
- нарушение (менее выражено) произношения звуков и восприятия звуковой структуры слова.
ОНР 4 уровня характеризуется специфическими проблемами в произношении звуков и повторении слов, имеющих сложную слоговую структуру. Такая степень патологии выражается и другими особенностями:
- низкий уровень восприятия звуковой структуры слов;
- ошибки при образовании и изменении слов;
- достаточно богатый запас слов, но знание и понимание значений некоторых из них отсутствует;
- затруднено построение логической цепочки событий – пропуск главных моментов, повтор уже сказанного, остановка на второстепенных элементах.
Характеристику патологии и описание симптоматики каждого ее уровня дает логопед Светлана Зябликова:
Характеристика особенностей развития патологии
Все дети с недоразвитием речи начинают говорить достаточно поздно, не раньше, чем в 3-4 года. Речь малопонятна, неправильно оформлена — как с точки зрения лексики, так и фонетики и грамматики
Вследствие того, что нарушена вербальная деятельность ребенка, у него могут наблюдаться нарушения памяти, умственной деятельности, а также отсутствуют познавательный интерес и внимание
Для детей с ОНР 1 уровня характерна достаточно упрощенная речь. Часто они используют «лепет» вместо слов или отдельные слова, которые не понятны вне ситуации. Такие дети сильно жестикулируют, пытаются передать смысл своих высказываний через язык мимики и жестов. Словарный запас ребенка с данным уровнем ОНР очень беден и состоит из отдельных звуков или их сочетаний, лепета и ограниченного количества обиходных слов, которые могут быть сильно искажены. Дети не в состоянии понять смысл многих слов и грамматических оборотов. Многие звуки не доступны для произношения, нарушен фонематический слух, то есть ребенок не различает звуки. Артикуляция нечеткая, а произношения звуков носит очень непостоянный характер.
При нарушениях речи 2 уровня, кроме лепета и жестов, дети способны воспроизводить достаточно простые предложения, состоящие максимум из трех коротких слов. Высказывания носят ситуативный характер, однотипные и достаточно бедные по своему содержанию. Словарный запас такого ребенка сильно отстает от лексического запаса его сверстников и возрастной нормы, дети не знают и не понимают значения многих слов. Более того, грамматический строй речи также значительно нарушен. Ребенок не понимает разницы между единственным и множественным числом, не умеет изменять слова по числам и падежам, неправильно употребляет предлоги и т.д. Такие дети абсолютно не готовы к звуковому анализу.
У детей с диагностированным 3 уровнем общего недоразвития речи присутствует фразовая речь. Это означает, что они достаточно сносно могут построить небольшое связное предложение, состоящее из 2-3 недлинных слов, но затрудняются составлять более длинные и сложные предложения. Такие дети хорошо пользуются глаголами и существительными, но трудно усваивают наречия и прилагательные, нередко путают названия предметов или заменяют одни глаголы другими. Нередко они путают окончания и неправильно или неуместно употребляют предлоги. Еще одна характерная особенность — сложность построения причинно-следственных связей, а также связей временных и пространственных. Фонетический склад речи у детей с данной формой нарушений тоже нарушен, но в несколько меньшей степени, чем при нарушениях 1 и 2 уровней.
У детей с 4 уровнем ОНР словарный запас достаточно богат и разнообразен, они способны воспроизводить не только большие и сложные по структуре предложения, но и пересказывать небольшие рассказы. Правда при этом они часто теряют суть и основную мысль изложения и «зацикливаются» на незначительных деталях. В некоторых клинических случаях дети с данным уровнем ОНР путают отдельные звуки или испытывают определенные затруднения при словообразовании, а также имеют достаточно невысокий уровень фонетического восприятия.
Хотя все уровни общего недоразвития речи имеют свои особенности, каждое из этих состояний требует своевременной диагностики и, в той или иной степени, поддается коррекции.
3 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи
Компонет языковой системы |
I уровень |
II уровень |
III уровень |
Словарный запас |
|
|
|
Фразовая речь |
Отсутствует. В речи использует лепетные элементы, которые |
|
Развернута. Использует многословные предложения из 4-5 |
Понимание речи |
Носит ситуативный характер. Трудности понимания |
Понимание обращенной речи осуществляется за счет |
Приближено к норме. Недостатки понимания изменений |
Грамматический строй речи |
Использует в речи корневые слова, грамматические категории |
Грубо нарушена:
|
Наблюдаются аргамматизмы: ошибки в согласовании |
Звукопроизношение |
Произношение звуков носит диффузный характер, в силу |
Не сформировано. Может быть нарушено произношение всех |
Искажено.
|
Слоговая структура слова |
Грубо нарушена. Слово часто сокращается в речи до одного |
Нарушена. При произнесении слова, контур остается, а |
Ошибки в звуконаполняемости слова: сокращение слогов, |
Фонематическое восприятие |
В зачаточном состоянии, слуховое восприятие нарушено. |
Не сформирован звуковой анализ и синтез. |
|
Коррекцию ОНР требуется проводить на ранних этапах развития ребенка. Если упустить момент, не научить ребенка дошкольного возраста говорить правильно, то последствия в школьной жизни могут быть очень серьезными: личностные нарушения, вторичные нарушения чтения и письма, трудности в овладении школьной программой.
Если вы заметили, что постоянно поправляете речь своего ребенка, а он не перестает делать ошибки, произносит слова неправильно, не может четко и ясно выразить свои мысли, воспользуйтесь услугами логопеда. Он продиагностирует вашего ребенка, проанализирует причины речевого недоразвития, и даст рекомендации по поводу возможной коррекционной работы. Сочетание Вашего стремления и профессиональные знания и умения логопеда принесут свои положительные плоды! Удачи!
Записаться на консультацию Вы можете по телефону 8-909-282-50-83
Записаться на консультацию
Взаимосвязь мышления и речи у детей раннего возраста
С.Л. Рубинштейн пишет, что мышление — это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности, на эти же важные черты мышления указывают и многие другие психологи.
А.В. Петровский пишет, мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
С.Р. Немов считал, что мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Речь является орудием мышления. Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух.
Несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена — не одно и то же. Мыслить — это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Несмотря на то что возникшая у нас мысль нам самим понятна, часто для ее выражения мы не можем найти подходящую словесную форму.
Речевое мышление – это сложное динамическое целое, в котором отношение между мыслью и словом обнаруживается как движение, проходящее через целый ряд внутренних планов: от мотива к мысли – к опосредованию ее во внутреннем слове – в значениях внешних слов – и, наконец, в словах.
Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга.
В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли. Создавая речевую форму, мышление само формируется.
Рубинштейн подводит следующий итог:
1) между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности;
2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления;
3) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.
Слияние мышления и речи дает начало совершенно новой форме поведения, характерной только для человека (целенаправленное, осознанное поведение).
Заключение
Раннее детство — период, характеризующийся наиболее стремительным психическим и физическим развитием ребенка: он овладевает ходьбой, у него развивается практическое мышление, происходит интенсивное развитие речи.
Овладение речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизни ребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т. д. Она позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия.
Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления.
Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка. На первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга — мышление существует в форме манипуляций с предметами предметных действий, а речь — в форме лепетного говорения, эмоциональных возгласов, обращенных жестов.
Неоценим вклад Л.С. Выготcкого (1896-1934). Им было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка
Он подчеркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом, среда выступает не только как условие, но и как источник развития